Организация работы, задачи и функции налоговых органов и налоговых отделов организации
Особое
внимание налогоплательщики должны обратить на заполнение полей 8, 101 и 104-110
платежного поручения.
Напомним
значения этих полей:
8 -
плательщик; 101 – статус; 104- КБК; 105 – ОКАТО; 106 – основание платежа; 107 –
налоговый период; 108 – номер документа; 109 – дата документа; 110 – тип
платежа.
При
заполнении поля 8 «Плательщик» платежного поручения следует помнить, что если
налог или сбор уплачивает организация, то ей следует указать свое наименование.
Если это филиал или обособленное подразделение, то его наименование. Гражданин
указывает фамилию, имя, отчество, а также место жительства. Другие категории
налогоплательщиков должны указать в скобках дополнительные данные,
идентифицирующие их.
Информация,
идентифицирующая плательщика средств и платеж, указываемая в расчетных
документах в соответствии с приложениями № 1-4 к Приказу № 106н, является
обязательной к заполнению при наличии в поле 101 расчетного документа
двузначного показателя статуса, который определяет юридическое лицо,
индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, учредившего адвокатский
кабинет, главу крестьянского (фермерского) хозяйства, иное физическое лицо –
клиента банка (владельца счета), кредитную организацию, орган государственной
власти или орган местного самоуправления, осуществляющий администрирование
платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации,
непосредственно оформивших расчетный документ.
При
заполнении полей 104-110 расчетного документа в поле 101 должно быть указано
одно из следующих значений статуса: налогоплательщик (плательщик сборов) –
юридической лицо («01»), налоговый агент («02»), сборщик налогов и сборов
(«03»), налоговый орган («04»), территориальные органы Федеральной службы
судебных приставов («05»), участник внешнеэкономической деятельности («06»),
таможенный орган («07»), плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление
платежей в бюджетную систему Российской Федерации (кроме платежей,
администрируемых налоговыми органами) («08»), налогоплательщик (плательщик
сборов) – индивидуальный предприниматель («09»), налогоплательщик (плательщик
сборов) – частный нотариус («10»), налогоплательщик (плательщик сборов) –
адвокат, учредивший адвокатский кабинет («11»), налогоплательщик (плательщик
сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства («12»), налогоплательщик
(плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета)
(«13»), налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст.
235 Налогового кодекса Российской Федерации) («14»), кредитная организация,
оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление налогов, сборов и
иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых
физическими лицами без открытия банковского счета («15»).
Юридическим и
физическим лицам при уплате единого социального налога и страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в
Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной части
трудовой пенсии, за работающих у них физических лиц, в поле 101 следует
указывать «14» (налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (пп. 1
п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации).
В
соответствии с Указанием Банка России от 25.08.2004 № 1493-У «Об особенностях
применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов
через расчетную сеть Банка» длина поля (код бюджетной классификации) 104
составляет 20 символов.
Первые три
знака соответствуют главному администратору доходов бюджета, согласно
законодательству Российской Федерации.
Администратором
поступлений в бюджет налогов и сборов являются налоговые органы – код 182.
Указание в платежном документе кода администратора поступлений в бюджет со
значением «000» не допускается.
В поле 104
проставляется КБК. Напоминаем, что 14-й знак КБК заполняется в зависимости от
значения, указанного в поле «Тип платежа». При уплате налога или авансового
платежа («НС», «АВ») укажите «1», пеней («ПЕ», «ПЦ») – «2», штрафов («АС»,
«АШ», «ИШ») –«3». Для государственной пошлины 14-й знак кода всегда будет равен
«1», поскольку ни пени, ни штрафы по ней не начисляются.
По доходам
(земельному налогу на имущество физических лиц), администрируемым налоговыми
органами:
- в 12-13
разрядах КБК указываются элементы для бюджетов городских округов – 04, бюджетов
поселений – 10;
- в 14-17
разрядах КБК обязательно указывается код программ доходов, которые используются
для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней и денежных взысканий (штрафов)
по данному налогу (сбору):
1000 - в 14
-17 знаках КБК на уплату налога (сбора);
2000 - при
уплате пеней и процентов;
3000 - при
уплате штрафов.
Обращаем
внимание на особенность заполнения поля 104 (КБК) расчетного документа при
уплате платежей, администрируемых налоговыми органами, по следующим кодам
бюджетной классификации:
18211301020010000130,
18211301030010000130, 18211302010010000130, 18211403011010000410,
18211403011010000440, 18211705010010000180, 18211102012010000120,
18211303010010000130, 18211623010010000140, 18230101001010000120,
18230201010010000130, 18230202010010000440, 18230302010010000180 в 14-17
разрядах (код программ доходов) должен указываться «0000».
В поле 105
указывается код ОКАТО муниципального образования, на территории которого
мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ
в соответствии с Общероссийским классификатором объектов
административно-территориального деления.
В целях
реализации положений статьи 65 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на
федеральном уровне создан Справочник кодов ОКАТО муниципальных образований и
реквизитов счетов по учету доходов бюджетов.
Коды ОКАТО
муниципальных образований Курской области размещены на сайте Управления ФНС
России по Курской области в разделе «Налоговая отчетность» по адресу:На базе
указанного Справочника разработаны программные средства, позволяющие
формировать платежные поручения в автоматизированном режиме, как
налогоплательщикам, так и налоговым органам.
Программа,
позволяющая формировать платежные поручения в автоматизированном режиме,
размещена на официальном сайте ФНС России по адресу. В поле 106 указывается
двузначный показатель основания платежа, который может принимать следующие
значения:
«ТП» -
платежи текущего года;
«ЗД» -
добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при
отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа;
«БФ» -
текущие платежи физических лиц – клиентов банка (владельцев счета),
уплачиваемые со своего банковского счета;
«ТР» -
погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов
(сборов);
«РС» -
погашение рассроченной задолженности;
«ОТ» -
погашение отсроченной задолженности;
«РТ» -
погашение реструктурируемой задолженности;
«ВУ» -
погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;
«ПР» -
погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
«АП» -
погашение задолженности по акту проверки;
«АР» - погашение
задолженности по исполнительному документу.
В случае
проставления в поле 106 расчетного документа значения ноль («0») налоговые
органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно
относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований
платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В поле 107
указывается налоговый период, который имеет 10 знаков. Этот показатель
используется для обозначения периодичности уплаты налога (сбора) или конкретной
даты его уплаты в формате «число.месяц.год».
Периодичность
уплаты может быть месячной («МС»), квартальной («КВ»), полугодовой («ПЛ») или
годовой («ГД»). Декадные платежи исключаются.
Налоговый
период приводится для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного
обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплате
доначисленного налога (сбора) от налогового органа. В показателе налогового
периода отражается тот налоговый период, за который уплачивается или
доплачивается налог (сбор).
В поле 108
приводится показатель номера документа. Он зависит от значения показателя
основания платежа. Возможны следующие значения номера документа: номер
требования налогового органа об уплате налогов (сборов); номер решения о
рассрочке;номер решения об отсрочке; номер решения о реструктуризации; номер
решения о приостановлении взыскания; номер дела или материала, рассмотренного
арбитражным судом; номер акта проверки; номер исполнительного документа и
возбужденного на основании его исполнительного производства.
При указании
в поле 108 номера документа знак «№» не ставится.
В поле 109
указывается показатель даты документа, который состоит из 10 знаков. Первые два
знака показателя обозначают календарный день (могут иметь значения от 01 до
31), 4-й и 5-й знаки – месяц (значения от 01 до 12), знаки с 7-го по 10-й
обозначают год, в 3-м и 6-м знаках в качестве разделительных проставляются
точки («.»).
Для текущих
платежей (основание платежа – «ТП») указывается дата подписания декларации
(расчета), представленной в налоговый орган. При добровольном погашении
задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об
уплате налогов (сборов) от налогового органа (основание платежа – «ЗД»)
проставляется 0.
Для платежей,
по которым уплата производится в соответствии с требованием об уплате налогов
(сборов) от налогового органа (основание платежа – «ТР»), в показателе даты
документа проставляется дата требования.
При погашении
рассроченной, отсроченной, в том числе в связи с введением внешнего управления,
реструктурируемой или приостановленной к взысканию задолженности, при уплате по
результатам налоговых проверок, а также при погашении задолженности на
основании исполнительных документов ставится дата соответствующего документа.
Напоминаем,
что физические лица, являющиеся клиентами банка, при уплате налоговых платежей
согласно декларациям в поле 109 должны указать либо дату ее представления в
налоговый орган либо дату почтового отправления, если они решили
воспользоваться услугами почтовой связи.
В поле 110
платежного поручения указывается тип платежа, имеющий два знака. Тип платежа
может принимать следующие значения:
«НС» - уплата
налога или сбора,«ПЛ» - уплата платежа,«ГП» - уплата пошлины,«ВЗ» - уплата
взноса,«АВ» - уплата аванса или предоплата, «ПЕ» - уплата пени,«ПЦ» - уплата
процентов,«СА» - налоговые санкции, «АШ» - административные штрафы,«ИШ» - иные
штрафы, которые установлены другими законами.
Обращаем
внимание, что, перечисляя страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование, направляемые на выплату страховой и накопительной части трудовой
пенсии, страховые взносы на обязательное социальное страхование в виде
фиксированного платежа, плательщик должен указать в поле 110 значение «ВЗ», при
уплате государственной пошлины – «ГП», а различного рода платежей (к примеру,
платежей за пользование природными ресурсами) – «ПЛ».
Письмо ФНС
России от 20.02.2007 № ШТ-6-06/132@
«О
применении ККТ»
Федеральная
налоговая служба сообщает, что в последнее время наблюдается тенденция создания
единых кассовых центров в магазинах с большой площадью (супермаркетах,
гипермаркетах, торговых центрах и т.д. далее Магазин). При этом оплата за товар
производится через лицо, которому данный товар не принадлежит. В связи с этим
ФНС России разъясняет отдельные вопросы, связанные с использованием нормативных
документов по применению контрольно-кассовой техники.
Так, согласно
п.1 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее Закон) продавец должен применять
ККТ. Согласно статье 5 Закона организации и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие сделки купли – продажи товаров за наличный расчет, обязаны
применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям кассовые чеки.
Это положение
сохраняется и в том случае, если площадь Магазина сдается в аренду небольшими
(до 150 кв. метров) помещениями независимым друг от друга предпринимателям или
юридическим лицам, в т.ч. применяющим упрощенную систему налогообложения (далее
УСН) или уплачивающим единый налог на вмененный доход (далее ЕНВД). При этом в
отдельных случаях деньги за товар получает единый кассовый центр Магазина и на
чеке указываются реквизиты (наименование, ИНН и т.д.) не продавца, а Магазина.
Согласно
письму Минфина России от 25 мая 2006 №03-01-15/4-114 применение одной организации
контрольно-кассовой техники, зарегистрированной другой организацией,
неправомерно.
В
соответствии с пунктом 9 Положения о порядке продажи, технического обслуживания
и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного
решением Государственной межведомственной экспертной комиссией по
контрольно-кассовым машинам от 06.03.1995, протокол № 2/18-95 (доведенного до
налоговых органов письмом Госналогслужбы РФ от 16.05.1995 № ЮБ-6-14/276),
продавцы вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых машин в аренду
предприятиям и организациям, применяющим контрольно-кассовые машины, с
последующей их регистрацией в налоговых органах указанными предприятиями и
организациями.
Согласно
приказу Госналогслужбы России от 22.06.1995 г. №ВГ-3-14/36 «Об утверждении
порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах»
(зарегистрирован в Минюсте России 3.07.1995№894) контрольно-кассовая техника
должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета каждой
организации или каждого индивидуального предпринимателя, а соответствующие
данные о владельце и адресе установки контрольно-кассовой техники указываются в
карточке регистрации ККТ.
При этом
согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.1998 №904 на
каждом чеке должны быть указаны реквизиты юридического лица или индивидуального
предпринимателя (наименование организации, ИНН организации – налогоплательщика,
заводской номер контрольно-кассовой машины, порядковый номер чека, дата и время
покупки, стоимость покупки, признак фискального режима).
Таким
образом, Магазин может передать в аренду контрольно-кассовую технику другому
индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, осуществив снятие ее с
учета в установленном порядке, с последующей регистрацией кассового аппарата
арендатором в налоговом органе по месту учета в качестве налогоплательщика. На
кассовых чеках арендованной контрольно-кассовой техники должны быть указаны
реквизиты арендатора.
В этом случае
чек, выданный единым кассовым центром, принадлежащим магазину, служит
доказательством того, что сам арендатор (юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель) не имеет своей ККТ, не применяет ККТ при реализации своего
товара и поэтому подлежит наложению штрафных санкций по статье 14.5 КоАП РФ.
В случае
исключения передаваемой в аренду модели контрольно-кассовой техники из
Государственного реестра в целях определения возможности ее дальнейшего
использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего
до 7 лет включительно с момента ввода в эксплуатацию (первичной регистрации в
налоговых органах) контрольно-кассовой техники (письмо Минфина России от
07.06.2006 № 03-01-15/4-124).
Эта точка
зрения также подтверждается письмами Минфина России от 05.07.2005
№03-11-04/3/2, от 25.05.2006 №03-1-15/4-114, а также письмами ФНС России от 31.04.2004
№ 33-0-14/300, от 10 ноября 2004г. №33-0-14/694, от 20 июня 2005 г.
№22-3-11/1115 и от 07.08.2006 № ММ-6-06/771@.
Учитывая
изложенное, Федеральная налоговая служба обязывает территориальные налоговые органы
в ходе учетно-регистрационной и контрольной работы выявлять и пресекать случаи
неправомерного использования единого кассового центра арендодателя
индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в том числе
применяющими УСН или ЕНВД.
7. Правовое
регулирование налоговых правоотношений
Участники
налоговых отношений
Права
налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлены статьей 21 Налогового Кодекса РФ.
1.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать
по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в
письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и
сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы
налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать
от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения
законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и
муниципальных образований - по вопросам применения соответственно
законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов
муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3)
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах;
4) получать
отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на
условиях, установленных НК;
5) на
своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных
налогов, пени, штрафов;
6)
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего
представителя;
7)
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и
уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8)
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать
копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые
уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать
от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и
сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не
выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных
органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому Кодексу или иным
федеральным законам;
12)
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных
органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать
соблюдения налоговой тайны;
14) требовать
в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных
незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями
(бездействием) их должностных лиц.
2.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым Кодексом и
другими актами законодательства о налогах и сборах.
3.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Обязанности
налогоплательщиков (плательщиков сборов).
1.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать
законно установленные налоги;
2) встать на
учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим
Кодексом;
3) вести в
установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,
если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4)
представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые
декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о
налогах и сборах;
5)
представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса,
занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по
запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных
операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность
в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О
бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации не обязаны
вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
6)
представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые
для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять
законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности
должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных
обязанностей;
8) в течение
четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и
других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе
документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также
уплату (удержание) налогов;
9) нести иные
обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
2.
Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо
обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по
месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
1) об
открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня
открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в
налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
2) обо всех
случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее
одного месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех
обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в течение одного
месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности
организации через обособленное подразделение. Указанное сообщение
представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
4) о
реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия
такого решения.
3. Нотариусы,
занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты,
обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об
открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими
профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия)
таких счетов.
4.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные
обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.
5. За
невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей
налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с
законодательством РФ.
6.
Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через
таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным
законодательством Российской Федерации.
7. Сведения
сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Права
налоговых органов
1. Налоговые
органы вправе:
1) требовать
от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по
формам, установленным государственными органами и органами местного
самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и
перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
2) проводить
налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3)
производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или
налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть
достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты,
изменены или заменены;
4) вызывать
на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой
(удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой
проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства
о налогах и сборах;
5)
приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или
налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента.
6)
осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо
связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их
нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории,
проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок
проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке
утверждается Министерством финансов РФ;
7) определять
суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ,
расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а
также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа
налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру
производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с
содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух
месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов,
отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения
учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить
налоги;
8) требовать
от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их
представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и
сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать
недоимки, а также пени и штрафы;
10) требовать
от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм
налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему
РФ;
11)
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и
переводчиков;
12) вызывать
в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять
ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных
юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных
видов деятельности;
14) предъявлять
в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
о взыскании
недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
о возмещении
ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие
неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета
налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении
операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом
недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика;
о досрочном
расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
в иных
случаях, предусмотренных НК РФ.
3.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих
налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах
и сборах.
4. Формы
документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих
полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а
также порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Обязанности
налоговых органов
1. Налоговые
органы обязаны:
1) соблюдать
законодательство о налогах и сборах;
2)
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а
также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в
установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно
информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о
действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых
в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты
налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов
и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а
также представлять формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их
заполнения;
5)
руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по
вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
6) сообщать
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке
на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов
Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и
сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для
заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в
бюджетную систему РФ;
7) принимать
решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту
сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и
штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения
соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для
исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных
налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
8) соблюдать
налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
9) направлять
налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой
проверки и решения налогового органа, а также в случаях, НК РФ, налоговое
уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
10)
представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его
запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням
и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая
справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган
соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или
налогового агента;
11)
осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового
агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
12) по
заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать
копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента.
2. Налоговые
органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными
федеральными законами.
3. Если в
течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил
указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать
факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего
признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления
указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела.
Пеня
Пеней
признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае
уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых
в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по
сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Виды
налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
·
Нарушение
срока постановки на учет в налоговом органе
1. Нарушение
налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом
органе на срок 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч
рублей.
2. Нарушение
срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90
календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
·
Уклонение
от постановки на учет в налоговом органе
1. Ведение
деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на
учет в налоговом органе на срок 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в
размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в
результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
2. Ведение
деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на
учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в
размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки
на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей.
·
Нарушение
срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
1. Нарушение
налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган
информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет
взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
·
Непредставление
налоговой декларации
1.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах
и сборах налоговой декларации сроком 180 дней в налоговый орган по месту учета влечет
взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате
(доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со
дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной
суммы и не менее 100 рублей.
2.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в
течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах
срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30
процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10
процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый
полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
·
Грубое
нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
1. Грубое
нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов
налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода влечет
взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Те же
деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода влекут
взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
3. Те же
деяния, если они повлекли занижение налоговой базы влекут взыскание штрафа в
размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати
тысяч рублей.
·
Неуплата
или неполная уплата сумм налога (сбора)
1. Неуплата
или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы,
иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий
(бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной
суммы налога (сбора).
3. Деяния
теже, но совершенные умышленно влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов
от неуплаченной суммы налога (сбора).
·
Невыполнение
налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Неправомерное
неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и
перечислению налоговым агентом,
влечет
взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
· Несоблюдение порядка
владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
· Непредставление
налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
1.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора,
налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет
взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
2.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в
отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о
налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от
предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо
недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения непредставления банком
справок (выписок) по операциям и счетам влечет взыскание штрафа в размере пяти
тысяч рублей.
· Ответственность свидетеля
Неявка либо
уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом
правонарушении в качестве свидетеля влечет взыскание штрафа в размере тысячи
рублей.
Неправомерный
отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет
взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.
· Отказ эксперта,
переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача
заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
1. Отказ
эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой
проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.
2. Дача
экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо
ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.
· Неправомерное несообщение
сведений налоговому органу
1.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое
это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового
правонарушения
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
2. Те же
деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание
штрафа в размере 5000 рублей.
· Нарушение порядка регистрации
объектов игорного бизнеса
1. Нарушение
порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс
тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений
количества названных объектов - влечет взыскание штрафа в трехкратном размере
ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта
налогообложения.
2. Те же
деяния, совершенные более одного раза, - влекут взыскание штрафа в шестикратном
размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего
объекта налогообложения.
Выводы и
предложения
Управление
Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации является
территориальным органом Федеральной налоговой службы, входящим в единую
централизованную систему налоговых органов, осуществляющим функции по контролю
и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и
за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых
органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей
подконтрольно.
Структура
подразделений инспекций ФНС России по Курской области имеет 9 инспекций по
возрастающей: от МИ ФНС №1 по Курской области до МИ ФНС №9 по Курской области.
Управление
ФНС РФ по Курской области следит за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты следующих налогов и сборов:
1. Федеральные налоги и сборы
2. Региональные налоги и
сборы
3. Местные налоги и сборы
4. Налоги со специальным
налоговым режимом
Федеральные
налоги и сборы.
За период с
2007г. по 2009 года поступления от НДС в бюджетную систему РФ по Курской
области увеличились на 16% по сравнению с 2007 годом и на конец первого
полугодия 2009 года составляют 4 240 867 тыс. руб.
В первом
полугодии 2009 года основную долю в общей сумме поступлений по НДС занимают
обрабатывающие производства – 21% и оптовая и розничная торговля – 21%. Хотя
доля отчислений от обрабатывающих производств в 2007 и 2008 году была больше и
составляла 32 и 27% соответственно. В отношении поступлений от оптовой и
розничной торговли наблюдается положительный тенденция роста доходов по годам,
и поступления за исследуемый период увеличились в сравнении с 2007 годом более
2,5 раз. Поступления от добычи полезных ископаемых и от операций с недвижимым
имуществом в 2009 году составили 16% и 12%.
Следует
отметить, что в сельском хозяйстве наблюдается ухудшение состояния, в связи с
кризисным явлением в данной отрасли. В 2009 году задолжность по сравнении с
2007 годом увеличилась более чем 4 раза.
За период с 2007г. по 2009 года поступления
налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ по Курской области
увеличились на 96 % по сравнению с 2007 годом, и на конец первого полугодия
2009 года составляют 10 342 784 тыс. руб.
В первом полугодии 2007-2009 годов около
половины всех поступлений по налогу на прибыль организаций заняли добыча
полезных ископаемых, причем с положительной тенденцией роста доходов по
годам. Среди остальных статей наибольший вес доходов в 2009 году имеют
обрабатывающие производства – 12 %, оптовая и розничная торговля – 6% и
производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 5%, хотя последнее
имеет убыль доходов на 11% по сравнению с 2007 годом.
Добыча
полезных ископаемых является самой большой статьей доходов налога на прибыль
организации по всем 3 годам.
За период с
2007г. по 2009 года поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ по Курской
области увеличились на 76% по сравнению с 2007 годом и на конец первого месяца
2009 года составляют 7 230 436 тыс. руб.
С НДФЛ все
просто: 99 % из всех статей доходов за все периоды времени занимают доходы по
ставке 13%, с увеличением доходности в 2009 г. относительно 2007 года в 1,76
сотых раза; и только 1% имеют доходы, полученные в виде дивидендов от долевого
участия в других организациях.
За период с 2007г. по 2009 года поступления
платежей от ЕСН в бюджетную систему РФ по Курской области увеличились на
56% по сравнению с 2007 годом и на конец первого месяца 2009 года составляют 3
852 857.
Более
половины от всех статей доходов приносит ЕСН, зачисляемый в ФБ: в 2007 г. -
61%, в 2008 и 2009 годах - 62%, с увеличением роста доходов в 2009 году в 1,6
раза по сравнению с 2007 годом.
Значимый вес доходов в 2009 году имеют
ЕСН, зачисляемый в территориальный Фонды ОМС - 20%, и ЕСН, зачисляемый в
Федеральный Фонд ОМС – 11%.
Все статьи
доходов ЕСН в Государственные внебюджетные фонды увеличиваются, начиная с 2007
года.
За период
с 2007г. по 2009 год поступления федеральных налогов и сборов в
бюджетную систему РФ по Курской области всего увеличились на 55% по сравнению с
2007 годом и на конец первого полугодия 2009 года составляют 22943105 тыс. руб.
Среди
основных федеральных налогов и сборов за 2009 год важно отметить следующие:
5.
Налог
на прибыль организаций – 45%, увеличившийся по сравнению с 2007 годом почти в
2 раза.
6.
НДС
– 18%, увеличившийся
по сравнению с 2007 годом на 16%
7.
Акцизы
по подакцизным товарам – 2%, уменьшившийся на 66% по сравнению с 2007 годом.
8. Остальные федеральные
налоги и сборы занимают 32% и увеличились достаточно значительно на 75%.
Региональные
налоги и сборы.
За период с
2007г. по 2009 года поступления региональных налогов и сборов в бюджетную
систему РФ по Курской области увеличились на 30% по сравнению с 2007 годом и на
конец первого полугодия 2009 года составляют 2 148 056 тыс. руб.
Несмотря на то что, производство и
распределение электроэнергии, газа и воды является наибольшей статьей доходов
региональных налогов и сборов за исследуемые периоды, она носит регрессивный
характер снижения доходов с периода 2007 г. по 2009 г.
Значимую долю в 2009 году среди всех
статей доходов занимают следующие:
7.
Производство
и распределение электроэнергии, газа и воды – 17 %.
8.
Обрабатывающие
производства – 11 %.
9.
Транспорт
и связь – 10 %.
10.
Оптовая
и розничная торговля – 9 %
11.
Образование
– 8 %.
12.
Суммы
налогов и сборов от физ. лиц – 8 %.
Суммы налогов и сборов, не распределенные
по кодам ОКВЭД за исследуемый период в сравнении с 2007 годом уменьшились на
31%, и также носит регрессивный характер уменьшения доходов за анализируемые
периоды.
Местные
налоги и сборы.
За период с 2007г. по 2009 года поступления
местных налогов и сборов в бюджетную систему РФ по Курской области
увеличились более чем 3 раза по сравнению с 2007 годом и на конец первого
полугодия 2009 года составляют 1 351 954 тыс. руб.
Среди основных статей доходов местных
налогов и сборов за 2009 год следует отметить доходы:
5.
от
добычи полезных ископаемых – 24%, увеличившийся по сравнению с 2007 годом почти
в 9 раз;
6.
от
образования – 12%, увеличившийся по сравнению с 2007 годом почти в 5 раз,
7.
от
обрабатывающих производств – 10%
8.
от
сумм налогов и сборов от физ. лиц – 10%.
Основным
выводом, который можно сделать, проследив работу УФНС РФ по Курской области
является то, что за последние 3 года наблюдается положительная динамика
поступаемых в бюджетную систему РФ налогов и сборов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|