-
закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» -
устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию
средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной
части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права,
обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию
и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также основы государственного
регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств
пенсионных накоплений [39];
-
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №
2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» -
определяет цели, задачи и функции Пенсионного фонда России; источники формирования
средств Фонда и направления их расходования; организационно-управленческие
основы функционирования Пенсионного фонда России [47].
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в
соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 года №1077 "О
негосударственных пенсионных фондах" и серии последующих постановлений
Кабинета Министров РФ. В настоящее время правовой основой деятельности НПФ
является закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 года "О негосударственных пенсионных
фондах" (с изменениями и дополнениями).
Основополагающий
нормативный документ современной системы пенсионного законодательства – Закон №
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В нем определены условия предоставления
застрахованным в Пенсионном фонде Российской Федерации гражданам прав на
государственное пенсионное обеспечение, порядок установления и размеры
различных видов трудовых пенсий.
Данным
законом определено, что трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут
состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.
Выплата
базовой части пенсии в установленном размере гарантируется государством, и
величина ее должна постепенно приближаться к размеру прожиточного минимума
пенсионера. Выплата страховой части пенсии зависит от объема поступивших
средств, уплаченных с доходов застрахованного лица. Установление накопительной
части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в
специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Таким
образом, выплата накопительной части трудовой пенсии зависит также и от объемов
доходов, полученных от инвестирования пенсионных накоплений.
Застрахованные
лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о
начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в
бюджет Пенсионного фонда России [48].
Пенсионный
фонд Российской Федерации обязан обеспечивать режим ведения специальной части
индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными
законодательством, в том числе обеспечивать своевременный учет в
соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета
поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера
начисленной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений, периодически
информировать застрахованное лицо о состоянии его индивидуального лицевого
счета.
В
соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный
фонд России является государственным страховщиком по обязательному пенсионному
страхованию [40].
Правовая
основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета
сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства
Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены
Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Важно
заметить, что с самого начала функционирования государственных внебюджетных
фондов не был принят федеральный закон, регламентирующий порядок их создания,
деятельности и ликвидации. В настоящее время, к примеру, Пенсионный фонд РФ
функционируют на основе Положения о нем, которое было утверждено Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1.
Согласно
пункту 2 этого Положения денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в
государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов
других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд России является
самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации [47].
Базовым
нормативно-правовым актом по инвестированию средств накопительной части
трудовой пенсии является Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об
инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в
Российской Федерации». Им установлены правовые основы отношений по формированию
и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для
финансирования накопительной части трудовой пенсии, определены особенности
правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и
участников этих отношений, а также основы государственного регулирования
контроля и надзора. Согласно этому Закону средства пенсионных накоплений
являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты
всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения
обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по
формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других
участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.
Государство
несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда
Российской Федерации перед застрахованными лицами. Особенность учета средств
пенсионных накоплений в Пенсионном фонде Российской Федерации состоит в том,
что сумма денежных средств, составляющая страховые взносы на финансирование
накопительной части трудовой пенсии, ежегодно отражается в доходной части
Пенсионного фонда в порядке, установленном бюджетным законодательством, а в
расходной части должно предусматриваться направление на последующее их инвестирование.
Необходимо
отметить, что система нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность
пенсионных фондов, требует дальнейшего совершенствования и развития. Так,
проектом Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных
системах в Российской Федерации» намечается создание профессиональных
пенсионных систем для работников, занятых на работах с особыми условиями труда [53,с.87].
С
принятием поправок к закону «О негосударственных пенсионных фондах» законом от
10 января 2003 года № 14-ФЗ также были внесены изменения в Федеральный закон «О
лицензировании отдельных видов деятельности» № 32-ФЗ от 11 марта 2003 года,
которым и предусматривается введение дополнительного вида лицензируемой
деятельности — по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Закон
№ 14-ФЗ внес существенное изменение в деятельность негосударственных пенсионных
фондов: с 1 января 2004 года они могут осуществлять функции страховщика по
обязательному пенсионному страхованию, наряду с Пенсионным фондом РФ.
Следующим
этапом реформирования пенсионной системы должно стать рассмотрение и принятие
следующих проектов федеральных законов: «Об управлении средствами
государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации»;
«Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации», направленных
на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на
льготную пенсию в связи с особыми условиями труда [64,с.17].
На
региональном уровне в состав правовой базы пенсионного обеспечения входят
нормативные акты органов власти субъектов Российской Федерации. Так, в
Республике Татарстан принят Закон «О первоочередных мерах по реализации в
Республике Татарстан федеральных законов о реформировании пенсионной системы».
В
целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным
принят закон «О государственной гражданской службе», содержащий
детализированные положения на основе Федерального закона 166-ФЗ, а также
внесены изменения в нормы, касающиеся порядка назначения, перерасчета и выплат
пенсий за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, доплат к
государственным пенсиям за заслуги перед Республикой Татарстан.
Согласно
Постановлению Правительства Российской Федерации № 379 от 30 июня 2003 года
накопительная часть трудовой пенсии может быть инвестирована в финансовые
инструменты – государственные облигации, облигации субъектов РФ, муниципальные
облигации, корпоративные облигации, акции открытых акционерных обществ.
Пенсионный фонд РФ
возглавляет председатель, который назначается и освобождается Президентом РФ.
При Фонде образовано правление, являющееся коллегиальным совещательным органом.
В состав правления Пенсионного фонда России входят по должности председатель,
первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный
директор Фонда, а также управляющие несколькими отделениями Фонда. В состав
правления Фонда могут входить представители общественных, религиозных организаций,
объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой
интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для осуществления контроля
деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных
органов образована контрольно-ревизионная служба. Для решения поставленных
задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом [52,с.251].
На федеральном уровне
управление пенсионной системой обеспечивается правлением Пенсионного фонда и
его исполнительным органом – исполнительной дирекцией.
Управление органами
Пенсионного фонда в республиках, краях, областях, национально-территориальных
образованиях осуществляется региональными отделениями, которые являются
юридическими лицами. Далее следуют межрайонные центры персонифицированного
учета, районные отделения и отделы по назначению и выплате пенсий. При такой
структуре каждый объект получает управляющее воздействие от соответствующего
вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным объектом
нижестоящего уровня. Информация о состоянии и характере функционирования
подчиненных объектов передается в обратном порядке.
К многочисленным функциям
управления центрального аппарата Пенсионного фонда РФ относятся: формирование и
оперативная корректировка бюджета Фонда; прогнозирование и аналитические
исследования движения его денежных средств; перераспределение финансовых ресурсов
между территориями; бухгалтерский учет и отчетность, экономический анализ;
актуарное прогнозирование развития пенсионной системы. В связи с широким
набором функций и большим объемом информации, поступающей в центральный
аппарат, для ее обработки создана высокоразвитая организационная структура,
которая включает департамент экономии формирования бюджета Пенсионного фонда,
главные управления, управления и ряд отделов, выполняющих отдельные основные
функции. [58,с.31].
Основные процедуры
обработки информации и принятия решений о назначении и выплате пенсии
проводятся в подразделениях центрального аппарата и его региональных
отделениях.
На уровне субъектов
Федерации во всех регионах действуют региональные отделения Пенсионного фонда,
включающие аппарат отделения и службы по назначению, выплате и доставке пенсий,
учету и проверке пенсионных прав застрахованных. Основной задачей регионального
отделения является организация персонифицированного учета застрахованных
граждан, финансирование выплат пенсий и их доставки.
Территориальные отделения
Пенсионного фонда Российской Федерации в своей деятельности тесно
взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями,
стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а
также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию.
В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые
юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие
линии".
Для
осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда и
его региональных органов образуется ревизионная комиссия Фонда [49,с.97].
Исходя из
вышесказанного, можем схематично изобразить структуру Пенсионного Фонда
Российской Федерации:
В процессе финансово-хозяйственной
деятельности Пенсионный фонд РФ взаимодействует со следующими организациями и
учреждениями:
- Налоговой службой,
отделения которой осуществляют контроль за сбором и перечислением в Фонд платежей
через специальный счет Фонда в казначействе; - Центробанком России, через
расчетно-кассовые центры которого Пенсионный фонд осуществляет основной объем
финансовых операций и в отделениях у которого имеет свои счета;
- Федеральной службой
почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата большинства
видов пенсий;
- Центральными и региональными
органами Федерального казначейства, с которыми Фонд взаимодействует в процессе
аккумуляции и перераспределения средств своего бюджета на выплату пенсий [18,с.23].
Взаимодействие органов
Пенсионного фонда РФ с учреждениями, осуществляющими доставку пенсии, показано
в Приложении 1.
Таким образом, в начале
1990 годов в России началась эпоха радикальных социально-экономических реформ,
среди которых создание и реформирование пенсионных фондов занимают одно из
ключевых мест. В процессе реформирования государственное пенсионное обеспечение
в России было заменено на государственное пенсионное страхование. Для
практического формирования всего комплекса правовых, организационных и
экономических условий, необходимых для пенсионного страхования, Постановлением
Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года был создан Пенсионный фонд
РСФСР. А после подписания Президентом Российской Федерации Указа №1077 «О
Негосударственных пенсионных фондах», началось развитие негосударственных
пенсионных фондов, направленное на совершенствование системы социального
обеспечения и дополнительных социальных гарантий людей пенсионного возраста.
2. Действующая
система пенсионного обеспечения пенсионными фондами в России
2.1 Деятельность
пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования
Идея страхования в целом
основана на принципе распределения негативных последствий при наступлении
определенного случая для одного из участников страхования между всеми
остальными участниками. В этой связи формирование финансовой основы страхования
базируется на создании за счет страховых взносов внебюджетных фондов. В 2001
году обязательные платежи во внебюджетные фонды были объединены в единый
социальный налог. Федеральный закон № 167-ФЗ изменил данный порядок, введя
страховые взносы в Пенсионном фонде России, за счет которых частично
финансируется выплата трудовых пенсий.
В соответствии с
Программой пенсионной реформы в России создана комбинированная пенсионная
система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование,
государственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование [51,с.147].
Социальное обеспечение по
обязательному пенсионному страхованию представлено трудовыми пенсиями различных
видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Оно ориентировано,
во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного
населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на
возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности к
производительному труду. Эти две составляющие обязательного пенсионного
страхования имеют разное экономическое содержание, но направлены на достижение
одних и тех же социальных целей. В рыночных экономических условиях природа
обязательного пенсионного страхования приобретает некоторую двойственность: оно
обязано выполнять функции социальной защиты пенсионеров и одновременно
выступать в качестве экономического механизма страхования [57,с.86].
Основы государственного регулирования
обязательного пенсионного страхования в России устанавливает Федеральный закон
от 15декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации». Данным законом обязательное пенсионное страхование
определено как система создаваемых государством правовых, экономических и
организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка,
получаемого до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное
пенсионное страхование занимает центральное положение как в структуре
пенсионной системы, так и в системе обязательного социального страхования.
[29,с.76]
Основным страховщиком,
осуществляющим обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд
РФ, действующий в организационно-правовой форме государственного учреждения.
Пенсионный
фонд, в качестве страховщика, осуществляет следующие функции:
-
регистрацию страхователей;
-
индивидуальный (персонифицированный) учет;
- сбор
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
-
деятельность по инвестированию пенсионных накоплений;
-
назначение, расчет, перерасчет и выплату трудовых пенсий.
Государство несет перед
застрахованными лицами субсидиарную ответственность по обязательствам
Пенсионного фонда РФ, что соответствует положениям гражданского
законодательства, регулирующим ответственность некоммерческих организаций,
созданных в организационно-правовой форме учреждений [66,с.75].
С 2004 года наряду с
Пенсионным фондом РФ функции страховщика по обязательному страхованию могут
выполнять негосударственные пенсионные фонды в случае, если застрахованное лицо
реализует свое право на отказ от формирования накопительной части трудовой
пенсии через Пенсионный фонд РФ и передачу своих средств пенсионных накоплений
в негосударственный пенсионный фонд, путем заключения договора об обязательном
пенсионном страховании и подачи соответствующего заявления в территориальный
орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае субсидиарную ответственность за
сохранность пенсионных средств застрахованного лица будет нести выбранный
негосударственный пенсионный фонд. В настоящее время в России действует порядка
300 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию Министерства труда и
социального развития Российской Федерации. Вкладчики – как предприятия, так и
отдельные граждане – перечисляют пенсионные взносы в пользу более чем 5 млн.
человек. Около 400 тысяч человек, то есть каждый сотый пенсионер нашей страны,
получает негосударственную пенсию. Основными критериями при выборе
негосударственного пенсионного фонда являются следующие: опыт и репутация
данного фонда на рынке негосударственного пенсионного обеспечения; сведения о
размере имущества фонда; доходность от размещения пенсионных резервов. Сохранность
пенсионных накоплений, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и
негосударственный пенсионный фонд, практически одинакова, а уровень доходности,
получаемый негосударственным пенсионным фондом, выше доходности, получаемый
Пенсионным фондом Российской Федерации [32,с.109].
Более 12700 татарстанцев
сегодня получают негосударственную пенсию, что составляет около 1,3 % всех
пенсионеров. На территории Татарстана работает восемь негосударственных
пенсионных фондов, пятеро из которых с 2004 года получили лицензии на
осуществление обязательного пенсионного страхования. Количество участников
негосударственных пенсионных фондов в Татарстане достигло 248 тысяч человек,
причем более 95 тысяч из них - застрахованные лица, заключившие договоры об
обязательном пенсионном страховании [73].
Страхователи по
обязательному пенсионному страхованию делятся на две группы. В первую входят
организации, а также индивидуальные предприниматели и другие физические лица,
начисляющие и уплачивающие страховые взносы на выплаты в пользу лиц, с которыми
заключены трудовые ил гражданско-правовые договоры. Ко второй группе
страхователей относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные
к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Таким
образом, страхователями являются все плательщики страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, а также лица, уплачивающие взносы в фиксированном
размере [65,с.26].
Застрахованные лица –
лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в РФ,
подразделяются на три группы. К первой относятся граждане РФ, проживающие на ее
территории, иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по
трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом
которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Вторая группа – это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой,
являющиеся членами крестьянских хозяйств, членами родовых, семейных общин
малочисленных народов Севера. Третья группа – это иные категории граждан, у
которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в
соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ,
работающие за ее пределами и добровольно осуществляющие уплату страховых
взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также физические лица, добровольно
вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и
уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое
физическое лицо, за которое такая уплата страхователем не осуществляется [7,с.87].
Основанием для
возникновения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию является наступление
страхового случая, которым признается достижение пенсионного возраста,
наступление инвалидности, потеря кормильца. Соответственно каждому страховому
случаю Федеральный закон №167-ФЗ устанавливает виды обязательного страхового
обеспечения, из которых первые три – страховая и накопительная часть трудовой
пенсии по старости, страховая и накопительная часть трудовой пенсии по
инвалидности, страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Четвертым видом обязательного страхового обеспечения является социальное
пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти,
установление и выплата которого осуществляются в соответствии с Федеральным
законом от 12 января 1996года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» [64,с.75].
В целях финансового
обеспечения страховых выплат, Пенсионный фонд Российской Федерации формирует
бюджет денежных средств.
К составлению бюджета
Пенсионного фонда России предъявляются следующие требования:
- бюджет должен
составляться страховщиком на финансовый год с учетом обязательного
сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, то есть объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита;
- при формировании
бюджета на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных
средств, не включаемых в состав временно свободных средств резерва бюджета
Пенсионного фонда России.
Бюджет Пенсионного фонда
РФ состоит из бюджетов его территориальных органов. Он формируется за счет
страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых
санкций, доходов от размещения временно свободных средств обязательного
пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций,
уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, иных
источников, не запрещенных законодательством РФ [15,с.36].
Принципиальным
нововведением в системе пенсионного обеспечения является также установление
особого механизма обязательного пенсионного страхования самозанятой части
населения страны. Для индивидуальных предпринимателей, частных детективов,
занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов введена уплата страховых
взносов в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа, размер которого в
расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года,
утверждаемой Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа
составляет 150 рублей. Граждане РФ, работающие за границей, вправе добровольно
осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за себя. Физические
лица вправе осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за другое
физическое лицо, за которое не осуществляется их уплата страхователем [29,с.87].
Основы новой структуры
пенсионной системы, обеспечивающей информационную базу данных для мотивации
всех застрахованных лиц к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ,
предусмотрены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицировано) учете в системе обязательного пенсионного
страхования». Этот закон установил правовую основу, принципы организации и
порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о
застрахованных гражданах.
В соответствии с
Федеральным законом №27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет –
организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для
реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица – документ, хранящийся в форме
записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью
средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда РФ, содержащий
предусмотренные законом сведения о застрахованных лицах, включенные в
информационные ресурсы Пенсионного фонда РФ.
Федеральным законом
№27-ФЗ определены следующие цели индивидуального (персонифицированного) учета:
создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами
труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже
и заработке, определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание
информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного
законодательства, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового
стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности
застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; создание
условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная
поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения
тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, расчета макроэкономических
показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; упрощение
порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам
[41].
В
процессе трудовой деятельности информация о стаже, заработке и страховых
взносах ежегодно уточняется и дополняется посредством взаимодействия органов
Пенсионного фонда Российской Федерации со страхователями и лицами,
самостоятельно обеспечивающими себя работой.
По
состоянию на 1 января 2008 года общая численность плательщиков страховых
взносов, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда по Республике
Татарстан, составила 267107 страхователей. По сравнению с началом 2007 года их
численность выросла на 9929 страхователей или 3,9%.
По
состоянию на 1 января 2008 года привлечены к ответственности за нарушение
статьи 11 Федерального закона №27- ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном
учете в системе обязательного пенсионного страхования» 8202 страхователей или
2,2% от общего количества страхователей состоящих на учете. Информация о
численности пенсионеров и средних размерах пенсий по Республике Татарстан за
2008 год показана в Приложении 2.
Пенсионный
фонд Российской Федерации осуществляет сбор страховых взносов на финансирование
страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Сумма страховых взносов,
направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой
пенсии, за каждое застрахованное лицо составляет 14%. Страховой взнос в 8% -
для лиц 1967 года рождения и моложе формирует страховую часть трудовой пенсии,
6% формирует накопительный персонифицированный резерв, и может направляться на
финансирование накопительной части трудовой пенсии в момент выхода на пенсию
данного застрахованного лица. Точно так же, как и для ставок единого
социального налога, для тарифов страховых взносов установлена регрессивная шкала
[20,с.55].
Одна
из проблем в сфере обязательно пенсионного страхования - шкала регрессии. В
2002–2004 годах шкала регрессии не пересматривалась. С 1 января 2005 года
введена новая шкала регрессии. В то время средняя зарплата по России в 2005
году была около 8 тыс. рублей, сегодня средняя зарплата уже 12 тысяч. А для
тех, кто получает за 280 тысяч, уже стала значительно больше, но они уплачивают
все так же, по старой шкале регрессии.
За
период с 2004 по 2007 года общая численность застрахованных лиц, имеющих
накопительную часть трудовой пенсии по Республике Татарстан, выросла на 475,8
тысяч человек или на 37,6% и составила по состоянию на 1 января 2008 года
2507,7 тысяч застрахованных лиц. При этом общее количество заявлений по
инвестированию средств пенсионных накоплений за 4 года (2004-2008 годы)
составляет почти 407 тысяч заявлений или 24% от застрахованных лиц имеющих
накопительную часть пенсии. Средний показатель по Российской Федерации за тот
же период - 5%.
Пенсионный
фонд также осуществляет деятельность по назначению, расчету, перерасчету и
выплате трудовых пенсий.
Так, за
2007 год территориальными органами Отделения Пенсионного фонда по Республике
Татарстан было зарегистрировано 73120 обращений за назначением пенсий, что на
22,4% больше аналогичного показателя 2006года.
За
назначением:
-
трудовой пенсии обратилось 66720 граждан,
-
пенсий по государственному обеспечению 6400 граждан.
За
отчетный период назначено 74202 пенсий – 95,6% от общего количества
обратившихся за назначением пенсий. По сравнению с данными за 2006 год этот
показатель вырос на 0,84% [68].
Обязательное
пенсионное страхование предусматривает выплату трудовых пенсий и социальное
пособие на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.
Выплату пенсий Пенсионный
фонд Российской Федерации может обеспечить лишь при наличии достаточной
доходной базы. Проанализируем доходы и расходы Пенсионного фонда РФ за
2005-2007 годы.
Анализ структуры доходов
бюджета Пенсионного фонда России показал, что наибольший удельный вес в
налоговых доходах занимают страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование (Таблица 2.1.1). По сравнению с 2005 годом удельный вес страховых
взносов снизился в 2007 году с 54,4% до 46,8%. Снижение доли страховых взносов
в Пенсионный фонд произошло по причине увеличения поступлений средств из
Федерального бюджета. Приоритетную роль в них играют страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части
трудовой пенсии. Размер их в общем объеме страховых взносов за 2007 год
составил более 757 млрд. рублей [73].
Наименование дохода
2005
2006
2007
млн. руб.
уд. вес,%
млн. руб.
уд. вес, %
млн. руб.
уд. вес,
%
Всего доходов, в том числе
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР:
- на выплату страховой части
трудовой пенсии
- на выплату накопительной части
трудовой пенсии
Недоимка, пени, иные финансовые
санкции по взносам в ПФР
Средства единого социального
налога, поступающие из федерального бюджета
Доходы, полученные от размещения
временно свободных средств ПФР
Субвенции федерального бюджета,
передаваемые ПФР
Прочие поступления в ПФР
1229783
668442
583669
84773
13031
345982
10780
191548
100
54,4
47,5
7
1
28,1
0,88
15,6
1566399
720619
621070
99549
5781
485994
6611
347294
100
46
40
6
0,37
31
0,43
22,2
1860112
869780
757600
112180
496
597444
7527
384795
100
46,8
41
6
0,03
32,12
0,41
20,7
Таблица 2.1.1 Структура
доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2005-2007 годах
В структуре доходов ПФР
значительный удельный вес занимают средства единого социального налога (ЕСН),
поступающие из федерального бюджета. По сравнению с 2005 годом удельный вес ЕСН
в 2007 году вырос с 28,1% до 32,12%.
Ежегодное увеличение доли
средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует
об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. В целях решения
данной проблемы Геннадий Батанов, глава Пенсионного фонда Российской Федерации
, предлагает собираемый сейчас в федеральный бюджет ЕСН по ставке 6% от фонда
оплаты труда отменить. Размер отчисляемых в Фонд пенсионных страховых взносов,
соответственно, должен быть увеличен с 14 до 20%. Базовую же часть пенсии, на
которую сейчас расходуется ЕСН, по мнению Геннадия Батанова, следует признать
пособием и финансировать из общих расходов бюджета. Другими словами, Пенсионный
фонд предлагает передать ему поступления от ЕСН (368 млрд. рублей в 2007 году),
которые сейчас достаются федеральному бюджету [71].
В таблице Таблица 2.1.2
показана динамика доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2005-2007 годах, по
которой видно, что рост доходов за 2006 год по сравнению с предыдущим составил
128%, а на 2007 год увеличение составило 151,3%
Таблица 2.1.2 Динамика
доходов бюджета Пенсионного фонда России
в 2005-2007 годах
Наименование дохода
2005
2006
2007
млн. руб.
млн. руб.
измен.,%
млн. руб.
измен.,%
Всего доходов, в том числе
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР:
- на выплату страховой части
трудовой пенсии
- на выплату накопительной части
трудовой пенсии
Недоимка, пени, иные финансовые
санкции по взносам в ПФР
Средства единого социального
налога, поступающие из федерального бюджета
Доходы, полученные от размещения
временно свободных средств ПФР
Субвенции федерального бюджета,
передаваемые ПФР
Прочие поступления в ПФР
1229783
668442
583669
84773
13031
345982
10780
191548
-
1566399
720619
621070
99549
5781
485994
6611
347294
100
127,4
108
106,4
117,4
44,37
140,5
61,3
181,3
-
1860112
869780
757600
112180
496
597444
7527
384795
70
151,3
130
130
132
4
173
70
201
-
Анализ структуры расходов
бюджета Пенсионного фонда России показывает, что наибольший удельный вес
занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию – более 90 % (Таблица
2.1.3). Среди них преобладают расходы на выплату страховой и базовой частей
трудовой пенсии. Удельный вес расходов направляемых на выплату страховой части
трудовой пенсии составил в 2005 году – 51,9% , а на 2007 год составил 53%.
Таблица 2.1.3 Структура
расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2005-2007 годах
Наименование расхода
2005
2006
2007
млн. руб.
уд. вес
%
млн. руб.
уд. вес
%
млн. руб.
уд. вес
%
Всего, в том числе
Расходы ПФР по обязательному
пенсионному страхованию, из них:
-выплата базовой части трудовой
пенсии
-выплата страховой части трудовой пенсии
-выплата пенсий гражданам, выехавшим
на постоянное жительство за пределы РФ
Выплата пенсий по государственному
пенсионному обеспечению