Динамика
расходов бюджета ПФР отражает стремительную тенденцию к росту его показателей.
Так, если расходы в 2005 году составляли 1176192 млн. рублей, то в 2006 году их
объем увеличился на 110% (1294836 млн. рублей), а расходы в 2007 году составили
1500560 млн. рублей или 128% к 2005 году (Таблица 2.1.4).
С 2005
года наблюдается нарушение текущей сбалансированности бюджета Фонда по выплатам
на базовую и страховую часть трудовой пенсии, когда базовая ставка ЕСН была
снижена с 14 до 6% в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Таблица
2.1.4 Динамика расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2005-2007 годах
Наименование расхода
2005
2006
2007
млн. руб.
млн. руб.
измен.,
%
млн. руб.
измен.,
%
Всего, в том числе
Расходы ПФР по обязательному
пенсионному страхованию, из них:
-выплата базовой части трудовой
пенсии
-выплата страховой части трудовой пенсии
-выплата пенсий гражданам, выехавшим
на постоянное жительство за пределы РФ
Выплата пенсий по государственному
пенсионному обеспечению
Административно-управленческие и
прочие расходы
1176192
1060700
450 238
609 899
563
75 065
40 427
1294836
1166753
485 543
680 274
936
87 804
39 343
110
110
108
111
166
117
97
1500560
1356954
559 343
796 445
1166
99 848
43 892
128
128
124
131
207
133
109
Проблема
выплаты досрочных пенсий является актуальной в настоящее время. Надо решить
вопрос, связанный с уменьшением финансовой нагрузки на бюджет
Пенсионный фонд в связи с выплатой пенсий гражданам, которые досрочно
выходят на пенсию в связи с особыми условиями труда
- в нефтегазовой, атомной, металлургической промышленности
и некоторых иных отраслях.
Во всем
мире работодатели, которые используют особые условия труда на рабочих
местах, платят дополнительный платеж. У нас этого нет. Поэтому эти расходы
покрываются за счет общих средств Пенсионного фонда, что неправильно
в корне. Решение этой проблемы сейчас затягивается, хотя она очень
актуальна, и ее нужно срочно решать. У нас порядка
500 тысяч человек ежегодно выходят на досрочную пенсию, а всего
пенсионеров, получающих досрочную пенсию, около 10 миллионов человек
из общего числа пенсионеров в России - 38,5 миллиона. Это
большая нагрузка на бюджет Фонда.
Аналогичные
тенденции в финансовой обеспеченности обязательного пенсионного страхования
прослеживается и по данным Отделения Пенсионного фонда России по Республике
Татарстан. На рисунке 2.1.1 представлена структура доходов его бюджета, в 2008
году, которая показывает, что доходы на выплату страховой и накопительной части
трудовой пенсии составляет 46,8 %. Наибольшую часть доходов составляют средства
федерального бюджета – 53% от всех доходов.
Рис.
2.1.1. Структура доходной части бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской
Федерации по Республике Татарстан в 2008 году
Структура расходной части бюджета Отделения Пенсионного фонда
России по Республике Татарстан показана на рисунке 2.1.2.
Рис.
2.1.2. Структура расходной части бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской
Федерации по Республике Татарстан в 2008 году
Расходы
на выплату страховой части трудовой пенсии в 2008 году составят 20939,4 млн.
рублей (45,18%); на выплату базовой части трудовой пенсии – 16457,7 млн. рублей
(35,51%).
Из рисунка
2.1.3 видно, что обеспеченность собственными средствами на выплату пенсий по
Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан составила в 2008
году 75 % (в 2007 году – 67%), на выплату базовой части – 53% (в 2007 году –
51,9%). Обеспеченность собственными средствами на выплату страховой части
трудовой пенсии составила 91% (в 2007 году-91,7%) страховых взносов.
Начиная
с 2005 года прослеживается динамика в сторону уменьшения обеспеченности
собственными средствами по выплате пенсий. Так, до 2007 года по выплате
страховой части трудовой пенсии был профицит, но, начиная с 2007 года, наблюдается
дефицит в размере 9%. Дефицит по выплате базовой части трудовой пенсии в
среднем держится на прежнем уровне и составляет 47%.
Рис.
2.1.3. Динамика обеспеченности собственными средствами на выплату пенсий в
Республике Татарстан
Проведенный
анализ деятельности Пенсионного фонда по организации и финансированию
обязательного пенсионного страхования Пенсионным фондом Российской Федерации
показал, что большая часть обязательств Фонда по обязательному пенсионному
страхованию финансируется за счет средств федерального бюджета, что говорит о
большой зависимости бюджета Пенсионного фонда от федерального бюджета, а это
свидетельствует о том, что пенсионная система все дальше отходит от страховых
принципов.
2.2 Организация
государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России
Пенсионное
обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий
стабильного развития общества, поскольку затрагивает не непосредственно интересы
нетрудоспособного населения любой страны, а косвенно все население.
Государственное
пенсионное обеспечение регулируется Федеральным законом «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001
года, которым устанавливаются основания для возникновения права на получение и
порядок назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению -
ежемесячных государственных денежных выплат, предоставляемых гражданам для
компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с наступлением
определенных обстоятельств, независимо от наличия или отсутствия права на
трудовую пенсию [63,с.87].
Пенсия
по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная
денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом.
Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в
связи с прекращением государственной службы при достижении установленных
законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Пенсии
по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за
выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия
[24,с.78].
Право на пенсию за
выслугу лет имеют федеральные государственные служащие и военнослужащие. Пенсия
за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним лицам, проходящим военную
службу по контракту, назначается в порядке, предусмотренном законодательством о
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. По нормам Закона о
государственном пенсионном обеспечении пенсии по инвалидности назначаются
военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны и гражданам,
пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Пенсия по
старости в рамках Закона о государственном пенсионном обеспечении назначается
гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф.
Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам. Согласно Закону о
трудовых пенсиях социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по
каким-либо причинам права на трудовую пенсию. По смыслу этой нормы обязательным
условием назначения социальной пенсии является невозможность назначения
какой-либо трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери
кормильца). В случае смерти военнослужащих и граждан, пострадавших в результате
радиационных или техногенных катастроф, пенсия по случаю потери кормильца
предоставляется членам их семей.
Вместе с
тем в рамках государственного пенсионного обеспечения как организационно-правовой
формы реализации конституционного права пенсии предоставляются и лицам,
находящимся за пределами его действия. В частности, судьи, ушедшие в отставку
по достижении возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по
юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы
судьей, получают ежемесячное пожизненное содержание. По своей экономической
сути и целевому назначению ежемесячное пожизненное содержание судей аналогично
пенсии, а источником его выплаты служат средства федерального бюджета [58,с.47].
Установлены
следующие размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа
государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка
федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей
трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы
сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка.
При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75%
среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Пенсии,
пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень
жизни [21,с.96].
Изменение
условий и норм назначения и выплаты пенсий может производиться только путем
внесения в Закон о государственном пенсионном обеспечении изменений и
дополнений, т.е. путем принятия соответствующих федеральных законов. Это
означает, что законодатель стремился исключить случаи "корректировки"
федеральных законов с помощью иных нормативных правовых актов, что в последние
годы довольно часто происходило на практике.
Законом
о государственном пенсионном обеспечении Правительству РФ поручено установить
условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других (кроме
чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей
(статья 10), порядок и условия признания граждан инвалидами (статья 12),
порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за
выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в
должностях федеральной государственной службы, государственных должностях
федеральных государственных служащих и других должностях, определенных
Президентом Российской Федерации (статья 19), перечень документов, необходимых
для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета
размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии,
ведения пенсионной документации (статья 24) [6,с.25].
Право на
пенсию по государственному пенсионному обеспечению возникает: в связи с
длительным выполнением гражданами функций федеральной государственной службы; в
связи с причиненным здоровью человека вредом в результате радиационных и
техногенных катастроф; у граждан, не приобретших право на трудовую пенсию, при
наступлении нетрудоспособности вследствие престарелого возраста, инвалидности
или в случае потери кормильца [58,с.43].
Условия
и нормы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семей определяются в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу.
На
основаниях, установленных указанным Законом, назначаются также пенсии лицам,
приравненным по пенсионному обеспечению к вышеуказанной категории граждан, а
именно сотрудникам налоговой полиции, таможенных органов, прокурорам,
следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений
Прокуратуры РФ, имеющим классные чины, и их семьям.
В стаж
государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет
федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях
федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных
государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом
Российской Федерации.
Пенсии
по государственному пенсионному обеспечению финансируются из средств
федерального бюджета, выплачиваются независимо от получения накопительной части
трудовой пенсии и подлежат периодической индексации. Размеры пенсий определены
в зависимости от категории пенсионеров [59,с.48].
В
бюджете Пенсионного фонда России на выплату пенсий по государственному
пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям предусмотрены средства федерального
бюджета, передаваемые Фонду в 2008 году в объеме 117,7 млрд. рублей.
По Отделению
Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в 2007 году
расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению составили
2237,8 млн. рублей или 4,9% от общего объема расходов. В 2008 году на
государственное пенсионное обеспечение планируется потратить 2442,2 млн.рублей
или 5,1% от общего объема расходов.
Средний
размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 1 января 2007 года
составил 1833,2 рублей, таким образом, за год пенсия увеличилась на 4,8% в
среднем по Республике Татарстан. Пенсии за выслугу лет федеральным госслужащим
увеличились на 8,3% , на 1 января 2007 года они составили в среднем 4568,6
рублей. Пенсии военнослужащих и их семей за 2006 год увеличились на 8,6% и составили
2270,6 рублей. Наибольшее увеличение пенсий произошло у пенсионеров,
пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф- на 12,2% и
составили при этом 3311,2 рублей.
Динамика
основных показателей по государственному пенсионному обеспечению граждан
Республики Татарстан показана в таблице 2.2.1.
Таблица
2.2.1 Основные показатели государственного пенсионного обеспечения граждан
Республики Татарстан за 2004-2007годы
Показатели
на 31.12.04
на 31.12.05
в % к пред.году
на 01.01.07
в % к пред. году
Численность пенсионеров, тыс.чел.
969,3
978,2
100,9
985,0
100,7
Прожиточный минимум пенсионера,
руб.
1439,0
1761,0
122,4
1946,0
110,5
Средний размер пенсий по гос.пенсионному
обеспечению,руб.
1268,1
1748,8
137,9
1833,2
104,8
Соотношение среднего размера пенсии
по гос.пенсионному обеспечению с прожиточным минимумом пенсионера, %
88,1
99,3
112,7
94,2
94,9
Количество назначенных пенсий
(нарастающим итогом) - всего,
58196,0
62218,0
106,9
62738,0
100,8
Из них, количество назначенных
пенсий по государственному пенсионному обеспечению
3269,0
5183,0
158,6
5676,0
109,5
Среди
основных показателей пенсионного обеспечения граждан важное место занимает
такой показатель, как прожиточный минимум пенсионера. Этот показатель
устанавливается ежегодно по данным Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации. Средний размер пенсии по государственному
пенсионному обеспечению на 1 января 2007 года составляет 94,9% от прожиточного
минимума пенсионера, в 2005 году тот же показатель составлял 99,3%, то есть
наиболее был приближен к прожиточному минимуму пенсионера.
В
случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии
по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с
указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии),
установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Право
на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1)
гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы (государственная пенсия
по инвалидности и трудовая пенсия по старости);
2)
участникам Великой Отечественной войны (государственная пенсия по инвалидности
и трудовая пенсия по старости);
3)
родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших
(умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной
травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть
военнослужащих наступила в результате их противоправных действий),
(государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по
старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и
социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью
кормильца);
4)
вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву
вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак (государственная пенсия
по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или
государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за
исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
5)
нетрудоспособным членам семей граждан, получивших или перенесших лучевую
болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий
указанной катастрофы, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, граждан, принимавших участие в ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (государственная пенсия по
случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или
государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за
исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
6) гражданам,
награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (государственная пенсия по
инвалидности и трудовая пенсия по старости).
На 1
января 2007 года общий размер пенсий у инвалидов ВОВ составил 6956,8 рублей,
это на 11,3% выше предыдущего года, пенсия по государственному пенсионному
обеспечению составила 3116,2 рублей. У участников ВОВ общий размер пенсии на 1
января 2007 года составил 6763,8 рублей, увеличившись при этом за год на 12,7%,
из них 2655,9 рублей по государственному пенсионному обеспечению. Пенсии вдов
погибших военнослужащих за этот же период составили 4782,8 рублей, увеличившись
при этом на 9,3%, по государственному пенсионному обеспечению- 2075,2 рублей.
Пенсии родителей погибших военнослужащих на 1 января 2007 года составили 4479,1
рублей, увеличение произошло на 10,6%, по государственному пенсионному обеспечению-1959,8
рублей.
Таким образом, организация
государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации возложена на
Пенсионный фонд Российской Федерации. Он, в соответствии с установленными
условиями и нормами, осуществляет государственное пенсионное обеспечение за
счет средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным
служащим, «чернобыльцам», лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию,
уполномочен государством создавать экономическую основу для пенсионных выплат.
2.3 Дополнительное
пенсионное обеспечение пенсионными фондами
В любой стране мира
всегда были и будут граждане, имеющие выдающиеся достижения перед государством
в различных сферах деятельности: в области науки, техники, культуры, искусства,
спорта и т.д. Особо одаренные представители творческой интеллигенции: артисты и
писатели, художники и иные деятели своим трудом и различными достижениями
приносят государству огромную пользу в экономической, социальной, политической
сферах. Заслуги отдельных граждан столь высоки, что даже в сложных
экономических условиях долг государства отмечать таких граждан не только путем
признания их заслуг, присвоения знаний и награждения орденами, медалями и т.п.,
но и путем предоставления им дополнительного материального обеспечения при
выходе на пенсию [45,с.37].
Повышенное материальное
обеспечение по сравнению с другими пенсионерами предоставлялось отдельным
категориям граждан на протяжении всего периода существования Советского Союза.
Законодательство о пенсиях за особые услуги неоднократно менялось в связи с
расширением или сужением понятия особых заслуг, введением их ранжирования,
уточнением оснований, дающих право на персональную пенсию, изменением уровня
пенсионного обеспечения. Длительное время в советский период сохранялся
институт персональных пенсий, который был позже отменен.
Основной подход к
заслугам лиц, которым должно предоставляться дополнительное ежемесячное
материальное обеспечение, сформирован в Федеральном законе №21-ФЗ, вступившем в
силу с 1 января 2002 года.
Главным критерием для
установления дополнительного ежемесячного материального обеспечения определено
наличие званий, государственных премий и наград, учрежденных в нашей стране.
Вместе с тем, при их наличии требуется также отвечать одновременно иным
условиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, а именно:
- быть гражданином
Российской Федерации (иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе
из числа граждан бывшего СССР, право на дополнительное материальное обеспечение
не имеют);
- проживать на территории
Российской Федерации;
- получать пенсию в
соответствии с законодательством Российской Федерации или ежемесячное
пожизненное содержание судьи в отставке [60,с.77].
Положение о
государственных наградах РФ утверждено Указом Президента РФ от 2 марта 1994 года
№442. Им в качестве государственных наград предусмотрены: звание Героя РФ,
ордена, едали, знаки отличия и почетные звания РФ. При этом установлено, что
государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за
выдающиеся услуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике,
науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и
прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед
государством [46,с.57].
Отдавая дань уважения
трехвековой истории ордена Святого апостола Андрея Первозванного, Указом
Президента РФ от 1 июля 1998 года №757 «О восстановлении ордена Святого
апостола Андрея Первозванного» данный орден восстановлен в качестве высшей
государственной награды. Им награждаются выдающиеся государственные и
общественные деятели и другие граждане РФ за исключительные услуги,
способствующие процветанию, величию, славе России.
Орденом «За заслуги перед
Отечеством», утвержденным Указом №442, граждане РФ награждаются за особо
выдающиеся заслуги перед государством, связанные с развитием российской
государственности, достижениями в труде, укреплением мира, дружбы и
сотрудничества между народами, значительный вклад в дело защиты Отечества.
Данный орден имеет четыре степени, из которых высшей является I степень [7,с.34].
В связи с подчинением
единым принципам и требованиям Олимпийских и Параолимпийских игр и признанием
тем самым абсолютного равенства олимпийцев и параолимпийцев
(спортсменов-инвалидов), а также в связи с переименованием Всемирных игр глухих
в Олимпийские игры глухих, принят Федеральный закон от 7 июля 2003 года №108-ФЗ.
В соответствии с ним с 12 июля 2003года право на дополнительное материальное
обеспечение получили чемпионы Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр [63].
Федеральный закон №21-ФЗ
предусматривает обобщающие понятия «лауреат» и «государственные премии СССР, РСФСР
Российской Федерации». Из числа граждан, награжденных государственными премиями
нашей страны, право на дополнительное материальное обеспечение имеют лауреаты:
Сталинской премии; Ленинской премии; премии Совета Министров СССР, РСФСР;
государственной премии СССР, РСФСР, Российской Федерации; премий Правительства
РФ; премий Президента РФ.
В настоящее время в
Российской Федерации устанавливаются следующие государственные премии РФ: в
области науки и техники; в области образования; в области культуры, литературы
и искусства [17,с.94].
Гражданам, имеющим
одновременно право на дополнительное материальное обеспечение по нескольким
основаниям, а также удостоенным неоднократно одинаковой награды, в рамках
Федерального закона №21-ФЗ устанавливается одно дополнительное материальное
обеспечение по основанию, предусматривающему более высокий размер, вне
зависимости от количества званий и наград, предусмотренных этим законом.
Одновременно с
дополнительным материальным обеспечением по Федеральному закону №21-ФЗ граждане
РФ имеют право получать дополнительное социальное обеспечение, установленное в
соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О
дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов
гражданской авиации», и доплату к пенсии, выплачиваемую по постановлению
Правительства РФ от 23 марта 2001 года №229 «О ежемесячной доплате к
государственной пенсии граждан РФ из числа бывших сотрудников международных
организаций системы Организации Объединенных наций» [32,с.43].
При определении размера
дополнительного материального обеспечения применяется основной размер базовой
части трудовой пенсии по старости, то есть устанавливаемый без повышения на
нетрудоспособных членов семьи, и без повышения трудоспособности III степени.
Федеральным законом
№21-ФЗ предусмотрено три уровня размеров дополнительного материального
обеспечения: 415%; 330%; 250% базовой части трудовой пенсии по старости.
Базовая часть трудовой пенсии по старости индексируется по отдельному
федеральному закону, либо с учетом темпов роста инфляции в стране. В связи с
этим при увеличении размера базовой части трудовой пенсии по старости
одновременно с ней повышается размер выплачиваемого дополнительного
материального обеспечения.
Выплата материального
обеспечения производится ежемесячно по отдельному лицевому счету. При этом с
целью осуществления дополнительного контроля личное дело получателя
материального обеспечения приобщается к основному пенсионному делу [25,с.45].
Назначение и выплата
дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом
№21-ФЗ производятся органами, осуществляющими назначение и выплату
соответствующей пенсии или ежемесячного пожизненного содержания судьи [54,с.54].
Гражданами, получающими
пенсии по линии территориальных органов Пенсионного фонда, заявления о
назначении дополнительного материального обеспечения должны подаваться
соответственно в территориальные органы Пенсионного фонда по месту жительства.
При этом к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право на
дополнительное материальное обеспечение. В соответствии с постановлением
Министерства труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством финансов
РФ и Росархивом от 06 августа 2002 года №53 для назначения дополнительного
материального обеспечения необходимо представить следующие документы: Героям
Советского Союза, Героям социалистического труда, Героям Российской Федерации –
книжку и грамоту к соответствующей государственной награде; гражданам,
награжденным соответствующими орденами СССР, РСФСР, Российской Федерации –
удостоверение к государственной награде РФ или орденскую книжку; лауреаты
Ленинской и государственных премий – диплом лауреата премии, постановление
Правительства РФ о присуждении премии Правительства РФ и присвоения звания
лауреата, Указ Президента РФ о присуждении премии; чемпионам Олимпийских игр –
справку государственного комитета РФ по физической культуре и спорту [34,с.29].
На получателя
материального обеспечения должно быть сформировано отдельное личное дело,
состоящее из заявления; компьютерной распечатки расчета размера материального
обеспечения; выписки из трудовой книжки; заверенной управлением ПФР копии
документа, подтверждающего наличие государственных наград; заявления пенсионера
о перечислении материального обеспечения на его счет в учреждении
Сберегательного банка России по месту жительства.
Выплата дополнительного
материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей
пенсии или пожизненного содержания судьи, но по отдельному лицевому счету. При
этом личное дело получателя дополнительного материального обеспечения в целях
осуществления контроля приобщается к пенсионному делу с тем, чтобы в случае
переезда пенсионера, либо его смерти с учета были сняты оба дела.
Получателю
дополнительного материального обеспечения, проживающему в государственном или
муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, данное
обеспечение выплачивается в полном размере. В период выполнения оплачиваемой
работы дополнительное материальное обеспечение не выплачивается. Поэтому на
весь период выполнения пенсионером оплачиваемой работы выплата дополнительного
материального обеспечения приостанавливается, а возобновляется со дня,
следующего за днем, в котором пенсионер прекратил работу.
Выплата дополнительного
материального обеспечения прекращается в случаях лишения получателя
государственных наград и званий, дающих основание для установления
дополнительного материального обеспечения в соответствии с Законом № 21-ФЗ,
установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было
назначено дополнительное материальное обеспечение [37,с.18].
Основанием для
назначения, выплаты, перерасчета и индексации размера дополнительного
ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим
трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ является
вступившее с 6 декабря 2002 года в силу постановление Правительства РФ от 15
ноября 2002 года №827 «О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 22 февраля 2001года №145» и Положение об установлении,
выплате и перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного
пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую
деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ при выходе их на
трудовую пенсию, утвержденное постановлением о 15 ноября 2002 года №827.
Постановлением №827
органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, предлагается произвести в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года
№1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного
комплекса Российской Федерации» перерасчет дополнительного обеспечения
гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного
оружейного комплекса.
Дополнительное
материальное обеспечение устанавливается к трудовой пенсии, назначенной в
соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ, либо досрочно оформленной согласно
Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при условии
прекращения трудовой деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса РФ
[34,с.27].
При определении размера
материального обеспечения может быть принят во внимание среднемесячный
заработок гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях
ядерного оружейного комплекса, предшествующих одному из следующих событий: дню
выхода на пенсию; дню выработки страхового стажа на соответствующих работах,
необходимого для назначения трудовой пенсии по старости; дню прекращения
осуществления видов деятельности, указанных в Перечне видов деятельности,
осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного
оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на получение социальной
поддержки; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса.
Граждане, которым
установлено материальное обеспечение, имеют возможность реализовать свое право
на увеличение его размера путем представления в органы, осуществляющие
пенсионное обеспечение, справок о заработке за другие 12 месяцев работы в
организациях ядерного оружейного комплекса.
В Федеральном законе №173
названо несколько категорий граждан, которым снижен возраст выхода на пенсию.
Это, прежде всего,
женщины, родившие пять и более детей, и матери инвалидов с детства, воспитавшие
детей до восьмилетнего возраста; женщины, родившие своих детей и проработавшие
установленное законом время на Крайнем Севере, а также инвалиды по зрению I группы и граждане, больные
гипофизарным нанизмом (лилипуты).
Раньше общепринятого
срока на пять лет устанавливается пенсия тем, кто проработал не менее 15 лет на
Крайнем Севере либо 20 лет в приравненных к таким районам местностях.
Отдельным работникам,
например, занятым на подземных горных работах, на морских рыбных промыслах, а
также спасателям и пожарным, летчикам, медицинским, педагогическим и творческим
работникам досрочные пенсии назначаются независимо от возраста за достаточно
длительную профессиональную деятельность [62,с.31].
Статья 27 Закона о
трудовых пенсиях в РФ предусматривает 15 категорий тружеников, имеющих право на
назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общепринятого
пенсионного возраста.
Новым пенсионным
законодательством сохранены также права на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости за всеми прежними льготниками, предусмотренными ранее действовавшим
законодательством по спискам №1 и №2, они сформированы по производственному
признаку, в них включены более 100 производств, каждое из которых соответствует
конкретному разделу и подразделу. И применяются они независимо от ведомственной
и отраслевой принадлежности, а также независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности.
Также сохраняется право на
досрочное назначение пенсии по старости женщинам по достижении возраста 50 лет,
если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве,
других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных
и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее
20 лет; женщинам на достижение возраста 50 лет, если они проработали не менее
20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и
тяжестью. Для них постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года №537
сохранено действие прежнего списка производств и профессий текстильной
промышленности.
Для других категорий
работников также будут применяться прежние льготные списки, в том числе для
досрочных пенсий рабочим локомотивных бригад, мастерам, непосредственно занятым
на лесозаготовках и лесосплаве и т.д. [34,с.72].
Деятельность
негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному
обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и
инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда,
назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное
пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов
юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные
пенсионные фонды Республики Татарстан увеличили в 2007 году по сравнению с 2006
годом объем пенсионных выплат на 65,9% до 84,7 млн.рублей. Размеры собственного
имущества фондов увеличились на 30,6% до 2,772 млрд. рублей, в том числе для
осуществления уставной деятельности - на 8,8% до 287,9 млн. рублей, вклады
учредителей возросли на 95% до 265,3 млн. рублей, пенсионные резервы – на 38,4
% до 2,412 млд. рублей. Количество участников негосударственных пенсионных
фондов увеличилось на 19,7% до 289,2 тысяч человек, в том числе получающих
пенсии – на 38,1 % до 16,6 тысяч человек.
Система
негосударственного пенсионного обеспечения Республики Татарстан объединяет 8
фондов, в том числе крупнейшие:
- «Национальный»,
пенсионные выплаты которого, по итогам 2007 года, составили 70 млн. рублей,
собственное имущество -2,165 млрд. рублей, пенсионный резерв – 2 млрд. рублей;
- «Волга-Капитал»,
пенсионные выплаты которого составили в 2007 году 3,7 млн. рублей, собственное
имущество -235,1 млн. рублей, пенсионный резерв - 174,6 млн. рублей;
- «Первый промышленный
альянс», пенсионные выплаты которого, в 2007 году, составили 1,8 млн. рублей,
собственное имущество - 132,1 млн. рублей, пенсионный резерв - 58,8 млн.рублей.
Помимо вышеназванных, в
Республике действуют еще 5 негосударственных пенсионных фондов, в том числе
«Берсил», «Овер-фонд», «Казанский вертолетный завод», «Право», «Партнер».
Суммарный объем пенсионных выплат этих фондов в 2007 году составил 9,2 млн.
рублей, собственного имущества - 240,3 млн. рублей, пенсионных резервов – 180
млн. рублей.
Таким образом, организация
пенсионными фондами дополнительного пенсионного обеспечения является целью
оказания социальной поддержки граждан Российской Федерации за выдающиеся
достижения и особые заслуги перед страной, а также граждан, осуществлявших
трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской
Федерации в особых условиях труда, главным критерием для установления
дополнительного пенсионного обеспечения пенсионными фондами является наличие
званий, государственных премий и наград, учрежденных в нашей стране.
3. Совершенствование организации деятельности пенсионных фондов
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных
фондов
С начала
80-х годов прошлого века страны с развитой рыночной экономикой приступили к
полномасштабной пенсионной реформе.
Главная
причина - старение населения (в результате снижения рождаемости и увеличения
средней продолжительности жизни). Этот процесс затрагивает все страны, и, в
первую очередь, развитые государства, хотя в последние годы быстро стареет
(благодаря успехам медицины, увеличению средней продолжительности жизни,
политике снижения рождаемости) и молодое население таких, например, стран, как
Китай. По данным демографических прогнозов старение населения в развитых
странах будет прогрессировать в течение следующих четырех десятилетий [38,с.36].