Понятие, структура финансовой политики и ее роль в экономике
Понятие, структура финансовой политики и ее роль в экономике
1. Сущность, функции и роль финансов в рыночной экономике.
Понятие, структура финансовой политики и ее роль в экономике
Финансы
– представлют собой эконом-е отношения связанные с формированием,
распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов
ден-х ср-в в целях выполнения задач и функций гос-ва и обеспечения условий
расширенного воспроизводства. Централизованные
финансы – Экономич-е денежные отношения
связанные с формиров-м и использов-м денеж-х средств, которые собираются в
гос-й бюджетной системе и правит-х внебюдж-х фондах. Децентрализованные
финансы – денежные отношения, которые осуществляют кругооборот денеж-х
средств. Ф. – как экономическая категория это то что финансы всегда имеют
денежную форму выражения, т.е. денежный хар-р экономич-х отношений это первый
признак финансов. Деньги яв-ся обязательным условием существования финансов. Но
деньги это всегда общий эквивалент с помощью которого измеряются затраты труда
производителей, а финансы это экономич-е отношения распределения и
перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода. Главное
назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денеж-х д-в и фондов
обеспечить не только потребности гос-ва и п/п но и обеспечить контроль за
использованием ден-х ср-в. Социально-экономическая сущность финансовых
отношений заключается в исследовании - за счет кого гос-во получает финансовые
ресурсы и в чьих интересах использует эти ср-ва. Сущность ф. проявляется в их
функциях.
1)
Распределительная фун-ция – распределение и
перераспределение ВВП Она проявляется в создании основ-х или первичных д-в.
Основные д-ды формируются при распределении национального д-да среди участников
материального произ-ва. К ним относятся з/пл, д-ды самих п/п в сфере
материального произ-ва. Первичные д-ды не образуют денеж-х фондов достаточных
для развития народного хоз-ва. обеспечения обороноспособности страны, для
развития науки и для удовлетворения мат-х и культурных потреб-й общества,
поэтому необходимо распред-е и перераспред-е национального д-да, которое
связано: 1) с межотраслевым и территориальным перераспределением в интересах
наиболее эффек-го и национального использования д-в и накопления п/п. 2)
наличием, наряду с произ-й сферой непроиз-й сферы, в которой НД не создается
(просвящение, здравоохранение, наука, культура, спорт) 3) связано с
перераспредел.д-в между различными соц-ми группами населения. В результате
перераспред-я д-в образуется вторичные или производственные д-ды к ним относ-ся
д-ды в непроиз-й сфере. Вторичные д-ды служат для формирования конечных
пропорций использования национального д-да.
2)
Контрольная функция проявляется в контроле за
распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому
назначению. Финансовый контроль направлен на обеспечение динамического развития
общественного и частного произ-ва, ускорению НТП, улучшению качества работ во
всех звеньях народного хоз-ва.
Финансовая политика – это
совокупность гос-х мероприятий, направленных на мобилизацию фин-х ресурсов, их
распределение и перераспределение и использование для выполнения гос-м его
функций. ФП включает в себя: 1) бюджетную политику, кот-я определ-ся
конституцией РФ, бюджетным кодексом, и сводом других законов; 2) налоговая
политика. Налоги не должны отнимать главную цель труда – труд должен приносить
доход. 3) Денежная политика. Составными ее частями яв-ся эмиссионная политика и
стабильность национальной валюты. ЭП должна определять необходимое кол-во денег
в обороте, также увеличение д-в бюджета. 4) Кредитная политика обеспечивает
функционирование внутри хоз-х расчетов и ссудного кап-ла. 5) Ценовая политика
гос-ва заключ-ся в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги.
6) Таможенная политика – ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок
страны импортных товаров по средством снижения или повышения ставок на ввозимые
товары.
Главная задача фин.политики состоит в обеспечении соответствующими
фин-ми ресурсамив реализации той или иной гос-й программы экономич-го и соц-го
развития страны.
2. Государственный кредит: понятие, функции, виды и роль в
рыночной экономике
Государственный кредит – это
совокупность экономических отношений между гос-м и юр. и физ. лицами при
которых гос-во выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Если гос-во
берет ср-ва юр. и физ.лиц в долг на возвратной основе, то оно яв-ся заемщиком.
Если гос-во предоставляет ср-ва, то оно яв-ся крелитором. Когда гос-во берет на
себя ответственность за погашение других обязательств взятых юр. и физ. лицами,
то оно яв-ся гарантом. Как эканомическая категория гос.кредит нах-ся на стыке
двух ден-х отношений финансов и кредита. Одно из звеньев финансовой системы
гос.кредит обеспечивает формирование и использование централизованных ден-х
фондов гос-ва. Основную массу ден-х ресурсов гос-во получает в виде налогов. В
условиях когда гос-х д-в недостаточно гос-во вынуждено привлекать для своих р-в
ср-ва из других источников. В основном госкредит реализуется через выпуск гос–х
ценных бумаг, предоставление гос–х займов. Основной признак этой формы кредита
— непременное участие государства в лице органов исполнительной власти
различных уровней. В зависимости от источника получения предоставленные кредиты
бывают внутренние (от резидента) и внешние (от нерезидента).
Осуществляя функции кредитора, государство через
центральный банк производит кредитование: 1) конкретных отраслей или регионов,
испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, если возможности
бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут
быть привлечены в силу действия факторов конъюнктурного характера; 2)
коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов
на рынке межбанковских кредитов.
Функции гос.кредита: 1) Распределительная – ч/з эту функцию осуществляется привлечение дополнительных ср-в
гос-м на условиях срочности, возвратности, платности для формирования гос-м его
расходов. Выпуск новых займов для погашения задол-ти по ранее выпущенным и
размещенным займам наз-ся рефинансированием гос-го долга. 2) Регулирующая.
Гос-во регулирует денежное обращение размещая займы среди различ-х групп
инвесторов. Привлекая в займы ср-ва физ.лиц гос-во уменьшает их платежеспос-й
спрос. Если с помощью этих займов гос-во профинансирует какието
производственные объекты, то произойдет уменьшение наличных денег в обращении,
а если гос-во будет финансировать оплату труда раб-в бюджетной сферы, то кол-во
наличных денег в обращении не изменится. 3) Контольная. Контролю
подлежит: целевое использование ср-в, сроки их возврата и своевременности
уплаты % по ним. Роль кредита
в различных фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического
подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором
роста. Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает
предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие может,
однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров. Особенно заметно такое
воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средств, входящие посредством
кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых
для обращения.
На
рынке реализуются в основном следующие формы кредита: коммерческий; банковский;
потребительский; ипотечный; государственный; международный. Они отличаются друг
от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента,
сферой функционирования и т. д.
3. Организация и функционирование системы социального страхования
и рынка страховых услуг
В целях обеспечения гарантиями в системе социального страхования и
контроля, за правильным использованием ср-в социального страхования создан
федеральный фонд социального страхования. ФСС должен способствовать
материальному обеспечению лиц временно неучаствующим в трудовом процессе. Основными
задачами Фонда яв-ся: 1) обеспечение гарантированных гос-м пособий по
временной нетрудостособности, беременности и родам, при рождении ребенка,
соц.пособий на погребение, санаторно-курортное обслуживание работников и их
детей;
2) участие в разработке и реализации гос-х программ, охраны здоровья
работников, мер по совершенствованию соц.страхования;
3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда. Ср-ва
Фонда образуются в основном за счет: страховых взносов работодателей
(п/п, организации, учреждения и иные хоз-е субъекты независимо от форм
собствен-ти. Тариф страховых взносов до 2005г. был 4%, с 2005г. – 3,2% от
начисленных д-в по всем основаниям не зависимо от источника финансирования
(исключение – договора гражданско-правового хар-ра) В расходах ФСС основной
удельный вес приходится на выплату б/л. С 2005г изменена оплата б/л (3 дня
оплачивает работодатель из своих ср-в). Так же ср-ва направляются на: оплату
дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, оплату путевок для
работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, частичную оплату
путевок в детские загородные оздоровит.лагеря и т.д.
Имеются существенные особенности формирования части ср-в ФСС,
предназначенной для обеспечения пострадавших в результате несчастного случая на
произ-ве и профессионал. Заболеваний. Взносы на обязат.соц.страх.от несчастных
случаев на производстве не включается в состав ЕСН и уплачивается в
соответствии с ФЗ от 24/07/1998г. "Об обязательном соц.страх. от
несчастных случаев на произ-ве и профессион-х заболеваниях" Тарифы
рассчитываются индивидуально для каждого п/п. Правила начисления, учета и
расходования ср-в утверждены постановлением правительства РФ от 02/03/2000г.
Гос-е внебюджетные фонды – фонды денежных ср-в образуемые вне
федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Прелназначены для
мобилизации конституционных прав граждан.
4. Федеральный пенсионный фонд: образование и использование
Пенсионный фонд – государственный внебюджетный фонд. Гос-е внебюджетные
фонды – фонды денежных ср-в образуемые вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов федерации. Прелназначены для мобилизации конституционных прав
граждан. Важнейший принцип любого пенсионного фонда – это солидарная ответственность
поколений. Он преследует цель обеспечить заработный человеком уровень жизненных
благ путем перераспределения ср-в во времени (нынешние работники содержат
вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы
человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными
отчислениями гарантирует себе прожиточный уровень в будущем.
Средства ПФР формируются за счет: страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из
республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий
военнослужащим, добровольных взносов физических и юридических лиц и других
поступлений. Налоговой базой для расчета страховых взносов для работодателей,
служит начисленная оплата труда по всем основаниям в денежной и натуральной
формах независимо от источников финансирования. Страховой взнос (тариф) до
2005г. - 28% (14% - федеральная часть, 14% накопительная и страховая) с 2005г.
– 20% (федеральная часть 6%, до 66г.р. страховая 14%, накопительная – 0%, с
67г.р. страховая 10%, накопительная 4%). Средства ПФР направляются на:
выплату государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации
пенсионерам, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
Так же ПФ финансирует программы по соц. поддержке инвалидов, пенсионеров,
детей. Временно свободные средства ПФ могут вкладываться в ц/б. В условиях
инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения.
Устанавливаются также минимальные пенсии.
5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
образование и использование
ФОМС – это государственный внебюджетный фонд. Гос-е внебюджетные фонды –
фонды денежных ср-в образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
федерации. Прелназначены для мобилизации конституционных прав граждан. ФОМС
определяет правовые экономические и организационные основы медицинского
страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении
мед.помощи за счет ср-в этого фонда. Для реализации политики в области мед.
страхования создаются: Федеральный и территориальный фонды мед.страхования.
ФФОМС, созданный в соответствии с ФЗ, предназначен для: 1) выравнивания
условий деятельности ТФОМС по обеспечению финансирования программ обязательного
мед. страхования; 2) финансирование целевых программ в рамках обязательного
мед.страхования; 3) осуществление контроль за рациональным использование
фин.ср-в обязательного мед.страхования.
Финансовые ср-ва ФОМС образуются в основном за счет страховых
взносов (отчислений) п/п, организаций независимо от форм собственности. Тариф
взноса до 2005г. – 3,6% от суммы начисленной оплаты труда независимо от
источника финансирования. Причем 0,2% перечисляется в ФФОМС, а 3,4% в ТФОМС. С
2005 года тариф изменился: 0,8% - ФФОМС, 2% - ТФОМС. Всего - 2,8%. Также
фин.ср-ва образуются за счет: - ассигнований из федерального бюджета на
выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- добровольных взносов Ю.л. и Ф.л.; - доходов от использования временно
свободных финансовых средств. Временно свободные финансовые средства ФОМС в
целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут
использоваться для приобретения высоколиквидных гос. ценных бумаг.
Ср-ва фонда используются на оплату медицинских услуг, на финансирование
целевых медицинских программ, на подготовку мед. работников, на финансирование
медицинской науки.
6, Бюджетная классификация: понятие, структура, роль
Гос-й бюджет – форма образования и расходования фонда ден-х ср-в,
предназнач-х для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного
самоуправленияю Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в соответствии с
показатедями единой бюджетной классификации. Бюджетная классификация – это
группировка д-в и р-в всех уровней бюджетной системы РФ с присвоением объектам
классификации группировочных кодов, а также группировочных источников
финансирования дефицитов. Структура классификации: Бюджетная классификация РФ
включает: 1) классификацию доходов бюджетов РФ; 2) функциональную классификацию
расходов бюджетов РФ; 3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; 4)
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 5)
классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 6)
классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, 7) классификацию
видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ 8) ведомственную
классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация д-в бюджетов – это группировка д-в бюджетов всех уровней,
основанная на законодательных актах РФ, определяемых источники формирования
д-в. Классификация д-в делится по группам:
С кодом 1 000 000 – налоговые д-ды; 2 000 000 – неналоговые д-ды; 3 000
000 – безвозмездные перечисления; 4 000 000 – д-ды целевых бюджетных фондов; 5
000 000 – д-ды от предпринимательской деятельности.
Далее группы делятся на подгруппы. Так, например в группу налоговые д-ды
включаются погруппы: 1 010 000 – налог на прибыль; 1 020 000 – налоги на товары
и услуги.
Расходы группируются по трем классификациям: 1) Функциональная 2) Ведомственная
3) Экономическая
Функциональная классификация р-в бюджетов РФ яв-ся группировкой р-в
бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных ср-в на выполнение
основных функций гос-ва. Первым уровнем яв-ся разделы (01 - р-ды на
гос-е управление; 02 – р-ды на судебную власть). Второй уровень –
подразделы (например, в разделе 14 – "образование" предусмотрены
подразделы: 14 01 – дошкольное образование, 14 02 – общее образование и т.д.). Третий
уровень образует целевые статьи расходов (например, в разделе 15
"культура, искусство, кинематография" подраздел 01 "культура и
искусство" включает целевые статьи: 15 01 410 – ведомственные р-ды на
культуру и искусство; 15 01 411 – р-ды на гос-ю поддержку театров, концертных
организаций; 15 01 412 – прочие ведомственные р-ды на культуру и искусство). Четвертый
уровень – классификация видов расходов, например 15 01 410 284 – библиотеки.
Экономическая классификация р-в – это группировка р-в бюджетов всех
уровней на их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций с
помощью которых гос-во выполняет свои функции. Основные категории экономической
классификации р-в: 100 000 – текущие р-ды; 200 000 – капитальные р-ды; 300 000
– предоставление кредитов.
Текущие р-ды бюджетов – часть р-в бюджетов обеспечивающих текущие функции
гос-й власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание
бюджетной поддержки др.бюджетам. В категорию текущие р-ды включаются, след-е
группы, например, 110 000 – закупки товаров, оплата услуг; 120 000 – выплата %;
130 000 – субсидии, субвенции, текущие трансферты.
Капитальные р-ды бюджетов – часть р-в бюджетов, обеспечивающая инновационную
и инвестиционную деятельность, включающая статьи р-в, предназначенных для
инвестиций в действующие, вновь создаваемые юр.лица. В категорию кап.р-ды
включена группа 240 200 – капитальное строительство.
Ведомственная классификация р-в – это группировка р-в, отражающая распределение
бюджетных ассигнований по прямым получателям ср-в бюджета. Перечень прямых
получ-й ср-в бюджета утверждается на соответствующий год.
Построение бюд-й классификации регламентируется ФЗ "О бюджетной
классификации". С 2005г. вступил в силу новый ФЗ. Изменились коды
бюджетной классификации, добавился код администратора.
7.
Организация и принципы составления бюджетов
Бюджет
– основной финансовый план образования, распределения, использования
централизованного денежного фонда для обеспечения задач и функций гос-ва.
Составление проекта бюджета прирогатива гос-ва, органов власти правительства
РФ, финансовых органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Непосредственно составление проекта бюджета осуществляет Министерство финансов
РФ, финансовые органы субъектов РФ и органы местного самоуправления основываясь
на след-х данных: 1) прогноз социального развития соответствующей
территории; 2) основные направления налоговой политики; 3) прогноз сводного
баланса. Составление бюджетов основано на след-х принципах. 1) Единства
– едино-правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единых
порядков финансирования расходов. 2) Самостоятельности – законодательные
и исполнительные органы власти имеют право самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс. 3) Полноты отражения д-в и р-в бюджетов. 4) Гласности
– обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
5) Общего покрытия р-в, если имеется дефицит, то в обязательном порядке
находят источники его покрытия. 6) Адресности и целевого характера бюджетных
ср-в – бюджетные ср-ва выделяются в распоряжение конкретных получателей и на
конкретные цели.
Основные
характеристики бюджета. 1) Общий объем д-в. Доход
– денежные ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
распоряжение органов власти. Доходы: налоговые, неналоговые, безвозмездные
перечисления. 2) Общий объем р-в. Расходы – денежные ср-ва на
обеспечение задач и функций гос-ва и органов местного самоуправления. Расходы
группируются по трем структурам. 1) Функциональная – гос-е
управление, международная деятельность, национальная оборона,
правоохранительная деят-ть и т.д.
2)
Ведомственная – адресное выделение финансовых ресурсов и отражает
распределение ср-в по их конкретным распорядителям. 3) Экономическая –
показывает фин.операции с помощью которых гос-во выполняет свои функции
(выплата з/платы, покупка товаров, работ, услуг,,,). 4) Дефицит бюджета.
8.
Понятие, структура бюджетной системы РФ
Бюджетная
система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос-х внебюджетных фондов, основанная
на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая
нормами права.
Структура:
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень -
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй
уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Федеральный бюджет и
гос-е внебюдж-е фонды разрабатываются и утверждаются в форме фед-х законов.
Государственный
внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне
федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации
конституционных прав граждан: 1) Пенсионный фонд создан с целью обеспечения
заработанного человеком уровня жизненного блага путем перераспределения ср-в:
а) во времени, т.е. нынешние работники содержат вчерашних, а завтрашние возьмут
на себя обеспечение нынешних, б) в пространстве, т.е. где бы человек не жил он
своим трудом и прошлыми соц.отчислениями гарантирует себе опред-й прожиточный
уровень в будущем. 2) ФСС предназначен для выплат различных пособий по
временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. 3)
Фонд медицинского страхования обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности
в получении мед.помощи за счет ср-в этого фонда. Местный бюджет - форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к
предметам ведения субъекта РФ. Консолидированный
бюджет – это сводный бюджет всех уровней
бюджетной системы на соответствующей территории. Федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Целевой бюджетный фонд
- фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской
Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке
целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый
по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть
использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
9.
Понятие и принципы бюджетного устройства РФ
Бюджетная
система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов и бюджетов гос-х внебюджетных фондов, основанная на
экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами
права.
Каждое
государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы её построения,
т. е бюджетное устройство.
Бюджетное
устройство – это бюджетная система, ее структура, взаимосвязь объединенных в
ней бюджетов и принципов ее построения.
Бюджетная
система в целом базируется на следующих принципах: 1) Принцип единства
бюджетной системы. Он означает единство правовой базы, единство денежной
системы, форм бюджетной документации, а также единых порядков финансирования
р-в. 2) Принцип разграничения д-в и р-в между бюджетами разного уровня.
Означает закрепление соотв-х видов д-в и р-в за разными уровнями бюджетов. 3)
Принцип самостоятельности бюджетов – это право законодательных и исполнительных
органов власти соотв-х уровней бюджетной системы самостоятельно осущ-ть
бюджетный процесс. 4) Принцип полноты отражения д-в и р-в бюджетов. Он
означает, что все д-ды и р-ды бюджетов отражены в полном объеме и обязательном
порядке. 5) Принцип сбалансированности бюджета. Он означает, что объем
предусмотренных бюджетом р-в должен соответствовать суммарному объему д-в
бюджета источников покрытия дефицита. 6) Принцип эффективности и экономности
использования бюджетных средств. 7) Принцип общего покрытия р-в. Если имеется
диффицит, то в обязательном порядке находят источник его покрытия.
8)
Принцип гласности, т.е это обязательное опубликование в открытой печати
утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Обязательная открытость для
СМИ процесса, рассмотрения и принятия бюджетов. 9) Принцип достоверности
бюджета. Означает показателей прогноза соц-но экономич-го развития
соответствующей территории и реалистичность расчета д-в и р-в бюджета. 10)
Принцип адресности и целевого характера бюджетных ср-в. Он означает, что
бюджетные ср-ва выдел-ся в распоряжении конкретных получателей и на конкретные
цели.
Бюджетный
федерализм – это отношение между федер-й властью и властями администраций
(территориальных единиц) по поводу оптимального отношения и экономически
обоснованного распределения д-в и р-в. Бюджетный федерализм базируется на
след-х принципах: 1) Принцип сочетания интересов. Он обеспечивает высокую
степень самостоятельности территориал-х бюджетов при ведущей роли федер-го
бюджета. 2) Наличие трех-звеньевой бюджетной системы и равенство прав бюджетов
одного звена. 3) Принцип применения для всех субъектов федерации единых
критериев выделения ср-в из фед.бюджета в целях экономического выравнивания
регионов.
10.
Эконом-ое содержание, состав и структура доходов государственного бюджета
Гос-й
бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.
Доходы бюджетов – выражают
экономические отношения возникающих в процессе формирования основного
общественного фонда денежных ср-в. Доходы бюджета - денежные ср-ва, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение
органов гос-й власти и органов местного самоуправления.
Д-ды, поступающие в бюджет можно
классифицировать по 3-м признакам. 1) По юридическим формам – налоговые и
неналоговые. К налоговым доходам кот. формируют основную часть бюджетного фонда
гос-ва (относится предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные
и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам бюджетов
относятся: а) Доходы от исполнения имущества, которое находится в гос-ой и
муниципальной собств-ти в виде арендной платы за задачу имущества во временное
владение или пользования, от передачи гос-го имущества под залог и
доверительное управление; б) доходы от продажи гос имущества; в) доходы от
платных услуг которые оказывают органы государственной власти и местного
самоуправления и бюджетных организаций; г) средства, полученные в результате
применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного
изъятия; д) доходы в виде фин-ой помощи и бюджетных ссуд полученных от бюджетов
других уровней. 2) По социально-экономическому признаку, то от какой сферы
деятельности получены д-ды (от банков и страховой деят-ти, различные ресурсные
платежи, д-ды от граждан). 3) По порядку и условиям их зачисления –
закрепленные и регулирующие д-ды, собственные и заемные, дотации и субсидии.
Закрепленные
доходы – доходы которые полностью или частично на постоянной или долговременной
основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие
– ср-ва передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему сверх закрепленных за
ним для покрытия его р-в. Это фед-е и регион-е налоги по которым
устанавливаются нормативн-е отчисления в % в нижестоящие бюджеты, которые
закрепляются законами о соответствующем бюджете не менее чем на 3 года.
Закрепленные и отчисления на регулирующие составляют д-ды бюджетов. Кроме
собственных д-в могут иметь место заемные ср-ва. Необходимость в них возникает
когда не хватает собственных. Это могут быть ссуды и кредиты, выпуск займа.
Дотации - это бюджетные ср-ва, предоставленные бюджету другого уровня на
безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих р-в Субвенция –
бюджетные ср-ва, предоставленные бюджету другого уровня или юридическому лицу
на безвозмездной и безвозвратной основе на конкретные цели. Субсидия – это бюджетные
ср-ва, предоставляемые бюджету другого уровня, физ. или юр. лицам в рамках
целевых программ из вышестоящего бюд-та. Возврата нет. Ссуда – выдел-ся из ср-в
одних бюджетов другим – это бюдж-е ср-ва предост-е другому бюджету на
возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 м-в.
Государственный бюджет предстовляет собой основной финансовый план государства
на текущий год и имеет силу закона. Утверждается законодательными органами
власти – парламент (дума).
11.
Экономическое содержание, состав и структура расходов государственного бюджета
Гос-й
бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.
Расходы
бюджета представляют экономические отношения, которые
возникают у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе
распределения и использования средств бюджетного фонда.
По
своему материальному признаку бюджетные р-ды представляют собой ден-е ср-ва,
кот-е направляются на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва и органов
местного самоуправления. Р-ды гос.бюджета классифицируются: 1) По своей
роли в процессе воспроизводства (на затраты, связанные с финансированием мат-го
произ-ва, и на затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы). 2)
По функциональному назначению (на р-ды по финансированию народного хоз-ва, на
оборону станы, на содержание аппарата управления, на правоохранительную
деят-ть, на р-ды по обслуживанию гос-го долга, финансирование социально-культурных
мероприятий).
Все
р-ды бюджета состоят из текущих р-в и затрат капитального характера. Основная
часть ср-в приходится на текущие р-ды, которые включают в себя: затраты
по закупкам товаров и услуг, затраты по оплате труда гос.служащим, платежи по
внутренним займам и внешниму долгу. Капитальные затраты – кап.вложения в
основные фонды, капитальное строительство, кап.ремонт и создание гос-х запасов
и резервов.
В
условиях перехода на рыночные отношения резко изменилась структура р-в:
сократились бюджетные ассигнования на народное хоз-во, т.е. на централизованные
кап.вложения.
Расходы
гос. бюджета классифицируются: 1) по своей роли в процессе воспроизводства на
затраты связанные с финансированием мат–го произв-ва и затраты связанные с
содержанием внепроизводственной сферы
2)
по фин. назначению: - на расходы по фин–ю народного хоз–ва, - социально
культурных мероприятий, - обороны страны, - содержание аппарата управления, -
на правоохранительную деятельность и обеспечение безработицы, - на расходы по
обслуживанию гос. долга.
В
условиях экономической нестабильности практически невозможно профинансировать
все р-ды, тогда встает вопрос об их очередности финансирования. Согласно
законодательству при наличии диффицита бюджета первоначальному финансированию
подлежат текущие р-ды.
Защищенные
статьи расходов – з/ пл , образование, здравоохранение.
12.
Бюджетная политика РФ
Гос-й
бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.
Во
взаимосвязях госбюджета с экономикой решаются две основные проблемы. Первая
состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавочной стоимости и
имущества экономич-х субъектов не лишить их достаточных условий и возможностей
различного предпринимательства. Производители должны иметь необходимые условия
для рационального и выгодного произ-ва, эффективной предпринимательской
деятельности. Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной
защищенности нетрудоспособного населения, созданию для людей минимальных
условий жизни, но предотвращающих заинтересованность в иждивенчестве.
Совокупность мероприятий по обеспечению изъятия и целенаправленного
использования ден-х ср-в образует бюджетную политику.
Бюджетная
политика на очередной фин-ый год определяется не позднее марта года,
предшествующего очередному фин-му году. В качестве критериев эффективности
бюджетной политики используются следующие показатели: 1) уровень
собираемости бюджетных доходов в целом, налогов, в частности; 2) уровень
выполнения бюджетных обязательств; 3) величина бюджетного дефицита и темпы
роста гос-го долга; 4) объем фин-х ресурсов, отвлекаемых на обслуживание гос-го
бюджета; 5) уровень монетизации бюджетного дефицита; 6) величина валютных
резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; 7) динамика
валового внутреннего продукта; 8) уровень безработицы; 9) степень выполнения
законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. В Российских условиях к
названным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику
современного этапа в развитии экономики России: 1) маштабы эмиссии денежных
суррогатов (казначейские обязательства, казначейские налоговые освобождения,
зачеты); 2) величена просроченной задолженности по оплате труда вследствие
отсутствия бюджетного финансирования; 3) величена просроченной задолженности по
оплате гос-го заказа.
13.
Понятие и механизм бюджетного процесса в РФ
Бюджетный
процесс – регламентированная законом деятельность органов
власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. В
основе его организации лежат принципы: единства, самостоятельности,
сбалансированности. Задачи бюджетного процесса. 1) максимальное
выявление всех финансовых и материальных ресурсов. 2) Определение общего объема
д-в в соответствии с прогнозом соц-но-экономич-го развития. 3) Установление
объемов р-в. 4) Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита. Дефицит –
повышение р-в бюджетов над доходами. 5) Осуществление бюджетного регулирования.
Прохождение бюджетного процесса Федерального бюджета. На стадии составления
бюджета определяются направления бюджетной политики и рассчитываются
контрольные цифры проекта Федерального бюджета. Затем проект фед.бюджета
представляется в Правительство РФ, которое выносит его на рассмотрение
гос.думы. Начинается следующая стадия бюджетного процесса – рассмотрение
проекта фед.бюджета Гос.дума рассматривает проект в 4-х чтениях. В случае
отклонения в 1-м чтении Гос.дума может: 1) передать проект фед.бюджета в
согласительную комиссию, где в течении 10 дней разрабатывается согласованный
вариант бюджета. 2) вернуть проект фед.бюджета в Правительство на доработку. 3)
поставить вопрос о доверии Правительству. Во 2-м чтении гос.дума
рассматривает проект в течении 20 дней со дня принятия закона в 1-м чтении.
Здесь утверждаются р-ды по разделам функциональной классификации. В 3-м
чтении гос.дума рассмотривает р-ды на федеральные целевые программы, перечень
защищенных р-в, распределение ср-в фед.фонда фин.поддержки субъектов РФ и
бюджетов развития. 25 дней. В 4-м чтении гос.дума рассматривает проект
фед.закона и фед.бюджете в течение 10 дней. Здесь текст законопроекта
рассматривается в целом, после чего проект фед.бюджета утверждается
гос.думой. Закон вступает в силу после его подписания Президентом и со дня
его опубликования. Наступает заключительная стадия – исполнение бюджета.
Ее цель – выполнение доходной и расходной частей бюджета. В РФ сейчас
установлено казначейское исполнение бюджета, которое
подразумевает принцип единства кассы. (до этого было банковское). Казначейское
исполнение бюджетов – зачисление всех поступающих д-в бюджета, привлечение и
погашение источников финансирования дефицита и осуществление всех р-в с единого
счета бюджета. На органы исполнительной власти возлагается организация и
исполнение бюджета. Они яв-ся кассиром всех распорядителей и осуществляют
платежи за счет бюджетных ср-в от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Главный распорядитель бюджетных ср-в – орган гос.власти, имеющий право
распределять бюджетные ср-ва по подведомственным распорядителям и получателем
бюджетных ср-в. Распорядитель бюд.ср-в – орган власти или орган местного
самоуправления, имеющий право распределять бюджетные ср-ва по подведомственным
получателям бюд-х ср-в. Гл.распорядитель и распорядитель отвечают за целевое
использование выделенных в их распоряжении бюдж.ср-в. Исполнение бюджетов всех
уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными
органами на основе бюджетной росписи – документ о поквартальном
распределении д-в и р-в бюджета и поступлении из источников финансирования
дефицита бюджета. Заключительным этапом стадии исполнения бюджета яв-ся
составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.
14. Эк-ое содерж., функ-и, методы, формы и роль бюдж.
контроля в РФ
Эк-ое содер-е гос. фин. контроля заключ-ся в способности целевого и
эфф-ого использ-я гос. фин. ресурсов. Гл. назначение гос. фин. к-ля-
проверка обязат-ого выполнения всех бюдж-х заданий, предусмот-х в з-не о
бюдж-е. В число з-ч фин. к-ля входят:- обеспечение правильности сос-ия и
испол-ия б-та;-соблюдение налог-го и бюдж-го законо-ва;-проверка эф-ти и
целевого использ-я бюдж-х ср-в;-кон-ль за реализацией механизма межбюдж-х
отношений;-проверка обращения ср-в бюдж. и внебюдж-х фондов в банках и др.
кред-х учр-ях;-кон-ль за формиров-ем и распред-ем цел-х бюдж-х фондов. Функ-и
гос. фин. к-ля:1-кон-ль за расходованием ср-в бюдж-а;2-кон-ль фин-ой эф-ти
использ-я гос-ой и муниц-ой собствен-ти;3-кон-ль за использ-ем ср-в внебюдж-х
фондов;4-кон-ль за эффективностью предоставления и законностью использ-я льгот
по налогооблож-ю гос-х дотаций и иных преимуществ. Формы кон-ля:-предваритель-ный(осущ-ся
до исполнения бюдж., до момента поступления платежей и использ-я
ср-в),текущий(оперативный)произ-ся в ходе исполнения бюдж., заключ-й(проводится
после осущ-я расх-в и аккумуляции дох-в в бюдж-т на основе учетной и отчетной
докумен-ии. Методы бюдж-ого кон-ля: ревизия, проверка отчетов, эк-ий
анализ. Особое внимание в ходе контроля деят-ти бюдж-х орган-й уделяется выявлению
нецелевого использования ср-в. Они влекут за собой следующие
нарушения:-использ-е бюдж-х ср-в в финанс.-кредитной сфере с целью получения
дох-в(див-ов,%);-учред-ая и спонсорская деят-ть;-расходование средств без
оправдательных док-в;-расходы и убыли сверх норм и лимитов. В РФ гл. функции
кон-ля осуществляют: счетная палата РФ, гл. кон-ое управ-е През.РФ, МинФин
РФ, а именно в его составе-ГУФК(гл. упр.фед. казнач.),
КРУ(контр-ревиз.упр.),ЦБ, прокуратура.
15. Исполнение бюджета. Распорядители бюджетных назначений.
Сметное планирование
Исполнение бюджета - это часть бюджетного процесса, означает своевременное и
полное поступление предусмот-ренных бюджетом доходов, правильное и законное
расхо-дование денежных средств. На этом этапе бюджетного процесса участвуют
органы исполнительной власти, фин-ые и налоговые органы, кредит. учрежд.,
платель-щики и получатели бюджетных средств. В исполнении бюджета принимают
участие все гос-ые и муниц-ые органы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|