бесплатные рефераты

Понятие, структура финансовой политики и ее роль в экономике

Понятие, структура финансовой политики и ее роль в экономике

1. Сущность, функции и роль финансов в рыночной экономике. Понятие, структура финансовой политики и ее роль в экономике

Финансы – представлют собой эконом-е отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов ден-х ср-в в целях выполнения задач и функций гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Централизованные финансы – Экономич-е денежные отношения связанные с формиров-м и использов-м денеж-х средств, которые собираются в гос-й бюджетной системе и правит-х внебюдж-х фондах. Децентрализованные финансы – денежные отношения, которые осуществляют кругооборот денеж-х средств. Ф. – как экономическая категория это то что финансы всегда имеют денежную форму выражения, т.е. денежный хар-р экономич-х отношений это первый признак финансов. Деньги яв-ся обязательным условием существования финансов. Но деньги это всегда общий эквивалент с помощью которого измеряются затраты труда производителей, а финансы это экономич-е отношения распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денеж-х д-в и фондов обеспечить не только потребности гос-ва и п/п но и обеспечить контроль за использованием ден-х ср-в. Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании - за счет кого гос-во получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти ср-ва. Сущность ф. проявляется в их функциях.

1) Распределительная фун-ция – распределение и перераспределение ВВП Она проявляется в создании основ-х или первичных д-в. Основные д-ды формируются при распределении национального д-да среди участников материального произ-ва. К ним относятся з/пл, д-ды самих п/п в сфере материального произ-ва. Первичные д-ды не образуют денеж-х фондов достаточных для развития народного хоз-ва. обеспечения обороноспособности страны, для развития науки и для удовлетворения мат-х и культурных потреб-й общества, поэтому необходимо распред-е и перераспред-е национального д-да, которое связано: 1) с межотраслевым и территориальным перераспределением в интересах наиболее эффек-го и национального использования д-в и накопления п/п. 2) наличием, наряду с произ-й сферой непроиз-й сферы, в которой НД не создается (просвящение, здравоохранение, наука, культура, спорт) 3) связано с перераспредел.д-в между различными соц-ми группами населения. В результате перераспред-я д-в образуется вторичные или производственные д-ды к ним относ-ся д-ды в непроиз-й сфере. Вторичные д-ды служат для формирования конечных пропорций использования национального д-да.

2) Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль направлен на обеспечение динамического развития общественного и частного произ-ва, ускорению НТП, улучшению качества работ во всех звеньях народного хоз-ва.

Финансовая политика – это совокупность гос-х мероприятий, направленных на мобилизацию фин-х ресурсов, их распределение и перераспределение и использование для выполнения гос-м его функций. ФП включает в себя: 1) бюджетную политику, кот-я определ-ся конституцией РФ, бюджетным кодексом, и сводом других законов; 2) налоговая политика. Налоги не должны отнимать главную цель труда – труд должен приносить доход. 3) Денежная политика. Составными ее частями яв-ся эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. ЭП должна определять необходимое кол-во денег в обороте, также увеличение д-в бюджета. 4) Кредитная политика обеспечивает функционирование внутри хоз-х расчетов и ссудного кап-ла. 5) Ценовая политика гос-ва заключ-ся в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. 6) Таможенная политика – ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок страны импортных товаров по средством снижения или повышения ставок на ввозимые товары.

Главная задача фин.политики состоит в обеспечении соответствующими фин-ми ресурсамив реализации той или иной гос-й программы экономич-го и соц-го развития страны.


2. Государственный кредит: понятие, функции, виды и роль в рыночной экономике

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между гос-м и юр. и физ. лицами при которых гос-во выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Если гос-во берет ср-ва юр. и физ.лиц в долг на возвратной основе, то оно яв-ся заемщиком. Если гос-во предоставляет ср-ва, то оно яв-ся крелитором. Когда гос-во берет на себя ответственность за погашение других обязательств взятых юр. и физ. лицами, то оно яв-ся гарантом. Как эканомическая категория гос.кредит нах-ся на стыке двух ден-х отношений финансов и кредита. Одно из звеньев финансовой системы гос.кредит обеспечивает формирование и использование централизованных ден-х фондов гос-ва. Основную массу ден-х ресурсов гос-во получает в виде налогов. В условиях когда гос-х д-в недостаточно гос-во вынуждено привлекать для своих р-в ср-ва из других источников. В основном госкредит реализуется через выпуск гос–х ценных бумаг, предоставление гос–х займов. Основной признак этой формы кредита — непременное участие государства в лице органов исполнительной власти различных уровней. В зависимости от источника получения предоставленные кредиты бывают внутренние (от резидента) и внешние (от нерезидента).

Осуществляя функции кредитора, государство через центральный банк производит кредитование: 1) конкретных отраслей или регионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, если возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены в силу действия факторов конъюнктурного характера; 2) коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

Функции гос.кредита: 1) Распределительная – ч/з эту функцию осуществляется привлечение дополнительных ср-в гос-м на условиях срочности, возвратности, платности для формирования гос-м его расходов. Выпуск новых займов для погашения задол-ти по ранее выпущенным и размещенным займам наз-ся рефинансированием гос-го долга. 2) Регулирующая. Гос-во регулирует денежное обращение размещая займы среди различ-х групп инвесторов. Привлекая в займы ср-ва физ.лиц гос-во уменьшает их платежеспос-й спрос. Если с помощью этих займов гос-во профинансирует какието производственные объекты, то произойдет уменьшение наличных денег в обращении, а если гос-во будет финансировать оплату труда раб-в бюджетной сферы, то кол-во наличных денег в обращении не изменится. 3) Контольная. Контролю подлежит: целевое использование ср-в, сроки их возврата и своевременности уплаты % по ним. Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста. Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие может, однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров. Особенно заметно такое воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средств, входящие посредством кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых для обращения.

На рынке реализуются в основном следующие формы кредита: коммерческий; банковский; потребительский; ипотечный; государственный; международный. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента, сферой функционирования и т. д.

3. Организация и функционирование системы социального страхования и рынка страховых услуг

В целях обеспечения гарантиями в системе социального страхования и контроля, за правильным использованием ср-в социального страхования создан федеральный фонд социального страхования. ФСС должен способствовать материальному обеспечению лиц временно неучаствующим в трудовом процессе. Основными задачами Фонда яв-ся: 1) обеспечение гарантированных гос-м пособий по временной нетрудостособности, беременности и родам, при рождении ребенка, соц.пособий на погребение, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2) участие в разработке и реализации гос-х программ, охраны здоровья работников, мер по совершенствованию соц.страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда. Ср-ва Фонда образуются в основном за счет: страховых взносов работодателей (п/п, организации, учреждения и иные хоз-е субъекты независимо от форм собствен-ти. Тариф страховых взносов до 2005г. был 4%, с 2005г. – 3,2% от начисленных д-в по всем основаниям не зависимо от источника финансирования (исключение – договора гражданско-правового хар-ра) В расходах ФСС основной удельный вес приходится на выплату б/л. С 2005г изменена оплата б/л (3 дня оплачивает работодатель из своих ср-в). Так же ср-ва направляются на: оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, частичную оплату путевок в детские загородные оздоровит.лагеря и т.д.

Имеются существенные особенности формирования части ср-в ФСС, предназначенной для обеспечения пострадавших в результате несчастного случая на произ-ве и профессионал. Заболеваний. Взносы на обязат.соц.страх.от несчастных случаев на производстве не включается в состав ЕСН и уплачивается в соответствии с ФЗ от 24/07/1998г. "Об обязательном соц.страх. от несчастных случаев на произ-ве и профессион-х заболеваниях" Тарифы рассчитываются индивидуально для каждого п/п. Правила начисления, учета и расходования ср-в утверждены постановлением правительства РФ от 02/03/2000г.

Гос-е внебюджетные фонды – фонды денежных ср-в образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Прелназначены для мобилизации конституционных прав граждан.

4. Федеральный пенсионный фонд: образование и использование

Пенсионный фонд – государственный внебюджетный фонд. Гос-е внебюджетные фонды – фонды денежных ср-в образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Прелназначены для мобилизации конституционных прав граждан. Важнейший принцип любого пенсионного фонда – это солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения ср-в во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе прожиточный уровень в будущем.

Средства ПФР формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, добровольных взносов физических и юридических лиц и других поступлений. Налоговой базой для расчета страховых взносов для работодателей, служит начисленная оплата труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах независимо от источников финансирования. Страховой взнос (тариф) до 2005г. - 28% (14% - федеральная часть, 14% накопительная и страховая) с 2005г. – 20% (федеральная часть 6%, до 66г.р. страховая 14%, накопительная – 0%, с 67г.р. страховая 10%, накопительная 4%). Средства ПФР направляются на: выплату государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Так же ПФ финансирует программы по соц. поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Временно свободные средства ПФ могут вкладываться в ц/б. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения. Устанавливаются также минимальные пенсии.

5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: образование и использование

ФОМС – это государственный внебюджетный фонд. Гос-е внебюджетные фонды – фонды денежных ср-в образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Прелназначены для мобилизации конституционных прав граждан. ФОМС определяет правовые экономические и организационные основы медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении мед.помощи за счет ср-в этого фонда. Для реализации политики в области мед. страхования создаются: Федеральный и территориальный фонды мед.страхования.

ФФОМС, созданный в соответствии с ФЗ, предназначен для: 1) выравнивания условий деятельности ТФОМС по обеспечению финансирования программ обязательного мед. страхования; 2) финансирование целевых программ в рамках обязательного мед.страхования; 3) осуществление контроль за рациональным использование фин.ср-в обязательного мед.страхования.

Финансовые ср-ва ФОМС образуются в основном за счет страховых взносов (отчислений) п/п, организаций независимо от форм собственности. Тариф взноса до 2005г. – 3,6% от суммы начисленной оплаты труда независимо от источника финансирования. Причем 0,2% перечисляется в ФФОМС, а 3,4% в ТФОМС. С 2005 года тариф изменился: 0,8% - ФФОМС, 2% - ТФОМС. Всего - 2,8%. Также фин.ср-ва образуются за счет: - ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; - добровольных взносов Ю.л. и Ф.л.; - доходов от использования временно свободных финансовых средств. Временно свободные финансовые средства ФОМС в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных гос. ценных бумаг.

Ср-ва фонда используются на оплату медицинских услуг, на финансирование целевых медицинских программ, на подготовку мед. работников, на финансирование медицинской науки.


6, Бюджетная классификация: понятие, структура, роль

Гос-й бюджет – форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназнач-х для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправленияю Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в соответствии с показатедями единой бюджетной классификации. Бюджетная классификация – это группировка д-в и р-в всех уровней бюджетной системы РФ с присвоением объектам классификации группировочных кодов, а также группировочных источников финансирования дефицитов. Структура классификации: Бюджетная классификация РФ включает: 1) классификацию доходов бюджетов РФ; 2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; 3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; 4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 5) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 6) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, 7) классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ 8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация д-в бюджетов – это группировка д-в бюджетов всех уровней, основанная на законодательных актах РФ, определяемых источники формирования д-в. Классификация д-в делится по группам:

С кодом 1 000 000 – налоговые д-ды; 2 000 000 – неналоговые д-ды; 3 000 000 – безвозмездные перечисления; 4 000 000 – д-ды целевых бюджетных фондов; 5 000 000 – д-ды от предпринимательской деятельности.

Далее группы делятся на подгруппы. Так, например в группу налоговые д-ды включаются погруппы: 1 010 000 – налог на прибыль; 1 020 000 – налоги на товары и услуги.

Расходы группируются по трем классификациям: 1) Функциональная 2) Ведомственная 3) Экономическая

Функциональная классификация р-в бюджетов РФ яв-ся группировкой р-в бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных ср-в на выполнение основных функций гос-ва. Первым уровнем яв-ся разделы (01 - р-ды на гос-е управление; 02 – р-ды на судебную власть). Второй уровень – подразделы (например, в разделе 14 – "образование" предусмотрены подразделы: 14 01 – дошкольное образование, 14 02 – общее образование и т.д.). Третий уровень образует целевые статьи расходов (например, в разделе 15 "культура, искусство, кинематография" подраздел 01 "культура и искусство" включает целевые статьи: 15 01 410 – ведомственные р-ды на культуру и искусство; 15 01 411 – р-ды на гос-ю поддержку театров, концертных организаций; 15 01 412 – прочие ведомственные р-ды на культуру и искусство). Четвертый уровень – классификация видов расходов, например 15 01 410 284 – библиотеки.

Экономическая классификация р-в – это группировка р-в бюджетов всех уровней на их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций с помощью которых гос-во выполняет свои функции. Основные категории экономической классификации р-в: 100 000 – текущие р-ды; 200 000 – капитальные р-ды; 300 000 – предоставление кредитов.

Текущие р-ды бюджетов – часть р-в бюджетов обеспечивающих текущие функции гос-й власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание бюджетной поддержки др.бюджетам. В категорию текущие р-ды включаются, след-е группы, например, 110 000 – закупки товаров, оплата услуг; 120 000 – выплата %; 130 000 – субсидии, субвенции, текущие трансферты.

Капитальные р-ды бюджетов – часть р-в бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи р-в, предназначенных для инвестиций в действующие, вновь создаваемые юр.лица. В категорию кап.р-ды включена группа 240 200 – капитальное строительство.

Ведомственная классификация р-в – это группировка р-в, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям ср-в бюджета. Перечень прямых получ-й ср-в бюджета утверждается на соответствующий год.

Построение бюд-й классификации регламентируется ФЗ "О бюджетной классификации". С 2005г. вступил в силу новый ФЗ. Изменились коды бюджетной классификации, добавился код администратора.


7. Организация и принципы составления бюджетов

Бюджет – основной финансовый план образования, распределения, использования централизованного денежного фонда для обеспечения задач и функций гос-ва. Составление проекта бюджета прирогатива гос-ва, органов власти правительства РФ, финансовых органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Непосредственно составление проекта бюджета осуществляет Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и органы местного самоуправления основываясь на след-х данных: 1) прогноз социального развития соответствующей территории; 2) основные направления налоговой политики; 3) прогноз сводного баланса. Составление бюджетов основано на след-х принципах. 1) Единства – едино-правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единых порядков финансирования расходов. 2) Самостоятельности – законодательные и исполнительные органы власти имеют право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. 3) Полноты отражения д-в и р-в бюджетов. 4) Гласности – обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. 5) Общего покрытия р-в, если имеется дефицит, то в обязательном порядке находят источники его покрытия. 6) Адресности и целевого характера бюджетных ср-в – бюджетные ср-ва выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.

Основные характеристики бюджета. 1) Общий объем д-в. Доход – денежные ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов власти. Доходы: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления. 2) Общий объем р-в. Расходы – денежные ср-ва на обеспечение задач и функций гос-ва и органов местного самоуправления. Расходы группируются по трем структурам. 1) Функциональная – гос-е управление, международная деятельность, национальная оборона, правоохранительная деят-ть и т.д.

2) Ведомственная – адресное выделение финансовых ресурсов и отражает распределение ср-в по их конкретным распорядителям. 3) Экономическая – показывает фин.операции с помощью которых гос-во выполняет свои функции (выплата з/платы, покупка товаров, работ, услуг,,,). 4) Дефицит бюджета.


8. Понятие, структура бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос-х внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Структура: Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Федеральный бюджет и гос-е внебюдж-е фонды разрабатываются и утверждаются в форме фед-х законов.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан: 1) Пенсионный фонд создан с целью обеспечения заработанного человеком уровня жизненного блага путем перераспределения ср-в: а) во времени, т.е. нынешние работники содержат вчерашних, а завтрашние возьмут на себя обеспечение нынешних, б) в пространстве, т.е. где бы человек не жил он своим трудом и прошлыми соц.отчислениями гарантирует себе опред-й прожиточный уровень в будущем. 2) ФСС предназначен для выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. 3) Фонд медицинского страхования обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении мед.помощи за счет ср-в этого фонда. Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Консолидированный бюджет – это сводный бюджет всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.


9. Понятие и принципы бюджетного устройства РФ

Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос-х внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы её построения, т. е бюджетное устройство.

Бюджетное устройство – это бюджетная система, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов и принципов ее построения.

Бюджетная система в целом базируется на следующих принципах: 1) Принцип единства бюджетной системы. Он означает единство правовой базы, единство денежной системы, форм бюджетной документации, а также единых порядков финансирования р-в. 2) Принцип разграничения д-в и р-в между бюджетами разного уровня. Означает закрепление соотв-х видов д-в и р-в за разными уровнями бюджетов. 3) Принцип самостоятельности бюджетов – это право законодательных и исполнительных органов власти соотв-х уровней бюджетной системы самостоятельно осущ-ть бюджетный процесс. 4) Принцип полноты отражения д-в и р-в бюджетов. Он означает, что все д-ды и р-ды бюджетов отражены в полном объеме и обязательном порядке. 5) Принцип сбалансированности бюджета. Он означает, что объем предусмотренных бюджетом р-в должен соответствовать суммарному объему д-в бюджета источников покрытия дефицита. 6) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. 7) Принцип общего покрытия р-в. Если имеется диффицит, то в обязательном порядке находят источник его покрытия.

8) Принцип гласности, т.е это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Обязательная открытость для СМИ процесса, рассмотрения и принятия бюджетов. 9) Принцип достоверности бюджета. Означает показателей прогноза соц-но экономич-го развития соответствующей территории и реалистичность расчета д-в и р-в бюджета. 10) Принцип адресности и целевого характера бюджетных ср-в. Он означает, что бюджетные ср-ва выдел-ся в распоряжении конкретных получателей и на конкретные цели.

Бюджетный федерализм – это отношение между федер-й властью и властями администраций (территориальных единиц) по поводу оптимального отношения и экономически обоснованного распределения д-в и р-в. Бюджетный федерализм базируется на след-х принципах: 1) Принцип сочетания интересов. Он обеспечивает высокую степень самостоятельности территориал-х бюджетов при ведущей роли федер-го бюджета. 2) Наличие трех-звеньевой бюджетной системы и равенство прав бюджетов одного звена. 3) Принцип применения для всех субъектов федерации единых критериев выделения ср-в из фед.бюджета в целях экономического выравнивания регионов.

10. Эконом-ое содержание, состав и структура доходов государственного бюджета

Гос-й бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.

Доходы бюджетов – выражают экономические отношения возникающих в процессе формирования основного общественного фонда денежных ср-в. Доходы бюджета - денежные ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов гос-й власти и органов местного самоуправления.

Д-ды, поступающие в бюджет можно классифицировать по 3-м признакам. 1) По юридическим формам – налоговые и неналоговые. К налоговым доходам кот. формируют основную часть бюджетного фонда гос-ва (относится предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам бюджетов относятся: а) Доходы от исполнения имущества, которое находится в гос-ой и муниципальной собств-ти в виде арендной платы за задачу имущества во временное владение или пользования, от передачи гос-го имущества под залог и доверительное управление; б) доходы от продажи гос имущества; в) доходы от платных услуг которые оказывают органы государственной власти и местного самоуправления и бюджетных организаций; г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия; д) доходы в виде фин-ой помощи и бюджетных ссуд полученных от бюджетов других уровней. 2) По социально-экономическому признаку, то от какой сферы деятельности получены д-ды (от банков и страховой деят-ти, различные ресурсные платежи, д-ды от граждан). 3) По порядку и условиям их зачисления – закрепленные и регулирующие д-ды, собственные и заемные, дотации и субсидии.

Закрепленные доходы – доходы которые полностью или частично на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие – ср-ва передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему сверх закрепленных за ним для покрытия его р-в. Это фед-е и регион-е налоги по которым устанавливаются нормативн-е отчисления в % в нижестоящие бюджеты, которые закрепляются законами о соответствующем бюджете не менее чем на 3 года. Закрепленные и отчисления на регулирующие составляют д-ды бюджетов. Кроме собственных д-в могут иметь место заемные ср-ва. Необходимость в них возникает когда не хватает собственных. Это могут быть ссуды и кредиты, выпуск займа. Дотации - это бюджетные ср-ва, предоставленные бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих р-в Субвенция – бюджетные ср-ва, предоставленные бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на конкретные цели. Субсидия – это бюджетные ср-ва, предоставляемые бюджету другого уровня, физ. или юр. лицам в рамках целевых программ из вышестоящего бюд-та. Возврата нет. Ссуда – выдел-ся из ср-в одних бюджетов другим – это бюдж-е ср-ва предост-е другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 м-в. Государственный бюджет предстовляет собой основной финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона. Утверждается законодательными органами власти – парламент (дума).


11. Экономическое содержание, состав и структура расходов государственного бюджета

Гос-й бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.

Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения и использования средств бюджетного фонда.

По своему материальному признаку бюджетные р-ды представляют собой ден-е ср-ва, кот-е направляются на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва и органов местного самоуправления. Р-ды гос.бюджета классифицируются: 1) По своей роли в процессе воспроизводства (на затраты, связанные с финансированием мат-го произ-ва, и на затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы). 2) По функциональному назначению (на р-ды по финансированию народного хоз-ва, на оборону станы, на содержание аппарата управления, на правоохранительную деят-ть, на р-ды по обслуживанию гос-го долга, финансирование социально-культурных мероприятий).

Все р-ды бюджета состоят из текущих р-в и затрат капитального характера. Основная часть ср-в приходится на текущие р-ды, которые включают в себя: затраты по закупкам товаров и услуг, затраты по оплате труда гос.служащим, платежи по внутренним займам и внешниму долгу. Капитальные затраты – кап.вложения в основные фонды, капитальное строительство, кап.ремонт и создание гос-х запасов и резервов.

В условиях перехода на рыночные отношения резко изменилась структура р-в: сократились бюджетные ассигнования на народное хоз-во, т.е. на централизованные кап.вложения.

Расходы гос. бюджета классифицируются: 1) по своей роли в процессе воспроизводства на затраты связанные с финансированием мат–го произв-ва и затраты связанные с содержанием внепроизводственной сферы

2) по фин. назначению: - на расходы по фин–ю народного хоз–ва, - социально культурных мероприятий, - обороны страны, - содержание аппарата управления, - на правоохранительную деятельность и обеспечение безработицы, - на расходы по обслуживанию гос. долга.

В условиях экономической нестабильности практически невозможно профинансировать все р-ды, тогда встает вопрос об их очередности финансирования. Согласно законодательству при наличии диффицита бюджета первоначальному финансированию подлежат текущие р-ды.

Защищенные статьи расходов – з/ пл , образование, здравоохранение.


12. Бюджетная политика РФ


Гос-й бюджет – это форма образования и расходования фонда ден-х ср-в, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.

Во взаимосвязях госбюджета с экономикой решаются две основные проблемы. Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавочной стоимости и имущества экономич-х субъектов не лишить их достаточных условий и возможностей различного предпринимательства. Производители должны иметь необходимые условия для рационального и выгодного произ-ва, эффективной предпринимательской деятельности. Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения, созданию для людей минимальных условий жизни, но предотвращающих заинтересованность в иждивенчестве. Совокупность мероприятий по обеспечению изъятия и целенаправленного использования ден-х ср-в образует бюджетную политику.

Бюджетная политика на очередной фин-ый год определяется не позднее марта года, предшествующего очередному фин-му году. В качестве критериев эффективности бюджетной политики используются следующие показатели: 1) уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов, в частности; 2) уровень выполнения бюджетных обязательств; 3) величина бюджетного дефицита и темпы роста гос-го долга; 4) объем фин-х ресурсов, отвлекаемых на обслуживание гос-го бюджета; 5) уровень монетизации бюджетного дефицита; 6) величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; 7) динамика валового внутреннего продукта; 8) уровень безработицы; 9) степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. В Российских условиях к названным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии экономики России: 1) маштабы эмиссии денежных суррогатов (казначейские обязательства, казначейские налоговые освобождения, зачеты); 2) величена просроченной задолженности по оплате труда вследствие отсутствия бюджетного финансирования; 3) величена просроченной задолженности по оплате гос-го заказа.


13. Понятие и механизм бюджетного процесса в РФ


Бюджетный процесс – регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. В основе его организации лежат принципы: единства, самостоятельности, сбалансированности. Задачи бюджетного процесса. 1) максимальное выявление всех финансовых и материальных ресурсов. 2) Определение общего объема д-в в соответствии с прогнозом соц-но-экономич-го развития. 3) Установление объемов р-в. 4) Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита. Дефицит – повышение р-в бюджетов над доходами. 5) Осуществление бюджетного регулирования. Прохождение бюджетного процесса Федерального бюджета. На стадии составления бюджета определяются направления бюджетной политики и рассчитываются контрольные цифры проекта Федерального бюджета. Затем проект фед.бюджета представляется в Правительство РФ, которое выносит его на рассмотрение гос.думы. Начинается следующая стадия бюджетного процесса – рассмотрение проекта фед.бюджета Гос.дума рассматривает проект в 4-х чтениях. В случае отклонения в 1-м чтении Гос.дума может: 1) передать проект фед.бюджета в согласительную комиссию, где в течении 10 дней разрабатывается согласованный вариант бюджета. 2) вернуть проект фед.бюджета в Правительство на доработку. 3) поставить вопрос о доверии Правительству. Во 2-м чтении гос.дума рассматривает проект в течении 20 дней со дня принятия закона в 1-м чтении. Здесь утверждаются р-ды по разделам функциональной классификации. В 3-м чтении гос.дума рассмотривает р-ды на федеральные целевые программы, перечень защищенных р-в, распределение ср-в фед.фонда фин.поддержки субъектов РФ и бюджетов развития. 25 дней. В 4-м чтении гос.дума рассматривает проект фед.закона и фед.бюджете в течение 10 дней. Здесь текст законопроекта рассматривается в целом, после чего проект фед.бюджета утверждается гос.думой. Закон вступает в силу после его подписания Президентом и со дня его опубликования. Наступает заключительная стадия – исполнение бюджета. Ее цель – выполнение доходной и расходной частей бюджета. В РФ сейчас установлено казначейское исполнение бюджета, которое подразумевает принцип единства кассы. (до этого было банковское). Казначейское исполнение бюджетов – зачисление всех поступающих д-в бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита и осуществление всех р-в с единого счета бюджета. На органы исполнительной власти возлагается организация и исполнение бюджета. Они яв-ся кассиром всех распорядителей и осуществляют платежи за счет бюджетных ср-в от имени и по поручению бюджетных учреждений. Главный распорядитель бюджетных ср-в – орган гос.власти, имеющий право распределять бюджетные ср-ва по подведомственным распорядителям и получателем бюджетных ср-в. Распорядитель бюд.ср-в – орган власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные ср-ва по подведомственным получателям бюд-х ср-в. Гл.распорядитель и распорядитель отвечают за целевое использование выделенных в их распоряжении бюдж.ср-в. Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи – документ о поквартальном распределении д-в и р-в бюджета и поступлении из источников финансирования дефицита бюджета. Заключительным этапом стадии исполнения бюджета яв-ся составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.


14. Эк-ое содерж., функ-и, методы, формы и роль бюдж. контроля в РФ

Эк-ое содер-е гос. фин. контроля заключ-ся в способности целевого и эфф-ого использ-я гос. фин. ресурсов. Гл. назначение гос. фин. к-ля- проверка обязат-ого выполнения всех бюдж-х заданий, предусмот-х в з-не о бюдж-е. В число з-ч фин. к-ля входят:- обеспечение правильности сос-ия и испол-ия б-та;-соблюдение налог-го и бюдж-го законо-ва;-проверка эф-ти и целевого использ-я бюдж-х ср-в;-кон-ль за реализацией механизма межбюдж-х отношений;-проверка обращения ср-в бюдж. и внебюдж-х фондов в банках и др. кред-х учр-ях;-кон-ль за формиров-ем и распред-ем цел-х бюдж-х фондов. Функ-и гос. фин. к-ля:1-кон-ль за расходованием ср-в бюдж-а;2-кон-ль фин-ой эф-ти использ-я гос-ой и муниц-ой собствен-ти;3-кон-ль за использ-ем ср-в внебюдж-х фондов;4-кон-ль за эффективностью предоставления и законностью использ-я льгот по налогооблож-ю гос-х дотаций и иных преимуществ. Формы кон-ля:-предваритель-ный(осущ-ся до исполнения бюдж., до момента поступления платежей и использ-я ср-в),текущий(оперативный)произ-ся в ходе исполнения бюдж., заключ-й(проводится после осущ-я расх-в и аккумуляции дох-в в бюдж-т на основе учетной и отчетной докумен-ии. Методы бюдж-ого кон-ля: ревизия, проверка отчетов, эк-ий анализ. Особое внимание в ходе контроля деят-ти бюдж-х орган-й уделяется выявлению нецелевого использования ср-в. Они влекут за собой следующие нарушения:-использ-е бюдж-х ср-в в финанс.-кредитной сфере с целью получения дох-в(див-ов,%);-учред-ая и спонсорская деят-ть;-расходование средств без оправдательных док-в;-расходы и убыли сверх норм и лимитов. В РФ гл. функции кон-ля осуществляют: счетная палата РФ, гл. кон-ое управ-е През.РФ, МинФин РФ, а именно в его составе-ГУФК(гл. упр.фед. казнач.), КРУ(контр-ревиз.упр.),ЦБ, прокуратура.

15. Исполнение бюджета. Распорядители бюджетных назначений. Сметное планирование

Исполнение бюджета - это часть бюджетного процесса, означает своевременное и полное поступление предусмот-ренных бюджетом доходов, правильное и законное расхо-дование денежных средств. На этом этапе бюджетного процесса участвуют органы исполнительной власти, фин-ые и налоговые органы, кредит. учрежд., платель-щики и получатели бюджетных средств. В исполнении бюджета принимают участие все гос-ые и муниц-ые органы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ