Понятие, структура финансовой политики и ее роль в экономике
31. Осн. положения и этапы анализа финансового состояния
предприятия
Под
финансовым состоянием понимается способность
предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью
финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования
предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования,
финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами,
платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть
устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно
производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе
свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Главная цель анализа -
своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и
находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его
платежеспособности.
Основные этапы: 1- предварительный, определяются цели проведения анализа,
исполнители, сроки проведения. Проводятся сравнения основных данных п/п со
среднеотраслевыми данными, с данными предыдущих периодов, с данными
конкурентов; 2- проводится подбор необходимой информации и оценка ее
качества; 3- аналитический – делаются определенные выводы и заключения
по расчетам. Определяются методы проведения анализа (горизонтальный
– сравнение показателей, вертикальный – изучение в динамике
структуры, трендовый – изучение показателей за период 3х и более
лет, позволяет выявить тенденции и закономерности в развитии п/п, факторный,
количественный – оценка влияния факторов на применение результативного
показателя ( цепные подстановки, интегральный прием)).
Существует два подхода проведения финансового анализа:
1. Экспресс-анализ – анализ платежеспособности,
финансовой устойчивости, деловой активности, прибыльности п/п. Он проводится по
данным финансовой отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках).
2. Углубленный финансовый анализ – позволяет выявить причины
неблагоприятной финансовой операции и дать рекомендации по улучшению фин-ого
сос-я по данным фин-ой отчетности с привлечением данных управленческих, влияния
инфляции (анализ уровня инфляции, цен).
32.
Инвестиции как экономическая категория. Виды инвестиций
Основным
документом, регламентирующим инвестиционные деят-ть в РФ, яв-ся ФЗ "Об
инвестиционной деятельности в РФ, осущ-й в форме капитальных вложений". Инвестиции
– денежные ср-ва, ц/б, иное имущество, в том числе имущественные права, иные
права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предприним-ой и/или иной
деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного
эффекта. Инвестиции – это вложение ср-в с целью получения д-да. Инвестиционная
деятельность – вложение инвестиций и осущ-е практических действий в целях
получения прибыли и/или достижения иного полученного эффекта. В узком смысле
инвестиционная деят-ть представляет собой процесс преобразования инвестиционных
ресурсов во вложения. Инвестиционные ресурсы – это все виды фин.активов,
привлекаемые для осуществления вложений в объекты инвестирования. Объекты
инвестиционной деятельности: 1) основной и оборотный капитал; 2) целевые
денежные вклады в ц/б; 3) нематериальные активы. Субъекты инвестиционной
деят-ти: 1) инвесторы – физ. и юр. лица, гос.органы, органы местного
самоуправления, иностранные инвесторы; 2) заказчики – пользователи объектов
инвестиционной деят-ти (подрядчики и др.) Инвестиции играют существенную роль в
функционирование и развитие эк-ки и нах-ся в опред-й зависимости от факторов
эк-го роста. Для выяснения этой зависимости необходимо ввести понятие валовых и
чистых инвестиций. Валовые инестиции – совокупный объем инвестиций на
приобретение ср-в производства, новое строительство, прирос ТМЗ в течении
определенного периода. Чистые инвестиции отражают объем валовых
инвестиций уменьшенный на величину амортизационных отчислений. Динамика
показателей чистых инвестиций яв-ся индикатором состояния эк-ки: их величина
показывает в какой фазе развития нах-ся эк-ка страны. Если объем валавых
инвестиций превышает объем амортиз-х отчислений и след-но чистые инвестиции
представляют собой положительную величину прирост производ-го потенциала
обеспечивает расширенное воспроизводство, эк-ка нах-ся в стадии подъема.
При равенстве валовых инвестиций и амортиз-х отчислений чистые инвестиции равны
нулю. В эк-ку в данном периоде поступает такое же кол-во инвестиций какое и
потребляется. Здесь имеет место простое воспроизводство, хор-ся отсутствием
эк-го роста. Если величина валовых издержек меньше амортиз-х отчислений, то
показатель чистых инвестиций отрицательный. Сокращение инвестиций вызывает
уменьшение произ-го плтенциала и как следствие эконом-й спад. Классификация
инвестиций: 1)По объектам инвестирования: а)реальные – совокупность
вложений в реальные эконом-е активы (материальные ресурсы – ОС, оборот-е ср-ва)
и нематериальные активы (лицензии, патенты, товарные марки и т.д.). Важнейшим
составляющим реальных инвестиций яв-ся инвестиции осуществляемые в форме
капитальных вложений или капиталообразующие. б) финансовые инвестиции –
вложения ср-в в различные финансовые активы (ц/б, паи и долевое участие,
банковские депозиты и т.д.) 2)По цели инвестирования: а) прямые – вложения в УК
п/п с целью установления непосредственного контроля и управления объектом
инвестирования. Они направлены на расширение сферы финансовых интересов, а не
только на получение д-да. б)портфельныевложения в эконом-е активы с
целью извлечения д-да (% по облигациям, дивиденды по акциям) и диверсификации
р-в. 3)По срокам вложения: а)краткосрочные – до 1 года; б)среднесрочные – 3-5
лет; в)долгосрочные – выше 5 лет. 4)По формам собственности на инвестиционные
ресурсы: а)частные (физ.лица и негосудар-е компании); б)государ-е;
в)иностранные; г)смешанные. 5)По региональным признакам: а)внутренние; б)зарубежные.
6)По рискам: а)агрессивные характеризуются высокой степенью риска, высокой
прибыльностью, низкой ликвидностью; б)Консервативные харак-ся пониженным
риском, относительно невысокой доходностью; в)умеренные – низкая степень риска,
низкая доходность. 7) По отраслевому признаку (по легкой промышленности и
т.д.).
33.
Методы финансирования инвестиционных проектов
Любое
вложение базируется на инвестиционном проекте – совокупность расчетов
обоснованных эффективность вложений. Инвестиционный проект – обоснование
экономической целесообразности объема и сроков капитальных вложений, в том
числе необходимая проектно-сметная документация, а также описание практических
действий по осуществлению инвестиций. Оценка инвестиционного проекта проводится
для решения инвестиционных задач: 1) Оценка конкретного проекта; 2)
Обоснование целесообразности участия в проекте; 3) Сравнение нескольких
проектов. Методы инвестирования:
1)
Собственные ресурсы п/п (чистая прибыль и амортизационные отчисления).
2) Бюджетные средства. Из ср-в фед.бюджета финансируются след-е р-ды: -
выполнение федеральной инвестиционной программы, фундаментальные исследования и
содействие научно-техническому прогрессу, бюджет развития) .
3)
Привлеченные фин.ресурсы: - кредиты; - средства, полученные в результате
эмиссии ц/б и реализация их на фондовом рынке; - паевые и иные взносы членов
трудовых коллективов, граждан, юр.лиц; - инвестиции коллективных инвесторов
(инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и
т.п). Кредитование осуществляется с соблюдения след-х принципов: целевого
использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности.
4)
Лизинг – это вид инвестиционной деят-ти по приобретению имущества и
передаче его на основание договора лизинга физ. и юр. лицам за определенную
плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных
договором. Лизинг бывает операционный и финансовый. Оперативный подразумевает
сдачу имущества в аренду на период значительно меньший, чем срок амортизации
(2-5 лет). Финансовый лизинг предусматривает выплату лизинговых платежей
полностью покрывающих амортизацию, дополнительные издержки и прибыль
лизингодателя в течение действия одного договора. Франчайзинг –
представляет собой передачу или продажу фирмой широко известной на рынке
(франчайзор) лицензии (франшиза) на ведение бизнеса под своим товарным знаком
другой фирме (франчайзодержатель) за определенное вознаграждение.
5)
Иностранные инвестиции представляют собой капитальные ср-ва, выделенные
из одной стороны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности
в другой с целью получения прибыли. Большое значение имеют прямые инвестиции
(не менее 10% вклада в УК организации) т.к. они оказывают существенное влияние
на национальную эк-ку и международный бизнес в целом; - портфельные инвестиции.
6)
Методакционирования (приобретение акций для финансирования
инвестицион. проектов).
34.
Финансовый рынок. Его виды, структура и инфраструктура
Финансовый
рынок можно определить как сферу реализации финансовых
активов и экономических отношений между инвесторами – продавцами и инвесторами
– покупателями этих активов. Функциями финансового рынка являются: 1) реализация
стоимости и потребительной стоимости. В процессе выполнения
финансовым рынком этой функции происходит движение стоимости общественного
продукта, которое отражается через обмен. 2) организация процесса доведение
финансовых активов до потребителей (покупателей, вкладчиков). Проявляется
через создание сети различных институтов по реализации финансовых активов (банков,
биржи, брокерских кантор, и т.п.). 3) финансовое обеспечение процессов
инвестирования и потребления. Заключается в создание финансовым рынком
условий для собирания ( взаймы ( кредит), в найм ( селинг)) предпринимателем
финансовых ресурсов, необходимых для развития производственно – торгового
процесса и удовлетворения личных потребностей.
4) воздействие на денежное обращение. Создание финансовым рынком
условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных
платежей и регулирование объема денежной массы в обращении. От устойчивости
денежного обращения зависит устойчивость финансового рынка.
Финансовые
рынки можно классифицировать: 1) по сфере
распространения, т. е. по широте охвата, можно выделить международный и
внутренний финансовые рынки. В свою очередь, как международный, так и
внутренний рынок состоит из ряда региональных рынков, которые образуются фин.
центрами (банками, биржами, фин. компаниями и т.д.) в отдельных регионах мира
или данного гос-ва. Мировые фин. центры – это центры сосредоточения банков и
др. кредитно–финансовых институтов, совершающие международные валютные и
кредитные операции, сделки с золотом, ц/б и др. фин. активами. Внутренний
финансовый рынок – это финансовый рынок, функционирующий внутри данного гос-ва.
2) финансовый рынок имеет дело с финансовыми активами, т е с товарами,
которые можно купить и продать на этом рынке. Такими основными товарами
являются валютные ценности ( иностранная валюта и ценные бумаги, выраженные в
валюте), драгоценные металлы и драгоценные камни, ценные бумаги; деньги
(рублевые банкноты, депозиты, вклады), кредитный капитал (кредит, заем), ценные
бумаги, представляющие безусловное долговое обязательство страховых компаний и
пенсионных фондов (страховое свид-во, мед. полис, пенсионный полис). Фин-ый
рынок подразделяется на валютный рынок, рынок драгоценных Ме и камней,
рынок ц/б, денежный рынок, кредитный рынок, страховой рынок, рынок
недвижимости. Все рынки тесно связаны между собой, так как один и тот же
финансовый актив может быть товаром нескольких рынков. Например, кредит в
рублях – это объект деят-ти кредитного рынка, а кредит в валюте – объект
деят-ти валютного рынка. 3) по степени организованности фин.рынок можно
разделить на организованный и неорганизованный. Организованный фин. рынок – это
рынок, функционирующий по опред-м правилам, установленным спец-ми
фин.учреждениями: банками, ломбардами и фин-ми биржами (фондовый, валютный,
драг. металлов и камней). Неорганизованный фин. рынок – представляет собой
сферу купли–продажи фин. активов через другие различные фин. институты. сейчас
создается российский рынок долгов. Задачей его является реализация имущества
(имущ-х прав) организаций должников, конфискованного и/или арестованного
судебными органами, в т.ч. находящегося за рубежом, а так же бесхозяйственного
имущества, изъятого правоохр-ми органами. Инфраструктура – биржи,
брокеры, дилеры, банк. система, инвестиционные фонды.
35.
Инвестиционный мультипликатор: сущность и механизм расчета
Мультипликатор – численный коэффициент, показывающий, на сколько увеличится
одна переменная в результате единичного прироста другой. Мультипликаторы
применяются в различных разделах микро- и макроэкономики для количественной
оценки происходящих в них цепных реакций.
Инвестиционный мультипликатор – при вложении фин-ых ресурсов в
какую-либо отрасль или п/п, то это вложение даст толчок для развития других
отраслей смежных с данной отраслью.
Инвестиционный
мультипликатор показывает, на сколько
увеличится ВВП, если инвестиции или госуд-ые закупки возрастут на единицу или
взаимосвязь м/д приростами инвестиций и полученный в результате этого прироста
доход.
М=1/1-С,
где 1-С – предельная склонность к потреблению.
36.
Потребление, сбережение, инвестиции их взаимодействия и влияния на экономический
рост. Эффект мультипликатора
Совокупные доходы общества – это
национальный доход, а совокупные расходы – это расходование национального
дохода на потребление и накопление, поэтому источником инвестиций являются
сбережения.
Сбережение – это располагаемый доход за вычетом расходов на потребление.
При изменении дохода потребление и сбережение изменяются в том же направлении,
но в меньшем объеме.
Соотношение м/д потреблением и вызываемым им изменением дохода называется
предельной склонностью к потреблению.
Соотношение м/д изменением величены сбережения и изменением дохода
называется предельной склонностью к сбережению. Общий доход
тратится на потребление и сбережение. Т.к. потребление и сбережение две части
одного целого- доходов, то в сумме два этих показателя составляют 1. источником
инвестиций яв-ся сбережения, но сбережения осуществляются одними субъектами, а
инвестиции другими.
Инвестиции зависят от следующих факторов:
1.
Процесс
инвестирования зависит от ожидаемой нормы прибыли;
2.
Учитываются
альтернативные возможности и уровень % ставки;
3.
Инвестиции
зависят от уровня налогообложения в регионе;
4.
Инвестиционный
процесс реагирует на темпы инфляции;
Наращивание инвестиций ведет к росту национального дохода.
Эффект мультипликатора (множителя) сутьувеличение инвестиций
приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину
большую, чем первоначальный рост инвестиций.
Рассмотрим мультипликатор спроса: допустим, первоначальный объем
инвестирования равен 1000 долларов. Инвестиции – это стр-во новых п/п, закупка
оборудования, сырья, материалов, наем рабочих. Рабочие, занятые на п/п ,
построенном в результате первоначальных инвестиций получают доход в виде з/пл.
Часть своей з/пл рабочие предъявляют в виде спроса на рынке потребителей
товаров, другая часть дохода сберегается, следовательно, у каких то иных
агентов увеличится их денежный доход. Часть его производители товаров так же
потратят на покупку потребительских товаров, др. часть дохода будет отложена в
виде сбережения. Процесс начнет охватывать все новые и новые слои населения,
кот получив свои доходы, предъявят их на рынке спроса потребительских товаров.
Коэффициент, на кот надо умножить инвестиции рассчитывается:
К=1/1-ПСп,
где ПСп – предельная склонность к потреблению. Можно формулу
мультипликатора выразить и через предельную склонность к сбережению: К=1/1-ПСс,
где ПСс – предельная склонность к сбережению. Чем больше склонность к
потреблению, тем больше коэфф-т (К), тем больше увеличение национального дохода
будет сопровождать первоначальный рост инвестиций.
37. Издержки пр-ва, их виды. Трансакционные издержки, их
структура и роль в развитии экономики
Издержки – это те выплаты, кот фирма обязана сделать или те доходы, кот
фирма должна обеспечить поставщику ресурсов, для того чтобы, отвлечь эти ресурсы
от использования в альтернативных пр-ах.
Виды
(альтернативные, явные, неявные, постоянные, непостоянные,
валовые, средние).
Внешние издержки – плата за ресурсы поставщикам, не
принадлежащим к числу владельцев данного п/п.
Внутренние издержки – издержки на собственный и самостоятельно используемый
ресурс. Различают следующие ресурсы: материальные, труд, предприн-ая деят-ть. В
общем виде, издержки пр-ва и реализации (с/с) – стоимостная оценка используемых
в процессе пр-ва продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива,
энергии, осн. фондов, тр. ресурсов и др. затрат на пр-во и реализацию.
Постоянные издержки – затраты, величина кот не меняется с изменением объемов
пр-ва (аренда, страх. взносы, амортиз-я и т.д.)
Переменные издержки – их величина находится в непосредственной зависимости от
объема пр-ва и реализации (з-ты на сырье, материалы, топливо, энергию и т.д.)
Классификация:
-
по виду
продукции;
-
по виду пр-в;
-
по календарным
периодам;
-
по виду расходов;
-
по месту
возникновения з-т.
Группировка з-т:
-
материальные;
-
з-ты на оплату
труда;
-
отчисления на соц
нужды;
-
амортизация;
-
прочие з-ты.
Предельные (маржинальные) издержки – прирост издержек на пр-во
дополнительной единицы продукции, равный приросту общих издержек, деленному на
изменение объема пр-ва.
Операционные издержки (заводская с/с) – включает все виды з-т на пр-во и
поддержания нормального функционирования п/п, в том числе амортизацию. Обычно
не включают финансовые расходы, расходы по маркетингу и сбыту, а также
накладные расходы по управлению всей компанией.
Трансакционные издержки – издержки связанные не с пр-ом, а с сопутствующими ему
затратам (напр., процесс совершения сделки заключается не только в заключение
контракта, но и в сборе информации): - изд поиска информации; - изд. заключения
хоз.договора (оплата работы агента), изд. измерения (з-ты на измер аппаратуру);
- изд спецификации и защиты прав собственности; - изд. оппортунистического
поведения (нечестного поведения, обмена, сокрытия информации).
Трансакционные издержки пронизывают
всю ткань хоз-ой жизни общ-ва, это издержки эксплуатации всей экон-ой сис-мы. В
любом общ-ве эк. агенты стремятся снизить их величину. Фирма не уничтожает
трансакционные издержки, иначе все общественное пр-во было бы организованно как
огромная фирма в масштабе национального хоз-ва. Внутри фирмы сущ-ют след.
трансакционные издержки: административного управления, измерения, выполняемые
работником, издержки на защиту от оппортунистического поведения работников
фирмы после заключения с ними труд. договора.
38.
Экономическая сущность и роль налогов в развитии общества. Функии налогов.
Принципы налогообложения
Налог
– обязательный индивидуально-безвозмездный платеж взимаемый с организаций и
физ.лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных ср-в для финансирования
гос-ва. Экономическая сущность налогов состоит в изъятии гос-м ВВП в
целях функционирования гос-ва, удовлетворения общественных потребностей. Роль
налогов – основной источник формирования доходной части бюджета. Функции
налогов. 1) Фискальная – налоги формируют бюджет 80 – 90% д-да
бюджета это налоги. 2) Распределительная – через налоги д-ды одних лиц
распределяют между другими лицами. 3) Регулирующая (экономическая) –
гос-во регулирует экономические отношения, меняя ставки гос-во влияет на
платежеспособный спрос, предложение, стимулирует деятельность (льготы,
уменьшение ставки налога), дестимулирует деят-ть – ограничивает развитие
(игорный бизнес). 4) Контрольная – контролирует р-ды и д-ды
налогоплательщиков. 5) Поощрительная – предоставление льгот. Гос-во
признает заслуги некоторых категорий граждан перед Отечеством. Принципы
налогообложения (Адам Смит). 1) Принцип справедливости – платить
налоги надо соразмерно доходам. 2) Принцип определенности – заранее
известно когда и какие налоги надо платить. 3) Принцип удобности –
удобно во времени и способе уплаты налога (зем.налог физ.лица платят осенью
после сбора урожая). 4) Принцип экономности – затраты на сбор налогов
должны быть меньше собираемых налогов. Все принципы значимы. Налоги вводятся и
отменяются органами государственной власти, фед.собранием и Президентом,
основываясь на законе.
39. Понятие налога. Его элементы, Классификация налогов.
Система налогов в РФ
Определение налога дано в НК РФ.
Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный платеж взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных
средств для финансирования гос-ва.
Элементы : любой налог включает в себя
1)
Объект (налоговая
база) налогооб-я (прибыль, стоимость опред. товаров, операции с ц.б., имущество
юр. лиц и ф.л.)
2)
субъект
налогооб-я – налогоплательщик
3)
ставка – величина
налоговых отчислений на единицу налоговой базы.
4)
Сроки уплаты и
предоставления отчетности.
5)
Налоговые льготы
(налогооблагаемый минимум объекта налога; освобождения от уплаты налога
отдельных лиц или категорий налогоп-ов; понижение налоговых ставок; вычет из
налогового оклада; налоговые кредиты…)
Классификация налогов:
- по статусу : федеральные, региональные, местные.
- прямые (на доход, имущество) и косвенные (на товар)
- с юрид. лиц и физ. лиц
- по признаку поступления в бюджет (закрепленные, регулирующие)
- по функциям :
целевые (дорожные Фонды, мед.страх…)
универсальные (прибыль, НДС, НДФЛ)
управленческие (таможен. пошлина, загрязнение окружающей среды)
Система налогов в РФ с 92 г., в настоящее время определяется Н.К.
Федеральное, региональное, местное деление связано с полномочиями уровней
власти в установлении и ведении налогов. Федеральное – федеральными законами,
региональное – федеральными законами и законами субъектов РФ, местное –
федеральными законами и законами местных органов власти. Число налогов меняется
– было 47, стало – 15. Федеральных – 10, региональных – 3, местных – 2.
Местные – земельный и на имущество физ. лиц. Региональные – на имущество
организации, транспортный и на игорный бизнес. Федеральные – на прибыль, НДС,
акцизы, НДФЛ, ЕСН, гос. пошлина, на наследование и дарение, водный, добыча
полезных ископаемых, использование объектов животного мира. Региональные и
местные при установлении налога решают вопросы о ставке, о льготах, порядке
уплаты и сроке.
40. Налоговые органы РФ: структура, задачи, функции. Права и
обязанности налоговых органов
Главной задачей налоговых органов яв-ся- контроль за соблюдением налогового
законодательства, правильностью и полнотой уплаты налогов.
Права налоговых органов: 1- требовать от налогоплат-ка док-ы по формам,
установленными гос органами или органами местного самоуправления, служащие
основаниями для начисления и уплаты налогов; 2- проводить налоговые проверки;
3- производить выемку док-в при проведении налоговых проверок у
налогоплательщи-ка или налогового агента; 4- вызвать на основании
письме-нного уведомления в налоговые органы налогоплательщи-ков или налоговых
агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов или в связи с
налоговой проверкой; 5- приостанавливать операции по счетам налогопл-ов
и налагать арест на имущество в соответствии с НК РФ; 6- определять
сумму налогов, подлежащую внесению налогопл-ми в бюджет расчетным путем на
основании имеющейся у них информации о налогопл-ке; 7- требовать от
налогопл-ов устранения выявленных нарушений законод-ва и контролировать
выполнение указанных требований; 8- взыскивать недоимки и пени по
налогам и сборам согласно НК РФ; 9- контролировать соответствие крупных
расходов физ лицами их доходам; 10- предъявлять в суды общей юрисдикции
или арбитражные суды иски о взыскании нал санкций, о признании
недействительности гос регистрации юр лиц или инд пр-й, о ликвидации организ
любой формы собствен-ти и т.д.
Обязанности налоговых органов: 1- соблюдать законод-во о налогах и
сборах; 2- осуществлять контроль за соблюде-нием законод-ва; 3-
вести в установленном порядке учет налогопл-ов; 4- осущ-ть возврат или
зачет излишне выпла-ченных или излишне взысканных сумм налогов, пени; 5-
соблюдать налог тайну; 6- направлять налогопл-ку или налог агенту копии
акта налог проверки и решения налог органа, налог уведомление и требование об
уплате налога и сбора.
Структура:
41. Налоговый контроль: эк содержание, субъекты, формы.
Налоговые проверки, порядок их проведения, значение
Налоговый контроль- система мер, обеспечивающих наблюдение, анализ и
предупреждение нарушений в сфере налоговых отношений. Часть фин контроля, гл.
задачей яв-ся обеспечение экономической безопасности гос-ва. Могут
осуществлять следующие субъекты: налоговые органы, таможенные органы,
правоохранительные, органы законодательной и исполнительной власти. Налоговый
контроль осуществляется в разных формах: налоговые проверки, получение
объяснений налогопл-ов, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и
территорий, проведение инвентаризаций и др. Налоговая проверка- осмотр и
исследование документов налогопл-ов на предмет правильности и своевременности
уплаты и исчисления налогов в бюджет. Виды налоговых проверок:
камеральная, выездная.
Камеральная налоговая проверка- проводится по месту нахождения налогового
органа на основе налоговых деклараций и документов, предоставленных налогопл-ом,
служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Проводится в течение 3
месяцев со дня предоставления док-ов.
Выездная налоговая проверка – проводится на основании решения руководителя
налогового органа. Может проводиться по одному или нескольким налогам. Не имеют
право в течение одного года проводить две выездные проверки, продолжитель-ность
не более 2 месяцев. Осуществляется проверка деклараций, документов на
правильность исчисления и уплаты налогов, правильность заполнения первичных
документов. По результатам проверки, если выявляются ошибки, то плательщик
обязан доплатить недоимку, пени, штраф.
Значение проверок - выявление нарушений и ср-ва для пополнения бюджета.
42. Налогоплательщики, налоговые агенты. Их права и
обязанности
Налогоплательщиками признаются организации, физ. лица, инд. предпр-ли, на кот в
соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги. Права: 1-
получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о
действующих налогах и сборах, законод-ве о налогах и сборах и иных актах; 2-
получать от налоговых органов и др. уполномоченных гос. органов письменные
разьяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; 3-
использовать налоговые льготы при начислении основа-ний и в порядке,
установленном законодат-ом о налогах и сборах; 4- получать тсрочку,
рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с
НК; 5- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или
излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6- представлять налоговым
органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов и по
актам, проведенных налоговых проверок; 7- присутствовать при выездной
налоговой проверки; 8- получать копии акта налоговой проверки и решения
налоговых органов и налоговое уведомление и требования об уплате налогов; 9-
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия
(бездействия) их должностных лиц; 10- требовать соблюдение налоговой
тайны.
Обязанности: 1- уплачивать законно установленные налоги. 2-
вставать на учет в налоговых органах. 3- вести в установленном порядке
учет дох и расх и объектов налогообложения, если это предусмотренно законод-ом
о налогах и сборах. 4- предоставлять в налоговый орган налог декларации
по тем налогам, кот должны уплачивать. 5- предоставлять документы,
необходимые для исчисления и уплаты налогов. 6- выполнять законные
требования нал орг об устранении выявленных нарушений. 7- предоставлять
нал орг всю необходимую информацию и док-ты в случаях и порядке согласно НК. 8-
в течение 4-х лет хранить данные б/у. 9- письменно сообщать в нал орг
в10 дневный срок об открытии и закрытии счетов. Налоговые агенты – лица,
на кот возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогопл-в и
перечислению налогов в соответствующий бюджет. Обладают теми же правами, что и
налогопл-ки. Обязанности: 1- правильно и своевременно исчислять,
удерживать и перечислять налоги в соответствующие бюджеты. 2- в течение
одного месяца письменно сообщать в нал орган о невозможности удержать налог у
налогопл-ка и о сумме задолжен-ности налогопл-ка. 3- предоставлять в нал
орг док, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления,
удержания и перечисления налогов. За неисполнение возложенных на него
обязанностей налог агент несет ответственность в соответствии с
законодательством.
43. Налоговые правонарушения и виды ответственности
Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное деяние
налогоплательщика, налогового агента или иных лиц за которое установлена
ответственность НК. Деяние – это действие или бездействие.
Состав налоговых правонарушений : 1) Объект – то на что
посягает налоговое правонарушение ( финансовые интересы гос-ва, доходная часть
бюджета) 2)Субъект – лицо, которое совершает ( российское юр. лицо,
филиалы и представительства российские не явл. юр. лицами, граждане РФ,
иностранные граждане и лица без гражданства, эксперты, специалисты,
переводчики) 3)Объективная сторона – внешнее проявление налогового
правонарушения. 4)Субъективная сторона – внутренний мир лица
совершившего правонарушение, его состояние в момент совершения. Обстоятельства,
исключающие привлечения к ответственности: 1) отсутствие события налогового
правонарушения, 2) отсутствие вины лица в совершении налогового
правонарушения ( потеря документов при стихийных бедствиях) 3)
совершение деяния ф.л. не достигшего к моменту совершения преступления 16 лет, 4)
истечение срока давности (3 года). Виды нарушений:1)
Неуплата или неполная уплата налогов в результате занижения налоговой базы (
штраф 20% от неуплаченной суммы если умышленно – 40% ст. 122). 2)
Нарушение сроков предоставления декларации штраф 5% в месяц от суммы налога по
декларации ст. 119. 3) Грубые нарушения правил учета доходов и расходов
и др. объектов налогообложения ( отсутствие первичных документов, сч-ф,
регистр. б/у.). Штраф 10% от неуплаченной суммы но не менее 15000 ст. 120. 4)
Непредставление в установленный срок налогоплатежных документов или иных
сведений – 50 руб. за каждый документ. 5) Нарушение правил постановки на
учет : более 5 дней – 5000 руб., более 10 – 10000 руб.
Ответственность за налоговое правонарушение на организации.Административная ответственность
определена КоАП – посягающ. на государственный и общественный порядок,
собственность, права и свободы граждан. Субъекты : физ. лица, юр. лица,
должностные лица ( без применения кассовых аппаратов штраф на граждан – 15-20
МРОТ, должностным лицам – 30-40 , юрид. лицам – 300-400, нарушение правил
ведения кассовых операций, нарушение срока постановки на учет…). Уголовная
ответственность связанная с налоговыми преступлениями определена УК
(уклонение от уплаты налогов путем не предоставления декларации, искаженные
данные).
Преступлением признаются действия, которые привели к серьезным
последствиям. У ф.л неуплата налогов более 100000 за 3 г. если доля неуплаты
налога более 10% или сумма неуплаты налога более 300000 ( штраф 500000, лишение
свободы до 3 лет). У юр. л. неуплата налога более 500000 за 3 г. если доля
неуплаты более 10% или сумме неуплаченного налога более 1500000. Ответс-ть
определяется судом – штраф 500000 руб., лишение свободы до 6 лет.
44. НДС: экономическая содержание, плательщик, объект
налогообложения, налоговая база
Экономическое содержание НДС – это изъятие в бюджет части
добавленной стоимости (разница между выручкой от реализации и материальными
затратами). С 2001г. регулируется главой 21 НК РФ. До этого регулировался ФЗ. Плательщики:
Юридические лица и ИП кроме, перешедших на УСН, уплачивающих ЕНВД. Объект
налогообложения: 1) реализация ТРУ, а также переданных безвозмездно;
2) выполненные хозяйственным способом строительно-монтажные работы, если
будут использоваться для собственных производственных нужд п/п; 3) ТРУ
для собственных нужд, если эти р-ды не уменьшают налогооблагаемую прибыль; 4)
товары, ввезенные на территорию РФ из-за границы.
Налоговая база. 1) стоимость реализованных товаров опред-ся исходя
из цен на них. Товары считаются реализованными, если право собствен-ти на них
перешло от продавца к покупателю. 2) авансы полученные. 3)
безвозмездные ср-ва.
45. Льготы и освобождения по НДС. Ставки налога, порядок
исчисления. Расчеты с бюджетом по НДС
Льготы дают возможность п/п и ИП платить НДС в меньшем размере или не
платить совсем. 1) Освобождаются от НДС, если выручка от реализации ТРУ
за 3 предшествующих м-ца меньше 1 млн.рублей и не было реализации подакцизных
товаров и сырья. Чтобы получить освобождение необходимо подать в налоговую
инспекцию заявление и подтверждающие документы (если освободят сч/ф все равно
пишем и декларации сдаем). 2) Льготы при реализации опред-й видов
товаров, работ, услуг (почтовые марки, лотерейные билеты, мед.товары, ц/б,
услуги по перевозке пассажиров, содержание детей в гос.учреждениях). 3) Льготы
на следующие категории организаций: услуги в сфере образования, реализация
продукции с/х производителями, ритуальные услуги, банковские операции, услуги
по страхованию, реализация религиозной литературы…). 4) Льготы,
предоставляемые при осуществлении операций: займы, вклады в УК, предоставление
в пользование жилых помещений, жилищное строительство для военнослужащих. Ставки:
0% - вывоз товаров в режиме экспорта; 10% - продовольственные
товары, товары для детей (обувь, трикотажные и швейные изделия, коляски,
школьные принадлежности…), периодические печатные издания и книжная продукция (кроме
рекламного и эротического содержания), мед.товары (ст.164 НК). Все остальные
товары облагаются по ставке - 18%. Порядок исчисления: 1) если
цена без НДС, то 500 х 18% = 90; 500 + 90 = 590 (все отражается в сч/ф); 2)
если цена с НДС, тогда 500 х 18 / 118 = 76
Ведутся книги покупок и продаж.
Уплата налога и подача декларации производится по итогам налогового
периода (месяц или квартал, когда выручка меньше 1 млн.руб.) не позднее 20 числа
месяца за нал.периодом. Если к возмещению, то не перечисляется, а зачет в
течении 3 м-в, оставшуюся сумму нал.инспекция должна перечислить на р/сч.н/пл.
46.
Налог на прибыль: экономическое содержание, плательщики, объект налогообложения
Налог
на прибыль введен ФЗ в 1992г, а 2002г. НК РФ введена глава 25, в которой
подробно изложены положения по налогу на прибыль организации.
Прибыль
в смысле главы 25 НК РФ признается не как показатель финансовой отчетности, а
как показатель, сформированный специально для целей налогообложения по данным
налогового учета. Экономическое содержание налога на прибыль – это
изъятие в бюджет части прибыли полученной налогоплательщиком. Не являются
плательщиками: организации, переведенные на УСН и ЕНВД. Бюджетные
организации яв-ся плательщиками, если у них имеется прибыль от коммерческой
деятельности.
Прибыль как объект налогообложения определяется по-разному для разных категорий
налогоплательщиков, так: 1) прибылью для иностранных организаций,
осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные
представительства в РФ, является полученный через эти представительства доход,
уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами
расходов;