бесплатные рефераты

Сравнительный анализ практики применения УСН и ЕНДВ в российской налоговой системе


За соответствующий период прошлого года было проведено -430 выездных проверок, из них выявивших нарушения – 349 проверок, % результативности проведенных проверок составил 81,16%. Снижение количества проверок объясняется, численностью работников осуществляющих выездные налоговые проверки в 2006г., в сравнении с прошлым снизился на 7 пунктов.

Так как до 2006 года проведением выездных проверок занималось 2 отдела: отдел налогообложения физ. лиц и отдел налогообложения юр. лиц, общей численностью -35 человек.

По результатам выездных налоговых проверок до начислено налогов – 547368 тыс. руб., в том числе доначислено налогов без пени – 343200 тыс. руб. Из них до начислено юр. лицами – 533547 тыс. руб., физ. лицами - 13821 тыс. руб. Из анализа показателей 2005 г., следует, что сумма до начисленных платежей по результатам выездных проверок в отчетности период увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 87716 тыс. руб.


2. Теоретические вопросы налогообложения малого бизнеса

 

2.1 Роль налогов в стимулировании малого бизнеса


Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее в себя две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков.

Отметим, что в подсистеме налогообложения реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования - контрольная функция налогов.

Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни страны.

В современной России в связи с переходом от централизованно-плановой к рыночной экономике необходимо было в спешном порядке (после августовских событий 1991 г.) формировать адекватную налоговую систему.

В течение декабря 1991 г. были приняты семь законов Российской Федерации, в т. ч. базовый «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27.12.1991 № 21.18-1), и специальные, посвященные отдельным налогам - на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, подоходному, акцизам, налогам в дорожные фонды. В каждом из этих шести законов были изложены общие положения и характеристики элементов конкретного налога.

Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами: всего по 2,2% налоговых доходов госбюджета РФ в 1992 и 1993 гг. (для сравнения: 12,0% - в 2003 г. после введения с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых).

Мировая практика подтверждает, что система налогообложения конструируется на базе носителей стоимости - заработной плате, ренте, капитале, которые используются в качестве объектов налогообложения и для расчета налоговой базы.

Другие элементы налога - ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты - в концептуальном плане являются второстепенными и могут быть использованы в качестве инструментов регулирующего воздействия на уровень и структуру налогового бремени экономики. Достаточно посмотреть на межстрановые различия по одному ил значимых косвенных налогов - НДС. Станки НДС различаются от 5% в Японии (льготная ставка - 4,5%), где обеспечивают 9,4% общей суммы налоговых доходов, до 18% в Чили (45% налоговых доходов! и 25% в Швеции (льготные ставки - 6, 12, 21%), где доля в составе налоговых доходов, составляет 13,9%.

Именно отсутствие концептуальных основ построения российской системы налогообложения стало причиной нестабильного функционирования совокупности налогов, принятых в 1991 г. Эта совокупность дополнялась новыми налогами, сугубо фискального назначения, нередко вводимыми указами президента и просуществовавшими по 3-4 гола. В их числе: специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1993-1995 гг.), транспортный налог (1994-1997 гг.), налог с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (1993-1995 гг.) и др. Местными властями вводились менее значимые налоги и сборы в соответствии с указом Президента РФ от 22.12,1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», благодаря чему общее их число доходило до 200 наименований.

Бессистемное формирование российской системы налогообложения продолжалось вплоть до принятия и введения в действие части первой НК РФ с 1 января 1999 г. (кардинально переработанной в июле 1999 г.).

Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе любой страны, не только обеспечивает рост занятости и снижение социальной напряженности, но и является важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса.

Развитие малого бизнеса в Российской Федерации обусловлено многими факторами, в том числе законодательно установленной возможностью ведения учета и отчетности в упрощенной форме, применением более простой системы налогообложения, то есть использованием специальных налоговых режимов. В последние годы налоговая система в значительной степени изменилась, что не могло не сказаться и на сфере малого предпринимательства. В связи с этим одной из важных задач законодательной и исполнительной власти Российской Федерации является создание условий для функционирования малого бизнеса. Эта задача нашла отражение в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)». Формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности, формирования благоприятных условий развития предпринимательства, обеспечения сбалансированности государственного бюджета основа для создания благоприятных условий развития малого бизнеса в РФ.

Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу.

Действительно, одной из мер по реализации указанных задач является оптимизация законодательной базы малого предпринимательства. В первую очередь это касается снижения налогов и упрощения налогообложения. Наиболее целесообразным и эффективным шагом в этом направлении, по мнению специалистов является применение специальных налоговых режимов. Известно, что специальные налоговые режимы для малых и средних предприятий применяются во многих странах, в частности, в Великобритании, Швеции, США. Практика применения указанных режимов продемонстрировала их достоинства для малого бизнеса.

До 1996 в РФ все предприятия платили налоги по одинаковой схеме. Однако, для так называемых субъектов малого предпринимательства, для организаций с небольшими оборотами по реализации продукции (работ, услуг) были предусмотрены некоторые льготы как, например, льготный период уплаты налогов, более низкое налоговое бремя на этапе становления бизнеса и т.д. Начиная с 1998 года в Российской Федерации проводится реформа налогообложения, затрагивающая и малый бизнес. Одним из важных положений этой реформы является введение специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) определяет специальный налоговый режим следующим образом: специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ в РФ введен специальный налоговый режим упрощенная система налогообложения, учета, отчетности для субъектов малого предпринимательства (УСН).

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривало замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Следующим этапом реформирования налогообложения малого бизнеса явилось введение Федеральным законом от 31.07.98 г. № 148-ФЗ системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД).

Таким образом, в настоящее время в РФ для малого бизнеса установлены и действуют два специальных налоговых режима, различающиеся тем, что при применении первого из них - УСН учитываются результаты финансово-хозяйственной деятельности, при применении ЕНВД налогом облагается вмененный доход, не зависящий от результатов деятельности предприятия.

Опыт применения специальных налоговых режимов в РФ показал их несовершенство, наличие многочисленных пробелов в законодательстве. В связи с этим возникала необходимость издания многочисленных нормативно-правовых актов по отдельным вопросам налогообложения, не всегда корреспондирующих друг с другом. Так, например, по вопросу взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды с плательщиков ЕНВД и с организаций, применяющих УСН, единого мнения не было. В письме МНС РФ от 17.12. 98 № 02-01-13 указано, что экологические платежи не могут быть заменены уплатой ЕНВД и должны уплачиваться в установленном порядке за счет дохода, остающегося в распоряжении организации после налогообложения. В то же время, по мнению специалистов налоговых органов[1] после введения ЕНВД законом соответствующего субъекта РФ с плательщиков этого налога платежи за пользование природными ресурсами, в том числе за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов, не взимаются. Следует отметить, что законодательство о ЕНВД не предусматривает зачисление сумм этого налога в государственные экологические фонды. Указанные нормы налогового законодательства по мнению Государственного комитета РФ по охране окружающей природной среды, изложенному в письме от 02.06.99 № 04-12/11-367 нарушают требования Постановления Правительства РФ от 28.08.92 № 632, предусматривающего взимание платы со всех хозяйствующих субъектов, чья деятельность связана с природопользованием. Подобные ситуации весьма неблагоприятны для налогоплательщиков, а несогласованность положений различных нормативно-правовых актов влечет нежелательные последствия в виде налоговых и административных санкций.

В 2002 году сделан очередной шаг в реформировании и упрощении налогообложения малого бизнеса в РФ с принятием Федерального закона от 24.07.02 № 104-ФЗ. Этим законом введены в действие с 01.01.2003 две главы НК РФ, регулирующие применение следующих специальных налоговых режимов: глава 26.2. Упрощенная система налогообложения и глава 26.6. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Вступившие с 1 января 2003 года главы НК РФ в значительной степени изменили подходы к применению специальных налоговых режимов.


2.2 Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России

 

Если обратиться к истории налогообложения в РФ, можно оценить степень его влияния на становление и развитие предпринимательства. Основными этапами развития законодательства по налогообложению предпринимательской деятельности в дореволюционной России являются периоды, связанные с развитием торговой и иной промысловой деятельности. Первый период с 1721 по 1775 года, когда была установлена система налогообложения в виде частных промысловых сборов и купеческой подушной подати. Второй с 1775 по 1824 года, когда была введена система гильдейских сборов с объявленных капиталов. Третий с 1824 по 1865 года - закрепляется сословная патентная система обложения торговли и промыслов. Четвертый с 1865 по 1898 года, когда устанавливается патентно-подоходная система налогообложения.

Преимущественное право заниматься предпринимательской деятельностью в России принадлежало купцам. Иные категории населения, независимо от сословной принадлежности, если занимались такой деятельностью, то чаще всего обязаны были причисляться к купеческому сословию.

Для устранения недостатков торгового налогообложения в отношении мелких торговцев и лиц, начинающих торговлю, была проведена реформа системы гильдейского обложения купеческих капиталов, что явилось новым этапом в развитии русского законодательства о налогообложении предпринимательской деятельности, принявшего форму патентной системы, заимствованной из Франции.

Важным этапом в развитии законодательства по налогообложению мелкой торговли и промышленности явилось принятое в 1898 году 'Положение о государственном промысловом налоге'. Положением закреплялось, что принадлежность к купеческому состоянию определялась наличием как купеческого, так и промыслового свидетельства, сумма выкупа которого формировала промысловой налог.

Завершающим этапом системы налогообложения предпринимательской деятельности в дореволюционной России можно считать период начала первой мировой войны. В 1916 году было принято 'Положение о государственном подоходном налоге. На основании данного положения обложению подвергались все формы прибыли, денежные капиталы, торговые, промышленные и иные предприятия. За основу брался принцип личного обложения. В сумму нового подоходного налога засчитывался новый промысловой налог. Особенностью данного налога явилось введение элементов регрессивной системы налогообложения. Сумма налога уменьшалась при увеличении прибыли, вследствие чего малые предприятия находились в невыгодных условиях.

Эволюция развития отечественного законодательства в части налогообложения предпринимательской деятельности показывает стремление законодателя к переходу к западно-европейской системе подоходного обложения, при которой основным критерием являлась чистая доходность хозяйствующих субъектов, а не только формальные внешние признаки таких предприятий.

В советский период российской истории структура мелкого предпринимательства претерпевала серьезные изменения, оно было развито в тех отраслях, которые обеспечивали конечное потребление населением продуктов их деятельности. Постепенно происходило уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу, с одновременным ростом количества государственных и кооперативных предприятий. Политика в отношении мелкого производства после революции 1917 года характеризуется постепенным наступлением на него и практически вытеснением этой формы предпринимательства. К началу 1930 года доля частного сектора в торговом обороте СССР не превышала 6%.

В Конституции СССР 1936 года малое предпринимательство, кустарное и ремесленное производство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию. Подобное отношение к мелкому производству было характерно и в 1960-е, и в 1970-е годы. Политика по отношению к мелкому производству постепенно изменялась с принятием Конституции 1977 года.

В самом начале перехода России на путь рыночных реформ в 1988 году, было принято решение о поддержке малого предпринимательства, и как результат в начале 1990-х годов появились многочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного питания, оказания услуг населению и т.д.

Развитие малого бизнеса было тесно связано с реализацией политики его налогообложения. В 1992 году была введена принципиально новая система налогообложения.

За последние 15 лет можно выделить несколько заметных событий, произошедших в сфере налогообложения малого предпринимательства. С 1991 года в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 О налоге на прибыль предприятий и организаций малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, были освобождены на первые 2 года своей деятельности от уплаты налога на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали его не в полном размере. С 1994 года малые предприятия были освобождены от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и НДС. Учитывая характерный для того времени уровень инфляции, это была весьма существенная преференция. С 1995 года малый бизнес получает ряд льгот в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. В 1998 году был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Результатом проведенного за последние 5 лет совершенствования налоговой системы стало значительное снижение налоговой нагрузки в целом на экономику страны при одновременном увеличении налоговых поступлений. Уровень налоговой нагрузки считается основным показателем качества проводимой налоговой политики. Динамика уровня налоговой нагрузки свидетельствует о прогрессе в проведении налоговой реформы, с его снижением связывают надежды на ускорение экономического роста. Однако, не меньшее значение имеет структура налоговой системы: набор используемых налоговых инструментов, соотношение ставок и формы налогового администрирования. Реализуемая налоговая политика играет ключевую роль в формировании структуры экономики как за счет распределения между секторами прибыли, остающейся после налогообложения, так и за счет формирования системы стимулов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим на современном этапе сферу налогообложения является Налоговый кодекс РФ. В соответствии с действующим законодательством РФ существуют три подхода к налогообложению субъектов малого бизнеса:

1.                       обычная система налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН;

2.                       упрощенная система налогообложения учета и отчетности;

3.                       система налогообложения вмененного дохода.

Говоря об общей системе налогообложения, нужно выделить ряд моментов.

Субъекты малого бизнеса, осуществляя предпринимательскую деятельность и получая прибыль, уплачивают налог на прибыль. Налог на прибыль организаций действует на всей территории России и взимается с 1 января 2002 года в соответствии с главой 25 НКРФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и малые, независимо от сфер деятельности и формы собственности. Введение главы 25 НКРФ привело к существенному реформированию системы налогообложения прибыли организаций, в первую очередь посредством установления открытых перечней доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы.

С 1 января 2005 года перечисление средств по налогу на прибыль (доход) осуществляется организациями только в федеральный и региональные бюджеты в размере 6,5 и 17,5 % соответственно.

Достаточно обременительным с точки зрения веса в совокупном объеме налоговых отчислений субъекта малого бизнеса, работающего по общепринятой системе налогообложения, является налог на добавленную стоимость. НДС относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, так как конечным плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. При исчислении и уплате НДС каждый налогоплательщик ведет налоговый учет по этому налогу, который заключается в необходимости оформления Книги покупок, Книги продаж, журналов учета полученных и выданных счетов фактур, а также самих счетов фактур. После реформирования системы исчисления и взимания НДС, проведенного в конце 2003 года, применяются три основные ставки налогообложения им, а именно 0, 10 и 18%.

В форме налогообложения выплат работникам, с целью социального и медицинского обеспечения жизнедеятельности этих лиц применяется единый социальный налог (ЕНС). Данный налог относится к федеральным, устанавливается на всей территории России, а плательщиком ЕСН является работодатель. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисления ежемесячных авансовых выплат по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 НКРФ, в соответствии с которой малые предприятия обязаны исчислять и уплачивать налог на имущество организации. Устанавливают данный налог законодательные органы субъектов РФ, которые определяют налоговую ставку (не более 2,2%), порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по нему. В настоящее время объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств за исключением земельных участков и иных объектов природопользования.


3. Анализ практики применения специальных налоговых режимов


Для льготного налогообложения малого бизнеса существуют специальные режимы налогообложения - это единый налог, взимаемый при ведении упрощенной системы налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

3.1 Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Каждый современный бизнесмен или предприниматель знаком с противоречивостью и запутанностью налогового законодательства, устанавливающего многообразие видов налогов и сборов, имеющих различные (зачастую сложные) алгоритмы их расчета и уплаты. Очевидно, что одной из целей, преследуемых законодателем, было упрощение процесса исчисления налогов для организаций малого бизнеса.

Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, заменяется уплатой единого налога, исчисляемого в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

При этом следует иметь в виду, что для организаций и индивидуальных предпринимателей перечень заменяемых налогов несколько отличается. Это связано с тем, что при применении общего режима налогообложения эти категории налогоплательщиков уплачивают разные налоги.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Необходимо отметить, что обязать налогоплательщика применять упрощенную систему налоговое законодательство на сегодняшний день не может. Поэтому переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном законом (при соблюдении всех необходимых условий).

Исходя из того, применение упрощенной системы налогообложения - это особый налоговый режим, обусловленный действием налогового законодательства, к нему применяются общие принципы налогообложения, установленные первой частью Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п.2 ст.1 Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения.

Таким образом, установление упрощенной системы налогообложения направлено на ведение организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в определенном порядке налогового учета, под которым подразумевается определенная система накопления, обработки и обобщения информации, необходимой для исчисления организациями и индивидуальными предпринимателями соответствующих налогов и исполнения обязанности по их уплате в бюджет.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом. Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Упрощенная система налогообложения регулируется гл. 26 НКРФ, введенной Федеральным законом от 24.07.2002г. №104-ФЗ.

Выбор применения УСН осуществляется добровольно налогоплательщиками.

Применение УСН предусматривает освобождение организации от уплаты налога на прибыль, ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Не могут применять УСН: банки, страховые компании, инвестиционные фонды, ломбарды, нотариусы и.т.д.

Налогоплательщики, желающие перейти на УСН, сообщают об этом в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего переходу. В заявление они указывают Явой доход за девять месяцев текущего года.

Если по итогам налогового периода доход налогоплательщика превысит 20 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение.

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим.

Объектом налогообложения при УСН по желанию налогоплательщика может выступать или доход, или доход, уменьшенный на величину расходов.

При этом организации учитывают свои доходы от реализации товаров, работ и услуг, от реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Индивидуальные предприниматели учитывают доходы от предпринимательской деятельности.

Налоговой базой служит денежное выражение доходов налогоплательщика или доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли. Доходы в натуральной форме учитываются по рыночным ценам.

Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, каковым установлен календарный год. При этом квартала года является отчетными периодами.

Главой 26 НК РФ введено понятие минимального налога. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в случае, если сумма исчисленного налога меньше суммы минимального налога. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% от доходов.

При налогообложении доходов налоговая ставка устанавливается в размере 6%. При налогообложении доходов, уменьшенных на величину расходов, ставка устанавливается в размере 15%.

Уплата налога производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Квартальные авансовые платежи вносятся не позднее 25 –го числа месяца, следующего за кварталом. Налог по истечении налогового периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций. Для организаций – это 31 марта следующего года, а для индивидуальных предпринимателей – 30 апреля.

С 1 января 2006г., изменены формы документов согласно Приказу от 31 августа 2005г. «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основании патента», необходимых для применения упрощенной системы.

В целом по России поступление единого налога по упрощенной системе налогообложения можно рассмотреть на примере таблицы 2.1.

Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам 2005 г. относительно 2004 г. в целом по стране увеличились почти в 1,5 раза.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности – является более благоприятной для налогоплательщика. Во-первых, здесь привлекает добровольный порядок перехода на эту систему. Во-вторых, после уплаты единого налога в бюджет и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды в распоряжении предприятия остается до 30% от выручки. Ведение бухгалтерского учета и отчетности предусмотрено в упрощенном варианте. Для субъектов малого предпринимательства сумма, начисленного к уплате единого налога, не является фиксированной, зависит от суммы полученной выручки.


Таблица 3.1

Поступление единого налога по упрощенной системе налогообложения в Российской Федерации за 2004 - 2006 гг.[2]

Федеральные округа

За 2006 г.  тыс. руб.

2006 г. к 2005 г., в %

2005 г. К  2004 г., в %

РФ

28 858 517

148,9

196,0

Центральный

8 551965

163,9

290,0

Северо-Западный

4 039 455

114,7

121,7

Южный

2 998 170

158,6

241,4

Приволжский

4 694 318

160,7

171,0

Уральский

3 280 881

134,0

270,4

Сибирский

3 576 436

153,4

166,3

Дальневосточный

1717 292

159,9

247,7


В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации система налогообложения виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, введенная гл. 26.3 НК, является специальным налоговым режимом, который должен применяться налогоплательщиками если этот режим введен на территории региона РФ. На территории КЧР Единый налог на вмененный доход введен Законом Карачаево-Черкесской республики № 47-РЗ от 28.11.2002 года.

Согласно ст. 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты следующих налогов:

·                    налога на прибыль организаций (но только в части прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

·                    налога на имущество предприятий (но только в части имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;

·                    единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;

·                    налога на добавленную стоимость (в отношении операций, являющихся объектами обложения налогом на добавленную стоимость, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

Изменение базовой доходности в 2005 г. равнозначно увеличению ставки единого налога на вмененный доход с 15% до 22,5%, что вплотную приблизит данный режим к общей системе налогообложения со ставкой 24%.


3.2 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности


Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) регулируется гл. 26 НК РФ и применяется по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода, и используемый для расчета величины единого налога.

Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимости выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемый единым налогом, а именно;

К1 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в т.ч. ассортимент товаров, сезонность, режим работы, площадь информационного поля световых и электронных табло и иные особенности;

К2 - устанавливаемый на календарный год коэффициент – дефляторов, учитывающий изменение потребительских цен на товары в РФ в предшествующем периоде Коэффициент – дефлятор определяется Правительства РФ.

Базовая доходность корректируется на коэффициенты К-1, К-2. Корректирующий коэффициент К-1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком. Коэффициент К-1 при расчете суммы налога за период с 2004 - 2006 годов не использовался. При определении величины базовой доходности субъекты Российской Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К-2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы и иные особенности. Значения корректирующего коэффициента К-2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Законом Карачаево-Черкесской Республики К-2 установлен в размерах, которые мы привели в таблице 2.2.


Таблица 3.2

Значения корректирующего коэффициента К-2 в муниципальных образованиях КЧР в 2004 - 2005 гг.

Виды предпринимательской деятельности

г.Черкесск

г.Карачаевск

г.Усть-Джегута

Районные центры

Оказание бытовых услуг

0,40

0,32

0,28

0,24

Оказание ветеринарных услуг

0,30

0,24

0,21

0,18

Оказание услуг по тех.обслуживанию и мойке автотранспортных средств

0,30

0,24

0,21

0,18

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (реализация прочих товаров)

0,20

0,16

0,14

0,12

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ