бесплатные рефераты

Сравнительный анализ практики применения УСН и ЕНДВ в российской налоговой системе


Согласно ст. 346.32 п. 2 Налогового кодекса РФ сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Розничная торговля – торговля товарами на основе розничной купли – продажи.

Стационарная торговля сеть – торговая сеть, расположенная в специально оборудованных для ведения торговли в зданиях и строениях. К данной категории относятся магазины, павильоны и киоски.

Нестационарная торговля сеть – торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговли сети.

Площадь торгового зала – площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Магазин – специально оборудованное стационарное здание, предназначенное для продажи товаров и оказаний услуг покупателям, а также помещения для приема, торговли товаров.

Киоск – строение, немеющее торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца.

Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физ. Лицами, за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, тех обслуживания и мойке автотранспорта.

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в следующих случаев:

1.                             оказание бытовых услуг;

2.                             оказание ветеринарных услуг;

3.                             оказание услуг по ремонту автотранспорта;

4.                             розничной торговли;

5.                             оказание услуг общественного питания;

6.                             оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;

7.                             оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

8.                             распространение и размещение печатной и полиграфической наружной рекламы;

9.                             распространение и размещение наружной рекламы посредством световых и электронных табло.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщикам являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен ЕНВД, виды предпринимательской деятельности предусмотренные гл. 26 НК РФ и законом субъекта РФ.

Объектами налогообложение является вмененный доход. Налоговой базой признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физ. показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговым периодом по ЕНВД является квартал.

Ставка устанавливается в размере 15% вмененного дохода. Уплата налога производится не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются указанные в таблице физ. показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

Базовая доходность умножается на коэффициенты К1 и К2.

Изменение суммы ЕНВД, происшедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.


Таблица 3.3

Физические показатели и базовая доходность по видам предпринимательской деятельности ЕНВД

Виды  предпринимательской деятельности

Физические показатели

Базовая доходность в мес. (руб)

1. 

Оказание бытовых услуг

Количество работников

7500

2. 

Оказание ветеринарных услуг

Количество работников

7500

3. 

Оказание услуг по ремонту, тех. Обслуживанию и мойке автотранспорта.

Количество работников

12000

4. 

Розничная торговля ч\з объекты имеющие торговые залы.

Площадь торгового зала (м²)

1800

5. 

Розничная торговля ч\з объекты не имеющие торговых залов

Торговое место

9000

6. 

Общественное питание

Площадь зала обслуживающих посетителей (м²)

1000

7. 

Оказание автотранспортных услуг

Количество транспортных средств, используемых для перевозов

6000

8. 

Разносная торговля

Количество работников

4500

9. 

Оказание услуг по хранению автотранспортных средств.

Площадь стоянки (м²)

50


В этом году произошли изменения и в налоговом законодательстве относительно ЕНВД. С 1 января 2006 года существенно меняется правовое регулирование специального налогового режима в виде ЕНВД. Изменения в главу 26 п.3 НК РФ, о котором пойдет речь, содержатся в Федеральных законах от 29.07.2004 г., от 18.06.2005г., №64-ФЗ и от 27.07.2005 г., № 101–ФЗ. Итак, согласно указанным ФЗ с 01.01.2006 года меняется порядок ведения ЕНВД. Действующий на момент порядок предусматривает введение ЕНВД законами субъектов РФ.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, представленные в таблице 3.3.

На налог на вмененный доход возлагаются большие надежды, причем в первую очередь, в части формирования местных бюджетов. Поступление единого налога на вмененный доход в бюджет в целом по России можно рассмотреть на примере таблицы 3.4.[3]

Увеличение поступлений единого налога на вмененный доход было также зафиксировано во всех федеральных округах, из них в наибольшей степени показатели возросли в Уральском и Северо-Западном федеральных округах.


Таблица 3.4

Поступление единого налога на вмененный доход в Российской Федерации за 2004 - 2006 гг.

Федеральные округа

За 2006 год,

тыс. руб.

2006 г.

к 2005 г, %

2005 г.

к 2004 г., %

РФ

28 397 449

154,7

57,5

Центральный

6 707 211

144,8

77,7

Северо-Западный

3 099 513

203,8

50,4

Южный

3 310 047

148,8

41,8

Приволжский

5 715 022

140,5

68,5

Уральский

3 048 718

217,9

42,2

Сибирский

4 391 409

147,5

53,8

Дальневосточный

2 125 529

136,5

54,8


По итогам 2005 г. увеличение поступлений единого налога на вмененный доход произошло в 86 регионах, в то время как за аналогичный период прошлого года рост наблюдался всего в 11 регионах. Максимальный рост показателя был зафиксирован в Санкт-Петербурге (в 1417,7 раза). Более чем в 1,9 раза выросли налоговые поступления в Коми-Пермяцком (в 45,4 раза) и Усть-Ордынском Бурятском (в 11,3 раза) автономных округах, Удмуртской Республике (в 5,2 раза) и Курской области (в 2,2 раза). Более чем на 70% показатель увеличился в Смоленской области (на 94,4%), Республике Ингушетия (на 91,4%), Алтайском крае (на 91,1%), Курганской (на 83,9%) и Волгоградской (на 78,7%) областях. Наибольшее сокращение поступлений единого налога на вмененный доход наблюдалось в Эвенкийском АО (на 35,4%). Кроме того, в Свердловской области зафиксирован отрицательный объем поступлений.

Заметно (в 1,5 раза) в рассматриваемом периоде увеличились как поступления единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, так и поступления единого налога на вмененный доход. Более того, можно констатировать, что по итогам 2005 г. проявляется тенденция к выравниванию поступлений по двум режимам налогообложения: на 1 января 2006 г. поступления единого налога по упрощенно системе налогообложения и единого налога на вмененный доход составили 28 858 517 и 28 397 449 рублей соответственно. Это обусловлено изменением законодательства, регулирующего специальные режимы налогообложения для малого бизнеса, с 1 января 2003 г.

Единый налог на вмененный налог - на первый взгляд, кажется самым благоприятным. Жесткое требование к обязательному переходу на уплату единого налога на вмененный доход лишает налогоплательщика выбора, а применение льгот дело добровольное. Кроме того, налог исчисляется от суммы базовой доходности, и на его величину не влияют ни численность промышленного персонала, ни размер полученной выручки, ни иные показатели деятельности предприятия.

 

3.3 Единый сельскохозяйственный налог

С введением единого сельскохозяйственного налога в 2002 году отменены некоторые налоги. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей регулируется гл.26 НК РФ.

Специфика этого налога состоит в том, что переход на его уплату осуществляется добровольно. Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на его уплату.

Налоговое законодательство имеет направление снижения налоговых ставок для хозяйствующих субъектов с целью повышения уровня производства. Но в то же время налоговая политика вместе с решением других задач еще направлена на изыскание все больших денежных потоков в доходную часть бюджета. Доходная часть соответственно, пополняется сейчас в основном за счет налоговых взносов. А если еще ни занизятся налоговые ставки и не представится возможность раскачки производства, особенно такой важной отрасли как сельское хозяйство, потребительскую способность населения продуктами своего государства нам еще не удовлетворить долгие годы.

Нестабильность экономики России слабая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны государства вынуждает предприятия более рационально использовать оборотные активы, находящиеся у него на балансе. Оздоровление финансового состояния предприятия заключается в проведении радикальных мер по совершенствованию финансово-кредитной и налоговой систем, чтобы они соответствовали требованиям рыночной экономики. В современных условиях решение проблемы развития предприятий в значительной степени зависит от обеспечения их собственными средствами в оптимальных объемах и требует серьезной проработки.

Для целей налогообложения с\х товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие с\х продукцию, выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую переработку, и реализующие эту продукцию, при этом доля дохода составляет 70%.

Порядок отнесения продукции к продукции первичную переработки к продукции первичной переработки устанавливается Правительством РФ.

Переход на уплату ЕСХН возможен при соблюдении следующих условий: по итогам 9 месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на уплату налога, доля дохода от реализации произведенной с\х продукции или выращенной рыбы и продукции первичной переработки составила не менее 70% в общем доходе от реализации.

Переход на уплату ЕСНХ исключен:

-                            Для производителей подакцизных товаров;

-                            Организаций, имеющих филиалы;

-                            Лиц, перееденных на ЕНВД.

Заявление о переходе на уплату подается в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего переходу.

Налоговая ставка установлена в размере 6%.

Механизм расчета налоговой ставки состоит в следующем:

1.                определяется общая сумма налогов и сборов, которую сельхозпроизводители должны были уплатить в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год.

2.                общая сумма налогов уменьшается на сумму налогов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату ЕСХН (НДС, акцизы и др.).

3.                полученная величина делится на 4, а затем на сопоставимую по кадровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, перечень которых для ЕСХН содержится в ст. 346 НК РФ.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, но не более 30%

ЕСНХ уплачивается в 2 приема. Отчетным периодом является полугодие.

Налоговая декларация должна быть подана по итогам налогового периода:

-                            Организациями – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, а по итогам отч. периода – не позднее 25 дней со дня его окончания;

-                            Индивид. предпринимателями – соответственно не позднее 30 апреля и не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Налоговая декларация по ЕСХН представляется в налоговую инспекцию по местонахождению принадлежащих налогоплательщику сельскохозяйственных угодий не позднее 10-го числа месяца, который следует за истекшим кварталом. Сельхозпроизводитель уплачивает ЕСХН одним платежным поручением ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, который следует за истекшим кварталом.

В таблице 3.5. представлена отраслевая структура налоговых поступлений г. Черкесску. Налоговые поступления от предприятий сельского хозяйства занимают незначительный удельный вес в общем объеме поступлений. Причем в структуре поступлений налогов по специальным налоговым режимам поступления от предприятий сельского хозяйства также весьма незначительны и составили в 2006 г. всего 0,7%.

Снижение ставки налога позволяет создать условия к снижению налогооблагаемой базы путем увеличения себестоимости товаров и услуг. С введением этого налога стал увеличиваться размер средств, остающихся в распоряжении предприятия.


Таблица 3.5

Отраслевая структура налоговых поступлений по г. Черкесску

Всего

Налоги со спец. режимом

2006г

В% к.ит.

2006г

В % к. ит.

Всего в т.ч.

1071856

100,0

64771

100,0

Сельское хоз-во

8063

0,8

430

0,7

Рыболовство

0

0

0

0

Добыча полезных ископаемых

4132

51,2

0

0

Обрабатывающие производства в т.ч.

391132

36,5

22063

34,1

Производства пищевых пр.

171199

16

1571

2,4

Оптовая и розничная торговля

89737

8,4

21434

33,1

Гостиницы и рестораны

2331

0,2

1604

2,5

Транспорт и связь

59576

5,6

2144

3,3

Операции с недвижимым им-вом аренда

47282

4,4

4894

7,6

Образование

12564

1,2

62

0,1

Гос. упр-е и обеспечение военной безопасности

102017

9,5

62

0,1

Остальные виды экон. деятельности

13241

1,2

0

0

Дальнейшая либерализация налогового законодательства, усиление налогового администрирования по всем направлениям могут в обозримом будущем существенно изменить общую экономическую ситуацию в России.

Кроме того, регионам предоставлено право снижать налоговую ставку до 20 %. Соответственно этому, налоговую нагрузку на предприятия можно снизить. Ставка ЕСХН до 20,6 % является принципиальным шагом Правительства РФ в направлении снижения налогового бремени для законопослушных налогоплательщиков. В целом заложенные в новый налог (ЕСХН) принципы воплощают будущее российской налоговой системы с низким уровнем налогового бремени для налогоплательщиков.

Главой 26.1 Налогового Кодекса РФ утвержденной Федеральным законом от 29 декабря 2001 года «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», определен общий порядок исчисления и уплаты налогов сельхозтоваропроизводителями. Закон определяет, что для этих налогоплательщиков может быть установлен специальный налоговый режим, предусматривающий замену большей части налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога.

В статье 346. 1 НК РФ указано, что сельхозпроизводители (организации, фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели, далее – СХП) переходят на уплату единого налога при соблюдении ряда условий. Одно из них таково: доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (включая продукты ее переработки) в совокупной выручке определяется по данным за предшествующий календарный год. А реализуемая сельскохозяйственная продукция должна быть произведена на сельскохозяйственных угодьях, являющихся объектами налогообложения численность работников сельхозпредприятия не имеет значения для перевода на специальный налоговый режим. Плательщики ЕСХН освобождены от большинства остальных налогов, за исключением НДС, акцизов, платы за загрязнение окружающей среды, налога на покупку иностранных дензнаков, государственной и таможенной пошлин, налога на имущество физических лиц, лицензионных сборов и налога на имущество переходящее в порядке наследования или дарения. Эти налоги сельхозпроизводители уплачивают независимо от перевода на уплату ЕСХН. Кроме того плательщики ЕСХН не освобождаются от взносов, на обязательное пенсионное страхование работников.

Таким образом, сельхозпроизводители освобождаются лишь от налога на прибыль, налога на имущество организаций, транспортных налогов, земельного налога, налога на рекламу и некоторых других. От уплаты единого социального налога они освобождаются в части социального и медицинского страхования. ЕСХН облагаются сельскохозяйственные угодья сельхозпроизводителя с учетом их кадровой стоимости. Методика определения стоимости площади сельскохозяйственных угодий должна быть установлена и утверждена Правительством РФ. Налоговый период равен кварталу. Для отдельных категорий плательщиков ЕСХН законодательные власти региона Могут увеличить налоговую ставку, но не более чем на 25 %.

Если сумма дохода которую сельхозпроизводитель получил в течении квартала, в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз, превышающую кадастровую стоимость этих угодий, то ставка ЕСХН увеличивается на 35 %.

Чтобы определить сумму ЕСХН, которая подлежит уплате, сельхозпроизводителю нужно умножить ставку налога на площадь сельскохозяйственных угодий, скорректированную с учетом их кадастровой стоимости.

3.4 Фискальная роль специальных налоговых режимов


Фискальную роль специальных налоговых режимов характеризуют следующие данные.

По таблице 3.6. видно, что 58,3% налогов по специальным налоговым режимам составляет ЕНВД, 41,6% - УСН и 0,1% составляет единый с\х налог, по налогам поступившим в консолидированный бюджет КЧР.

По УСН план собираемости, также как и по ЕНВД недовыполнен на 2,2%.Недоимка по состоянию на 1 января 2007 года составила по УСН – 3 910т.р., по ЕНВД – 2568 т.р., а в общем по специальным налоговым режимам недоимка составила – 6478 т.р.

Переплата же составила всего по специальным налоговым режимам – 14 279 т.р., из них 9140 т.р. - по УСН, 5 127 т.р. – ЕНВД, и 12 т.р. – по ЕСХН, что составляет – 0,08%, по 64% по УСН и 35,92% по ЕНВД, и в общем по таблице видно, что план по мобилизации доходов по специальным налоговым режимам выполнен.


Таблица 3.7

Динамика поступлений по специальным налоговым режимам по КЧР

Вид налога

2004 г,

тыс. руб.

2005 г

2006 г

Сумма, тыс. руб.

Темп роста 2005 г. к 2004 г., %

Сумма, тыс.

руб.

Темп роста 2006 г. к 2005 г., %

Всего поступило

667155

747682

112,1

801241

107,2

УСН

27553

40485

146,9

43584

107,7

ЕНВД

13598

23061

169,6

25783

111,8

ЕСХН

295

309

104,8

391

126,5


Рис. 3.1Динамика поступлений по специальным налоговым режимам по КЧР


По данным таблицы 3.7 видно, что темп роста по всем налоговым платежам на 2006 год по сравнению с 2005 годом составило 801241 тыс. руб., или на 7,2%, а если сравнить 2005 год с 2004 годом видно увеличение на 12,1%, что составляет 747682тыс.руб. По УСН тоже темп роста увеличивается, если сравнить 2006 год по с 2005 годом наблюдается рост на 7,7%, что в составляет 43584 тыс. руб., а если сравнить 2005 год с 2004 годом наблюдается рост на 146,9% или на 40485 тыс.руб. По ЕНВД если сравнить 2005 год с 2004 годом видно на 69,6%, что составляет 23061 тыс. руб., а если сравнить 2005 год с 2006 годом, то виден рост на 11,8% или на 25783тыс. руб. А по ЕСХН тоже наблюдается, если сравнить 2004 год с 2005 годом увеличение на 4,8% или на 309 тыс.руб., а если сравнить 2005 год с 2006 годом видно увеличение на 26,5% или на 391 тыс. руб. т.е. на 82 тыс. руб.И в общем можно сделать вывод, что по налогам взимаемым на территории КЧР по специальным налоговым режимам наблюдается увеличение и хотя оно небольшое, но имеет стабильный характер.

По таблице 3.8 видно, что увеличивается объем поступления налогов и хотя увеличение небольшое, оно имеет стабильный характер.


Таблица 3.8

Динамика поступлений по специальным налоговым режимам по городу Черкесску

Вид налога

Отклонение

2004-2003 гг.

2005-2003 гг.

2005-2006 гг.

(+,-)

Темп роста, %

(+,-)

Темп роста %

(+,-)

Темп роста, %

Всего поступило

80527

112,07

178033

131,25

191531

154,13

УСН

12932

146,94

29342

363,32

34021

370,14

ЕНВД

9463

169,6

14865

281,4

15904

301,41


По всем поступившим налогам видна динамика, которая увеличивается с каждым годом. Если сравнивать 2004-2003 гг. то виден рост на 80527 тыс. руб. или на 12,07%, 2005-2003 гг. положительное отклонение составило 178033 тыс. руб. или на 31,25%, а если сравнить 2005-2006 гг. рост составил 191531 тыс.руб. или на 54,13%. По УСН тоже виден рост в 2004-2003 гг. на 46,94 %, в 2005-2003 гг.- 263,42%, а в 2005-2006 гг. рост составил 270,14%.

И по ЕНВД наблюдается увеличение 2004 – 2003 гг., на 9463 тыс. руб., или на 69,6%, а на 2005 – 2003 гг., рост виден на 14865 тыс. руб. или на 181,4%. А по сравнению 2005 года с 2006 годом рост на 15904 тыс. руб. или на 201,41%. И в общем можно сделать вывод, что по специальным налоговым режимам собираемым в городе Черкесске наблюдается увеличение.

По данным таблицы 3.9 видно, что поступление по налоговым и неналоговым платежам равен 100%, из них 99,89% составили налоговые платежи на 2006 год, а на 2005 год эта величина составляла 0,93%.


Таблица 3.9

Структура по специальным налоговым режимам по г. Черкесску%

Вид налога

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Всего поступило налоговых и неналоговых платежей

100

100

100

100

Поступило налоговых платежей

99,63

98,96

99,89

92,82

УСН

2,2

4,7

5,43

5,25

ЕНВД

1,5

2,24

3,32

2,9

ЕСХН

0,03

0,04

0,04

0,5


Рис. 3.2 Структура поступлений по специальным налоговым режимам за 2006 г.

По УСН, если сравнить 2004 год с 2003 годом видно увеличение с 2,2% до 4,7%, а если сравнить 2005-2006 гг. то виден снижение с 5,43% до 5,25%. По ЕНВД тоже видно увеличение с 1,5% до 2,24% в 2003-2004 гг.,а если сравнить 2005-2006 гг. то видно снижение с 3,32% до 2,9%. А по ЕСХН в 2003-200 4гг. рост с 0,03% до 0,04%, тогда как в 2004 году – 16236 тыс. руб., а в период 2005-2006 гг. они увеличились с 0,04% до 0,5% т.е. доля этих налогов в последний год увеличилась .

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что одним из препятствий нормального функционирования малых предприятий является то, что большая часть доходов предприятия уходит на уплату налогов и сборов, а так же сложность заполнения и многочисленность документации для правильной уплаты налогов.

Существует около 200 форм и схем, которые предпринимателю необходимо заполнить, а также ознакомиться с примерно 700 страницами объяснений и инструкций по правильному заполнению отчетности.

На заполнение уходит приблизительно одна пятая рабочего времени, и 78% предприятий приходится нанимать квалифицированного юриста для заполнения налоговых форм, 16% дохода предприятия тратится на отчетность.


4. Пути оптимизации применения специальных налоговых режимов


По официальным данным вклад российского малого предпринимательства в ВВП оценивается в 11 -12%, а доля занятых в секторе малого предпринимательства— 15-17%. По уровню занятости в секторе малого предпринимательства Россия отстает от США и развитых стран Европы (50-55%), Японии - (80%). В Китае малый бизнес формирует до 60% ВВП, а число занятых в нем составляет до 70%. В странах ЕС и США на 1000 жителей приходится 30-35 малых предприятий в России - около 7.

Вместе с тем, при сопоставлении вклада российских малых предприятий в ВВП страны с вкладом европейского и американского малого бизнеса следует учитывать, что критерии, применяемые в России, странах ЕС и США несопоставимы. Так, в России к категории малых относятся предприятия с предельной численностью от 30 до 100 чел., в зависимости от вида деятельности. В странах ЕС Союза и США оценивается общий вклад микропредприятий (ло 10 чел.), малых (от 11 до 50 чел.) и средних предприятий (от 51 до 250 чел — в ЕС, от 51 до 500 чел. - в США).

Согласно результатам анализа, проведенного в 2004 г. Агентством США по международному развитию совместно с Ресурсным центром малого предпринимательства РФ, вклад предприятий с численностью занятых до 250 чел (малые и средние предприятия по классификации ЕС) по отношению к соответствующей суммарной величине всех предприятий России в 2002 и 2003 гг. составил 47%, а общая занятость в малом бизнесе на 1 января 2006 г. оценивается в 16,7 млн. чел. или 24,5% от общего числа занятых в экономике. Однако, эти показатели также ниже уровня экономически развитых стран.

Высокий уровень развития малого бизнеса в экономически развитых странах был бы невозможен без реализации системы мер государственной поддержки, включая меры налогового стимулирования.

В большинстве европейских стран налоговые льготы для малых предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные налоговые ставки чаще всего применяются в рамках прогрессивной шкалы налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов малого предпринимательства, система правил определения налогооблагаемой прибыли, явление достаточно редкое.

В ряде стран субъектам малого предпринимательства разрешается единовременное списание (в определенных пределах) инвестиций в основные фонды. В других применяется ускоренная амортизация. В США предоставляются специальные налоговые льготы на венчурные инвестиции в малые предприятия отдельных категорий, а также действуют льготные ставки налога на прирост капитальной стоимости в части реализации акций малых предприятий.

В некоторых странах для субъектов малого предпринимательства установлен более высокий максимальный уровень вычитаемых в целях налогообложения расходов на НИОКР. Итальянские предприниматели получили упрощенную и ускоренную систему возврата НДС. В Австралии ксубъектам малого предпринимательства применяется упрощенная система налогообложения, направленная на снижение административного бремени соблюдения налогового законодательства.

В России сложилась другая ситуация - упрощенная система налогообложения для малого предпринимательства предусматривает абсолютно иные правила, заключающиеся в замене основных налогов одним налогом.

Упрошенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена с 01 января 1996 г., то есть применяется уже более 10 лет и первоначально этот льготный налоговый режим применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость. Однако с введением в действие части второй НК РФ, в том числе гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» гл. 25 «Налог на прибыль организаций» налоговые льготы для малых предприятий по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость были отменены.

С 01 января 2003 г. часть вторая НК РФ была дополнена гл. 26! «Упрощенная система налогообложения» (далее -УСН), которая заменила действовавший до этого аналогичный специальный налоговый режим, который в значительной степени был усовершенствован. Последующие поправки в эту главу НК РФ, вступившие и силу с 01 января 2006 г., сделали этот специальный налоговый режим еще более льготным и привлекательным для малого бизнеса.

Совершенствование УСН привело за период с 2002 г. по 2005 г. к росту количества налогоплательщиков, применяющих УСН, со 197,2 тыс. ед. до 1059,0 тыс. ед. или в 5,4 раза, в том числе: организаций — с 66,8 до 491,2 или в 7,4 раз; индивидуальных предпринимателей со 130,4 до 567,8 или4,4 раза.

При этом за период с 2002 по 2005 гг. количество малых предприятий возросло с 882,3 тыс. до 979,3 тыс. или всего на 11%. Отношение количества организаций, применяющих УСН, к количеству малых предприятий за 2002-05 гг. увеличилось с 7,6% до 50,2%. Несмотря на то, что не все организации, применяющие УСН можно отнести к малым предприятиям в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведенные данные свидетельствуют о резком росте количества малых предприятий, применяющих УСН.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ