бесплатные рефераты

Внешний российский долг: структура и динамика

2,2


2,2


2,2









Задолженность перед международными финансовыми организациями

9,7


6,0


5,8


МВФ

3,6






Мировой банк

5,7


5,6


5,4


ЕБРР

0,4


0,4


0,4









Еврооблигационные займы

35,3


34,5


34,5









ОВГВЗ

7,1


7,1


7,1









Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России

5,5


5,5


5,5


Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

0,4


0,4


0,4


Источник: сайт www.minfin.ru


13 мая этого года Россия и страны кредиторы-участницы Парижского клуба договорились о досрочном погашении по номинальной стоимости части долга из общей суммы в 43 млрд. долларов.

В общей сложности 16 странам-кредиторам бывшего СССР выплачено 15 млрд. долларов. 13 млрд. из них было переведено двумя траншами 15 и 29 июля этого года. Оставшаяся часть от суммы досрочного погашения долга в размере 2,3 млрд. долларов перевели 19 и 22 августа. Выплаты произведены всем странам-кредиторам бывшего СССР. 

В качестве одного из ключевых аргументов в пользу досрочного погашения министр финансов Алексей Кудрин не раз называл экономию. Она – в виде неуплаченных процентов – в 2005 году составит около 400 миллионов, а в 2006 – 800 миллионов долларов. (Российская газета № 3853 от  22.08.2005г.)

Досрочно погашен перед МВФ весь кредит, средства на оплату которого были выделены из Стабилизационного фонда. Эти выплаты дали возможность сэкономить 204 млн. долларов, которые Россия должна была бы выплатить МВФ по процентам, если бы тянула с расплатой до 2008-го года.


Государственные внешние заимствования используются для покрытия дефицита бюджета, а так же для погашения государственных долговых обязательств.

С 2001 года бюджет РФ утверждается с профицитом. Федеральным законом №116-ФЗ от 05.08.2000 г. исключена из Бюджетного кодекса статья №88 «Профицит бюджета и порядок его использования». В соответствии с этой статьей: «Федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации,  местный бюджет должны быть составлены и утверждены без профицита бюджета. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, то  до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:

- сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);

- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.


В 2004 г. Федеральным законом №184-ФЗ от 23.12.2003г. принято решение о создании Стабилизационного фонда РФ. Фонд формируется за счет части средств федерального бюджета, образующихся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (БК РФ, ст. 96.1).

В Стабилизационный фонд перечисляются дополнительные доходы от цен не нефть свыше 20 долларов за баррель – для компенсации возможного снижения мировых цен на нефть, уровень которых в 2005 году достиг 56 долларов за баррель.









Таблица 4

Расчет прогнозируемого объема Стабилизационного фонда Российской Федерации на 1 января 2006 года и 1 января 2007 года

(млрд. рублей)

  1. Остатки средств федерального бюджета, зачисленные в Стабилизационный фонд по состоянию на 01.02.2005 г. (пункт 3 ст. 96.2 БКРФ)
  2.  Прогнозируемый объем поступлений в 2005 году – всего

       в том числе:

2.1 за счет дополнительных доходов – всего

       из них:

       - НДПИ (нефть)

       - экспортная пошлина (нефть)

2.2 остатки средств федерального бюджета на начало 2005 года

3. Прогнозируемый объем использования в 2005 году

       всего

       из них:

3.1 плановое и досрочное погашение внешнего долга РФ

4.Итого объем Стабилизационного фонда по состоянию на 01.01.2006г.

  1. Прогнозные остатки средств средств федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд по состоянию на 01.02.2006г. (пункт 3 ст.96.2 БКРФ)
  2. Итого объем Стабилизационного фонда по состоянию на 01.02.2006г.
  3. Прогнозируемый объем поступлений в 2006 году –

       всего

       в том числе:

7.1 за счет дополнительных доходов – всего

       из них:

       - НДПИ (нефть)

       - экспортная пошлина (нефть)

8. Прогнозируемый объем использования  в 2006 году

       всего

       в том числе:

8.1 на погашение государственного внешнего долга

9. Итого объем Стабилизационного фонда по состоянию на   01.01.2007 г.


217,1



1 762,5


1 240,2


498,3

741,9

522,3


660,4



660,4

1 319,2


106,5



1 425,6



857,5


857,5


274,6

582,9


40,9


40,9

2 242,3


Источник: материалы Счетной палаты РФ


Основной целью создания стабилизационного фонда РФ  остается аккумулирование части доходов, формируемых в экспортном секторе экономики в периоды высоких мировых цен на основные товары российского экспорта, и их использование для погашения внешнего долга и поддержания реального уровня непроцентных расходов государственного бюджета в периоды неблагоприятной конъюнктуры, а также замедление роста реального курса рубля в периоды высокой экспортной выручки.


Таблица 5

Программа государственных внешних заимствований

Российской Федерации на 2005 год


 

Категории кредитов (займов)

Сумма заимствования

в 2005 году

(млн. долл. США)

Срок погашения (лет)

 

Целевые иностранные заимствования

1 127,32

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

кредиты (займы) международных финансовых организаций (перечень 1)

952,42

11 – 12


 

 

кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и фирм (перечень 2)

174,90

5 - 7,5



 


 

 

Итого

1 127,32

 


Источник: Приложение 33 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год"



Внешние заимствования России в 2006 году запланированы на 1 112,84 млн. долларов США (31 827, 2 млн. рублей), что на 14,46 млн. долларов США или 1,3 % меньше, чем было предусмотрено федеральным бюджетом на 2005г.;  заимствования по линии международных финансовых организаций – на 960 млн. долларов. При этом заемные ресурсы будут направляться на реализацию проектов, имеющих общегосударственное значение, прежде всего, инфраструктурных. Привлечение кредитов правительств иностранных государств, банков и компаний в 2006 году запланировано в объеме 152,9 млн. долларов против 435,6 млн. в 2004 году. Предоставление гарантий от некоммерческих рисков составит 83 млн. долларов.

В следующем году планируется предоставить государственные гарантии на сумму 1 млрд. долларов (Источник: ИА «Альянс Мадия» 14.07.2005г.).



2.1.1 Заимствования России у международных финансовых организаций


В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб; в 1999 году в  МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития. После 1992 года полученные Россией кредиты состояли из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.

В нынешнем российском долге почти половина – обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. Сокращение долга обусловлено существенным погашением в последние годы, а также списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации. Около 42% составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 8,5% - задолженность международным финансовым организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 0,4% - гарантии правительства.

Россия присоединилась к Всемирному банку (ВБ), Международному валютному фонду (МВФ) и Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) в 1992 г. С этого момента и начинается история заимствований нашей страной  у этих международных организаций, в процессе которой  долг приобрел следующие контуры (табл.6)

 

Таблица 6

Долг России перед международными финансовыми организациями, млрд. долл.


2002

2003

2004

на 1 января 2005

на 1 июля 2005

Всего

в том числе

14.76

13.58

12,1

9,7

5,8

МВФ

7.6

6.65

5.1

3,6

-

ВБ

6.93

6.69

6.6

5,7

5,4

ЕБРР

0.203

0.240

0.4

0,4

0,4



Роль и значение МВФ. МВФ – межгосударственный финансовый институт с почти универсальным членством стран. Создан в 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе.

Его политика и задачи определены хартией, известной как Статьи Соглашения (Articles of Agreement). Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Соглашения, заключаются в следующем:

- содействие международной валютной кооперации;

- обеспечение сбалансированного  роста международной торговли;

- содействие стабильности валютных курсов;

- осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли;

- обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей;

- организация форумов для консультаций и обслуживания проблем развития международной финансовой системы.

Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует: 1) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка при слишком сильных колебаниях валютного курса; 2) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ; 3) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов; 4) отказ от привязки своих валют к золоту.

Капитал МВФ образован из взносов государств-членов и составляет более 120 млрд. долларов США. В МВФ действует принцип взвешенного количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяется их долей в ка­питале МВФ. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17,78 %; Германия - 5,53 %; Япония - 5,53 %; Франция - 4,98 %; Россия - 2,9 %  (десятая по величине квота в капитале).

МВФ предоставляет в настоящее время кредиты странам-членам для двух целей: для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть прак­тически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка; для поддержки макроэкономической стаби­лизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финан­сирования бюджетных расходов правительств.

Взаимоотношения МВФ и России всегда носили сложный характер. Членство в МВФ налагало на Россию обязательство выполнять следующие требования:

Во-первых, устранение валютных ограничений, поддержание конверти­руемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.

Во-вторых, не прибегать к практике множественности валютных кур­сов. Согласно требованию, Россия установила с июля 1992 года еди­ный рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностран­ным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть опреде­ляется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Централь­ным Банком самостоятельно.

В-третьих, установление информационной открытости.

Одним из достижений либеральной внешнеэкономической политики России называют наличие активного сальдо торгового баланса. В России оно достигается в подавляющей степени благодаря экспорту минерального сы­рья. В принципе, поступающие в страну валютные ресурсы могли бы стать одним из источников производительного накопления, содействовать преодо­лению экономического кризиса. Однако в условиях либерализации механиз­ма валютных связей властям не удается найти действующие рыночные инст­рументы, которые позволили бы направить поток этих средств в сферу про­изводства. В результате, они остаются преимущественно на валютных счетах коммерческих банков, а также пополняют запасы наличности у населения.

Превращение активного сальдо по текущим операциям в дефицит ито­гового платежного баланса объясняется в значительной мере необходимо­стью осуществления платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга. Деятельность МВФ на российском направлении подвергается на Запа­де острой критике. Западные экономисты говорят о том, что МВФ внес свою лепту в беды России тем, что сосредоточил внимание исключительно на показателях, относящихся к бюджетному дефициту и инфляции, игно­рируя проблему доверия к власти, связанную с накоплением задолженно­сти по заработной плате и отсутствия структурных преобразований в Рос­сии. В 1999 году Мишель Камдессю уходит в отставку с поста руководите­ля фонда. Многие обозреватели связывают эту отставку, в значительной мере, с просчетами политики МВФ по отношению к России, долг которой вырос  существенно (см.табл. 7). В это время  МВФ использовал несколько механизмов финансовой помощи:

-     программы обычного кредитования stand-by,

-     программы расширенного кредитования EFF,

- программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF),

-     компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF;

-     дополнительное резервное кредитование SRF.

Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ).

Таблица 7

Кредиты МВФ России

Год

Сумма

Срок

Вид кредита

Условия получения

1992

$1 млрд.

5 лет

stand-by

Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и кон­троль за приростом денежной массы

1993

$1,54 млрд.

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года

STF

Те же

1994

$1,5 млрд.

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года

STF

Те же плюс либерализация ВЭД, включая ликвидацию нетариф­ных мер регулирования экспорта

1995

$6,8 млрд.

5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 мес

stand-by

Те же плюс ликвидация внешне­экономических льгот, либерали­зация нефтяного экспорта и от­мена да 01.01.1996 г. всех экс­портных пошлин

1996-1998

$9,2 млрд.

10 лет с отсрочкой на 4,5 года

EFF

Те же плюс отмена экспортных пошлин на нефть и газ, количественных ограниче­ний на импорт алкоголя, льгот по уплате импортных пошлин на материалы (обеспечивающие деятельность СМИ), обязатель­ной таможенной экспертизы экс­портируемых товаров.

1999

$4,5 млрд.


stand-by

Кредит был разбит на по 7 траншей $640 млн. в те­чение 17 месяцев каждый. Был произведен только один транш. Предоставление осталь­ных было отложено под предло­гом “нецелевого” использования средств фонда и по причине “не­полного выполнения” российской стороной ряда структурных мер, предусмотренных в согласован­ной с Фондом программе.

  Источник: А.Селезнев, Государственный долг России : иллюзии и реальность.// Экономист, №3, 2004; официальный сайт МВФ www.imf.org


С середины 1999 года Россия не получала и не просила новых займов.

Таблица 8

Выплаты России МВФ

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

Сумма, млрд. долл.

2,067

1,5

2,1

1,7

3,6*

                      Примечание:* - на 01.02.2005 г.


К концу 2005г. Россия досрочно полностью рассчиталась по всем своим долгам с Международным валютным фондом,  переведя из Стабилизационного фонда 93,5 млрд. рублей.

«С долгом мы должны были рассчитаться только в 2008-м году. Но средства фонда все равно лежали мертвым грузом, экономика их не принимала, и их частично решили бросить на погашение всей суммы долга. Теперь, Россия сэкономит 204 миллиарда долларов, которые она должна была заплатить МВФ по процентам, если бы тянула с расплатой до 2008-го. Начиная с этого года эти средства будут использованы, в том числе в целях социально-экономической политики. Это повлияет позитивно на развитие российских финансовых рынков, показывает и прочность, и надежность российских финансовых инструментов». (Источник: интервью Министра финансов РФ Алексея Кудрина РГ от 20.02.2005г.)

Хотя Россия больше и не берет кредитов у МВФ, но она все равно продолжает активное сотрудничество с фондом. В целом можно выделить три главных направления.

Первое - это участие в обсуждении перспектив мировой экономики. Дважды в год министр финансов России наряду со своими 23 коллегами участвует в проводимых фондом министерских встречах, на которых обсуждаются вопросы глобального экономического развития. Для России это имеет большое значение, так как развитие событий в мировой экономике сказывается на положении дел и в экономике российской.

Второе направление - это сотрудничество в вопросах помощи бедным странам. В частности, Россия сотрудничает с фондом по целому ряду соседних государств-членов СНГ, продолжающих, с одной стороны, заимствовать у МВФ, и, с другой, имеющих значительный уровень долга, включая задолженность перед Россией и международными финансовыми организациями - МВФ и Всемирным банком. Здесь сотрудничество России и фонда необходимо, чтобы находить способы выхода из положения по ряду из этих стран.

Третье направление - это получение Россией технического содействия со стороны МВФ. Например, фонд активно сотрудничает с Банком России как по вопросам проведения денежно-кредитной политики, так и по вопросам реформирования российской банковской системы, взаимодействует с Минфином РФ по целому ряду аспектов - налоговой реформе, управлению долгом, работе казначейской системы.


Всемирный Банк – международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1994г.  Его основная цель заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам. Он представляет собой одно из специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, включающее 184 государства-члена. Эти государства-члены совместно отвечают за то, как финансируется учреждение и как расходуются средства.

Со временем “Всемирным банком” стали называть Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития (МАР). Эти организации совместно предоставляют займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты развивающимся странам. 

Россия стала членом Группы Всемирного банка в 16 июня 1992 г. Задачей Всемирного банка в России является содействие эффективной реализации комплексной программы реформ правительства по достижению устойчивости экономического роста, который, в свою очередь, приводит к повышению уровня занятости и качества социальных услуг, предоставляемых россиянам. Эти задачи решаются путем финансирования проектов и проведения аналитической и консультационной деятельности, которая стимулирует и поддерживает дальнейшую разработку российской программы реформ.

Банк помог России преодолеть последствия экономического кризиса 1998 года, оказал содействие в проведении реформ системы социальной защиты населения, здравоохранения, управления окружающей средой, сельского хозяйства, водоснабжения и канализации, инфраструктуры и управления госсектором



 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 9

Помощь Российской Федерации со стороны Всемирного Банка

Займ

Сумма, млн. долл.

Срок

1

2

3

1992 год

 

 

Реабилитационный займ

600

на 17 лет с пятилетним льготным периодом

1993 год



Первый нефтяной реабилитационный заем

610

на 17 лет с пятилетним льготным периодом

1994 год



Заем на ремонт и содержание шоссейных дорог

300


На развитие финансовых учреждений

200


На осуществление сельскохозяйственной реформы

240


Второй нефтяной реабилитационный заем

500


1995 год



На жилищный проект

400


На городской транспорт

329


Второй реабилитационный заем

600


1996 год



На структурную перестройку угольного сектора

500


1997 год



На структурную перестройку экономики

600

на 17 лет с пятилетним льготным периодом

На структурную перестройку системы социальной защиты населения

800

на 17 лет с пятилетним льготным периодом

Второй заем на структурную перестройку экономики

800

на 17 лет с пятилетним льготным периодом.

Второй заем на структурную перестройку угольной промышленности

800

на 17 лет с пятилетним льготным периодом.

1998 год



Третий заем на структурную перестройку экономики

1,500


2000 год



Гарантийная линия для поддержки угольной и лесной промышленности

200

5 лет

2001 год



На проект реформы системы образования

50


2002 год



На развитие бюджетного федерализма и реформирование системы региональных финансов

120

на 17 лет с пятилетним льготным периодом

На проект развития Федерального казначейства РФ

231

на 17 лет с пятилетним льготным периодом.

На проект модернизации налоговых органов

100


2003 год



Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и ВИЧ

150

17 лет, включая 5-летний льготный период.

Проект развития таможенной службы

140


Проект экономического развития Санкт-Петербурга

161


2004 год



Проект «Информатизация системы образования»

100


2005 год



Проект «Техническое содействие реформе бюджетной системы на  региональном уровне»

30

15 лет

Проект «Модернизация казначейской системы Российской Федерации»             

400

До 2019 года

Проект

«Развитие финансовых  учреждений» 

85,20

До 15 марта 2011 года

Проект «Управление окружающей средой»                

110


Модернизация   и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета       

80


Проект

«Реформа жилищно-коммунального хозяйства   в России»


200


Проект «Информатиза-

ция системы образования»


300


15 апреля

2021 года

2006 год



Проект «Инфраструктура особых экономических зон»


50



Проект «Развития рынка информационных технологий в России»


20



 

Источник: официальный сайт Всемирного банка www. www.worldbank.org



Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) начал свою деятельность с 1991 г. Его членами, количество которых превышает 60, являются страны ЕС, Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также другие страны МВФ, в том числе находящиеся вне пределов Европы, и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ