|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сокращения ЧПВД - чистые платежи по внешнему долгу, ПП - процентные платежи, ПОД - погашение основного долга, БД - бюджетные доходы, Ф – финансирование Оценку сравнительных преимуществ каждого из представленных вариантов можно сделать исходя из издержек их проведения и последствий их осуществления для размеров номинального объема долга. Поскольку финансирование для бюджета является ресурсом, как правило, более дорогим, чем его традиционные доходы, то при последовательном переходе от 1 варианта к 6 издержки их реализации последовательно возрастают (за счет увеличения компонента финансирования в общем объеме средств для проведения платежей). В то же время при переходе от 1 варианта к 6 номинальные объемы долга последовательно возрастают. 3.2. Альтернативные средства платежа Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению внешнего долга средства платежа можно классифицировать следующим образом (см. табл. 14): 1 - наличные денежные средства; 2 - государственные ценные бумаги; 3 - корпоративные ценные бумаги; 4 - товарные поставки; 5 - долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; 6 - иные государственные активы. В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания в различных пропорциях. Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени. Таблица 14 Средства платежа по внешнему долгу и их источники | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Варианты |
Средства платежа |
Источники |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Наличные денежные средства |
Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реализация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Государственные ценные бумаги |
Эмиссия нового государственного долга |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Корпоративные ценные бумаги |
Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Товарные поставки |
Государственные закупки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран) |
Платежи российских заемщиков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Иные государственные активы |
Иные государственные права (государственный земельный фонд и др ) |
С этой точки зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов, являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе (см. рис. 6).
Рис. 6
Относительные цены альтернативных средств
платежа по внешнему долгу России в 1992-2030гг.
(1992-2003 гг. - факт, 2004-2030 гг, - прогноз)
Источник: А.Илларионов, советник Президента РФ по экономическим вопросам.
Одним из примеров очевидно неоптимального использования государственных активов является предлагаемый обмен части российского долга на акции российских компаний. В настоящее время акции крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии, телекоммуникациях ("голубые фишки") по отношению к бумагам аналогичных компаний развивающихся стран недооценены в разы. Бумаги компаний "второго эшелона" в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленности недооценены в еще большей степени. В то же время устойчиво действующая тенденция конвергенции цен российского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение относительной цены акций российских компаний в обозримом будущем. Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.
Поток нефтедолларов, обрушившихся на Россию в последние годы позволил накопить в Стабилизационном фонде сумму, достаточную, для покрытия дефицита бюджета в течении двух лет. Встал вопрос, что делать с таким объемом резервов, лежащих мертвым грузом. В этом году было принято решение направить часть этих средств на погашение внешнего долга РФ. Всего на погашение выплаты по внешней задолженности из Стабилизационного фонда в этом году было изъято 430 млрд. рублей (примерно 15 млрд. долларов).
Безусловно, эти средства являются одним из оптимальных источников погашения кредитов.
3.3. Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга
В области внешнего долга, безусловно, имеется заметный прогресс. В первую очередь это касается досрочного погашения «дорогих» долгов и использования накопленных в Стабилизационном фонде средств.
Острота проблемы внешнего долга России была в последние годы снята благодаря благоприятной внешнеторговой конъюнктуре.
Рис. 7
Объем экспорта (млрд. долл.)
и мировые цены на нефть (Urals, долл./барр.)
Таблица 15
Объем и структура экспорта товаров
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Экспорт товаров
102
107
136
183
213
203
210
220
нефть, нефтепродукты, газ
52
56
73
98
120
107
104
107
Металлы
12
11
13
21
23
23
23
23
машины и оборудование
10
10
12
14
15
16
17
20
прочий экспорт
28
30
38
50
55
57
66
70
%
Экспорт товаров
100
100
100
100
100
100
100
100
нефть, нефтепродукты, газ
51
52
54
54
56
53
49
48
Металлы
11
10
10
12
11
11
11
11
машины и оборудование
10
9
9
8
7
8
8
9
прочий экспорт
27
28
28
27
26
28
31
32
Экспорт товаров, в % к ВВП
33,2
2831,1
31,6
31,5
29,3
24,1
22,2
20,7
Сумма, полученная Россией от продажи нефти и нефтепродуктов на мировом рынке в настоящее время позволяет производить досрочное погашение части долговых обязательств. Кроме этого целесообразно расширять практику использования так называемых нестандартных схем погашения внешнего долга, связанных с неденежными формами расчетов. За последние 10 лет Россией был накоплен опыт такого рода индивидуальных схем оплаты долгов. По данным Внешэкономбанка, с их помощью было погашено почти 75 % выплаченного «основного» внешнего долга и более 5 % - процентов по долгам. Преимущество нестандартных схем состоит не только в снижении нагрузки на государственный бюджет (экономия бюджетных расходов превышает 1/3), но и в стимулировании при их использовании экспортных производств, притока инвестиций, в расширении международного сотрудничества. Основной формой такого погашения долгов является их оплата товарными поставками. Она одновременно стимулирует российских производителей, косвенно расширяет возможности их выхода на рынки других стран.
При последовательном проведении в течение предстоящего десятилетия оптимальной стратегии снижения долгового бремени угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут более высокими.
Долговая проблема потеряла свою былую остроту и уже не может рассматриваться в качестве «дамоклова меча», который в любой момент грозит стать причиной очередного финансового катаклизма.
В области внешнего долга, безусловно, имеется заметный прогресс. В первую очередь это касается досрочного погашения «дорогих долгов» и использования накопленных в Стабилизационном фонде средств.
Целесообразно расширять практику использования так называемых нестандартных схем погашения внешнего долга, связанных с не денежными формами расчетов. За последние 10 лет Россией был накоплен опыт такого рода индивидуальных схем оплаты долгов. По данным Внешэкономбанка, с их помощью было погашено почти 75 процентов выплаченного основного внешнего долга и более 5 процентов - процентов по долгам. Преимущество нестандартных схем состоит не только в снижении нагрузки на государственный бюджет (экономия бюджетных расходов превышает 1/3), но и в стимулировании при их использовании экспортных производств, притока инвестиций, в расширении международного сотрудничества. Основной формой такого погашения долгов является их оплата товарными поставками. Она одновременно стимулирует российских производителей, косвенно расширяет возможности их выхода на рынки других стран. Для повышения эффективности таких поставок (особенно высокотехнологичной продукции) для отечественных предприятий и роста их заинтересованности допустимо уменьшение понижающего коэффициента (в настоящее время 20 процентов), применяемого Минфином при оплате российским предприятиям поставок в счет долгов.
К сожалению, в значительной мере свернута работа по конверсии долга в инвестиции. Для активизации этого процесса недостаточно лишь объявить о своей заинтересованности в конверсии долгов, нужна система стимулов и льгот для инвесторов, в том числе по налогам, по условиям аренды или даже приобретения земли, по допуску на регулируемые российские рынки, например банковский и страховой.
Вероятность резкого ухудшения макроэкономической обстановки в результате роста внешнего долга корпоративного сектора в настоящее время очень мала. Экономическая и политическая ситуация в Росси уже не та, что была незадолго до кризиса 1998г. и сразу после него. Риск серьезного политического кризиса или резкого изменения политического курса минимален. Существенные преобразования произошли в бюджетной политике страны, снизился уровень государственного долга. Российская денежно-кредитная политика достаточно эффективна с точи зрения ее влияния на уровни цен и валютного курса. Возрос объем международных резервов. Учитывая эти изменения, кредитный рейтинг России постоянно повышается. В целом, макроэкономическая базы и политические условия для наращивания объема внешних заимствований в корпоративном секторе очень благоприятны.
Целесообразно вернуться к практике предоставления государственных кредитов с целью стимулирования российского экспорта, особенно военно-технического. Рынок военной техники отличается высоким уровнем конкуренции, и для расширения выхода на него российских производителей нужно использовать весь арсенал средств государственной поддержки. Потенциал наращивания военного экспорта у России весьма велик, и при целенаправленной господдержке он может стать частичной альтернативой экспорту нефти. Достаточно указать на то, что в СССР объем экспорта оружия и военной техники превышал 23 млрд. долларов, а в настоящее время Россия экспортирует такой продукции всего лишь на 5 млрд. долларов.