Выбор оптимальной системы налогообложения оптово-розничной торговли индивидуального предпринимателя Иванова А.П.
-
медленно
реализуемые активы (А3) – запасы и затраты за исключением расходов будущих
периодов – должны быть больше или равны долгосрочным пассивам, т.е.
долгосрочным кредитам и заемным средствам (П3);
-
трудно
реализуемые активы (А4) – нематериальные активы, основные средства,
незавершенные капитальные вложения и оборудование – должны быть меньше или
равны постоянным пассивам, т.е. источникам собственных средств (П4).
Таким образом, баланс
считается абсолютно ликвидным, если: А1 больше и равны П1, А2 больше или равны
П2, А3 больше или равны П3, А4 меньше или равны П4. Рассмотрим ликвидность и платежеспособность предприятия
предпринимателя Иванова А.П. на основании данных за 2004 – 2006 гг. Результаты анализа типа ликвидности баланса предприятия
оформим в таблице 10.
Таблица 10 Сравнение
активов и пассивов индивидуального предпринимателя Иванова А.П.
Актив
|
Сумма тыс. руб.
|
Пассив
|
Сумма тыс. руб.
|
Результат
|
на конец 2004
|
на конец 2005
|
на конец 2006
|
на конец 2004
|
на конец 2005
|
на конец 2006
|
на конец 2004
|
на конец 2005
|
на конец 2006
|
А1
|
659
|
282
|
130
|
П1
|
2 525
|
2 519
|
5 480
|
А1<П1
|
А1<П1
|
А1<П1
|
А2
|
1 106
|
912
|
1 318
|
П2
|
1 016
|
2 194
|
|
А2>П2
|
А2<П2
|
А2>П2
|
А3
|
3 209
|
5 709
|
7 658
|
П3
|
|
|
|
А3>П3
|
А3>П3
|
А3>П3
|
А4
|
1 003
|
1 118
|
1 266
|
П4
|
2 436
|
3 308
|
4 892
|
А4<П4
|
А4<П4
|
А4<П4
|
Баланс
|
5 977
|
8 021
|
10 372
|
Баланс
|
5 977
|
8 021
|
10 372
|
|
|
|
На основании данных
таблицы 10 можно сделать следующие выводы:
Наиболее срочные
обязательства предприятия не покрываются наиболее ликвидными активами. Первое
условие ликвидности баланса не выполняется ни в одном из анализируемых периодов
времени. Более того, положение ухудшается с течением времени.
Второе условие
ликвидности баланса не выполняется в 2005 г., но выполняется в 2004 и в 2006 г.
В 2006 г. имеется значительный платежный излишек, что объясняется отсутствием
краткосрочных кредитов.
Третье условие
ликвидности баланса выполняется во всех анализируемых периодах. Его выполнение
объясняется отсутствием долгосрочных пассивов в структуре баланса предприятия.
Предприниматель имеет слишком много медленно реализуемых активов (особенно на
конец 2006 г.).
Четвертое условие
ликвидности баланса не соблюдается во всех исследуемых периодах. Ситуация имеет
тенденцию к ухудшению и фактически объясняется невыполнением первого условия
ликвидности – избытком наиболее срочных обязательств (кредиторской
задолженности) и недостатком наиболее ликвидных активов (денежных средств).
При анализе текущего
финансового состояния предприятия используются также следующие относительные
показатели.
Коэффициент абсолютной
ликвидности баланса показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности
предприятие может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и
приравненных к ним финансовых вложений.
Значение коэффициента признается достаточным, если оно составляет от 0,2
до 0,5. Т.е., если предприятие в текущий момент может на 20% погасить все свои
долги, то его платежеспособность считается нормальной.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих
обязательств по кредитам и расчетам, можно погасить, мобилизуя все оборотные
средства предприятия. Данный показатель рассчитывается как отношение
всех оборотных средств к величине срочных обязательств.
Необходимое значение 1,5,
оптимальное обычно больше или равно 2.
Коэффициент критической оценки рассчитывается как соотношение суммы
денежных средств, текущих финансовых вложений и краткосрочной дебиторской
задолженности к текущим обязательствам. Данный коэффициент отражает ту часть
краткосрочных обязательств, которая может быть погашена за счет денежных
средств (в кассе, на расчетном счете, краткосрочные ценные бумаги), а также за
счет поступлений по расчетам, т.е. он показывает платежеспособность предприятия
на период, равный продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.
Допустимое значение данного показателя 0,7 – 08, желательно 1. Однако в случае,
если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть
которой трудно своевременно взыскать, требуется большее соотношение. Если в
составе текущих активов значительную долю занимают денежные средства и их
эквиваленты, то это соотношение может быть меньшим.
Представил данные
коэффициенты в таблице 11.
Таблица 11 Финансовые коэффициенты платежеспособности.
Наименование показателя
|
Нормативное ограничение
|
Обозначение
|
Значение показателей
|
2004
|
2005
|
2006
|
Коэффициент абсолютной ликвидности
|
≥0.1 - 0.7
|
L1
|
0.18
|
0.05
|
0.024
|
Коэффициент критической оценки
|
допустимо 0.7 - 0.8, желательно 1
|
L2
|
0.5
|
0.25
|
0.26
|
Коэффициент текущей ликвидности
|
необходимое значение 1.5, оптимальное 2.0 - 3.5
|
L3
|
1.405
|
1.462
|
1.662
|
Более наглядно динамика
изменения коэффициентов платежеспособности представлено на рис. 3.
Рис.5 Анализ
коэффициентов платежеспособности
Исходя из полученных
результатов, можно сделать следующий вывод.
Допустимое значение
коэффициент абсолютной ликвидности имеет только в 2004 г. В следующих годах
наблюдается снижение значения коэффициента, что говорит об отсутствии у
предпринимателя возможности в ближайшее время погасить текущую краткосрочную
задолженность за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых
вложений.
Коэффициент критической
оценки имеет значение ниже допустимого и имеет тенденцию к снижению значения.
Это говорит о том, что предприниматель не имеет возможности в ближайшее время
погасит краткосрочные обязательства за счет денежных средств, вложений в
краткосрочные ценные бумаги и краткосрочной дебиторской задолженности.
Коэффициент текущей
ликвидности имеет значение близкое к необходимому в 2004 и 2005 гг., и выше
необходимого в 2006 г., Это означает, что предприниматель может погасить
текущие обязательства по расчетам и кредитам, мобилизовав все оборотные
средства.
1.5 Анализ финансовой устойчивости
Сущностью финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность
товарно-материальных запасов источниками средств для их формирования
(покрытия).
Финансовая устойчивость характеризуется системой абсолютных и
относительных показателей. Наиболее обобщающим абсолютным показателем
финансовой устойчивости является соответствие (либо несоответствие – излишек
или недостаток) величины источников средств для формирования запасов. При этом
имеются в виду источники собственных и заемных средств.
Для характеристики
источников формирования запасов и затрат используют несколько показателей,
которые отражают различные виды источников; они рассчитываются на основании
данных бухгалтерского баланса:
- общая величина запасов – Зп;
- наличие собственных оборотных средств – СОС = Капиталы и резервы –
Внеоборотные активы;
- наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования
запасов или функционирующего капитала – КФ = (Капиталы и резервы + Долгосрочные
обязательства) – Внеоборотные активы;
- общая величина основных источников формирования запасов – ВИ =
(Капиталы и резервы + Долгосрочные обязательства + Краткосрочные кредиты и
займы) – внеоборотные активы.
Показателям наличия источников формирования запасов соответствуют
показатели обеспеченности запасов источниками формирования:
- ±Фс = СОС – Зп – излишек (+) или недостаток (-) собственных
оборотных средств;
- ±Фт = КФ – Зп – излишек (+) или недостаток (-) собственных и
долгосрочных заемных источников формирования запасов;
- ±Фо = ВИ – Зп – излишек (+) или недостача (-) общей величины
источников формирования запасов.
При помощи этих показателей можно определить трехкомпонентный показатель
типа финансовой ситуации.
Представим результаты в таблице 12.
Таблица 12 Расчет трехкомпонентного показателя типа финансовой ситуации.
Показатели
|
2004
|
2005
|
2006
|
1. СОС = Капиталы и резервы – Внеоборотные активы
|
1 432 755
|
2 190 560
|
3 626 288
|
2. КФ = (Капиталы и резервы +Долгосрочные обязательства) –
Внеоборотные активы
|
1 432 755
|
2 190 560
|
3 626 288
|
3. ВИ = (Капиталы и резервы + Долгосрочные обязательства +
Краткосрочные кредиты и займы) – Внеоборотные активы
|
2 448 899
|
4 384 943
|
3 626 288
|
Фс = СОС – Зп
|
-1 776 481
|
-3 518 164
|
-4 031 893
|
Фт = КФ – Зп
|
-1 776 481
|
-3 518 164
|
-4 031 893
|
Фо = ВИ – Зп
|
-760 337
|
-1 323 781
|
-4 031 893
|
Трехкомпонентный показатель
|
(0,0,0)
|
(0,0,0)
|
(0,0,0)
|
Согласно данного расчета предприниматель имеет кризисное финансовое
состояние, так как наблюдается недостаток источников формирования (покрытия)
товарно–материальных запасов.
1.6 Анализ
прибыли и рентабельности
Экономическая
эффективность работы предпринимателя характеризуется системой показателей
рентабельности или прибыльности компании. Рассчитывается рентабельность как
отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Основным источником
анализа является Форма № 2 "Отчет о прибыли и убытках".
Общая формула расчета
рентабельности:
R = П ч V х 100%,
где П — прибыль
предпринимателя;
V — показатель, по
отношению к которому рассчитывается рентабельность.
Рассмотрим показатели
рентабельности, которые достаточно полно характеризуют эффективность
деятельности предпринимателя.
Рентабельность продаж
рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж (R1).
Бухгалтерская
рентабельность от обычной деятельности определяется как отношение прибыли до
налогообложения к выручке от продаж (R2).
Чистая рентабельность —
это отношение чистой прибыли к выручке от продаж (R3).
Экономическая
рентабельность — отношение чистой прибыли к средней стоимости имущества (R4).
Рентабельность
собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней
стоимости собственного капитала (R5).
Для анализа используем
следующие данные.
Таблица 13 Показатели,
используемые при расчете рентабельности.
Показатели
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Средняя стоимость имущества
|
5 976 870
|
8 021 007
|
10 371 516
|
Средняя стоимость собственного капитала
|
2 147 943
|
2 946 417
|
4 367 334
|
Выручка от реализации
|
50 280 527
|
64 611 453
|
100 627 385
|
Прибыль от продаж
|
2 037 875
|
3 060 196
|
4 012 321
|
Прибыль до налогообложения
|
287 550
|
361 659
|
524 221
|
Чистая прибыль
|
250 169
|
314 643
|
456 072
|
Представим расчет данных видов рентабельности в таблице 14.
Таблица 14 Показатели рентабельности и их изменение в 2004 – 2006 гг.
Показатели
|
2004
|
2005
|
2006
|
Абсолютные изменения
|
Темп роста
|
2005
|
2006
|
2005
|
2006
|
R1
|
4,06
|
4,74
|
3,99
|
0,68
|
-0,75
|
1,17
|
0,84
|
R2
|
0,58
|
0,56
|
0,52
|
-0,02
|
-0,04
|
0,97
|
0,93
|
R3
|
0,5
|
0,49
|
0,45
|
-0,01
|
-0.04
|
0.98
|
0.92
|
R4
|
4,19
|
3,92
|
4,4
|
-0,27
|
0,48
|
0,94
|
1,13
|
R5
|
11,65
|
10,68
|
10,44
|
-0,97
|
-0,24
|
0,92
|
0,98
|
Вывод: в целом по предприятию наблюдается небольшое снижение показателей
рентабельности.
Наибольшая прибыль на единицу реализованной продукции получена в 2005 г.
– 4,74 рубля на единицу продукции. Наименьшая прибыль получена в 2006 г. и
составила 3,99 рублей на единицу реализованной продукции.
Показатели рентабельности бухгалтерской и чистой рентабельности
практически находятся на одном уровне и имеют невысокие показатели.
В 2004 г. имущество предпринимателя использовалось наиболее эффективно,
так как на 1 рубль используемого имущества приходится 4,19 рубля чистой
прибыли. Наименее эффективно имущество использовалось в 2005 г. – на 1 рубль
стоимости имущества пришлось 3,92 рублей прибыли.
Так же в 2004 г. наиболее эффективно использовался собственный капитал
предприниматель – на 1 рубль собственного капитала пришлось 11,65 рублей чистой
прибыли. В 2005 и 2006 гг. наблюдается снижение эффективности использования
собственного капитала на 0,98 % и 0,24 % соответственно. Наименьшая
эффективность использования собственного капитала наблюдается в 2006 г. – 10,44
рублей прибыли на 1 рубль вложенных собственных средств.
Таблица 15 Рост прибыли предпринимателя Иванова А.П. за 2004 – 2006 г.
наглядно представлен в таблице и на рис. 4.
Виды прибыли
|
Показатели, тыс. руб.
|
Абсолютные отклонения
|
Относительные отклонения
|
2004
|
2005
|
2006
|
2005
|
2006
|
2005
|
2006
|
Прибыль от продаж
|
2 034,87
|
3 060,2
|
4 012,32
|
1 025,15
|
952,3
|
1,5
|
1,31
|
Прибыль до налогообложения
|
287,55
|
361,66
|
524,22
|
74,11
|
162,56
|
1,26
|
1,45
|
Прибыль после налогообложения
|
250,17
|
314,64
|
456,07
|
64,47
|
141,43
|
1,26
|
1,45
|
Рис. 6 Динамика видов прибыли
В целом, анализируя
динамику видов прибыли предпринимателя за 2004 – 2006 г., можно говорить о тенденции
постоянного роста прибыли.
2. Налогообложение
торговой деятельности индивидуального предпринимателя
2.1 Индивидуальное
предпринимательство как форма ведения бизнеса
Предпринимательство,
предпринимательская деятельность является основным видом самостоятельной
хозяйственной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами,
которые называются предпринимателями, от своего имени и на свой риск на
постоянной основе. Эта деятельность направлена на получение прибыли путем
наиболее эффективного использования капитала и ресурсов экономически
обособленными субъектами рыночного хозяйства. Эти субъекты несут полную
имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняются
законодательству РФ.
Согласно ст. 23 ГК РФ
гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица с момента государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства,
осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается
предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского
(фермерского) хозяйства.
Предпринимательство,
являясь особым видом деятельности, предполагает наличие у субъекта
предпринимательской деятельности специфических черт и особых качеств. Это
объясняет то обстоятельство, что не все хотят быть предпринимателями. Чтобы
стать предпринимателем, этого прежде всего нужно очень хотеть, необходимо
проявление воли. Кроме того, чтобы стать предпринимателем, человек должен
обладать творческим отношением к делу, свободным проявлением инициативы,
находиться в постоянном поиске нетрадиционных решений, в постоянной готовности
к риску и обладать умением преодолевать сложные ситуации.
Деятельность
индивидуального предпринимателя предполагает ориентацию, на инновации и
создание инновационной среды, умение организовывать среду, извлекать и
использовать разнообразные ресурсы для решения задач, стоящих перед ним.
Индивидуальный
предприниматель в своей деятельности самостоятелен и свободен в выборе вида и
сферы предпринимательской деятельности, в принятии хозяйственных решений, в
формировании производственной программы, выборе источников финансирования,
поставщиков и потребителей, трудовых ресурсов. Индивидуальный предприниматель
самостоятельно выбирает каналы сбыта, устанавливает системы оплаты труда,
уровень цен на продукцию, работы, услуги, распоряжается доходами от своей
деятельности, оставшимися после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Сфера хозяйственной
деятельности индивидуального предпринимателя включает производственные
отношения, а также отношения с другими хозяйствующими объектами - финансовые,
правовые, рекламные, страховые, арендные и пр.
Индивидуальные
предприниматели являются физическими лицами, предпринимателями без образования
юридического лица. Их правовое положение регулируется соответствующими законами,
наделяющими их правоспособностью дееспособностью, способностью к совершению
сделок, правами и обязанностями, имущественной, правовой и иной
ответственностью.
Индивидуальный
предприниматель должен обладать предпосылками для организации хозяйственной деятельности.
Обладая собственным капиталом, может быть единоличным владельцем и управляющим
имуществом, которое вкладывает в организацию своего дела. Не имея собственного
капитала, имущества, индивидуальный предприниматель может также привлекать
заемные средства на арендованное имущество для организации хозяйственного
процесса. Конечным результатом деятельности предпринимателя без образования
юридического лица является получение прибыли от осуществления хозяйственной
деятельности.
Индивидуальный
предприниматель обладает большой свободой действий выбора направлений и сферы
деятельности.
Индивидуальный
предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность от своего имени и на
свой риск. Он организует свое дело и действует ради собственной выгоды.
Осуществляя сделки по договорам гражданско-правового характера, индивидуальный
предприниматель выступает стороной договора. При этом он несет имущественную
ответственность за результаты хозяйственной деятельности как физическое лицо.
Предпринимательскую деятельность предприниматель осуществляет на постоянной
основе, организуя стабильную, систематическую, хозяйственную деятельность, в
процессе чего индивидуальный предприниматель решает массу организационных,
финансовых, технологических, ресурсных и прочих проблем. Во главе угла
деятельности индивидуального предпринимателя лежит коммерческий успех.
Полученная выгода (прибыль) от осуществления своей деятельности индивидуального
предпринимателя в большей своей части вкладывается в развитие собственного
дела. Эффективное использование имущества, капитала, финансовых и материальных
ресурсов являются основными направлениями деятельности индивидуального
предпринимателя. Он свободно самостоятельно принимает решения, координирует
деятельность участник хозяйственного процесса, организует производство, сбыт,
расходование денежных средств, предоставляет и получает имущество в аренду,
осуществляет многие другие распорядительные функции. Индивидуальный
предприниматель, являясь собственником своего дела, обладает правом владения,
пользования и распоряжения имуществом, используемым для предпринимательской
деятельности.
Как уже упоминалось,
индивидуальный предприниматель вступает в правовые, юридические, финансовые и
другие отношения с другими предпринимателями, организациями, другими экономически
обособленными субъектами рыночного хозяйства, являющимися партнерами,
контрагентами, сторонами в сделках.
Предприниматель,
осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по
обязательствам, связанным с этой деятельностью всем своим имуществом, за
исключением того имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не
может быть обращено взыскание.
Правовые нормы
предпринимательской деятельности включают в себя обязанности:
1)
заключать
договоры (контракты) по найму с работниками;
2)
осуществлять
оплату труда наемных работников согласно договору;
3)
обеспечивать
надлежащее качество продукции, товаров, работ или услуг;
4)
соблюдать права
потребителей;
5)
обеспечивать
работникам условия труда, соответствующие требованиям технологии и
безопасности;
6)
вносить в
страховые и пенсионные фонды отчисления по страхованию наемных работников;
7)
осуществлять меры
по технике безопасности;
8)
вносить
своевременно в бюджет налоговые платежи;
9)
обеспечивать
прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению суда, в
результате банкротства, нарушения законодательства.
Сфера деятельности
индивидуального предпринимателя чрезвычайно широка: мелкое производство,
торговля, бытовое обслуживание, торговое посредничество.
Индивидуальная
предпринимательская деятельность весьма эффективна в новых отраслях, связанных
с высокой технологией и новаторскими идеями.
Индивидуальное
предпринимательство распространено в тех сферах народного хозяйства, где нужно
быстро реагировать на изменение спроса, моды, идти на риск; там, где можно
использовать отходы и вторсырье, новейшие технологии и идеи.
В условиях современной
системы российского законодательства данная форма предпринимательства является
наиболее эффективной формой ведения малого бизнеса, чему способствуют
упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса, более простая система
налогообложения, льготное налоговое бремя, упрощенный порядок учета результатов
хозяйственной деятельности и представления отчетности.
2.2 Организация торговой
деятельности на территории Российской Федерации
Коренные изменения,
произошедшие в российской экономике с начала реформ, тесно связаны с развитием
торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства,
формирования свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление
предприятий, их приватизация.
Торговля – одна из
важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве произведенные
товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование
товарного предложения и покупательского спроса.
Развитие рыночных
отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем - это
отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных
отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости
государственного регулирования рыночных отношений.
В Российской Федерации
государство достаточно основательно регулирует деятельность хозяйствующих
субъектов на рынке. Это проявляется в регламентации законом
организационно-правовых форм коммерческих организаций, необходимости
государственной регистрации, лицензирования отдельных видов предпринимательской
деятельности, обязательной сертификации товаров и услуг и др.
Государство регулирует
договорно-обязательственные отношения между предпринимателями. Эти отношения
строятся не только на принципе свободы договора, но и на принципе его
законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изменения
договоров, устанавливается ответственность за невыполнение договорных обязательств.
Причем значительное внимание уделяется регулированию деятельности
посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения,
комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в
Гражданском Кодексе РФ.
Важной сферой
государственного регулирования является также система налогообложения предпринимательских структур. Налоговым
кодексом, соответствующими законам., и подзаконными актами определены виды
налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки
налогов при осуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок.
Все это говорит о том,
что главной постоянной функцией государства становится экономическое
регулирование. Стратегической целью такого регулирования является создание
необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение
потребительского рынка и его стратегическую безопасность. Основными задачами
системы государственного регулирования торговли стали: формирование достаточной
конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного
товаропроизводителя, регулирования иностранных инвестиций в сферу торговли,
обоснования отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования,
кредитования, квотирования; эффективный контроль защиты прав и соблюдения
интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса
и логистического обслуживания; развитие и укрупнение нормативно-правовой базы
торговли; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных
нужд.
Для того чтобы система
государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться
на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития
торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.
Механизм государственного
регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов:
1)
отказ от
хозяйственного управления торговыми предприятиями и ориентация на управление
процессами, протекающими на потребительском рынке;
2)
сведение
административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;
3)
обеспечение
равенства субъектов торговой деятельности независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности;
4)
признание
необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических
функций;
5)
четкое
разграничение макро - и микроуровней в системе государственного регулирования.
6)
четкое разделение
функций между тремя уровнями системы государственного регулирования при
сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме государственного
регулирования торговли в целом.
Общее содержание
государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом
уровне системы следует выполнять предусмотренные законодательством
разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные,
координирующие функции, а также функции по поддержке
предпринимательства, формированию и реализации научно-технической политики и
кадрового обеспечения.
В связи с общим подходом
к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня
становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и
субсидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в
области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания,
установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг,
разработка отраслевых индикативных про грамм развития торговли и оценка
последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных
преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке,
формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка
отраслевой научно-технической и кадровой политики.
Территориальное
регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм,
с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения
торгового обслуживания, а с другой - формировать особый орган индикативного
управления, координирующий создание региональной торговой политики.
В связи с этим основными
задачами региональных органов государственного регулирования должны стать:
формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение
реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их
применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление
нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной
регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и
норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие
регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей,
регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры;
обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.
Непосредственным
организатором, координатором и исполнителем функций государственного
регулирования торговли является муниципальный уровень. Он должен обеспечить
создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в
торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим
ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников торгового
оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального
образования.
Государственное
регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных
связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических
процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно,
цивилизованному эволюционному развитию экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|