Выбор оптимальной системы налогообложения оптово-розничной торговли индивидуального предпринимателя Иванова А.П.
Государственное
регулирование товарного обращения осуществляется разнообразными методами,
которые можно объединить в четыре группы:
1)
правовые нормы;
2)
финансово-экономические
рычаги;
3)
защита прав
потребителей;
4)
регулирование
торговой практики.
Создавая правовые основы
для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает
законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую
деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных
товаров и услуг. Особое значение имеют специальные законодательные акты,
обеспечивающие равные возможности для соперничества на рынке. Совокупность
правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила название антимонопольного
(антитрестовского) законодательства. В Российской Федерации с 1991 г. действует
федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках". Антимонопольное законодательство
применяется во всех развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет
монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию
конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам. В современном
мире оно чаще всего сводится к регулированию ограничительной деловой практики:
раздела рынка, вертикального и горизонтального фиксирования цен, дискриминации
в торговле и т. п.
В системе
финансово-экономических рычагов одной из центральных проблем воздействия на
рынок является государственное регулирование цен. Рыночная экономика, как
известно, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и
услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о
контроле над ценами обычно разрешает правительству издавать распоряжения о
регулировании цен на некоторые товары и услуги. Во всех странах с развитой
рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие
их выполнение, и практика государственного регулирования цен. Воздействие со
стороны государства осуществляется, в основном, посредством прямого
регулирования цен и путем наблюдения (контроля) за ценами. Административному
контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие особую социальную
значимость (энергетические товары, медикаменты, почтово-телеграфные,
железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящее время система
регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту
интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание
цен на продукты питания допускается только в пределах коридора между верхним и
нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересы потребителя, а
нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях
возможного понижения закупочных цен.
Государственное
регулирование цен сочетается с финансово-кредитными мерами воздействия на
производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные
кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.).
В системе
государственного регулирования рынка и товарного обращения важное место
занимают вопросы защиты прав потребителей. Специалисты стран с рыночной
ориентацией считают, что интересы потребителей наряду с интересами владельцев
капиталов и рабочей силы являются одним из трех элементов общественных
интересов, которые правительство призвано уравновешивать.
В целях предотвращения
проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека
товаров существует система предварительного лицензирования производства и
торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации
государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и
сертификацией.
В развитых странах
интересы потребителей представляют многие правительственные и
неправительственные организации и учреждения, действующие на основе получения
прибыли и не преследующие цели получения прибыли.
Особую группу методов
государственного регулирования товарного обращения в развитых странах
составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно
преследует следующие основные цели:
1)
предусматривать
санкции в случаях нарушения правил торговли;
2)
информировать
предприятия о том, что запрещено;
3)
стимулировать
прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей товарного
обращения.
Таким образом, в странах
с рыночной экономикой сформировались и применяются разнообразные методы
экономического и неэкономического воздействия на рынок и товарное обращение.
Все они, в конечном счете, подчинены триединой цели - обеспечить:
1)
производителю -
свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок;
2)
потребителю -
свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления;
3)
третьим лицам, не
принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании,
- учет интересов.
Особого внимания
заслуживает зарубежный опыт развития информационной деятельности в органах
государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития
инновационной деятельности, повышения эффективности торговых компаний, развития
малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в
развитых странах считается существенным критерием уровня организации
регулируемого рынка. Такая информация необходима:
- предпринимателям - при
формировании стратегии развития торговых и производственных компаний;
- покупателям - для
свободного выбора товаров (услуг) и безопасного их потребления.
Торговля представляет
собой вид предпринимательской деятельности, связанной с куплей-продажей товаров
и оказанием услуг покупателям.
Как вид деятельности
торговля подразделяется на розничную и оптовую; к торговой деятельности
относятся также производство и реализация собственной продукции и других
товаров в предприятиях общественного питания, включая деятельность по
обслуживанию населения.
Внутренняя торговля в
Российской Федерации выполняет функции обращения товаров народного потребления,
выступает посредником между производством и потребителем.
Розничная торговля
осуществляет продажу товаров народного потребления и оказание услуг покупателям
для личного, семейного, домашнего пользования.
Оптовая торговля
представляет собой продажу товаров с последующей их перепродажей или
профессиональным использованием.
С отраслевой точки зрения
торговля представляет собой самостоятельную отрасль единого хозяйственного
комплекса страны, включающую в себя структурные образования всех
организационно-правовых форм и форм собственности, занимающиеся торговой
деятельностью, а также граждан-предпринимателей, осуществляющих эту
деятельность.
Торговля тесно
взаимодействует со всеми другими отраслями экономики, вступая с ними в хозяйственные
связи.
Основной задачей торговли
является удовлетворение потребностей населения в товарах, обеспечение высокого
качества и культуры торгового обслуживания, обеспечение гарантий прав и
законных интересов граждан в процесс е торгового обслуживания.
Понятием "торговая
деятельность" охватывается инициативная, самостоятельная
предпринимательская деятельность, осуществляемая торговлей в связи с
совершением купли-продажи товаров народного потребления, выполнением работ и
предоставлением услуг покупателям в процессе торгового обслуживания с целью
получения прибыли.
Понятием "торговое
обслуживание" охватывается вся совокупность действий продавцов товаров,
включающая организацию процессов по заключению и выполнению договоров розничной
купли-продажи, оказание покупателям услуг, связанных с приобретением товаров, а
также защита прав покупателей.
В соответствии с
существующими формами собственности в Российской Федерации торговля
осуществляется: частными торговыми предприятиями и предпринимателями без образования
юридического лица; торговыми предприятиями федеральной собственности; торговыми
предприятиями собственности субъектов Российской Федерации; муниципальными
торговыми предприятиями; торговыми предприятиями потребительской кооперации,
общественных и религиозных организаций, смешанной российской и иностранной
собственности, а также иностранных юридических и физических лиц.
С отраслевых позиций
розничную торговлю можно представить как сеть структурных образований всех форм
собственности и деятельность граждан-предпринимателей, реализующих товары
непосредственным потребителям и оказывающих в связи с этим услуги покупателям.
Оптовая торговля
представляет собой сеть структурных образований всех форм собственности,
осуществляющих коммерческое посредничество между производством товаров и
розничной торговлей, общественным питанием, а также товароснабжение торговой
сети и других оптовых покупателей, оказывающих складские, коммерческие,
маркетинговые и иные работы и услуги.
Организационно-правовая
форма предприятий (организаций), занимающихся торговой деятельностью,
определяется Гражданским кодексом Российской Федерации.
Рынок товаров народного
потребления и услуг предполагает наличие определенного количества малых и
средних предприятий, действия которых направляются против монополизации рынка.
Мировой опыт показывает, что малый бизнес играет важную роль в развитии рынка,
он позволяет гибко и маневренно заполнять ниши в зарождающемся рыночном
пространстве, которые сегодня либо не развиты совсем, либо малочисленны.
Малые предприятия могут
создаваться на основе любой формы собственности. Основной критерий статуса
малого предприятия - предельная численность работающих не должна превышать 250
человек для средних предприятий, для малых - не более 100 человек. Предприятия
со штатом до 15 человек называться микропредприятиями.
Малый бизнес своей
практикой непосредственных контактов с потребителем оказывает давление на
крупные фирмы, также заставляя их постоянно ориентироваться на запросы
населения. В этом отношении существенную роль в формировании конкурентной среды
имеет федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации", заменивший федеральный
закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации" от 14 июня 1995 г. NQ 88-ФЗ.
2.3 Порядок
налогообложения индивидуального предпринимателя
В соответствии с нормами
российского законодательства налогообложение доходов предпринимателей может
осуществляться по одной из трех систем.
Каждый индивидуальный
предприниматель может применять либо общую (традиционную) систему
налогообложения своих доходов от предпринимательской деятельности, либо
упрощенную систему налогообложения (УСНО). Существует еще система взимания
единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для определенных видов деятельности,
предусмотренный главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК
РФ).
Выбор между общим режимом
и УСНО осуществляется исключительно самими предпринимателями. Система
налогообложения в виде ЕНВД является обязательной при ведении определенного
вида предпринимательской деятельности, перечень которых оговорен в гл. 26.3 НК
РФ. Каждая из трех перечисленных выше систем налогообложения имеет свою
структуру налоговых платежей и особые сроки их уплаты. Остановимся кратко на
отличительных чертах каждой из них.
2.3.1 Общая (традиционная)
система налогообложения
При традиционной системе
налогообложения структура налоговых платежей является наиболее обширной. Данная
система налогообложения предполагает, что индивидуальный предприниматель с
доходов от своей предпринимательской деятельности производит исчисление и
уплату налога на доходы физических лиц по правилам главы 23 НК РФ.
Кроме того,
предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), единый
социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм,
выплачиваемых наемным работникам по трудовым договорам и договорам
гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или
оказание услуг, а также ЕСН со своих доходов. Если предприниматель является
работодателем, то он также перечисляет страховые взносы в Фонд социального
страхования.
Учет доходов и расходов
индивидуальные предприниматели ведут, занося в книгу учета доходов и расходов и
хозяйственных операций индивидуального предпринимателя сведения о полученных
доходах и произведенных расходах. Хозяйственные операции фиксируются в книге
учета в момент их совершения на основе первичных документов позиционным
способом.
Книга учета доходов и расходов
является тем основным сводным учетным документом, в котором отражаются как
имущественное положение индивидуального предпринимателя (наличие основных
средств и нематериальных активов), так и результаты его предпринимательской
деятельности за налоговый период.
Книга учета предназначена
для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых
к учету первичных учетных документах
Основой для исчисления
налоговой базы по НДФЛ для предпринимателей является стоимостная оценка всех его
доходов, подлежащих налогообложению. Это предусмотрено статьей 210 НК РФ,
согласно которой при определении налоговой базы учитываются все доходы
налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или
право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде
материальной выгоды.
По данным книги учета
доходов и расходов и хозяйственных операций, форма которой предусмотрена в
Порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденного приказом Минфина РФ и
МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430 рассчитывается налоговая база.
Порядок исчисления
доходов изложен в разделе III Порядка ведения учета доходов и расходов.
Основным является
кассовый принцип учета доходов (доходы облагаются налогом только после
получения реальных денежных средств) предпринимателей, как и всех прочих
физических лиц. Суммы реально полученного предпринимателем дохода определяются
на основе данных первичных документов, подтверждающих факт получения таких
доходов.
В целях исчисления НДФЛ
дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности
определяется как день:
1) выплаты дохода, в том
числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его
поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме;
2) передачи доходов в
натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме;
3) уплаты
налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам,
приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении
доходов в виде материальной выгоды.
В соответствии с общей
нормой пункта 3 статьи 210 НК РФ налогооблагаемый доход предпринимателя
определяется как сумма полученного в отчетном периоде дохода от
предпринимательской деятельности, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.
Расчет НДФЛ наглядно
можно представить следующей схемой.
Рис. 7 Налог на доходы
физических лиц
Индивидуальные
предприниматели имеют право выбора между двумя вариантами расчета суммы своего
профессионального налогового вычета. Это может быть либо сумма фактических
расходов, понесенных предпринимателем в отчетном году в связи с извлечением
дохода от его предпринимательской деятельности, либо расчетная сумма в размере
20% от величины полученного дохода. Если предприниматель использует вычет в
размере 20 % величины полученного дохода, он должен применять этот вычет по
всем сделкам и (или) видам деятельности, осуществляемым в данном отчетном году.
Комбинировать фиксированный 20-процентный вычет с другими налоговыми вычетами
нельзя. Расчет суммы вычета на основе фактических расходов по одной группе
сделок (или одному виду осуществляемой предпринимательской деятельности) и
20-процентного вычета по другой группе сделок (или виду деятельности) налоговое
законодательство не допускает.
При варианте расчета сумм
профессионального налогового вычета на основе фактических расходов
основополагающим является пункт 1 статьи 221 НК РФ. Данный пункт
предусматривает, что предприниматели при исчислении налоговой базы имеют право
на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных
ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с
извлечением доходов. При этом указанные расходы принимаются к вычету в порядке,
аналогичном порядку определения расходов при исчислении налога на прибыль
организаций, установленному главой 25 НК РФ.
Расходы, связанные с
производством и (или) реализацией, подразделяются на:
1.
материальные
расходы;
2.
расходы на оплату
труда;
3.
суммы начисленной
амортизации;
4.
прочие расходы.
Индивидуальные
предприниматели при определении своей налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц вправе уменьшить ее на суммы всех предусмотренных главой 23 НК
РФ налоговых вычетов.
Налоговые вычеты по
существу представляют собой особую разновидность налоговых льгот,
предоставляемых путем вычета из налоговой базы определенных сумм, что тем самым
увеличивает чистый доход налогоплательщика. Глава 23 НК РФ предусматривает
четыре вида налоговых вычетов.
Все налоговые вычеты
могут применяться только в отношении доходов, включаемых в налоговую базу,
облагаемую по ставке 13%.
Такие вычеты, как
правило, предоставляются индивидуальным предпринимателям на основании
письменных заявлений при подаче ими налоговой декларации о доходах в налоговый
орган по окончании налогового периода.
Рис. 8 Налоговые вычеты
Индивидуальные
предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налога по доходам, которые они
получают от предпринимательской деятельности. Особенности его уплаты
регулируются статьей 227 НК РФ.
Общая сумма налога,
рассчитанная в соответствии с налоговой декларацией, должна быть уплачена по
месту налогового учета предпринимателя в срок не позднее 15 июля года,
следующего за истекшим налоговым периодом, то есть годом, за который подана
декларация. Независимо от того, где реально осуществляет свою деятельность
индивидуальный предприниматель, НДФЛ он уплачивает только по месту налогового
учета, то есть по месту жительства, куда им представляется налоговая
декларация.
Если индивидуальные
предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, прекращают занятия
такой деятельностью в течение года, они обязаны представить в налоговый орган
по месту своего учета налоговую декларацию по НДФЛ досрочно. На основании
пункта 3 статьи 229 НК РФ такая декларация должна быть подана вышеуказанными
лицами в пятидневный срок со дня прекращения занятия предпринимательской
деятельностью (частной практикой). Соответственно, сумма налога, исчисленного
по такой налоговой декларации, в этом случае уплачивается также досрочно - не
позднее 15 дней с момента ее подачи.
Однако кроме уплаты суммы
НДФЛ, исходя из фактической его величины, исчисленной по итогам отчетного года,
налоговое законодательство предусматривает уплату и авансовых платежей данного
налога в течение года.
Авансовые платежи
уплачиваются налогоплательщиком в следующие сроки:
за январь - июнь - не
позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых
платежей;
за июль - сентябрь - не
позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых
платежей;
за октябрь - декабрь - не
позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых
платежей.
Фактическую сумму налога
(по итогам года) рассчитывает сам предприниматель, а суммы авансовых платежей
НДФЛ исчисляют налоговые органы.
Суммы авансовых платежей
на текущий налоговый период налоговый орган рассчитывает исходя из суммы
фактически полученного дохода от указанных выше видов деятельности за
предыдущий налоговый период с учетом стандартных и профессиональных налоговых вычетов.
Если сумма налога,
исчисленного по декларации, будет больше сумм авансовых платежей и сумм налога,
удержанных у источника выплаты дохода, то предприниматель должен доплатить
налог в срок не позднее 15 июля следующего года.
По результатам окончательного
расчета может оказаться так, что предприниматель переплатил НДФЛ. Тогда
переплата подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет предстоящих
платежей.
Другим важным налогом
является налог на добавленную стоимость (НДС).
Плательщиками НДС будут
являться индивидуальные предприниматели, у которых имеются в данном налоговом
периоде установленные НК РФ объекты обложения НДС.
Объект обложения НДС
установлен статьей 146 НК РФ.
Сумма НДС по итогам
каждого налогового периода, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется
налогоплательщиком как общая сумма налога, полученная от сложения величин НДС,
исчисляемых по каждой налоговой базе отдельно с учетом применяемых налоговых
ставок, и уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 171
и 172 НК РФ.
НК РФ установлены три
основных налоговых ставки: 0, 10 и 18% (до 1 января 2004 года - 20%). Кроме
того, в определенных случаях, когда в налоговую базу уже включена сумма НДС,
могут использоваться так называемые расчетные ставки, являющиеся производными
от основных. В соответствии с правилами, установленными пунктом 4 статьи 164 НК
РФ, они рассчитываются "как процентное отношение налоговой ставки,
предусмотренной пунктом 2 или 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за
100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки".
Исходя из сказанного,
расчетные ставки могут быть рассчитаны по следующим формулам: расчетная
налоговая ставка = 18% : (100% + 18%) x 100% или 10% : (100% + 10%) x 100%.
Момент определения
налоговой базы определен статьей 167 НК РФ как наиболее ранняя из следующих
дат:
1)
день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2)
день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения
работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Ведя предпринимательскую
деятельность, каждый налогоплательщик несет расходы по приобретению материалов,
товаров, работ и услуг. При этом, оплачивая их цену поставщикам (исполнителям),
он уплачивает в ее составе и сумму НДС.
Такие суммы НДС,
предъявленные поставщиками налогоплательщику при приобретении им товаров
(работ, услуг) могут приниматься к вычету в порядке, предусмотренном статьями
171 и 172 НК РФ.
Применение налоговых
вычетов - это уменьшение общей суммы налога, исчисленной за налоговый период,
на суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченные
налогоплательщиками по иным основаниям. Это является проявлением законодательно
установленного механизма взимания сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет,
установленного в статье 173 НК РФ.
Сумма НДС, подлежащая
уплате в бюджет рассчитывается как сумма налога, исчисленная по соответствующей
ставке с объема реализации за минусом суммы налога, уплаченной поставщикам
товарно-материальных ценностей (работ, услуг), используемых в процессе
производства или по иным основаниям, установленным НК РФ
Для того чтобы иметь
возможность зачесть (возместить) данные суммы "входного" НДС,
налогоплательщик должен соблюсти ряд условий, предусмотренных пунктом 1 статьи
172 НК РФ, а именно:
- данные материальные
ресурсы (работы, услуги) должны быть приняты налогоплательщиком на учет;
- должны быть в наличии
счета-фактуры с указанием суммы уплаченного налога (см. ст. 169 НК РФ).
Налоговый кодекс
предъявляет к плательщикам НДС помимо самой обязанности уплаты данного налога
целый ряд требований по составлению и оформлению документов, связанных с его
исчислением. В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ они обязаны составить
счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур,
книги покупок и книги продаж при совершении любых операций, признаваемых
объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не
подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со
статьей 149 НК РФ.
Ряд основных правил по
выставлению и оформлению счетов-фактур описаны в самой статье 169 НК РФ.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг
покупок и книг продаж должен устанавливаться Правительством РФ. Такой порядок
установлен постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об
утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных
счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную
стоимость".
В соответствии со статьей
145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на
освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС при выполнение двух
условий:
1) сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных
месяца без учета НДС не должна превышать двух миллионов руб. (п. 1 ст. 145 НК
РФ);
2) налогоплательщик,
претендующий на получение освобождения, не реализовал в течение трех
предшествующих последовательных календарных месяцев никаких подакцизных товаров
(п. 2 ст. 145 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи
145 НК РФ, лица, решившие воспользоваться своим правом на освобождение, должны
представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и
документы, подтверждающие их право на освобождение. Сделать это надо в срок не
позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица желают использовать
право на освобождение.
Одной из важнейших
характеристик любого налога является налоговый период, так как он определяет те
сроки, в которые налогоплательщик обязан исчислить и уплатить налог в бюджет.
Для всех плательщиков НДС, а также лиц, исполняющих обязанности налоговых
агентов, налоговый период в общем случае с 1 января 2008 г. устанавливается
равным кварталу. Это предусмотрено пунктом 1 статьи 163 НК РФ.
Налогоплательщики должны
перечислять в бюджет НДС и представлять налоговую декларацию в налоговые органы
по месту своего учета по итогам каждого налогового периода. Сделать это надо в
срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Такой порядок установлен подпунктами 1 и 6 статьи 174 НК РФ. Исключение - ввоз
товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В этом случае НДС
уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
Еще одним налогом,
уплачиваемым предпринимателями при обычной системе налогообложения, является
единый социальный налог (ЕСН). В соответствии с нормами статьи 235 НК РФ
индивидуальные предприниматели начисляют и платят ЕСН:
- со своих доходов от
предпринимательской либо иной профессиональной деятельности;
- с выплат, производимых
в пользу наемных работников.
Индивидуальный
предприниматель уплачивает ЕСН по месту постановки на налоговый учет по месту
жительства.
Хотя налог называется
единым, предприниматели должны рассчитывать его отдельно в отношении каждого
фонда - как соответствующую процентную долю налоговой базы.
ЕСН по существу состоит
из четырех платежей: в Пенсионный фонд Российской Федерации (взносы ЕСН в
федеральный бюджет); в Фонд социального страхования Российской Федерации; в
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; в территориальный фонд
обязательного медицинского страхования.
Сумму ЕСН, уплачиваемую в
составе налога в ФСС России, следует самостоятельно уменьшать на сумму
произведенных расходов на цели государственного социального страхования,
предусмотренные законодательством РФ. (Такими расходами могут быть, например,
оплата больничных листов, оплата путевок и т.п.)
Принципы и ставки расчета
взносов по ЕСН с выплат в пользу наемных работников и со своих доходов
принципиально отличаются.
Так, при начислении ЕСН в
первом случае он берется с выплат, производимых в пользу наемных работников, а
также с выплат и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера.
Налог уменьшается при этом на сумму взносов на обязательное пенсионное
страхование.
Во втором случае,
согласно пункту 2 статьи 236 НК РФ, объектом налогообложения признаются доходы
от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом
расходов, связанных с их извлечением. При этом индивидуальные предприниматели
не исчисляют и не уплачивают ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в ФСС России.
Уплачивать ЕСН должны
только те предприниматели, которые применяют традиционную систему
налогообложения.
Ставки ЕСН различаются в
зависимости от того, по какому основанию исчисляет данный налог
предприниматель: "за себя" или с выплат наемным работникам.
Предприниматели,
производящие выплаты в пользу физических лиц, применяют ставки налога,
установленные пунктом 1 статьи 241 НК РФ.
Ставки ЕСН при расчете
данного налога предпринимателями со своих доходов приведены в пункте 3 статьи
241 НК РФ.
Предприниматели
самостоятельно рассчитывают налог по итогам налогового периода исходя из всех
полученных ими в налоговом периоде доходов с учетом принимаемых к вычету
расходов и ставок налога, приведенных в пункте 3 статьи 241 НК РФ. В
соответствии со статьей 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН является
календарный год. Датой получения доходов является день фактического получения
соответствующего дохода (ст. 242 НК РФ).
Порядок исчисления, а
также порядок и сроки уплаты ЕСН предпринимателями со своих доходов установлены
статьей 244 НК РФ и очень схожи с порядком уплаты ими налога на доходы
физических лиц. Напомним, что схематично он выглядит следующим образом. В
течение года уплачиваются авансовые платежи по ЕСН, рассчитываемые в начале
текущего года (то есть без учета фактических доходов предпринимателя именно в
текущем году). В конце года производится окончательный расчет уже исходя из
фактических доходов за год.
Расчет сумм авансовых
платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода (года)
предпринимателем, производится не им самим, а исключительно налоговым органом.
Основой для этого служит фактическая налоговая база по ЕСН данного
налогоплательщика-предпринимателя за предыдущий год. На основании пункта 1
статьи 244 НК РФ такой порядок применяется, если иное не предусмотрено пунктами
2 и 6 данной статьи.
Исчислив сумму авансового
платежа для предпринимателя, налоговый орган обязан направить ему уведомление
об уплате данного налога. Предприниматель уплачивает авансовые платежи только
на основании такого налогового уведомления.
Сроки для уплаты
авансовых платежей указаны в пункте 4 статьи 244 НК РФ, и, соответственно, они
же приводятся налоговиками в рассылаемых уведомлениях. Уплата авансовых
платежей, таким образом, производится в три этапа:
- за январь - июнь - не
позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых
платежей;
- за июль - сентябрь - не
позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых
платежей;
- за октябрь - декабрь -
не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых
платежей
По итогам календарного
года предприниматель самостоятельно производит расчет фактической суммы ЕСН за
данный год исходя из всех полученных им в данном налоговом периоде доходов с
учетом принимаемых к вычету расходов и действующих ставок налога.
Общую сумму налога
предприниматель исчисляет отдельно по каждому фонду (федеральный бюджет, ФФОМС
и ТФОМС) и отражает в налоговой декларации.
В соответствии с пунктом
7 статьи 244 НК РФ предприниматели обязаны представлять такую налоговую
декларацию в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим
налоговым периодом.
Те предприниматели,
которые являются источником выплат физическим лицам, работающим у них по
трудовым или гражданско-правовым договорам, помимо уплаты ЕСН со своих доходов
платят его и по второму основанию.
В этом случае расчет
единого социального налога производится отдельно по каждому работнику с начала
текущего налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Для этого рассчитывается
налоговая база: по каждому работнику суммируются доходы, начисленные за
налоговый период в его пользу в денежной или натуральной форме, в виде
предоставленных ему материальных, социальных или иных благ или в виде иной
материальной выгоды. Затем из нее исключаются доходы, не являющиеся объектом
обложения ЕСН (пункты 1 и 3 ст. 236 НК РФ), и выплаты, не подлежащие
налогообложению (ст. 238 НК РФ).
По итогам каждого
календарного месяца налогоплательщики обязаны исчислять ежемесячные авансовые
платежи по ЕСН исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с
начала налогового периода (года) до окончания соответствующего календарного
месяца, и соответствующей ставки налога.
Ежемесячные авансовые
платежи перечисляются в бюджет не позднее 15-го числа следующего месяца (п. 3
ст. 243 НК РФ).
В соответствии со статьей
240 НК РФ отчетным периодами по ЕСН признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев
календарного года. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют
разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной
нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего
отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых
платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления
расчета по данному налогу
Расчет по ЕСН за отчетный
период должен быть представлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за
отчетным периодом (то есть соответственно 20 апреля, июля и октября каждого
года).
Налоговым периодом по ЕСН
является календарный год, и по его итогам налогоплательщики производят
окончательный расчет с бюджетом по данному налогу.
Согласно пункту 7 статьи
243 НК РФ, срок представления такой декларации в налоговый орган установлен не
позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Наряду с уплатой ЕСН
предприниматель на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
должен уплачивать страховые пенсионные взносы.
Данные взносы
предприниматель уплачивает как с выплат, производимых в пользу наемных
работников, так и за себя лично.
Страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование уплачиваются в качестве самостоятельного
платежа начиная с 2002 года. Данный порядок установлен Федеральным законом от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). До этого времени платежи в ПФР были
составной частью единого социального налога.
Начиная с 2002 года для
предпринимателей и адвокатов установлен минимальный размер обязательного
фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей
трудовой пенсии, никак не связанного с уплатой ЕСН. Размер такого минимального
фиксированного платежа - 150 руб. в месяц, в том числе 100 руб. направляется на
финансирование страховой части трудовой пенсии и 50 руб. - на финансирование
накопительной части трудовой пенсии.
Исчисление
и уплата страховых взносов предпринимателями-работодателями осуществляется на основании статьи
10 Закона N 167-ФЗ объектом и базой для исчисления страховых взносов в ПФР
является объект и налоговая база по единому социальному налогу (статьи 236 и
237 НК РФ). Порядок исчисления и уплаты страховых взносов за наемных лиц также
схож с порядком исчисления и уплаты ЕСН.
В соответствии с пунктом
2 статьи 243 НК РФ сумма начисленных страховых взносов (авансовых платежей по
страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование - налоговый вычет -
уменьшает сумму единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный
бюджет.
Сумму страховых взносов
рассчитывают и уплачивают страхователи отдельно в отношении каждой части страхового
взноса:
- на финансирование
страховой части трудовой пенсии;
- на финансирование
накопительной части трудовой пенсии.
Так же как при исчислении
и уплате ЕСН, предприниматели обязаны вести учет сумм начисленных страховых
взносов и выплат, составляющих базу для их начисления, отдельно по каждому
физическому лицу, в пользу которого осуществлялись данные выплаты, с начала
налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Расчетным периодом по
страховым взносам устанавливается календарный год (по аналогии с налоговым
периодом по ЕСН, установленным ст. 240 НК РФ). Отчетными периодами (также по
аналогии с единым социальным налогом) устанавливаются квартал, полугодие и 9
месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователи
рассчитывают суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для
начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и
соответствующего страхового тарифа.
Авансовые страховые
платежи уплачиваются в ПФР в срок, установленный для получения денег в банке на
оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления заработной платы со
счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца,
следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
Расчет по авансовым
платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц,
производящих выплаты физическим лицам, представляется страхователями в
территориальные органы МНС России поквартально не позднее 20-го числа месяца,
следующего за отчетным периодом.
Не позднее 30 марта года,
следующего за истекшим годом, страхователи обязаны представить в налоговый
орган декларацию по страховым взносам за данный расчетный период (п. 6 ст. 24
Закона N 167-ФЗ).
2.3.2 Единый
налог на вмененный доход
С 1 января 2003 года
главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности" НК РФ введен специальный налоговый
режим, предусматривающий уплату единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности (ЕНВД).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|