|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение табл.16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Излишек (+) или недоста-ток (-) СОК и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат |
2710,1 |
2542,2 |
-167,9 |
93,80 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Излишек (+) или недоста-ток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат |
6507,6
|
9285,4 |
2777,8 |
142,69 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Трехмерный вектор S |
(1,1,1) |
(1,1,1) |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Качественная характерис-тика финансового состояния |
Абсолютная финансовая устойчивость фирмы на начало и на конец периода |
Оценка ликвидности и платежеспособности фирмы представлена в таблице 17 и таблице 18.
Таблица 17
Исходные данные для анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
1. Актив
На начало года, тыс. руб.
На конец года, тыс. руб.
1
2
3
1.1. Наиболее ликвидные активы, А1
1950,2
2165,3
1.2. Быстрореализуемые активы, А2
814,2
908,3
1.3. Медленнореализуемые активы, A3
4089,7
7061,6
1.4. Труднореализуемые активы, А4
1190,5
2064,5
Баланс
8044,6
12199,7
2. Пассив
На начало года, тыс.руб.
На конец года, тыс. руб.
2.1. Наиболее срочные пассивы, П1
3292,0
5325,6
Продолжение табл. 17
1
2
3
2.2. Краткосрочные пассивы, П2
505,5
1417,6
2.3. Долгосрочные пассивы, ПЗ
105,0
157,0
2.4. Постоянные пассивы, П4
4142,1
5299,5
Баланс
8044,6
12199,7
Таблица 18
Оценка ликвидности и платежеспособности фирмы ЗАО «МодемТрансАвто»
Платежный излишек (+) / недостаток (-)
Процент покрытия обязательств
На начало года,
тыс. руб.
На конец года,
тыс. руб.
На начало года,
%
На конец года,
%
1
2
3
4
-1341,8
-3160,3
59,24
40,66
308,7
-509,3
161,07
64,07
3984,7
6904,6
3894,95
4497,83
-2951,6
-3235
28,74
38,96
Таблица 19
Относительные коэффициенты ликвидности
Показатель
Значение
Измене-ние
Темп роста,
%
На начало года
На конец года
1
2
3
4
5
1. Текущие обязательства, ТО, тыс. руб.
3797,5
6743,2
2945,7
177,57
2. Денежные средства, ДС, тыс. руб.
1915,2
2114,2
199,0
110,39
3. Краткосрочные финансовые вложения, КФВ, тыс. руб.
35,0
51,1
16,1
146,00
4. Дебиторская задолженность, ДЗ, тыс. руб.
796,7
870,5
73,8
109,26
Продолжение табл.19
1
2
3
4
5
5. Текущие активы, ТА, тыс. руб.
6854,1
10135,2
3281,1
147,87
6. Коэффициент покрытия, Кол
t
1,805
1,503
-0,302
83,27
7. Коэффициент срочной ликвидности, Ксл
0,723
0,450
-0,273
62,24
8. Коэффициент абсолютной ликвидности, Кал
0,514
0,321
-0,193
62,45
Проведенный анализ показывает, что фирма "МодемТрансАвто" имеет тенденцию к уменьшению ликвидности. На начало года фирма имела проблемы с ликвидностью в краткосрочном периоде, в конце года эти проблемы усили-лись. Наблюдается снижение всех коэффициентов ликвидности на 17-38%.
Анализ безубыточности предприятия представлен в таблице 20.
Таблица 20
Анализ безубыточности предприятия
Показатель
За отчетный период,
тыс. руб.
За преды-дущ период, тыс. руб.
Изменение тыс. руб.
Темп роста,
%
1
2
3
4
5
1. Выручка от реализации (ВР)
18015,5
9617,3
8398,2
187,32
2. Суммарные переменные затраты (V )
12589,1
7557,4
5031,7
166,58
3 . Маржинальная прибыль (МП )
5426,4
2059,9
3366,5
263,43
4. Суммарные постоянные затраты (F )
3463,1
1666,9
1796,2
207,76
5. Прибыль ( ПР )
1963,3
393,0
1570,3
499,49
6. Коэффициент маржиналь-ной прибыли (Кмд )
0,3012
0,2142
0,087
140,62
Продолжение табл.20
1
2
3
4
5
7. Точка безубыточности в стоимостном выражении (Тб )
6518,3
1834,7
4683,6
355,28
8. Запас финансовой прочнос-ти в стоимостном выражении (ЗФП )
11497,2
7782,6
3714,6
147,73
9. Запас финансовой прочнос-ти в процентах (ЗФП%)
63,82%
80,92%
-17,10%
78,87%
10. Сила производственного рычага (Спр)
2,764
5,241
-2,477
52,74
Результаты анализа безубыточности показывают, что, хотя фирма
"МодемТрансАвто" повысила свой запас финансовой прочности в стоимостном выражении, в процентах к выручке от реализации запас финансовой прочности снизился на 17,1 %. При этом сила производственного рычага снизилась на 47%, что показывает существенное снижение производственного риска для предприятия и является положительным моментом.
Факторный анализ рентабельности собственного капитала проведен в соот-ветствии со схемой, представленной на рис. 3 и формулами (1.29) - (1.33). Результаты факторного анализа приведены в таблице 21.
Таблица 21
Анализ рентабельности собственного капитала
Показатель
На начало 2003г.
На конец 2003г.
Измене-ние
Темп роста,
%
1
2
3
4
5
1. Выручка от реализации (ВР), т.р.
9617,3
18015,5
8398,2
187,32
2. Прибыль (ПР), т.руб.
393,0
1963,3
1570,3
499,57
3. Сумма процентов за кредит (I),т.р.
177,18
457,38
280,2
258,14
Продолжение табл.21
1
2
3
4
5
4. Ставка налогообложения (Т ), %
30
30%
0
100,00
5. Собственный капитал (СК), т.руб.
4142,1
5299,5
1157,4
127,94
6. Сумма кредитов (Кр)
590,6
1524,6
934,0
258,14
7. Чистые активы (NA)
4732,7
6824,1
2091,4
144,19
8. Чистая прибыль, N1
151,07
307,09
/ /'
156,02
204,59
9.Поправка на налоги и кредиты
0,384
0,156
/ / /
-0,228
40,63
10. Оборачиваемость чистых активов (ОNA)
2,032
2,640
0,608
129,92
11. Рентабельность продаж (Rп)
4,08
10,90
6,82
267,16
12.Финансовый рычаг (ФР)
\
1,143
1,288
0,145
112,69
13. Рентабельность собственного капитала (РСК), %
3,64
5,78
2,14
158,79
Рентабельность собственного капитала фирмы «МодемТрансАвто» за рас-сматриваемый период увеличилась на 58,79 % за счет увеличения рентабель-ности продаж на 167,16 %, увеличения оборачиваемости чистых активов на 29,92 % и увеличения финансового рычага на 12,69 %.
Анализ показателя экономического роста фирмы выполнен в соответствии с формулами (1.34) - (1.37) и представлен в таблице 22.
Таблица 22
Анализ показателя экономического роста фирмы
Показатель
Значение
1. Собственный капитал на начало года (СКнг), тыс. руб. \
4142,1
2. Реинвестированная прибыль (РП), тыс. руб.
81,9
3. Рентабельность продаж (Rп)
0,109
4. Оборачиваемость чистых активов (ОNA)
2,640
5. Финансовый рычаг (ФР) \
1,288
6. Коэффициент реинвестирования (Кри)
0,01977
7. Поправка на налоги и кредит \
0,156
8. Экономический рост компании (ЭРК, %) \ \ %
0,11
За рассматриваемый период экономический рост фирмы «МодемТрансАвто» составил 0,11%. Фирма инвестирует мало средств в собственное развитие. К сожалению, данный показатель мало информативен, из-за отсутствия данных для сравнения с другими фирмами данного профиля или значений ЭРК за иные аналогичные периоды времени.
Таким образом, анализ показывает, что, несмотря на достигнутые успехи в развитии, в целом фирмы «МодемТрансАвто» за рассматриваемый период незначительно улучшило свое финансовое состояние.
2.4 СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ «МОДЕМТРАНСАВТО»
С РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ
Для оценки правильности полученных результатов проведем рейтинговую оценку финансового состояния фирмы «МодемТрансАвто».
Для определения рейтинговой оценки предприятия предлагается использо-вать пять показателей, наиболее полно характеризующих его финансовое состояние. Методика и показатели приведены в таблице 23.
Таблица 23
Рейтинговая оценка финансового состояния фирмы
Показатель |
Формула |
Компоненты |
1 |
2 |
3 |
1. Обеспеченность собственными средствами (Ко) |
Ко=(IV П-I А) / IIА (2.1) |
IVП – итог раздела IV пассива баланса IА – итог раздела I актива баланса IIА – итог раздела II актива баланса |
2. Коэффициент покрытия (КП) |
КП = IIА / (стр.610+620+ +630+640) (2.2) |
IIА – итог раздела II актива баланса; стр.610,620,630,640-соответст-вующие строки раздела IV пассива баланса |
Продолжение табл.23
1 |
2 |
3 |
3. Интенсивность оборота авансируемого капитала (КИ) |
КИ = (Ф№2, стр.010) / ((Ф№1, стр.(399Н + +399К) х 0,5) х 365 / Т, (2.3) |
стр.010-соответствующая строка формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; Т – количество дней в рассмат-риваемом периоде; 399Н,399К – строки раздела III актива баланса, соответствующие началу и концу рассматриваемого периода |
4. Эффективность управления фирмой (КМ) |
КМ = Ф№2, стр.050 / Ф№2, стр.010, (2.4) |
стр.050 – соответствующая строка формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» стр.010 – соответствующая строка формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» |
5. Рентабельность фирмы (КР) |
КР = ((Ф№2, стр.140) / ((Ф№1, стр.(490Н +490К) х 0,5) х 365 / Т, (2.5) |
стр.140-соответствующая строка формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; Т – количество дней в рассмат-риваемом периоде; стр.490Н,490К – строки раздела IV пассива баланса, соответств началу и концу рассматриваемого периода |
6. Рейтинговая оценка финансового состояния фирмы (R) |
R = 2KO+0,1 КП+ +0,08 КИ+ +0,45 КМ + +КР, (2.6) |
KO – обеспеченность собственными средствами КП – коэффициент покрытия КИ – интенсивность оборота авансируемого капитала |
Продолжение табл.23
1 |
2 |
3 |
|
|
КМ – эффективность управления фирмой КР – рентабельность фирмы |
Вычислив значения показателей по формулам (2.1) – (2.5) и подставив их в выражение (2.6) определим рейтинговую оценку фирмы.
В таблицах 24 и 25 представлены исходные данные и результаты расчета рейтинговой оценки по приведенному алгоритму.
Таблица 24
Исходный данные для расчета рейтинговой оценки фирмы
Наименование показателя
Значение
на 01.01.2001г,
тыс. руб.
на 01.01.2003г.
за отчетный период, тыс.руб.
на 01.01.2004г.
за отчетный период, тыс. руб.
1
2
3
4
IA
-
1190,5
2064,5
IIA
-
6857,1
10135,2
IVП
-
4142,1
5299,5
стр.610
-
485,6
1367,6
стр.620
-
3292,0
5325,6
стр.630
-
0
0
стр.640
-
12,4
40,9
стр.399
5685,3
8047,6
12199,7
стр.490
3098,0
4142,1
5299,5
Ф№ 2, стр.010
-
9617,3
18015,5
Ф № 2, стр.050
-
393,0
1963,3
Ф№ 2, стр.140
-
414,7
2038,9
Таблица 25
Определение рейтинговой оценки фирмы «МодемТрансАвто»
Наименование показателя
Нормативное минимальное значение
Рейтинговая оценка
абсол.знач за 2002 г
абсол.знач за 2003 г
Измене-ние, %
1
2
3
4
5
Обеспеченность собствен-ными средствами (Ко)
0,1
0,4304
0,3192
-25,84
Коэффициент покрытия (Кп)
2,0
1,809
1,505
-16,80
Интенсивность оборота авансируемого капитала(Ки)
0,5
1,401
1,780
+27,05
Эффективность управления фирмой (КМ)
0,44
0,0409
0,1090
+166,50
Рентабельность фирмы (Кр)
0,2
0,1146
0,4319
+276,88
Рейтинговая оценка финан-сового состояния фирмы (R)
1
1,2868
1,4123
+9,75
Выполненный анализ показывает, что за рассматриваемый период фирма "МодемТрансАвто" улучшила свое финансовое состояние, о чем свидетельст-вует рост рейтинговой оценки на 9,75 %. Это обусловлено прежде всего ростом прибыльности компании на 276,88 %.
Тем самым подтвержден сделанный ранее вывод об улучшении финансового состояния фирмы "МодемТрансАвто", однако, этот рост невысок.
ГЛАВА 3 ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ
«МОДЕМТРАНСАВТО»
3.1 МАТРИЦА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ЗАО «МОДЕМТРАНСАВТО»
В заключение определим финансовое положение фирмы "МодемТрансАвто" с помощью матрицы финансовой стратегии . Иногда эту матрицу называют таблицей финансовых потоков (5).
Для построения матрицы определим результаты хозяйственной деятельности предприятия следующим образом:
РХД = ПР +Δ ЗЗ + ΔДЗ - ΔКЗ - И + ПИ, (3.1)
где
РХД – результаты хозяйственной деятельности фирмы;
ПР - прибыль от реализации;
Δ ЗЗ - изменение запасов и затрат за рассматриваемый период;
Δ ДЗ - изменение дебиторской задолженности;
Δ КЗ - изменение кредиторской задолженности;
И - производственные инвестиции; ПИ - продажи имущества.
Результаты финансовой деятельности предприятия определяются в виде:
РФД = Δ ЗС - СП - Тпр - Д + ЭА - ДФВ + ДДФВ, (3.2)
где РФД - результаты финансовой деятельности предприятия;
Δ ЗС - изменение заемных средств; СП - сумма уплаченных процентов;
Тпр - налог на прибыль; Д - выплаченные дивиденды;
ЭА - эмиссия акций; ДФВ - долгосрочные финансовые вложения;
ДДФВ - доходы от других долгосрочных финансовых вложений.
Результат финансово-хозяйственной деятельности фирмы есть сумма результатов его хозяйственной и финансовой деятельности:
РФХД = РХД + РФД, (3.3)
где РФХД - результат финансово-хозяйственной
деятельности фирмы за рас-сматриваемый период;
РХД - результат хозяйственной деятельности;
РФД - результат финансовой деятельности.
Матрица финансовой стратегии представлена в таблице 26.
Таблица 26
Матрица финансовой стратегии
РФД<< 0
РФД 0
РФД>>0
РХД>>0
1
РФХД ≈ 0
4
РФХД > 0
6
РФХД>> 0
РХД ≈ 0
7
РФХД < 0
2
РФХД ≈ 0
5
РФХД > 0
РХД <<0
9
РФХД <<0
8
РФХД < 0
3
РФХД ≈ 0
Данная матрица характеризует возможные финансовые состояния фирмы, а ее применение позволяет спрогнозировать финансовый путь на перспективу и выявить порог возможностей фирмы.
Каждая клетка матрицы характеризует финансово-хозяйственное состояние фирмы. Подробное описание клеток приведено в [10], здесь мы дадим только их названия.
Три позиции равновесия:
Квадрат 1 - "Отец семейства";
Квадрат 2 - "Устойчивое равновесие";
Квадрат 3 - "Неустойчивое равновесие".
Три позиции дефицита:
Квадрат 7 - "Эпизодический дефицит";
Квадрат 8 - "Дилемма";
Квадрат 9 - "Кризис".
Три позиции успеха:
Квадрат 4 - "Рантье";
Квадрат 5 - "Атака";
Квадрат 6 - "Материнское общество".
В таблице 27 приведены результаты расчета показателей результата хозяйственной деятельности фирмы (РХД), результата финансовой деятельности (РФД), результата финансово-хозяйственной деятельности фирмы (РФХД).
Таблица 27
Определение результатов финансово-хозяйственной деятельности фирмы
Показатели
Условное обозначение
Значение, тыс. руб.
1
2
3
1. Прибыль от реализации
ПP
1963,3
2. Изменение запасов и затрат
ΔЗЗ
2575,3
3 . Изменение дебиторской задолженности
ΔДЗ
73,8
4. Изменение кредиторской задолженности
ΔКЗ
2033,6
5. Производственные инвестиции
И
332,0
6. Продажи имущества
ПР
25,6
7. Результат хозяйственной деятельности \
РХД
1041,4
8. Изменение заемных средств
ΔЗС
2997,7
9. Сумма уплаченных процентов
СП
0
10. Налог на прибыль
Тпр
652,4
11 . Выплаченные дивиденды
Д
0
12. Эмиссия акций
ЭА
0
13. Долгосрочные финансовые вложения \
ДФВ
509,9
14. Доходы от других долгосрочных финансовых вложений
ДДФВ
10,4
15. Результаты финансовой деятельности
РФД
1845,8
16. Результаты финансово-хозяйственной деятельности
РФХД
2887,2
Таким образом, РХД= 1041,4 тыс.руб., РФД= 1845,8 тыс.рую., РФХД= 2887,2 тыс.руб.. По этим результатам можно изобразить матрицу финансовой стратегии фирмы «МодемТрасАвто».
Таблица 28
Матрица финансовой стратегии ЗАО «МодемТрасАвто».
РФД<< 0
РФД 0
РФД>>0
1845,8 т.р.
РХД>>0
1041,4 т.р
1
РФХД ≈ 0
4
РФХД > 0
6
РФХД>> 0
2887,2 т.р.
РХД ≈ 0
7
РФХД < 0
2
РФХД ≈ 0
5
РФХД > 0
РХД <<0
9
РФХД <<0
8
РФХД < 0
3
РФХД ≈ 0
Фирма имеет РХД>>0, РФД>>0 и РФХД>>0 и находится в квадрате 6 – «Материнское общество». Это очень хорошее положение для фирмы, однако, поскольку коэффициент финансирования, определенный в гл.2 (см. табл.13 ), снизился за рассматриваемый период на 26,74 %, то фирма «МодемТрансАвто» имеет тенденцию к перемещению в квадрат 4 «Рантье». Это означает, что в перспективе фирма «МодемТрансАвто» будет довольствоваться умеренными по сравнению со своими возможностями темпами роста оборота и будет поддерживать задолженность на нейтральном уровне.
3.2 ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ФИРМЫ ЗАО «МОДЕМТРАНСАВТО»
Для правильной интерпретации и практического использования результатов экспресс-диагностики необходимо учитывать не только величину и тенденцию изменения самих показателей, но и их взаимное влияние. Это влияние весьма сложно и многогранно.
Для оценки и планирования деятельности предприятия необходимо постоянно поддерживать рациональное соотношение между различными показателями, часто имеющими противоположное влияние.
На основании данных финансового анализа можно классифицировать имеющиеся проблемы, определить влияющие на них параметры и наметить пути решения и меры по устранению неблагоприятных ситуаций.
Можно применить методику управления текущими активами и пассивами: управление величиной собственных оборотных средств, контроль оборачиваемости текущих активов и пассивов; совершенствование кредитной политики; управление инкассацией дебиторской задолженности в плане снижения периода оборота дебиторской задолженности, изменения политики скидок покупателям и т.п.
Использование результатов экспресс-диагностики можно представить в виде схемы, разработанной Любушкиным Н.П., Дьяковой В.Г.[12].
На рис.3.1 изображена схема взаимосвязи составляющих экспресс-диагностики.
По результатам экспресс-диагностики и детализированного анализа финансо-вого состояния ЗАО «МодемТрансАвто» можно сделать следующие выводы:
1. За рассматриваемый период фирма ЗАО «МодемТрансАвто» успешно и гармонично развивалась, валюта баланса увеличилась почти на 52 %, а собственные оборотные средства - на 11 %.
2. Значительно увеличилась рентабельность активов компании, что объясняется в большей степени ростом рентабельности продаж по сравнению с ростом оборачиваемости активов. Увеличение рентабельности продаж произошло за счет опережающего роста выручки от реализации по сравнению с ростом затрат.
3. В рассматриваемом периоде произошло изменение структуры/активов в сторону увеличения внеоборотных активов. Анализ раздела 3 формы № 5 показывает значительные вложения предприятия в основные средства, что было вызвано модернизацией оборудования
Рис 3.1 Взаимосвязь составляющих элементов экспресс-диагностики
4. Фирма ЗАО «МодемТрансАвто» на начало и конец 2003 года характеризуется абсолютной финансовой устойчивостью.
5. Анализ безубыточности предприятия "показал заметное снижение риска его деятельности, что характеризуется снижением значения "финансового рычага и ростом запаса финансовой прочности фирмы в стоимостном выражении.
6. В результате экспресс-диагностики и последующего детализированного анализа выяснено, что фирма ЗАО «МодемТрансАвто» имеет проблемы с ликвидностью, которые усилились за рассматриваемый период. Снижение ликвидности, особенно в краткосрочном периоде, произошло за счет существенного роста кредиторской задолженности, а также роста запасов, что вызвало "омертвление денежных средств.
7. В целом можно сделать вывод о некотором улучшении финансового состояния фирмы ЗАО «МодемТрансАвто» за анализируемый период.
8. Данный вывод подтверждается результатами расчета рейтинговой оценки
фирмы ЗАО «МодемТрансАвто».
9. Анализ с использованием матрицы финансовой стратегии показывает, что фирма ЗАО «МодемТрансАвто» находится в хорошем финансовом состоянии, однако имеет тенденцию к смещению в положение "рантье", то есть не использованию всех своих возможностей.
В связи с вышеизложенным предлагаются следующие пути укрепления финансового состояния фирмы ЗАО «МодемТрансАвто».
· Фирма должна проанализировать свою потребность в запасах сырья и материалов и принять решение об их разумном снижении.
· Фирма должна направить свои усилия на увеличение ликвидности. Для этого необходимо направить усилия на уменьшение краткосрочной задолженности фирмы в первую очередь, на снижение величины краткосрочных кредитов, а также на уменьшение той части кредиторской задолженности, которая обусловлена наибольшими процентами за товарный кредит.
· Кроме того, фирма должна направить свои усилия на снижение дебиторской задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к реальным потерям. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей. Однако, здесь необходимо проявить особую осторожность, чтобы не потерять покупателей и не снизить объемы реализации.
· При этом фирме необходимо постоянно контролировать и своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым в первую очередь относятся: просроченная задолженность поставщикам и просроченная задолженность покупателей свыше трех месяцев, просроченная задолженность по оплате труда и по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
В представленной работе не рассматривается влияние инфляционных процессов на финансовое состояние фирмы. Имеются публикации, в которых вопрос влияния инфляции на финансовое состояние фирмы освещен с точки зрения определения минимального значения рентабельности. Однако, эта тема весьма сложна и требует отдельного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность выбранной темы состоит в том, что предпринимателям в условиях рынка необходимо иметь своевременную, объективную и полную информацию о финансовом состоянии фирмы для принятия грамотных управленческих решений и прогнозирования своей деятельности. Задачи финансовых менеджеров в том, чтобы оградить свои фирмы от возможных финансовых потерь с помощью проведения аналитических финансовых расчетов. Цель работы – повышение эффективности деятельности объекта исследования посредством проведения анализа финансовой деятельности фирмы. Представленный в работе анализ является внутренним. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование фирмы для получения максимума прибыли и исключения банкротства. Задачи работы определяются целью работы:
- изучение литературных источников по теме исследования;
- изучение организации бухгалтерского учета, аналитической работы на фирме ЗАО «МодемТрансАвто»;
- изучение форм бухгалтерской отчетности и их содержания;
- сбор и систематизация исходных данных для проведения анализа финансовой деятельности фирмы;
- выполнение анализа финансовой деятельности фирмы;
- разработка мероприятий по укреплению финансовой деятельности фирмы.
Предметом исследования послужила финансовая деятельность фирмы.
Объектом исследования стало закрытое акционерное общество «МодемТрансАвто» (ЗАО «МодемТрансАвто»).
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается теория и методика анализа финансовой деятельности фирмы. За основу взята методика финансового анализа ВВ.Ковалева, состоящая из экспресс-диагностики финансового состояния фирмы и детализированного анализа финансового состояния фирмы. Во второй главе представлена практическая часть расчета экспресс-диагностики и детализированный анализ финансового состояния ЗАО «МодемТрансАвто». Были рассчитаны коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) и коэффициент финансирования. Коэффициент покрытия уменьшился за год на 16,73%, что является тревожной тенденцией для фирмы, так как указывает на снижение способности предприятия погашать свои обязательства. Коэффициент финансирования, равный отношению собственного капитала к заемному капиталу, также уменьшился на 26,74 %. Это характеризует увеличение степени зависимости предприятия от внешнего финансирования. Сравнение периодов оборота кредиторской и дебиторской задолженности показывает, что фирма с лихвой перекрывает по срокам своей кредиторской задолженностью дебиторскую, то есть, имеет дешевый источник финансирования своей деятельности. Оборот дебиторской задолженности - 21,6117, оборот запасов – 2,2579, оборот кредиторской задолженности – 3,0435, период оборота дебиторской задолженности – 16,66 дней, период оборота запасов – 159,44 дня, период оборота кредиторской задолженности – 118,28 дней, длительность операционного цикла – 176,1 день, длительность финансового цикла – 57,82 дня. Рентабельность активов предприятия увеличилась на 229,04 %, что показы-вает существенное увеличение эффективности использования хозяйственных средств. При этом рентабельность продаж увеличилась на 165,85 %, а оборачиваемость активов возросла на 23,53 %.
По результатам проведенной экспресс-диагностики фирмы «МодемТрансАвто» можно сделать следующие выводы:
1) Предприятие в рассматриваемом периоде динамично и гармонично развива-лось, что выразилось в увеличении валюты баланса на 51,65 % и в увеличении собственных оборотных средств ~ на 11 %.
2) Структурно-динамический анализ уплотненного баланса выявил увеличение внеоборотных активов при соответствующем уменьшении оборотных на 2,12%, соответственно. Источники собственных средств уменьшились в структуре на 8,05 %, а заемные средства соответственно увеличились, в том числе произош-ло увеличение краткосрочной задолженности в структуре на 5734 %, что является неоднозначным фактом для предприятия. Оценка финансовой устойчивости предприятия была проведена на основе данных годового баланса.
Проведенный анализ показывает, что фирма "МодемТрансАвто" имеет тенденцию к уменьшению ликвидности. На начало года фирма имела проблемы с ликвидностью в краткосрочном периоде, в конце года эти проблемы усили-лись. Наблюдается снижение всех коэффициентов ликвидности на 17-38%.
Результаты анализа безубыточности показывают, что, хотя фирма
"МодемТрансАвто" повысила свой запас финансовой прочности в стоимостном выражении, в процентах к выручке от реализации запас финансовой прочности снизился на 17,1 %. При этом сила производственного рычага снизилась на 47%, что показывает существенное снижение производственного риска для предприятия и является положительным моментом. Рентабельность собствен-ного капитала фирмы «МодемТрансАвто» за рассматриваемый период увеличилась на 58,79 % за счет увеличения рентабельности продаж на 167,16%, увеличения оборачиваемости чистых активов на 29,92 % и увеличения финансового рычага на 12,69 %. Экономической рост фирмы за рссматриваемый рниод составил 0,11%.Опеределение рейтинговой оценки фирмы «МодемТрансАвто» показал, что за рассматриваемый период фирма улучшила свое финансовое состояние, о чем свидетельствует рост рейтинговой оценки на 9,75 %. Это обусловлено прежде всего ростом прибыльности компании на 276,88 %. Тем самым подтвержден сделанный ранее вывод об улучшении финансового состояния фирмы "МодемТрансАвто", однако, этот рост невысок.
Третья глава содержит матрицу финансовой стратегии фирмы ЗАО «МодемТрансАвто» и пути улучшения финансового состояния фирмы.
Проведенное в дипломной работе исследование позволило:
1) Поставить проблему конкретизации понятия финансового состояния фирмы и сделать попытку его уточнения.
2) Разработать методику проведения финансового анализа фирмы в виде двухуровневой схемы, предусматривающей проведение на первом этапе экспресс-диагностики финансового состояния фирмы и на втором этапе – детализированного анализа.
3) Уточнить методику структурно-динамического анализа агрегированного баланса фирмы.
4) Разработать структуру модифицированного отчета и прибылях и убытках и провести структурно-динамический анализ прибыльности компании.
5) Разработать электронные таблицы для автоматического проведения расчетов анализа финансового состояния фирмы на основании данных годовой бухгалтерской отчетности.
6) Анализ матрицы финансовой стратегии позволил сделать вывод о хорошем финансовом состоянии фирмы, но в тоже время имеется тенденция к недоиспользованию всех финансовых возможностей фирмы.
7) Были предложены возможные пути улучшения финансового состояния фирмы.
· Фирма должна проанализировать свою потребность в запасах сырья и материалов и принять решение об их разумном снижении.
· Фирма должна направить свои усилия на увеличение ликвидности. Для этого необходимо направить усилия на уменьшение краткосрочной задолженности фирмы в первую очередь, на снижение величины краткосрочных кредитов, а также на уменьшение той части кредиторской задолженности, которая обусловлена наибольшими процентами за товарный кредит.
· Кроме того, фирма должна направить свои усилия на снижение дебиторской задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к реальным потерям. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей. Однако, здесь необходимо проявить особую осторожность, чтобы не потерять покупателей и не снизить объемы реализации.
· При этом фирме необходимо постоянно контролировать и своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым в первую очередь относятся: просроченная задолженность поставщикам и просроченная задолженность покупателей свыше трех месяцев, просроченная задолженность по оплате труда и по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
В настоящее время финансовый анализ в значительной степени зависит от выполняющего его специалиста. Решение возникающих проблем требует большого опыта и глубокого понимания процессов, лежащих в основе финансовой деятельности фирмы. Решение этих проблем будет способствовать все большему превращению финансового анализа в унифицированную, единую и понятную всем пользователям систему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артеменко В.Г., Беллендир М.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие.-М.: «ДИС», НГАЭиУ, 1997
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.-4-е изд.-М.: Финансы и статистика, 1997.
3. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие- М.: «ПРИОР», 1999.
4. Гиляровская Л.Т. Об оценке кредитоспособности хозяйствующих субъектов/ Финансы. 1999 № 4. с. 53
5. Глазунов В.Н. Анализ финансового состояния предприятия/ Финансы. 1999. №7. с.15.
6. Графова Г.С. Об оценке предприятия-заемщика/ Финансы. 1999. №12. с.27.
7. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет.: Пер. с англ./Под ред. Табалиной С.А. – М.: ЮНИТИ, 1997.
8. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Бухгалтерский учет», 1998. – (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).
9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом, выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1999.
10. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
11. Кузьменко Т.Н. Диагностика, анализ и планирование финансовой деятельности предприятия: Учебное пособие. Самара: СГЭА, 1999.
12. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для ВУЗов/ Под ред. проф. Любушина Н.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,1999. -471с.
13. Соцкова С.И. Влияние инфляции на финансовые результаты деятельности предприятия/ Проблемы учета, анализа и аудита в современных условиях: Сборник научных трудов/ Под ред. Фомина В.П. – Самара: СГЭА 1999. – .с.18
14. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1999
15. Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С.Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М,1999
16. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Стояновой Е.С.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: «Перспектива», 1999.
17. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование. Учебное пособие/ Под ред. Баканова М.И., Шеремета А.Д. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Предприятие представляет собой сложную систему, состоящую из подсистем, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Одним из основных элементов этого взаимодействия являются информационные потоки между подсистемами. Кроме того предприятие само является частью более широкой системы экономического механизма региона и в качестве такового оно вступает во взаимодействие с другими элементами окружающей среды, осуществляя информационный обмен. Если в качестве подсистем определить заинтересованные группы пользователей финансовой информации, то получим совокупность субъектов финансового анализа.
В связи с этим можно выделить основные партнерские группы, как субъекты финансового анализа, их вклад в деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и цели, которые они преследуют в отношении финансовой диагностики.
Табл. 1
Основные партнерские группы коммерческой организации
Основные партнерские группы
Вклад партнерской группы
Требуемый вид компенсации
Цель, преследуемая при финансовом анализе
1
2
3
4
Собственники
Собственный капитал
Дивиденды
Финансовые результаты и финансовая устойчивость
Заимодавцы
Заемный капитал
Проценты
Ликвидность - способность предприятия мобилизовать денежную наличность, чтобы уплатить долги
Руководители (администра-ция)
Знание дела и умение руководить
Оплата труда и доля прибыли сверх оклада
Вся информация, полезная для управления
Персонал (служащие)
Выполнение работ в соответствии с разделением труда
Зарплата, премии, социальные условия
Финансовые результаты предприятия и его ликвидность
Поставщики средств и предметов труда
Поставка средств и предметов труда
Договорная цена
Финансовое состояние: ликвидность
Покупатели (клиенты)
Сбыт продукции
Договорная цена
Финансовое состояние и состояние запасов готовой продукции и товаров
Общество (государство) в лице налоговых органов
Услуги общества (государства)
Уплата налогов полностью и в срок
Финансовые результаты предприятия
К неосновным партнерским группам относят пользователей, непосредственно не заинтересованных в результатах деятельности предприятия. Сюда входят фондовые биржи, страховые компании, аудиторские фирмы, пресса, профсоюзы и пр.
В качестве объекта финансового анализа выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия, направленная на достижение целей его существования, которые могут быть различными для различных предприятий.
Для проведения финансовой диагностики (в настоящей работе оба термина: финансовый анализ и финансовая диагностика предполагаются равнозначными) может быть использована информация, поступающая на различных материальных носителях и являющаяся предметом анализа, в том числе: нормативная информация; хозяйственный (экономический) учет: оперативно-технический учет, бухгалтерский учет, статистический учет.
Независимо от того в какой сфере осуществляется коммерческая деятельность все многообразие коммерческих решений, принимаемых на основе финансовой диагностики, может быть сведено к трем основным направлениям: решения по вложению капиталов; операции, проводимые с помощью этих ресурсов; определение финансовой структуры бизнеса.