бесплатные рефераты

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

Содержание



Введение........................................................................................................ 3

Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации............................................................................................ 6

1.1. Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов........................................................................................................................................................... 6

1.2. Маркетинг образовательных услуг...................................................................... 7

1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров. 13

1.4. Проблема качества подготовки специалистов......................................... 16

1.5. Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном самоопределении................................................................................................................ 24

1.6. Проблема занятости.................................................................................................... 26

Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья.............................................. 31

2.1. Направления, методы исследования регионального рынка труда и формирование профессиональных планов и намерений молодежи... 31

2.3. Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов.............................. 39

2.4. Развитие ситуации на региональном рынке труда, проблемы формирования спроса-предложения рабочих мест и рабочей силы....................................... 50

Глава 3. Совершенствование подготовки  квалифицированных кадров                                59

3.1. Управление воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов.      59

3.2. Практические предложения по организации воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье............................................................... 65

3.3. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест....................................................................................... 69

Заключение............................................................................................... 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 77


Введение

Российское образование вступает в очередной этап глубоких и сложных качественных изменений во всех своих  институциональных проявлениях — от социокультурных  целей до механизмов организации и управления. Этот этап определен периодом начала реализации концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации.

В настоящее время можно констатировать, что осуществлен переход от унитарного, единообразного образования к образованию по выбору. Существенно расширилось применение технологий развивающего обучения; в работе педагогов перестают доминировать репродуктивные методы обучения.

Переход к многообразию образовательных учреждений, усиление дифференциации и индивидуализации образования позволяют действительно реализовать специфические запросы обучающихся разнообразных социальных групп и объединений. Обучающиеся и их родители становятся полноправными субъектами образовательного процесса.

Существенные преобразования произошли в области управления образованием. Еще недавно управление образованием строилось по вертикально-иерархической схеме. Децентрализация, распределение компетенций, регионализация управления, широкое привлечение общественных структур и развитие программно-целевого метода ознаменовали переход к гибкой функциональной модели управления образованием в России.

Профессиональное образование России переживает особенно трудный период. Отказ предприятий от подготовленных специалистов, от помощи учебным заведениям в укреплении и расширении материальной базы, от предоставления рабочих мест учащимся для производственной практики напрямую сказываются на стабильности работы образовательных учреждений и качестве подготовки квалифицированных кадров и специалистов.

Сегодня учебные заведения стремятся удовлетворить потребности личности в образовании при том условии, что человек не обязательно будет работать по данной профессии, но с полученным образованием сам сможет найти себе применение.

Федеральная политика в области образования во все большей мере осуществляется с учетом запросов регионов. Одновременно усиливается и координирующая функция федеральных органов.

Активно разрабатывается проблема массовой профессионализации молодежи, что подразумевает профориентацию, профдиагностику, гибкую начальную подготовку.

Необходимо заметить также, что переход России к рыночной экономике сопровождается кризисом в области занятости. В связи с этим актуальным является создание нового типа учебных  планов и программ для обучения безработных граждан и незанятого населения, гибко реагирующих на потребности рынка труда и предусматривающих возможные виды трансформации квалификации обучаемых.

Тенденция повышения значимости специальной подготовки выпускников колледжа и вуза, необходимость качественного роста педагогических кадров ведет к развитию более широкого взгляда на преемственность подготовки студентов колледжа и вуза, что в свою очередь вызывает потребность в теоретическом обосновании этого процесса: необходимо разработать концепцию и стратегию преемственности обучения в колледже и вузе.

Отсюда можно сделать вывод о том, что проблема разработки теоретических основ преемственности подготовки специалистов  колледжа и вуза, равно как и проблема создания системы непрерывного профессионального образования, существует, но ни в литературе, ни в практической деятельности она не решена.

Актуальность  исследования проблем управления воспроизводством  трудовых ресурсов  в системе высшего образования определяется следующими причинами:

—  необходимостью определения методологии и методики эффективного управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов в системе высшего образования;

—  социальным заказом общества на создание системы высшего образования в свете требований к качеству трудовых ресурсов, предъявляемых к ним современной экономикой;

—  необходимостью преодоления недостатков и противоречий существующей системы высшего образования;

—  признанием важности создания целостной системы высшего образования, отвечающей потребностям экономики и гарантирующей социальную защищенность личности, как средства эффективного управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов;

Тем не менее несмотря на очевидность и конкретность задачи, стоящей перед высшим образованием, решение ее не представляется простым в виду наличия ряда противоречий внутри самой системы образования. Усугубляется положение тем, что сегодня существуют противоречия,  обусловленные корпоративной, ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью во многих направлениях деятельности, как содержательной и организационной, так и кадровой, экономической.


Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации

1.1. Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов.

Система подготовки высококвалифицированных специалистов состоит для учебного заведения из нескольких этапов:

1)     Изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг:

–       определение потребностей рынка в кадрах той или иной квалификации (по специальностям);

–       прогноз потребности в кадрах на среднесрочный и долгосрочный  период;

–       изучение социальной потребности граждан в получении образования по той или иной специальности (без привязки к потребности в кадрах на реальных предприятиях и фирмах региона);

–       итоговое моделирование рыночной ситуации с учетом динамики ее развития.

2)     Организация учебного процесса в соответствии с государственными стандартами по конкретным специальностям и требованиями конкретных потребителей.

3)     Трудоустройство выпускников и комплексная работа образовательных учреждений с фирмами региона по удовлетворению их потребностей в кадрах высшей квалификации на момент выпуска.

В соответствии с вышеперечисленными этапами можно сформулировать проблемы, стоящие перед образовательным учреждением и обществом, вообще, в процессе их партнерства в деле воспроизводства высококвалифицированных специалистов:

1)     развитие маркетинга образовательных услуг;

2)     проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров – определение перечня специальностей, соответствующего требованиям рынка, которым должны обучаться студенты в данный момент и в будущем, а также количества студентов по каждой специальности;

3)     обеспечение высокого качества подготовки специалистов;

4)     недостаточный уровень активности студентов в профессиональном самоопределении, при выходе на рынок труда, для эффективного использования выпускниками полученных знаний;

5)     низкий уровень занятости, сложившейся на рынке труда.

Рассмотрим более подробно каждую из упомянутых проблем.

1.2. Маркетинг образовательных услуг.

В России ак­тивно  идущая коммерциализация образования (в силу льготного налогооб­ложения) определила проблему маркетинга уже в практическом  пла­не,  в том числе - перед государственными учреждениями [6]. Российская эконо­мика подошла к "точке маркетинга" так быстро в связи с резким падением платежеспособного спроса населения и обнищанием предприятий.  Вместе с тем спрос на образование имеет  весьма  значительные  перспективы  для развития по прогнозам на 2000 год НИИ проблем высшей школы. Увеличение приема в вузы за последние годы в пределах от 10 до 30%  по  Калининг­радской,  Вологодской,  Тамбовской,  Саратовской, Оренбургской области, Алтайскому и Хабаровскому край:  до 102  по  Архангельской.  Тверской, Тульской,  Волгоградской, Астраханской, Иркутской, Читинской. Амурской и Кемеровской области.  Чувашской, Удмуртской и Коми республики. Крас­нодарского  и  Ставропольского  края - подтверждает данный прогноз.  С учетом длительности цикла оказания образовательных  услуг  недопустимо ждать,  когда  этот спрос будет предъявлен в оформленном виде.  К нему надо готовиться,  его надо прогнозировать с учетом региональных и  от­раслевых сегментов и особенностей рынка.

Научно-технический прогресс создал небывалые возможности обогащения рынка; таким обра­зом, родилась потребность формирования запросов потребителя, со­ответствующих открывающимся перспективам; на место рыночной сти­хии приходит регулирование отношений между производителями и потре­бителями, стратегия и тактика маркетинга [5].

Маркетинг, по существу, функционирует как систематическое детали­зированное, научно обоснованное изучение, формирование и управление потребительским спросом, проявляемым на индивидуальном, семейном, групповом, общегражданском уровнях. Маркетинг можно определить как систему регулирования отношений между производителем и потребителем в сфере образовательного рынка.

Образовательные услуги характерны также тем, что их потребитель, в отличие от покупателя товаров, должен обладать определенными личнос­тными качествами (например, для получения большинства видов профес­сионального образования нужно иметь определенный уровень общего об­разования и т.п.). При этом для получения бесплатного образования не имеет значения уровень платежеспособности потребителя данной услуги, что принципиально важно для покупателя товара.

Важной с точки зрения маркетинга чертой образовательных услуг яв­ляется то, что они производятся и потребляются одновременно. В этом смысле они похожи на услуги, оказываемые учреждениями культуры (про­смотр фильма, концерта и т.п.). Но, в отличие от них, образовательная услуга - это всегда длительный, многоактный процесс, поддающийся пла­нированию, регулированию и т.д.

Потребитель образовательной услуги обязательно участвует в произ­водстве этой услуги. Без его активного интеллектуального участия про­цесс теряет смысл. Этот аспект особенно важно учитывать при маркетин­говых исследованиях эффективности предоставляемых бесплатных и обя­зательных услуг. Если нет заинтересованности потребителя в таких услу­гах, результатом бывает, как правило, лишь пустая растрата средств и видимость бурной деятельности "на пользу обществу".

Чем маркетинг будет отличаться от тра­диционного и привычного планирования в системе государственного образования? Планирование образования как задача государственных ор­ганов управления столкнулось с неразрешимыми проблемами в силу внут­ренней противоречивости и усложнения социально-экономических процес­сов. Предписанный и регламентированный порядок получения образова­ния, жестко определяющий жизненный путь человека, наталкивается на неприятие его личностью, стремящейся к реализации собственной жизнен­ной стратегии, принимаемой в условиях выбора. Психологическое непри­ятие людьми планов органов управления, в основу которых часто был положен даже не государственный, а чисто ведомственный интерес, или надуманные идеологические фетиши, приказы и т.п., становилось все бо­лее очевидным. В условиях рынка человек начинает свой жизненный путь, следуя естественным обстоятельствам социальной жизни, испытывая раз­нообразные экономические, психологические и прочие воздействия соци­альной среды. Он сам становится ответственным за свой жизненный путь, выбирая субъективно предпочтительную возможность, не всегда объек­тивно лучшую для реализации его личностных потенций и соответствую­щую потребностям социума, но и не навязанную извне. Таким образом, традиционное планирование оказывается несостоятельным, что требует обращения органов управления образованием к методам маркетинга, ко­торые строятся на основе прогнозирования поведения различных субъек­тов сферы образовательных услуг.

Маркетинг образовательной сферы должен учитывать противоречивое взаимодействие, в котором активно проявляют себя сле­дующие субъекты:

- конкретные потребители образовательных услуг, т.е. семья, первона­чально выбирающая условия образования детей с точки зрения направ­ленности, уровня, содержания, качества, объема дополнительных (кроме государственного бесплатного минимума) образовательных услуг; в даль­нейшем, по мере взросления, таким потребителем, самостоятельно делаю­щим выбор, становится сам молодой человек;

- образовательные учреждения, заинтересованные, как минимум, в со­хранении или развитии и расширении объемов предоставляемых услуг, повышения их качества с целью улучшения условий труда работников и получении дополнительных источников дохода;

- непосредственные производители образовательных услуг, т.е. педаго­ги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании свое­го творческого и интеллектуального потенциала, улучшении условий тру­да и его оплаты;

- органы управления образованием, чья роль на рынке образователь­ных услуг заключается в организационном, финансовом, содержательном, методическом, кадровом и т.д. обеспечении деятельности образователь­ных учреждений государственной (муниципальной) принадлежности, кон­троле за соблюдением государственных стандартов образования в обра­зовательных учреждениях всех форм собственности, создании условий для развития системы образования в регионе, городе, районе в соответствии с потребностями населения, хозяйственных субъектов и т.д.;

- хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в каче­стве работодателей и заинтересованные в рабочей силе определенного профиля и качества подготовки, культурного и интеллектуального уров­ня, играющие роль конечных (опосредованных) потребителей образова­тельных услуг. При этом крупные хозяйственные структуры часто сами имеют образовательные учреждения в своем подчинении или ведении, и должны, в перспективе, выступать непосредственными заказчиками тех или иных образовательных услуг.

Цели маркетинговой службы органов управления образованием мож­но определить следующим образом:

- удовлетворение образовательных потребностей населения на основе постоянного изучения тенденций их развития;

- наиболее полное и эффективное использование потенциала образова­тельных учреждений, отдельных поставщиков и исполнителей образова­тельных услуг;

- обеспечение роста объемов и улучшение качества предоставления об­разовательных услуг на рынке и получение более высокой прибыли как предпосылки для дальнейшего развития региональной образовательной системы;

- управление формированием индивидуальных образовательных потреб­ностей для сближения их структуры с потребностями региона, основных субъектов хозяйственной деятельности.


Основными функциями службы маркетинга органов управления образова­нием являются:

-         разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов на основе изу­чения конъюнктуры, опроса на образовательные услуги, реакции потре­бителя на появление новых видов услуг и возможностей их реализации, анализ тенденций рынка, мнений и требований потребителя;

-         сбор и анализ действующих стандартов, норм и требований, в том числе международных, в отношении уровня, качества и структуры предос­тавляемых образовательных услуг;

-         разработка и установление эффективной системы взаимодействия маркетинговых подразделений, образовательных учреждений и управлен­ческих органов, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке об­разовательных услуг и тенденций развития образовательных учреждений;

-         методологическое обеспечение маркетинговых подразделений ниже­стоящих управленческих органов и образовательных учреждений;

-         отработка системы контроля качества и стандартизации предостав­ляемых образовательных услуг;

-         обучение кадров принципам и методам маркетинга, повышение ква­лификации работников, выявление творческих личностей и коллективов, способных к инновационной деятельности;

-         организация рекламно-информационной деятельности;

-         разработка предложений по расширению, открытию (сокращению, сворачиванию) классов, факультетов, образовательных учреждений, под­готовке специалистов в соответствии с требованиями рынка и потребнос­тями региона и его субъектов;

-         обоснование необходимости вложений в развитие образовательных учреждений и их подразделений различных форм собственности;

-         анализ тенденций во взаимоотношениях образовательных учрежде­ний региона с хозяйственными структурами и органами управления, вы­работка соответствующей политики и стратегии [5].

        Задачи службы маркетинга:

-         сбор и обработка информации о внешней среде и внутреннем состоя­нии системы образования в регионе;

-         проведение прогнозных исследований;

-         разработка стратегических и оперативных прогнозов по развитию сети образовательных учреждений, структуре предоставляемых услуг, вза­имодействии с потребителями;

-         организация работы по расширению и развитию структуры предос­тавляемых в регионе образовательных услуг;

-         организация работы по формированию спроса и стимулированию сбыта образовательных услуг;

-         налаживание рациональной системы приближения образовательных услуг к их потребителям.

Для организации службы маркетинга необходимо установить границы прав и ответственности, вытекающие из закрепленных за ней функций.

Представляется особенно важным, чтобы работники маркетинговых служб органов управления образованием сумели поставить с головы на ноги отношение к проблеме бесплатности образования в государственных (муниципальных) учреждениях образования. На самом деле, как хорошо известно, нигде ничего бесплатно не бывает. Образовательные услуги уже оплачены их потребителями, а органы государственного управления вме­сте с образовательными учреждениями выступают как посредники, про­давцы, поставщики этих услуг. Поэтому и в случае отношений, возникаю­щих между потребителем и поставщиком по поводу бесплатных образова­тельных услуг должна действовать общая формула маркетинга "покупа­тель - это король". Конечно, более сложными являются отношения между непосредственным исполнителем услуги - учителем, преподавателем и уче­ником, но эти отношения регулируются на основе колоссального разно­образия форм и методов, описываемых педагогической психологией, этикой,  многовекового педагогического опыта.

Среди проблем образовательной сферы, стоящих достаточно остро, настоятельно требующих для своего решения маркетингового подхода, можно отметить следующие:

-         отсутствие достоверной информации об уровне насыщенности рынка подобными образовательными услугами;

-         неустойчивость и несформированность системы образовательных потребностей населения;

-         неурегулированность отношений между образовательными учрежде­ниями различных форм собственности;

-         определение минимума и максимума обязательных требований обще­ства к уровню и качеству образования, механизма осуществления этих требований;

-         определение оптимальных уровней финансирования, кадрового, ма­териально-технического обеспечения системы образования в регионе и его территориях.

Решение этих проблем зависит от темпов организации и развертыва­ния деятельности маркетинговых служб региональных и территориальных органов управления образованием.

1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров.

Традиционно подготовка специалистов для промышленности в ВУЗах России была ориентирована на их дальнейшее использование на крупных предприятиях [13].

В последнее десятилетие произошло изменение структуры основных отраслей промышленности. Все больше появляется малых предприятий.

Переориентирование    направленности    работы    молодых специалистов должно найти отражение и в учебных программах технических ВУЗов. В зарубежных ВУЗах такая проблема решается известным способом: к примеру, там готовят инженера по легкой промышленности, что предполагает возможность его использования в любом качестве на соответствующем предприятии.

Какую-то попытку изменить систему подготовки специалистов новой формации сделали путем введения поэтапного обучения: бакалавр, магистр. Однако в результате анализа производственной деятельности выпускников ведущих ВУЗов легкой промышленности не удалось найти устойчивой зависимости возможности использования этих специалистов в малом бизнесе.

Важное значение имеет кадровое обеспечение, а точнее о кадровое наполнение малых предприятий грамотными, высококвалифицированными и хорошо образованными специалистами. Ученые и практики, изучающие малое предпринимательство, с завидным постоянством приводят в течении последних лет такие цифры: в России насчитывается примерно 900-930 тыс. малых предприятий, в которых занято до 30% населения страны; на долю МП приходится 12-14% всего производства российских товаров и объема реализованных услуг [4].

Согласно тех же данных, чуть более 60% количества МП и занятых в них людей составляет торговля (52%) и бытовое обслуживание (11.2%), где, в принципе, образовательный уровень, особенно в первом случае, пока еще не играет решающей роли.

Однако постепенно, хотя и довольно медленно, например, Москва начинает обустраиваться мини- и супермаркетами. И по мере насыщения рынка товаров столицы и других крупных и средних городов России товарами из таких стран, как Турция, Китай, Таиланд, Бангладеш и др., они вынуждены будут обращаться за покупками в стационарные, современно оборудованные торговые заведения.  А это  потребует от их обслуживающего персонала, и в первую очередь, от управленческого, новых,   цивилизованных   отношений   в   исторической   триаде: производитель-продавец-покупатель. Именно при таких отношениях резко возрастет значение второго звена триады, ибо от него во многом будет зависеть нахождение и отбор действительно пользующейся на рынке продукции, ее грамотной и ненавязчивой рекламы потенциальному покупателю. И вот тут уже понадобиться чисто профессиональное, предпринимательское образование, основанное на знании элементов маркетинга, научной рекламы, психологии покупателя и многое, многое другое, чему очень трудно учиться самостоятельно.

Имеются примеры и из сферы, так и не набравшего в России темпы, фермерского движения. Практика их деятельности свидетельствуют о том, что фермер должен знать не только как вырастить хороший урожай, но и как и кому его продать с наибольшей для себя выгодой. И для этого нужны специальные правовые и экономические знания: как правильно скалькулировать стоимость небольших партий товаров и услуг, как правильно составить договор на его реализацию и т.п. А этому их в свое время не учили, т.к. готовили их для крупных предприятий специалистами широкого профиля.

Поэтому для работы в малом бизнесе требуются, и в значительных количествах, узкопрофильные специалисты с глубокими знаниями финансов, экономики, права, менеджмента и маркетинга, и в целом -экономики и управления малого предприятия и его взаимодействия с различными структурами. Однако в России таких специалистов не готовят.

Важное значение в решении поставленной проблемы имеет стратегическая региональная политика в сфере высшего образования. Каждый из 89 регионов России имеет значительные образовательные, социокультурные, природные, экономические особенности. С учетом этих особенностей должна развиваться высшая школа в регионах [21].

Говоря о региональной политике в сфере высшего образования прежде всего необходимо сконцентрировать внимание на подготовке в вузах тех специалистов, в которых сегодня нуждается регион. В то же время система должна быть достаточно гибкой, чтобы учитывать постоянно меняющуюся социально-экономическую ситуацию в стране и регионе. Особенно это важно потому, что сегодня происходит явная аберрация сознания молодежи: стремление получить хорошее образование, а не диплом, наличие которого не гарантирует работу, как это было раньше.

Социологическое исследование, проведенное Тюменским международным колледжем совместно с Тюменским государственным нефтегазовым университетом, показало, что благополучие человека в СССР обеспечивалось гарантированным распределением после окончания вуза (62%) и бесплатным образованием (72 %). Опрошенные (73.1%) отметили,  что для достижения успеха в жизни в доперестроечный период очень важно было получить высшее образование; такое мнение устойчиво и в современных условиях: 59,6 % респондентов считают важным получить высшее образования для достижения благополучия в сегодняшней России [21].

Стратегическая региональная политика рассматривается в статье  не как дань моде, а как необходимость, без которой невозможно поступательное движение экономики, а следовательно, повышение жизненного уровня населения.

Изменить сложившееся положение может позволить только существенная корректировка направленности обучения.

1.4. Проблема качества подготовки специалистов.

Ориентация экономики на применение передовой техники и тех­нологии, эффективное управление неразрывно связано с расширением сферы применения труда высококвалифицированных специалистов. От этого в значительной степени зависят такие важные показатели конкурентоспособности, как рост производительности труда, результативность вложений в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, качество выпускаемой продук­ции.

Начало проблемы в обеспечении качества подготовки абитуриентов.

Проведя анализ уровня  подготовки абитуриентов,  их  профессиональной ориентации, можно заключить,  что качество школьного обучения не соответствует требованиям ВУЗа по объему и глубине подготовки.

Требуется  довузовская  подготовка школьников до уровня, достаточного для поступления и для быстрой адаптации к тре­бованиям высшей школы [24].

К примеру, в Алтайском гос. тех. университете доля абитуриентов, проведших до-вузовскую подготовку, в наборе составляет от 50 до 75%, возрос кон­курс до 2 чел/место, доля юношей в наборе выросла до 50%, снизилось число отчисляемых студентов на 1-2 курсах [24].

Следует, что целесообразным является продолжение работы по довузовской подготовке абитуриентов, а также проведение выездных вступительных экзаменов.

Первые шаги к рыночной экономике сопровождаются значительным сокраще­нием занятых на предприятиях специалистов, особенно экономического профиля [18].

Сокращение числа занятых в народном хозяйстве должно сопро­вождаться резким улучшением их профессиональной подготовки. Однако существующая сегодня система высшего образования не может обеспечить в полной мере высокий уровень подготовки кад­ров. Такое положение обусловлено рядом причин, как действовавших  ранее, так и возникших в последние годы. К числу хорошо известных относятся низкий уровень материально-технической  базы вузов; несовершенный механизм, определения потребности  в кадрах, что привело к деформации профессионально-квалификационной  структуры специалистов; высокий расчетный штатный норматив студентов на одного преподавателя, не позволяющий уделять достаточное внимание индивидуальной работе со студен­тами; отсутствие заинтересованности и ответственности предприятий и организаций в рациональном использовании кадров высшей квалификации.

Происходящие в обществе преобразования обусловили возникновение  новых проблем высшей школы. Прежде всего здесь следует назвать отток наиболее опытных, квалифицированных преподавателей  в совместные предприятия, кооперативы из-за низ­кой заработной платы. Оставшиеся, чтобы обеспечить нормальный уровень существования своих семей, вынуждены заниматься дополнительными  работами "на стороне". А от этого страдает ка­чество учебного процесса. Ведь при соответствующем материаль­ном стимулировании это же время они могли потратить на индивидуальную  работу со студентами, изучение  новой информации.

Одним из путей улучшения качества подго­товки специалистов является усиление взаимодействия вузов и предприятий. Действующие в настоящее время договорные отно­шения в области целевой подготовки специалистов нуждаются в совершенствовании. В частности, необходима разработка механизма материальной ответственности предприятий и организаций за односторонний разрыв договора, особенно за отказ от уже распределенных в соответствии с заключенным договором выпускников.

Трудности с распределением молодых специалистов могут при­вести к необходимости сокращения набора студентов или даже к закрытию некоторых специальностей, что в соответствии о су­ществующим положением автоматически приведет к сокращению преподавательского состава. Однако не исключено, что через несколько лет вновь возникнет потребность в специалистах дан­ного профиля. Поскольку для становления преподавателей, науч­ных школ требуются долгие года, невозможно в короткий срок восстановить разрушенное, обеспечить требуемый уровень под­готовки кадров.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ