Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья
Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья
Содержание
Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей
квалификации............................................................................................ 6
1.1.
Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов........................................................................................................................................................... 6
1.2.
Маркетинг образовательных услуг...................................................................... 7
1.3.
Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров. 13
1.4.
Проблема качества подготовки специалистов......................................... 16
1.5.
Проблема недостаточной активности
студентов в профессиональном самоопределении................................................................................................................ 24
1.6.
Проблема занятости.................................................................................................... 26
Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей
квалификации на примере Восточного Оренбуржья.............................................. 31
2.1.
Направления, методы исследования регионального рынка труда и формирование
профессиональных планов и намерений молодежи... 31
2.3.
Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди
выпускников девятых и одиннадцатых классов.............................. 39
2.4.
Развитие ситуации на региональном рынке труда, проблемы формирования
спроса-предложения рабочих мест и рабочей силы....................................... 50
Глава 3. Совершенствование подготовки квалифицированных
кадров 59
3.1.
Управление воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов. 59
3.2. Практические предложения по организации воспроизводства
кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье............................................................... 65
3.3.
Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении
перспективных рабочих мест....................................................................................... 69
Заключение............................................................................................... 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 77
Введение
Российское образование вступает в
очередной этап глубоких и сложных качественных изменений во всех своих
институциональных проявлениях — от социокультурных целей до механизмов
организации и управления. Этот этап определен периодом начала реализации
концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской
Федерации.
В настоящее время можно
констатировать, что осуществлен переход от унитарного, единообразного образования
к образованию по выбору. Существенно расширилось применение технологий
развивающего обучения; в работе педагогов перестают доминировать репродуктивные
методы обучения.
Переход к многообразию
образовательных учреждений, усиление дифференциации и индивидуализации
образования позволяют действительно реализовать специфические запросы
обучающихся разнообразных социальных групп и объединений. Обучающиеся и их
родители становятся полноправными субъектами образовательного процесса.
Существенные преобразования
произошли в области управления образованием. Еще недавно управление
образованием строилось по вертикально-иерархической схеме. Децентрализация,
распределение компетенций, регионализация управления, широкое привлечение
общественных структур и развитие программно-целевого метода ознаменовали переход
к гибкой функциональной модели управления образованием в России.
Профессиональное образование России
переживает особенно трудный период. Отказ предприятий от подготовленных
специалистов, от помощи учебным заведениям в укреплении и расширении
материальной базы, от предоставления рабочих мест учащимся для производственной
практики напрямую сказываются на стабильности работы образовательных учреждений
и качестве подготовки квалифицированных кадров и специалистов.
Сегодня учебные заведения
стремятся удовлетворить потребности личности в образовании при том условии, что
человек не обязательно будет работать по данной профессии, но с полученным
образованием сам сможет найти себе применение.
Федеральная политика в области
образования во все большей мере осуществляется с учетом запросов регионов.
Одновременно усиливается и координирующая функция федеральных органов.
Активно разрабатывается проблема
массовой профессионализации молодежи, что подразумевает профориентацию, профдиагностику,
гибкую начальную подготовку.
Необходимо заметить также, что
переход России к рыночной экономике сопровождается кризисом в области
занятости. В связи с этим актуальным является создание нового типа учебных
планов и программ для обучения безработных граждан и незанятого населения,
гибко реагирующих на потребности рынка труда и предусматривающих возможные виды
трансформации квалификации обучаемых.
Тенденция повышения значимости
специальной подготовки выпускников колледжа и вуза, необходимость качественного
роста педагогических кадров ведет к развитию более широкого взгляда на
преемственность подготовки студентов колледжа и вуза, что в свою очередь
вызывает потребность в теоретическом обосновании этого процесса: необходимо
разработать концепцию и стратегию преемственности обучения в колледже и вузе.
Отсюда можно сделать вывод о
том, что проблема разработки теоретических основ преемственности подготовки
специалистов колледжа и вуза, равно как и проблема создания системы
непрерывного профессионального образования, существует, но ни в литературе, ни
в практической деятельности она не решена.
Актуальность исследования
проблем управления воспроизводством трудовых ресурсов в системе высшего
образования определяется следующими причинами:
— необходимостью определения
методологии и методики эффективного управления процессом воспроизводства
трудовых ресурсов в системе высшего образования;
— социальным заказом общества
на создание системы высшего образования в свете требований к качеству трудовых
ресурсов, предъявляемых к ним современной экономикой;
— необходимостью преодоления
недостатков и противоречий существующей системы высшего образования;
— признанием важности создания
целостной системы высшего образования, отвечающей потребностям экономики и гарантирующей
социальную защищенность личности, как средства эффективного управления
процессом воспроизводства трудовых ресурсов;
Тем не менее несмотря на
очевидность и конкретность задачи, стоящей перед высшим образованием, решение
ее не представляется простым в виду наличия ряда противоречий внутри самой
системы образования. Усугубляется положение тем, что сегодня существуют
противоречия, обусловленные корпоративной, ведомственной разобщенностью
образовательных структур, их замкнутостью во многих направлениях деятельности,
как содержательной и организационной, так и кадровой, экономической.
Система подготовки высококвалифицированных специалистов состоит
для учебного заведения из нескольких этапов:
1)
Изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг:
–
определение потребностей рынка в кадрах той или иной
квалификации (по специальностям);
–
прогноз потребности в кадрах на среднесрочный и
долгосрочный период;
–
изучение социальной потребности граждан в получении
образования по той или иной специальности (без привязки к потребности в кадрах
на реальных предприятиях и фирмах региона);
–
итоговое моделирование рыночной ситуации с учетом
динамики ее развития.
2) Организация учебного процесса
в соответствии с государственными стандартами по конкретным специальностям и
требованиями конкретных потребителей.
3) Трудоустройство выпускников и
комплексная работа образовательных учреждений с фирмами региона по
удовлетворению их потребностей в кадрах высшей квалификации на момент выпуска.
В
соответствии с вышеперечисленными этапами можно сформулировать проблемы,
стоящие перед образовательным учреждением и обществом, вообще, в процессе их
партнерства в деле воспроизводства высококвалифицированных специалистов:
1)
развитие маркетинга образовательных услуг;
2)
проблема профессиональной структуры воспроизводства
кадров – определение перечня специальностей,
соответствующего требованиям рынка, которым должны обучаться студенты в данный
момент и в будущем, а также количества студентов по каждой специальности;
3)
обеспечение высокого качества подготовки специалистов;
4)
недостаточный уровень активности студентов в
профессиональном самоопределении, при выходе на рынок труда, для эффективного использования
выпускниками полученных знаний;
5)
низкий уровень занятости, сложившейся на рынке труда.
Рассмотрим более
подробно каждую из упомянутых проблем.
В России активно идущая коммерциализация
образования (в силу льготного налогообложения) определила проблему маркетинга
уже в практическом плане, в том числе - перед
государственными учреждениями [6]. Российская
экономика подошла к "точке маркетинга" так быстро в связи с резким падением
платежеспособного спроса населения и обнищанием предприятий. Вместе с тем
спрос на образование
имеет весьма значительные перспективы для развития по прогнозам на 2000 год НИИ проблем высшей школы. Увеличение приема в
вузы за последние годы в пределах от 10 до 30% по Калининградской, Вологодской,
Тамбовской, Саратовской, Оренбургской области, Алтайскому
и Хабаровскому край: до 102
по Архангельской. Тверской, Тульской,
Волгоградской, Астраханской, Иркутской, Читинской. Амурской и Кемеровской
области. Чувашской, Удмуртской и Коми республики.
Краснодарского и Ставропольского края - подтверждает данный прогноз. С учетом длительности цикла
оказания образовательных услуг недопустимо ждать,
когда этот спрос будет предъявлен в оформленном
виде. К нему надо готовиться, его надо
прогнозировать с учетом региональных и отраслевых сегментов
и особенностей рынка.
Научно-технический прогресс создал небывалые возможности
обогащения рынка; таким образом, родилась
потребность формирования запросов потребителя, соответствующих открывающимся
перспективам; на место рыночной стихии приходит регулирование отношений между
производителями и потребителями, стратегия и тактика маркетинга [5].
Маркетинг, по существу, функционирует как систематическое детализированное,
научно обоснованное изучение, формирование и управление потребительским
спросом, проявляемым на индивидуальном, семейном, групповом, общегражданском
уровнях. Маркетинг можно определить как систему регулирования отношений между
производителем и потребителем в сфере образовательного рынка.
Образовательные услуги характерны также тем, что их потребитель, в
отличие от покупателя товаров, должен обладать определенными личностными
качествами (например, для получения большинства видов профессионального образования нужно
иметь определенный уровень общего образования и т.п.). При этом для получения
бесплатного образования не имеет значения уровень платежеспособности
потребителя данной услуги, что принципиально важно
для покупателя товара.
Важной с точки зрения маркетинга чертой образовательных услуг является
то, что они производятся и потребляются одновременно. В этом смысле они похожи
на услуги, оказываемые учреждениями культуры (просмотр фильма, концерта и
т.п.). Но, в отличие от них, образовательная услуга - это всегда длительный, многоактный
процесс, поддающийся планированию, регулированию и т.д.
Потребитель
образовательной услуги обязательно участвует в производстве этой услуги. Без
его активного интеллектуального участия процесс теряет
смысл. Этот аспект особенно важно учитывать при маркетинговых исследованиях
эффективности предоставляемых бесплатных и обязательных услуг. Если нет
заинтересованности потребителя в таких услугах, результатом бывает, как
правило, лишь пустая растрата средств и видимость бурной деятельности "на
пользу обществу".
Чем маркетинг будет отличаться от традиционного и привычного планирования
в системе государственного образования? Планирование образования как задача
государственных органов управления столкнулось с неразрешимыми проблемами в
силу внутренней противоречивости и усложнения социально-экономических процессов.
Предписанный и регламентированный порядок получения образования, жестко
определяющий жизненный путь человека, наталкивается на неприятие его личностью,
стремящейся к реализации собственной жизненной стратегии, принимаемой в
условиях выбора. Психологическое неприятие людьми планов органов управления, в основу которых часто был положен даже не государственный,
а чисто ведомственный интерес, или надуманные идеологические фетиши, приказы и
т.п., становилось все более очевидным. В условиях рынка человек начинает свой
жизненный путь, следуя естественным обстоятельствам социальной жизни, испытывая
разнообразные экономические, психологические и прочие воздействия социальной
среды. Он сам становится ответственным за свой жизненный путь, выбирая
субъективно предпочтительную возможность, не всегда объективно лучшую для реализации его личностных потенций и соответствующую
потребностям социума, но и не навязанную извне. Таким образом, традиционное
планирование оказывается несостоятельным, что требует обращения органов
управления образованием к методам маркетинга, которые строятся на основе
прогнозирования поведения различных субъектов сферы образовательных услуг.
Маркетинг образовательной сферы должен учитывать противоречивое взаимодействие,
в котором активно проявляют себя следующие субъекты:
- конкретные потребители образовательных услуг, т.е.
семья, первоначально выбирающая условия образования детей с точки зрения направленности,
уровня, содержания, качества, объема дополнительных (кроме государственного
бесплатного минимума) образовательных услуг; в дальнейшем, по мере взросления, таким потребителем, самостоятельно делающим выбор, становится сам молодой человек;
- образовательные учреждения, заинтересованные, как минимум, в сохранении или развитии и расширении объемов
предоставляемых услуг, повышения их качества с целью улучшения условий труда
работников и получении дополнительных источников дохода;
- непосредственные производители образовательных услуг,
т.е. педагоги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании своего
творческого и интеллектуального потенциала, улучшении условий труда и его
оплаты;
- органы управления образованием, чья роль на рынке
образовательных услуг заключается в организационном, финансовом,
содержательном, методическом, кадровом и т.д. обеспечении деятельности
образовательных учреждений государственной (муниципальной) принадлежности, контроле
за соблюдением государственных стандартов образования в образовательных
учреждениях всех форм собственности, создании условий для развития системы
образования в регионе, городе, районе в соответствии с потребностями населения,
хозяйственных субъектов и т.д.;
- хозяйственные субъекты и другие организации,
выступающие в качестве работодателей и заинтересованные в рабочей силе
определенного профиля и качества подготовки, культурного и интеллектуального
уровня, играющие роль конечных (опосредованных) потребителей образовательных
услуг. При этом крупные хозяйственные структуры часто сами имеют
образовательные учреждения в своем подчинении или
ведении, и должны, в перспективе, выступать непосредственными заказчиками тех
или иных образовательных услуг.
Цели
маркетинговой службы органов управления образованием можно определить
следующим образом:
- удовлетворение образовательных потребностей населения
на основе постоянного изучения тенденций их развития;
- наиболее полное и эффективное использование потенциала
образовательных учреждений, отдельных поставщиков и исполнителей образовательных
услуг;
- обеспечение роста объемов и улучшение качества
предоставления образовательных услуг на рынке и получение более высокой
прибыли как предпосылки для дальнейшего развития региональной образовательной
системы;
- управление формированием индивидуальных образовательных
потребностей для сближения их структуры с
потребностями региона, основных субъектов хозяйственной деятельности.
Основными
функциями службы маркетинга органов управления образованием являются:
-
разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов на
основе изучения конъюнктуры, опроса на образовательные услуги, реакции потребителя
на появление новых видов услуг и возможностей их реализации, анализ тенденций
рынка, мнений и требований потребителя;
-
сбор и анализ действующих стандартов, норм и требований,
в том числе международных, в отношении уровня, качества и структуры предоставляемых
образовательных услуг;
-
разработка и установление эффективной системы
взаимодействия маркетинговых подразделений, образовательных учреждений и
управленческих органов, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке образовательных
услуг и тенденций развития образовательных учреждений;
-
методологическое обеспечение маркетинговых подразделений
нижестоящих управленческих органов и образовательных учреждений;
-
отработка системы контроля качества и стандартизации
предоставляемых образовательных услуг;
-
обучение кадров принципам и методам маркетинга,
повышение квалификации работников, выявление творческих личностей и коллективов,
способных к инновационной деятельности;
-
организация рекламно-информационной деятельности;
-
разработка предложений по расширению, открытию
(сокращению, сворачиванию) классов, факультетов,
образовательных учреждений, подготовке специалистов в соответствии с
требованиями рынка и потребностями региона и его субъектов;
-
обоснование необходимости вложений в развитие
образовательных учреждений и их подразделений различных форм собственности;
-
анализ тенденций во взаимоотношениях образовательных учреждений
региона с хозяйственными структурами и органами управления, выработка
соответствующей политики и стратегии [5].
Задачи службы маркетинга:
-
сбор и обработка информации о внешней среде и внутреннем
состоянии системы образования в регионе;
-
проведение прогнозных исследований;
-
разработка стратегических и оперативных прогнозов по
развитию сети образовательных учреждений, структуре предоставляемых услуг, взаимодействии
с потребителями;
-
организация работы по расширению и развитию структуры
предоставляемых в регионе образовательных услуг;
-
организация работы по формированию спроса и
стимулированию сбыта образовательных услуг;
-
налаживание рациональной системы приближения
образовательных услуг к их потребителям.
Для организации службы маркетинга необходимо установить границы прав и
ответственности, вытекающие из закрепленных за ней функций.
Представляется особенно важным, чтобы работники маркетинговых служб
органов управления образованием сумели поставить с головы на ноги отношение к
проблеме бесплатности образования в государственных (муниципальных) учреждениях
образования. На самом деле, как хорошо известно, нигде
ничего бесплатно не бывает. Образовательные услуги уже оплачены их потребителями,
а органы государственного управления вместе с образовательными учреждениями
выступают как посредники, продавцы, поставщики этих услуг. Поэтому и в случае
отношений, возникающих между потребителем и поставщиком
по поводу бесплатных образовательных услуг должна
действовать общая формула маркетинга "покупатель - это король".
Конечно, более сложными являются отношения между непосредственным
исполнителем услуги - учителем, преподавателем и учеником, но эти отношения
регулируются на основе колоссального разнообразия форм и методов, описываемых
педагогической психологией, этикой, многовекового педагогического опыта.
Среди проблем образовательной сферы, стоящих достаточно остро, настоятельно
требующих для своего решения маркетингового
подхода, можно отметить следующие:
-
отсутствие достоверной информации об уровне насыщенности
рынка подобными образовательными услугами;
-
неустойчивость и несформированность
системы образовательных потребностей
населения;
-
неурегулированность отношений между образовательными
учреждениями различных форм собственности;
-
определение минимума и максимума обязательных требований
общества к уровню и качеству образования, механизма осуществления этих требований;
-
определение оптимальных уровней финансирования,
кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в регионе
и его территориях.
Решение этих проблем зависит от темпов организации и развертывания
деятельности маркетинговых служб региональных и территориальных органов управления образованием.
1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров.
Традиционно подготовка специалистов для промышленности в ВУЗах России
была ориентирована на их дальнейшее использование на крупных предприятиях [13].
В последнее десятилетие произошло изменение структуры основных отраслей
промышленности. Все больше появляется малых предприятий.
Переориентирование направленности работы молодых специалистов
должно найти отражение и в учебных программах технических ВУЗов. В зарубежных
ВУЗах такая проблема решается известным способом: к примеру, там готовят
инженера по легкой промышленности, что предполагает возможность его
использования в любом качестве на соответствующем предприятии.
Какую-то попытку изменить систему подготовки специалистов новой формации
сделали путем введения поэтапного обучения: бакалавр, магистр. Однако в результате
анализа производственной деятельности выпускников ведущих ВУЗов легкой
промышленности не удалось найти устойчивой зависимости возможности
использования этих специалистов в малом бизнесе.
Важное значение имеет кадровое обеспечение, а точнее о кадровое наполнение
малых предприятий грамотными, высококвалифицированными и хорошо образованными
специалистами. Ученые и практики, изучающие малое предпринимательство, с
завидным постоянством приводят в течении последних лет такие цифры: в России
насчитывается примерно 900-930 тыс. малых предприятий, в которых занято до 30%
населения страны; на долю МП приходится 12-14% всего производства российских
товаров и объема реализованных услуг [4].
Согласно тех же данных, чуть более 60% количества МП и занятых в них людей
составляет торговля (52%) и бытовое обслуживание (11.2%), где, в принципе,
образовательный уровень, особенно в первом случае, пока еще не играет решающей
роли.
Однако постепенно, хотя и довольно медленно, например, Москва начинает
обустраиваться мини- и супермаркетами. И по мере насыщения рынка товаров
столицы и других крупных и средних городов России товарами из таких стран, как
Турция, Китай, Таиланд, Бангладеш и др., они вынуждены будут обращаться за
покупками в стационарные, современно оборудованные торговые заведения. А это
потребует от их обслуживающего персонала, и в первую очередь, от
управленческого, новых, цивилизованных отношений в исторической
триаде: производитель-продавец-покупатель. Именно при таких отношениях резко
возрастет значение второго звена триады, ибо от него во многом будет зависеть
нахождение и отбор действительно пользующейся на рынке продукции, ее грамотной
и ненавязчивой рекламы потенциальному покупателю. И вот тут уже понадобиться
чисто профессиональное, предпринимательское образование, основанное на знании
элементов маркетинга, научной рекламы, психологии покупателя и многое, многое
другое, чему очень трудно учиться самостоятельно.
Имеются примеры и из сферы, так и не набравшего в России темпы,
фермерского движения. Практика их деятельности свидетельствуют о том, что
фермер должен знать не только как вырастить хороший урожай, но и как и кому его
продать с наибольшей для себя выгодой. И для этого нужны специальные правовые и
экономические знания: как правильно скалькулировать стоимость небольших партий
товаров и услуг, как правильно составить договор на его реализацию и т.п. А
этому их в свое время не учили, т.к. готовили их для крупных предприятий
специалистами широкого профиля.
Поэтому для работы в малом бизнесе требуются, и в значительных количествах,
узкопрофильные специалисты с глубокими знаниями финансов, экономики, права,
менеджмента и маркетинга, и в целом -экономики и управления малого предприятия
и его взаимодействия с различными структурами. Однако в России таких
специалистов не готовят.
Важное значение в решении поставленной проблемы имеет стратегическая региональная
политика в сфере высшего образования. Каждый из 89 регионов России имеет
значительные образовательные, социокультурные, природные, экономические особенности.
С учетом этих особенностей должна развиваться высшая школа в регионах [21].
Говоря о региональной политике в сфере высшего образования прежде всего
необходимо сконцентрировать внимание на подготовке в вузах тех специалистов, в
которых сегодня нуждается регион. В то же время система должна быть достаточно
гибкой, чтобы учитывать постоянно меняющуюся социально-экономическую ситуацию в
стране и регионе. Особенно это важно потому, что сегодня происходит явная
аберрация сознания молодежи: стремление получить хорошее образование, а не
диплом, наличие которого не гарантирует работу, как это было раньше.
Социологическое исследование, проведенное Тюменским международным колледжем
совместно с Тюменским государственным нефтегазовым университетом, показало, что
благополучие человека в СССР обеспечивалось гарантированным распределением после
окончания вуза (62%) и бесплатным образованием (72 %). Опрошенные (73.1%) отметили,
что для достижения успеха в жизни в доперестроечный период очень важно было получить
высшее образование; такое мнение устойчиво и в современных условиях: 59,6 %
респондентов считают важным получить высшее образования для достижения благополучия
в сегодняшней России [21].
Стратегическая региональная политика рассматривается в статье не как
дань моде, а как необходимость, без которой невозможно поступательное движение
экономики, а следовательно, повышение жизненного уровня населения.
Изменить сложившееся положение может позволить только существенная корректировка
направленности обучения.
1.4. Проблема качества подготовки
специалистов.
Ориентация экономики на применение передовой техники и технологии, эффективное управление неразрывно связано
с расширением сферы применения труда высококвалифицированных специалистов. От
этого в значительной степени зависят такие важные показатели
конкурентоспособности, как рост производительности труда, результативность
вложений в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, качество
выпускаемой продукции.
Начало проблемы в обеспечении качества подготовки абитуриентов.
Проведя анализ уровня подготовки абитуриентов, их профессиональной
ориентации, можно заключить, что качество
школьного обучения
не соответствует требованиям ВУЗа по объему и глубине подготовки.
Требуется довузовская подготовка школьников до уровня, достаточного для
поступления и для быстрой адаптации к требованиям высшей школы [24].
К примеру, в Алтайском гос. тех. университете доля абитуриентов, проведших
до-вузовскую подготовку, в наборе составляет от 50 до 75%, возрос конкурс до 2
чел/место, доля юношей в наборе выросла до 50%, снизилось число отчисляемых
студентов на 1-2 курсах [24].
Следует, что
целесообразным является продолжение работы по довузовской подготовке
абитуриентов, а также проведение выездных вступительных экзаменов.
Первые шаги к
рыночной экономике сопровождаются значительным сокращением
занятых на предприятиях
специалистов, особенно экономического профиля [18].
Сокращение числа занятых
в народном хозяйстве должно сопровождаться резким
улучшением их профессиональной подготовки. Однако существующая сегодня
система высшего
образования не может обеспечить в полной мере высокий уровень подготовки кадров. Такое положение обусловлено
рядом причин, как
действовавших ранее, так и возникших в последние годы.
К числу хорошо известных относятся низкий уровень материально-технической базы
вузов; несовершенный
механизм, определения потребности в кадрах, что
привело к деформации профессионально-квалификационной структуры специалистов; высокий расчетный штатный норматив
студентов на одного преподавателя, не позволяющий уделять
достаточное внимание
индивидуальной работе со
студентами; отсутствие заинтересованности и
ответственности предприятий и организаций в рациональном использовании кадров высшей
квалификации.
Происходящие в обществе
преобразования обусловили возникновение новых проблем высшей школы. Прежде всего здесь следует назвать отток наиболее опытных, квалифицированных преподавателей в совместные
предприятия, кооперативы
из-за низкой заработной платы. Оставшиеся, чтобы обеспечить нормальный уровень существования своих семей, вынуждены заниматься дополнительными работами "на
стороне". А от этого страдает качество учебного процесса. Ведь при соответствующем материальном стимулировании это же время они могли
потратить на индивидуальную работу со студентами,
изучение новой информации.
Одним из путей улучшения качества подготовки
специалистов является
усиление взаимодействия вузов
и предприятий. Действующие
в настоящее время договорные отношения
в области целевой подготовки специалистов нуждаются в совершенствовании. В частности, необходима разработка механизма материальной ответственности предприятий и организаций за односторонний
разрыв договора, особенно за
отказ от уже распределенных в соответствии с заключенным договором выпускников.
Трудности с распределением молодых специалистов могут привести к необходимости сокращения набора студентов или даже к
закрытию некоторых специальностей, что в соответствии о существующим положением автоматически приведет к сокращению
преподавательского состава.
Однако не исключено, что через несколько лет вновь
возникнет потребность в специалистах данного профиля. Поскольку
для становления преподавателей, научных школ требуются долгие года,
невозможно в короткий срок восстановить
разрушенное, обеспечить
требуемый уровень подготовки кадров.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|