бесплатные рефераты

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

В связи о этим в качестве одного из на­правлений взаимодействия высшей школы и производства можно предложить участие вузов в определении перспективной потреб­ности в подготовке и переподготовке кадров высшей квалифика­ции для конкретных предприятий [18]. Также представляется необхо­димым объединить усилия предприятий и вузов в адаптация моло­дых специалистов. Важной частью подобной адаптации должна быть обязательная годичная стажировка, которую целесообразно осуществлять путем последовательного назначения на ряд различных должностей по определенной специальности. Контроль за стажировкой и адаптацией молодых специалистов в целом должны осуществлять опытные, квалифицированные специалисты предприятий совместно с преподавателями вузов. Такая система будет способствовать рациональной расстановке кадров и наиболее эф­фективному их использованию.

В системе высшего образования бывшего СССР сложившаяся практика подготовки специалистов имела ряд существенных изъянов. Во-первых, вся система обучения и воспитания студентов была направлена на формирование определенных  необходимых  государству  профессиональных навыков и качеств личности. Во-вторых, развитие самой системы жестко регламентировалось бюрократией. В-третьих, подготовка специалистов не учитывала интересы личности, ее наклонности, потребности в удовлетворении образовательных запросов. И, наконец,   будучи   жестко  регламентированным,   вузовское образование было не способно к саморазвитию, а значит, совершенствовалось  в соответствии с уже сложившимися общественными потребностями, т.е. действовало не в режиме опережения, который определял прогресс, а было обречено на отставание [9].

Целесообразен эволюционный переход от сложившихся форм учебно-воспитательной  и научно-педагогической деятельности к новым. Идеи слома старого, выживание до лучших времен слишком дорого об­ходятся обществу. Они чреваты снижением интеллектуального потенциала  страны на длительный период. Вот почему наиболее приемлемой представляется идея дополнить существующие учебные  программы  новыми,   построенными   на  основе многоуровневой системы подготовки и учитывающими мировой опыт и стандартизацию высшего профессионального образования.

Использование многоуровневой подготовки позволяет внести ряд существенных изменений в государственную политику Российской Федерации в области высшего образования. Во-первых, изменить приоритеты, вместо государства акцент делается на личность, предоставлении ей возможности удовлетворить индивидуальные потребности в образовании. Во-вторых, отстоять суверенность прав личности в выборе вуза, специальности и формы   получения  образования.   В-третьих,   интегрировать российские вузы в мировую систему высшего образования. В-четвертых, обеспечить непрерывность процесса образования и преемственность его ступеней. Как видно, многоуровневая система позволяет ликвидировать изъяны нашей традиционной вузовской системы. Кроме того, она более выгодна и самому государству, ибо позволяет вовлечь в социально-экономическую сферу лиц, прервавших образование на той или иной ступени, в соответствии  с   их   образовательным   уровнем.

Современные процессы в высшем образовании позволяют получить полное высшее профессиональное образование в двух видах: или в виде квалификации "дипломированный специалист" или в виде академической степени магистра. Лица, получающие степень магистра, проходят как бы два этапа: базовое высшее профессиональное образование (бакалавриат) и полное высшее профессиональное образование.

В сложившейся в прошлом системе вузовскою строительства  уже присутствуют элементы многоуровневой системы: учебно-исследовательская работа студентов, курсовое и дипломное проектирование, перевод наиболее способных студентов на индивидуальные планы. Проблема заключается в том, чтобы развернуть все эти формы и методы организации учебно-воспитательного процесса и соответствии с современными реалиями в использовании специалистов с различным уровнем профессионального образования и мировой стандартизации образовательного процесса.

В условиях экономической и  политической нестабильности в  России молодежь не может на равных конкурировать с более опытными работниками и в первую очередь попадает под увольнение [11].

Положение усугубляется еще и тем, что выпускники получают свободные дипломы.    Вследствие отмены в 1990 г. системы государственного централизованного распределения выпускников учебных заведений почти половина из них по окончании высших учебных заведений не в состоянии самостоятельно найти работу, а тем более работу по специальности. Данная группа составляет около 30 % безработной  молодежи, зарегистрированной в центрах занятости.

До недавнего времени профориентации как составной части системы подготовки кадров рабочих и специалистов не   уделяли достаточного внимания. Приводятся данные о том, что в связи с этим на работе по полученным профессиям закреплялись только около 20 % выпускников лицеев (ПТУ), 48 % – окончивших колледж (техникумы), 51 % - институты.

Замечено, также, что учебные программы в высших учебных заведений практически не учитывают требования рынка труда, которые возникают и со временем видоизменяются вследствие экономических и политических преобразований, осуществляемых в стране.

Отчетливо видно, что необходимы перемены в системе образования, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

Система образования должна быть более гибкой, чутко улавливать изменения, происходящие непосредственно на рынке труда, а также в других сферах экономики как на региональном, так и на местном уровне. Учебные программы необходимо постоянно корректировать в соответствии с требованиями рынка, а также с учетом предложений самих предприятий.

В экономике современной России важную роль играет финансово-банковская сфера деятельности. От ее эффективного функционирования в большой степени зависят прогресс экономики, успехи и неудачи проводимых в стране рыночных реформ [25].

Нормальное функционирование и перспективы развития финансово-банковской сферы во многом определяются уровнем профессионализма и компетентности тех специалистов, которые работают в ней.

Обладая глубокими знаниями, они должны быть способны принимать обоснован­ные решения даже в кризисных и экстремальных ситуациях. Таких специалистов сегодня явно не хватает России не только из-за чрезвычайно быстрого расширения финансово-банковских операций и создания множества новых организационных структур, но и потому, что экономические факультеты и вузы, длительное время ориентированные на подготовку кадров для централизованно планируемой эконо­мики, не накопили достаточного опыта подготовки работников, отвечающих тре­бованиям рынка. Если в кратчайшие сроки не изменить эту ситуацию, отрицатель­ные последствия будут неизбежны.

Дефицит высококвалифицированных специалистов, особенно на руководящих по­стах, делает проблему подготовки кадров одной из острейших. Для ее решения нужна соответствующая система образования, которая, должна ор­ганично соединять в себе, с одной стороны, лучшие традиции отечественной выс­шей школы, а с другой — передовой зарубежный опыт, тем более что все условия для этого есть.

Система образования, в том числе финансово-банковского, дли­тельное время была ориентирована на условия хозяйствования, принципиально от­личающиеся от рыночных. Вот почему сегодня задачей первостепенной важности является создание принципиально новой по своему содержанию системы подготовки кадров для финансово-банковского сектора экономики. При этом чем глубже проникают в российскую экономику рыночные основы хозяйствования, тем острее становится необходимость ее решения.

Работа по реформированию существующей системы высшего, в том числе финан­сово-банковского образования, требует глубокого и всестороннего учета междуна­родного опыта, накопленного в этой области. Было бы не только легкомысленно, но и преступно не учесть того, что в экономически развитых странах Запада ры­ночные отношения существуют уже очень давно, в связи с чем система обучения наиболее соответствует рыночной экономике. Россия просто обязана взять все лучшее, что накоплено мировой практикой в области подготовки специалистов с высшим финансово-банковским образованием.

Правда, изучая и стремясь использовать опыт, накопленный другими странами, следует помнить, что практика постижения заграничных новаций сегодня должна претерпеть значительные изменения. В настоящее время изучение и перенесение на российскую почву лишь отдельных элементов международного опыта пред­ставляется явно недостаточным. Нужен системный подход. Ключ к решению этих задач - в переходе на такую систему образования, которая способна обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным мировым стан­дартам в области финансово-банковского образования.

Не редки случаи когда, при наличии свободных рабочих мест, возникают сложности в подборе необходимых кандидатов в следствии низкого качества их подготовки [18].

Высшая школа России, как и других бывших союзных республик, а теперь независимых государств, все сферы их социальной жизни не были готовы к тем­пам и характеру преобразований, которые мы наблюдаем. Поэтому ситуация та­кова, что наряду с новым, интересным проявляется много негативных сторон преобразований. Многие вузы обратились к чисто коммерческим сделкам. Возни­кает проблема: как найти разумную меру соотношения между коммерческими операциями, с одной стороны, и подготовкой специалистов и научной деятель­ностью, т.е. непосредственными задачами вузов, - с другой.

Одним из направлений реформирования российской высшей школы должно являться активное ее включение в мировую образовательную систему. Как и нау­ка, образование по своей сути является интернациональным, оно отражает не только духовный, культурный уровень общества, но и степень адекватности реагирования на прогрессивные изменения, происходящие в деле просвещения.

Решение указанной проблемы видится в широкомасштабном внедрении международного сотрудничества. Современные модели межвузовского и регионального сотрудничества в облас­ти высшего образования радикально пересматриваются. Этому процессу способ­ствуют стремительные события, происходящие в последнее время в мире.

1.5. Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном самоопределении.

В современных  условиях обнаружился дефицит  специалистов, потребность в которых вызвана становлением рынка. Поэтому необхо­димо, чтобы процесс обучения был более  гибким, что стимулировало бы  академическую и профессиональную мобильность  студентов  на рынке образовательных услуг. Необходим новый адаптационный механизм,  с учетом приобретения опыта в области деловой активности [15].

Основы обучения деловой активности должны определяться рядом задач:

1. В сфере обучения - получение знаний по предпринимательской деятельности;

2. В сфере самосознания - осмысление студентами своего индивиду­ального потенциала, формирование осознанной деловой активности;

3. В сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, что должно облегчить решение проблемы будущей занятости студен­тов, их адаптации к рынку.

Подго­товка студентов в любой сфере предпринимательской деятельности требует сочетания теоретических знаний с прикладными разработками и экспериментально-практической их апробацией в реальном учебном процессе.

Важно  учитывать  ряд принципов  при  обучении деловой активности:

- последовательность;

- самообразование;

- интеграцию (синтез всех учебных дисциплин);

- открытость;

- непрерывность.

Процесс обучения должен отличаться доходчивостью, образ­ностью, последовательностью, простотой изложения. Активное обуче­ние должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения "добывать" знания.

Повышение профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении обеспечивается следующим ком­плексом условий [14]:

Формирование информацион­ного поля, включающего:

сведения об активной и перспек­тивной конъюнктуре рынка труда об­ласти, перспективах трудоустройства по конкретным профессиям

банк профессиографических ха­рактеристик профессий региона;

банк данных по учебных и курсо­вым заведениям области все типов;

перечень новых конкурентоспособных  профессий региона профес­сий, рекомендуемых для самозанятос­ти и предпринимательств, редких профессий и народных промыслов;

Обучение умению анализиро­вать профессиональную деятельность, выделять основные признаки, опреде­ляющие структуру и содержание профессионального труда.

Создание условий для апробации молодыми людьми своей дееспособности в разных видах трудовой деятельности, в том числе посредством временной занятости и развития малого бизнеса.

Повышение конкурентоспособ­ности молодежи на рынке труда (об­ретение компьютерной грамотности, обучение стенографии, иностранным языкам и т.д.).

Формирование этих условий будет способствовать по­вышению профессиональной актив­ности молодежи при выходе ее на ры­нок труда.

Как следствие, можно сделать вывод: формирование деловой активности студентов в вузе является важнейшим составляющим при подготовке будущего специалиста. При этом важно учитывать возможности вуза и потребности регионального рынка труда.

1.6. Проблема занятости.

Анализ проблемы занятости в условиях рынка представляется, следующим образом:

Во-первых, переход к рынку невозможен без  обеспечения экономической свободы личности,  без реализации права на свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда.   

Во-вторых, рыночная трансформация  экономики России сопровождается ее структурной  перестройкой, существенным изменением доли  различных отраслей в валовом национальном  продукте. Такая перестройка и требует и создает возможность  интенсификации   процессов трудовой мобильности.   

В-третьих, актуализация проблемы мобильности рабочей силы определяется и усилением  технологических инноваций, без которых решение социально-экономических проблем невозможно [22].   

Вызванные  перечисленными факторами процессы высвобождения работников и трудовые  перемещения носят вынужденный,  стихийный  характер, осуществляются нередко в состоянии  психологического стресса, не  способствуют  обеспечению социальной стабильности общества.

В  этой связи представляются актуальными  проблемы  создания модели  адаптационного  механизма занятости, направленного на социальную  поддержку высвобождаемых  работников, рациональное использование их трудового  потенциала, формирование ценностных ориентаций, мотивов их поведения.   

В условиях становления рынка формирование нового механизма занятости требует трансформирования  и включения его регулятивных  возможностей. Разработка теоретической модели адаптационного механизма может способствовать разрешению целого ком­плекса проблем в сфере труда и занятости.

Таким образом, проблема занятости связывается, в основном, с особенностями формирования рынка. Решение проблемы видится в реализации сложной схемы адаптационного механизма, в которую в частности входят:

трудовая мобильность, под которой понимается изменение трудового статуса, переход занятого в незанятого, неквалифицированного  в квалифицированного, заня­того неполное рабочее время в частично занято­го.

система стратегических направлений. Его основу составляют комплексные поведенческие модели, возможные  в  новых  экономических условиях.

система косвенного  воздействия на механизм адаптации.

Экономические циклы можно рассматривать как причину качественных из­менений в структуре занятости населения и процессе движения кадров, уровня занятости и безработицы.

Выделяют аграрный, индустриальный и сервисный (инфраструктурный) типы занятости, как исторически обусловленные и сменяющие друг друга в ходе экономической эволюции.

Если на индустриальной стадии развития повышение уровня доходов на душу населения обеспечивалось тиражированием ин­дустриальных технологий, то переход к информационной цивилизации основан на опережающем развитии и саморазвития индиви­да. Позитивные изменения качественных характеристик "человеческого  капитала" должны опережать количественный рост населения и совершенствование средств производства.

Одной из возможных моделей реформирования сферы занятости могла бы стать модель, основанная на "полюсах долгосрочного ро­ста". Производственная и социальная инфраструктура, форми­рующийся рынок услуг могли бы образовать "первую волну" ре­формирования.

Во-первых, рынок услуг в настоящее время существует в значи­тельной степени за счет латентных и налогонеоблагаемых форм, и уже сложились отдельные его сегменты.

Во-вторых, в этой сфере сохранился неудовлетворенный спрос населения и предприятий в сервисных услугах.

В-третьих, этот сектор наиболее восприимчив к инновациям, а сейчас имеется уникальный исторический шанс привлечь в него наиболее квалифицированные и молодые кадры. Ситуация на рын­ке труда такова, что выпускники вузов часто не находят работы.

Сфера занятости представляет собой не одно­родное монопространство, а полицентрическую региональную структуру. Причем типологические межрегиональные различия часто выступают более ярко выраженными, чем межстрановые.

Децентрализация регулирования в системе "центр - периферия" призвана активизировать региональную политику занятости и освободить, а может быть, сформировать социальную базу реформ в "глубинке". Речь идет о переходе от индустриальной модели за­нятости к инфраструктурной и создании адекватных механизмов, форм управления, типов поведения, а также стратегических преоб­разований в структуре экономических элит. Необходимо учиты­вать и такие моменты, как формирование новых ценностей, ориен­тация на активную личность в хозяйственной системе, укрепление духа предпринимательства, поддержка ключевых социальных групп, наиболее восприимчивых к инновациям, которые при созда­нии благоприятных условий формируют потенциал реформирова­ния, укрепление института профессионального менеджмента.

Таким образом, если рассматривать сферу занятости, как ре­формируемую систему с позиций глобальной схемы "ядро - перифе­рия", то можно сделать вывод о том, что модернизацию необходи­мо начинать не с ядра, а с периферии, а точнее тех ее сегментов, которые несут в себе потенциал стратегического развития.

Существует серьезная проблема: рез­кое высвобождение работников по причине спада именно тех производств, чья  продукция имеет наибольшую потребность в экономике на­родного хозяйства [19]. Речь идет о заводах строительных материалов, ре­зиновых изделий, переобрабатывающих  предприятий пищевой промышленности. При  этом высвобождаются не излишки рабочей силы, а именно ква­лифицированные рабочие кадры.

Необходимо создать компьютерные взаимосвязанные  модемные системы для исследования  и  анализа состояния рынка труда на разных иерархиях, выработке управленческих решений, прогнозирования рынка труда.

Быстрое индустриальное развитие общества является одной из причин появления проблемы занятости [2].

Проблема занятости занимает одно из центральных мест для большинства категорий наемных работников.

Образуются как бы два рынка труда. На первом представлены высококвалифицированные специалисты и рабочие, обслуживающие новейшую технику и получающие сравнительно высокую зарплату. На другом сосредоточены обладатели    устаревших    профессий,    низкооплачиваемые    категории малоквалифицированных трудящихся. Именно эти работники составляют в западноевропейских странах ядро застойной безработицы (более 1 года), если в 1985г. доля таких безработных составляла 0,9% экономически активного населения, то в 1993г. - 4,7%, а в 1994г. - 6,6%. В процессе структурного кризиса образовался так называемый «under class» - компактный социальный слой с надорванными общественными связями, состоящий из бывших рабочих.

Обратим внимание на проблему занятости в конкретном регионе Восточной Сибири.

Подход к решению возникающих сложностей видится в формировании концепции устойчивого развития региона, при этом придавая первостепенное значение гармоничному сочетанию человека с природой в аспекте его жизнедеятельности.

В частности отмечается, что особое звучание данная проблема получает в регионах, имею­щих уникальные крупномасштабные природные объекты, что, в частности, наблюдается в Восточной Сибири, где задачи хозяй­ственного освоения региона столкнулись с байкальской проблемой. Предприятия лесопромышленного комплекса, в первую очередь, два целлюлозных комбината, построенные в начале 60-х гг. на Байкале, дают, по оценкам специалистов, 60% совокупных антропогенных  загрязнений бассейна данного озера. Но лесопромыш­ленный комплекс - один из базовых в экономике региона - обеспе­чивает занятость трети трудоспособного населения и заметные по­ступления в местный бюджет.

Высшим критерием занятости населения, ориентированной на обеспечение устойчивого развития, является формирование человека  экологического. Последний уже не является личным фактором производства даже с поправкой на рациональное поведение, а выступает  специфическим потребителем условий производства. Это потребление происходит постольку, поскольку оно обеспечивает гармонию человека с природой, здоровые условия жизнедеятельности.

По данным обследования Госкомстата России работники низ­кой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место. Удельный вес безработных без профес­сионального образования (имеющих среднее общее и ниже) увели­чится с 28% в 1995 г. до 47% в 1999 г. 

Первостепенное значение при­обретает проблема получения общего образования, обучения но­вым профессиям, повышения квалификации. В наибольшей степени с трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком про­фессиональных знаний и опыта сталкивается молодежь. Уже сейчас население в возрасте до 30 лет имеет более низкий показатель по всем видам образования, в том числе и общего среднего, чем стар­шие возрастные группы. Данное положение осложняет возмож­ность приобретения приемлемой профессии.

Региональные проблемы Восточной Сибири созвучны с аналогичными проблемами, возникающими в регионах Восточного Оренбуржья.

Анализ всех вышеперечисленных проблем приводит к необходимости их более детального изучения в Восточном регионе Оренбургской области с целью выяснения общих закономерностей развития регионального рынка труда и выработки оптимальных решений при планировании воспроизводства трудовых ресурсов высшего звена (ВТРВЗ) и управлении этим процессом.

Построение теории менеджмента в ВТРВЗ в Восточном Оренбуржье   является одной из задач настоящей дипломной работы.


Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

2.1. Направления, методы исследования регионального рынка труда и формирование профессиональных планов и намерений молодежи.

В данной главе нами производилось практическое исследование регионального рынка труда по следующим направлениям:


–       Сравнение показателей, характеризующих человеческие ресурсы Восточного Оренбуржья с  Россией в целом и развитыми странами в 1998г.

–       Структура образовательной ориентации выпускников школ;

–       Социальное самочувствие абитуриентов;

–       Оценка престижа профессий выпускниками школ;

–       Рейтинг реально выбираемых профессий;

–       Мотивы выбора профессии абитуриентами;

–       Факторы, влияющие на выбор профессии выпускниками школ;

–       Уровень занятости в г.Орске;

–       Потребность предприятий Восточного Оренбуржья в кадрах;

–       Результат трудоустройства выпускников  вузов в Восточном Оренбуржье;

–       Структура незанятых (безработных) в Восточном Оренбуржье.


В качестве методики исследования использовались:

–       социологический опрос школьников (9,11кл.);

–       выборочный опрос граждан;

–       экспертно-аналитический метод.

Качественное обновление нашего общества предполагает существенные изменения в системе управления образованием, ориентирует на реализацию наиболее целесообразных способов получения образования, которые могут быть выражены  в  форме  социального  (общественного),  коллективного,  индивидуального заказов на образовательные услуги. Социальным заказчиком на подготовку учащихся общеобразовательной школы, средних и высших профессиональных учебных заведении, переподготовку кадров и непрерывное повышение их квалификации выступает все наше общество: учащиеся, родители, социальные группы и классы, организации и предприятия.                  

Социальные заказы на образование можно условно разделить на общественный, региональный, коллективный и индивидуальный.

Общественный заказ определяется объективно существующей на каждом этапе развития потребностью в образовании, всестороннем развитии личности. В соответствии с социальным заказом решается вопрос о приоритете развития образования в стране, конкретизируются целевые установки и требования к объему и содержанию образования с учетом выявленных потребностей общества в образовательных.

Региональный заказ на образование представляется в количественном и качественном выражении. В первом из них фиксируются потребности в кадрах всех сфер народного хозяйства региона. Качественная характеристика содержит квалификационные   требования   к   уровню   общеобразовательной   и профессиональной   подготовки   кадров.   Это   позволяет   уточнить   и скорректировать структуру и содержание образовательных программ, типы и виды образовательных учреждений, сроки, формы и методы обучения. Цели образования в регионе определяются государственными и региональными потребностями. Задачей же органов управления становится их достижение с помощью определенных средств в установленные сроки.

Назовем основные функции, реализуемые на региональном уровне управления:

• учетно-расчетная (выявление всех ресурсов региона и нормативное их распределение);

• структурно-инвестиционная (распределение средств в соответствии с заказом);

• достижение сбалансированности системы образования и ее соответствие потребностям народного хозяйства;

• информационно-аналитическая (обеспечение обратной связи на основе анализа информации о выполнении регионального заказа на образование);

• программно-методическое   обеспечение   образования   в   регионе (разработка его содержания в соответствии с квалификационными требованиями).

Среди других сквозных функций отметим планирование и прогнозирование, нормирование ресурсов для всех звеньев образования, анализ качества подготовки выпускников учебных заведений; программно-методическое и материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку кадров по всем направлениям, оценку качества подготовки выпускников и уровня квалификации педагогических кадров.

Коллективные и индивидуальные заказы обусловлены различием образовательных потребностей учащихся, родителей, социальных групп, общественных организаций и необходимостью удовлетворения индивидуальных образовательно-воспитательных интересов и потребностей личности, склонностей и способностей человека. Такие заказы на более разностороннюю, углубленную и дифференцированную подготовку обеспечиваются за счет дополнительных вкладов средств государственных и общественных организаций, кооперативов, профессиональных обществ, союзов, добровольных взносов отдельных граждан и других поступлений из разных источников.

Поступательное развитие всей сферы образования должно быть обеспечено путем перестройки существующего механизма управления народным образованием. Система общего, профессионального и среднего специ­ального образования в условиях перехода к рыночным отношениям должна быть преобразована   в   саморегулирующую   систему,   которая   могла   бы приспосабливаться к изменяющимся условиям в обществе. При этом, она должна являться   своеобразным   катализатором   тех   социально-экономических преобразований, которые происходят с кадровым потенциалом в Российской Федерации.

Главной задачей управления этим процессом является сохранение и развитие интеллектуального, культурного, экономического потенциала региона (в данной дипломной работе – Восточного региона Оренбургской области). Для стабилизации и дальнейшего развития образования необходимо увязать его с социально-экономическими изменениями всего общества и, конечно, данного региона, с учетом реальных потребностей различных типов учебных заведении в кадрах. Чтобы учебные заведения выдержали конкуренцию, руководители органов образования должны владеть ситуацией в регионе, располагать объективной и надежной информацией о движении рабочей силы, о потребности рабочих по определённым профессиям, уровне их квалификации, об обучении безработных и др.

Решение задачи сохранения и развития кадрового потенциала требует принятия незамедлительных мер по реорганизации управления этими процессами, поскольку для структуры российского рынка труда в настоящее время характерны значительное уменьшение численности экономи­чески активного населения, рост "горизонтальной" миграции между отраслями народного хозяйства. В ряде регионов доля специалистов высокой квалификации в общем числе безработных достигает 60%, а начиная с 1993 г. среди них впервые появились выпускники общеобразовательной и профессиональной школы.

Даже эти, весьма ориентировочные, данные позволяют оценить глубину изменений, которые происходят с человеческими ресурсами с их подготовкой к труду в стране, и в Восточном Оренбуржье, в частности. В конце 1993 г. практически разрушились прежние административно закрепленные связи между профессиональной школой и профессиональным трудом.

Уже в 1994 г. по России в целом более 50% выпускников вузов, до 68% выпускников средней и до 80% выпускников начальной профессиональной школы оказались нетрудоустроенными; без работы и учебы остались примерно 500 тыс. девятиклассников ([3], стр.63-65).

В России ежегодно теряется более 1 млн. выпускников различных звеньев общеобразовательной и профессиональной школы.

Этот процесс, к сожалению, имеет кумулятивный характер, и число нетрудоустроенной молодежи возрастает год от, года, ослабляя профессиональный потенциал российской экономики и снижая качество жизни россиян.

Таблица 2.1.

Показатели, характеризующие человеческие ресурсы Восточного Оренбуржья, России в целом и развитых стран в 1998г.


Восточное Оренбуржье
Россия в целом
Развитые страны

Госсектор в экономике, %

»13

<25

<20

Профессиональная миграция, %

>30

>25

10-12

Безработные (офиц. данные), %

0,9

2,7

4

Средняя длительность образования, лет

11,5

11,5

12,9

Средний интервал повышения

Квалификации, лет

6

6

2-3

Степень трудоустройства

выпускников, %

<50

<50

>95

Хотят работать по специальности, %

40-45

<20

>80

Хотят продолжить

профессиональную учебу, %

<10

<15

>60

Испытывают постоянный стресс[1], %

>50

>50

20-30


Госсектор занимает около 13% в экономике Восточного Оренбуржья. Более низкий процент по сравнению с общероссийским значением обусловлен наличием в самых крупных городах региона градообразующих промышленных предприятий, которые имеют большой перевес в экономике Восточного Оренбуржья. В связи со сложной обстановкой на этих предприятиях, наблюдается кризисное положение среди трудового населения региона, а посему желающих продолжить профессиональное обучение <10%, что ниже на 5% среднероссийского значения. Повышенный процент профессиональной миграции в Восточном Оренбуржье  (см. табл.2.1.) объясняется непосредственной близостью с границей Казахстана.  Процент желающих продолжить профессиональное обучение равен 10%, что на 5% меньше общероссийского значения.

Нужно сказать, что разрушение связей между профессиональной школой и профессиональным трудом имеет не только экономические, но и криминальные последствия. Исследования, проведенные в 1993-1995 г., показали, что этот разрыв отразился и на психологическом состоянии молодежи: значительно возросло ощущение неопределенности. На этом фоне отмечено ослабление чувства собственного достоинства, уверенности в завтрашнем дне, когда нет профессиональной  и личностной перспективы.

Исследования вопросов трудоустройства выпускников дневных отделений колледжей и высших учебных заведений Восточного Оренбуржья  это наглядно подтверждают (см. табл.2.2.).

Таблица 2.2.

Результаты трудоустройства выпускников Восточного Оренбуржья в 1998г.

Выпускники

Специальность

% трудоустройства

Вузов

Экономическая

80

Юридическая

Техническая

30

Иная

20

Колледжей

Экономическая

10

Юридическая

50

Техническая

20

Иная

20

В 1998 г. только 30% выпускников вузов региона с техническими специальностями смогли трудоустроиться по специальности, 80% – с экономическими специальностями. Выпускников с высшим юридическим образованием в регионе пока нет. Выпускников колледжей, трудоустроенных по техническим специальностям составило около 20%, по юридическим – 50%, экономистов – 10%.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ