Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья
В связи о этим в качестве одного из направлений
взаимодействия высшей школы
и производства можно предложить участие вузов в определении перспективной потребности
в подготовке и переподготовке кадров высшей квалификации для
конкретных предприятий [18]. Также
представляется необходимым объединить усилия предприятий и вузов в адаптация молодых специалистов.
Важной частью подобной адаптации должна быть обязательная годичная стажировка, которую целесообразно осуществлять путем последовательного
назначения на ряд различных должностей по
определенной специальности.
Контроль за стажировкой и адаптацией молодых специалистов в целом должны осуществлять опытные, квалифицированные специалисты предприятий совместно с преподавателями вузов. Такая система будет способствовать
рациональной расстановке кадров и наиболее эффективному
их использованию.
В системе высшего образования бывшего СССР сложившаяся практика
подготовки специалистов имела ряд существенных изъянов. Во-первых, вся система
обучения и воспитания студентов была направлена на формирование определенных
необходимых государству профессиональных навыков и качеств личности.
Во-вторых, развитие самой системы жестко регламентировалось бюрократией.
В-третьих, подготовка специалистов не учитывала интересы личности, ее
наклонности, потребности в удовлетворении образовательных запросов. И,
наконец, будучи жестко регламентированным, вузовское образование было не
способно к саморазвитию, а значит, совершенствовалось в соответствии с уже
сложившимися общественными потребностями, т.е. действовало не в режиме
опережения, который определял прогресс, а было обречено на отставание [9].
Целесообразен эволюционный переход от сложившихся форм
учебно-воспитательной и научно-педагогической деятельности к новым. Идеи слома
старого, выживание до лучших времен слишком дорого обходятся обществу. Они
чреваты снижением интеллектуального потенциала страны на длительный период.
Вот почему наиболее приемлемой представляется идея дополнить существующие
учебные программы новыми, построенными на основе многоуровневой системы
подготовки и учитывающими мировой опыт и стандартизацию высшего
профессионального образования.
Использование многоуровневой подготовки позволяет внести ряд существенных
изменений в государственную политику Российской Федерации в области высшего образования.
Во-первых, изменить приоритеты, вместо государства акцент делается на личность,
предоставлении ей возможности удовлетворить индивидуальные потребности в образовании.
Во-вторых, отстоять суверенность прав личности в выборе вуза, специальности и
формы получения образования. В-третьих, интегрировать российские вузы в
мировую систему высшего образования. В-четвертых, обеспечить непрерывность
процесса образования и преемственность его ступеней. Как видно, многоуровневая
система позволяет ликвидировать изъяны нашей традиционной вузовской системы.
Кроме того, она более выгодна и самому государству, ибо позволяет вовлечь в
социально-экономическую сферу лиц, прервавших образование на той или иной
ступени, в соответствии с их образовательным уровнем.
Современные процессы в высшем образовании позволяют получить полное
высшее профессиональное образование в двух видах: или в виде квалификации
"дипломированный специалист" или в виде академической степени
магистра. Лица, получающие степень магистра, проходят как бы два этапа: базовое
высшее профессиональное образование (бакалавриат) и полное высшее
профессиональное образование.
В сложившейся в прошлом системе вузовскою
строительства уже присутствуют элементы многоуровневой системы: учебно-исследовательская работа студентов, курсовое и дипломное проектирование, перевод наиболее способных студентов на индивидуальные планы. Проблема
заключается в том, чтобы развернуть все эти формы и методы
организации учебно-воспитательного процесса и соответствии с современными реалиями в использовании специалистов с различным уровнем профессионального образования и мировой
стандартизации образовательного
процесса.
В условиях экономической и политической нестабильности в России
молодежь не может на равных конкурировать с более опытными работниками и в
первую очередь попадает под увольнение [11].
Положение усугубляется еще и тем, что выпускники получают свободные
дипломы. Вследствие отмены в 1990 г. системы государственного централизованного
распределения выпускников учебных заведений почти половина из них по окончании
высших учебных заведений не в состоянии самостоятельно найти работу, а тем более
работу по специальности. Данная группа составляет около 30 % безработной
молодежи, зарегистрированной в центрах занятости.
До недавнего времени профориентации как составной части системы
подготовки кадров рабочих и специалистов не уделяли достаточного внимания.
Приводятся данные о том, что в связи с этим на работе по полученным профессиям
закреплялись только около 20 % выпускников лицеев (ПТУ), 48 % –
окончивших колледж (техникумы), 51 % - институты.
Замечено, также, что учебные программы в высших учебных заведений
практически не учитывают требования рынка труда, которые возникают и со
временем видоизменяются вследствие экономических и политических преобразований,
осуществляемых в стране.
Отчетливо видно, что необходимы перемены в системе образования, которые
способствовали бы повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда.
Система образования должна быть более гибкой, чутко улавливать изменения,
происходящие непосредственно на рынке труда, а также в других сферах экономики
как на региональном, так и на местном уровне. Учебные программы необходимо
постоянно корректировать в соответствии с требованиями рынка, а также с учетом
предложений самих предприятий.
В экономике современной России важную роль играет финансово-банковская
сфера деятельности. От ее эффективного функционирования в большой степени
зависят прогресс экономики, успехи и неудачи проводимых в стране рыночных реформ [25].
Нормальное функционирование и перспективы развития финансово-банковской
сферы во многом определяются уровнем профессионализма и компетентности тех
специалистов, которые работают в ней.
Обладая глубокими знаниями, они должны быть способны принимать обоснованные
решения даже в кризисных и экстремальных ситуациях. Таких специалистов сегодня
явно не хватает России не только из-за чрезвычайно быстрого расширения
финансово-банковских операций и создания множества новых организационных
структур, но и потому, что экономические факультеты и вузы, длительное время
ориентированные на подготовку кадров для централизованно планируемой экономики,
не накопили достаточного опыта подготовки работников, отвечающих требованиям
рынка. Если в кратчайшие сроки не изменить эту ситуацию, отрицательные
последствия будут неизбежны.
Дефицит высококвалифицированных специалистов, особенно на руководящих постах,
делает проблему подготовки кадров одной из острейших. Для ее решения нужна соответствующая
система образования, которая, должна органично соединять в себе, с одной
стороны, лучшие традиции отечественной высшей школы, а с другой — передовой зарубежный
опыт, тем более что все условия для этого есть.
Система образования, в том числе финансово-банковского, длительное время
была ориентирована на условия хозяйствования, принципиально отличающиеся от
рыночных. Вот почему сегодня задачей первостепенной важности является создание
принципиально новой по своему содержанию системы подготовки кадров для
финансово-банковского сектора экономики. При этом чем глубже проникают в
российскую экономику рыночные основы хозяйствования, тем острее становится
необходимость ее решения.
Работа по реформированию существующей системы высшего, в том числе финансово-банковского
образования, требует глубокого и всестороннего учета международного
опыта, накопленного в этой области. Было бы не только легкомысленно, но и
преступно не учесть того, что в экономически развитых странах Запада рыночные
отношения существуют уже очень давно, в связи с чем система обучения наиболее
соответствует рыночной экономике. Россия просто обязана взять все лучшее, что
накоплено мировой практикой в области подготовки специалистов с высшим
финансово-банковским образованием.
Правда, изучая и стремясь использовать опыт, накопленный другими
странами, следует помнить, что практика постижения заграничных новаций сегодня
должна претерпеть значительные изменения. В настоящее время изучение и
перенесение на российскую почву лишь отдельных элементов международного опыта
представляется явно недостаточным. Нужен системный подход. Ключ к решению этих
задач - в переходе на такую систему образования, которая способна обеспечить
подготовку специалистов, отвечающих современным мировым стандартам в области
финансово-банковского образования.
Не редки случаи когда, при наличии свободных рабочих мест, возникают
сложности в подборе необходимых кандидатов в следствии низкого качества их подготовки [18].
Высшая школа России, как и других бывших союзных республик, а теперь
независимых государств, все сферы их социальной жизни не были готовы к темпам
и характеру преобразований, которые мы наблюдаем. Поэтому ситуация такова, что
наряду с новым, интересным проявляется много негативных сторон преобразований.
Многие вузы обратились к чисто коммерческим сделкам. Возникает проблема: как
найти разумную меру соотношения между коммерческими операциями, с одной
стороны, и подготовкой специалистов и научной деятельностью, т.е.
непосредственными задачами вузов, - с другой.
Одним из направлений реформирования российской высшей школы должно
являться активное ее включение в мировую образовательную систему. Как и наука,
образование по своей сути является интернациональным, оно отражает не только
духовный, культурный уровень общества, но и степень адекватности реагирования
на прогрессивные изменения, происходящие в деле просвещения.
Решение указанной проблемы видится в широкомасштабном
внедрении международного сотрудничества. Современные модели межвузовского и регионального
сотрудничества в области высшего образования радикально пересматриваются.
Этому процессу способствуют стремительные события, происходящие в последнее
время в мире.
1.5. Проблема недостаточной активности
студентов в профессиональном самоопределении.
В современных условиях обнаружился дефицит специалистов, потребность в
которых вызвана становлением рынка. Поэтому необходимо, чтобы процесс обучения
был более гибким, что стимулировало бы академическую и профессиональную
мобильность студентов на рынке образовательных услуг. Необходим новый
адаптационный механизм, с учетом приобретения опыта в области деловой
активности [15].
Основы обучения деловой активности должны определяться рядом задач:
1. В сфере обучения - получение знаний по предпринимательской деятельности;
2. В сфере самосознания - осмысление студентами своего индивидуального
потенциала, формирование осознанной деловой активности;
3. В сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, что
должно облегчить решение проблемы будущей занятости студентов, их адаптации к
рынку.
Подготовка студентов в любой сфере предпринимательской деятельности
требует сочетания теоретических знаний с прикладными разработками и
экспериментально-практической их апробацией в реальном учебном процессе.
Важно учитывать ряд принципов при обучении деловой активности:
- последовательность;
- самообразование;
- интеграцию (синтез всех учебных дисциплин);
- открытость;
- непрерывность.
Процесс обучения должен отличаться доходчивостью, образностью, последовательностью,
простотой изложения. Активное обучение должно быть направлено не на запоминание
и воспроизведение, а на формирование умения "добывать" знания.
Повышение профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном
самоопределении обеспечивается следующим комплексом условий [14]:
Формирование
информационного поля, включающего:
сведения об активной и перспективной конъюнктуре рынка труда области,
перспективах трудоустройства по конкретным профессиям
банк профессиографических характеристик профессий региона;
банк данных по учебных и курсовым заведениям области все типов;
перечень новых конкурентоспособных профессий региона профессий, рекомендуемых
для самозанятости и предпринимательств, редких профессий и народных промыслов;
Обучение умению анализировать профессиональную деятельность, выделять
основные признаки, определяющие структуру и содержание профессионального
труда.
Создание условий для апробации молодыми людьми своей дееспособности в разных
видах трудовой деятельности, в том числе посредством временной занятости и развития
малого бизнеса.
Повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда (обретение
компьютерной грамотности, обучение стенографии, иностранным языкам и т.д.).
Формирование этих условий будет способствовать повышению профессиональной
активности молодежи при выходе ее на рынок труда.
Как следствие, можно сделать вывод: формирование деловой активности
студентов в вузе является важнейшим составляющим при подготовке будущего
специалиста. При этом важно учитывать возможности вуза и потребности регионального
рынка труда.
Анализ проблемы
занятости в условиях рынка представляется, следующим образом:
Во-первых, переход к рынку невозможен без обеспечения экономической
свободы личности, без реализации права на свободный выбор профессии, сферы и
места приложения труда.
Во-вторых, рыночная трансформация экономики России сопровождается ее
структурной перестройкой, существенным изменением доли различных отраслей в
валовом национальном продукте. Такая перестройка и требует и создает
возможность интенсификации процессов трудовой мобильности.
В-третьих, актуализация проблемы мобильности рабочей силы определяется и
усилением технологических инноваций, без которых решение социально-экономических
проблем невозможно [22].
Вызванные перечисленными факторами процессы высвобождения работников и
трудовые перемещения носят вынужденный, стихийный характер, осуществляются нередко
в состоянии психологического стресса, не способствуют обеспечению социальной
стабильности общества.
В этой связи представляются актуальными проблемы создания модели
адаптационного механизма занятости, направленного на социальную поддержку
высвобождаемых работников, рациональное использование их трудового
потенциала, формирование ценностных ориентаций, мотивов их поведения.
В условиях становления рынка формирование нового механизма занятости
требует трансформирования и включения его регулятивных возможностей.
Разработка теоретической модели адаптационного механизма может способствовать
разрешению целого комплекса проблем в сфере труда и занятости.
Таким образом, проблема занятости связывается, в основном, с особенностями
формирования рынка. Решение проблемы видится в реализации сложной схемы адаптационного
механизма, в которую в частности входят:
трудовая мобильность, под которой понимается изменение трудового статуса,
переход занятого в незанятого, неквалифицированного в квалифицированного, занятого
неполное рабочее время в частично занятого.
система стратегических направлений. Его основу составляют комплексные поведенческие
модели, возможные в новых экономических условиях.
система косвенного воздействия на механизм адаптации.
Экономические циклы можно рассматривать как причину качественных изменений
в структуре занятости населения и процессе движения кадров, уровня занятости и
безработицы.
Выделяют аграрный, индустриальный и сервисный (инфраструктурный) типы занятости,
как исторически обусловленные и сменяющие друг друга в ходе экономической
эволюции.
Если на индустриальной стадии развития повышение уровня доходов на душу
населения обеспечивалось тиражированием индустриальных технологий, то переход
к информационной цивилизации основан на опережающем развитии и саморазвития
индивида. Позитивные изменения качественных характеристик "человеческого
капитала" должны опережать количественный рост населения и
совершенствование средств производства.
Одной из возможных моделей реформирования сферы занятости могла бы стать
модель, основанная на "полюсах долгосрочного роста". Производственная
и социальная инфраструктура, формирующийся рынок услуг могли бы образовать
"первую волну" реформирования.
Во-первых, рынок услуг в настоящее время существует в значительной
степени за счет латентных и налогонеоблагаемых форм, и уже сложились отдельные
его сегменты.
Во-вторых, в этой сфере сохранился неудовлетворенный спрос населения и
предприятий в сервисных услугах.
В-третьих, этот сектор наиболее восприимчив к инновациям, а сейчас
имеется уникальный исторический шанс привлечь в него наиболее квалифицированные
и молодые кадры. Ситуация на рынке труда такова, что выпускники вузов часто не
находят работы.
Сфера занятости представляет собой не однородное монопространство, а
полицентрическую региональную структуру. Причем типологические межрегиональные
различия часто выступают более ярко выраженными, чем межстрановые.
Децентрализация регулирования в системе "центр - периферия"
призвана активизировать региональную политику занятости и освободить, а может
быть, сформировать социальную базу реформ в "глубинке". Речь идет о
переходе от индустриальной модели занятости к инфраструктурной и создании адекватных
механизмов, форм управления, типов поведения, а также стратегических преобразований
в структуре экономических элит. Необходимо учитывать и такие моменты, как
формирование новых ценностей, ориентация на активную личность в хозяйственной
системе, укрепление духа предпринимательства, поддержка ключевых социальных
групп, наиболее восприимчивых к инновациям, которые при создании благоприятных
условий формируют потенциал реформирования, укрепление института профессионального
менеджмента.
Таким образом, если рассматривать сферу занятости, как реформируемую
систему с позиций глобальной схемы "ядро - периферия", то можно
сделать вывод о том, что модернизацию необходимо начинать не с ядра, а с
периферии, а точнее тех ее сегментов, которые несут в себе потенциал стратегического
развития.
Существует серьезная проблема: резкое высвобождение работников по
причине спада именно тех производств, чья продукция имеет наибольшую потребность
в экономике народного хозяйства [19]. Речь идет о
заводах строительных материалов, резиновых изделий, переобрабатывающих
предприятий пищевой промышленности. При этом высвобождаются не излишки рабочей
силы, а именно квалифицированные рабочие кадры.
Необходимо создать компьютерные взаимосвязанные модемные системы для исследования
и анализа состояния рынка труда на разных иерархиях, выработке управленческих
решений, прогнозирования рынка труда.
Быстрое индустриальное развитие общества является одной из причин появления
проблемы занятости [2].
Проблема занятости занимает одно из центральных мест для большинства
категорий наемных работников.
Образуются как бы два рынка труда. На первом представлены высококвалифицированные
специалисты и рабочие, обслуживающие новейшую технику и получающие сравнительно
высокую зарплату. На другом сосредоточены обладатели устаревших профессий,
низкооплачиваемые категории малоквалифицированных трудящихся. Именно эти
работники составляют в западноевропейских странах ядро застойной безработицы
(более 1 года), если в 1985г. доля таких безработных составляла 0,9%
экономически активного населения, то в 1993г. - 4,7%, а в 1994г. - 6,6%. В
процессе структурного кризиса образовался так называемый «under class» -
компактный социальный слой с надорванными общественными связями, состоящий из
бывших рабочих.
Обратим внимание на проблему занятости в конкретном регионе Восточной Сибири.
Подход к решению возникающих сложностей видится в формировании концепции
устойчивого развития региона, при этом придавая первостепенное значение
гармоничному сочетанию человека с природой в аспекте его жизнедеятельности.
В частности отмечается, что особое звучание данная проблема получает в
регионах, имеющих уникальные крупномасштабные природные объекты, что, в
частности, наблюдается в Восточной Сибири, где задачи хозяйственного освоения
региона столкнулись с байкальской проблемой. Предприятия лесопромышленного
комплекса, в первую очередь, два целлюлозных комбината, построенные в начале
60-х гг. на Байкале, дают, по оценкам специалистов, 60% совокупных
антропогенных загрязнений бассейна данного озера. Но лесопромышленный
комплекс - один из базовых в экономике региона - обеспечивает занятость трети
трудоспособного населения и заметные поступления в местный бюджет.
Высшим критерием занятости населения, ориентированной на обеспечение устойчивого
развития, является формирование человека экологического. Последний уже не является
личным фактором производства даже с поправкой на рациональное поведение, а
выступает специфическим потребителем условий производства. Это потребление
происходит постольку, поскольку оно обеспечивает гармонию человека с природой,
здоровые условия жизнедеятельности.
По данным обследования Госкомстата России работники низкой квалификации
или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место. Удельный
вес безработных без профессионального образования (имеющих среднее общее и
ниже) увеличится с 28% в 1995 г. до 47% в 1999 г.
Первостепенное значение приобретает проблема получения общего образования,
обучения новым профессиям, повышения квалификации. В наибольшей степени с
трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных
знаний и опыта сталкивается молодежь. Уже сейчас население в возрасте до 30 лет
имеет более низкий показатель по всем видам образования, в том числе и общего
среднего, чем старшие возрастные группы. Данное положение осложняет возможность
приобретения приемлемой профессии.
Региональные
проблемы Восточной Сибири созвучны с аналогичными проблемами, возникающими в
регионах Восточного Оренбуржья.
Анализ всех вышеперечисленных
проблем приводит к необходимости их более детального изучения в Восточном
регионе Оренбургской области с целью выяснения общих закономерностей развития
регионального рынка труда и выработки оптимальных решений при планировании
воспроизводства трудовых ресурсов высшего звена (ВТРВЗ) и
управлении этим процессом.
Построение
теории менеджмента в ВТРВЗ в Восточном Оренбуржье является одной из задач
настоящей дипломной работы.
Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей
квалификации на примере Восточного Оренбуржья
2.1.
Направления, методы исследования регионального рынка
труда и формирование профессиональных планов и намерений
молодежи.
В данной главе
нами производилось практическое исследование регионального рынка труда по
следующим направлениям:
– Сравнение показателей, характеризующих человеческие ресурсы Восточного
Оренбуржья с Россией в целом и развитыми странами в 1998г.
– Структура образовательной ориентации выпускников школ;
– Социальное самочувствие абитуриентов;
– Оценка престижа профессий выпускниками школ;
– Рейтинг реально выбираемых профессий;
– Мотивы выбора профессии абитуриентами;
– Факторы, влияющие на выбор профессии выпускниками школ;
– Уровень занятости в г.Орске;
– Потребность предприятий Восточного Оренбуржья в кадрах;
– Результат трудоустройства выпускников вузов в Восточном Оренбуржье;
– Структура незанятых (безработных) в Восточном Оренбуржье.
В качестве
методики исследования использовались:
–
социологический
опрос школьников (9,11кл.);
–
выборочный
опрос граждан;
–
экспертно-аналитический
метод.
Качественное обновление нашего общества
предполагает существенные изменения в системе
управления образованием, ориентирует на реализацию наиболее целесообразных способов получения
образования, которые могут быть выражены в
форме социального (общественного), коллективного, индивидуального заказов
на образовательные услуги. Социальным заказчиком на подготовку учащихся
общеобразовательной школы, средних и высших профессиональных
учебных заведении, переподготовку кадров и непрерывное повышение их квалификации
выступает все наше общество: учащиеся, родители, социальные группы и классы,
организации и предприятия.
Социальные заказы на образование можно условно
разделить на общественный, региональный, коллективный и индивидуальный.
Общественный заказ определяется объективно
существующей на каждом этапе развития потребностью в образовании, всестороннем
развитии личности. В соответствии с социальным заказом решается вопрос о
приоритете развития образования в стране, конкретизируются целевые установки и
требования к объему и содержанию образования с учетом выявленных потребностей
общества в образовательных.
Региональный заказ на образование представляется в
количественном и качественном выражении. В первом из них фиксируются
потребности в кадрах всех сфер народного хозяйства региона. Качественная
характеристика содержит квалификационные требования к уровню
общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров. Это позволяет
уточнить и скорректировать структуру и содержание образовательных программ,
типы и виды образовательных учреждений, сроки, формы и методы обучения. Цели
образования в регионе определяются государственными и региональными
потребностями. Задачей же органов управления становится их достижение с помощью
определенных средств в установленные сроки.
Назовем основные функции, реализуемые на
региональном уровне управления:
• учетно-расчетная (выявление всех
ресурсов региона и нормативное их распределение);
• структурно-инвестиционная
(распределение средств в соответствии с заказом);
• достижение сбалансированности системы
образования и ее соответствие потребностям народного хозяйства;
• информационно-аналитическая
(обеспечение обратной связи на основе анализа информации о выполнении
регионального заказа на образование);
• программно-методическое
обеспечение образования в регионе (разработка его содержания в
соответствии с квалификационными требованиями).
Среди других сквозных функций отметим планирование
и прогнозирование, нормирование ресурсов для всех звеньев образования, анализ
качества подготовки выпускников учебных заведений; программно-методическое и материально-техническое,
финансовое и кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку кадров по всем
направлениям, оценку качества подготовки выпускников и уровня квалификации
педагогических кадров.
Коллективные и индивидуальные заказы обусловлены
различием образовательных потребностей учащихся, родителей, социальных групп,
общественных организаций и необходимостью удовлетворения индивидуальных образовательно-воспитательных
интересов и потребностей личности, склонностей и способностей человека. Такие
заказы на более разностороннюю, углубленную и дифференцированную подготовку
обеспечиваются за счет дополнительных вкладов средств государственных и общественных
организаций, кооперативов, профессиональных обществ, союзов, добровольных
взносов отдельных граждан и других поступлений из разных источников.
Поступательное развитие всей сферы образования
должно быть обеспечено путем перестройки существующего механизма управления
народным образованием. Система общего, профессионального и среднего специального
образования в условиях перехода к рыночным отношениям должна быть преобразована
в саморегулирующую систему, которая могла бы приспосабливаться к изменяющимся
условиям в обществе. При этом, она должна являться своеобразным
катализатором тех социально-экономических преобразований, которые
происходят с кадровым потенциалом в Российской Федерации.
Главной задачей управления этим процессом является
сохранение и развитие интеллектуального, культурного, экономического потенциала
региона (в данной дипломной работе – Восточного региона Оренбургской области).
Для стабилизации и дальнейшего развития образования необходимо увязать его с
социально-экономическими изменениями всего общества и, конечно, данного
региона, с учетом реальных потребностей различных типов учебных заведении в
кадрах. Чтобы учебные заведения выдержали конкуренцию, руководители органов
образования должны владеть ситуацией в регионе, располагать объективной и
надежной информацией о движении рабочей силы, о потребности рабочих по определённым
профессиям, уровне их квалификации, об обучении безработных и др.
Решение задачи сохранения и развития кадрового
потенциала требует принятия незамедлительных мер по реорганизации управления
этими процессами, поскольку для структуры российского рынка труда в настоящее
время характерны значительное уменьшение численности экономически активного населения,
рост "горизонтальной" миграции между отраслями народного хозяйства. В
ряде регионов доля специалистов высокой квалификации в общем числе безработных
достигает 60%, а начиная с 1993 г. среди них впервые появились выпускники
общеобразовательной и профессиональной школы.
Даже эти, весьма ориентировочные, данные позволяют
оценить глубину изменений, которые происходят с человеческими ресурсами с их
подготовкой к труду в стране, и в Восточном Оренбуржье, в частности. В конце
1993 г. практически разрушились прежние административно закрепленные связи
между профессиональной школой и профессиональным трудом.
Уже в 1994 г. по России в целом более 50%
выпускников вузов, до 68% выпускников средней и до 80% выпускников начальной
профессиональной школы оказались нетрудоустроенными; без работы и учебы
остались примерно 500 тыс. девятиклассников ([3], стр.63-65).
В России ежегодно теряется более 1 млн. выпускников
различных звеньев общеобразовательной и профессиональной школы.
Этот процесс, к сожалению, имеет кумулятивный
характер, и число нетрудоустроенной молодежи возрастает год от, года, ослабляя
профессиональный потенциал российской экономики и снижая качество жизни россиян.
Таблица 2.1.
Показатели,
характеризующие человеческие ресурсы Восточного Оренбуржья, России в целом и
развитых стран в 1998г.
|