бесплатные рефераты

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

В связи с этим приобретают особую важность проблемы формирования спроса на рабочую силу.

Товар рабочая сила "разбирается" по отраслям народного хозяйства, превращаясь, таким образом из индивидуально нанятого работника в занятых в народном хозяйстве и его отраслях.

Динамика спроса предприятий на рабочую силу является главным индикатором оценки состояния рынка труда, поскольку именно спросом определяется его емкость, то есть возможность, обеспечения работы желающих трудиться (см. табл. 2.9).

Как можно видеть из таблицы 2.9 потребность предприятий и учреждение региона крайне низка и в среднем составляет 0,5-2 % от численности предприятий. Стоит отметить относительно высокую потребность  промышленных предприятий в бухгалтерах – 3%. В малом бизнесе отмечен постоянный спрос на экономистов-менеджеров – 3%, а в государственных учреждениях, в большей степени в структурах МВД России, выявлен устойчивый спрос на юристов, составляющий в среднем около 2 %.

Таблица 2.9.

Потребность предприятий и учреждений Восточного Оренбуржья

в кадрах  в 1999г. (в %)

Потребители кадров

Специальность

Инженер

Бухгалтер

Юрист

Экономист

Программист

Промышленные предприятия

0,5

3

<0,5

1–2

0,5–1

Административные учреждения

1

<0,5

0,5–1

Система

Образования

0,5

<0,5

<0,5

<0,5

<0,5

Государственные учреждения

<0,5

2

<0,5

<0,5

Малый бизнес

0,5–1

<0,5

3


В настоящее время общая ситуация на региональном рынке труда может быть оценена как неблагоприятная для трудоспособного населения. Она является результатом сложного взаимодействия макро-факторов, формирующих спрос и предложение рабочей силы на рынке труда и уровень ее резервирования на предприятиях.

За первый квартал 1999 год на предприятиях произошло увеличение темпов сокращения численности работников (с 12% в 1998г. до 13% от среднесписочной численности занятых).


Таблица 2.10.

Численность занятых по г.Орску

Отрасли

Всего по отрасли

на конец

1 кв. 1999г.

средняя  величина

Рост %

1998г.

Рост %

1997г.

Промышленные





Электроэнергетика

2397

95

2525

101

2500

Нефтепереработка

4775

95

5005

91

5518

Цветная металлургия

7171

95

7524

83

9083

Машиностроение

14206

98

14545

85

17114

Стройиндустрия

2121

90

2367

86

2749

Легкая промышленность

1870

100

1876

87

2150

Пищевая промышленность

3322

96

3475

97

3594

Мебельная

463

89

520

139

374

Ремонт машин и оборудования

205

98

210

116

181

Прочие

405

103

392

96

407

Итого по группе

36915

 

38437

 

43670

Непромышленные
 
 
 

 

 

Сельское хозяйство

1557

87

1786

81

2198

Транспорт

3422

13204

94

14059

Строительство

2962

90

3304

91

3634

Торговля и общественное питание

1828

97

1891

87

2178

Коммунальное хозяйство

5215

114

4559

124

3669

Образование

8489

1831

98

1867

Управление

885

12635

102

12423

Здравоохранение

5333

Культура

497

Прочие

660

135

488

98

499

Итого по группе

30848

77

39821

98

40659

Итого по г. Орску
67763
87
78258
93
84329

Интенсивность сокращения численности значительно дифференцирована по отраслям промышленности. В нефтепереработке этот процесс несколько замедлился - с 9 до 5%, в стройиндустрии соответственно с 14 до 10%, в цветной металлургии – с 17% до 5 %. В таких отраслях как машиностроение и легкая промышленность сокращение практически прекратилось. В пищевой промышленности отмечается рост сокращения численности с 3 до 4%. В таких отраслях как мебельная, электроэнергетика, ремонт машин и оборудования наблюдается сокращение численности списочного состава, тогда как в предыдущий период наблюдался рост.

Таблица 2.11.

Уволено работников (чел.) за 1 кв. 1999г. по г.Орску

Отрасли

Всего

по отрасли

В том числе

В связи с сокращением численности персонала

По собственному желанию

Промышленные



Электроэнергетика

79

5

31

Нефтепереработка

109

3

59

Цветная металлургия

1233

58

268

Машиностроение

734

88

481

Стройиндустрия

167

29

121

Легкая промышленность

71

14

39

Пищевая промышленность

169

33

81

Мебельная

38

33

Ремонт машин и оборудования

12

1

11

Прочие

20

20

Итого по группе

2632

231

1144

Непромышленные
 
 
 

Сельское хозяйство

63

59

Транспорт

374

5

183

Строительство

220

17

173

Торговля и общественное питание

170

25

116

Коммунальное хозяйство

481

14

417

Образование

605

603

Управление

27

2

24

Здравоохранение

249

249

Культура

17

17

Прочие

39

1

33

Итого по группе

2245

64

1879

Итого по г. Орску
4877
295
3023

В непромышленных отраслях, в сельском хозяйстве и торговле процесс сокращения замедлился соответственно с 19 до 13% и с 13 до 3%. Рост численности занятых по сравнению с 1998 годом не наблюдался.

В масштабах, динамике и структуре скрытой безработицы существенных изменений не произошло. Большое распространение получил на предприятиях машиностроения, металлообработки текстильной промышленности и цветной металлургии такой режим работы, как занятость неполное рабочее время. По-прежнему высока доля работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации в связи с отсутствием работы - около 20%.

В целом, из общего числа выбывших за первый квартал 1999г., выбытие по сокращению штатов составило 6 % (см. табл.2.11).

Наиболее сильно сокращение штатов коснулось цветной металлургии – 1233 чел. и сферы образования – 605 чел.. Менее всего сокращение штатов затронуло отрасли сельского хозяйства – 63 чел.

Негативно повлиял на занятость и низкий средний уровень заработной платы в целом по отраслям народного хозяйства в г. Орске, который в 1998г. составил 881 рубль.

В результате произошло усиление притока работников в сырьевые отрасли, а также в производства с преобладанием малоквалифицированного труда, где уровень зарплаты выше среднего, а также низкая зарплата привела к деформации потребительского бюджета, переориентировав его исключительно на товары первой необходимости, что в свою очередь повлекло рост цен на них. В результате произошло сокращение объемов производства и занятости в технически передовых отраслях. С точки зрения уровня заработной платы резко ухудшилось положение в сельском хозяйстве, где заработная плата составила с начала года 27 % от среднеотраслевого уровня. Низкий уровень оплаты труда по-прежнему остается в отраслях культуры и искусства (53,2 % от среднеотраслевого).

Катастрофическое положение сложилось в отрасли науки и научного обслуживания. Низкий уровень заработной платы работников науки и научного обслуживания обусловил массированный отток кадров. Весьма незначительны возможности структурных сдвигов в кадровом составе науки, т.к. все усилия по сохранению науки сосредоточиваются пока на сохранении научно-технических специалистов.

Центральной проблемой современного рынка труда в Восточном Оренбуржье можно рассматривать максимально возможное достижение сбалансированности рабочих мест и человеческих ресурсов для труда. Эту проблему нельзя считать новой для отечественной экономики, однако нельзя на признать, что в последнее время эта проблема обострилась. Основными причинами все возрастающего дисбаланса между упомянутыми составляющими рынка труда становятся продолжающийся спад производства и структурная перестройка экономики.

Сбалансированность рабочих мест в регионе обеспечивается в том случае, когда число имеющихся рабочих мест совпадает с трудовыми ресурсами, при этом обязательно учитывается   профессиональный состав и квалификация персонала и соответствующие характеристики рабочих мест. Следует иметь в виду, что достижение подобной сбалансированности, даже теоретически, практически невозможно. Поэтому следует стремиться к минимизации дисбаланса рабочих мест и рабочей силы.

При решении названной проблемы необходимо учитывать процессы банкротства и санации предприятий, которые сами по себе имеют весьма противоречивый характер. С одной стороны, имеется необходимость  ликвидации и перепрофилировании неэффективных и убыточных производств,  с другой принимая во внимание значительное количество монопольных предприятий,  проведение мероприятий по ликвидации следует, прежде всего, увязывать с решением сложных социальных проблем, которые возникают при высвобождении работников, а именно определением правовых условий смены собственника на конкретном убыточном предприятии, определением финансовых средств для обеспечения минимальных социальных гарантий высвобождающимся работникам.

Проведение эффективной политики занятости населения невозможно без компромисса между экономическими и социальными результатами. Необходимо взвешивание экономических результатов развития рыночных отношений с их влиянием на рынок труда и необходимостью введения корректив.

С повышением эффективности труда и функционирования всей экономики у населения может появится материальная основа для обеспечения современных стандартов жизни при снижении уровня занятости, широком распространении режимов труда с неполным рабочим временем, сокращения установленной продолжительности рабочей недели. Даже в целях реализации социальной потребности в профессиональной деятельности как средстве самовыражения личности необходимо достигнуть оптимального сочетания рабочего и свободного времени, а каждому гражданину иметь возможность чередовать труд, учебу, отдых, вос­питание детей и т.д.

Поэтому понижение спроса населения на рабочие места, преодоление сверхзанятости его отдельных групп на основе совершенствования программы социальной помощи женщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой, пенсионерам надо рассматривать как непременное условие обеспечения полной занятости при ускорении роста эффективности труда, речь идет о социально и экономически необходимой перегруппировки трудовых ресурсов между сферой труда, учебой и добровольной незанятостью.

В настоящее время федеральные и региональные органы занятости, рассматривая в совокупности проблемы занятости и безработицы (что методически справедливо), ставят вопрос об определении некоторого нормально­го (предельно допустимого) уровня безработицы. Такая постановка вопроса в какой-то мере объяснима с точки зрения определения уровня безработицы, безопасного для сохранения социального спокойствия в городе, регионе, стране в целом. Можно понять и предпринимателей, которых удовлетворяет факт наличия безработицы, поскольку они видят в ней один из стимулов для эффективного труда занятых и, следовательно, для развития производства. Так, например, известный политик и предприниматель К.Боровой отмечает, что "нам необходимо привести в цивилизованные рамки ту же безработицу, нормальный уровень которой колеблется от 3 до 6% работоспособного населения это та цифра, которая дает экономике конкуренцию и стимул" ("Экономика и жизнь", 1993. №46). Этой же точки зрения придерживается и А.Котляр. Наконец,   ясна позиция в отношении безработицы и специалистов, занимающихся вопросами регулирования рыночных отношений, инфляции, ценообразования.

Чтобы качественно управлять занятостью населения и человеческими ресурсами для труда, органы управления должны иметь ясное представление о складывающейся в настоящее время и в перспективе ситуации на рынке труда. Специфическое место в решении проблемы формирования прогнозных оценок развития ситуации на региональном рынке труда играет баланс рабочих мест и трудовых ресурсов.

Таблица 2.12.

Структура безработных на предприятиях

Восточного Оренбуржья  в 1998г.

Специаль-ность

С высшим образованием

Без высшего образования

До 40 лет

После 40 лет

До 40 лет

После 40 лет

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Техник

Средний уровень неофиц. безработицы » 10 %

 

Офиц. безработица » 1%[2]

Экономист

20

30

20

30

Юрист

5

5

5

Бухгалтер

40

0

Учитель

0

0

Без образования


Его своеобразие по сравнению с другими балансами системы заключается в том, что в нем учитываются не только трудовые ресурсы, но и вещественный фактор производства (рабочие места). Основное предназначение баланса заключается в том, что он способствует достижению качественной и количественной сбалансированности между числом рабочих мест и численностью трудовых ресурсов (желающих трудиться, а также фактически работающих).

Численность занятых в народном хозяйстве и безработных берется непосредственно из прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов. При этом отражается общее число безработных - как зарегистрированных службами занятости, так и незарегистрированных. Численность желающих работать представляет собой сумму работающих и всех безработных (см. табл. 2.12).

Общее сокращение численности промышленных предприятий привело к сокращению экономистов, большинство которых были женщинами, потому процент безработных женщин экономистов выше на 10%, чем мужчин экономистов. Юристов мужчин в нашем регионе очень мало, а потому безработица среди них не отмечается.

Хотя учителя в школах, лицеях, колледжах получают небольшую заработную плату, они все равно держатся за свои места, боясь в столь тяжелое экономическое положение в стране остаться без работы. Процент безработных среди учителей поэтому равен практически нулю.


Глава 3. Совершенствование подготовки                    квалифицированных кадров


3.1. Управление воспроизводством квалифицированных трудовых     ресурсов.

Система высшего образования сформировалась в период экстенсивного развития экономики и сведена по сути к прикладной задаче подготовке специалистов. Система высококвалифицированного обучения в бывшем СССР была построена на следующих предпосылках:

–       общество имеет неограниченное число рабочих мест и каждый может выбрать работу по способностям и квалификации;

–       государство гарантирует каждому профессиональную подготовку и рабочее место.

Чрезмерно централизованная система высшего образования в силу своей негибкости способствовала тому, что в общем-то хорошие принципы оказались далекими от практического осуществления. В настоящее время, в связи с переходом предприятий на рыночные отношения, высшее образование переживает сложный период. Регулярная помощь предприятий учебным заведениям в укреплении и расширении учебной и материальной базы резко сократилась. Осложнились взаимоотношения в вопросах планирования подготовки специалистов, организации производственной практики и трудоустройства выпускников, все это напрямую сказывается на стабильности работы образовательных учреждений и качестве подготовки квалифицированных специалистов. Контингент охватываемый высшим образованием, составляют главным образом молодежь. Именно она оказалась сегодня в особенно сложном положении. Не имея достаточного жизненного опыта, они (молодые люди) часто не способны разобраться в происходящем, найти свое место в изменяющемся обществе.

Основным направлением реформы высшего образования является обновление содержания, координация работы с Федеральной службой занятости, Министерством труда, Комитетом по делам молодежи. Сегодня учебные заведения стремятся удовлетворить потребности личности в образовании при том условии, что выпускник не обязательно будет работать по данной профессии, но с полученным образованием сам может найти себе работу.

Федеральная политика в области высшего образования в большей мере осуществляется с учетом запросов регионов, одновременно усиливается и координирующая функция федеральных органов. Переход России к рыночной экономике сопровождается кризисом в области занятости требует построения признанной во всем мире системе непрерывного образования населения, в том числе и открытой динамично развивающейся системы непрерывного образования, соответствующей потребностям личности на различных этапах духовного и профессионального развития потребностей социальных и экономических структур регионов. Образование неизбежно должно будет стать глубоко интегрированной многоуровневой системой. Системой, которая будет обеспечивать органическую преемственность с общим образованием как между разными своими ступенями, этапами по вертикали (до профессиональная подготовка, начальное, среднее профессиональное, высшее и последипломное образование), так и между различными его формами, звеньями и учебными заведениями по горизонтали. Актуальной является идея интеграции учебных программ начального, среднего профессионального и высшего образования.

Такая интеграция эффективна во многих отношениях. Она отвечает интересам молодежи, четко определяющейся в своих профессиональных намерениях, позволяет сократить сроки обучения и тем самым снизить расходы на высшее образование. Важным фактором интеграции содержания высшего образования является образование взаимосвязи по вертикали, учебные заведения начинают дифференцировать обучение студентов по срокам и уровням образования в зависимости от их желания и возможностей. Для нас сегодня это пока непривычно. Мы привыкли к жесткому стандарту: если колледж – то надо обязательно учить три – четыре года, вуз – пять-шесть лет. Но в свободном обществе и высшее образование должно быть разнообразным, а точнее многообразным.

Сегодня необходима интеграция учебных заведении среднего профессионального образования с вузами. Многоуровневые профессиональные учебные заведения - это общемировая тенденция.

В рамках схемы многоуровневой подготовки специалистов необходимо предусмотреть 4 ступени подготовки: 1-я — колледж, 2-я — институт (бакалавриат), 3-я — магистратура, 4-я — аспирантура. Есть еще 0-я ступень — это лицей. Если на 0-й ступени предусматривается получать лишь навыки работы по выбранной специальности, то на последующих предполагается получение профессиональных навыков с выдачей соответствующего диплома.

Срок обучения в колледже должен составлять 2,5-3 года, где первые два года изучаются дисциплины фундаментального, гуманитарного и общеэкономического блоков, а в последующие полгода-год — основы профессиональных дисциплин.

Первые два года обучения в колледже должны соответствовать первым двум годам обучения в институте. Отбор на дальнейшее обучение в институте и получение степени бакалавра производится на конкурсной основе.

После 4 лет обучения в институте и написания теоретической выпускной работы студенту присваивается степень бакалавра по выбранной специальности с выдачей соответствующего диплома. Однако действующая нормативная база не предусматривает квалификационных характеристик выпускника со степенью бакалавра, не определяет его места в перечне специалистов для народного хозяйства. Это затрудняет его востребование предприятиями. Для решения этих вопросов на законодательном уровне, необходимо закрепить статус бакалавра как соответствующий квалификационной ступени специалиста.

Для получения высшего образования по специальности необходимо продолжить обучение на следующей ступени — в магистратуре.

Обучение в магистратуре можно продолжать по двум направлениям: для работы на предприятии, фирме и для преподавательской деятельности. Соответственно сроки обучения будут различны. Если студент планирует идти на предприятие, срок обучения составит 0,5-1 год, если на преподавательскую работу — 1,5-2 года. На этих этапах обучения должны даваться конкретные знания по профессиональным дисциплинам применительно к выбранному месту работы (торговля, промышленность, сфера услуг и т.д.), дополнительные гуманитарные знания, расширяющие кругозор, а также производственная практика по специальности.

Дальнейшее обучение может быть продолжено в аспирантуре.

Во многих странах давно функционируют профессиональные учебные заведения, колледжи, имеющие например 5-6 ступеней (уровней) профессионального образования, когда учащийся, студент после окончания той или иной ступени решает продолжить ли обучение дальше или ограничиться достигнутым. Проблема преемственности профессиональной подготовки молодежи в средних и высших профессиональных учебных заведениях разработана крайне недостаточно. Особенно это касается подготовки специалистов в колледже и вузе.

В прежние года характерными чертами учебных заведений были классовая и ведомственная разобщенность. Действительно, во-первых были учебные заведения, призванные готовить будущих рабочих - профтехучилища, а также межшкольные учебно-производственные комбинаты и отраслевые учебно-курсовые комбинаты с одной стороны. С другой стороны учебные заведения, призванные готовить «интеллигенцию» специалистов - средние специальные и высшие учебные заведения. Сегодня такое классовое разделение теряет смысл. Во-вторых, техникумы, отчасти вузы, а также учебно-курсовые комбинаты создавались при отраслевых министерствах, ведомствах, и их деятельность была направлена на удовлетворение интересов последних, в том числе по составу подготавливаемых специальностей. Профессиональные училища, а также межшкольные учебно-производственные комбинаты создавались и функционировали при крупных базовых предприятиях, действовавших в большинстве своем опять-таки в составе министерств и ведомств, а для последних регионы были прежде всего географическими и демографическими территориями, обеспечивающими подведомственные предприятия кадрами, землей и другими ресурсами.

Теперь ситуация меняется. Акционирование крупных предприятий, стремительное развитие предприятий малого бизнеса значительно снижают роль ведомств в управлении экономикой. В то же время развитие и дальнейшее процветание Восточного Оренбуржья будет зависеть от сбалансированности местной экономики с трудовыми ресурсами. Вслед за зарождающейся рыночной экономикой начинает появляться рынок труда и соответственно рынок высшего образования. А в условиях относительно низкой в регионе пока территориальной мобильности трудовых ресурсов эти рынки сегодня имеют явную региональную ориентацию и начинают автоматически востребовать от учебных заведений подготовки и переподготовки кадров по всему спектру необходимых для регионов, где они расположены, профессий, по всем необходимым уровням квалификации. И многие высшие учебные заведения на эти потребности рынка быстро откликнулись. В конце восьмидесятых годов, когда в стране появились колледжи, технические лицеи и высшие профессиональные училища, они вначале рассматривались массо­вой общественностью, да и значительной частью специа­листов в области профессионального образования лицеи как модное течение, как стремление поменять вывески бывшим не престижным профтехучилищам и техникумам. Однако в скором времени эти новые профессиональные образовательные учреждения стали приобретать принци­пиально новые черты, несвойственные ранее ни ПТУ, ни техникумам, ни даже образовательной школе — многопрофильность и многоуровневость. В частности, многие колледжи, а также технические лицеи, высшие профессиональные училища, региональные учебные центры значительно расширили спектр под­готавливаемых профессий в соответствии с требования­ми рынка труда — в первую очередь по таким професси­ям малого бизнеса, как фермеры, менеджеры, бухгалте­ры, операторы ПЭВМ, секретари-референты, правове­ды, автомеханики, владельцы малых предприятий (рес­торанов, магазинов, мастерских и т. п.), а также воспита­телей-гувернеров, учителей технического и обслуживаю­щего труда для общеобразовательных школ и т. п.

Кроме того, ряд колледжей полу­чил лицензии на право осуществления программ высше­го профессионального образования. Некоторые коллед­жи, технические лицеи и профессиональные учебные цен­тры ввели у себя общеобразовательные отделения и ста­ли тем самым выполнять функцию средней общеобразо­вательной школы. Они также стали активно включаться в профессиональную переподготовку взрослого населе­ния по заявкам предприятий, служб занятости и т. д. Тем самым многие наши отечественные профессиональные учебные заведения стали приобретать общие черты, свойственные, пожалуй, наиболее распрос­траненному в мире (Англия, США, Япония и многие другие страны) типу образователь­ного учреждения — колледжа.

Говоря об интеграционных явлениях в высшем образовании нельзя не думать о реализации принципа многоканального финансирования учебных заведений и конкретных учебных программ. А именно финансирование специальностей предполагает участие, не только учредителей учебного заведения, но и заказчиков, и инвесторов. Перспективы интеграции касаются и ряда других аспектов развития высшего образования в открытую динамичную общественно-государственную общенациональную систему как органическую часть всей системы непрерывного образования в стране. Это и проблемы интеграции с учреждениями дополнительного образования, интеграции государственных и негосударственных учреждений высшего образования, вхождения в международные образовательные структуры и т.д.

Система непрерывного образования должна стать основой непрерывного процесса воспроизводства трудовых ресурсов с учетом особенностей физического и психологического состояния личности, способностей и подготовленности к получению новых знаний и возможностей их реализации в экономике в соответствии с требованиями социально-экономического прогресса.

3.2. Практические предложения по организации воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье

В процессе выполнения дипломной работы конкретизировались следующие предложения по организации и планированию воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье, как анализ результатов вышеперечисленных исследований:

1.     Необходимость создания гибкой сращивающей среды в образовательном процессе региона по примеру Европейских стран.

2.     Необходимость создания регионального центра по профориентации, анализу занятости и перераспределению кадров высшей квалификации, вооруженного универсальными технологиями и методами в области своей деятельности.

3.     Необходимость организации более эффективной системы повышения квалификации и переподготовки взрослого населения региона.


Подробнее об этих задачах:

1. В процессе выполнения дипломной работы автор принимал участие в реализации совместного образовательного проекта по совершенствованию менеджмента в Орском индустриальном институте (ныне ОГТИ) в рамках Европейской программы TEMPUS-TACIS.

Изучению подверглись системы профессионального образования Дании (на примере HORSENS POLITECHNIK) и Англии (GLAMORGAN UNIVERSITY, WALLES).

В мировую практику образовательных систем рассмотренных европейских стран внедряется система универсальной среды колледжей, как технического, так и гуманитарного профилей, технических школ, высших школ и других образовательных учреждений промежуточного уровня, завязанных в единый образовательный узел и имеющих общую универсальную систему управления, с постоянно совершенствуемым менеджментом. Совершенствование менеджмента обеспечивается постоянными исследованиями в этой области и развитии международного сотрудничества университетов с целью решения общих проблем и обмена передовым опытом.

Типичная схема образовательной среды в Европейских странах представлена на рис.3.1.

Для данной образовательной  среды характерны периодические плановые прерывания учебы для работы на фирмах с последующим продолжением учебы.

Второе качество этой системы – её многоступенчатость, которая позволяет гибко перепрофилировать обучение в соответствии с конкретными потребностями обучаемого, а также с потребностями рынка. Плавный переход к университетскому образованию, которое также многоступенчато, позволяет гибко управлять воспроизводством  кадров высшей квалификации и дает возможность сделать менеджмент в образовательной системе более универсальным.

Внедрение данной системы  подготовки специалистов в российских условиях, сталкивается с определенными трудностями, обусловленными укоренившимися традициями образовательного менеджмента и, главным образом, инертностью министерских структур в вопросах применения передового опыта и их сильной забюрокраченностью. Тем не менее автор дипломной работы вносит предложение о более широком развитии данной практики в образовательном менеджменте при организации и планировании образовательными структурами.

2. Необходимо также приложить большие усилия для правильной организации и функционирования Регионального центра профориентации и занятости, как единого конгломерата работников университетов, колледжей, отделов ТиЗН, администрации Региона с привлечением для решения поставленных вопросов руководителей ведущих предприятий и предпринимательских структур.

























Рис. 3.1.

Типичная схема образовательной среды в Европейских странах

 
 




Также необходимо создать рабочую группу из наиболее квалифицированных специалистов для развития Единой программы по реформированию образовательной среды Восточного Оренбуржья и области в целом, а также для формирования единого научного подхода к решению проблем воспроизводства кадров высшей квалификации с учетом глубокого изучения передового международного и российского опыта.

Крайне необходимым представляется более широкое участие образовательных учреждений в международных программах по поддержке и развитию образования (таких как TACIS, TEMPUS, LEONARDO и т.д.).

3. На сегодняшний день существует огромная, открытая и почти незаполненная область об­разования — повышение квалификации и переподготовка взрослого населения. Наша отечественная система образования и раньше была и еще сейчас в соответствии с Законом РФ «Об образовании» строит­ся в виде элитарной «пирамиды»: внизу, в основании самые массовые по числу выпускников лицеев и колледжей, далее — меньшие по охвату молодежи и числу вы­пускников вузы, на вершине — образование для еди­ниц — аспирантура и докторантура. Но эту «пирамиду» необходимо перестраивать в демократический «небоскреб»: в условиях рыночной экономики, в условиях непрерывного образования каждый человек — и выпускник вуза, и выпускник ПТУ должен будет постоянно учиться и переучиваться. Во всем мире это называется последипломным образованием. Сегодня последипломное образо­вание в Законе РФ «Об образовании» отнесено к так называемому «дополнительному», соответственно совер­шенно необязательному, второсортному образованию, что в корне неправильно. А ведь в перспективе это громад­ный слой образования, который уже сегодня необходимо хоть как-то структурировать орга­низационно, интегрировать в общую систему образования. При этом возможны, очевидно, два пути: либо дальнейшее развитие институтов повыше­ния квалификации, институтов технического обучения и других учреждений «дополнительного» (а точнее — последипломного) профессионального образования, либо функции повышения квалификации и переподготовки взрослого населения с участием служб занятости возьмут на себя учреждения образо­вания. В то же время жизнь, не дожидаясь каких-либо адми­нистративных решений, начинает вносить коррективы в деятельность профессиональных образовательных учреж­дений, ее переориентацию на потребности регионов, их населения и социально-экономических структур в образовательных услугах.

3.3. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест

Стратегически важную роль в деле формирования региональных рынков труда, в решении проблемы сбалансированного спроса и предложения рабочих мест призвана обеспечить Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест (утверждена Указом Президента РФ  № 768). Комплексной программой предусмотрено выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест.

Опираясь на основные положения указанной программы, каждый район Восточного Оренбуржья должен разработать местные целевые программы. При разработке этих программ необходимо, в первую очередь, учесть:

·        стоимость создания и сохранения рабочего места;

·        соответствие мер по созданию рабочих мест направлениям структурной перестройки экономики района;

·        состояние местного рынка труда.

При составлении местных программ особое внимание следует обратить на:

·        паритетное финансирование с использованием различных источников;

·        отбора проектов на конкурсной основе;

·        организацию (расширение) производства конкурентоспособной продукции, ориентированной на спрос населения;

·        развитие социальной инфраструктуры в сельских местностях;

·        поддержание занятости в населенных пунктах, где свернута производственная деятельность предприятий, составляющих основу их экономики, территориально удаленных от иных мест приложения труда;

·        учет других условий, оказывающих значительное влияние на решение

·        проблемы занятости.

При реализации Комплексной программы и разработке своих местных программ, органам исполнительной власти Восточного Оренбуржья необходимо также:

·        составить перечень районов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобрела критический характер (г.Орск, например,  можно совершенно правомерно включить в этот перечень), а традиционные меры по регулированию рынка труда не дают положительных результатов;

·        разработать специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест в указанных районах.

Для предотвращения роста социальной напряженности в регионах с высоким уровнем безработицы Комплексной программой предусматривается Министерству труда РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ разработать механизм заключения договоров между регионами об использовании незанятого в одном регионе населения на имеющихся вакантных должностях в другом регионе. Предусмотреть с этой целью создание условий для временного продвижения работников на период предоставления рабочего места, в первую очередь, на предприятиях и в учреждениях с государственным и муниципальным участием, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

Вышеназванные меры в определенной степени будут способствовать сбалансированности спроса-предложения рабочих мест и позволят приблизить распределение профессиональных групп в общей численности занятых (по удельному весу) к показателям экономически развитых стран (табл. 3.1.).

Таблица 3.1.

Удельный вес профессиональных групп в общей численности занятых

в России и США (в %)

Специальность

Россия

США

Инженеры

5,2

1,58

Техники

1,43

3,26

Главные бухгалтеры и

Аудиторы

0,34

1,9

1,21

1,62

Счетоводы, бухгалтеры, работники учета

0,74

3,35

Секретари

0,22

0,54

Машинистки

0,46

1,35

Научные работники

2,61

4,03

Преподаватели вузов

колледжей и школ

1,63

0,7

1,41

0,14

Зубные врачи

0,41

1,42

Товароведы – специалисты по маркетингу

0,31

1,39

Продавцы

1,99

3,44

Кассиры

0,56

2,11

Официанты

0,12

3,95

Фермеры

0,17

1,05

Водители автотранспорта

6,78

3,04

Слесари, сборщики

6,78

0,96

Кровельщики

0,05

0,18

Маляры

1,02

0,46

Электрики

1,88

0,59

Бетонщики

0,13

0,06

Разнорабочие

2,71

1,14

По данным журнала «Служба кадров», 1997, №3

Из таблицы 3.1. можно увидеть, что огромные резервы в развитии перспективных рабочих мест мы имеем по многим специальностям, при этом Россия существенно отстает от США по ряду специальностей (по удельному весу):

по техникам - в 2,3 раза

• по аудиторам и главным бухгалтерам - в 3,6 раз

• по секретарям - в 4,5 раз

по машинисткам - в 2,5 раз

по научным работникам - в 3 раза

• по продавцам, барменам, буфетчикам - в 2,7 раз

по кассирам - в 4 раза

по официантам - в 30 раз

по фермерам - в 6 раз и т.д.

Это существенное отличие России от США вызывает серьезное беспокойство, тем более что по низкоквалифицированным работникам наблюдается обратная картина. Россия значительно «обогнала» США по таким специальностям, как:

слесари, слесари-сборщики - в 7 раз;

электрики - в 3 раза;

бетонщики - в 2,2 раза;

разнорабочие - в 2,5 раза и т.д.

Данная ситуация свойственна и рынку труда Восточного Оренбуржья, в частности. При успешной реализации предложенных методов решения проблем занятости, значительно облегчиться процесс совершенствования системы воспроизводства кадров высшей квалификации, который и являлся предметом рассмотрения данной дипломной работы.



Заключение

1. Мониторинговый опрос выпускников Восточного Оренбуржья в 1999 году подтвердил основные тенденции образовательных и трудовых ориентаций, главные из них:

• сохранение престижа образования вообще и высшего в частности;

• все более теснее связь поведенческих реакций выпускников с рыночными факторами;

• высокая нацеленность выпускников школ на карьеру, большие заработки.

2. Ситуация, сложившаяся в обществе, оказывает воздействие на планы и намерения выпускников. Это проявляется, прежде всего, в ухудшении социального самочувствия учащихся.                                 

3. Налицо несоответствие между объективными потребностями общества в кадрах и субъективными профессиональными намерениями выпускников.

Происходит подобное из-за недостатка информированности, отсутствия профессионального опыта и знаний учащейся молодежи.

4. Молодые люди ориентируются на тот или иной вариант послешкольного обучения исходя из реальных возможностей, имеющихся в регионе. Однако юноши и девушки не мыслят себе будущей трудовой деятельности без предварительно полученного профессионального образования. Так, примерно 74% опрошенных выпускников Восточного Оренбуржья собираются пойти после школы в учебные заведения.

5. Установлена динамика престижных профессий для различных групп опрошенных и, в частности, для городских и сельских школьников, которая проявляется в приближении оценок престижа той и другой группы. Главная особенность - резкое падение престижа профессий физического труда.

6. Установлен разброс в образовательных ориентациях, особенно на высшее образование, в зависимости от места проживания выпускников.

7. Сегодня должна идти интеграция учебных заведении среднего профессионального образования с вузами. Многоуровневые профессиональные учебные заведения - это общемировая тенденция.

В рамках схемы многоуровневой подготовки специалистов необходимо предусмотреть 4 ступени подготовки: 1-я — колледж, 2-я — институт (бакалавриат), 3-я — магистратура, 4-я — аспирантура. Есть еще 0-я ступень — это лицей. Если на 0-й ступени предусматривается получать лишь навыки работы по выбранной специальности, то на последующих предполагается получение профессиональных навыков с выдачей соответствующего диплома.

Система непрерывного образования должна стать основой непрерывного процесса воспроизводства трудовых ресурсов в Восточном Оренбуржье, с учетом особенностей физического и психологического состояния личности, способностей и подготовленности к получению новых знаний и возможностей их реализации в экономике в соответствии с требованиями социально-экономического прогресса.

8. В мировую практику образовательных систем европейских стран внедряется система универсальной образовательной среды образовательных учреждений всех уровней, завязанных в единый образовательный узел и имеющих общую универсальную систему управления, с постоянно совершенствуемым менеджментом.

Для данной образовательной  среды характерны периодические плановые прерывания учебы для работы на фирмах с последующим продолжением учебы.

Второе качество этой системы – её многоступенчатость, которая позволяет гибко перепрофилировать обучение в соответствии с конкретными потребностями обучаемого, а также с потребностями рынка. Плавный переход к университетскому образованию, которое также многоступенчато, позволяет гибко управлять воспроизводством  кадров высшей квалификации и дает возможность сделать менеджмент в образовательной системе более универсальным.

Автор дипломной работы вносит предложение о более широком развитии данной практики в образовательном менеджменте Восточного Оренбуржья при организации и планировании воспроизводства кадров высшей квалификации.

Хотя стоит отметить, что внедрение данной системы  подготовки специалистов в российских условиях, будет сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными укоренившимися традициями образовательного менеджмента и, главным образом, инертностью министерских структур в вопросах применения передового опыта и их сильной забюрокраченностью.

8. Необходимо приложить большие усилия для правильной организации и функционирования Регионального центра профориентации и занятости, как единого конгломерата работников университетов, колледжей, отделов ТиЗН, администрации региона с привлечением для решения поставленных вопросов руководителей ведущих предприятий и предпринимательских структур.

Также необходимо создать рабочую группу из наиболее квалифицированных специалистов для развития Единой программы по реформированию образовательной среды Восточного Оренбуржья и области в целом, а также для формирования единого научного подхода к решению проблем воспроизводства кадров высшей квалификации с учетом глубокого изучения передового международного и российского опыта.

Крайне необходимым представляется более широкое участие образовательных учреждений в международных программах по поддержке и развитию образования (таких как TACIS, TEMPUS, LEONARDO и т.д.).

9. На сегодняшний день существует огромная, открытая и почти незаполненная область об­разования — повышение квалификации и переподготовка взрослого населения.

В условиях рыночной экономики, в условиях непрерывного образования каждый человек — и выпускник вуза, и выпускник ПТУ должен будет постоянно учиться и переучиваться. Во всем мире это называется последипломным образованием. Сегодня последипломное образо­вание в Законе РФ «Об образовании» отнесено к так называемому «дополнительному», соответственно совер­шенно необязательному, второсортному образованию, что в корне неправильно. А ведь в перспективе это громад­ный слой образования, который уже сегодня необходимо хоть как-то структурировать орга­низационно, интегрировать в общую систему образования. При этом возможны, очевидно, два пути: либо дальнейшее развитие институтов повыше­ния квалификации, институтов технического обучения и других учреждений «дополнительного» (а точнее — последипломного) профессионального образования, либо функции повышения квалификации и переподготовки взрослого населения с участием служб занятости должны взять на себя учреждения образо­вания.

10. Стратегически важную роль в деле формирования региональных рынков труда, в решении проблемы сбалансированного спроса и предложения рабочих мест призвана обеспечить Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест (утверждена Указом Президента РФ  № 768). Комплексной программой предусмотрено выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест.

Опираясь на основные положения указанной программы, каждый район Восточного Оренбуржья должен разработать местные целевые программы.

Эффективное использование работников на производстве возможно лишь в том случае, если между рабочими местами и работающими обеспечивается качественная сбалансированность, под которой следует понимать соответствие комплекса свойств рабочих мест свойствам занятых на них работников. Качественная несбалансированность по причине недостаточного уровня развития рабочих мест обусловливает недоиспользование кадрового потенциала работающих, что побуждает предприятия к увольнению соответствующих работников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Еремина Е.И. Управление воспроизводством трудовых ресурсов в системе профессионального образования (на примере подготовки экономических кадров) : Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. – СПб, 1997. – 211с.

2.        Генезис постиндустриального общества: влияние на трудовые отношения / Крылатова И.В. // Междунар. науч. конф. студ. и аспирантов «Ломоносов-97». Тез. докл.– Москва, 1997. –С. 83-84.

3.        Кадры и персонал / Забродин Ю.М. // Человек и труд.М.:1996, №12.

4.        Малому бизнесу – современное кадровое обеспечение! / Скребнев Э. // Матер. 2 Междунар. конф. «Мал. и сред. предпринимательство в России» (налог., правов., экон. и образоват. аспекты). Москва, 25-27 сент., 1997.– Москва, 1997.–С.153-157.

5.        Маркетинг в системе образования: сущность, содержание, технология деятельности / Баразгова Е.С., Долганов А.Е., Козловская О.в. //Магистр. – 1995, №3.–С.33-44.; рез. англ., нем.

6.        Маркетинг образовательных услуг высшего и дополнительного образования / Соломатина О.В. // Бизнес и высш. образ. в условиях перехода к рыноч. экон.:Тез. докл. всерос. научн.-метод. конф./Алт. гос. техн. ун-т.–Барнаул, 1997.–С.31-32.

7.        Международное сотрудничество вузов в интересах повышения качества подготовки специалистов / Забродин Д.М.. Мелихова Н.В. // Междунар. сотрудничество в обл. образ., подгот. и переподгот. спец.: опыт и проблемы. Матер. междунар. науч.-практ. конф.– Томбов, 1996.–С.3-12.

8.        Методологические и методические подходы к изучению рынка труда / Токарская Н.М. // Пробл. соц. упр. городом в условиях рынка. Матер. науч.-практ. конф. – Иркутск, 1997.– С.71-72.

9.        Многоуровневая подготовка специалистов – перспективное направление развития высшей школы России / Дайч З.Г. // Высш. образ. в России: ист., пробл., перспективы: Междунар. научн. конф., [Ярославль, 1994]: Тез. докл. Вып. 2 – Ярославль, 1994. –С.6-9.

10.    О подготовке инженерно-технических кадров в условиях рынка. / Чупраков А.М. // Проблемы ресурсосберегающ. и экол. чист. технол. на предприятиях лес. комплекса и подгот. лесотехн. кадров / Воронеж. гос. лесотехн. акад.–Воронеж, 1995.– С.181-183.

11.    Образование как определящий фактор повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда / Прокопьева Н.В. // Пробл. соц. упр. городом в условиях рынка. матер. науч. практ. конф. –Иркутстк, 1997.–С.105-107.

12.    Особенности и перспективы развития рынка труда малого города (на примере г.Горно-Алтайска) / Шваков Е.Е. Пробл. соц. упр. городом в условиях рынка. Матер. науч.-практ. конф. – Иркутск. 1997.– С.87-88.

13.    Особенности подготовки специалистов для малых предприятий в государственных вузах / Иванов В.А., Иньшин С.Я. // Матер. 2 Междунар. конф. «Мал. и сред. предпринимательство в России» (налог., правов., экон. и образоват. аспекты). Москва, 25-27 сент., 1997.– Москва, 1997.–С.144-145.

14.    Повышение профессиональной активности молодежи / Федотова Л. // Человек и труд [Соц. труд].– 1997.– №6.–С.37.

15.    Подготовка специалистов в вузе и деловая активность: проблем, опыт преподавания / Коврижных И.В., Волкова С.М. // Бизнес и высш. образ. в условиях перехода к рыноч. экон.:Тез. докл. всерос. науч.-метод. конф. / Алт. гос. техн. ун-т.–Барнаул, 1997.–С.125-126.

16.    Подходы к формированию региональной занятости в аспекте устойчивого развития / Даниленко Н.Н. // Цикличность как форма экон. динам.: Структур. и инвестиц. политика: Тез. докл. Всерос. науч. конф., Санкт-Петербург, 19-21 июня, 1997. – СПб, 1997. – С.248-250.

17.    Пробл. соц. упр. городом в условиях рынка. Матер. науч.-практ. конф. – Иркутск, 1997.– С.101-102.

18.    Проблемы взаимодействия вузов и предприятий в подготовке и использовании специалистов / Бортникова Т.В., Булатова Г.А. // Пути формирования рынка труда: Тез. докл. Науч.-практ. конф., Омск, 10-11сент., 1991.– Омск, 1991.– С.37–40.

19.    Проблемы организации регионального рынка труда / Ванк В.Р.// Межвуз. науч.-практ. конф. «Упр. соц. сферой», [Санкт-Петербург], 29-31мая, 1995: Тез. выступлений. Ч.1.–СПб., 1995.–С.41.

20.    Проблемы эффективной занятости и рационального использования на современном этапе развития экономики / Галкина Е.Н. // Пробл. упр. персоналом в рыноч. экон. / Гос. акад. упр. Ин-т социол. и упр. персоналом. –Москва, 1997.–С.21-23.

21.    Региональная политика в сфере образования / Беков М.Б., Квитка И.И. // Пробл. соц. упр. городом в условиях рынка. Матер. науч.-практ. конф. – Иркутск, 1997.– С.101-102.

22.    Регулятивные возможности социально-экономического механизма занятости в условиях рынка / Лосенова Н.В. // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. н.– 1995, №2.–С.35-38.

23.    Рынок труда в частном секторе / Гимпельсон В. // Предпринимательство в России. – 1997.–№1.–С.5-18, 4; рез. англ.

24.    Рыночные отношения и подготовка абитуриентов для вуза / Зацепин В.В., Шечков Г.Т. // Бизнес и высш. образ. в условиях перехода к рыноч. экон.:Тез. докл. всерос. науч.-метод. конф. / Алт. гос. техн. ун-т.–Барнаул, 1997.–С.17.

25.    Современный специалист финансово-банковского сектора экономики: вызов времени и задачи академического образования / Грязнова А.Г. // Вестн. Фин. акад.– 1997.–С.11-16.

26.    Циклическая динамика смены структурных типов занятости населения / Блинова Т.В. // Цикличность как форма экон. динам.: Тез. докл. Всерос. науч. конф.– СПб, 1997. – С.9-12.


[1] по литературным данным

[2] По данным экспертного анализа


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ