бесплатные рефераты

Бюджетно-налоговая система РФ

147,5

173,8

175,8

Доля в расходах

феде­рального бюджета, %

6,1

8,3

9,0

10,0

7,8

5,9

6,7

8,4

7,6

 

7,2

 

6,6

Число регионов,

полу­чавших

средства Фонда

 

78

75

81

76

76

71

70

72

71

71

 

Оценки уровня бюджетной обеспеченности региона использует относи­тельный показатель — так называемые валовые налоговые ресурсы, что позволяет учитывать собственные усилия региональных властей по сбору налогов. Удельные валовые налоговые ресурсы регионов представляют собой произведение прогнозиру­емого на данный год среднего уровня доходов субъектов РФ на душу насе­ле­ния на индекс налогового потенциала данного субъекта. Дотации из ФФПР предоставляются тем регионам, расчетная бюджетная обес­печенность которых не превышает уровень, установленный в качес­тве критерия вы­равнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Перечисление дотаций осуществляется ежемесячно исходя из фактических налого­вых поступлений в федеральный бюджет.

Несмотря на все усовершенствования методика оказания финан­совой помощи на цели выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности по-прежнему имеет существенные недостатки. Основной является методика распределения средств ФФПР не утвер­ждена в законо­датель­ном порядке[34]. В самом законе о федеральном бюджете на текущий год фиксируются лишь доли каждого региона в ФФПР, которые, хотя и рассчи­ты­ваются изначально по указанной ме­тодике, могут быть изменены в процессе рассмотрения закона о бюдже­те в парламенте. Это лишает региональные власти возможности про­гнозировать величину своих доходов не только на среднесрочную пер­спективу, но и на ближайший бюджетный период. На 2004 г. объем ФФПР утвержден в сумме 176 млрд. руб., которые направ­ляются и на дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъек­тов Российской Федерации, и на субсидии на закупку и доставку нефти, нефтепро­дуктов, топлива и продоволь­ственных товаров в районы Крайнего Севера и прирав­ненные к ним местности и субвен­ции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области. Начиная с 2005 г. целевая составляющая ФФПР в качестве обо­собленной части средств, передаваемых регионам в виде дотаций, будет ликвидирована[35]. Планируется отменить включение целевых средств, направленных на "северный завоз" и компенсацию энерготарифов, в состав ФФПР. Таким образом, фонд будет охватывать только нецеле­вые дотации. При этом предполагается применение особого порядка перечисления средств ФФПР с учетом сезонной потребности бюджетов в финансировании приоритетных расходов.

2.3. Бюджетная политика Российской Федерации

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формиро­вания доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом являет­ся одним из основных инструментов экономической политики госу­дарства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие[36]: уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; уровень выполнения бюджетных обязательств; величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; уровень монетизации бюджетного дефицита; величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамику валового внутреннего продукта; уровень безработицы; степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В послании Президента РФ Федеральному собранию на 2004 г. поставлена задача удвоения объема ВВП в течение 10 лет. Необходимость решения этой задачи подтверждена и в послании на 2005 г. Названная задача связывается с перспективой роста благосостояния, уменьшения доли населения, находяще­гося за чертой бедности. В печати неоднократно была представлена информа­ция о весьма настороженном отношении к решению названной задачи федеральных министров - министра финансов и министра экономического развития и торговли. Ими высказывались сомнения в реалистичности постав­ленной задачи, что нашло отражение и в официальных прогнозах социально-экономического развития на предстоящие три года. Россия в ближайшее время не только не компенсирует "потери" ВВП от недостижения в предыдущие годы среднегодового темпа прироста ВВП на уровне 7,15%, но и в последующие годы не достигнет такого темпа. Об этом говорят все проектировки о унциаль­ного прогноза, согласно которому даже при оптимистическом сценарии прирост ВВП в 2005-2007 гг. будет достигнут соответственно 6,3; 6,1; 5,5%.

Как же подчинена решению этой задачи концепция проекта федерального бюджета на 2005 г., какие меры требуется принять безотлагательно?

Вот уже пять лет федеральный бюджет (и бюджет расширенною прави­тельства, включающий все уровни бюджетной системы, в том числе госуда­рственные внебюджетные фонды) фактически является профицитным. На 2000 г. профицит в законе о бюджете не предусматривался, но был достигнут

Эффективная бюджетная политика государства невозможна без быстрого роста социально и технологически ориентированных государственных расхо­дов благодаря которым государство способно придать необходимую направ­ленность всей промышленной политике, изменить структуру производства с учетом реальностей международной конкуренции и собственных потребнос­тей Активная структурная политика государства может потребовать планиро­вания дефицитов бюджетов. Предусматриваются наиболее щадящие источни­ки покрытия дефицита, перераспределяются первичные доходы, которые традиционно менее эффективны, используется институт государственного внутреннего долга. Как показал опыт 1990-х гг., особенно активными в приоб­ретении ценных бумаг были владельцы финансовых ресурсов, не имеющие опыта рискового инвестирования, но желающие получать твердые проценты на предоставленный в кредит капитал.

В связи с постепенным ослаблением кризиса в бюджетной практике России с 2000 г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл. 6) Конечно, теперь поступление налогов существенно улучшилось Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1994 г. достиг максимума (10 5%) Иначе не могло и быть. Глубочайший спад производства, изображаемый графически в виде пропасти на неровной местности, сопровождался резким снижением рентабельности производства, ростом процентных расходов, низкой доход­ностью местных бюджетов и неудовлетворительной собираемостью итогов вследствие развития бартерной формы расчетов.

Таблица 6

Доходы, расходы, дефицит (профицит)

федерального бюджета (в % к ВВП)

Год

Доходы

Расходы

Дефицит (-) Профицит (+)

1993

14,9

20,6

-5,5

1994

13,4

23,4

-10,0

 

1995

15,1

17,9

-2,8

1996

14,9

18,6

-3,7

1997

13,9

17,6

-3,7

 

1998

11,9

17,2

-5,3

1999

12,9

14,0

.- 1,1

 

2000

16,0

14,6

1,4

2001

17,6

14,7

2,9

 

2002

19,4

17,8

1,6

 

2003

18,5

18,0

0,5

2004

17,9

17,4

0,5

 

2005

17,8

16,3

1,5

2006

18,4

17,1

-1,3

В абсолютном выражении показатели сбалансированности консолидированного и федерального бюджета представлены в таблице 7.     

Ставшая фактом "смена знака" на противоположный в бюджетной политике, курс на формирование профицита федерального бюджета создают иллюзию, будто бюджетная сфера профинансирована так хорошо, что еще остаются лишние средства. В действительности все хуже, чем преподносится в офицыальных документах.

 

 

 

Таблица 7.

Динамика основных показателей сбалансированности консолидированного бюджета РФ в 1992-2005 гг. (в млрд. руб.)

Консолидированный бюджет РФ

Год

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 РЕФЕРАТЫ