|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РОССИЯ: ОТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗМА К ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ КАПИТАЛИЗМАИзвестное выражение "на заре капитализма", обычно применяемое к ранним стадиям рыночного развития в Европе, как ни парадоксально, ныне вполне применимо к России. Конец 80-х - начало 90-х годов характеризовались первыми неуверенными шагами в направлении к капиталистической экономике до начала 1992 г., когда правительство Гайдара осуществило ряд мер, направленных на развитие рыночной экономики в стране. Можно спорить о том, насколько продуманными были эти меры, но после их осуществления Россия вступила в новую экономическую и социальную реальность, основой которой является рыночная экономика. Вместе с изменением социально-экономической природы общества стал меняться и характер его продовольственной проблемы. Произошла резкая дифференциация уровней дохода и вместе с нею уровней потребления. Решающий шаг к рыночной экономике, выразившийся в либерализации ценообразования, и последующая приватизация привели к резкому ужесточению борьбы субъектов рынка за долю в национальном доходе, что привело к резкому росту цен, который уже в первом году преобразований стал 26-кратным. Уровень заработной платы остался далеко позади. Обвальное изменение всех экономических пропорций не могло не отразиться на уровне жизни большинства населения и соответственно на уровне потребления продовольствия. Больше всего снизилось потребление мяса, рыбы и молока, последнего - на 20%. Одновременно происходил рост потребления хлеба, картофеля, яиц и маргарина. Хлеб в значительной степени уступил свою компенсирующую роль картофелю в связи с быстрым ростом цен на пшеницу, которые прежде находились под жестким государственным контролем. После резкого падения душевого потребления в 1992 г. уровень среднего потребления продуктов питания стабилизировался и обнаружил определенную тенденцию к росту. Поразителен тот факт, что более высокое среднее потребление в 1989 и 1991 гг. сосуществовало с почти полным исчезновением продовольственных товаров из магазинов. Как ни странно, с точки зрения диетологов изменения в сфере потребления продовольствия были полностью отрицательными. Например, в 1989 г. реальное потребление жиров было на 10-15% выше, чем установленная физическая потребность и падение среднего суточного потребления жиров до 95-100 г на душу населения довело содержание жиров в рационе до медицински рекомендуемых норм. Переход к рынку привел к значительной социальной поляризации общества, которая нашла свое отражение в дифференциации потребления продовольствия. В советский период общество было относительно однородным. В 1991 г. перед началом рыночных реформ разрыв в доходах между верхней и нижней децилями (10%) населения был 4-5-кратным. С тех пор разрыв постоянно возрастал. В начале 1998 г., как показывает исследование Института социально-экономических проблем населения, он достиг 40 и более раз. Из состояния принудительного равенства Россия перенеслась в состояние глубокой дифференциации, характерной для ранних капиталистических обществ. Но если в развитых капиталистических государствах процесс дифференциации занял десятки или даже сотни лет, то в России это произошло рывком, всего за несколько лет. Психологический шок, пережитый половиной населения, которая почти в одночасье стала не только беднее других, но и попросту бедствующей, оказывает сильное влияние на социальную и политическую стабильность в стране. Резко возросшая социальная стратификация находит выражение и в поляризации потребления продовольствия. Как следует из анализа, осуществленного Всероссийским центром уровня жизни, продовольственный рацион "новых русских" значительно превосходит рацион более бедных сограждан.
Таблица 2. Россия: дифференциация доходов (начало 1998 г.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Доля в населении, % |
Размер денежного дохода на душу в месяц, долл. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Богатые |
3-5 |
более 2000 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состоятельные |
15 |
1000-2000 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Центр (аналог среднего класса) |
20 |
100-1000 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ограниченные в средствах |
20 |
50-100 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бедные |
40 |
менее 50 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник Известия, 17 июля 1998 г. |
|
|
Таблица 3. Потребление продовольствия на душу в месяц (кг)
Молоко и молокопродукты
Яйца (шт.)
Мясо и мясопродукты
Рыба и рыбопродукты
Фрукты и ягоды
Бедные
13.8
9
2.9
0.5
2.0
Богатые
23.4
15
5.8
1.3
4.7
Источник: Известия, 17 января 1998 г.
В таблице 3 бедными считаются 10% населения, находящиеся в самом низу социальной пирамиды, богатыми - 10%, находящиеся на ее вершине. Как можно видеть, богатые потребляют в два раза больше мяса и молока, чем бедные. Но доля расходов на продовольствие в их бюджете составляет 25-30%, что приближается к средним показателям Запада.
Другое исследование, охватившее 2720 семей в различных районах России, показывает, что и бедные и богатые питаются нерационально, но по разным причинам. Семьи с низким доходом сокращают потребление жизненно важных продуктов из-за нехватки денег, в то время как семьи с высоким доходом допускают излишества. В соответствии с исследованием, 15% населения с низкими доходами вообще не потребляют мяса, 26% не потребляют рыбы, 35% - молока и йогурта, 56% - сыра. Более 55% из них никогда не пьют соков.
Население с высокими доходами потребляет на душу населения в 3.1 раза больше говядины (2.8 кг против 0.9 кг в месяц), в 2.5 раза больше свинины (1.5 кг против 0.6 кг), в 3.4 раза больше рыбы (1.7 кг против 0.5 кг), в 19 раз больше соков. Богатые выпивают в 20 раз больше пива, чем их бедные соотечественники, и в 6 раз больше водки, в 5 раз больше шампанского, съедают в 4 раза больше шоколада. Бедные превосходят богатых только по картофелю, которого они потребляют в два раза больше, чем богатые (8.9 кг против 4.9 кг в месяц). У богатых в рационе слишком много копченой колбасы, рыбы и консервированных овощей и фруктов[6].
Многие из бедняков не отдают себе отчета в том, насколько неполным, монотонным и низкокачественным является их рацион. Более половины респондентов (51.2%), имеющих среднемесячный доход на душу 100-200 руб. считают свой рацион "скромным", 31.1% считают себя недоедающими и 5.4% воспринимают свое питание как хорошее. На такой оценке явно сказываются пережитки традиционных представлений о рационе, которые перекочевали из старой русской деревни в современный город и сейчас помогают некоторым слоям населения смириться с новыми условиями жизни.
Падение среднего душевого потребления можно считать результатом стремительного неподготовленного скачка к рыночной экономике. Растущая социальная стратификация, в том числе в потреблении продовольствия, кладет конец уравнительному распределению продуктов питания, характерному для социалистического общества.
С приходом рыночных отношений недавно пустые магазины заполнились товарами, исчезли очереди, в городах я селах возникли сотни тысяч новых магазинов, киосков, ресторанов, кафе и других торговых точек. Но, как мы уже могли убедиться это отнюдь, не улучшает питания народах масс, ибо продукты питания стали неизмеримо менее доступными для тех, кто потерял работу, стал жертвой невыплаты зарплаты и вообще беден.
Рыночная экономика открыла возможность быстрого роста цен на зерно, которые обогнали по этому показателю многие другие виды сельскохозяйственной продукции. Это привело к некоторому снижению потребления хлеба. Использование хлеба на корм скоту, прежде весьма распространенное, фактически прекратилось. В результате перемен Россия почти полностью отказалась от импорта зерна, и в будущем, когда страна сможет более рационально вести свое хозяйство, в том числе и сельское, вполне возможно ее превращение в экспортера зерна.
Политика массированного государственного вмешательства в производство и распределение продовольствия, проводившаяся в советские годы, существенно нарушала объективные экономические и социальные императивы. Развивающаяся рыночная экономика может приблизить стереотипы питания в России к типу, преобладающему на Западе.
© 1999г. А. Мовсесян, С. Огнивцев[7]
Транснационализация хозяйственной деятельности явилась важнейшей доминантой развитая мировой экономики в уходящем XX в. Она должна рассматриваться в общем контексте глобализации, представляющей собой постепенно нарастающий в историческом масштабе процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных культур и цивилизаций, сложившихся в более или менее устойчивых территориальных границах на базе определенных этносов. Выход капитала за границы национальных государств, внутренне присущий его природе, соответствует основным стратегическим установкам субъектов рынка, к побудительным мотивам которых при осуществлении прямых зарубежных инвестиций можно отнести.
1. Стремление к технологическому лидерству, являющемуся в современном мире залогом конкурентного преимущества на рынках.
2. Оптимизация размера корпорации и экономия масштаба организации, уже неосуществимая в узких рамках национальных рынков.
3. Доступ к иностранным природным ресурсам для надежного обеспечения собственного производства иностранным сырьем.
4. Борьба за новые, в том числе и иностранные, рынки сбыта, преодоление импортных барьеров.
5. Снижение себестоимости и увеличение конкурентоспособности своей продукции за счет рассредоточения производства и рационализации отдельных операций воспроизводственного процесса.
6. Внедрении единой системы управления предприятиями корпорации, организация внутреннего рынка, создание рекламно-информационной сети.
7 Установление прочного контроля за рынками иностранных государств не ТОЛЬКО через филиалы материнских компаний и смешанные предприятия, но и с помощью союза с политическими элитами, через которые оказывается многоаспектное влияние на принимающие государства.
8. Рационализация налогообложения за счет использования специфических черт налоговых систем стран, в которых работает корпорация.
Реализация различных сочетаниях и пропорциях этих базовых стратегических установок породила все многообразие стратегий и организационных структур ныне действующих транснациональных корпораций (ТНК).
Исторически развитие ТНК прошло ряд этапов. С периода зарождения первых ТНК (конец XIX в.) они претерпели весьма существенную трансформацию. Деятельность ТНК первого поколения в значительной мере была связана с разработкой сырьевых ресурсов бывших колоний, что дает основание определить их как "колониально-сырьевые ТНК". По своей организационно-экономической форме и механизмам функционирования это были картели, синдикаты и первые тресты. Затем на мировой арене появляются ТНК трестового типа, связанные с производством военно-технической продукции. Начав свою деятельность в период между двумя мировыми войнами, некоторые из этих ТНК второго поколения сохранили свои позиции в мировой экономике и после второй мировой войны.
В 60-е годы все более заметную роль начали играть ТНК третьего поколения, которые широко использовали достижения научно-технической революции. Они выступали в организационно-экономической форме концернов и конгломератов. В 60-80-е годы деятельности ТНК органично соединялись элементы национального и зарубежного производства реализации товаров, управления и организации работы персонала, научно-исследовательских работ, маркетинга и послепродажного обслуживания. Основные элементы воспроизводственного процесса переводились на общие для соответствующих стран стандарты и принципы. ТНК третьего поколения способствовали распространению достижении НТР в периферийные зоны мирового хозяйства и, самое главное, закладывали экономические предпосылки для появления международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала и рабочей силы, научно технических услуг.
В начале 80-х годов постепенно появились и утвердились глобальные ТНК четвертого поколения. Их отличительными чертами являются: планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе; раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК; координация действий своих филиалов на основе новых информационных технологий, гибкая организация каждого отдельного производственного узла, адаптивность структуры корпорации, единообразная организация бухгалтерского учета и аудита; объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая в свою очередь интегрирована с другими сетями ТНК; осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых действуют ТНК.
К настоящему времени уже в основном сложилась такая система мироустройства, при которой ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и "ноу-хау". Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85 - рынка меди и бокситов, 80 - чая и олова, 75% - бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80, а в Сингапуре 90%. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК: в США их доля составляет 80%, в Великобритании - 90.
Ядро мирохозяйственной системы составляют около 500 ТНК, обладающих практически неограниченной экономической властью. При этом в развитых странах в каждой отрасли доминирующее положение занимают всего два-три супергиганта, конкурирующие между собой на рынках всех стран.
По оценкам журнала "Экономист", 5 крупнейших ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, а также самолетов, электронного оборудования, автомобилей и другой продукции. Особенно значительна степень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями. Например, 2-3 компании контролируют практически всю международную сеть телекоммуникаций[8]. Экономическая мощь крупных транснациональных корпораций сравнима с ВВП средних государств, и они диктуют свою волю многим странам. На развивающемся рынке гражданского самолетостроения, объем которого в начале следующего столетия вырастет до 1 трлн. долл. и 16 тыс. новых самолетов в год, господствовали в основном три компании: "Эйрбас индастри", "Боинг" и "Макдоннел Дуглас". Они контролировали соответственно 30-35%, 60-70 и 3% рынка. Происшедшее в августе 1997 г. слияние "Боинг" и "Макдоннел Дуглас", стоившее 15 млрд. долл., усилило позиции американского капитала и оставило на рынке лишь две основные компании[9].