бесплатные рефераты

Экономические аспекты глобальных проблем

Всего в мире действуют около 40 тыс. трансна­циональных корпораций, имеющих в 150 странах 200 тыс. филиалов. Вместе с тем из этой довольно значительной совокупности ТНК, по мнению ря­да экспертов, могут быть полностью отнесены к разряду действительно международных компа­ний примерно 1/10 от их общего числа. Еще 1/10 их общей численности близка к тому, чтобы стать полноправными, "настоящими" междуна­родными ТНК.

К числу крупнейших по величине зарубежных активов относятся следующие ТНК: "Ройал-Датч-шелл" (Великобритания - Голландия, ос­новная сфера деятельности - нефтепереработка);

"Эксон" (США, нефтепереработка); "1ВМ" (США, компьютерная техника); "Дженерал мо-торз" (США, автомобилестроение); "Хитачи" (Япония, электроника). Среди 20 ведущих нефи­нансовых ТНК по этому показателю преоблада­ют 6 американских корпораций, 3 представляют Японию, 3 - Германию, 3 - Великобританию (из них 2 совместно с Голландией), 3 - Голландию (2 - совместно с Великобританией), 2 - Францию, 2 - Швейцарию. Однако по объему продаж лиди­рующие позиции в мировой экономике до начала кризиса 1997 г. сохраняли японские ТНК: "Ито-чи", "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", "Мару-бени". За ними следовали американские ТНК: "Дженерал моторз", "Форд", "Эксон".

Борясь за рынки сбыта в глобальном масшта­бе, ТНК обеспечивают потребности в постоян­ных инновациях, смене технологий и научно-тех­ническом прогрессе. Транснациональные компа­нии создают скелет мировой экономики, кровь и плоть которой - средние и малые фирмы. Важно подчеркнуть, что законы свободного рынка не работают внутри ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые корпорациями. Если вспомнить о размерах ТНК, то окажется, что только четвертая часть мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, а три четверти - в своеобразной "плановой" систе­ме. Таким образом, наметился переход к конвер­гентной экономической системе, сочетающей в себе плановые и рыночные начала.

Между тем, на фоне этих глобальных перемен в последние годы проявился исключительно важ­ный, но пока еще малоизученный экономический феномен, который можно охарактеризовать как возникновение самостоятельного транснацио­нального капитала, начинающего жить своей собственной жизнью. Количество глобальных экономических изменений переросло в качество и транснациональный капитал стал самостоя­тельным экономическим организмом со своей оригинальной структурой и внутренними целя­ми развития.

Первой ласточкой в развитии этого феномена явилось возникновение евродолларов и еврорын­ков еще в 60-е годы. Именно тогда, воспользовав­шись либерализацией валютного рынка, евро­пейские банки стали привлекать частные вклады и предоставлять кредиты в долларах. Образова­лись еврорынки, не регламентируемые нацио­нальными законодательствами. На средства, при­влекаемые с еврорынка, не распространяются ре­зервные требования центральных банков, а процентные ставки по евровкладам освобожда­ются от подоходных налогов. Еврорынок получа­ет конкурентные преимущества, поскольку сти­хийно складывающийся на нем уровень процент­ных ставок позволяет банкам выплачивать по заемным средствам в евровалютах больший про­цент и предоставлять кредиты по более низким ставкам. Вскоре начались выпуски еврооблига­ций, эмиссия которых не регламентируется наци­ональными законодательствами, а проценты вы­плачиваются держателям еврооблигаций без удержания налогов. Поскольку на операции в ев­ровалютах не распространяются денежно-кре­дитные ограничения страны нахождения, банки в Лондоне стали самостоятельно устанавливать среднюю ставку ЛИБОР, по которой предоставляются кредиты в евровалютах. В 1973 г. евро­рынки достигли уже значительных размеров и евроэмиссии явились важным источником средств для западной экономики. Появились евроком­мерческие векселя, оплата которых предусмот­рена в евровалюте.

Благодаря развитию еврорынка появились но­вые международные финансовые центры - Люк­сембург, Сингапур, Гонконг, Панама, Багамские острова и др., деятельность которых освобождена от валютного контроля, а на получаемые доходы от процентов отменены налоги. Организационно еврорынок стал представлять собой несколько со­тен крупных банков, расположенных в основных центрах Западной Европы и в тех странах, где не ограничиваются права банков на проведение опе­раций в иностранных валютах с нерезидентами. Со временем возникли новые центры - ПИБОР в Па­риже, СИБОР в Сингапуре, КИБОР в Кувейте и др., уровень ставок по которым имеет тенденцию к выравниванию. Поскольку Лондон, являясь первым финансовым центром евродолларового рынка, сохраняет ведущие позиции, то ЛИБОР определяет ставки еврорынка.

В 1981 г. Нью-Йорк был объявлен свободной банковской зоной, где на операции, осуществляе­мые с нерезидентами, были распространены на­логовые льготы, и их освобождали от валютного контроля и других ограничений, действующих на внутреннем рынке капиталов. Это расширило рынок евровалют на США.

Для повышения своей конкурентоспособности европейские центры стремительно либерализовывали свои финансовые рынки. Одновременно с этим стали создаваться новые международные финансовые рынки фьючерсов валют (Чикаго, начало 70-х), фьючерсов для процентных ставок (Чикаго, Нью-Йорк, 1978), валютных опционов (Филадельфия, 1982). Заемщиками еврорынка стали ТНК, финансирующие капитальные вло­жения в разных странах, и государства, имеющие дефициты платежных балансов. Ведущие транс­национальные банки (ТНБ) с широкой сетью за­граничных филиалов стали главными посредни­ками на еврорынке между ТНК, государствами и международными организациями, фактически осуществив его раздел.

Свободно перемещаемый в современном эко­номическом пространстве транснациональный капитал находится вне юрисдикции националь­ных государств. Естественно, он ищет наиболее доходные рынки и по большей части является спекулятивным. Если в 1990 г. в денежные спеку­ляции были вовлечены 600 млрд. долл. ежеднев­но, то в 1997 г. - уже более 1 трлн. долл., что в 29-30 раз превышает стоимость продаваемых за день товаров и услуг[10]. По оценкам "Гарвард биз­нес ревю", на каждый доллар, обращающийся в реальном секторе мировой экономики, приходит­ся до 50 долл. в финансовой сфере. Общий объем рынка вторичных ценных бумаг приближается к 100 трлн. долл., а годовой оборот финансовых трансакций достиг полуквадриллиона долл. Если учесть, что объединенный фонд 23 развитых стран составляет около 550 млрд. долл.[11], то ста­новится очевидным, что даже при согласованной политике всех мощных государств они не могут направлять для борьбы со спекулятивными опе­рациями суммы, сопоставимые с оборотами фи­нансовых рынков. Это означает, что реальной си­лы, способной противостоять транснацио­нальному капиталу, сегодня в мире не существует.

Если с помощью жесткого финансового кон­троля государство могло регулировать нацио­нальный валютный рынок, то в условиях либерализации финансовых рынков и смягчения валют­ного контроля транснациональный капитал получил возможность при желании обрушить финансовые рынки практически любого госу­дарства. В 90-е годы мы имеем совершенно но­вую историческую ситуацию, когда государства уже не обладают достаточной мощью для крупномасштабных финансовых интервенций, противодействующих движениям спекулятивно­го транснационального капитала. Например, Дж. Сорос, объявив в 1992 г., что датская марка упадет в цене, сделал ставку на 10 млрд. долл. и получил 2 млрд. долл. за две недели.

Летом 1997 г. базельский Банк международ­ных расчетов опубликовал ежегодный отчет, где предупреждал о реальной угрозе банковской сис­теме, ее постепенном выходе за пределы дейст­венного контроля[12]. Как известно, мировой фи­нансовый кризис не заставил себя ждать. Финан­совые магнаты, владевшие огромными пакетами акций, обрушили в октябре 1997 г. даже нью-йоркский фондовый рынок, чтобы потом скупить эти акции по гораздо более дешевым ценам.

Колоссальный разрыв между реальным и фик­тивным капиталом не дает возможности прави­тельствам национальных государств осуществ­лять капитальные вложения, что приводит к сни­жению производства и заставляет искать новых заемных средств для покрытия государственных расходов. Большинство государств уже попало в безвыходную долговую яму, во многом органи­зованную транснациональным капиталом. Госу­дарственный долг стран ОЭСР вырос с 40% ВВП в 1978 г. до 70 в 1994 г. Долги развивающихся стран достигли 1.5 трлн. долл. и перешли в разряд вечных. Даже у более или менее благополучного Чили они составляют сейчас 19 млрд. долл. (поло­вина ВВП). Большая часть этих долгов, по-ЯЬди-мому, никогда не будет выплачена. Но для заем­щиков из развитых стран это в конце концов не столь уж важно. Ведь известно, что более 20% от займов сразу же непосредственно возвращаются к кредиторам - в виде компенсаций за услуги, зар­плат западным специалистам и пр.

Совокупные валютные резервы ТНК сейчас в несколько раз больше, чем резервы всех Цент­ральных банков вместе взятых. По мнению фран­цузского экономиста П. Вельтса, "перемещение 1-2% массы денег, находящихся в частном секто­ре, вполне способно изменить паритет любых двух национальных валют. Часто ТНК рассмат­ривают обменные валютные операции в качестве наиболее выгодного источника получения при­былей". В этом случае ТНК работают по той же схеме, что и индивидуальные спекулянты, только более согласованно и мощно. Анализируя совре­менное состояние мировой экономики, П. Вельтс делает вывод, что "итогом глобальных стратегий в конечном счете становится формирование ин­тегрированной международной торгово-финансовой системы, по сравнению с которой нацио­нальные государства выступают как второсте­пенные величины"[13].

С начала 80-х годов наблюдается все более яв­ственный переход от регулируемой государства­ми экономической системы, заложенной Бреттон-вудскими соглашениями 1944 г., к системе, управляемой рынками капиталов, в которых главенствуют ТНК и ТНБ. По нашему мнению, неудачи, которые последовательно потерпели неокейнсианцы в начале 80-х годов и монетаристы в начале 90-х, во многом объясняются недо­учетом совершенно нового фактора мировой экономики, которым является самостоятельный и самодеятельный транснациональный капитал, своей мощью сводящий на нет попытки регули­рования внутренних финансовых рынков. Влия­ние этого фактора еще не изучено экономичес­кой наукой. Р. Буало, один из авторов теории ре­гуляции, считает, что сейчас установился чрезвычайно "запутанный мировой порядок", и пока нет "нового Кейнса" для его научного ос­мысления.

Может быть, это и верно. Сегодня можно лишь с уверенностью констатировать, что на рав­ных с национальными государствами, в мировой экономике действуют и другие актеры: играю­щие главную роль ТНК и ТНБ; международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, ФАО, МОТ, ВТО, "Большая семерка С-7"); око­ло 60 региональных организаций и блоков (ЕЭС, НАФТА и др.); неправительственные организа­ции (движение "зеленых", "врачи без границ" и др.); крупные города (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж, Москва и др.); отдельные индивиды (ученые, артисты, бизнесмены типа Дж Сороса и Б. Гейтса). Новые реалии уже осознаются ми­ровой общественностью. Так, в заявлении 27-й конференции американского Фонда Стэнли ска­зано: "Изменения (в мире) столь велики, что, по мнению участников, даже историческая основа мирового политического порядка - концепция су­веренного государства - серьезно поколеблена".

В наши дни транснациональный капитал по характеру поведения, свободе межотраслевого и территориального передвижения и степени не­контролируемости напоминает свою первона­чальную фазу, повторяя определенные черты еще свободного национального капитала, есте­ственно, со спецификой, присущей новой стадии развития технологий, мировой экономики и об­щества. Он вновь стал стимулировать кризисы, но уже в глобальном масштабе. Современные государства не в состоянии справиться с ними, и ми­ровая экономика практически утратила наметив­шуюся в послевоенный период управляемость. Возникла очевидная необходимость в формиро­вании международных организаций, которые при благоприятном сценарии обуздают транснацио­нальный капитал, направят его энергию на осу­ществление целей устойчивого развития. В пер­спективе эти организации неизбежно должны бу­дут брать на себя все больше функций мирового правительства.

Современное экономическое мироустройство уже имеет ряд важных надгосударственных поли­тических институтов и международных организа­ций (Международный валютный фонд, Мировой банк. Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация по развитию. Все­мирная торговая организация и т.д.). Сейчас они далеки от регулирования деятельности трансна­ционального капитала и скорее объективно стоят на его стороне, ослабляя роль национальных пра­вительств. Суверенным государствам приходится постепенно - сначала экономически, а затем и по­литически - делить власть с надгосударственны-ми институтами транснационального капитала, объективно отражающими тенденцию интерна­ционализации экономики. При этом влияние го­сударств идет на убыль, и власть все больше пере­ходит в руки транснационального капитала и под­контрольных ему международных институтов. Между национальными элитами и транснацио­нальной мировой олигархией идет сложная борь­ба за влияние в международных организациях.

Все более активную политическую и экономи­ческую роль начинают играть крупные мегаполи­сы, которые являются идеальной "средой обита­ния" для ТНК и важнейшими базами транснацио­нального капитала. Жители крупных городов постепенно вырабатывают некую новую интер­национальную субкультуру. Они смотрят одни и те же всемирные информационные программы, воспитаны на единых стандартах образования и поведения, живут в едином ускоренном ритме, го­раздо чаще других участвуют в деятельности международных организаций, ТНК и ТНБ. Жи­тель Нью-Йорка или Лондона имеет в повседнев­ной жизни гораздо больше общего с жителем Москвы, чем тот - с россиянином из маленького провинциального городка или села.

Следует заметить, что многие крупные города по масштабам своей экономической деятельнос­ти превосходят средние национальные государст­ва. Например, Токио производит вдвое больше товаров и услуг, чем Бразилия; Чикаго по мас­штабам производства сравним с Мексикой, поло­вина ВВП которой производится в мегаполисе Мехико. Крупные города становятся самостоя­тельной силой в экономической и политической сферах и в своих растущих амбициях активно идут на подготовленный на социокультурном уровне союз с ТНК. Создание союзов ТНК с мега­полисами, в которых размещается "ядро" кор­порации, представляет собой новую тенденцию развития мировой экономики.

В современных ТНК давно уже благодаря но­вым компьютерным технологиям превалирует сетевая организация с базами транснационально­го капитала и узлами управления в крупных горо­дах различных стран. Развитие мировых комму­никационных сетей и глобальных ТНК с сетевой структурой управления проходило параллельно, и эти процессы, безусловно, взаимодополняли и стимулировали друг друга.

По нашему мнению, именно технологическое развитие и образование на его базе нового всемир­ного информационно-финансового пространства создали условия для свободного перемещения транснационального капитала и переплетения сетей управленческих структур глобальных кор­пораций и информационных связей, материаль­ным отображением которых явилась знамени­тая WWW (World Wide Web - Всемирная паутина).

Единые для всего мира финансовые инстру­менты, стандарты передачи и обработки инфор­мации, единообразные финансовые и информа­ционные институты создают идеальную среду для транснационализации бизнеса и свободного движения его капитала. Технологическое совме­щение магистральных информационных и фи­нансовых коммуникаций и сетей способствовало созданию нового информационно-финансового института и привело к сближению и постепенно­му слиянию информационной и финансовой сфер деятельности. Транснациональный капитал, в технологическом плане базирующийся на гло­бальных информационно-финансовый сетях и до­бивающийся мирового господства через инфор­мационные и финансовые рынки, породил новую транснациональную информационно-финансо­вую олигархию.

По нашему мнению, современные технологии организации информационных систем оказали значительное влияние на стратегию и структуру глобальных ТНК. От информационных систем корпорации переняли сетевую структуру, мо­дульность, открытость и возможности гибкого изменения управленческой конфигурации. Про­фессор университета Карнеги-Меллона Б. Харрисон считает, что крупные корпорации нашли способ стать "менее жесткими и иерархичными", но более предприимчивыми в создании всемир­ных сетей межфирменного сотрудничества, в ко­торых производство становится не столь центра­лизованным, гибким и модульным, а власть, фи­нансы и контроль по-прежнему остаются в руках корпорации.

Одной из важных особенностей современной организации ТНК является их способность гибко переносить свои центры управления и штаб-квартиры из одного узда корпоративной сети в другой, легко меняя основную страну "пропис­ки" с целью получения налоговых и других льгот. Сейчас распространены две основные мо­дели налогообложения ТНК: американская, при которой местопребыванием корпорации считает­ся страна, где она зарегистрирована, и модель ОЭСР, в которой местопребывание определяется по месту фактического управления корпорации. Развитые государства, в которых в основном раз­мещены штаб-квартиры ТНК, находятся в со­стоянии непрерывной конкурентной борьбы за­конов и условий для "перетаскивания" к себе свободно перемещающегося транснационально­го капитала. Например, США позволяют амери­канским корпорациям, независимо от их местона­хождения, пользоваться преимуществами амери­канского законодательства о юридических лицах[14].

При превалирующей сейчас сетевой системе организации терминальные звенья современных ТНК представляют собой, говоря языком ком­пьютерных сетевых технологий, своеобразные "порты", открытые для подсоединения к корпо­ративной сети взаимосвязей новых элементов через механизмы транснациональных стратеги­ческих альянсов (ТСА), благодаря которым гра­ницы компаний и промышленных групп размыва­ются или приобретают форму "созвездий", вклю­чающих связанные между собой, но до известной степени независимые, компании различных раз­меров и отраслей.

Быстрое увеличение ТСА - один из самых су­щественных феноменов изменения среды, в кото­рой действуют предприятия в текущем десятиле­тии. Сотрудничество между компаниями можно образно сравнить со своего рода "романом" между фирмами, эволюционно проходящими все эта­пы - от "встречи" до "семейной жизни". Профес­сор Гарвардской школы бизнеса Р. Кантер выде­ляет пять основных этапов и форм интеграции, встречающихся в стратегических альянсах:

1) "стратегическая интеграция" с постоянным контактом высшего руководства партнеров для решения стратегических вопросов; 2) "практиче­ская интеграция", основанная на взаимодействии среднего звена менеджеров по проблемам совме­стной деятельности; 3) "оперативная интегра­ция", обеспечивающая взаимный доступ рядовых сотрудников к общим информационным ресур­сам; 4) "межличностная интеграция"; 5) "культур­ная интеграция", предполагающая взаимное стремление находить пути для преодоления раз­личий в традициях, языках и т.д.[15] В американских корпорациях соотношение различных форм ТСА и создание филиалов со 100%-ным владением уже в 80-х годах составляло 4:1, и оно продолжает увеличиваться.

К основным технологическим факторам, спо­собствующим расширению межфирменного со­трудничества, относятся: распределение риска, связанного с разработкой и использованием но­вых технологий; стремление опередить конку­рента в коммерческом использовании результа­тов НИОКР; предотвращение трудностей, свя­занных с различиями в национальных патентных законодательствах; преодоление трудностей, свя­занных с получением лицензий на продажу това­ра за границей; стремление окупить затраты на проведение дорогостоящих НИОКР; необходи­мость преодоления протекционистских барьеров;

стремление интегрировать отдельные изобрете­ния в рамках новых систем производственного или потребительского назначения; разработка единых стандартов и норм на более ранних стади­ях разработки процессов или продукта, чтобы из­бежать необходимости их согласования на более поздних стадиях, что требует дополнительных ре­сурсов.

Как видно из этого перечня, большинство факторов, стимулирующих стратегические альянсы, относятся к сфере организации и ис­пользования результатов НИОКР. Об этой же тенденции свидетельствует и статистика. Числен­ность соглашений, связанных с НИОКР и переда­чей технологии, растет наиболее высокими темпами и уже в начале 90-х годов достигла более половины всех соглашений, в то время как 10 лет назад она составляла менее 30%[16]. Это вполне ес­тественно в эпоху, когда инновации стали основ­ным конкурентным преимуществом фирм.

Традиционная модель поведения ТНК, при ко­торой инновационные продукты создавались в основном в стране происхождения, а затем экс­портировались в зарубежные филиалы, уступает место более рациональному территориальному размещению исследовательских работ с перено­сом части разработок в страны, где лучше усло­вия для их проведения или где есть дешевые и до­статочно квалифицированные кадры. В Белой книге Агентства по науке и технологиям Японии отмечается, что за последние пять лет компании страны открывают свои зарубежные лаборато­рии примерно раз в неделю. Всего за рубежом на начало 90-х годов действовало 276 японских ис­следовательских центра, половина из них - в США и 1/3 - в Западной Европе.

В последние годы наряду с традиционным вы­возом капитала в форме прямых инвестиций ТНК все более практикуют экспорт организаци­онных технологий, ноу-хау и целых фрагментов развившихся в других странах пребывания корпо­рации или зародившихся и сложившихся в недрах самой ТНК неформальных институтов в сфере организации и управления. Постепенно руково­дители передовых ТНК стали понимать, что инновации являются лишь видимой вершиной айсберга социокультурных институтов, и для обеспечения их непрерывного и успешного про­изводства необходимо научиться переносить крупные институциональные модули в "прини­мающие" страны.

После распада СССР мы, как всегда, чрезмер­но резко отвернулись от идеологической под­держки экономических преобразований. Между тем, процветание США, например, во многом ба­зируется на идеологической платформе "трудо­вой этики" Ж. Кальвина. И это не просто религи­озная традиция, а реальность, проявляющаяся в практической экономической деятельности аме­риканцев. Как известно, в США обвиненный в не­законном получении денег политик просто пуб­ликует свою декларацию о доходах, чем в глазах общества полностью снимает с себя обвинение. Такое доказательство невиновности не вызвало бы ничего, кроме смеха, не только в страдающих от коррупции Латинской Америке и Италии, но и в Германии и Австрии. Здесь ведущую роль игра­ют обычаи, культура и традиции. Например, ар­гентинец Э. Алеман пишет: "Сокрытие имущест­ва от налогообложения является еще более лю­бимой национальной игрой (в Аргентине), чем футбол"[17]. Как это контрастирует с США, где высокая налоговая дисциплина передается "с мо­локом матери"!

В известной классификационной системе А. Тойнби из 28 когда-либо существовавших на Земле цивилизаций и 7 доживших до наших дней выделена славяно-православная как обладающая уникальным своеобразием. Действительно, еще в византийском Земледельческом кодексе сказано, что "входящие в чужой виноградник, чтобы на­сытиться, пусть будут безнаказанны". Как это не­похоже на западноевропейское "мой дом - моя крепость". Да, наша цивилизация весьма отлича­ется от тех, на базе которых были построены экономики Запада, но вряд ли стоит пестовать эту уникальность. Исторический опыт России яр­ко показывает, что не только технологические, но и идеологические и культурологические заим­ствования, проводимые в некоторые периоды ис­тории в грандиозных масштабах, в конечном сче­те благотворно повлияли на развитие страны.

Современный мир характеризуется глобализа­цией и интернационализацией экономических процессов, которые продуцируют формирование так называемой цивилизационной идентичности. За время жизни двух-трех поколений людей человеческая деятельность и основанный на ней научно-технический прогресс настолько ради­кально изменили мир, что предметная область идеологии и философии давно сместилась от вос­произведения объективной действительности к удовлетворению потребности в успешном дейст­вии, к проектированию наиболее эффективных реакций на внешние воздействия, к максимизации результативности.

Именно единообразие механизмов обеспече­ния успешности, а также глобализация и интер­национализация мировой экономики обуслови­ли потребность в формировании цивилизацион­ной идентичности. Поэтому те государства, которые сумеют с использованием идеологичес­ких средств сформировать наиболее продуктив­ные неформальные институты как на базе свое­го, так и мирового опыта, получают значитель­ные конкурентные преимущества и войдут в круг стран, формирующих "правила игры" постсовре­менной цивилизации. В наступающем веке веду­щую роль будут играть те страны, которые смогут найти механизмы, быстрого и экономи­чески эффективного встраивания заимствован­ных из других стран и адаптируемых в рамках собственной идеологической системы крупных отдельных институциональных моделей, а так­же внедрение их в практику экономической жизни. Идеологический фактор обеспечения экономичес­кой эффективности должен стать одним из основ­ным в новой промышленной политике России.

Транснациональный капитал, представленный прежде всего ТНК и ТНБ и поддерживаемый дру­гими вышеназванными актерами современной мировой экономики, в силу объективных законо­мерностей своего развития стремится к расшире­нию прежде всего экономической, но все более явственно также политической и идеологической власти. Это обусловливает ситуацию двоевластия и динамическое равновесие, сложившееся между транснациональным капиталом, с одной стороны, и национальными государствами - с другой.

Противоборство этих основных сил носит диалектический характер и принимает разнооб­разные формы - от прямого противостояния до вполне конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества. Транснациональный капитал в своем движении и развитии ориентируется ис­ключительно на собственную выгоду и свободно переливается то в приводящую к жесточайшим кризисам форму спекулятивного капитала, то вдруг становится главной созидательной силой на планете, обеспечивающей научно-технический прогресс.

В тех случаях, когда интересы транснацио­нального капитала объективно совпадают с инте­ресами определенных национальных государств, он может обеспечить им значительные и даже решающие преимущества в межстрановой эконо­мической конкуренции. В передовых странах, входящих в так называемый "золотой миллиард", это двоевластие приняло скорее характер симби­оза. Развитые государства активно поддержи­вают собственные ТНК, которые в свою оче­редь обеспечивают сюзеренам поступление нало­говых средств от международной деятельности и, что, возможно, более важно, распространение их экономического, а в дальнейшем и политическо­го влияния.

Среди разнообразных мер по поддержке транснационального капитала можно выделить следующие: предоставление государственных га­рантий и страхование прямых инвестиций, как на­пример, в США, где действует Государственная корпорация по страхованию и гарантированию инвестиций; поддержка в урегулировании инвес­тиционных споров и создание специализирован­ных институтов международного арбитража в ин­вестиционной сфере (Международная конвенция по урегулированию инвестиционных споров под­писана 115 странами); создание справедливых и недискриминационных инвестиционных условий как для отечественных, так и для иностранных инвесторов; исключение двойного налогообло­жения; административная и дипломатическая поддержка своих международных корпораций при освоении новых иностранных рынков.

Транснациональный капитал чутко отклика­ется на поддержку "своих" государств, обеспечи­вая их экономическую мощь и экономическую экспансию. Например, за последние несколько лет, действуя через свои корпорации, Германия установила более эффективный контроль над чешской экономикой по сравнению с периодом 30-40-х годов - "мюнхенского сговора" и последующего военного вторжения. В 1990 г. герман­ский концерн "Фольксваген" присоединил чеш­скую "Шкоду" и с учетом более ранних поглоще­ний "Ауди" и испанской "Сеат" окончательно утвердился как панъевропейская компания. На­верно, нужно только приветствовать, что борьба за рынки перешла из военно-политической в же­стокую, но, по крайней мере, бескровную эконо­мическую сферу.

Сложнее складываются отношения ТНК с ме­нее развитыми государствами, в число которых входит и Россия. Здесь интересы крупных между­народных корпораций зачастую входят в проти­воречие с национальным капиталом и через него с государством.

Можно выделить следующие основные мо­менты негативного влияния транснационального капитала на развивающиеся государства:

1. ТНК создают мощную конкуренцию мест­ным компаниям и теснят их на внутреннем рынке, не давая развиться.

2. Свободные перемещения транснациональ­ного капитала могут подорвать стабильность на­циональных валют и создать угрозу для нацио­нальной безопасности развивающихся стран.

3. Космополитизм, внутренне присущий транс­национальному капиталу, способен подавлять не­окрепшую государственность развивающихся стран и насаждать идеологию, противоречащую интересам развития национального бизнеса.

4. Транснациональный капитал, защищая свои интересы, может оказывать мощное политичес­кое давление на принимающие страны в направ­лении, не всегда совпадающем с их национальны­ми интересами.

Осуществляя в "принимающие" страны пря­мые инвестиции (около 200 млрд. долл. ежегод­но), ТНК нуждаются в гарантиях их сохранности и, исходя из сугубо эгоистических интересов, пы­таются всеми доступными им средствами обеспе­чить в "принимающих" странах стабильную об­становку. Для этого используются вышеупомяну­тые международные организации, методы информационного давления, а также экономичес­кие и даже силовые меры воздействия с использо­ванием военной мощи международных полицей­ских сил. Кстати, военные конфликты возникают именно в тех местах (Ирак, Босния и т.д.), где по разным причинам транснациональным корпора­циям не удалось удержать власть экономическим путем или их интересы были нарушены.

Это огульно критикуемое, но вполне естест­венное для ТНК поведение, хотя и вызывает по­стоянное раздражение развивающихся стран, все же имеет несомненно положительные, стабили­зирующие черты. Двоевластие национального государства и транснационального капитала в Третьем мире иногда позволяет сдерживать мест­ные деспотии и исподволь насаждать демократи­ческие институты.

В группе развивающихся стран Россия, как все­гда, оказалась в положении совершенно особен­ном. На пороге реформ наша страна, ее научно-технический потенциал и экономика были выше других развивающихся стран. По своим историче­ским корням, вкладу в мировую цивилизацию, промышленному и интеллектуальному потенциа­лу Россия должна была бы занять место в группе развитых стран. Однако в результате недостаточ­но эффективной реструктуризации экономики она по большинству показателей была отброшена в середину списка развивающихся стран. Вместе с отжившими формами забюрократизированной ди­рективной экономики пошли на слом вполне жиз­неспособные мощные отраслевые промышленно-финансовые группы. Между тем именно на их базе естественно было бы сформировать новые рыноч­ные институты, подобные транснациональным корпорациям, обеспечивающим процветание и бо­гатство современных передовых стран. Только имея собственные эффективные и конкуренто­способные ТНК, можно на равных войти в мир, который уже стал "миром ТНК".

Сейчас особенно важно найти верный подход во взаимоотношениях российского государства со "своими" и "чужими" ТНК. Анализ современ­ного состояния нашей страны и возможностей уп­равления громадным почти сравнявшимся с ВВП внешним долгом (около 200 млрд. долл., включая приблизительно 50 млрд. долл. долгов частных корпораций и банков) приводит к выводу о том, что одним из основных способов отдачи долга и привлечения транснационального капитала в стра­ну должна стать коммерческая концессия. При этом кредитор получает в счет своей доли долга права на долгосрочные разработки полезных ис­копаемых в малоосвоенных регионах России.

По оценкам экспертов Отделения экономики РАН, национальные богатства страны оценива­ются в 300 трлн. долл., и малой их доли достаточ­но для успешного погашения долга. Вопрос об иностранных концессиях должен быть прорабо­тан и закреплен в законодательном порядке. Не­обходимо готовить перспективные районы к кон­цессионным разработкам, проводя в них дополни­тельные геологические исследования и давая широкую информацию об их богатствах. Важно создать конкуренцию кредиторов и других кон­цессионеров за право пользования природными ресурсами регионов страны.

Естественно, основной упор должен быть сде­лан на отечественные финансово-промышлен­ные группы (ФПГ). Первые шаги в этом направ­лении уже делаются. Только за последний год, по данным статистики, производство в официально зарегистрированных финансово-промышленных группах выросло в 4 раза, инвестиции в 15 веду­щих ФПК возросли на 250%, а экспорт - на 30%, и все это в условиях продолжающейся стагнации производства. Кризис нанес сильнейший удар по всей российской экономике и в первую очередь по ФПГ. Но это не означает, что мы должны отойти от магистрального для всех передовых стран направления развития - поддержки отече­ственных финансово-промышленных групп в конкурентной борьбе за мировые рынки.

В то же время отношение широких слоев об­щества к финансовым группам и их руководите­лям складывается пока в негативном ключе. Ви­ной тому - раздражающие общество способы бы­строго обогащения новых магнатов, а также постоянно муссируемые в прессе межкорпора­тивные, межбанковские, личные войны, да и про­сто грязные склоки и скандалы. По крайней мере наше общество еще очень далеко от убеждения: «что хорошо для "Дженерал моторз", то хорошо для Америки». Думается, что и у нас должен по­степенно привиться прагматический подход к отечественным промышленным группам. Хоро­ши они или плохи, но это и есть современная рос­сийская индустрия, и только взлелеяв их, мы смо­жем пробиться в клуб передовых стран. Конечно, мы не призываем к безумной любви народа к сво­им ФПГ и финансовым магнатам, но и та, и дру­гая сторона должна понять, что брак по расчету между ними необходим, иначе новая процветаю­щая Россия родиться не сможет.

В современном мире, основанном на двоевлас­тии национальных государств и транснациональ­ного капитала, государство российское, по при­меру передовых стран, обязано войти в тесный стратегический альянс с отечественными фи­нансовыми группами. Но в отличие от существу­ющей сейчас системы личных уний чиновников и финансовых магнатов, носящих зачастую коррупционный и нелегальный характер, условия этого союза должны быть абсолютно четко сформулированы и закреплены соответствующи­ми документами, в которых были бы определены цели государства в данном альянсе, способы их достижения и правила контроля.

По каждой ФПГ или называющейся по-друго­му крупной корпорации государству необходимо твердо решить, каковы его интересы в данном биз­несе, как используются его доля собственности и направляемые средства. Группы, участвующие в осуществлении национальных целей, должны, по нашему мнению, находиться под государственным патронажем и контролем, осуществляемым через специально разработанные законодательно-нор­мативные институты или на основе имеющейся в этих группах доли государственной собственности, которую при необходимости следует увеличить.

В переходный период государство должно культивировать ФПГ в сфере высоких техноло­гий, имеющих хотя бы отдаленные перспективы отвоевания определенных секторов мирового рынка. Нужно буквально "воспитать" из своих ведущих групп настоящие транснациональные корпорации с передовыми технологиями и совре­менным менеджментом. Всемерно протежируя продвижение своих транснациональных ФПГ на рынки других стран, постоянно ориентируя на это внешнеэкономическую политику, государство тем самым расширяет сферу своего влияния и по­вышает свое значение в мировой экономике.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ