Всего в мире действуют около 40 тыс.
транснациональных корпораций, имеющих в 150 странах 200 тыс. филиалов. Вместе
с тем из этой довольно значительной совокупности ТНК, по мнению ряда
экспертов, могут быть полностью отнесены к разряду действительно международных
компаний примерно 1/10 от их общего числа. Еще 1/10 их общей численности
близка к тому, чтобы стать полноправными, "настоящими" международными
ТНК.
К числу крупнейших по величине
зарубежных активов относятся следующие ТНК: "Ройал-Датч-шелл"
(Великобритания - Голландия, основная сфера деятельности - нефтепереработка);
"Эксон" (США,
нефтепереработка); "1ВМ" (США, компьютерная техника); "Дженерал
мо-торз" (США, автомобилестроение); "Хитачи" (Япония,
электроника). Среди 20 ведущих нефинансовых ТНК по этому показателю преобладают
6 американских корпораций, 3 представляют Японию, 3 - Германию, 3 - Великобританию
(из них 2 совместно с Голландией), 3 - Голландию (2 - совместно с
Великобританией), 2 - Францию, 2 - Швейцарию. Однако по объему продаж лидирующие
позиции в мировой экономике до начала кризиса 1997 г. сохраняли японские ТНК:
"Ито-чи", "Мицуи", "Мицубиси",
"Сумитомо", "Мару-бени". За ними следовали американские
ТНК: "Дженерал моторз", "Форд", "Эксон".
Борясь за рынки сбыта в глобальном
масштабе, ТНК обеспечивают потребности в постоянных инновациях, смене технологий
и научно-техническом прогрессе. Транснациональные компании создают скелет
мировой экономики, кровь и плоть которой - средние и малые фирмы. Важно
подчеркнуть, что законы свободного рынка не работают внутри ТНК, где устанавливаются
внутренние цены, определяемые корпорациями. Если вспомнить о размерах ТНК, то
окажется, что только четвертая часть мировой экономики функционирует в условиях
свободного рынка, а три четверти - в своеобразной "плановой" системе.
Таким образом, наметился переход к конвергентной экономической системе,
сочетающей в себе плановые и рыночные начала.
Между тем, на фоне этих глобальных
перемен в последние годы проявился исключительно важный, но пока еще
малоизученный экономический феномен, который можно охарактеризовать как возникновение
самостоятельного транснационального капитала, начинающего жить своей
собственной жизнью. Количество глобальных экономических изменений переросло в
качество и транснациональный капитал стал самостоятельным экономическим
организмом со своей оригинальной структурой и внутренними целями развития.
Первой ласточкой в развитии этого
феномена явилось возникновение евродолларов и еврорынков еще в 60-е годы.
Именно тогда, воспользовавшись либерализацией валютного рынка, европейские
банки стали привлекать частные вклады и предоставлять кредиты в долларах.
Образовались еврорынки, не регламентируемые национальными законодательствами.
На средства, привлекаемые с еврорынка, не распространяются резервные требования
центральных банков, а процентные ставки по евровкладам освобождаются от подоходных
налогов. Еврорынок получает конкурентные преимущества, поскольку стихийно
складывающийся на нем уровень процентных ставок позволяет банкам выплачивать
по заемным средствам в евровалютах больший процент и предоставлять кредиты по
более низким ставкам. Вскоре начались выпуски еврооблигаций, эмиссия которых
не регламентируется национальными законодательствами, а проценты выплачиваются
держателям еврооблигаций без удержания налогов. Поскольку на операции в евровалютах
не распространяются денежно-кредитные ограничения страны нахождения, банки в
Лондоне стали самостоятельно устанавливать среднюю ставку ЛИБОР, по которой
предоставляются кредиты в евровалютах. В 1973 г. еврорынки достигли уже
значительных размеров и евроэмиссии явились важным источником средств для
западной экономики. Появились еврокоммерческие векселя, оплата которых
предусмотрена в евровалюте.
Благодаря развитию еврорынка
появились новые международные финансовые центры - Люксембург, Сингапур,
Гонконг, Панама, Багамские острова и др., деятельность которых освобождена от
валютного контроля, а на получаемые доходы от процентов отменены налоги.
Организационно еврорынок стал представлять собой несколько сотен крупных
банков, расположенных в основных центрах Западной Европы и в тех странах, где
не ограничиваются права банков на проведение операций в иностранных валютах с
нерезидентами. Со временем возникли новые центры - ПИБОР в Париже, СИБОР в
Сингапуре, КИБОР в Кувейте и др., уровень ставок по которым имеет тенденцию к
выравниванию. Поскольку Лондон, являясь первым финансовым центром
евродолларового рынка, сохраняет ведущие позиции, то ЛИБОР определяет ставки
еврорынка.
В 1981 г. Нью-Йорк был объявлен
свободной банковской зоной, где на операции, осуществляемые с нерезидентами,
были распространены налоговые льготы, и их освобождали от валютного контроля и
других ограничений, действующих на внутреннем рынке капиталов. Это расширило
рынок евровалют на США.
Для повышения своей конкурентоспособности
европейские центры стремительно либерализовывали свои финансовые рынки.
Одновременно с этим стали создаваться новые международные финансовые рынки
фьючерсов валют (Чикаго, начало 70-х), фьючерсов для процентных ставок (Чикаго,
Нью-Йорк, 1978), валютных опционов (Филадельфия, 1982). Заемщиками еврорынка
стали ТНК, финансирующие капитальные вложения в разных странах, и государства,
имеющие дефициты платежных балансов. Ведущие транснациональные банки (ТНБ) с
широкой сетью заграничных филиалов стали главными посредниками на еврорынке
между ТНК, государствами и международными организациями, фактически осуществив
его раздел.
Свободно перемещаемый в современном
экономическом пространстве транснациональный капитал находится вне юрисдикции
национальных государств. Естественно, он ищет наиболее доходные рынки и по
большей части является спекулятивным. Если в 1990 г. в денежные спекуляции
были вовлечены 600 млрд. долл. ежедневно, то в 1997 г. - уже более 1 трлн.
долл., что в 29-30 раз превышает стоимость продаваемых за день товаров и услуг[10]. По оценкам "Гарвард бизнес
ревю", на каждый доллар, обращающийся в реальном секторе мировой
экономики, приходится до 50 долл. в финансовой сфере. Общий объем рынка вторичных
ценных бумаг приближается к 100 трлн. долл., а годовой оборот финансовых трансакций
достиг полуквадриллиона долл. Если учесть, что объединенный фонд 23 развитых
стран составляет около 550 млрд. долл.[11],
то становится очевидным, что даже при согласованной политике всех мощных
государств они не могут направлять для борьбы со спекулятивными операциями
суммы, сопоставимые с оборотами финансовых рынков. Это означает, что реальной
силы, способной противостоять транснациональному капиталу, сегодня в мире не
существует.
Если с помощью жесткого финансового
контроля государство могло регулировать национальный валютный рынок, то в
условиях либерализации финансовых рынков и смягчения валютного контроля
транснациональный капитал получил возможность при желании обрушить финансовые
рынки практически любого государства. В 90-е годы мы имеем совершенно новую
историческую ситуацию, когда государства уже не обладают достаточной мощью для
крупномасштабных финансовых интервенций, противодействующих движениям спекулятивного
транснационального капитала. Например, Дж. Сорос, объявив в 1992 г., что датская
марка упадет в цене, сделал ставку на 10 млрд. долл. и получил 2 млрд. долл. за
две недели.
Летом 1997 г. базельский Банк
международных расчетов опубликовал ежегодный отчет, где предупреждал о
реальной угрозе банковской системе, ее постепенном выходе за пределы действенного
контроля[12]. Как
известно, мировой финансовый кризис не заставил себя ждать. Финансовые
магнаты, владевшие огромными пакетами акций, обрушили в октябре 1997 г. даже
нью-йоркский фондовый рынок, чтобы потом скупить эти акции по гораздо более
дешевым ценам.
Колоссальный разрыв между реальным и
фиктивным капиталом не дает возможности правительствам национальных
государств осуществлять капитальные вложения, что приводит к снижению
производства и заставляет искать новых заемных средств для покрытия государственных
расходов. Большинство государств уже попало в безвыходную долговую яму, во
многом организованную транснациональным капиталом. Государственный долг стран
ОЭСР вырос с 40% ВВП в 1978 г. до 70 в 1994 г. Долги развивающихся стран
достигли 1.5 трлн. долл. и перешли в разряд вечных. Даже у более или менее
благополучного Чили они составляют сейчас 19 млрд. долл. (половина ВВП).
Большая часть этих долгов, по-ЯЬди-мому, никогда не будет выплачена. Но для
заемщиков из развитых стран это в конце концов не столь уж важно. Ведь известно,
что более 20% от займов сразу же непосредственно возвращаются к кредиторам - в
виде компенсаций за услуги, зарплат западным специалистам и пр.
Совокупные валютные резервы ТНК
сейчас в несколько раз больше, чем резервы всех Центральных банков вместе
взятых. По мнению французского экономиста П. Вельтса, "перемещение 1-2%
массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способно изменить паритет
любых двух национальных валют. Часто ТНК рассматривают обменные валютные
операции в качестве наиболее выгодного источника получения прибылей". В
этом случае ТНК работают по той же схеме, что и индивидуальные спекулянты,
только более согласованно и мощно. Анализируя современное состояние мировой
экономики, П. Вельтс делает вывод, что "итогом глобальных стратегий в
конечном счете становится формирование интегрированной международной
торгово-финансовой системы, по сравнению с которой национальные государства
выступают как второстепенные величины"[13].
С начала 80-х годов наблюдается все
более явственный переход от регулируемой государствами экономической системы,
заложенной Бреттон-вудскими соглашениями 1944 г., к системе, управляемой рынками
капиталов, в которых главенствуют ТНК и ТНБ. По нашему мнению, неудачи, которые
последовательно потерпели неокейнсианцы в начале 80-х годов и монетаристы в
начале 90-х, во многом объясняются недоучетом совершенно нового фактора
мировой экономики, которым является самостоятельный и самодеятельный транснациональный
капитал, своей мощью сводящий на нет попытки регулирования внутренних
финансовых рынков. Влияние этого фактора еще не изучено экономической наукой.
Р. Буало, один из авторов теории регуляции, считает, что сейчас установился
чрезвычайно "запутанный мировой порядок", и пока нет "нового
Кейнса" для его научного осмысления.
Может быть, это и верно. Сегодня
можно лишь с уверенностью констатировать, что на равных с национальными
государствами, в мировой экономике действуют и другие актеры: играющие главную
роль ТНК и ТНБ; международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, ФАО,
МОТ, ВТО, "Большая семерка С-7"); около 60 региональных организаций
и блоков (ЕЭС, НАФТА и др.); неправительственные организации (движение
"зеленых", "врачи без границ" и др.); крупные города
(Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж, Москва и др.); отдельные индивиды (ученые,
артисты, бизнесмены типа Дж Сороса и Б. Гейтса). Новые реалии уже осознаются мировой
общественностью. Так, в заявлении 27-й конференции американского Фонда Стэнли
сказано: "Изменения (в мире) столь велики, что, по мнению участников,
даже историческая основа мирового политического порядка - концепция суверенного
государства - серьезно поколеблена".
В наши дни транснациональный капитал
по характеру поведения, свободе межотраслевого и территориального передвижения
и степени неконтролируемости напоминает свою первоначальную фазу, повторяя
определенные черты еще свободного национального капитала, естественно, со
спецификой, присущей новой стадии развития технологий, мировой экономики и общества.
Он вновь стал стимулировать кризисы, но уже в глобальном масштабе. Современные
государства не в состоянии справиться с ними, и мировая экономика практически
утратила наметившуюся в послевоенный период управляемость. Возникла очевидная
необходимость в формировании международных организаций, которые при благоприятном
сценарии обуздают транснациональный капитал, направят его энергию на осуществление
целей устойчивого развития. В перспективе эти организации неизбежно должны будут
брать на себя все больше функций мирового правительства.
Современное экономическое
мироустройство уже имеет ряд важных надгосударственных политических институтов
и международных организаций (Международный валютный фонд, Мировой банк.
Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация по развитию. Всемирная
торговая организация и т.д.). Сейчас они далеки от регулирования деятельности
транснационального капитала и скорее объективно стоят на его стороне, ослабляя
роль национальных правительств. Суверенным государствам приходится постепенно
- сначала экономически, а затем и политически - делить власть с
надгосударственны-ми институтами транснационального капитала, объективно
отражающими тенденцию интернационализации экономики. При этом влияние государств
идет на убыль, и власть все больше переходит в руки транснационального
капитала и подконтрольных ему международных институтов. Между национальными
элитами и транснациональной мировой олигархией идет сложная борьба за влияние
в международных организациях.
Все более активную политическую и
экономическую роль начинают играть крупные мегаполисы, которые являются
идеальной "средой обитания" для ТНК и важнейшими базами транснационального
капитала. Жители крупных городов постепенно вырабатывают некую новую интернациональную
субкультуру. Они смотрят одни и те же всемирные информационные программы,
воспитаны на единых стандартах образования и поведения, живут в едином
ускоренном ритме, гораздо чаще других участвуют в деятельности международных организаций,
ТНК и ТНБ. Житель Нью-Йорка или Лондона имеет в повседневной жизни гораздо
больше общего с жителем Москвы, чем тот - с россиянином из маленького
провинциального городка или села.
Следует заметить, что многие крупные
города по масштабам своей экономической деятельности превосходят средние
национальные государства. Например, Токио производит вдвое больше товаров и
услуг, чем Бразилия; Чикаго по масштабам производства сравним с Мексикой, половина
ВВП которой производится в мегаполисе Мехико. Крупные города становятся
самостоятельной силой в экономической и политической сферах и в своих растущих
амбициях активно идут на подготовленный на социокультурном уровне союз с ТНК.
Создание союзов ТНК с мегаполисами, в которых размещается "ядро" корпорации,
представляет собой новую тенденцию развития мировой экономики.
В современных ТНК давно уже
благодаря новым компьютерным технологиям превалирует сетевая организация с
базами транснационального капитала и узлами управления в крупных городах
различных стран. Развитие мировых коммуникационных сетей и глобальных ТНК с
сетевой структурой управления проходило параллельно, и эти процессы, безусловно,
взаимодополняли и стимулировали друг друга.
По нашему мнению, именно
технологическое развитие и образование на его базе нового всемирного информационно-финансового
пространства создали условия для свободного перемещения транснационального
капитала и переплетения сетей управленческих структур глобальных корпораций и
информационных связей, материальным отображением которых явилась знаменитая WWW (World Wide Web - Всемирная паутина).
Единые для всего мира финансовые
инструменты, стандарты передачи и обработки информации, единообразные
финансовые и информационные институты создают идеальную среду для
транснационализации бизнеса и свободного движения его капитала. Технологическое
совмещение магистральных информационных и финансовых коммуникаций и сетей
способствовало созданию нового информационно-финансового института и привело к
сближению и постепенному слиянию информационной и финансовой сфер
деятельности. Транснациональный капитал, в технологическом плане базирующийся
на глобальных информационно-финансовый сетях и добивающийся мирового
господства через информационные и финансовые рынки, породил новую
транснациональную информационно-финансовую олигархию.
По нашему мнению, современные
технологии организации информационных систем оказали значительное влияние на
стратегию и структуру глобальных ТНК. От информационных систем корпорации
переняли сетевую структуру, модульность, открытость и возможности гибкого
изменения управленческой конфигурации. Профессор университета Карнеги-Меллона
Б. Харрисон считает, что крупные корпорации нашли способ стать "менее
жесткими и иерархичными", но более предприимчивыми в создании всемирных
сетей межфирменного сотрудничества, в которых производство становится не столь
централизованным, гибким и модульным, а власть, финансы и контроль
по-прежнему остаются в руках корпорации.
Одной из важных особенностей
современной организации ТНК является их способность гибко переносить свои
центры управления и штаб-квартиры из одного узда корпоративной сети в другой,
легко меняя основную страну "прописки" с целью получения налоговых и
других льгот. Сейчас распространены две основные модели налогообложения ТНК:
американская, при которой местопребыванием корпорации считается страна, где
она зарегистрирована, и модель ОЭСР, в которой местопребывание определяется по
месту фактического управления корпорации. Развитые государства, в которых в
основном размещены штаб-квартиры ТНК, находятся в состоянии непрерывной
конкурентной борьбы законов и условий для "перетаскивания" к себе
свободно перемещающегося транснационального капитала. Например, США позволяют
американским корпорациям, независимо от их местонахождения, пользоваться
преимуществами американского законодательства о юридических лицах[14].
При превалирующей сейчас сетевой
системе организации терминальные звенья современных ТНК представляют собой,
говоря языком компьютерных сетевых технологий, своеобразные "порты",
открытые для подсоединения к корпоративной сети взаимосвязей новых элементов
через механизмы транснациональных стратегических альянсов (ТСА), благодаря
которым границы компаний и промышленных групп размываются или приобретают
форму "созвездий", включающих связанные между собой, но до известной
степени независимые, компании различных размеров и отраслей.
Быстрое увеличение ТСА - один из
самых существенных феноменов изменения среды, в которой действуют предприятия
в текущем десятилетии. Сотрудничество между компаниями можно образно сравнить
со своего рода "романом" между фирмами, эволюционно проходящими все
этапы - от "встречи" до "семейной жизни". Профессор
Гарвардской школы бизнеса Р. Кантер выделяет пять основных этапов и форм
интеграции, встречающихся в стратегических альянсах:
1) "стратегическая
интеграция" с постоянным контактом высшего руководства партнеров для
решения стратегических вопросов; 2) "практическая интеграция",
основанная на взаимодействии среднего звена менеджеров по проблемам совместной
деятельности; 3) "оперативная интеграция", обеспечивающая взаимный
доступ рядовых сотрудников к общим информационным ресурсам; 4)
"межличностная интеграция"; 5) "культурная интеграция",
предполагающая взаимное стремление находить пути для преодоления различий в
традициях, языках и т.д.[15] В
американских корпорациях соотношение различных форм ТСА и создание филиалов со
100%-ным владением уже в 80-х годах составляло 4:1, и оно продолжает увеличиваться.
К основным технологическим факторам,
способствующим расширению межфирменного сотрудничества, относятся:
распределение риска, связанного с разработкой и использованием новых
технологий; стремление опередить конкурента в коммерческом использовании
результатов НИОКР; предотвращение трудностей, связанных с различиями в
национальных патентных законодательствах; преодоление трудностей, связанных с
получением лицензий на продажу товара за границей; стремление окупить затраты
на проведение дорогостоящих НИОКР; необходимость преодоления протекционистских
барьеров;
стремление интегрировать отдельные
изобретения в рамках новых систем производственного или потребительского
назначения; разработка единых стандартов и норм на более ранних стадиях
разработки процессов или продукта, чтобы избежать необходимости их согласования
на более поздних стадиях, что требует дополнительных ресурсов.
Как видно из этого перечня,
большинство факторов, стимулирующих стратегические альянсы, относятся к сфере
организации и использования результатов НИОКР. Об этой же тенденции
свидетельствует и статистика. Численность соглашений, связанных с НИОКР и
передачей технологии, растет наиболее высокими темпами и уже в начале 90-х
годов достигла более половины всех соглашений, в то время как 10 лет назад она
составляла менее 30%[16]. Это
вполне естественно в эпоху, когда инновации стали основным конкурентным
преимуществом фирм.
Традиционная модель поведения ТНК,
при которой инновационные продукты создавались в основном в стране
происхождения, а затем экспортировались в зарубежные филиалы, уступает место
более рациональному территориальному размещению исследовательских работ с
переносом части разработок в страны, где лучше условия для их проведения или
где есть дешевые и достаточно квалифицированные кадры. В Белой книге Агентства
по науке и технологиям Японии отмечается, что за последние пять лет компании
страны открывают свои зарубежные лаборатории примерно раз в неделю. Всего за
рубежом на начало 90-х годов действовало 276 японских исследовательских
центра, половина из них - в США и 1/3 - в Западной Европе.
В последние годы наряду с
традиционным вывозом капитала в форме прямых инвестиций ТНК все более
практикуют экспорт организационных технологий, ноу-хау и целых фрагментов
развившихся в других странах пребывания корпорации или зародившихся и сложившихся
в недрах самой ТНК неформальных институтов в сфере организации и управления.
Постепенно руководители передовых ТНК стали понимать, что инновации являются
лишь видимой вершиной айсберга социокультурных институтов, и для обеспечения их
непрерывного и успешного производства необходимо научиться переносить крупные
институциональные модули в "принимающие" страны.
После распада СССР мы, как всегда,
чрезмерно резко отвернулись от идеологической поддержки экономических
преобразований. Между тем, процветание США, например, во многом базируется на
идеологической платформе "трудовой этики" Ж. Кальвина. И это не
просто религиозная традиция, а реальность, проявляющаяся в практической
экономической деятельности американцев. Как известно, в США обвиненный в незаконном
получении денег политик просто публикует свою декларацию о доходах, чем в
глазах общества полностью снимает с себя обвинение. Такое доказательство
невиновности не вызвало бы ничего, кроме смеха, не только в страдающих от
коррупции Латинской Америке и Италии, но и в Германии и Австрии. Здесь ведущую
роль играют обычаи, культура и традиции. Например, аргентинец Э. Алеман
пишет: "Сокрытие имущества от налогообложения является еще более любимой
национальной игрой (в Аргентине), чем футбол"[17]. Как это контрастирует с США, где высокая
налоговая дисциплина передается "с молоком матери"!
В известной классификационной
системе А. Тойнби из 28 когда-либо существовавших на Земле цивилизаций и 7
доживших до наших дней выделена славяно-православная как обладающая уникальным
своеобразием. Действительно, еще в византийском Земледельческом кодексе
сказано, что "входящие в чужой виноградник, чтобы насытиться, пусть будут
безнаказанны". Как это непохоже на западноевропейское "мой дом - моя
крепость". Да, наша цивилизация весьма отличается от тех, на базе которых
были построены экономики Запада, но вряд ли стоит пестовать эту уникальность.
Исторический опыт России ярко показывает, что не только технологические, но и
идеологические и культурологические заимствования, проводимые в некоторые
периоды истории в грандиозных масштабах, в конечном счете благотворно
повлияли на развитие страны.
Современный мир характеризуется
глобализацией и интернационализацией экономических процессов, которые
продуцируют формирование так называемой цивилизационной идентичности. За время
жизни двух-трех поколений людей человеческая деятельность и основанный на ней
научно-технический прогресс настолько радикально изменили мир, что предметная
область идеологии и философии давно сместилась от воспроизведения объективной
действительности к удовлетворению потребности в успешном действии, к проектированию
наиболее эффективных реакций на внешние воздействия, к максимизации результативности.
Именно единообразие механизмов
обеспечения успешности, а также глобализация и интернационализация мировой
экономики обусловили потребность в формировании цивилизационной идентичности.
Поэтому те государства, которые сумеют с использованием идеологических средств
сформировать наиболее продуктивные неформальные институты как на базе своего,
так и мирового опыта, получают значительные конкурентные преимущества и войдут
в круг стран, формирующих "правила игры" постсовременной
цивилизации. В наступающем веке ведущую роль будут играть те страны, которые
смогут найти механизмы, быстрого и экономически эффективного встраивания
заимствованных из других стран и адаптируемых в рамках собственной идеологической
системы крупных отдельных институциональных моделей, а также внедрение их в
практику экономической жизни. Идеологический фактор обеспечения экономической
эффективности должен стать одним из основным в новой промышленной политике
России.
Транснациональный капитал,
представленный прежде всего ТНК и ТНБ и поддерживаемый другими вышеназванными
актерами современной мировой экономики, в силу объективных закономерностей
своего развития стремится к расширению прежде всего экономической, но все
более явственно также политической и идеологической власти. Это обусловливает
ситуацию двоевластия и динамическое равновесие, сложившееся между транснациональным
капиталом, с одной стороны, и национальными государствами - с другой.
Противоборство этих основных сил носит
диалектический характер и принимает разнообразные формы - от прямого
противостояния до вполне конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества.
Транснациональный капитал в своем движении и развитии ориентируется исключительно
на собственную выгоду и свободно переливается то в приводящую к жесточайшим
кризисам форму спекулятивного капитала, то вдруг становится главной созидательной
силой на планете, обеспечивающей научно-технический прогресс.
В тех случаях, когда интересы
транснационального капитала объективно совпадают с интересами определенных
национальных государств, он может обеспечить им значительные и даже решающие
преимущества в межстрановой экономической конкуренции. В передовых странах,
входящих в так называемый "золотой миллиард", это двоевластие приняло
скорее характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают
собственные ТНК, которые в свою очередь обеспечивают сюзеренам поступление
налоговых средств от международной деятельности и, что, возможно, более важно,
распространение их экономического, а в дальнейшем и политического влияния.
Среди разнообразных мер по поддержке
транснационального капитала можно выделить следующие: предоставление
государственных гарантий и страхование прямых инвестиций, как например, в
США, где действует Государственная корпорация по страхованию и гарантированию
инвестиций; поддержка в урегулировании инвестиционных споров и создание
специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере
(Международная конвенция по урегулированию инвестиционных споров подписана 115
странами); создание справедливых и недискриминационных инвестиционных условий
как для отечественных, так и для иностранных инвесторов; исключение двойного
налогообложения; административная и дипломатическая поддержка своих
международных корпораций при освоении новых иностранных рынков.
Транснациональный капитал чутко
откликается на поддержку "своих" государств, обеспечивая их экономическую
мощь и экономическую экспансию. Например, за последние несколько лет, действуя
через свои корпорации, Германия установила более эффективный контроль над
чешской экономикой по сравнению с периодом 30-40-х годов - "мюнхенского
сговора" и последующего военного вторжения. В 1990 г. германский концерн
"Фольксваген" присоединил чешскую "Шкоду" и с учетом более
ранних поглощений "Ауди" и испанской "Сеат" окончательно
утвердился как панъевропейская компания. Наверно, нужно только приветствовать,
что борьба за рынки перешла из военно-политической в жестокую, но, по крайней
мере, бескровную экономическую сферу.
Сложнее складываются отношения ТНК с
менее развитыми государствами, в число которых входит и Россия. Здесь интересы
крупных международных корпораций зачастую входят в противоречие с национальным
капиталом и через него с государством.
Можно выделить следующие основные моменты
негативного влияния транснационального капитала на развивающиеся государства:
1. ТНК создают мощную конкуренцию
местным компаниям и теснят их на внутреннем рынке, не давая развиться.
2. Свободные перемещения
транснационального капитала могут подорвать стабильность национальных валют и
создать угрозу для национальной безопасности развивающихся стран.
3. Космополитизм, внутренне присущий
транснациональному капиталу, способен подавлять неокрепшую государственность
развивающихся стран и насаждать идеологию, противоречащую интересам развития национального
бизнеса.
4. Транснациональный капитал,
защищая свои интересы, может оказывать мощное политическое давление на
принимающие страны в направлении, не всегда совпадающем с их национальными
интересами.
Осуществляя в
"принимающие" страны прямые инвестиции (около 200 млрд. долл. ежегодно),
ТНК нуждаются в гарантиях их сохранности и, исходя из сугубо эгоистических интересов,
пытаются всеми доступными им средствами обеспечить в "принимающих"
странах стабильную обстановку. Для этого используются вышеупомянутые
международные организации, методы информационного давления, а также экономические
и даже силовые меры воздействия с использованием военной мощи международных
полицейских сил. Кстати, военные конфликты возникают именно в тех местах
(Ирак, Босния и т.д.), где по разным причинам транснациональным корпорациям не
удалось удержать власть экономическим путем или их интересы были нарушены.
Это огульно критикуемое, но вполне
естественное для ТНК поведение, хотя и вызывает постоянное раздражение
развивающихся стран, все же имеет несомненно положительные, стабилизирующие
черты. Двоевластие национального государства и транснационального капитала в
Третьем мире иногда позволяет сдерживать местные деспотии и исподволь насаждать
демократические институты.
В группе развивающихся стран Россия,
как всегда, оказалась в положении совершенно особенном. На пороге реформ наша
страна, ее научно-технический потенциал и экономика были выше других развивающихся
стран. По своим историческим корням, вкладу в мировую цивилизацию,
промышленному и интеллектуальному потенциалу Россия должна была бы занять
место в группе развитых стран. Однако в результате недостаточно эффективной реструктуризации
экономики она по большинству показателей была отброшена в середину списка
развивающихся стран. Вместе с отжившими формами забюрократизированной директивной
экономики пошли на слом вполне жизнеспособные мощные отраслевые промышленно-финансовые
группы. Между тем именно на их базе естественно было бы сформировать новые
рыночные институты, подобные транснациональным корпорациям, обеспечивающим
процветание и богатство современных передовых стран. Только имея собственные
эффективные и конкурентоспособные ТНК, можно на равных войти в мир, который
уже стал "миром ТНК".
Сейчас особенно важно найти верный
подход во взаимоотношениях российского государства со "своими" и
"чужими" ТНК. Анализ современного состояния нашей страны и возможностей
управления громадным почти сравнявшимся с ВВП внешним долгом (около 200 млрд.
долл., включая приблизительно 50 млрд. долл. долгов частных корпораций и
банков) приводит к выводу о том, что одним из основных способов отдачи долга и
привлечения транснационального капитала в страну должна стать коммерческая
концессия. При этом кредитор получает в счет своей доли долга права на
долгосрочные разработки полезных ископаемых в малоосвоенных регионах России.
По оценкам экспертов Отделения
экономики РАН, национальные богатства страны оцениваются в 300 трлн. долл., и
малой их доли достаточно для успешного погашения долга. Вопрос об иностранных
концессиях должен быть проработан и закреплен в законодательном порядке. Необходимо
готовить перспективные районы к концессионным разработкам, проводя в них
дополнительные геологические исследования и давая широкую информацию об их
богатствах. Важно создать конкуренцию кредиторов и других концессионеров за
право пользования природными ресурсами регионов страны.
Естественно, основной упор должен
быть сделан на отечественные финансово-промышленные группы (ФПГ). Первые шаги
в этом направлении уже делаются. Только за последний год, по данным
статистики, производство в официально зарегистрированных финансово-промышленных
группах выросло в 4 раза, инвестиции в 15 ведущих ФПК возросли на 250%, а
экспорт - на 30%, и все это в условиях продолжающейся стагнации производства.
Кризис нанес сильнейший удар по всей российской экономике и в первую очередь по
ФПГ. Но это не означает, что мы должны отойти от магистрального для всех
передовых стран направления развития - поддержки отечественных
финансово-промышленных групп в конкурентной борьбе за мировые рынки.
В то же время отношение широких
слоев общества к финансовым группам и их руководителям складывается пока в
негативном ключе. Виной тому - раздражающие общество способы быстрого
обогащения новых магнатов, а также постоянно муссируемые в прессе межкорпоративные,
межбанковские, личные войны, да и просто грязные склоки и скандалы. По крайней
мере наше общество еще очень далеко от убеждения: «что хорошо для "Дженерал
моторз", то хорошо для Америки». Думается, что и у нас должен постепенно
привиться прагматический подход к отечественным промышленным группам. Хороши
они или плохи, но это и есть современная российская индустрия, и только
взлелеяв их, мы сможем пробиться в клуб передовых стран. Конечно, мы не
призываем к безумной любви народа к своим ФПГ и финансовым магнатам, но и та,
и другая сторона должна понять, что брак по расчету между ними необходим,
иначе новая процветающая Россия родиться не сможет.
В современном мире, основанном на
двоевластии национальных государств и транснационального капитала,
государство российское, по примеру передовых стран, обязано войти в тесный
стратегический альянс с отечественными финансовыми группами. Но в отличие от
существующей сейчас системы личных уний чиновников и финансовых магнатов,
носящих зачастую коррупционный и нелегальный характер, условия этого союза
должны быть абсолютно четко сформулированы и закреплены соответствующими
документами, в которых были бы определены цели государства в данном альянсе,
способы их достижения и правила контроля.
По каждой ФПГ или называющейся
по-другому крупной корпорации государству необходимо твердо решить, каковы его
интересы в данном бизнесе, как используются его доля собственности и
направляемые средства. Группы, участвующие в осуществлении национальных целей,
должны, по нашему мнению, находиться под государственным патронажем и контролем,
осуществляемым через специально разработанные законодательно-нормативные
институты или на основе имеющейся в этих группах доли государственной собственности,
которую при необходимости следует увеличить.
В переходный период государство
должно культивировать ФПГ в сфере высоких технологий, имеющих хотя бы
отдаленные перспективы отвоевания определенных секторов мирового рынка. Нужно
буквально "воспитать" из своих ведущих групп настоящие транснациональные
корпорации с передовыми технологиями и современным менеджментом. Всемерно
протежируя продвижение своих транснациональных ФПГ на рынки других стран,
постоянно ориентируя на это внешнеэкономическую политику, государство тем самым
расширяет сферу своего влияния и повышает свое значение в мировой экономике.