бесплатные рефераты

Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУРАХ

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................... 3

Глава 1 - Особенности организации и управления торговой сферой муниципальных структур:

1.1    Принципы организации и управления торговой сферой муниципальных структур:................................................... 6

1.2      Основные направления формирования системы управления торговой сферой муниципальных структур…………………………………………………………………..15

Глава 2 - Состояние и организация торговых структур в современных экономических условиях:

2.1      Состояние и развитие потребительского рынка муниципальных структур.................................................................. 222

2.2     ОРГАНИЗАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ ТОРГОВЫХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ............................................................ 288

 

 

Глава 3 - Перспективы развития торговой сферы муниципальных структур:

3.1     РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР............................................................................................ 433

3.2     МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР........................................................................... 533

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 777

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................. 844

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы обусловливается необходимостью формирования и экономического регулирования одного из основных компонентов социально ориентированной рыночной эконо­мики - сферы торговли. Либерализация торговой деятельности позволила сформировать конкурентную среду на рынке товаров народного потребления, возро­дить предпринимательскую активность в формировании экономиче­ских связей торговли с производством. Однако переход к социально ориентированной рыночной экономике предусматривает необходимость за­щиты интересов потребителей, создание цивилизованных взаимоот­ношений между торговыми партнерами, повышение уровня качества жизни населения. Особую значимость вопросы муниципального управления тор­говлей приобретают в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается на муниципальный уровень. Все вопросы, касающиеся функциони­рования и, особенно, развития городского сообщества, решаются теперь органами местного самоуправления самостоятельно, в особенности вопросы товароснабжения и удовлетворения потребностей населения муниципальной структуры.

Однако существующая на уровне муниципальных структур система управления торговлей, как показывает практика, недостаточна для эффективного регулирования коммерческой деятельности. Оптовое звено слабо развито, и не способно должным образом наладить взаи­моотношения, как с розницей, так и с производством. В результате из ассортимента реализуемых товаров «вымываются» недорогие предметы первой необходимости, особенно нужные социально незащищенным слоям населения; растет количество правонарушений в торговле. Данные фак­ты вызывают необходимость анализа существующей системы му­ниципального управления торговлей.

В ходе выработки новой концепции торговой деятельности в Российской Федерации, в условиях децентрализации государствен­ного управления в целом остро ставится вопрос обеспечения целенаправ­ленного воздействия на подсистемы муниципального уровней, содействующие формированию прогрессивной структуры торговой сферы и образующие единую систему государственной под­держки. Вместе с тем уже накоплен определенный опыт разрешения существующих противоречий и проблем, проявля­ются контуры новой системы, обеспечивающей раз­витие общества на основе баланса интересов всех участ­ников процесса.

Учитывая возросшую активность муниципальных структур в самостоятельном регулировании торгово-хозяйственной деятельности на местах, изучение процесса становления и развития механизма му­ниципального управления торговой сферой определяет особую акту­альность дипломного проекта.

Следует отметить и, что имеющиеся разработки в большинстве своем посвящены изучению различных аспектов организации торговой деятельности и маркетинга в масштабах отдельного предприятия либо внешней торговли на межгосударственном уровне. Одновременно с этим в отечественной и зарубежной литературе недостаточно полно освещались вопросы разделения пол­номочий различных уровней государственного управления отраслью, сущность управления сферой торговли на мезоуровне - в муниципальных структурах. Вопросы организации торговой сферы муниципальных структур, формы и методы ее регулирования в интересах местного сооб­щества освещены также недостаточно. Отсутствуют и разработки, посвященные вопросам компетенции разных уровней государственной власти в процессе формирования и управления потребительской политикой.

Объектом настоящей работы является форми­рование экономического механизма управления торговой сферой муниципальной структуры.

Предметом дипломной работы выступают управленческие и свя­занные с ними социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования эффективного механизма управления торговой сферой муниципальных структур. Основная цель работы состояла в изучении меха­низмов управления торговой сферой муниципальных структур.

Достижение главной цели необходимо решение следующих конкретных задач:

-         рассмотреть социально-экономическую сущность, механизмы, прин­ципы и методы управления торговой сферой муниципальных структур;

-         рассмотреть основные тенденции формирования механизма управления торговой сферой муниципальных структур и его влияние на разви­тие потребительского рынка муниципальных структур;

-         изучить модель организационно-экономической муниципальной программы управления развитием торговой сферы;

-         рассмотреть возможность улучшения управления торговой сферой муниципальных структур;

-         уточнить функции муниципальных органов управления тор­говлей и разработать механизм их реализации;

-         выяснить условия становления, направления развития муници­пального маркетинга и организационную структуру управления им. Основой исследования яв­ляются разработки отечественных и зарубежных авторов по теории управления торговой деятельностью. Нормативную базу диплома составляют Конституция Рос­сийской Федерации, законодательные и нормативные акты Федераль­ных органов власти и субъектов РФ, Указы Президента, постановле­ния Правительства.

 

Глава 1 - Особенности организации и управления торговой сферой муниципальных структур:

1.1  ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР

 

Без преувеличения, настоящее время можно по праву назвать веком распределения, поскольку работников, занятых в сфере транспортировки и распреде­ления товаров и услуг, больше, чем в какой-либо другой сфере эконо­мики. Еще 30 лет назад западные специалисты по маркетингу предсказывали, что значение торговли будет повышаться по мере совер­шенствования системы потребительского рынка.

Сегодня значение торговой сферы не вызывает никаких сомне­ний. Цель торговой деятельности видится в максимальном удовлетво­рении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для по­требителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве. Сфера торговли - это катализатор происходящих изменений в произ­водстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребно­стей рынка.

Под понятием «торговая сфера муниципальных структур» понимается система взаимосвязанных элементов, включающих:

-         тор­говые предприятия, расположенные на территории муниципальных структур,

-         потребителей (жителей муниципальных структур) и

-         обслуживающую их инфраструктуру (состоящую из специализиро­ванного транспорта, складов, хладокомбинатов, фасовочных и догото-вочных предприятий, тарного хозяйства, информационных, реклам­ных, сервисных центров и т.п.), направленную на удовлетворение потребностей населения муниципальных структур в товарах и услу­гах.

Сфера торговли муниципальной структуры ограничена географически масштабами территории и имеет целью удовлетворе­ние потребностей местного населения в товарах народного потребления. В результате достижения данной цели повышается уровень каче­ства жизни населения муниципальной структуры, а предприятия торговой сферы получают прибыль, позволяющую им развиваться.

Для того чтобы сфера торговли в оптимальном режиме удовле­творяла потребности своей клиентуры и увеличивала собственную прибыль, она, как мне думается, должна выполнять следующие важ­ные функции и задачи:

1.      Удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

2.      Хранение на складе: благодаря хранению товаров на своих складах сфера торговли постоянно может покрывать потребности по­купателей. Покупателям должна быть гарантировано по­лучение товара в любое время.

3.      Функция количественного выравнивания: торговые предпри­ятия закупают в больших количествах товары у производителей и продают их меньшими количествами потребителям.

4.      Преодоление расстояний: торговля обеспечивает поступление товаров от производителей в руки потребителей.

5.      Регулирование производства: осуществляя выбор товаров, торговля передает производителям пожелания потребителей. Этот по­ток информации является решающим для производства товаров про­изводителями в будущем.

6.      Консультирование и информация: торговая сфера осуществ­ляет консультирование и информирование покупателей о возможно­стях применения и технического обслуживания товаров.

Таким образом, торговля имеет своей целью, с одной стороны, перевозить продукты от производителей на рынок, а с другой сторо­ны, - доставлять их с рынка потребителям. Задача эта может выпол­няться единым торговым связующим звеном или разделена на частные задачи, и потому выполняться различными посредст­вующими торговыми звеньями.

Предметом управления экономикой в целом и торговлей как ее составной частью должны являться закономерности управле­ния, под влиянием которых формируются и развиваются управленче­ские отношения.

Следует отметить, что наука управления торговлей относится к классу общественных наук. Будучи отраслевой наукой и имея прикладной ха­рактер, она вместе с тем характеризуется комплексным и широким социально-экономическим подходом к изучаемому предмету.

Возникновение и развитие теории управления торговлей обу­словлены рядом причин:

-         Во-первых, качественные сдвиги в экономике ставят перед тор­говлей новые сложные задачи по наиболее полному удовлетворению постоянно возрастающих потребностей населения в товарах и услу­гах.

-         Во-вторых, рост масштабов деятельности торговли, развитие и усложнение ее связей с другими отраслями народного хозяйства, ус­корение научно-технического прогресса, интенсификация отрасли, переход к цивилизованной, социально ориентированной рыночной экономике выдвигают крупные теоретические проблемы, решение ко­торых невозможно без управления, основанного на научных знаниях.

Цель управления торговлей состоит в разработке основ механизма управления торговлей, а также в определении способов эффективного решения конкретных хо­зяйственных задач. Теория управления торговлей изучает и разрабатывает пути ком­плексного применения методов воздействия на отношения людей в процессе трудовой деятельности. При этом она не подменяет другие теории, а на базе анализа взаимозависимостей вырабатывает принципы и требования к совершенствованию форм и методов управления всеми сторонами деятельности торговли. Она выполняет важную интегри­рующую функцию по отношению к другим отраслевым областям знания: экономике торговли, организации торговли, бухгалтерскому учету и ана­лизу хозяйственной деятельности торговли, статистике торговли и т.д. Эти дисциплины изучают лишь отдельные стороны управления, от­дельные управленческие функции в торговле: планирование, учет, анализ и т.п. Теория управления торговлей, в отличие от них, изучает наиболее общие закономерности, принципы, признаки управления от­раслью на различных уровнях и в различных сферах управления. Ин­тегрирующие функции по отношению к теории управления торговлей выполняют также математика, кибернетика, логика, вооружающие ее системой единых методов. Система знаний об управлении торговлей постоянно развивается. Она подвергается воздействию со стороны различных связанных с ней наук и сама в свою очередь оказывает на них влияние.

Органическими частями в систему методов управления входят:

-         общие методы познания (формальная логика, анализ и синтез, аналогия, моделирование, математические методы и др.);

-         специаль­ные методы исследования других наук (экономико-статистические и графические методы, методы конкретных социологических исследо­ваний, прогнозирование, исследование операций и др.) и

-         специфиче­ские методы науки управления (организационный анализ, организа­ционное планирование, конструирование структур управления, ин­формационный анализ и др.).

Торговля как объект управления выступает в виде сложной развивающейся экономической системы с большим количеством раз­нообразных элементов, связей, отношений. Важными для управления особенностями отрасли являются множественность и большое разно­образие торговых предприятий и организаций различных форм собст­венности и хозяйствования. К особенностям отрасли следует также отнести вероятностный характер ряда процессов (например, процессов спроса, покупки и потребления товаров). Это серьезно осложняет получение необходимой для управления информации.

 Региональная модель государственного регулирования торговли часто рассматривается как двухуровневая организационная система:

1.      На макроуровне (в масштабах региона, крупного города) государст­венное регулирование торговой деятельности, думается, должно сосредотачиваться на общих проблемах формирования рыночной торго­вой политики, вопросах экономического и социального развития тор­говой отрасли.

2.      На микроуровне (района города) регу­лирование торговли должно сосредотачиваться на частных вопросах организации торгового обслуживания, включающих развитие торго­вой сети различных типоразмеров и специализации, регистрацию тор­говых структур, выполнение комплекса контрольных функций, раз­мещение торговых предприятий по территории города или админист­ративного районного центра.

Уже сама характеристика функций государственного регулиро­вания показывает, что должностные лица, выполняющие эти функции, не могут непосредственно заниматься торговой деятельностью, не должны участвовать в капитале торговых предприятий или входить в состав правлений торговых компаний. Этот вывод полностью под­тверждается и мировой практикой.

Для того чтобы система государственного регулирования была достаточно устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами. Ведущее значение среди таких структур может иметь система торгово-промышленных палат. В соответствии с Зако­ном РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федера­ции» одной из целей их создания является формирование современ­ной торговой инфраструктуры, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, оказание правовой помощи хо­зяйственным структурам, а также представление и защита их интере­сов перед органами власти различных уровней. Перечень негосударственных структур, призванных представ­лять интересы торговых предприятий перед муниципальными органа­ми власти должны, на мой взгляд, дополнять разнообразные нехозяйственные объединения участников торгового оборота.

Опыт зарубеж­ных стран активной рыночной ориентации (например, Германии) по­казывает, что такие союзы во многом обеспечивают развитие эффек­тивной системы торгового обслуживания. В рамках российской административной системы государствен­ным органом регулирования может стать «Комитет по вопросам раз­вития торговли и товарного рынка» в составе админи­страции. Одной из задач этого Комитета является координирование деятельности муниципальных структур, регулирующих развитие тор­гового обслуживания на местном уровне, и осуществление методиче­ского руководства их деятельностью. Муниципальный уровень регу­лирования торговой деятельности призван обеспечить параллельное и взаимосвязанное выполнение на практике ряда крупных задач. В чис­ле таких задач следует назвать: укрепление нормативно-правовой ба­зы торговой деятельности, создание эффективной конкурентной сре­ды, развитие товарного рынка на основе поддержки отечественных предпринимателей, информационное обеспечение торгово-предпринимательской деятельности.

Основные направления деятельности Отделов торговли и сферы услуг муниципальных органов власти должны определяться в полном соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации». Такими направле­ниями следует считать:

-         создание условий для повышения предприни­мательской активности в торговой сфере;

-         оказание адресной поддержки предприятиям торговли, определяющим ситуацию на местном товарном рынке;

-         контроль деятельности всех участников торгового оборота; обеспечение рационального размещения торговых объектов по территории города, района;

защита прав и интересов потребителей.

В рамках перечисленных основных направлений деятельности Отделы торговли и сферы услуг местных администраций должны ре­гистрировать торговые структуры, вводя наиболее упрощенные меха­низмы этой работы; лицензировать отдельные виды торговой дея­тельности и отдельные типы торговых организаций, согласовывать размещение торговой сети в планах развития города и районов.

Сформировавшаяся к XX веку теория местного само­управления является базой для муниципального менеджмента - дисциплины в системе экономических знаний, изучающей управ­ление территориальных социально- экономических систем. [1] Само по­нятие «менеджмент» рассматривается в современной экономической науке как наиболее эффективный тип управления, отвечающий зада­чам рыночной экономики.

Муниципальный менеджмент как новая система управления, наиболее целесообразная, на мой взгляд, в условиях становления и развития рыночных отношений, пришла на смену долголетней для России командно-административной системе управления, осуществ­ляемой из единого центра управления - Госплана СССР. Основные ее функции - командно - распределительные - естественно подавляли инициативу и демократизм управления на местах. И хотя на начальном этапе своего утверждения новый тип управления - муниципальный менеджмент - испытывает большие трудности, вызванные экономическим кризисом и отсутствием ряда законодательных актов, целесообразность этой системы управления доказана становлением рыночной экономики во многих странах мира, ее экономической эффективностью и целесообразностью. Управление торговлей муниципальных структур непосред­ственно связано с формированием области знаний - торговым менеджментом, который отличают комплексный подход к торговой деятельности, новые целевые ориентиры развития торговых предприятий, современный методический аппарат анализа, планирования и контроля, обширная система взаимоувязанных прак­тических рекомендаций. [2]

Под управлением торговой сферой муниципальных структур понимается регулирование основных аспектов дея­тельности торговых предприятий данной территории. Оно призвано формировать наиболее рациональные управленческие решения по во­просам развития торговой сферы муниципальных структур, коор­динировать различные направления их деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

Хотя все торговые предприятия как хозяйственные субъекты одной отрасли имеют много общих характеристик торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов, различия ме­жду их конкретными формами, используемыми технологиями и территориальными условиями хозяйствования весьма существенны, что соответственно сказывается как на особенностях процесса управления их деятельностью, так и на конечных результатах этой деятельности. Управление торговой сферой муниципальных структур призвано учитывать эти различия в процессе разработки управленческих реше­ний по всем аспектам деятельности с тем, чтобы получить наилучшие результаты для данного города. При­чем, управление торговой сферой муниципальных структур не только использует стандартные управленческие решения, но и формирует алгоритм эффективной их разработки в условиях конкретной территории.

Управление торговой сферой муниципальных структур должно быть ориентировано на стратегические цели развития торгов­ли города. Какими бы выгодными ни казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они, на мой взгляд, должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией, стратегическими направлениями развития муниципальных структур или ведут к снижению эффективности их развития в пер­спективном периоде.

С учетом основных характеристик процесса управления торго­вой сферой муниципальных структур формируются его цели и за­дачи. Основной целью управления торговой сферой муниципальных структур является, на мой взгляд, обеспечение высоких темпов развития торговых предприятий в стратегической перспективе и воз­растание их конкурентной позиции на потребительском рынке. Исхо­дя из этой главной цели, определяются основные направления форми­рования системы управления торговой сферой муниципальных структур:

Содержание основных направлений формирования системы управления торговой сферой муниципальных структур:

1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР

 

1.     Формирование условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах

2.     Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости торговых предприятий муниципальных структур

3.     Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей

4.     Обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов в торговой сфере.

5.     Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торговой сферы муниципальных структур

 

 

Процесс управления торговой деятельностью базируется на определенном механизме. В структуре механизма торгового менеджмен­та выделяется ряд элементов:

 

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР

1.     Государственное правовое и нормативное управление торговой деятельностью на территории муниципальных структур

2.     Информационное обеспечение управления торговой сферой

3.     Внутреннее саморегулирование отдельных аспектов хозяйственной деятельности торговых предприятий

4.     Система методов управления торговой сферой, включая подсистему методов контроля за реализацией управленческих решений

5.     Функциональная подсистема муниципальных органов управления торговой сферой

 

Характеристика основных элементов механизма управления торговой сферой муниципальных структур

 

1.      Государственное правовое и нормативное регулирование торговой деятельности. Принятие законов и других нормативных ак­тов, регулирующих торговую деятельность, представляет собой одно из направлений социальной политики государства и местных органов власти. Законодательные и нормативные основы этой политики регу­лируют торговую деятельность на территории муниципальных структур в различных формах. К числу основных из этих форм относятся: определение требований к лицензированию торговой деятельности, законодательное обеспечение защиты прав потребителей, регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети, требования обеспечения охраны окружающей среды, налоговое регулирование, регулирование минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий отдельных организационно-правовых форм деятельно­сти и другие.

2.      Информационное обеспечение управления торговой сферой муниципальных структур направлено на формирование полной и качественной информации, необходимой для подготовки обоснован­ных управленческих решений по всем основным аспектам торговой деятельности. Система внутренних и внешних источников информа­ции при этом базируется на оперативной и статистической отчетности отдельных функциональных служб торговых предприятий, организации финансового и управленческого учета местной администрации, а также публикуемых показателей конъюнктуры потребитель­ского, финансового и других рынков.

3.      Внутреннее саморегулирование отдельных сторон хозяй­ственной деятельности торговых предприятий. Оно формируется в рамках самих торговых предприятий, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения. Так, ряд аспектов хозяйственной деятельности может регламентироваться требованиями устава торгового предприятия. Кроме того, на отдельном торговом предприятии может быть разработана и утверждена система целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным ас­пектам организационной, экономической и финансовой сфер его деятельности.

4.      Система методов управления деятельностью торговой сфе­ры, включая подсистему муниципальных структур, включающая подсистему методов контроля за реализацией управленческих решений. В процессе выра­ботки управленческих решений по отдельным аспектам торговой дея­тельности используется обширная система методов, с помощью кото­рых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них можно отнести: технико - экономических расчетов, балансовый, эко­номико-статистические, экономико - математические, сетевого плани­рования, моделирования, социологические, экспертные и другие. В составе механизма управления торговой сферой муниципальных структур методам внутреннего контроля отводится особая роль, так как они в значительной степени определяют эффективность всей сис­темы управления торговой сферой. Состав этих методов базируется в основном на обширном арсенале приемов экономического анализа и аудита различных аспектов торговой деятельности и определяется ор­ганизацией системы мониторинга экономических и финансовых ре­зультатов этой деятельности.

5.      Функциональная подсистема муниципальных органов управления торговой сферой.

Эффективный механизм управления торговой сферой муниципальных структур позволяет в полном объеме реализовать стоя­щие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуще­ствлению всех его функций в сфере торговли.

Стратегия управления торговой сферой муниципальных структур непосредственно связана с формированием стратегий развития муниципальных структур и их потребительского рынка. В наибо­лее общем виде под стратегией управления торговой сферой муниципальных структур понимается формирование системы долго­срочных целей торговой деятельности в муниципальных образованьях и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Формирование стратегии управления торговой сферой муниципальных структур является довольно сложным творческим про­цессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование этой стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий торговой деятельности,  что яв­ляется довольно трудоемким процессом. Сложность этого процесса заключается и в том, что при формировании стратегии управления торговой сферой муниципальных структур идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов стратегических управленческих решений, наиболее полно соответствующих миссии данных муниципальных структур и задачам их развития. Определенная сложность формирования стратегии управления торговой сферой заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодиче­ской корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды и возникающих новых возможностей развития торговой сферы. Разра­ботка стратегии управления торговой сферой муниципальных структур осуществляется в следующей последовательности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ