бесплатные рефераты

Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

-         компенсация за счет средств бюджета убытков магазинов потребительской кооперации от торговли хлебом и другими товарами первой необходимости в отдаленных и малонаселенных пунктах;

-         предоставление налоговых льгот торговым организациям, обслуживающим сельское население;

-         льготное кредитование сезонных закупок и завоза товаров в сельскую местность.

В целях создания системы гарантированных заказов и стабиль­ных потребителей для сельхозтоваропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности муниципальных структур в программе должно быть предусмотрено:

-         -заключение долгосрочных договоров с организациями и учреждениями Министерства обороны, МВД Российской Федера­ции на поставку продовольствия с условием авансирования закупок;

-         создание в муниципальных образованиях системы централи­зованных закупок продовольствия у собственных товаропроизводите­лей для местных бюджетных организаций через муниципальную про­довольственную корпорацию, не допуская распыления средств по бюджетным учреждениям, что значительно снижает эффективность их использования;

-         подготовка предложений по расширению закупок в муници­пальный продовольственный фонд в целях повышения роли этого фонда в снабжении населения муниципальных структур и регули­рования цен.

В части развития рыночной инфраструктуры и создания систе­мы цивилизованных посредников целесообразно проведение следую­щих мер:

-         участие в создании в районах области заготовительно-сбытовых кооперативов по реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки;

-         участие в создании межрегионального оптового продовольст­венного рынка;

-         организация муниципальной продовольственной корпорации с собственной материально-технической базой (складские помещения и торговые площади) для осуществления непосредственных закупок не только у крупных, но и у мелких товаропроизводителей, а также для организации мелкооптовой торговли;

-         создание Торгово-сервисного дома на принципах акционерно­го общества с равным долевым участием жителей муниципальных структур;

-         воссоздание на новых принципах заготовительной системы потребительской кооперации: а) при недостатке оборотных средств организация закупок сельхозпродукции у населения с расчетами по схеме натурального обмена в форме встречных поставок промышлен­ных товаров; б) интеграция заготовительных организаций потребко­операции с межрегиональным оптовым продовольственным рынком; в) создание организациями потребительской кооперации совместно с сельскими хозяйствами кооперативов по переработке и сбыту сель­хозпродукции, закупаемой у населения;

-         организация на территории муниципальных структур интегрированных структур оптовых посредников и создание торгово-финансовых групп;

-         содействие развитию местной Торгово-промышленной пала­ты.

 

В качестве активных мероприятий по продвижению местных товаров на внутреннем и внешнем рынках в муниципальной экономи­ческой программе могут быть запланированы:

-         проведение местных, областных, межрегиональных, междуна­родных выставок-ярмарок продукции и товаров;

-         проведение розничных торговых ярмарок под девизом «город - селу» и «село - городу»;

-         организация выставочно-торгового центра;

-         создание постоянно действующей выставки товаров местных товаропроизводителей;

-         издание и рассылка каталога продукции, выпускаемой мест­ными предприятиями;

-         заключение соглашений с администрациями республик, краев и областей России об экономическом сотрудничестве и организация на их основе товарообмена;

-         изучение и внедрение новых технологий продвижения това­ров в условиях неплатежей юридических лиц и низкой платежеспо­собности населения (внедрение пластиковых кредитных карточек, систем натуральных выплат заработной платы, пенсий, совмещенных со взаимозачетами с внебюджетными фондами и бюджетом, комисси­онная торговля для товаропроизводителей и т.д.).

 

С целью организации внешнеэкономических связей целесооб­разно проведение ряда мероприятий:

-         развитие внешнеэкономических связей в увязке с состоянием внутреннего рынка и проблемой поддержки местных товаропроизво­дителей;

-         сдерживание попыток иностранных фирм и их представи­тельств по захвату внутреннего рынка готовых изделий муниципальных структур, особенно продуктов питания и товаров массового спроса;

-         поддержка, в первую очередь, контактов с фирмами, имею­щими интерес по закупке в муниципальном образовании готовых из­делий, полуфабрикатов, сырья и материалов;

-         отдавать приоритет привлечению иностранных инвестиций и созданию совместных предприятий в сфере производства.

 

В плане организации на территории муниципальных структур маркетинговой деятельности в программе может быть отражено:

-         объединение банков коммерческой информации муниципаль­ного информационно-аналитического центра, областного (городского) комитета по статистике, информационно-консультационного центра областного управления сельского хозяйства, межрегионального опто­вого продовольственного рынка и обеспечение доступа к этим банкам данных субъектов потребительского рынка на определенных услови­ях;

-         совершенствование технологии ведения местного реестра то­варов и организация обмена реестрами с другими муниципальными образованиями и регионами России (на основе заключенных соглаше­ний);

-         организация муниципального центра по оказанию маркетин­говых услуг предприятиям на базе муниципального информационно-аналитического центра, учредителем которого является местная ад­министрация;

-         создание системы мониторинга потребительского рынка муниципальной структуры;

-         организация обмена маркетинговой информацией с городами-партнерами в зарубежных странах, с которыми подписаны соглаше­ния о сотрудничестве.

 

Целесообразность использования в механизме местного само­управления подобных программ доказывается практикой. Так, в Москве создан фонд поддержки гарантированного снабжения на­селения жизненно необходимыми товарами. Таким образом, программный метод начинает исполь­зоваться в практике осуществления социально-экономической поли­тики муниципалитетов. И чем более проработанными, конкретными станут местные программы, тем большего насыщения потребитель­ского рынка удастся добиться, что позволит повысить уровень качест­ва жизни населения муниципальной структуры.


 

3.2 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР

 

Проводимая в России экономическая реформа создает благопри­ятные условия для развития маркетинга и рыночных отношений в це­лом. Наряду с государственным сектором возникают предприятия различных форм собственности, формируется конкурентная среда, создаются условия для стабилизации и подъема деятельности целого ряда хозяйствующих субъектов.

Существенные различия природных, демографических, эконо­мических и других территориальных условий обрекают на неудачу дальнейшее унифицированное реформирование экономики, которое в начале преобразований исходило главным образом из центра и было ориентировано на некоторые средние условия. Эффективным меха­низмом корректировки общей стратегии применительно к специфике ряда регионов и муниципальных структур является широкое ис­пользование маркетинговых подходов.[5] Последовательное их приме­нение позволяет учесть специфику муниципальных структур в проведении структурной, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и социальной политики; децентрализовать процесс управления реформами с переносом ряда направлений на местный уровень. Расширение, углубление и развертывание маркетинга в сфе­ру реформирования экономики на современном этапе позволяет вве­сти новую его категорию - «муниципальный маркетинг».

Муниципальный маркетинг представляет собой новый, доста­точно сложный, многофункциональный и динамичный вид деятельно­сти в сфере муниципальной экономики. Решение на этом уровне всего комплекса сложных проблем реформирования и развития экономики невозможно без его использования.

На мой  взгляд, маркетинговая дисциплина не должна ограничи­ваться проблемами одного предприятия в его окружении, а охваты­вать обменные процессы и их последствия в рамках всего хозяйства.

Муниципальный маркетинг - это элемент системы рыночных отношений, спроецированный не на микроуровень (уровень предпри­ятий и фирм), а на мезоуровень (муниципальные образования). По­этому муниципальный маркетинг не предполагает изучение рынка, спроса, цен на продукцию какого-либо отдельного предприятия, а речь идет уже об изучении рынка, спроса, цен на совокупную продук­цию муниципальной структуры, реализацию всего его потенциала как с точки зрения внутренних, так и внешних (за пределами его тер­ритории) потребностей.

Поэтому муниципальный маркетинг в категориальном аспекте, с позиций его специфики и главных функций призван обеспечить со­гласование локальных экономических интересов и целей отдельных предприятий и фирм с территориальными целями и интересами. Кро­ме того, занимая промежуточную позицию между общенациональным маркетингом (маркетингом на макроуровне) и маркетингом на микро­уровне, муниципальный маркетинг должен обеспечить также сочета­ние интересов и целей макро- и микроуровней. Таким образом, муни­ципальный маркетинг должен обеспечить согласование интересов и целей трех уровней отношений субъектов хозяйствования:

-         интересов отдельных предприятий и фирм (микроуровень) и муниципальных интересов (мезоуровень);

-         интересов муниципальных (мезоуровень) и общенациональных (макроуровень);

-         интересов общенациональных (макроуровень) и интересов от­дельных фирм и предприятий (микроуровень).

Целью муниципального маркетинга не является напрямую из­влечение максимальной прибыли. Основным его назначением должно стать обеспечение высокого уровня качества жизни населения соот­ветствующего муниципальной структуры.[6]

Муниципальный маркетинг должен базироваться на использо­вании трех основных принципов:

1.      на тщательном учете потребностей населения муниципальных структур, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий (фирм);

2.      на создании условий для максимального приспособления (адаптации) структуры экономики муниципальных структур к внутренним и внешним факторам;

3.      на активном лоббировании местных интересов и проведении «паблик рилейшнз» муниципальных структур.

Особенностью муниципального маркетинга при формировании товарного рынка в переходный период является его важнейшая роль в обеспечении рациональной структуры и динамики соотношения меж­ду государственной и рыночной системами распределения товаров и установление хозяйственных связей.

Государственная система распределения и товародвижения яв­лялась типичной для всех городов и регионов нашей страны и харак­теризовалась многоканальностью, многоступенчатостью, инерцион­ностью, чрезмерной централизацией. Многоступенчатость системы выражалась в необходимости осуществления ежегодно повторяющих­ся циклов, включающих десятки технологических связей между раз­личными субъектами управления на различных уровнях.

Механизм выдачи государственного заказа включал заявочную компанию, распределение фондов, специфицирование выделенных фондов, выдачу лимитов, групповых нарядов, оформление заказов-нарядов на поставку продукции, заключение договоров. С момента подачи заявки потребителем, до заключения им договора с поставщи­ком проходило не менее 9-11 месяцев, притом требовалось заполне­ние более тридцати различных форм документов. Кроме того, реше­ние основной массы оперативных вопросов обеспечения конкретными видами продукции являлось, как правило, прерогативой центральных органов. Это приводило к многочисленным корректировкам. Каждая из них вызывала дополнительный поток документов и их обработку по всей технологической цепи, что не могло не сказаться на оператив­ности и качестве обеспечения потребностей.

Рыночные каналы распределения можно представить в виде се­ти коммерческо-посреднических предприятий или отдельных лиц, принимающих на себя или способствующих передаче права собствен­ности на конкретный товар или услугу на пути от товаропроизводите­ля к потребителю.

Формируемые каналы распределения выполняют ряд важней­ших функций муниципального маркетинга:

1.      Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для обеспечения системы товародвижения муниципальных структур.

2.      Установление контактов - налаживание и поддерживание связи то­варопроизводителей с потенциальными покупателями.

3.      Приспособление товара - организация подготовки товара с макси­мальным учетом требований покупателей.

4.      Стимулирование продаж - создание и распространение рекламы то­вара.

5.      Проведение переговоров - согласование цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или вла­дения.

6.      Организация товародвижения - транспортировка и складирование товара.

7.      Финансирование - изыскание и использование денежных средств для покрытия издержек по функционированию канала.

8.      Принятие риска - принятие на себя ответственности за функциони­рование канала.

Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а остальных три - завершению уже заключенных сделок.

Для эффективной организации системы муниципального марке­тинга одной из важнейших проблем является подготовка профессио­нальных кадров. Смена отношений собственности - это только часть глобальной проблемы управления реформированием экономики. Вто­рая его составляющая - смена образа мышления, смена самого Чело­века, занимающегося и понимающего новые отношения и умеющего эффективно их использовать.

В рамках крупных муниципальных структур (областные центры, крупные города) целесообразно, на мой  взгляд, создание Центра подготовки маркетологов. Учредителями этого центра могут быть: местная администрация, высшие (средние специальные) учеб­ные заведения, ряд заинтересованных предприятий и организаций. Подобные центры могут также создаваться при Торгово-промышленных палатах, Бизнес-инкубаторах, Торгово-сервисных до­мах (наряду с подготовкой специалистов в области менеджмента, коммерции, финансов). Основная задача центра - целевая подготовка специалистов по маркетинговой деятельности в условиях рыночной экономики. Предлагаются следующие основные направления дея­тельности центра:

1.      -обучение основам маркетинговой и коммерческой деятельно­сти школьников 10-11 классов, проявивших соответствующий инте­рес;

2.      -обучение специалистов различных звеньев народно­хозяйственного комплекса муниципальных структур и овладение ими практическими навыками маркетинга;

3.      -организация постоянно действующего Клуба маркетологов данного муниципальной структуры;

4.      -оказание консультационных и исследовательских услуг по маркетингу;

5.      выполнение ряда маркетинговых услуг для клиентов (реклама, пропаганда и др.).

В соответствии с указанными направлениями целесообразна организация в составе Центра школы «Юного маркетолога», школы маркетинга, Клуба маркетологов, консультационного бюро, малого предприятия «Маркетинг-сервис» для оказания потребителям ком­плексных маркетинговых услуг и различных видов обучения.

В программе подготовки специалистов по маркетингу для тор­говой сферы муниципальных структур можно выделить ряд бло­ков: введение в маркетинг, изучение и прогнозирование спроса на то­вары, услуги; планирование ассортимента товаров, услуг; управление качеством товаров, услуг; планирование сбыта, управление процесса­ми товародвижения; мониторинг, реклама и стимулирование сбыта; ценовая стратегия; маркетинг услуг; организационное обеспечение маркетинговых исследований; международный маркетинг.

Выбор и «начинка» каждого из этих блоков должна соответст­вовать профилю подготавливаемой группы и базироваться на реаль­ном банке рыночных данных. Возможны различные формы обучения с отрывом и без отрыва от производства, в том числе экспресс-учеба непосредственно на торговых предприятиях, в органах управления торговой сферой муниципальных структур.

Наряду с подобными учебными Центрами в муниципальных структурах  маркетинговая и торговорегулирующая деятельность мо­жет осуществляться Бизнес-инкубаторами. В мировой практике такие инкубаторы создаются для оказания всесторонней поддержки не­большим фирмам, желающим добиться реализации собственных про­ектов.[7] Предоставляя кредит, как правило, под долю в акционерном капитале фирмы-новичка, фирма-инкубатор берет на себя значитель­ную степень риска, но зато получает высокую норму прибыли в слу­чае успеха создаваемого предприятия. В случае успешной деятельности фирмы-новичка перед ней открывается возможность либо стать отделением более мощной материнской ком­пании, либо выйти из-под опеки бизнес-инкубатора и стать самостоя­тельной фирмой. А в случае неудачи фирма-инкубатор может отказать ее сотрудникам в предоставлении прежних или аналогичных рабочих мест.

Наряду с традиционным кредитованием Бизнес-инкубатором могут оказываться услуги по лизингу, инжинирингу, консалтингу, рекрутингу, аудиту, бухгалтерскому и юридическому обслуживанию, обучению персонала, проведению маркетинговых и социологических исследований, стимулированию сбыта для фирм-новичков, являю­щихся, как правило, малыми предприятиями (в том числе и торговы­ми). Бизнес-инкубатор может представлять опекаемые им малые фир­мы на финансовом рынке, осуществляя их страхование, акционирова­ние; на товарном рынке - складирование, растаможивание, транспор­тировку; помогать им в выходе на внешний рынок, представлять их интересы в юридических и административных органах власти.

Оценка целесообразности проектов для малых фирм также мо­жет осуществляться специалистами Бизнес-инкубатора. При этом оценивается величина необходимых капиталовложений и затрат, уро­вень риска и вероятность осуществления проекта, экономический и социальный эффект как для предпринимателя, так и для муниципальной структуры в целом. Учредителями подобных инкубаторов мо­гут стать местная администрация, научно- исследовательские и учеб­ные заведения, финансовые и банковские структуры, заинтересован­ные предприятия и организации. При Бизнес-инкубаторе может быть выделен специализированный Центр маркетинга, осуществляющий маркетинговые услуги для фирм-клиентов и специализированную деятельность по муниципальному маркетингу, рыночные исследова­ния и пропаганду (отдел «паблик рилейшнз»).

Организационная структура Бизнес-инкубатора может быть по­строена по матричному принципу, включая в себя как функциональ­ные подразделения, специализирующиеся на выполнении каждого из вышеперечисленных основных видов деятельности предприятия, так и проектные группы, реализующие конкретные целевые проекты фирм-клиентов.

Помимо указанных, эффективную маркетинговую и торгово- регулирующую деятельность могут осуществлять и ряд иных организационных объединений. Так, опыт, накопленный в промышленно раз­витых странах Запада, свидетельствует, что Торгово-промышленные палаты и родственные им организации концентрируют свою деятель­ность на решении вопросов по созданию наиболее благоприятного климата для национального предпринимательства на внутреннем и. внешнем рынках.

Как правило, Торговые палаты развитых стран преследуют три группы целей: во-первых, оказывают помощь деловым кругам в раз­витии предпринимательской деятельности; во-вторых, представляют и защищают интересы деловых кругов во властных структурах на феде­ральном и местном уровнях, выражают мнение предпринимателей и осуществляют экспертизу проектов решений органов власти в области экономики, развития территорий; в-третьих, содействуют развитию внешней торговли.

Региональные и местные Торговые палаты, деятельность кото­рых в той или иной степени координируется центральными (на­циональными, федеральными) палатами, выражают мнение делового сообщества в рамках определенного муниципальной структуры (региона), интересы которого учитываются при формировании пози­ции центральных палат по тем или иным вопросам экономической жизни страны.

Согласно этому Закону «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Торгово-промышленная палата (ТПП) является негосударст­венной некоммерческой общественной организацией, объединяющей своих членов на добровольной основе. Этот же Закон наделил Торго­во- промышленную палату правом законотворческой инициативы.

Одним из основных направлений деятельности местной (регио­нальной) торгово-промышленной палаты по развитию и поддержке предпринимательства является создание информационного пространства и адресная передача информационных потоков. С этой целью ме­стной торгово-промышленной палатой создается некоммерческая Единая Информационная Сеть муниципальной структуры с участи­ем в ней всех источников и потребителей деловой информации, вклю­ченная в Единую Информационную Систему ТИП Российской Феде­рации.

Территориальная Торгово-промышленная палата через выпус­каемое ею печатное издание (информационный листок, газета, жур­нал) может комментировать и печатать заключения специалистов по совершенным сделкам, поступившим заказам и предложениям, помо­гать ориентироваться в мире бизнеса нарождающимся организациям, разъяснять и комментировать принятые Законы. В таком печатном ор­гане регулярно могут показываться как цены на товары и услуги, так и аналитические исследования по их составляющим. Многие торгово-промышленные палаты издают такие журналы и газеты (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург и др.). Торгово- промышленными палатами областей и крупных городов системати­чески выпускаются бизнес-справочники, в которых перечислены предприятия регионов (городов), выпускаемая ими продукция или оказываемые услуги.

Инициатива и координирующая роль территориальных ТПП должны быть направлены и на развитие и обеспечение функциониро­вания структуры рекламного бизнеса и сервиса на местах. Территори­альные ТПП способны взять на себя роль координатора развития рек­ламной инфраструктуры и сети рекламного обслуживания местных рекламодателей. Решение проблемы лежит как в содействии станов­лению или развитию уже имеющейся сети производственных баз рек­ламы, специализированных рекламных агенств, повышению квалифи­кации специалистов рекламы в торговых и производственных структурах, так и в изменении в целом отношения к рекламной работе как неотъемлемой составляющей предпринимательства.

Деятельность ТПП направлена на формирование инфраструкту­ры бизнеса, отвечающей международным торговым традициям. Так, решение хозяйственных споров, по моему мнению, может осуществ­ляться в постоянно действующих Третейских судах, созданных при Торгово-промышленных палатах.

Кроме того, Палата призвана активно заниматься деятельно­стью, направленной на профессиональную подготовку и переподго­товку кадров, связанных с торговлей и предпринимательством, со­трудничать с учебными заведениями в этой сфере. ТПП должна спо­собствовать реализации потребностей предпринимателей и своего персонала в повышении квалификации по различным направлениям, знании местного рынка труда, иметь тесные связи с органами местной власти в создании под своей эгидой территориального учебного цен­тра в области делового образования. Палата должна участвовать в разработке программ обучения, организации и проведении семинаров для предпринимателей, руководителей хозяйствующих субъектов и персонала, располагать системой информирования о работе курсов, школ как в России, так и за рубежом, устанавливать и расширять кон­такты с другими партнерами ТПП Российской Федерации с целью привлечения научных и финансовых ресурсов из международных ис­точников.

Другим возможным направлением деятельности и оказания ус­луг территориальными Торгово-промышленными палатами может стать организация представительств в Москве, Санкт-Петербурге и других промышленных и торговых центрах России. В их функции входит транспортное обеспечение, встречи и проводы бизнесменов, заказы билетов, бронирование гостиниц, визовая поддержка, организация встреч в посольствах, министерствах, работа со своими депута­тами и многое другое.

Торгово-промышленной палате в муниципальных образованиях необходимо осуществлять также научно-аналитическую, исследова­тельскую и прогностическую деятельность, поддерживать регулярные рабочие контакты с руководством и ведущими научными сотрудни­ками образовательных, конструкторских и научно-исследовательских центров и учреждений.

ТИП содействует расширению сферы прямых контактов производителей и продавцов товаров с зарубежными партнерами, продви­жению конкурентоспособной продукции на мировых товарных рын­ках.

Предприниматели получают в Торгово-промышленных палатах платные, а члены ТПП - бесплатные услуги в полном объеме:

-консультации по организационно-техническим, правовым про­блемам внешнеторговой работы, подготовки кадров и сделок;

-информационные бюллетени по различным направлениям дея­тельности хозяйствующих субъектов;

-практическую помощь по развитию экспорта товаров и услуг;

-поиск российских и зарубежных партнеров для установления экономических, торговых и научно-технических связей;

-предоставление маркетинговой и конъюнктурно-экономической информации;

-услуги по экспертизе и контролю качества, количества и ком­плектности оборудования, товаров, сырья импортного и отечествен­ного производства;

-услуги по выдаче удостоверений качества и сертификатов на собственную продукцию;

-услуги по договорно-правовому обеспечению всех направле­ний хозяйственной деятельности местных предприятий;

-содействие урегулированию споров и обеспечению защиты хозяйствующих субъектов;

-аудиторские проверки;

-услуги по оценке объектов недвижимости, оборудования, объ­ектов интеллектуальной собственности;

-услуги по защите интересов хозяйствующих субъектов и предпринимателей в муниципальных, судебных и государственных орга­нах;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ