бесплатные рефераты

Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

 

 

 

 

 

Алгоритм формирования стратегии управления торговой сферой муниципальных структур

 

1.      Определение временного периода формирование стратегии

2.      Исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на деятельность торговой сферы муниципальных структур

3.      Оценка сильных и слабых сторон деятельности торговой сферы муниципальных структур

4.      Выбор определяющей стратегической модели развития торговой сферы муниципальных структур

5.      Формирование системы стратегических целей

6.      Конкретизация целевых показателей стратегии управления торговой сфе­рой муниципальных структур в соответствии со сроками ее реализации

7.      Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических це­лей и политики управления торговой сферой муниципальных структур

8.      Обеспечение наиболее эффективных организационных условий деятельности торговой сферы

§   Обеспечение наиболее эффективных направлений экономи­ческой деятельности торговой сферы

§   Обеспечение наиболее эффективных форм финансовой деятельности торговой сферы

9.        Оценка разработанной стратегии управления торговой сферой муниципальных структур

 

Основные положения данной стратегии управления тор­говой сферой муниципальных структур могут получить свое от­ражение в бизнес-плане развития торговой сферы муниципальных структур. Необходимость данного документа связана с тем, что в современных экономических условиях торговые предприятия не могут самостоятельно обеспечивать свое стратегическое развитие только за счет внутренних финансовых ресурсов, и привлекают для этого значительный объем внешнего финансирования, особенно на инвестиционные цели. В то же время любой крупный инвестор должен иметь четкое представле­ние о стратегии бизнеса:

-         его масштабах и формах,

-         важнейших показа­телях маркетинговой, экономической и финансовой деятельности;

-         объеме финансовых ресурсов, связанных с реализацией стратегии, и сроках возврата инвестиций;

-         рисках, связанных с реализацией страте­гии развития торговой сферы муниципальных структур и других характеристиках торговой деятельности.

Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая носит унифицированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Можно предложить структуру бизнес-плана для торговой сфе­ры муниципальных структур, которая содержит следующие ос­новные разделы:

Краткая характеристика проекта стратегического развития торговой сферы муниципальных структур.

1.      Организационные формы функционирования торговых предприятий и их структурных единиц.

2.      Анализ и прогноз конъюнктуры потребительского рынка.

3.      Планируемые объемы и состав товарооборота.

4.      Планируемая номенклатура дополнительных торговых ус­луг покупателям.

5.      Обеспеченность товарооборота и торговых услуг матери­альными и трудовыми ресурсами.

6.      Финансовый план и стратегия финансирования.

7.      Оценка рисков и формы их страхования.

8.      Схема управления реализацией проекта.

Разработка бизнес-план дает возможность как работникам органов управления торговой сферой муниципальных структур, так и предполагаемым инвесторам, всесторонне оценить результатив­ность избранной стратегии управления торговой сферой муниципальных структур и ее экономическую эффективность.

Таким образом, объектом управления местных органов управления должна стать, в данном случае, именно сфера торговли муниципальных структур, в числе прочих направлений их деятельности. Не­обходимость столь пристального внимания к ней со стороны муници­пальных властей обусловлена ее исключительной ролью в обеспече­нии удовлетворения потребностей местного населения пу­тем доведения всей массы товаров народного потребления от произ­водителей до потребителей.

При формировании же системы муници­пального управления торговой сферой, по моему мнению, должны быть учтены:

во-первых, специфика отрасли как посредника в товаро­движении,

во-вторых, принципы местного самоуправления и, естест­венно, особенности текущего периода развития российской эконо­мики.
Глава 2 - Состояние и организация торговых структур в современных экономических условиях:

2.1  СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР

 

Понятно, что состояние потребительского рынка является отражением ситуа­ции, сложившейся в промышленности, сельском хозяйстве, социаль­ной и финансовой сферах, экономике в целом. В условиях все боль­шей экономической самостоятельности территорий, расширения их компетенции, проблемы развития инфраструктуры рынка и направ­ленность их на нужды конкретного человека зависят во многом от осуществляемой социально - экономической политики на местах. Занимая ведущее место в системе рыночных отношений, мест­ный потребительский рынок предоставляет населению предложение в виде объемов товаров и услуг, основу которых составляют услуги производственного и бытового характера, продукты питания, товары повседневного спроса, промышленные товары среднего срока служ­бы, а также технически сложные изделия длительного пользования. Эти услуги и товарные группы предопределяют конъюнктуру рынка, равновесие спроса и предложения.

На местном рынке товаров форми­руются сложные цепочки связей и зависимостей, надежностью кото­рых во многом определяется жизнеспособность и действенность в це­лом системы. К важнейшим из них можно отнести: денежные доходы населения (платежеспособный спрос, предложение по объему, струк­туре и качеству товаров и услуг) и товарооборот (товарное обеспече­ние, производство услуг, кассовые поступления наличных денег - на­личные деньги в банках - денежные доходы населения). Все элементы в каждой цепочке взаимосвязаны и малейшее нарушение их количест­венных или качественных параметров ведет к определенным диспропорциям. Поэтому представление о местном рынке как о простой сумме торговых предприятий далеки от правильного понимания сложных процессов его формирования.

Торговля по своему назначению является замыкающей цепью в процессе распределения товаров и заключается в предоставлении не­обходимых услуг потребителю. Сфера торговли - это одна из состав­ных частей товарного потребительского рынка и рассматривается как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим зако­нам рыночной экономики. При этом торговля обладает рядом особен­ностей, среди которых можно выделить:

высокий динамизм,
террито­риальную сегментацию,
высокую скорость оборота капитала,
преоб­ладание в этой сфере предприятий малого бизнеса,
протекание основ­ной деятельности в условиях взаимных контактных отношений с по­требителями.

Кроме того, успешное вхождение торговли в новые хозяйствен­ные условия предопределялось рядом экономических предпосылок:

-         в торговле действует большое количество предприятий,

-         предприятия торговли не занимают монопольного положения на потребительском рынке, поэтому в отличие от материального производства других от­раслей, в этой сфере достаточно динамично создаются условия для свободной конкуренции между производителями услуг;

-         в торговой сфере имелся определенный опыт работы с населением с учетом изменяющегося потребительского спроса, в связи с тем, что процесс торгового обслуживания всегда связан с реализацией товара потребителям;

-         в сфере торговли уже давно имелся довольно значительный сектор, функционирующий на рыночных принципах (кооперативы, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность).

Происходящие в последние годы экономические преобразова­ния наиболее контрастно проявились в торговле. Бурное развитие ча­стной формы собственности, увеличение объемов продаж товаров на вещевых и смешанных рынках, опережающий рост потребительских цен на товары и услуги по сравнению с ростом денежных доходов большинства населения оказали заметное влияние на структуру розничного товарооборота.

После издания  Указа Президента РФ «О свободе торговли» широкое развитие в области получила торговля по­требительскими товарами на вещевых, смешанных и продовольствен­ных рынках. В настоящее время вещевые и смешанные рынки органи­зованы практически во всех районах области. В основном здесь поку­паются непродовольственные товары (более 70 % его оборота). С рук население приобретает 77 % всего объема поку­пок одежды, 64 - трикотажных изделий, 54 - кожаной обуви, 35 - мяса и птицы, 31 - масла животного, 20 - масла растительного, 43 - карто­феля, 41 - овощей и 49 % фруктов.

В современных условиях торговля на неорганизованном рынке стала не только дополнительным источ­ником поступления товаров, но и индикатором спроса населения. Ры­нок более гибко реагирует на изменение спроса и, соответственно, цен. По большинству товаров цены на рынке ниже, чем на торговых предприятиях, поскольку рыночные торговцы в основном приобре­тают товар по цене производителей и не делают множества наценок торгующих организаций. При росте количественных изменений в не­формальном секторе торговли происходят и качественные его преоб­разования. Так, если ранее неформальный рынок существовал за счет перепродажи дефицитных товаров по завышенным ценам, то сейчас эта широкая сеть частных лиц представляет разнообразную гамму товарного ассортимента отечественных и зарубежных производителей. Значительно повысились требования к качеству товаров. Если снача­ла вещевые рынки были полностью затоварены низкосортной про­дукцией Китая, Гонконга, Турции, то сегодня населению предлагает­ся более дорогой и качественный товар. География поставок товаров расширилась, появились товары США, Франции, Италии, Германии.

Таким образом, торговля на вещевых рынках стала не только дополнительным источником товарных ресурсов, но и чутким инди­катором спроса населения.

Однако «уличная» торговля имеет свои «плюсы» и «минусы». Прежде всего, она позволила отечественным производи­телям продать свой товар, минуя посредников. В определенной мере эта форма торговли является средством социальной самозащиты населения, позволяющей большей его части самому себя материально защищать. Справившись с некоторыми проблемами, «уличная» тор­говля сама породила целый ряд новых, в котором одной из наиболее острых является правовая защищенность потребителей от негативных моментов сферы торговли (обман покупателя, торговля некачествен­ными товарами и т.п.). Другой проблемой явилось обеспечение това­рами многочисленной торговой сети. Одним из «рецептов» решения данной проблемы оказалось создание специализированных мелкооп­товых торговых рынков. Смысл организации подобных структур заключается в сокращении большого количества посредников, обеспе­чении технических условий для транспортировки, хранения и прода­жи товаров.

По многим товарным группам импортные изделия представле­ны большим ассортиментом по сравнению с отечественным. Это, в первую очередь, бытовая и радиоэлектронная аппаратура, многие ви­ды электробытовых приборов, одежды и обуви, табачных и парфюмерно-косметических изделий. Обследование наличия в прода­же импортных товаров показало, что больше половины масла растительного, сыра, макаронных изделий, мясных консервов, пла­щей, курток, обуви, брюк и верхних мужских сорочек, платьев и блу­зок для женщин, холодильников и видеомагнитофонов, предлагаемых торговой сетью области - импортные.

Около 50 % опрошенных продавцов отметили, что торговать импортными товарами выгодно, так как их легче закупать (практикуется оплата по мере реализации товара), 30 % - счи­тает, что импортные товары быстрее реализуются, к тому же импорт­ные продовольственные товары имеют более длительный срок хране­ния (19 %). Большинство импортных товаров поступает из европей­ских стран (75 % продавцов), как правило, это товары высокого каче­ства. Вместе с тем, более 20 % респондентов предпочитают заниматься реализацией товаров из Китая, Кореи и Гонконга по причине более низких цен и большого объема предложений. Около 38 % опрошенных работников торговли реализуют в основном импортные то­вары текущего пользования (одежда, обувь и т.п.), 31 % - продовольст­венные товары, 19 % - непродовольственные товары длительного пользования, 12 % - алкогольные напитки и табачные изделия. Основ­ным источником поступления импортных товаров для 94 % продавцов являются коммерческие структуры.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица . Результаты опроса руководителей торговых предприятий (в процентах)

Показатели

 

Продовольствен­ные товары

 

Непродовольст­венные товары

 

1999 г.

 

2000 г.

 

1999 г.

 

2000 г.

 

Импортные товарные

Ресурсы

 

 

100

 

100

 

100

 

100

 

Из них поступило от:

 

 

 

- государственных структур

 

8

 

-

 

20

 

-

 

- коммерческих структур

 

75

 

100

 

70

 

89

 

- частных лиц

 

17

 

-

 

10

 

11

 

Опрошенные работники торговли (50 %) считают, что объемы торговли импортными товарами останутся в ближайшее время на том же уровне. Среди факторов, препятствующих расширению торговли импортными товарами, 69 % опрошенных отметили недостаток собст­венных оборотных средств, 19 % - высокие таможенные пошлины.

По-прежнему острой остается проблема пресечения контрабан­ды. Контрабандным путем завозятся многие некачественные товары (табачные изделия, алкогольная продукция, продукты питания, радио­аппаратура и т.п.). Кроме того, такая «конкуренция» ставит в эконо­мически не выгодные условия местных производителей и добросове­стных предпринимателей. В период становления рыночной экономики потребительский рынок развивается в направлении опережающего расширения торго­вого сектора экономики, увеличения числа торговых предприятий различных форм собственности.

2.2  ОРГАНИЗАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ ТОРГОВЫХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

Российские торговые предприятия, как отмечалось, сталкиваются с множеством экономических проблем. Наряду с такими сложными проблемами как закупка, транспортировка, хранение това­ров, их финансирование, следует назвать также проблему заключения, осуществления и контроля договоров. Кроме того, существует множе­ство организационных и технических задач, с которыми отдельные торговые предприятия часто не справляются. Объясняются эти трудности, на мой  взгляд, в первую очередь тем, что во время перехода от плановой экономики к рыночной старые структуры были ликвидированы или они продолжают существовать, но не функционируют, и вместо них сразу не сформировались или не были созданы новые. Так, это проявилось в закупочной деятельности в том, что на смену иерархическим отношениям поставок между про­изводителями, оптовой и розничной торговлей в рамках государст­венных торговых организаций еще не пришел функционирующий ры­нок, в условиях которого партнеры эффективно сотрудничают на бла­го потребителя. Вследствие инфляции и недостаточно хорошего функционирования системы предприятия имеют большие проблемы с оплатой товаров или осуществлением инвестиций. В отношении же гарантий по договорам решающую роль играют загруженные делами суды и недостаточно полные или противоречивые законы.

Смягчить влияние этих трудностей для торговых предприятий могут помочь различные формы их кооперации. Под формами кооперационных объединений понимаются различные возможности для предприятий оказывать друг другу поддержку при решении различных производственных проблем, не отменяя конкуренции. Данные кооперационные объединения в западной рыночной экономике зарекомендовали себя как эффективное решение существующих проблем. [3]

Разумеется, этот опыт не может быть просто пере­несен, он должен быть адаптирован к российским условиям и развит в первую очередь по инициативе российских торговых предприятий.

Под кооперацией понимается сотрудничество двух или не­скольких самостоятельных предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности. Кооперационное объединение должно создаваться с целью более эффективного решения производственных задач, чем это возможно на индивидуальной основе. Основными сферами кооперации торговых предприятий могут стать:

-         закупочная кооперация (например, в сфере закупки товаров, финан­сирования, приобретения производственных помещений, привлече­ния производственных помещений, привлечения персонала);

-         кооперация в сфере транспортного и складского хозяйства;

-         сбытовая кооперация (например, в области ценовой политики, ус­ловий закупки, политики ассортимента, организации сбыта, форми­рования путей сбыта, рекламы или сервиса);

-         управленческая кооперация.

В зависимости от партнеров по кооперации выделяются следующие ее виды:

1.      Горизонтальная кооперация - наблюдается там, где сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени (на­ пример, несколько производителей, сбытовых предприятий оптовой торговли или несколько предприятий розничной торговли).

2.      Вертикальная кооперация - имеет место, когда предприятия не­ скольких хозяйственных ступеней работают вместе (например, производители и оптовая торговля, производители и розничная тор­говля).

Если оптовая торговля хочет утвердиться по отношению к сво­ему поставщику или покупателю, то она сама должна стать участни­ком горизонтальной кооперации в сфере закупки или сбыта (рис.).

Оптовая торговля

Закупочные кооперативы

 

Кооперация предприятий торговли в сфере сбыта

Кооперация по ассорти­менту

 

 

 

Закупочная контора

 

Объединения по месту нахождения

 

 

Объединение с целью рекламы

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ