|
||||
Основные положения данной стратегии управления торговой сферой муниципальных структур могут получить свое отражение в бизнес-плане развития торговой сферы муниципальных структур. Необходимость данного документа связана с тем, что в современных экономических условиях торговые предприятия не могут самостоятельно обеспечивать свое стратегическое развитие только за счет внутренних финансовых ресурсов, и привлекают для этого значительный объем внешнего финансирования, особенно на инвестиционные цели. В то же время любой крупный инвестор должен иметь четкое представление о стратегии бизнеса: - его масштабах и формах, - важнейших показателях маркетинговой, экономической и финансовой деятельности; - объеме финансовых ресурсов, связанных с реализацией стратегии, и сроках возврата инвестиций; - рисках, связанных с реализацией стратегии развития торговой сферы муниципальных структур и других характеристиках торговой деятельности. Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая носит унифицированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Можно предложить структуру бизнес-плана для торговой сферы муниципальных структур, которая содержит следующие основные разделы: Краткая характеристика проекта стратегического развития торговой сферы муниципальных структур. 1. Организационные формы функционирования торговых предприятий и их структурных единиц. 2. Анализ и прогноз конъюнктуры потребительского рынка. 3. Планируемые объемы и состав товарооборота. 4. Планируемая номенклатура дополнительных торговых услуг покупателям. 5. Обеспеченность товарооборота и торговых услуг материальными и трудовыми ресурсами. 6. Финансовый план и стратегия финансирования. 7. Оценка рисков и формы их страхования. 8. Схема управления реализацией проекта. Разработка бизнес-план дает возможность как работникам органов управления торговой сферой муниципальных структур, так и предполагаемым инвесторам, всесторонне оценить результативность избранной стратегии управления торговой сферой муниципальных структур и ее экономическую эффективность. Таким образом, объектом управления местных органов управления должна стать, в данном случае, именно сфера торговли муниципальных структур, в числе прочих направлений их деятельности. Необходимость столь пристального внимания к ней со стороны муниципальных властей обусловлена ее исключительной ролью в обеспечении удовлетворения потребностей местного населения путем доведения всей массы товаров народного потребления от производителей до потребителей. При формировании же системы муниципального управления торговой сферой, по моему мнению, должны быть учтены: во-первых, специфика отрасли как посредника в товародвижении, во-вторых, принципы
местного самоуправления и, естественно, особенности текущего периода развития российской
экономики. 2.1 СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР
Понятно, что состояние потребительского рынка является отражением ситуации, сложившейся в промышленности, сельском хозяйстве, социальной и финансовой сферах, экономике в целом. В условиях все большей экономической самостоятельности территорий, расширения их компетенции, проблемы развития инфраструктуры рынка и направленность их на нужды конкретного человека зависят во многом от осуществляемой социально - экономической политики на местах. Занимая ведущее место в системе рыночных отношений, местный потребительский рынок предоставляет населению предложение в виде объемов товаров и услуг, основу которых составляют услуги производственного и бытового характера, продукты питания, товары повседневного спроса, промышленные товары среднего срока службы, а также технически сложные изделия длительного пользования. Эти услуги и товарные группы предопределяют конъюнктуру рынка, равновесие спроса и предложения. На местном рынке товаров формируются сложные цепочки связей и зависимостей, надежностью которых во многом определяется жизнеспособность и действенность в целом системы. К важнейшим из них можно отнести: денежные доходы населения (платежеспособный спрос, предложение по объему, структуре и качеству товаров и услуг) и товарооборот (товарное обеспечение, производство услуг, кассовые поступления наличных денег - наличные деньги в банках - денежные доходы населения). Все элементы в каждой цепочке взаимосвязаны и малейшее нарушение их количественных или качественных параметров ведет к определенным диспропорциям. Поэтому представление о местном рынке как о простой сумме торговых предприятий далеки от правильного понимания сложных процессов его формирования. Торговля по своему назначению является замыкающей цепью в процессе распределения товаров и заключается в предоставлении необходимых услуг потребителю. Сфера торговли - это одна из составных частей товарного потребительского рынка и рассматривается как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом торговля обладает рядом особенностей, среди которых можно выделить: высокий динамизм, Кроме того, успешное вхождение торговли в новые хозяйственные условия предопределялось рядом экономических предпосылок: - в торговле действует большое количество предприятий, - предприятия торговли не занимают монопольного положения на потребительском рынке, поэтому в отличие от материального производства других отраслей, в этой сфере достаточно динамично создаются условия для свободной конкуренции между производителями услуг; - в торговой сфере имелся определенный опыт работы с населением с учетом изменяющегося потребительского спроса, в связи с тем, что процесс торгового обслуживания всегда связан с реализацией товара потребителям; - в сфере торговли уже давно имелся довольно значительный сектор, функционирующий на рыночных принципах (кооперативы, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность). Происходящие в последние годы экономические преобразования наиболее контрастно проявились в торговле. Бурное развитие частной формы собственности, увеличение объемов продаж товаров на вещевых и смешанных рынках, опережающий рост потребительских цен на товары и услуги по сравнению с ростом денежных доходов большинства населения оказали заметное влияние на структуру розничного товарооборота. После издания Указа Президента РФ «О свободе торговли» широкое развитие в области получила торговля потребительскими товарами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В настоящее время вещевые и смешанные рынки организованы практически во всех районах области. В основном здесь покупаются непродовольственные товары (более 70 % его оборота). С рук население приобретает 77 % всего объема покупок одежды, 64 - трикотажных изделий, 54 - кожаной обуви, 35 - мяса и птицы, 31 - масла животного, 20 - масла растительного, 43 - картофеля, 41 - овощей и 49 % фруктов. В современных условиях торговля на неорганизованном рынке стала не только дополнительным источником поступления товаров, но и индикатором спроса населения. Рынок более гибко реагирует на изменение спроса и, соответственно, цен. По большинству товаров цены на рынке ниже, чем на торговых предприятиях, поскольку рыночные торговцы в основном приобретают товар по цене производителей и не делают множества наценок торгующих организаций. При росте количественных изменений в неформальном секторе торговли происходят и качественные его преобразования. Так, если ранее неформальный рынок существовал за счет перепродажи дефицитных товаров по завышенным ценам, то сейчас эта широкая сеть частных лиц представляет разнообразную гамму товарного ассортимента отечественных и зарубежных производителей. Значительно повысились требования к качеству товаров. Если сначала вещевые рынки были полностью затоварены низкосортной продукцией Китая, Гонконга, Турции, то сегодня населению предлагается более дорогой и качественный товар. География поставок товаров расширилась, появились товары США, Франции, Италии, Германии. Таким образом, торговля на вещевых рынках стала не только дополнительным источником товарных ресурсов, но и чутким индикатором спроса населения. Однако «уличная» торговля имеет свои «плюсы» и «минусы». Прежде всего, она позволила отечественным производителям продать свой товар, минуя посредников. В определенной мере эта форма торговли является средством социальной самозащиты населения, позволяющей большей его части самому себя материально защищать. Справившись с некоторыми проблемами, «уличная» торговля сама породила целый ряд новых, в котором одной из наиболее острых является правовая защищенность потребителей от негативных моментов сферы торговли (обман покупателя, торговля некачественными товарами и т.п.). Другой проблемой явилось обеспечение товарами многочисленной торговой сети. Одним из «рецептов» решения данной проблемы оказалось создание специализированных мелкооптовых торговых рынков. Смысл организации подобных структур заключается в сокращении большого количества посредников, обеспечении технических условий для транспортировки, хранения и продажи товаров. По многим товарным группам импортные изделия представлены большим ассортиментом по сравнению с отечественным. Это, в первую очередь, бытовая и радиоэлектронная аппаратура, многие виды электробытовых приборов, одежды и обуви, табачных и парфюмерно-косметических изделий. Обследование наличия в продаже импортных товаров показало, что больше половины масла растительного, сыра, макаронных изделий, мясных консервов, плащей, курток, обуви, брюк и верхних мужских сорочек, платьев и блузок для женщин, холодильников и видеомагнитофонов, предлагаемых торговой сетью области - импортные. Около 50 % опрошенных продавцов отметили, что торговать импортными товарами выгодно, так как их легче закупать (практикуется оплата по мере реализации товара), 30 % - считает, что импортные товары быстрее реализуются, к тому же импортные продовольственные товары имеют более длительный срок хранения (19 %). Большинство импортных товаров поступает из европейских стран (75 % продавцов), как правило, это товары высокого качества. Вместе с тем, более 20 % респондентов предпочитают заниматься реализацией товаров из Китая, Кореи и Гонконга по причине более низких цен и большого объема предложений. Около 38 % опрошенных работников торговли реализуют в основном импортные товары текущего пользования (одежда, обувь и т.п.), 31 % - продовольственные товары, 19 % - непродовольственные товары длительного пользования, 12 % - алкогольные напитки и табачные изделия. Основным источником поступления импортных товаров для 94 % продавцов являются коммерческие структуры.
Таблица . Результаты опроса руководителей торговых предприятий (в процентах) | ||||
Показатели
|
Продовольственные товары
|
Непродовольственные товары
|
||
1999 г.
|
2000 г.
|
1999 г.
|
2000 г.
|
|
Импортные товарные Ресурсы |
|
|||
100
|
100
|
100
|
100
|
|
Из них поступило от:
|
|
|||
- государственных структур
|
8
|
-
|
20
|
-
|
- коммерческих структур
|
75
|
100
|
70
|
89
|
- частных лиц
|
17
|
-
|
10
|
11
|
Опрошенные работники торговли (50 %) считают, что объемы торговли импортными товарами останутся в ближайшее время на том же уровне. Среди факторов, препятствующих расширению торговли импортными товарами, 69 % опрошенных отметили недостаток собственных оборотных средств, 19 % - высокие таможенные пошлины.
По-прежнему острой остается проблема пресечения контрабанды. Контрабандным путем завозятся многие некачественные товары (табачные изделия, алкогольная продукция, продукты питания, радиоаппаратура и т.п.). Кроме того, такая «конкуренция» ставит в экономически не выгодные условия местных производителей и добросовестных предпринимателей. В период становления рыночной экономики потребительский рынок развивается в направлении опережающего расширения торгового сектора экономики, увеличения числа торговых предприятий различных форм собственности.
Российские торговые предприятия, как отмечалось, сталкиваются с множеством экономических проблем. Наряду с такими сложными проблемами как закупка, транспортировка, хранение товаров, их финансирование, следует назвать также проблему заключения, осуществления и контроля договоров. Кроме того, существует множество организационных и технических задач, с которыми отдельные торговые предприятия часто не справляются. Объясняются эти трудности, на мой взгляд, в первую очередь тем, что во время перехода от плановой экономики к рыночной старые структуры были ликвидированы или они продолжают существовать, но не функционируют, и вместо них сразу не сформировались или не были созданы новые. Так, это проявилось в закупочной деятельности в том, что на смену иерархическим отношениям поставок между производителями, оптовой и розничной торговлей в рамках государственных торговых организаций еще не пришел функционирующий рынок, в условиях которого партнеры эффективно сотрудничают на благо потребителя. Вследствие инфляции и недостаточно хорошего функционирования системы предприятия имеют большие проблемы с оплатой товаров или осуществлением инвестиций. В отношении же гарантий по договорам решающую роль играют загруженные делами суды и недостаточно полные или противоречивые законы.
Смягчить влияние этих трудностей для торговых предприятий могут помочь различные формы их кооперации. Под формами кооперационных объединений понимаются различные возможности для предприятий оказывать друг другу поддержку при решении различных производственных проблем, не отменяя конкуренции. Данные кооперационные объединения в западной рыночной экономике зарекомендовали себя как эффективное решение существующих проблем. [3]
Разумеется, этот опыт не может быть просто перенесен, он должен быть адаптирован к российским условиям и развит в первую очередь по инициативе российских торговых предприятий.
Под кооперацией понимается сотрудничество двух или нескольких самостоятельных предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности. Кооперационное объединение должно создаваться с целью более эффективного решения производственных задач, чем это возможно на индивидуальной основе. Основными сферами кооперации торговых предприятий могут стать:
- закупочная кооперация (например, в сфере закупки товаров, финансирования, приобретения производственных помещений, привлечения производственных помещений, привлечения персонала);
- кооперация в сфере транспортного и складского хозяйства;
- сбытовая кооперация (например, в области ценовой политики, условий закупки, политики ассортимента, организации сбыта, формирования путей сбыта, рекламы или сервиса);
- управленческая кооперация.
В зависимости от партнеров по кооперации выделяются следующие ее виды:
1. Горизонтальная кооперация - наблюдается там, где сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени (на пример, несколько производителей, сбытовых предприятий оптовой торговли или несколько предприятий розничной торговли).
2. Вертикальная кооперация - имеет место, когда предприятия не скольких хозяйственных ступеней работают вместе (например, производители и оптовая торговля, производители и розничная торговля).
Если оптовая торговля хочет утвердиться по отношению к своему поставщику или покупателю, то она сама должна стать участником горизонтальной кооперации в сфере закупки или сбыта (рис.).
Оптовая торговля
Закупочные кооперативы
Кооперация предприятий торговли в сфере сбыта
Кооперация по ассортименту
Закупочная контора
Объединения по месту нахождения
Объединение с целью рекламы