Эмиссия ценных бумаг
Эмиссия ценных бумаг
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………..…..…… 6
1. Общие положения об эмиссии
ценных бумаг.
1.1 Понятие и
сущность эмиссии ценных бумаг …………………………………....10
1.2 Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования
эмиссии ценных
бумаг ………………………………………………………………………………………… 20
1.3 Понятие, правовая природа и виды акций
………………………………………....24
1.4 Понятие, правовая природа и виды
облигаций……………………………………..34
2. Процедура эмиссии ценных
бумаг.
2.1 Принятие
решения о размещении ценных бумаг ……………………………….….41
2.2 Утверждение
решения о выпуске (дополнительном
выпуске) ценных бумаг
…………………………………………………………………....48
2.3
Государственная регистрация выпуска
(дополнительного
выпуска) ценных бумаг………………………………………………49
2.4 Размещение
ценных бумаг ……………………………………………………. ………64
2.5
Государственная регистрация отчета об итогах выпуска
(дополнительного
выпуска) ценных бумаг………………………………………….……73
3. Виды эмиссий ценных бумаг
3.1 Эмиссия
акций, размещаемых при учреждении
акционерного общества ………………………………………………………………….. 78
3.2 Эмиссия дополнительных акций акционерного
общества,
размещаемых путем распределения среди акционеров
…………………………….. ..81
3.3 Эмиссия акций, размещаемых путем конвертации
при изменении номинальной стоимости, при
изменении прав, при консолидации и дроблении
…………………………………… ..89
3.4 Эмиссия ценных бумаг, размещаемых путем подписки
…………………………..95
3.5 Эмиссия ценных бумаг, размещаемых путем
конвертации в них конвертируемых ценных бумаг
………………………………… 108
3.6 Эмиссия ценных бумаг при реорганизации юридических
лиц …………………111
3.7 Эмиссия ценных бумаг иностранных эмитентов в РФ
…………………………..122
Заключение ………………………………………………………………..….. ……..126
Список литературы ……………………………………………………………….129
Введение
Актуальность
темы. В
настоящее время одной из важнейших проблем становления экономики в России
является формирование рынка ценных бумаг. Международный опыт показывает, что в
условиях рыночных отношений ценные бумаги выступают действенным механизмом
распределения, перераспределения, а также аккумуляции временно свободных денежных
средств и их направления в форме инвестиций в промышленное производство, торговлю
или сферу услуг. Таким образом, рынок ценных бумаг является неотъемлемой
составляющей системы функционирования механизма рыночной экономики.
В рыночных
отношениях ценные бумаги выполняют ряд важных функций. На уровне
макроэкономики рынок ценных бумаг создает условия для перелива капиталов,
структурных преобразований экономики. Микроэкономический аспект ценных бумаг
заключается в том, что они являются средством получения дохода, выполняют
функцию удовлетворения имущественных интересов граждан и юридических лиц. Наряду
с кредитованием, ценные бумаги выступают одним из основных способов привлечения
инвестиций.
В соответствии со
сложившейся мировой практикой рынок ценных бумаг регулируется государством.
Процесс формирования системы правовых и организационных механизмов регулирования
рынка ценных бумаг в России начался сравнительно недавно.
В юридической
литературе ценные бумаги, их правовое положение являются предметом дискуссии и публикаций
многих современных ученых.
Благодаря работам
Алдохина С.Г., Жданова Д.В., Ломакина Д.В., Редъкина И.В., Синенко
А.Ю., Шевченко Г.Н. и других отечественных цивилистов
сформировалась качественно новая юридическая дисциплина – правовое
регулирование рынка ценных бумаг. Их труды стали достойным продолжением
теоретических изысканий правоведов начала 20 века – Г.В. Шершеневича Г.Ф. и О.С. Иоффе.
Однако, несмотря
на возросший интерес к проблемам, посвященным
ценным бумагам, вопросы правового обеспечения эмиссии корпоративных
ценных бумаг до последнего времени не освещались в полном объеме и не привлекали
должного внимания исследователей. Между тем, именно на этом этапе закладываются
основы будущих правоотношений, связанных с
размещением и обращением ценных бумаг,
затрагивающие интересы широкого круга граждан и юридических лиц.
Законность осуществления эмиссионного процесса «служит основой для совершения
дальнейших сделок по их обращению и правовой гарантией реализации и защиты
прав, удостоверенных эмиссионной ценной бумагой»[1].
Современные
исследования посвящены главным образом общим вопросам теории ценных бумаг,
проблемам функционирования рынка ценных бумаг, осуществления и защиты прав их
владельцев. Наибольшее внимание уделяется правовому регулированию обращения
неэмиссионных (товарных) ценных бумаг (вексель, чек, коносамент).
В юридической литературе сложилось разделение эмиссионных ценных бумаг
на две группы[2]:
·
государственные (муниципальные) эмиссионные ценные
бумаги;
·
корпоративные
эмиссионные ценные бумагами.
В основу такого разделения положен вид эмитента[3]. Ценные
бумаги первой группы эмитируются публичными образованиями (Российской Федерацией,
ее субъектами и муниципальными образованиями). К эмитентам ценных бумаг второй
группы относятся коммерческие организации (преимущественно хозяйственные товарищества и
общества), а также в случаях, установленных
законом, иными ненормативными актами, и некоммерческие организации[4].
Объектом данного исследования являются общественные правоотношения,
складывающиеся в сфере правового регулирования эмиссии ценных бумаг.
Предметом исследования являются различные виды
ценных бумаг, их особенности, содержание, а также основные направления гражданско-правового
регулирования их выпуска и оборота.
Основная цель исследования состоит в
гражданско-правовом анализе проблем, связанных с понятием и содержанием ценных
бумаг, а также рассмотрением вопросов правового регулирования их выпуска
(эмиссии).
Для раскрытия
темы автором дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- обозначить основные проблемы защиты прав инвесторов в ходе осуществления
эмиссии ценных бумаг;
- рассмотреть
правоотношения, возникающие по поводу только эмиссионных
корпоративных ценных бумаг[5];
- исследовать
правовую природу, сущность и значение эмиссии корпоративных ценных
бумаг;
- рассмотреть
особенности эмиссии наиболее массовых корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций);
- проанализировать
законодательство о рынке ценных бумаг.
Источником работы являются нормативные акты России, судебная практика, а
также научные труды российских авторов, в том числе вышеуказанных.
Научная ценность работы. Изучение правовых аспектов
регулирования эмиссии корпоративных ценных бумаг необходимо для
совершенствования законодательства, установления единообразной
правоприменительной (в том числе судебной) практики. Четкая нормативная
регламентация эмиссии, дальнейшее развитие законодательства в этой сфере, эффективная
защита прав инвесторов - все это необходимые условия снижения рисков,
свойственных рынку эмиссионных ценных бумаг, а также расширения практики финансирования
отечественных предприятий за счет эмиссии путем привлечения временно свободных
денежных средств (иного имущества) юридических лиц и граждан.
Эмиссионные
ценные бумаги составляют подавляющее большинство обращающихся в РФ ценных
бумаг. Всего по разным оценкам в РФ из 2,6
млн. юридических лиц более половины имеют организационно правовую форму акционерного общества[6].
Необходимо отметить, что в настоящее время к ценным бумагам возрос
интерес отечественных предпринимателей, которых интересует процесс привлечения дополнительных
капиталов путем эмиссии корпоративных облигаций.
В российском
законодательстве сформировался особый комплекс нормативных актов различного
уровня, регламентирующих эмиссию ценных бумаг. Данные акты не всегда последовательны,
содержат пробелы, противоречия и требуют своего совершенствования. Формирующаяся
при этом судебная практика не всегда одинакова. Необходимость ее единообразного
толкования является важным условием защиты прав и законных интересов владельцев
эмиссионных ценных бумаг.
Многочисленные
конфликтные ситуации в ходе эмиссии являются предметом судебных разбирательств
и широко обсуждаются в средствах массовой информации. Это свидетельствует о
недостаточности защиты прав инвесторов и о повышенном общественном внимании к
экономическим и социальным последствиям эмиссии ценных бумаг.
I. Общие положения об эмиссии ценных бумаг
1.1
Понятие и сущность эмиссии ценных бумаг
Под эмиссией (от латинского emissio - выпуск)
понимается выпуск
в обращение денег и ценных бумаг, осуществляемый государством или под его контролем. Данное определение имеет
общий характер, однако точно формулирует наиболее важные черты эмиссии.
Результатом эмиссии является поступление ценных бумаг в обращение. Данное определение
не делает различий между группами ценных бумаг.
Однако, как будет обосновано ниже, в результате эмиссии в обращение
могут поступать только эмиссионные ценные бумаги.
В Российской Федерации (далее РФ) выделение эмиссионных ценных бумаг в отдельную,
самостоятельную группу произошло с принятием Федерального закона (далее ФЗ) «О
рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ. Это указывает на новый этап развития
современного законодательства, регулирующего российский фондовый рынок.
Согласно статье 2 указанного закона
эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, характеризуется следующими
признаками:
·
закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению,
уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы
и порядка;
·
размещается
выпусками;
·
имеет
равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости
от времени приобретения ценной бумаги.
Таким образом, в отличие от неэмиссионных ценных бумаг (например,
таких как вексель), опосредующих правоотношения индивидуального характера,
эмитент эмиссионных ценных бумаг вступает в однородные отношения с большим
количеством кредиторов.
Размещение эмиссионных ценных бумаг выпусками является наиболее характерным их
признаком. Под выпуском ценных бумаг согласно
статье 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» понимается совокупность ценных бумаг
одного выпуска, которые обеспечивают одновременно одинаковый объем прав
владельцев и равные условия эмиссии (первичного размещения). Указанное
определение сформулировано императивно.
Однако законодательству известны по крайней мере три случая правомерного предоставления неравных условий размещения
(ст. 24 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Поэтому
было бы более корректно сформулировать определение выпуска, употребив условную
конструкцию нормы в отношении равных условий размещения - «если иное не предусмотрено законом».
Два основных элемента выпуска ценных бумаг - одинаковые права владельцев
в пределах одного выпуска и равные условия первичного размещения, - дополнены еще одним,
предусмотренным ст. 16 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно этой статье эмиссионные ценные бумаги с одним государственным
регистрационным выпуском эмитируются
в одной форме.
ФЗ «О рынке
ценных бумаг» прямо относит к эмиссионным
ценным бумагам только акции и облигации. Помимо этого указанный закон
устанавливает правило, согласно которому любые имущественные и неимущественные
права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от
их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения
и обращения соответствуют совокупности легальных признаков эмиссионной ценной бумаги.
Согласно этому правилу к эмиссионным ценным бумагам дополнительно могут быть отнесены
следующие: жилищный сертификат, опционное
свидетельство и пай инвестиционного паевого фонда. Признаки этих ценных бумаг соответствуют требованиям,
установленным ст. 2 ФЗ «О рынке
ценных бумаг» к эмиссионным ценным бумагам. В настоящей работе будут
рассмотрены особенности эмиссии акций и облигаций.
В научной
литературе высказывались несколько основных точек зрения на понятие «эмиссия
ценных бумаг».
Так, М.И Брагинский рассматривает эмиссию как одностороннюю сделку, в
отличие от договора: «Договор... представляет собой двух или
многостороннюю сделку. В этом качестве договор противостоит односторонним сделкам,
примерами которых могут быть, в частности, и эмиссия ценных бумаг, и завещание,
и разнарядка покупателя или поставщика. Все
эти сделки относятся к числу односторонних, поскольку для их совершения в
соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной
стороны...»[7].
Другой позиции
придерживается И.В. Редькин. По его мнению, эмиссия
ценных бумаг с юридической точки зрения представляет собой совокупность одно- и
многосторонних сделок, а также административных актов, совершаемых в
предписываемой законодательством форме и последовательности (процедура эмиссии),
объединенных общим намерением эмитента выпустить ценные бумаги в
обращение[8].
Такое понимание эмиссии ценных бумаг поддерживает и А.Ю. Синенко[9]. По его мнению, оно
сформировано в соответствии со смыслом легального
определения ФЗ «О рынке ценных бумаг», согласно ст. 2 которого эмиссия ценных бумаг — установленная законом
последовательность действия эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Он соглашается с квалификацией
эмиссии ценных бумаг как процесса возникновения особой совокупности
юридических фактов, объединенных одной целью.
В обоснование представленной позиции приводится следующий аргумент: одним из
этапов процедуры эмиссии ценных бумаг является их размещение. В соответствии со
ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» размещение - это отчуждение эмитентом ценных бумаг первым владельцам путем заключения
гражданско-правовых сделок. Поскольку указано на участие в таких сделках
по крайней мере двух субъектов правоотношений - эмитента и первых владельцев
ценных бумаг, понятно, что в качестве сделок могут выступать только договоры.
Волеизъявления одной стороны для реализации эмиссии ценных бумаг недостаточно.
Следовательно, понимание эмиссии ценных бумаг как односторонней сделки не соответствует
законодательному определению этого термина.
Ст. 19 и последующие статьи ФЗ «О рынке ценных бумаг» термин «эмиссия
ценных бумаг» наполняют несколько иным содержанием, чем это предусмотрено
статьей 2 указанного закона. Отличие состоит главным образом в расширении субъектов,
участвующих в процессе эмиссии, а также содержании осуществляемых ими действий. Так, по смыслу ст. 19 размещение ценных
бумаг - это не единственное действие эмитента, а только один из этапов
эмиссии, в осуществлении которого могут принимать участие наряду с эмитентом иные лица (андеррайтеры, приобретатели ценных
бумаг). Реализация таких этапов процедуры эмиссии, как «государственная
регистрация выпуска ценных бумаг» или
«регистрация отчета об итогах выпуска» невозможна без участия
государственных регистрирующих органов.
Вышеприведенные
доводы указывают на несовершенство легального понятия «эмиссия ценных бумаг»,
предусмотренного ст. 2 ФЗ «О рынке ценных
бумаг».
Эмиссия ценных
бумаг состоит из определенной совокупности юридических
фактов. Для настоящей работы важным является их квалификация. Часть фактов, составляющих эмиссию, уже упоминалась:
одно- и многосторонние сделки, а также административные акты. Первые совершаются главным образом на этапе
размещения ценных бумаг, опосредуя процесс их отчуждения. К
административным актам принято относить
властные решения государственных органов управления (в процессе эмиссии
это - решение о регистрации выпуска ценных бумаг,
а также отчета об итогах их размещения).
Представляется, что перечень юридических фактов, составляющих эмиссию
ценных бумаг, должен быть расширен. В ходе эмиссии эмитент осуществляет
действия, правовое содержание которых не позволяет однозначно
квалифицировать их как сделки или административные акты. К таким действиям, прежде всего
следует отнести принятие органом управления
эмитента решений об увеличении уставного капитала, о выпуске ценных бумаг или
об утверждении отчета об итогах выпуска. В литературе было высказано
мнение о том, что подобные акты (на примере решения о выпуске ценных бумаг)
являются односторонними сделками[10].
Автор этой позиции не приводит ее обоснования. Синенко А.Ю. полагает, что такой вывод неочевиден[11]. Каждая
односторонняя сделка неизбежно связана либо с приобретением
субъективного права другими лицами, либо с такими изменениями в правовой сфере,
которые, как указывает С.С. Алексеев, являются юридическими обязанностями для других лиц[12].
В качестве сделки (если такое предположение допустить) решение
органа управления эмитента может относится только к такому виду
односторонних сделок как односторонне-управомочивающие. Посредством
односторонне-правомочивающих сделок, подчеркивает С.С. Алексеев, лицо
обязывает самого себя, предоставляя тем самым другому лицу определенное
субъективное право[13].
Выделяют еще один вид односторонних сделок - односторонне-обязывающих, совершение
которых влечет правовые изменения, связывающие другое лицо, двоякого характера: возложение на него обязанности, а также прекращение или умаление его прав. По мнению Б.Б.
Черепахина, такие последствия могут возникнуть с согласия самого лица,
на основании правовой нормы или уже существующего правоотношения между лицами[14]. В современном законодательстве
данное положение нашло отражение в статье 155 Гражданского кодекса[15] РФ: односторонняя сделка может
создавать обязанности для других лиц лишь в случаях,
установленных законом либо соглашением с этим лицом. В этом
проявляются общие черты диспозитивного метода правового регулирования гражданско-правовых отношений: односторонняя сделка лишь
тогда дает юридический эффект, когда для этого есть специальное правовое
основание, - подводит итог С.С. Алексеев[16].
Из всего вышесказанного следует вывод: для придания решению об
увеличении уставного капитала (иным решениям органов управления эмитента)
правового статуса односторонней сделки законодателю следовало прямо закрепить возникающие
при этом гражданские права и обязанности
лиц.
Решения органов управления эмитента не могут быть отнесены и к административным актам.
Эмитент не является органом государственного
управления. Принимая то или иное решение, он оформляет условия эмиссии ценных бумаг, создает основания для
последующих действий по ее реализации или утверждает итоги эмиссии.
К иным действиям, не являющимся сделками или административными
актами следует отнести изготовление сертификатов ценных бумаг, а также раскрытие информации в
ходе эмиссии.
Изготовление сертификатов выделяется законом в самостоятельный
этап процедуры эмиссии документарных ценных бумаг и является скорее всего одновременно
результатом оказания услуг и предметом соответствующего
договора. Появление сертификатов ценных бумаг в вещественной форме не
влечет для эмитента или третьих лиц возникновения,
изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. Следовательно, нет оснований приравнивать
изготовление сертификатов к односторонней сделке, как это делает Л.Р. Юлдашбаева[17].
Значительно больший интерес имеет правовая природа действий эмитента по раскрытию
информации в ходе эмиссии ценных бумаг. Как самостоятельный этап процедуры
эмиссии раскрытие информации предусмотрено только для случаев регистрации
проспекта эмиссии. Хотя и остальные варианты эмиссии сопровождаются раскрытием значительного объема информации. Действия по
раскрытию информации не являются,
конечно, сделками или административными актами, но должны рассматриваться как исполнение возложенной законом
на эмитента особой юридической обязанности.
Установление
такой обязанности обусловлено принципом информационной прозрачности рынка
ценных бумаг, соблюдение которого является, по мнению Конституционного суда РФ,
важнейшей гарантией защиты прав владельцев ценных бумаг и инвесторов, вкладывающих
средства в ценные бумаги[18].
Помимо этого, обеспечение доступности
сведений об эмитенте и его ценных бумагах для всех заинтересованных лиц позволяет формировать справедливые рыночные
цены, принимать взвешенные и обоснованные инвестиционные решения.
Вышеуказанные
юридические факты, а именно: решения органов управления юридического лица,
связанные с эмиссией ценных бумаг; изготовление сертификатов документарных
ценных бумаг, раскрытие информации являются
составными элементами содержания эмиссии ценных бумаг. Для уточнения понятия «эмиссия ценных бумаг» все эти юридические факты можно определить как
организационно-распорядительные действия эмитента или третьих лиц. В
ходе эмиссии эмитент или иные лица совершают множество и иных фактических действий, необходимых для осуществления эмиссии ценных
бумаг. Например, изготовление документов, процесс их согласования или
исправления и т.д. Эти действия не имеют самостоятельного юридического
значения, выполняют роль технических условий. Однако данные действия наряду с
гражданско-правовыми сделками и административными актами образуют эмиссию
ценных бумаг.
Содержание эмиссии ценных бумаг представляет собой фактический
состав - систему юридических фактов, необходимых для наступления правовых
последствий - возникновения, изменения, прекращения правоотношения[19]. О.С.
Иоффе отмечал, что для возникновения некоторых гражданских правоотношений недостаточно
какого-либо единичного юридического факта, а требуется наступление их известной
совокупности, которую обычно называют фактическим составом или юридическим основанием (титулом) права[20].
Для достижения целей эмиссии требуется возникновение последовательности
целого ряда юридических фактов - гражданско-правовых сделок, административных
актов, организационно-распорядительных действий. В основе каждого выпуска
ценных бумаг лежит сложный фактический состав, элементы которого накапливаются
в строго определенной последовательности[21]. Для того чтобы эмиссия ценных бумаг
считалась завершенной необходимо наличие всех юридических фактов ее
составляющих. В противном случае, эмиссия ценных бумаг не повлечет желаемых
юридических последствий. В отношении незавершенных фактических составов О.А.
Красавчиков писал: «...юридические последствия наступают только при наличии
всех юридических фактов соответствующего юридического состава. Созданная
отдельными юридическими фактами незавершенного состава возможность движения конкретного
правоотношения сама по себе, как и факты ее создающие, юридического значения не
имеет»[22].
Важную роль в процессе эмиссии играют сроки, отдельный вид юридических
фактов. По мнению В.Б. Исакова, «сроки - такие юридические факты, которые могут
выступать только как элементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи
с ситуацией, с иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он
значим только как срок чего-либо»[23].
Так, в соответствии с требованиями статьи 25 ФЗ «О рынке ценных бумаг» не позднее 30 дней после завершения
размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий
орган. Не соблюдение данного срока является нарушением эмитентом в ходе эмиссии
требований законодательства РФ и может повлечь приостановление эмиссии или признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся
(статья 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава, как подчеркивает
В.Б. Исаков, необходимо не только наличие всех элементов - юридических фактов,
но и строгое соблюдение порядка их накопления
в фактическом составе[24].
Данный вывод справедлив в отношении эмиссии ценных бумаг. Все
составляющие ее процедуру юридические факты только в совокупности и строгой
последовательности могут привести к необходимому
результату - размещению выпуска ценных бумаг.
Хронологическая
последовательность и форма совершения действий
эмитента и иных лиц образуют процедуру эмиссии ценных бумаг. В свою очередь
процедура эмиссии подразделяется на отдельные этапы. Этап эмиссии - это
часть ее процедуры, состоящая из совокупности определенных действий эмитента и иных
лиц, объединенных одной характерной только для данного этапа целью[25].
Только при
соблюдении условия последовательности
совершения отдельных действий эмиссия ценных бумаг будет осуществляться
правомерно.
По мнению И.В.
Редькина в ходе эмиссии цель эмитента заключается
в выпуске в обращение ценных бумаг. ФЗ «О рынке ценных бумаг»
предусматривает два различных понятия: обращение ценных бумаг и размещение
ценных бумаг. Обращение ценных бумаг - это
заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
Размещение ценных бумаг — отчуждение ценных бумаг эмитентом их первым
владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
Сравнительный
анализ этих двух определений позволяет сделать вывод о том, что размещение
ценных бумаг является первичным, а их обращение - производным по отношению к
размещению. Кроме того, первые владельцы размещенных ценных бумаг вполне могут
не отчуждать их в дальнейшем иным субъектам
права. Размещение ценных бумаг не обязательно влечет их дальнейшее
обращение. Представляется более правильным утверждение о том, что цель эмитента
- разместить выпуск ценных бумаг, а не выпустить их в обращение.
Вместе с тем
конечным результатом осуществления эмиссии ценных бумаг, как правило, является привлечение
дополнительных инвестиционных средств, необходимых для расширенного
воспроизводства. Привлечение инвестиций - это лишь
внешний результат эмиссии и одновременно средство достижения более значимой цели. Сущность эмиссии ценных бумаг заключается в удовлетворении главным образом экономических
потребностей граждан и юридических лиц путем привлечения инвестиций.
Процедура
является формой осуществления эмиссии ценных бумаг, и вместе с этим - условием
и механизмом достижения ее цели.
Таким образом, суммируя все вышеприведенные доводы, можно сформулировать следующее
определение эмиссии ценных бумаг:
Эмиссия ценных бумаг - совокупность гражданско-правовых сделок,
административных актов и организационно-распорядительных действий (содержание
эмиссии), совершаемых эмитентом и иными лицами в предписываемой законом или
в порядке им установленном форме и последовательности (процедура эмиссии),
и направленных на размещение ценных бумаг, а в конечном счете — на удовлетворение
экономических потребностей граждан и юридических лиц.
1.2.
Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования эмиссии ценных
бумаг
Эмиссия ценных бумаг относится к сложным правовым явлениям и требует рассмотрения с
различных позиций. Только такой комплексный анализ позволит более полно выявить
ее природу и особенности правового регулирования. Эмиссия ценных бумаг – это особая
деятельность юридических лиц, совокупность правовых норм, регулирующих ее
осуществление и может рассматриваться в качестве одного из правовых институтов гражданского права.
Хотя, система
правовых норм, регулирующих отношения на рынке ценных бумаг, сформировалась в
России относительно недавно, в настоящее время уже можно говорить о
существовании нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие при
эмиссии ценных бумаг.
Целью
законодательного регулирования отношений в процессе размещения ценных бумаг
является, главным образом, детальная регламентация действий эмитента и иных лиц
в ходе эмиссии, а также создание правомерной модели их поведения. В этом
случае, правовое регулирование призвано минимизировать нарушения прав и
законных интересов участников на первичном рынке акций и облигаций, которые
могут привести участников отношений в заведомо невыгодное положение.
Эмиссия ценных
бумаг как особая деятельность эмитента осуществляется в соответствии с
требованиями нормативных актов РФ или в порядке ими установленном. Основные
положения и конкретные нормы права, регулирующие осуществление эмиссии ценных бумаг
содержатся в следующих нормативных актах различного уровня:
·
Конституция
РФ;
·
Законы
РСФСР и Федеральные законы;
·
иные нормативные акты - указы Президента РФ и
постановления Правительства РФ;
·
нормативные
акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Конституция РФ
является основой для правового регулирования, закрепляющей основные гражданские
права и свободы граждан и юридических лиц. Так,
поскольку эмиссия ценных бумаг есть проявление предпринимательской деятельности
коммерческих организаций,
первостепенное значение для этого института имеет 34 статья Конституции РФ. Данная статья провозглашает
право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не
запрещенной законом экономической деятельности. Согласно статье 35
Конституции РФ каждый вправе иметь имущество
в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как
единолично, так и совместно с другими лицами. Важное значение придается праву
судебной защиты прав и свобод (статья 46 Конституции РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|