Эмиссия ценных бумаг
Регистрирующий
орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного
выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его
государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения им документов и
магнитных носителей в соответствии с Стандартами[68].
Регистрирующий
орган вправе осуществлять проверку достоверности сведений, содержащихся в
проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной
регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае течение
срока, предусмотренного пунктом 2.4.9 Стандартов, может быть приостановлено на
время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
Регистрирующий
орган вправе запросить документы, необходимые для проверки достоверности
сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных
для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
На основании П.
2.4.11. Стандартов эмиссии регистрирующий орган вправе требовать от эмитента
внесения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или в
проспект ценных бумаг, а также иные документы, представленные для
государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг,
изменений и/или дополнений для приведения указанных документов в соответствие с
требованиями законодательства РФ и нормативных правовых актов федерального
органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Для исправления
допущенных нарушений регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных
бумаг.
Охранительная функция заключается в том, что государственная регистрация
выпуска ценных бумаг выполняет роль правового барьера недобросовестным
действиям участников эмиссионных отношений. В случае обнаружения регистрирующим
органом нарушений, предусмотренных ФЗ «О
рынке ценных бумаг», эмитенту может быть
отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Основания такого отказа предусмотрены статьей 21
указанного закона:
·
нарушение требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе
наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о
противоречии условий эмиссии и обращения
эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации;
·
несоответствие
представленных документов и состава содержащихся
в них сведений требованиям ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
·
внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных
бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных
бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности
(недостоверных сведений).
В соответствии со ст. 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг» отказ в
регистрации выпуска ценных бумаг является одной из форм
недобросовестной эмиссии ценных бумаг. Отказ в государственной регистрации
выпуска ценных бумаг выполняет роль превентивной охранительной меры,
обеспечивающей предотвращение нарушения прав инвесторов.
В связи с этим
следует еще один важный вывод: государственная регистрация выпуска ценных бумаг позволяет предотвратить или снизить
вероятность нарушения законодательства в ходе эмиссии, однако она
никогда не является полной гарантией их отсутствия. Факт государственной регистрации
выпуска не должен рассматриваться как особый знак надежности или высокой
ликвидности (стоимости) размещаемых ценных бумаг. Риск, связанный с возможным
неисполнением прав, удостоверенных ценной
бумагой, обусловлен экономической природой рынка ценных бумаг и остается
в любом случае, даже при условии государственной регистрации выпуска. Такой
подход еще раз подтверждает, что решение
инвестора о приобретении ценных бумаг не должно быть основано исключительно на
факте государственной регистрации их выпуска[69].
В любом случае инвестор должен следовать древнему латинскому выражению: Caveat emptor (покупатель
должен быть бдительным).
В случае принятия
решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного
выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты
принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление об
отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг,
содержащее основания отказа.
В соответствии с
П. 2.4.16. стандартов эмиссии решение об отказе в государственной регистрации
выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть принято регистрирующим
органом по следующим основаниям:
·
нарушение
эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие
в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии
условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии
условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;
·
несоответствие
документов, представленных для государственной регистрации выпуска
(дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг,
и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ "О рынке ценных
бумаг", Стандартов и иных нормативных правовых актов федерального органа
исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
·
непредставление
в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о
необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного
выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, либо исправленных
и/или дополненных документов;
·
несоответствие
финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных
бумаг, установленным требованиям;
·
внесение
в проспект ценных бумаг или решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных
бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации
выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности
(недостоверных сведений).
Так же перечислены
основания по которым не может быть осуществлена государственная регистрация
выпуска (дополнительного выпуска) акций.
П. 2.4.18.
стандартов эмиссии устанавливает обстоятельства, при которых не может быть
осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) облигаций.
Стандарты эмиссии
запрещают одновременно осуществлять государственную регистрация двух и более
выпусков (дополнительных выпусков) обыкновенных акций или двух и более выпусков
(дополнительных выпусков) привилегированных акций одного типа, за исключением
случаев одновременной государственной регистрации двух или более дополнительных
выпусков обыкновенных акций или двух или более дополнительных выпусков
привилегированных акций одного типа, размещаемых при реорганизации акционерных
обществ в форме присоединения[70].
При отказе в
государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг
представленные для государственной регистрации выпуска (дополнительного
выпуска) ценных бумаг документы не возвращаются.
Решение об отказе
в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг
может быть обжаловано в судебном порядке.
Основания отказа
в государственной регистрации выпуска ценных бумаг
заслуживают критики[71].
Общим замечанием для всех оснований
является их излишняя формальность,
что не соответствует целям государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг. Действительно,
практически любое нарушение требований законодательства РФ или обнаружение
любых недостоверных сведений может повлечь отказ в государственной регистрации выпуска, что само по себе уже
является существенным негативным последствием
для эмитента. Существующие основания отказа в регистрации сформулированы без
учета тяжести нарушения или значимости
недостоверных сведений для принятия потенциальным приобретателем ценных бумаг
инвестиционного решения. Данные основания необходимо пересмотреть и согласовать их с принципом соразмерности
правонарушения и мер воздействия, применяемых государством.
Кроме того, представляется излишним указание на какую-либо форму
вины эмитента по включению недостоверных сведений. Само по себе субъективное отношение
эмитента (а точнее, отношение его должностных лиц) к своим неправомерным
поступкам не должно быть существенным
элементом юридической квалификации действий эмитента в качестве
основания отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Акцент
должен быть сделан не на то, как относятся должностные лица эмитента к своим действиям, а на существенность характера и значимость недостоверной информации, на возможные
последствия для потенциальных
инвесторов.
Информационная
функция государственной регистрации выпуска ценных
бумаг обеспечивает публичность и доступность сведений. Любое заинтересованное
лицо вправе получить необходимую ему информацию о фактах государственной
регистрации выпуска ценных бумаг.
Государственная
регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг осуществляется
ФСФР.
Государственная
регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется
путем присвоения выпуску государственного регистрационного номера (ст. 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Порядок
присвоения указанных номеров утвержден распоряжением ФСФР России от 26 февраля 1997 г. № 61-р.[72] В
соответствии со статьей 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственный
регистрационный номер — цифровой
(буквенный, знаковый) код, идентифицирующий
конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 11 Положения о регистрирующих органах, осуществляющих
государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, утвержденного
постановлением ФСФР России от 4 марта 1997 г. № 11, каждый
регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных и аннулированных им
выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых
приостановлена или возобновлена. ФСФР России на основании данных,
представленных регистрирующими органами осуществляет ведение единого реестра
зарегистрированных и аннулированных им выпусков ценных бумаг, а также выпусков
ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена (пункт 13 указанного
Положения).
Информация о государственной регистрации выпуска ценных бумаг,
вносимая в упомянутые реестры, позволяет упорядочить сведения об
эмитентах и выпусках их ценных бумаг. В целях обеспечения раскрытия информации
Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке
ценных бумаг» обязывает соответствующий федеральный орган исполнительной власти вести
информационные базы данных, содержащие
сведения в том числе о зарегистрированных
выпусках ценных бумаг[73].
Фискальная функция эмиссии ценных бумаг находит свое проявление в
следующем. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной
регистрации выпуска предшествует уплата государственной пошлины.
Порядок ее уплаты установлен Налоговым Кодексом РФ. Плательщиком налога является эмитент ценных бумаг, выпуск
которых подлежит государственной
регистрации. Объект налогообложения — номинальная сумма выпуска ценных
бумаг, заявленная эмитентом.
Кроме этого, факт
регистрации выпуска ценных бумаг обусловливает
правомерность начала осуществления рекламы эмиссионных ценных бумаг. Так, ст. 36 ФЗ «О рынке ценных бумаг»
устанавливает запрет на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг, а также предусматривает
недействительность договоров на рекламу незарегистрированных выпусков
эмиссионных ценных бумаг.
Несколько иной
спектр юридических действий, запрещенных до момента государственной регистрации
выпуска ценных бумаг, предусмотрен в Федеральном законе «О защите прав и
законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». П. 1 ст. 5 этого закона
предусматривает запрет на публичное
размещение, рекламу и предложение в любой иной форме неограниченному
кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не
прошел государственную регистрацию.
В литературе было
высказано следующее мнение о последствиях государственной
регистрации выпуска ценных бумаг: эмиссионные ценные бумаги становятся
собственно ценными бумагами и объектами гражданских
прав лишь при условии государственной регистрации их выпуска[74]. По мнению А.Ю. Синенко такая
позиция представляется недостаточно обоснованной[75]. Он предлагает представить, что некое акционерное общество осуществило эмиссию акций без надлежащей
государственной регистрации их выпуска. Совершены все необходимые действия,
связанные с внесением приходных записей по лицевым счетам в реестре. Эмитент,
являясь в данных правоотношениях обязанным лицом, в этом случае вполне может
осуществлять исполнение прав, удостоверенных акциями. «Таким образом,
продолжает он, можно констатировать появление ценных бумаг как объектов гражданских
прав в отсутствии обязательного факта государственной регистрации выпуска».
Подводя итог
вышесказанному, можно утверждать, что в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственная регистрация
выпуска ценных бумаг является одним из условий правомерности их размещения, а
также иных последующих действий, связанных с эмиссий ценных бумаг. Такой
позиции придерживается, в частности, А.А.
Маковская, которая отмечает, что для эмиссионных ценных бумаг
необходимым условием их допуска в гражданский оборот является их регистрация в
установленном законом порядке[76].
2.4
Размещение ценных бумаг
Размещение ценных
бумаг является одним из наиболее важных этапов процедуры эмиссии. В
соответствии со статьей 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» под размещением эмиссионных
ценных бумаг понимается их отчуждение эмитентом первым владельцам путем
заключения гражданско-правовых сделок. Существенный элемент указанного определения - «отчуждение» свидетельствует
о следующих аспектах размещения ценных бумаг:
·
результатом заключения гражданско-правовых сделок
(главным образом договоров) в процессе размещения, а также реального исполнения
части обязательств данных сделок должно быть возникновение прав собственности
на ценные бумаги у первого приобретателя;
·
в
качестве гражданско-правовых договоров, заключаемых в процессе размещения, могут
выступать только те, которые опосредуют возникновение у первых приобретателей
прав собственности на ценные бумаги.
Для того чтобы ценная бумага считалась размещенной, недостаточно появления гражданско-правовой
обязанности из сделки, в результате исполнения которой у первого приобретателя
возникнет право собственности. Необходимо реальное возникновение прав
собственности. Такой результат достигается соблюдением нескольких условий,
предусмотренных статьей 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг»:
·
приобретатель
ценной бумаги получил ее сертификат (в случае с предъявительской эмиссионной
ценной бумагой);
·
приобретатель был внесен в реестр владельцев именных
эмиссионных ценных бумаг и получил ее сертификат (в случае именных эмиссионных
документарных ценных бумаг);
·
приобретатель был внесен в реестр владельцев именных
ценных бумаг (в случае именной эмиссионной бездокументарной ценной
бумаги).
В определении размещения ценных бумаг некорректным представляется то,
что в качестве основного его признака указывается отчуждение ценных
бумаг. Отчуждение ценных бумаг, переход прав собственности на них
является только результатом совершения гражданско-правовых сделок. По мнению
Синенко А.Ю. «именно совершение сделок есть основание (первопричина) отчуждения
ценных бумаг первым приобретателям и должно иметь ключевое значение
в легальном определении понятия «размещение ценных бумаг». Упущением
законодателя также следует считать отсутствие указания на возникновение
иных вещных прав, помимо права собственности. Например,
государственное (муниципальное) унитарное предприятие приобретает ценные
бумаги на праве хозяйственного ведения»[77].
С учетом
высказанных замечаний Синенко А.Ю. предлагает следующее определение размещения
эмиссионных ценных бумаг – «совокупность гражданско-правовых
сделок, совершение и исполнение которых влечет возникновение прав собственности (иных вещных прав) на эмиссионные
ценные бумаги у первых приобретателей».
Можно выделить два существенных элемента процесса размещения ценных бумаг:
·
заключение гражданско-правовых сделок, результатом
исполнения которых является возникновение прав собственности (иных
вещных прав) у
первого приобретателя;
·
совершение
действий, которые в соответствии с законом влекут возникновение прав
собственности на эмиссионные ценные бумаги (включая передачу сертификатов и
(или) операции в учетной системе).
Какие же виды
гражданско-правовых договоров могут использоваться в ходе размещения ценных
бумаг? Наиболее важный критерий таких договоров уже указан выше - они должны
опосредовать возникновение прав на ценные
бумаги у первых приобретателей. Это одно из условий, при соблюдении которого ценная бумага может считаться размещенной.
Наиболее
распространенным в практике следует признать размещение ценных бумаг на
основании договоров купли-продажи. Заключение таких договоров (как, впрочем, и
всех остальных) не предусмотрено статьей 146 ГК РФ. Данная статья упоминает в
качестве основания для передачи прав по ценной бумаге только вручение (для
ценных бумаг на предъявителя), цессию (для именных ценных бумаг) и индоссамент
(для ордерных ценных бумаг). Тем не менее,
вторая часть ГК РФ не исключает применение договора купли-продажи применительно
к ценным бумагам и даже прямо упоминает в п. 2 ст. 454 о договоре
купли-продажи ценных бумаг.
Л.Р. Юлдашбаева
отмечает правомерность употребления понятия договор купли-продажи ценных бумаг
только в отношении документарных ценных бумаг. По ее мнению бездокументарная
ценная бумага, представляющая совокупность имущественных прав, может являться
предметом договора купли-продажи весьма условно. Законодатель лишь приравнивает
куплю-продажу бездокументарных ценных бумаг к купле-продаже товаров (вещей)[78].
Договор мены
также является допустимой гражданско-правовой сделкой, совершаемой в процессе
размещения ценных бумаг. Его особенность и
основное отличие от договора купли-продажи заключается во встречной
передаче сторон по договору товаров (вещей) в собственность. По договору мены могут быть размещены только акции. Такая возможность
предопределена п. 2 ст. 34 ФЗ «Об акционерных
обществах». Согласно ему оплата акций, размещаемых при учреждении общества и
путем подписки может осуществляться помимо денег также ценными
бумагами, другими вещами или имущественными
правами либо иными правами, имеющими денежную оценку[79]. Иные ценные
бумаги акционерного общества должны оплачиваться первыми приобретателями
только деньгами, что исключает использование договора мены для их размещения.
Однако не все имущественные права могут быть использованы для оплаты акций. Так, совместный
Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в «пункте 17 постановления от 1 июля 1996 г. № 6/8[80]
разъяснил порядок внесения вкладов в
имущество хозяйственного товарищества или общества. По мнению судов
высшей инстанции вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности
(патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или
«ноу-хау».
Договор дарения не может быть использован как правомерное основание
для размещения акций. Такой вывод следует из нормы пункта 2 статьи 99 ГК РФ,
установившего недопустимость
освобождения акционера от уплаты акций. Безвозмездный характер этого вида
договоров явно делает его неприемлемым для
размещения любых эмиссионных ценных бумаг, а также их размещения по
договору дарения физическим лицам или некоммерческим организациям (даже при
условии отсутствия законодательного
запрета). Это следует из общих начал эмиссионных ценных бумаг - служить
механизмом, опосредующим привлечение дополнительных средств. Договор дарения
ценных бумаг при их размещении первым приобретателям не может выполнять данной
функции ввиду отсутствия для эмитента встречного имущественного удовлетворения.
Договор займа с
определенными оговорками может заключаться при размещении документарных ценных
бумаг. Так ГК РФ содержит одно упоминание о
договоре займа в связи с ценными бумагами. Согласно статье 816
упомянутого кодекса этот договор может быть заключен в случаях, предусмотренных
законом или иными правовыми актами, путем выпуска и продажи облигаций.
Договоры,
направленные на достижение результата в виде учреждения образований, также
могут использоваться при размещении ценных бумаг. К такому виду договоров относится,
например, договор о создании акционерного общества. Согласно п.5 ст.9 ФЗ «Об
акционерных обществах» договор о создании общества определяет порядок
осуществления совместной деятельности учредителей по его учреждению, в том
числе предусматривает категории и типы акций, подлежащих размещению среди
учредителей, размер и порядок их оплаты. Как видно, договор о создании
акционерного общества содержит все существенные условия приобретения акций
учредителями. Заключение в последующем дополнительных договоров купли-продажи
(в случае оплаты акций в денежной форме) или мены (при неденежной форме оплаты)
акций представляется излишним.
Сторонником такой
точки зрения является С.Е. Жаринов, который полагает, что акции при учреждении
приобретаются не в результате купли-продажи, а путем применения процедуры
распределения среди учредителей общества (пункт 3 статьи 99 ГК РФ). При этом в
отличие от договора купли-продажи интересы учредителей не являются
противоположными, они направлены на достижение единой цели — создание
юридического лица. Соглашение в договоре о
создании заключается, «по существу, не о количестве и цене предлагаемых на продажу акций как товара, а по поводу процентного соотношения долей учредителей в
уставном капитале АО и взаимного разграничения прав (категории и типы акций)»,
- заключает СЕ. Жаринов[81].
Некоторые авторы
квалифицируют договор по размещению ценных бумаг как договор присоединения[82]. Действительно, согласно
статье 428 ГК РФ договор присоединения отличает одновременное наличие двух обстоятельств:
·
условия договора должны быть определены одной из сторон
в формулярах или иных стандартных формах;
·
условия договора могут быть приняты другой стороной не
иначе как путем
присоединения к предложенному договору в целом.
Эти признаки присутствуют в договорах размещения ценных бумаг.
Эмитент определяет условия договора путем принятия решения о размещении
(решения о выпуске и проспект эмиссии). Первый приобретатель имеет
возможность заключить договор только на этих условиях, он лишен правовой
возможности предлагать свои условия и может заключить договор
только путем присоединения к нему. Единственное право, которое
у него остается - это определиться с количеством приобретаемых ценных бумаг.
В соответствии с п. 2.5.1. Стандартов Эмиссии размещение ценных бумаг
включает в себя:
·
совершение сделок, направленных на отчуждение ценных
бумаг их первым владельцам;
·
внесение
приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в
случае размещения именных ценных бумаг) либо по счетам депо первых владельцев в
депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с
обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных
облигаций с обязательным централизованным хранением);
·
выдачу
сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения
документарных облигаций без обязательного централизованного хранения).
Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного
(определенного в соответствии с порядком, установленным) в зарегистрированном
решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, который не может
превышать одного года с даты государственной регистрации выпуска
(дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Эмитент в течение
срока размещения ценных бумаг вправе внести в решение о выпуске (дополнительном
выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг изменения и/или дополнения в
целях продления срока размещения ценных бумаг, а в исключительных случаях, - и
иных условий размещения ценных бумаг, если внесение таких изменений и/или
дополнений вызвано необходимостью защиты интересов владельцев и/или возможных
приобретателей ценных бумаг и не нарушает их прав.
Изменения и/или
дополнения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или
проспект ценных бумаг должны быть зарегистрированы регистрирующим органом.
Не допускается
внесение изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном
выпуске) ценных бумаг и в проспект ценных бумаг в целях сокращения срока размещения
ценных бумаг, а также в части объема прав по одной ценной бумаге, установленного
этим решением и указанного в проспекте ценных бумаг.
С момента
принятия решения о внесении изменений или дополнений в решение о выпуске
(дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или их проспект, а в случае, если такие
изменения и/или дополнения затрагивают условия, определенные решением о
размещении ценных бумаг, - с момента принятия решения, на основании которого
вносятся указанные изменения и/или дополнения, - эмитент обязан приостановить
размещение ценных бумаг.
В п. 2.5.6. Стандартов
эмиссии установлен перечень документов представляемых в регистрирующий орган
для регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном
выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг. Также в Стандартах указаны
требования к форме представляемых документов.
В случае если
государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг
сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, изменения и/или дополнения
в проспект ценных бумаг должны быть подписаны в соответствии с требованиями к
подписанию проспекта ценных бумаг.
В соответствии с
п. 2.3.9. Стандартов эмиссии документы для регистрации изменений и/или
дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или
проспект ценных бумаг должны быть представлены в течение 15 дней с даты
принятия уполномоченным лицом (органом управления эмитента) решения о внесении
таких изменений и/или дополнений, а в случае, если внесение изменений и/или
дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или
проспект ценных бумаг обусловлено внесением изменений и/или дополнений в
учредительные документы эмитента, - в течение 15 дней с даты государственной
регистрации соответствующих изменений и/или дополнений в учредительных
документах эмитента.
Регистрирующий
орган обязан осуществить регистрацию изменений и/или дополнений в решение о
выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг или
принять мотивированное решение об отказе в их регистрации в течение 30 дней с
даты получения им документов и магнитных носителей в соответствии со
Стандартами[83].
Регистрирующий
орган вправе осуществлять проверку достоверности сведений, содержащихся в
документах, представленных для регистрации изменений и/или дополнений в решение
о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг.
Регистрирующий орган вправе запросить документы, необходимые для проверки достоверности
сведений, содержащихся в документах, представленных для регистрации изменений
и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг
и/или проспект ценных бумаг.
В случае
представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных
Стандартами, а также в случае выявления иных устранимых нарушений регистрирующий
орган вправе, не отказывая в регистрации таких изменений и/или дополнений,
предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае
регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения
нарушений с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения.
Для исправления
допущенных нарушений регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных
бумаг.
В случае принятия
решения об отказе в регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске
(дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг
регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего
решения выдать (направить) эмитенту уведомление о таком отказе, содержащее
основания отказа.
Основаниями для
отказа в регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске
(дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг являются основания,
предусмотренные Стандартами для отказа в государственной регистрации выпуска
(дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Размещение ценных
бумаг возобновляется после регистрации изменений и/или дополнений в решение о
выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг или
принятия решения об отказе в регистрации таких изменений и/или дополнений и в
случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска)
ценных бумаг сопровождалась регистрацией их проспекта, - после раскрытия информации
о возобновлении размещения ценных бумаг.
В случае
неразмещения ни одной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска) либо
установленной решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, размещаемых
путем подписки, доли ценных бумаг, при неразмещении которой их выпуск (дополнительный
выпуск) считается несостоявшимся, такой выпуск (дополнительный выпуск) ценных
бумаг признается регистрирующим органом несостоявшимся и его государственная
регистрация аннулируется.
2.5
Государственная регистрация отчета об итогах выпуска
(дополнительного
выпуска) ценных бумаг
Заключительным этапом процедуры эмиссии ценных бумаг является регистрация отчета об
итогах их выпуска. Следует обратить внимание
на то, что ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также акты ФСФР России не употребляют
понятия «государственная регистрация отчета». Это представляется
неправильным. Есть все основания полагать, что процессу регистрации отчета об
итогах выпуска присущи признаки (аналогичные указанным в отношении регистрации
выпуска ценных бумаг) особой деятельности государства или органов им уполномоченных. В связи с этим следует дополнить ФЗ
«О рынке ценных бумаг» соответствующими изменениями, указав о государственной
регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Ст. 25 ФЗ «О рынке ценных бумаг» указывает на регистрацию
отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Уведомительный характер предоставления отчетов об
итогах выпуска уступил место регистрационому (по сравнению с недавнее
действующим законодательством). Таким образом, ныне действующий порядок
предусматривает более активную роль регулирующих органов в процессе контроля за
эмиссией ценных бумаг.
Регистрация
отчета об итогах выпуска представлена в виде
отдельного самостоятельного этапа процедуры эмиссии ценных бумаг, предусмотренной статьей 19 ФЗ «О рынке ценных
бумаг».
Этап регистрации
отчета об итогах выпуска урегулирован как окончание процедуры эмиссии ценных
бумаг и юридическое оформление ее результатов.
Содержание отчета
об итогах выпуска ценных бумаг, предусмотренное ст.25 ФЗ «О рынке ценных
бумаг» позволяет установить наиболее существенную информацию о размещенном
выпуске ценных бумаг: дату начала и окончания размещения ценных бумаг, цену
размещения и общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, а также
фактическое количество размещенных ценных
бумаг. Вопросы, возникающие по поводу включения в отчет данных о
фактическом количестве размещенных ценных бумаг представляют практический и
теоретический интерес.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|