Лекции по мировой экономике
Лекции по мировой экономике
АКАДЕМИЯ ТРУДА И
СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Институт экономики и права
МИРОВАЯ
ЭКОНОМИКА
Конспект лекций
для студентов экономических специальностей
Составил профессор Бутаков Е. А.
Севастополь
2002
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. Случай абсолютного преимущества. 6
2. Случай сравнительного преимущества. 9
3. Теория международной торговли Хекшера-Олина. 11
4. Парадокс Леонтьева. 12
5. Альтернативные теории международной торговли. 13
5.1. Теория жизненного цикла продукта. 13
5.2. Теория эффекта масштаба. 14
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 15
ВЫИГРЫШ ОТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. 18
1. Выигрыш от внешней торговли. 18
1.1. Определение мировой цены и объемов торговли. 19
1.2. Торговля и интересы потребителей. 21
1.3. Торговля и интересы производителей. 22
1.4. Чистый выигрыш от международной торговли страны в
целом. 23
1.5. Распределение выигрыша от торговли между странами. 24
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 25
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА:ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.. 27
1. Таможенный тариф на импорт. 28
1.1. Таможенный тариф на импорт и благосостояние
потребителей. 28
1.2. Таможенный тариф на импорт и интересы производителей. 30
1.3. Фактический уровень таможенной защиты.. 31
1.4. Таможенный тариф как доход государства. 33
1.5. Чистый эффект от таможенного тарифа на импорт для
общества в целом. 33
2. Экспортный тариф. 34
3. Таможенный союз. 36
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 38
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.. 40
1. Квотирование. 40
2. Добровольные экспортные ограничения. 43
3. Экспортные субсидии. 44
4. Демпинг. 46
5. Международные картели. 47
6. Экономические санкции. 48
7. Аргументы в пользу протекционизма. 49
8. Дополнительные аргументы против протекционизма. 52
9. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. 53
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 56
ИНТЕГРАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.. 58
1. Россия и Всемирная торговая организация. 58
2. Международные экономические организации. 60
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.. 69
1. Международное движение капитала. 69
1.1. Экономические последствия международного движения
капитала. 71
1.2. Прямые зарубежные инвестиции. 74
1.3. Портфельные зарубежные инвестиции. 76
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.. 78
1. Миграция рабочей силы и государственные финансы.. 79
2. Внеэкономические последствия миграции рабочей силы.. 81
3. Государственное регулирование миграции рабочей силы.. 82
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 84
ПЛАТЁЖНЫЙ БАЛАНС.. 86
1. Структура платёжного баланса. 86
2. Счет текущих операций. 87
3. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами. 90
ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК.. 93
1. Понятие валютного рынка. 94
2. Участники валютного рынка. 95
3. Функции валютного рынка. 95
4. Виды валютных рынков. 96
ВАЛЮТНЫЙ КУРС.. 101
1. Расчетные виды валютного курса. 102
2. Виды валютных курсов по степени гибкости. 105
Курс мировой экономики,
наряду с микроэкономикой и макроэкономикой, является одной
из составляющих общей экономической теории. И хотя отдельные
разделы теории международной экономики иногда включаются в курсы
микро или макроэкономики, в целом мировая экономика
представляет собой особый предмет изучения, поскольку развитие мирохозяйственных связей сопряжено с действием целого ряда специфических факторов. Прежде всего, в международных экономических отношениях особую роль играет политический фактор, поскольку эти отношения складываются между суверенными государствами,
причем в разных странах исторически сложились разные
системы экономического регулирования. Кроме того, важной
особенностью экономических отношений в рамках мирового хозяйства
является отсутствие единой денежной системы, и каждая страна использует свою
валюту. Наконец, на мировом рынке иначе действуют механизмы
конкуренции и ценообразования, поскольку степень
международной мобильности факторов производства — труда,
капитала и т.д. — значительно меньше, чем в масштабах
отдельных национальных хозяйств.
Международная экономика в
широком смысле — это теория, применяемая для изучения
экономики современного взаимозависимого
мира. Она основывается на теории
рыночной экономики, развивает ее и
является важнейшим связующим звеном
базовых университетских курсов
макроэкономики и микроэкономики с прикладными экономическими дисциплинами (международный
маркетинг, финансы, учет), изучаемыми в бизнес-школах. В условиях роста
экономической взаимозависимости
стран значение теории международной
экономики выходит далеко за пределы
этих рамок. Она начинает впитывать отдельные, и весьма существенные, элементы как базовой теории рыночной
экономики, так и прикладных бизнес-дисциплин,
постепенно превращаясь в универсальную теорию открытой экономики, применяемую сегодня как для большинства стран мира, так и для сферы их экономического взаимодействия.
В рамках данного учебного
курса примем более узкое определение мировой экономики как части теории рыночной экономики,
изучающей закономерности взаимодействия хозяйственных
субъектов разной государственной принадлежности в
области международного обмена товарами, движения
факторов производства и формирования международной
экономической политики государств.
Предметом теории мировой экономики являются:
1)
закономерности функционирования и
развития в международном масштабе рыночной системы организации хозяйства;
2) закономерности формирования совокупного спроса и
совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте;
3)
инструменты анализа и программирования открытой национальной экономики,
в особенности ее реального, бюджетного, денежного и
внешнего секторов, в условиях их взаимодействия с экономикой других стран;
4) тенденции развития международных финансовых рынков и финансовых механизмов,
обслуживающих функционирование международной экономики;
5)
институциональная структура регулирования международной экономики, принципы ее формирования, тенденции
развития и пути совершенствования.
ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Международная
торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении
всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, и их
среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема
производства. В результате, с одной стороны, внешняя торговля стала мощным
фактором экономического роста, а с другой стороны, значительно возросла и зависимость
стран от международного товарообмена.
Очевидно, что
международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим
в ней странам. В этой связи один из основных вопросов, на который должна
ответить теория международной торговли, состоит в том, что лежит в основе этого
выигрыша от внешней торговли, или, говоря иначе, чем определяются направления
внешнеторговых потоков.
Экономическая теория
показывает, что международная торговля является средством, с помощью которого
страны, развивая специализацию, могут повышать производительность имеющихся
ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых товаров и услуг и
повышать уровень благосостояния.
Какая-либо страна
обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу
затрат она может производить больше, чем другие страны. Рассмотрим условный
пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и
сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50 т
зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов в указанных
пределах, а Бразилия при аналогичных затратах — 40 т зерна или 100 т сахара,
или любую их комбинацию в указанных пределах (см. рисунки 1 и 2). В этом
случае, максимальные объемы потребления зерна и сахара в этих странах будут
заданы кривыми производственных возможностей (жирными линиями на рисунках 1 и
2). Для упрощения анализа мы пока предполагаем, что издержки замещения
остаются постоянными, и поэтому эти линии прямые.
В нашем примере
Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу
затрат в Аргентине можно произвести больше зерна), а Бразилия — по сахару. Эти
абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными
факторами — особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов.
Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях
добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производстве
различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей промышленности)
могут быть и приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии,
повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства
и т.д.
В условиях, когда
внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и
только то их количество, которое она производит, а относительные цены этих
товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства.
В нашем примере эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в Аргентине и 1 т
зерна = 2,5 т сахара в Бразилии.
Относительные
цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате
различий в обеспеченности факторами производства, в используемых технологиях,
квалификации рабочей силы и т.д.). Если эта разница превышает затраты на транспортировку
товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней
торговли. Так, в нашем примере производитель зерна в Аргентине при реализации
его на внутреннем рынке может в обмен на 1 т. его получить только 0,5 т
сахара, а в Бразилии этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара). Этот
условный пример показывает, что после установления тортовых отношений между
странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в
соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать
зерно, и импортировать сахар, а Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и
импортировать зерно.
Чтобы торговля
была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть
выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и
ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна
устанавливаться в пределах:
0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара
Если цена на
мировом рынке установится, например, на уровне 1 т сахара = 1 т зерна, то
максимальные объемы потребления сахара и зерна уже будут определяться линиями
торговых возможностей (пунктирные линии на рисунках 1.1 и 1.2). Наклон этих
линий определяется соотношением цен на зерно и сахар на мировом рынке. Выгода,
получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте
потребления, который может быть обусловлен двумя причинами:
а) изменением
структуры потребления;
б) специализацией
производства.
В первом случае
специализации не происходит, и сложившаяся в странах структура производства,
определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной. Пусть,
например, структура производства в Аргентине определяется точкой А на ее кривой
производственных возможностей (рисунок 1.1), а в Бразилии — точкой В (рисунок
1.2). Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает
преимуществом», страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара»
Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий
объем, выходя за пределы границы производственных возможностей (тонкая
пунктирная линия, выходящая из точки А на рисунке 1.1 и из точки 6 на рисунке
1.2).
Еще больший
выигрыш можно получить, если обе страны будут полностью специализироваться на
производстве того товара, по которому они обладают преимуществом, и торговать
между собой. В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и
зерна, и сахара (например, точка А' для Аргентины и точка В' для Бразилии). Это
можно показать на простом цифровом примере (см. таблицу 1).
Таблица 1.
|