Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать
именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию,
что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает
иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения
цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является
более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов
обычно регламентируется национальным законодательством и международными
соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику
более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может
оказывать поддержку конкретным предприятиям.
Вместе с тем использование квот на импорт может приводить к
дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую
конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального
рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны,
само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях
честной конкуренции импортеров и поэтому в лучшем случае приводит к
произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в
худшем — к развитию коррупции.
В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить
количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного
баланса.
С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая
форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные
ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а
страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в
данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных
соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров,
текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных
стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются
не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического
давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие
протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).
В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не
страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по
ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более
негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если
импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнёрами о ДЭО
составляет величину Q (рис. 2), то внутренняя цена растет,
спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей
увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных
пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы
отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с + d). Кроме того, даже после введения ДЭО
обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на
рисунке 2 Pw — мировая цена, РТ — внутренняя
цена с учетом тарифа, Pd — внутренняя цена после введения ДЭО).
Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного
тарифа (область f + g).
Рис.
2
Почему, несмотря на дополнительные потери, государства-импортеры
часто настаивают, чтобы их торговые партнеры вводили ДЭО? Основная причина,
очевидно, состоит в том, что, будучи достаточно действенным инструментом
количественного ограничения импорта и защиты внутреннего рынка, ДЭО раньше формально
не запрещались положениями ГАТТ. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена
задача отмены ДЭО к 2000 г.
Для защиты национальных производителей государство может не
только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования
отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е.
льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для
расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры
получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене,
чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций
производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного
налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на
рисунке 3. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее
экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но, чтобы расширить
поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия
покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку
из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя
цена на него увеличивается (с Pw до Pd). Рост цены обусловливает увеличение
предложения с S0 до S1 и сокращение спроса с D0 до D1. В результате потребители несут потери (область а + b), а производители получают дополнительный
выигрыш (область a + b + c + d + e). Но, чтобы оценить последствия
субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию,
которые будет нести государственный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого
надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем
экспорта (S1 – D1). Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину
субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на
мировом рынке), затраты государства будут равны (b + с + d + e + f), а, значит, потери
благосостояния страны в целом составят область (b + f). Однако в реальности эти
потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах,
очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортёре
увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно,
бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (b + c + d + e + f).
Рис. 3
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных
субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам
разрешено принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных
пошлин.
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке
является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене,
ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного
товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых,
следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает
субсидию (этот случай рассмотрен выше). Во-вторых, демпинг может стать
результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда
фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке,
при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на
конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается
максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого
рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено
выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за
высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от
демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему
должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого
факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие
импорто-замещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда
демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более
низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует
опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в
чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров
и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.
Антидемпинговые
пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен
и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой
пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную
цену, то страна-импортер может получить выигрыш, как в случае с оптимальным
тарифом, рассмотренном нами в предыдущей статье.
Еще одной формой внешнеторговой политики, связанной с монополизацией
рынков, являются международные картели — монополистические объединения
экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства
ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен.
Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и
сельскохозяйственных товаров (например, олова, кофе, сахара и др.),
характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным
количеством продавцов. Но наиболее успешным из этих картелей стала ОПЕК —
Организация стран—экспортеров нефти, созданная в 1960 г. С 1973 г. на
протяжении по крайней мере 12 лет ОПЕК сумела поддерживать цену на нефть на
уровне, значительно превышающем цену конкурентного рынка.
Международный картель как монополистическое объединение может
получать большой дополнительный выигрыш за счет покупателей
(государств-импортеров). В соответствии с общей теорией монополии возможность
картеля получать дополнительный доход путем установления монопольно высоких цен
на мировом рынке зависит от эластичности спроса на продукцию картеля: чем ниже
эластичность спроса, тем больше надбавка к цене, которую может установить
картель. В свою очередь эластичность спроса на продукцию картеля зависит от
трех основных параметров: эластичности мирового спроса на данный продукт в
целом (d), эластичности поставок
продукта из альтернативных картелю источников (sq) и доли продаж картеля на мировом
рынке (с). Оптимальная картельная надбавка к цене (t*), выраженная как доля от этой цены, будет
равна:
t* =
Очевидно, что монополистическая власть
картеля над рынком не может быть долговечной, поскольку те же параметры рынка,
которые способствовали повышению цен, со временем начинают изменяться в
обратном направлении. Покупатели будут стремиться сокращать закупки дорогого
продукта и искать товары-субституты, и эластичность спроса будет расти.
Высокий уровень цен будет привлекать в отрасль новых производителей, и
эластичность поставок из альтернативных картелю источников будет увеличиваться.
Наконец, чтобы поддержать высокий уровень цен, сам картель должен будет
сокращать объем продаж, и доля картеля на рынке неизбежно будет сокращаться.
Таким образом, со временем величина t*, а значит, и
степень монополистического господства картеля будет падать.
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли
являются экономические санкции, например торговое эмбарго — запрещение
государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров.
Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по
политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране
могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по
решению ООН.
Из общей теории очевидно, что эмбарго наносит экономический
ущерб как стране, вводящей эмбарго, так и стране, против которой оно вводится.
Кроме того, для третьих стран, не присоединившихся к эмбарго, возникает
возможность получить дополнительный выигрыш. Эффект от эмбарго показан на
рисунке 4 (Sе — экспортное предложение из страны,
вводящей эмбарго; Sn - экспортное предложение из
стран, не присоединившихся к эмбарго).
Рис. 4
В
условиях свободной торговли равновесие устанавливается в точке F при цене Р0. После
введения эмбарго кривая Se исчезает и предложение
импортной продукции представлено только кривой Sn. В стране, вводящей эмбарго, цена падает (поскольку
теперь больше продукции реализуется на внутреннем рынке), а в стране, против
которой эмбарго вводится, цена, наоборот, растёт и объём импорта сокращается до
М1. Изменение внутреннего равновесия (переход из точки F в точку Е) приводит к следующим
результатам: (область а – потери страны, вводящей эмбарго; область (b + c + d) – потери страны, против
которой вводится эмбарго; область b – выигрыш остальных стран; область (a + c + d) – общие потери от введения эмбарго.
Целью
введения эмбарго, однако, является не получение экономических выгод, а оказание
давления на страну для достижения определённых экономических целей. С этой
точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых,
страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения,
т.е. может относительно безболезненно сократить объём своего экспорта;
во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность
спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли, в-третьих, если
вводимые санкции неожиданны и масштабны.
Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторонники протекционизма
утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы
поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым
обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает
совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и
занятости.
Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное
производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и
политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для
сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в
импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость
(связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием
импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку
отечественных производителей и ее эффективным, чем протекционизм, методом, с
меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 5 показаны в
сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления
эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней
торговли и производители получают субсидию, то увеличение отечественного
производства достигается без повышения цен и, следовательно, потребители потерь
не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затраты государства на субсидию —
область (а + b) = (b + с + d). Таким образом, общие
потери от предоставления субсидии составят область b, тогда как потери от введения тарифа
больше и составляют область (b + е).
Рис. 5
Защита молодых отраслей. Часто приводится аргумент, что протекционизм
необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные
отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли
сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и
повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться.
Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.
Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая
именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования
новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении
молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их
эффективности, и в результате период становления может затянуться на
неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями
предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным
средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм.
Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях
государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в
дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно
популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая
система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со
сбором внутренних налогов.
Конечно, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче,
чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае
сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при
достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а
при ослаблении протекционизма.
Обеспечение экономической безопасности и
обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей,
выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а
скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость
страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае
возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует
тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может
вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной
безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов
питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многого другого.
Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение
безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма
производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа)
может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее
создавать стратегические запасы этой продукции по дешёвым ценам мирового рынка,
а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и
стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый
протекционизм, способом (например, субсидиями).
Как мы видим, аргументы в пользу протекционизма являются по
меньшей мере небесспорными, они нуждаются в тщательной проверке, и во многих случаях
можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Вместе с тем
кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и
некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.
Обострение межгосударственных противоречий. Вряд ли можно ожидать, что политика
протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны
ее торговых партнеров. Другими словами, следствием сокращения импорта в
результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней
торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение
занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия
между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие
торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия
для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной
действительности далеко не редок.
Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Протекционистская внешнеторговая политика,
сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает
влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его
повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и
сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного
баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономическое
последствия (подробнее эти вопросы будут рассмотрены в следующих главах).
Важную роль в регулировании международной
торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют
международные экономические организации. Одна из основных организаций такого
рода это ГАТТ — Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании
ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ
прекратило свое существование 31 декабря 1995 г.
ГАТТ — многостороннее международное соглашение,
содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного
регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из
крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой
охватывала 94% объема мировой торговли.
Правовой механизм Генерального Соглашения о
Тарифах и Торговле основывается на ряде принципов и норм:
-
недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным
предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в
отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними
таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима,
уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства
применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим
внутреннюю торговлю;
-
РНБ - режим наибольшего благоприятствования означает
предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав,
преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое
третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз
товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение
юридических и физических лиц;
-
использование преимущественно тарифных средств защиты
национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
-
прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения
многосторонних переговоров;
-
предоставление преференциального режима в торговле с
развивающимися странами;
-
разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;
-
взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.
Деятельность
ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые
объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов
переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной
пошлины. После второй мировой войны она составляла 40%. в середине 90-х годов —
около 4%. К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран, С января 1996 г.
ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО), Ее
членами-основателями стала 81 страна. В 1998 г. в ВТО вошло 132 страны. Несмотря
на формальную преемственность. Всемирная торговая организация по ряду
параметров отличается от ГАТТ.
1. ГАТТ представляло собой просто свод
правил (многосторонних соглашений выборочного характера). В качестве
постоянного органа там был лишь секретариат. ВТО является постоянно действующей
организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех ее
членов.
2. ГАТТ использовалось как
временный базис. Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.
3. Правила ГАТТ распространялись на
торговлю товарами. В сферу деятельности ВТО входит Соглашение о торговле
услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной
собственности (ТРИПС), Всемирная торговая организация регулирует международный
обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по
контролю защиты инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на
товарооборот в 5 трлн. долл.
Перед Всемирной торговой организацией стоят
несколько первоочередных сложных задач. Во-первых — продолжить снижение
пошлин на торговлю товарами, в особенности на сельскохозяйственную продукцию; во-вторых,
оказание содействия сфере торговли услугами; в-третьих, ВТО нужно
решить насколько она будет вовлечена в решение таких проблем, как:
антитрестовские законы, ограничения для иностранных инвестиций, права наемных
работников и защита окружающей среды.
После образования Всемирной торговой организации
появляются настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания
торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в
том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные
«нерыночные» преимущества за счет низких издержек производства. В случае
признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а
также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем
на Западе.
В ходе прошедшей в Сингапуре в декабре 1996 г.
первой министерской конференции стран-членов Всемирной торговой организации
были сформулированы и другие проблемы, которые предстоит решать ВТО. К ним
относятся: отмена ограничений со стороны США и ЕС на ввоз текстильных товаров
из азиатских стран, «регионализм», т.е., широкое распространение соглашений о
преференциальной торговле между группами стран; либерализация рынка
фармацевтики; «прозрачность» системы государственных закупок; проблемы
перемещения рабочей силы, морского транспорта и др.
Кроме того, Всемирной торговой организации
предстоит решать вопросы об охране интеллектуальной собственности, санитарном и
фитосанитарном контроле, которые также могут быть преградой на пути свободной
торговли.
Квота (quota) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции,
разрешенной к ввозу в страну (импортная квота — importquota) или вывозу из страны (экспортная
квота — exportquota) за определенный период.
Лицензирование (licensing) — регулирование внешней торговли через разрешения, выдаваемые
государственными органами на экспорт или импорт товаров в установленных количествах
за определенный промежуток времени.
Добровольное ограничение экспорта (voluntaryexportrestraint) — количественное ограничение
экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле
ограничить объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного
или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Экспортная субсидия (exportsubsidy) — льгота финансового характера,
предоставляемая государством экспортеру для расширения вывоза товаров за
границу.
Компенсационная пошлина (countervailingduty) — импортная пошлина, устанавливаемая
страной-импортером с целью нейтрализации действия субсидии или льготы, предоставляемой
страной-экспортером своим производителям.
Демпинг (dumping) — продажа
товара на внешнем рынке по цене ниже нормального уровня, т.е. ниже цены
аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.
Международный картель (internationalcartel) — соглашение между экспортерами
какого-либо товара из разных стран, направленное на обеспечение контроля за
объемами производства и установление выгодных цен.
Эмбарго (embargo) —
запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо
страны товаров или валютных ценностей.
Технические барьеры (technicalbarriers) — скрытые методы торговой политики,
возникающие в силу того, что национальные технические, административные,
санитарные и иные нормы и правила построены так, чтобы ограничивать ввоз
товаров из-за рубежа.
Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты
внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и
нетарифных инструментов торговой политики.
Россия подала заявку на вступление
в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую
организацию подтвердила своё намерение о вступлении в эту организацию в декабре
1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.