Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию
экономического благосостояния всех стран — как экспортеров, так и импортеров,
на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась
действительно свободно, без вмешательства государства. История международной
торговли — это одновременно и история развития и совершенствования
государственного регулирования международной торговли. Как было показано в
предыдущих главах, в ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются
экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и
государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме
того, в современных условиях национальная экономика становится все более
открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь
процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей.
Сегодня государство не может достичь внутреннего экономического равновесия
(например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер
внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому,
несмотря на то что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по
тарифам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной торговой
организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и
либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остаётся
одним из основных направлений государственного регулирования экономики. Инструменты, используемые
государством для регулирования международной торговли, можно разделить на
тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты,
лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).
Данная глава посвящена рассмотрению экономических последствий
использования тарифных методов регулирования внешней торговли.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является
таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный
сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем
таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного
товара поднимается выше мировой цены.
Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические
и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной
суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.). Внутренняя цена
импортного товара (Pd) после обложения специфическим тарифом
будет равна:
Pd = Pim + Ts,
где:
Pim — цена, по которой товар импортируется
(таможенная стоимость товара);
Ts — ставка специфического тарифа.
Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента от таможенной
стоимости товара. При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного
товара составит:
Pd = Pim * (1 + Tav),
где:
Tav — ставка адвалорного тарифа.
Таможенный тариф в узком смысле представляет собой
перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной
страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной
номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако в экономической
литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле — и
как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка
таможенной пошлины. В дальнейшем изложении понятия таможенная пошлина и
таможенный тариф мы буем использовать как синонимы.
Поскольку развитие свободной торговли, как это было показано
в предыдущей главе, затрагивает интересы различных групп людей, изменяя их
благосостояние, очевидно, что и государственная внешнеторговая политика,
ограничивающая свободную торговлю, также должна оказывать воздействие на
уровень благосостояния этих групп людей. Покажем сначала последствия введения
тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей. Продолжая
использовать уже известный нам пример, рассмотрим рынок сахара в Аргентине (см.
рис. 1, где Dd — кривая спроса на сахар, a Sd — *вая внутреннего предложения).
Предположим, что мировая цена на сахар Pw ниже
внутренней цены равновесия, поэтому Аргентине будет выгодно импортировать этот продукт.
Рис. 1
Если
первоначально в Аргентине существует режим свободной торговли, то цена на
сахар на ее внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. По этой цене
национальные производители могут обеспечить предложение сахара только в размере
Qs, тогда как величина спроса оказывается
значительно больше и составляет Qd. Разница между спросом и предложением при внутренней цене, равной мировой,
покрывается импортом сахара, объем которого в этом случае будет равен (Qd – Qs). Приобретая сахар по относительно низкой мировой цене,
потребители получают выигрыш, размер которого может быть измерен как площадь
между кривой спроса и линией мировой цены.
Предположим теперь, что правительство Аргентины в целях
защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавливает
специфический таможенный тариф размером T за 1 т импортируемого сахара. Цена импортного сахара на внутреннем
рынке возрастет на величину Т и составит Pw + Т. В этих условиях потребители, которые раньше приобретали
импортный продукт, несут потери, так как при неизменном уровне доходов
вынуждены покупать этого продукта меньше и платить за него дороже. Импорт
сокращается, и, поскольку часть спроса на сахар оказывается неудовлетворенной,
потребители предъявляют повышенный спрос на отечественную продукцию.
Однако введение таможенного тарифа приводит к росту цены не
только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уровень мировой цены делал
аргентинских производителей сахара недостаточно конкурентоспособными, и они
были заинтересованы во введении тарифа для того, чтобы цена на сахар стала
выше, а их собственная продукция — более конкурентоспособной. Однако
расширение производства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет
выгодно аргентинским производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на
их продукцию.
Таким образом, наряду с подорожанием импортного сахара
происходит рост цен и на сахар отечественного производства. Через некоторое время
равновесная (с учетом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливается на
новом, более высоком уровне: Pd = Pw + Т. В результате введение тарифа и последующее
повышение цен приводят к тому, что отечественное производство сахара возрастает
с Qs до Q's, внутреннее потребление снижается с Qd до Q'd, а импорт сокращается до величины (Q’d – Q’s).
Мы видим, что от введения таможенного тарифа в первую очередь
страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за весь сахар
(отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Чистые
потери потребителей от введения тарифа образуют область (а + b + с + d).
Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам
отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной
стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары становятся
дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С
другой стороны, как уже было показано, подорожание импортных товаров позволяет
отечественным производителям также повысить цены и получить дополнительный
выигрыш.
Так, в нашем примере в результате введения пошлин на импорт
сахара внутренняя цена повышается с Pw до Pd, что даёт возможность аргентинским производителям
сахара увеличить производство и соответственно продажи с Qs до Q's. Выигрыш (излишек) производителей,
представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по сложившейся
рыночной цене (произведение объема продаж на величину рыночной цены) и
издержками на его производство, увеличивается. Размер этого дополнительного
выигрыша производителей в отрасли, конкурирующей с импортом, соответствует
области а (см. рисунок 1).
Мы видим, что
дополнительный выигрыш производителей от введения импортного тарифа (область а)
существенно меньше, чем потери потребителей (область а + b + с + d). Это объясняется тем, что
отечественные производители выигрывают от повышения цен только на свою
продукцию, в то время как потребители платят дороже за весь приобретаемый
продукт (и отечественный, и импортный).
Таможенный тариф, как было показано, приносит дополнительный
выигрыш производителям продукции, конкурирующей с импортом, и, следовательно,
защищает их интересы. Однако для того, чтобы объективно оценить уровень этой
защиты, следует принять во внимание, что различные производства могут быть
технологически взаимосвязаны. Это означает, что, защищая таможенным тарифом
одну отрасль, государство одновременно защищает и связанные с ней отрасли
производства (например, использующие ее продукцию в качестве сырья,
полуфабриката для дальнейшей обработки и т.д.). Поэтому фактический уровень таможенной
защиты, которой пользуется та или иная отрасль, может существенно отличаться
от того номинального тарифа, которым облагается конкурирующий импорт.
Рассмотрим для наглядности числовой пример. Пусть в условиях
свободной торговли цена на сахар на внутреннем рынке Аргентины составляет 300
долл. за 1 т, из которых 200 долл. приходится на материальные затраты
(стоимость сырья, оборудования и т.п.), а 100 долл. — на добавленную стоимость,
созданную собственно при производстве сахара. В целях защиты национальных
производителей Аргентина вводит таможенный тариф, в соответствии с которым
ставки пошлин на разные товары различны. Предположим, что импорт сахара
облагается 20%-ной адвалорной пошлиной, а ставка пошлины на импорт необходимых
для производства сахара элементов материальных затрат составляет только 10%.
Какова будет фактическая степень защиты производителей сахара в этом случае?
Номинальный уровень таможенной защиты отрасли составляет
20%. Цена на сахар на внутреннем рынке поднимется до 360 долл. (мировая цена
плюс тариф), стоимость материальных затрат увеличится на 10% и составит 220
долл. на 1 т сахара. Это значит, что добавленная стоимость (цена минус
материальные затраты) будет теперь равна 140 долл. (360 долл. — 220 долл.).
Таким образом, доход производителей сахара, получаемый от продажи единицы
продукции, возрос в результате функционирования всей тарифной системы со 100 до
140 долл., т.е. на 40%, что и составляет фактический уровень таможенной защиты
отрасли.
Фактический уровень таможенной защиты (Те) может
быть определен по формуле:
Te = ,
где:
Tn - номинальный уровень
таможенной пошлины на импорт конечного продукта;
Тim - номинальный уровень таможенной
пошлины на компоненты материальных затрат;
—
доля стоимости импортных компонентов материальных затрат в цене конечного
продукта при отсутствии таможенного тарифа.
Как следует из приведенной формулы, фактическая степень
таможенной защиты той или иной отрасли будет совпадать с номинальным уровнем
тарифа на конкурирующую импортную продукцию тогда, когда в материальных затратах
этой отрасли нет импортных компонентов ( = 0) или когда ставка таможенной пошлины на
конечную продукцию отрасли и на компоненты материальных затрат одинакова (Тn = Тim).
Фактическая
степень таможенной защиты будет выше номинального уровня тарифа, если ставка
тарифа на конечную продукцию больше, чем на импортные компоненты материальных
затрат. Кроме того, фактическая степень таможенной защиты будет тем выше, чем
больше доля импортных компонентов материальных затрат в стоимости конечной
продукции. Другими словами, больше защищены таможенными пошлинами те отрасли,
где относительно меньше созданная добавленная стоимость. Наконец, важно
отметить, что даже отрасль защищена таможенным тарифом, фактическая степень
защиты может оказаться отрицательной, если ставка пошлины на компоненты
материальных затрат значительно превышает ставку пошлины на конечную продукцию.
Расчет фактического уровня таможенной защиты позволяет
увидеть, кого именно защищает таможенный тариф, и, следовательно, позволяет
принимать правильные решения в области внешнеторговой политики, делая ее более
селективной, защищая одни отрасли и стимулируя конкуренцию в других.
Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на интересы
потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для
государственного бюджета. Размер этого дохода равняется произведению ставки
тарифа на объем импорта: T'(Qd' — Qs'), или область с на рисунке 1. Конечно, следует подчеркнуть, что
таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если он
не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам. Запретительный
тариф дохода государству не принесет.
Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа,
необходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и
определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением
необходимой документации, содержанием таможенной службы и т.д. Другими
словами, доходы от тарифа частично будут «съедены» самой тарифной системой,
следовательно, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось.
Проведенный выше анализ показал, что от введения таможенного
тарифа на импорт в выигрыше оказались производители и государственный бюджет, а
в проигрыше — потребители. Это означает, что введение таможенного тарифа на
импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного
бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.
Вместе с тем мы видим, что совокупный выигрыш производителей
и государства, равный (а + с), оказывается меньше, чем проигрыш потребителей,
составляющий (а + b + с + d). Таким образом, введение таможенного
тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества,
соответствующим области (b + d). Как видно из рисунка 1, для того
чтобы количественно оценить эти чистые потери, надо знать размер вводимого
тарифа, а также сокращение объема импорта или эластичность спроса на импорт по
цене.
Возникновение
чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами: во-первых, потребители
вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже;
во-вторых, снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку
расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм
с более высоким уровнем издержек.
Таможенный тариф, как правило, вводится для ограничения
импорта с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции.
Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение таможенного
тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на
какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается
на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям.
В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая
мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и
предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно,
государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с
точки зрения увеличения доходной части бюджета.
Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны
и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их
редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.
Предположим, что Бразилия является экспортером сахара, но
правительство страны хочет поддержать внутреннюю цену на сахар на уровне ниже
мировой цены (например, в рамках программы борьбы с инфляцией) и с этой целью
вводит таможенный тариф на экспорт. На рисунке 2 показаны последствия такой
внешнеторговой политики.
Если внутренняя цена равна мировой (Pw), то объем экспорта составляет (Qs - Qd). Введение таможенной пошлины делает экспорт сахара менее
прибыльным, поэтому производители увеличивают продажи на внутреннем рынке. Это
приводит к снижению внутренней цены на величину тарифа до Pd. Снижение внутренней цены стимулирует
возрастание внутреннего потребления сахара с Qd до Qd', но одновременно отечественные
производители сокращают объемы производства с Qs до Qs'. Сокращаются и объемы экспорта до
величины (Q’s – Qd).
Рис. 2
Каково
воздействие экспортного таможенного тарифа на благосостояние? Потребители в
Бразилии выигрывают от снижения цен и расширения потребления сахара (область a + b). Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы
от экспортного тарифа (область d). Однако
бразильские производители сахара, уплачивающие фактический налог на экспорт,
терпят большие убытки (область a + b + c + d + e). В целом чистый проигрыш страны от
введения таможенного тарифа на экспорт составляет область (c + e). Таким образом, экспортный тариф является как бы зеркальным
отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери
несут не потребители, а производители.
Следует
отметить, что экспортный тариф, так же, как и импортный, может быть оптимальным
(т.е. максимизирующим благосостояние), если страна-экспортёр обладает
монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Анализ
оптимального экспортного тарифа может быть проведён по той же схеме, что и при
рассмотрении оптимального импортного тарифа.
Одним из направлений развития тарифных методов регулирования
внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем
создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны
свободной торговли участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в
торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по
отношению к третьим странам. Таможенный союз предполагает не только
беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление
единого внешнего таможенного тарифа.
В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных
интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых
использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое
интеграционное объединение - Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов
формирования которого стало создание западноевропейскими странами таможенного
союза.
Рассмотрим возможные последствия вступления страны в
таможенный союз на условном примере. Предположим, что Норвегия рассматривает
возможность своего присоединения к ЕС, и покажем потенциальные выгоды и
издержки такого шага на примере рынка телевизоров (для упрощения будем считать,
что телевизоры, производимые в разных странах, имеют одинаковые технические
характеристики и одинаковое качество). Пусть на мировом рынке уровень цены
определяется японскими производителями - их телевизоры стоят 400 долл. Что
касается телевизоров, производимых в странах ЕС, то их цена составляет 440
долл.
Предположим, что в Норвегии действует таможенный тариф на
импорт телевизоров в размере 15%. В этих условиях японский телевизор на рынке
Норвегии будет стоить 460 долл., а телевизор, произведенный в ЕС, — 506 долл.
Понятно, что при одинаковом качестве покупатель предпочтет более дешевую
продукцию. Поэтому Норвегия будет импортировать только японские телевизоры, и
объем импорта составит M1 (рис. 3).
Однако если страна присоединится к ЕС, то положение
изменится. В рамках таможенного союза, существующего в ЕС, взаимная торговля
между странами-членами ведется беспошлинно, а по отношению к импорту из третьих
стран применяется единый таможенный тариф. Поэтому Норвегия должна будет снять
все таможенные ограничения на импорт телевизоров из стран - партнёров по ЕС, но
сохранить тариф на импорт японских телевизоров. Предположим, что единый тариф
ЕС также составляет 15%. В этих новых условиях более дешевыми на рынке Норвегии
окажутся уже телевизоры, произведенные в странах ЕС, — без таможенной пошлины
их цена упадет до 440 долл., в то время как японские телевизоры по-прежнему
будут стоить 460 долл. Норвежские потребители теперь предпочтут западноевропейский продукт
(объем импорта составит М2), а импорт более дорогих японских
телевизоров прекратится.
Теперь можно оценить общий результат. Снятие таможенных пошлин
на западноевропейские телевизоры привело к снижению внутренней цены до 440
долл., что принесло потребителям дополнительный выигрыш в размере области (а +
b + с + d). Норвежские производители, наоборот, понесли потери (область a). В проигрыше оказалось и
государство, поскольку оно потеряло все доходы, которые оно раньше имело от
таможенного тарифа (область с + f)
Наш пример показывает, что присоединение к таможенному союзу
принесло Норвегии как дополнительный выигрыш (область b+d), так и
дополнительный проигрыш (область f). Другими словами, страна может как выиграть (если f < b+d), так и проиграть (если f > b + d). Такой неоднозначный результат
закономерен, поскольку вступление в таможенный союз сопровождается расширением
торговли со странами—партнерами по союзу и одновременным свертыванием торговли
с третьими странами.
Рисунок 3б наглядно показывает, при каких условиях можно
ожидать выигрыша от присоединения к таможенному союзу: во-первых, если в данной
стране спрос на импорт характеризуется высокой эластичностью; во-вторых, если
присоединение к таможенному союзу приведет к значительному снижению внутренних
цен в стране; наконец, в-третьих, если меньше разница в уровне в
странах—партнерах по союзу и в третьих странах. В целом выиграет страна или
проиграет от присоединения к таможенному союзу зависит от того, какой эффект
будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли.
Таможенный тариф (customstariff) — перечень товаров, облагаемых
таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым,
экспортируемым или транзитным товарам, систематизированный в соответствии с
товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таможенная пошлина (customsduty) — государственный денежный сбор
(налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества,
провозимых через границу страны.
Специфическая пошлина (specificduty) — таможенная пошлина, размер которой
определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения продукта (веса,
площади, объема и т.д.).
Адвалорная пошлина (advaloremduty) — таможенная пошлина, устанавливаемая
в виде процента от таможенной стоимости товара.
Фактический уровень таможенной защиты (effectiverateofprotection) — величина (в %), на которую
увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в
данной отрасли добавленная стоимость единицы продукции.
Оптимальная ставка тарифа (optimalrateofprotection) — уровень тарифа, обеспечивающий
максимизацию уровня национального экономического благосостояния в случае
монопсонии (оптимальный тариф на импорт) или монополии (оптимальный тариф на
экспорт).
Зона свободной торговли (freetradearea) — соглашение между странами, участники
которого ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют
национальные таможенные тарифы по отношению к третьим странам.
Таможенный союз (customsunion) — соглашение между странами,
предполагающее беспошлинную торговлю между участниками союза и установление
единого внешнего таможенного тарифа.
В предыдущей
главе были рассмотрены экономические последствия применения основных форм
тарифного регулирования внешней торговли. Таможенные тарифы остаются важнейшим
инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия
постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в
рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров: так,
средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых
странах снизился с 40—50% в конце 40-х гг. до 4—5% в настоящее время, а в
результате реализации соглашений «уругвайского» раунда переговоров ГАТТ он
должен составить около 3%. Однако степень воздействия государства на международную
торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного
расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в
настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные
меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине
90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией,
подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное
ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее открытыми, чем
таможенные пошлины,
нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий
правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле.
В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед Всемирной торговой организацией,
является постепенная отмена количественных ограничений или так называемая
тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими
эквивалентный уровень защиты).
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения
внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование
(контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или
стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну
(импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота)1 за определенный
период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее
лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт
ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную
торговлю.
Рассмотрим в качестве примера экономические последствия
установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна
(рис. 1, где Dd — спрос на зерно в данной стране, a Sd — внутреннее производство зерна). В
условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой
цены и равна Рw. При такой цене отечественные производители
не могут обеспечить всю потребность страны в зерне и объем импорта составляет D0 – S0. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту
размером Q, то общее предложение зерна на
внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и
предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на
зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Pf Более высокий уровень внутренней цены
стимулирует рост отечественного производства зерна до S1, но одновременно спрос сокращается до D1.
Рис.
1
Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для
благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область а + b + с + d + е). Отечественным
производителям введение квоты выгодно — они расширяют объемы производства и
реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного
выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход
государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции
должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены),
либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В
любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и
теми, кто их получает.
Таким образом, в результате введения импортной квоты
возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + е, т.е. результаты воздействия квоты и тарифа
на уровень благосостояния идентичны (конечно, это справедливо, если объем
лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке).
Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает
дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или
частично может достаться импортерам.