бесплатные рефераты

Ликвидность и платежеспособность банка

по активу:

·      ликвидные активы;

·      капитальные вложения;

по пассиву:

·      обязательства до востребования;

·      срочные обязательства.

Коэффициент мгновенной ликвидности (kмл) показывает способность банка погасить обязательства до востребования, в течение одного-двух банковских дней. Вероятность предъявления всех обязательств до востре­бования банку одновременно не очень большая. Однако, если банк начинает испытывать затруднения в своей ра­боте, изъятие клиентами средств с расчетных и текущих счетов может принять лавинообразный характер. В этом случае неспособность банка оперативно расплатиться по этому виду обязательств может привести к нарастанию сбоев в его работе.


kмл = ЛА/ОВ×100%.


Если полученный результат выше 100%, то даже при снятии всех средств, расположенных на счетах до вос­требования, банк справится с исполнением своих обяза­тельств, сохранив свою платежеспособность.

Этот коэффициент позволяет клиентам банка судить о том, как быстро банк может осуществить платежи по их платежным поручениям. И, таким образом, пред­ставляет большой интерес для потенциальных клиентов, которые интересуются условиями расчетно-кассового об­служивания в банке. По данной методике коэффициент мгновенной ликвидности kмл, превышающий 30% (по другим методикам - не менее 40%), спо­собен гарантировать своевременность осуществления банком платежей по текущим обязательствам. Допусти­мым является 70%. Критическое значение - 30%.

Коэффициент ликвидности по срочным обяза­тельствам. Этот коэффициент показывает, ка­кая часть срочных обязательств гарантированно может быть погашена в случае приостановления банком прове­дения операций.


kлсо = (ЛА - ОВ)/СрО×100%.


Как правило, к моменту предъявления данных обяза­тельств банку к оплате, в случае приостановленная по­следним проведения операций, ему уже будут предъявле­ны обязательства до востребования, поэтому для погаше­ния срочных обязательств у банка остается лишь часть ликвидных активов. На деле ситуация будет несколько другой. Кроме ликвидных активов, к моменту погаше­ния срочных обязательств банк будет располагать воз­вращенными ссудами, срок по которым истек (за выче­том просроченных ссуд по этим же срокам), и вероят­ность возврата, соответственно, может значительно воз­расти. Но, к сожалению, счета баланса по выданным ссу­дам не делятся по срокам, поэтому, анализируя баланс, невозможно определить, какой срок какая часть выдан­ных ссуд имеет. Кроме того, к серьезным финансовым трудностям (именно для такой ситуации и рассчитывает­ся коэффициент) банк приводит, в основном, рискован­ная кредитная политика, а в этом случае значительная часть кредитов оказывается невозвратной. Поэтому ре­ально расчет по обязательствам банка проводится за счет ликвидных активов, которыми банк располагает. Если величина коэффициента выше единицы, то банк гаран­тированно способен погасить все свои срочные обязатель­ства перед клиентами. Если величина коэффициента на­ходится в диапазоне от единицы до нуля, то банк гаран­тированно погасит лишь часть срочных обязательств. В этом случае играет роль длительность срока по заклю­ченной сделке. Чем короче срок, тем выше вероятность гарантированного возврата средств по обязательству. Ес­ли величина коэффициента меньше нуля, это значит, что погашение срочных обязательств возможно лишь за счет выданных ссуд, по мере их возвращения, и риск невоз­врата средств возрастает. Допустимым считается - 25%. Критическое значение - минус 50%.

Генеральный коэффициент ликвидности по срочным обязательствам (kглсо) показывает, какая часть срочных обязательств может гарантированно быть погашена как за счет ликвидных активов, так и капи­тальных вложений. В отличие от kлсо, генеральный коэф­фициент показывает, какую максимальную часть сроч­ных обязательств банк гарантированно может погасить.


kглсо = (ЛА + КВ - ОВ)/СрО×100%.


Допустимым является значение 50%. Критическим - 25%.

Для очень крупных банков критические и допустимые значения вспомогательных коэффициентов установить сложно, так как процессы, характеризующие ликвид­ность в таких банках, несколько отличаются от описыва­емых в модели. Поэтому для таких банков рассчитывае­мые коэффициенты носят скорее справочный характер.

Кроме того существуют следующие коэффициенты ликвидности, которые приведены в таблице №9:

1.3. Расчет коэффициентов ликвидности для Алматинского управления Туранбанка и их анализ

Расчет коэффициентов ликвидности приведен в таблицах №10, №11.

Сравним значения коэффициентов с контрольными значениями и дадим оценку ликвидности баланса:

1. Коэффициент мгновенной ликвидности на 31.12.1996 г. составил 29,56% при критическом значении 30%. Таким образом можно сказать, что значение близко к критическому, банк работал на грани потери ликвидности.

На 1.02.1997 г. значение коэффициента равно 2,19%, то есть значение значительно уменьшилось, в основном за счет уменьшения суммы ликвидных активов с 28,047 млн. тенге на 31.12.1996 г. до 1,507 млн. тенге на 1.02.1997 г. Это означает, что у банка не хватит ликвидных средств, чтобы в случае выставления требований по всем обязательствам до востребования их погасить, сохранив свою платежеспособность. При этом неспособность банка оперативно расплатиться по этому виду обязательств может привести к нарастанию сбоев в его работе.

Получить более ясную картину позволит расчет средних значений показателя за период.

Явным следствием недостатка ликвидных средств у Алматинского управления Туранбанка является наличие задержек платежей клиентам банка.

Оценка: низкая.

2. Коэффициент ликвидности по срочным обязательствам на 31.12.1996 г. составлял
(-286,85%) при критическом значении (-50%). Однако к 1.02.1997 г. значение этого показателя поднялось до (-25,55%). Это вызвано, в основном, увеличением суммы срочных обязательств, а не увеличением суммы ликвидных активов. Таким образом, банк не имеет ликвидных средств, позволяющих погасить требуемую долю срочных обязательств.

Банку необходимо проанализировать вероятность возврата ссуд, срок по которым истек, а также другие источники пополнения ликвидных активов.

Оценка: низкая.

3. Генеральный коэффициент ликвидности по срочным обязательствам на 31.12.1996 г. составлял (-54,45%), а на 1.02.1997 г. (-21,08%). В обоих случаях значение коэффициента гораздо ниже критического, равного 25%.

Из этого следует, что у банка недостаточно как ликвидных средств, так и капитальных вложений, чтобы гарантировано погасить обязательства до востребования и срочные обязательства банка.

Оценка: низкая.

4. Показательный коэффициент ликвидности показывает долю ликвидных активов в общей сумме активов. На 31.12.1996 г. эта доля составляла 5,64%, а на 1.02.1997 г. - 0,39%, что говорит о значительном снижении доли ликвидных активов. То есть банк не принял необходимых мер по увеличению суммы ликвидных активов, нехватка которых наблюдалась еще в декабре 1996 г.

Оценка: низкая.

5. Коэффициент полной ликвидности на 31.12.1996 г. составлял 23,69%, а на 1.02.1997 г. - 0,45%. Это говорит о несбалансированности активной и пассивной политике банка как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе и показывает, что привлеченные средства не обеспечены ликвидными активами. Возможно их использование на собственные нужды банка. Последствиями такого дисбаланса будет упущенная прибыль и увеличение убытков.

Оценка: низкая.

Таким образом, по проведенному анализу можно сказать, что Алматинское управление Туранбанка имеет очень низкую степень ликвидности, его положение очень нестабильно, что не позволит ему функционировать, если его руководство не предпримет ряд решительных мер для повышения надежности и устойчивости. В частности:

1.    Необходимо для управления ликвидностью планировать оттоки и притоки наличности, разработать график предстоящих платежей.

2.    Принять меры по взысканию просроченной ссудной задолженности и начисленных процентов за пользование кредитами, то есть улучшить состояние кредитного портфеля банка.

3.    Ликвидировать недостаток средств на корсчете банка.

4.    Проследить за тем, чтобы денежных средства на счетах актива не превышали денежные средства на счетах пассива.

5.    Необходимо устранить превышение текущих расходов над доходами.

2. Расчет пруденциальных нормативов на примере Алматинского управления Туранбанка и их анализ

Уставный фонд. По состоянию на 1 декабря 1996 года уставный фонд Алматинского управления Туранбанка 15035 тыс. тенге или 75,35 % к доведенному заданию. Дополнительное задание по формированию 11 эмиссии управлением выполнено на 44,5 % (3957,34 тыс. тенге при плане 8888,97 тыс. тенге).

По указанию Казтуранбанка (телеграмма №05008 от 4 декабря 1996 года) подписка на акции 11 эмиссии приостановлена.

В настоящее время в управлении 531 акционер: физические лица - 406, юридические лица - 125. Формирование уставного фонда осуществлялось только денежными средствами.

Существует книга регистрации юридических и физических лиц по выдаче свидетельств.

Для выплаты дивидендов резерв - 7284 тыс. тенге, для выплаты начисленных дивидендов - 4181,906 тыс. тенге, перечислено в Казтуранбанк - 3041,158 тыс. тенге. (60,924 тыс. тенге - дивиденды за 1994 год).

В соответствии с телеграммой Казтуранбанка из начисленных дивидендов направлено на пополнение уставного фонда - 1310,5 тыс. тенге. На погашение ссудной задолженности акционеров - 263,8 тыс. тенге, в том числе по юридическим лицам задолженность погашена на 212,5 тыс. тенге, а по физическим лицам - на 51,3 тыс. тенге.

Госпакет выкуплен на сумму 713,3 тыс. тенге, в том числе 503,3 тыс. тенге 115 работниками банка (приобретено в счет заработной платы), 210 тыс. тенге - новыми акционерами (200 юридических лиц, 10 физических лиц).

Пруденциальные нормативы. Выполнение пруденциальных нормативов Алматинским управлением Туранбанка представлено в таблице №12. Коэффициент достаточности - К1 не выполнен и на 1.12.96 составляет (-0,36) при норме 0,04.

Собственный капитал банка по состоянию на 1.12.96 г. составляет (-126147) тыс. тенге и с августа 1996 г. собственный капитал имеет отрицательную величину.

Как вытекает из таблицы №13, основными причинами уменьшения собственного капитала банка является рост суммы несформированных провизий и превышение текущих расходов над доходами.

Недостаток собственного капитала первого уровня по управлению на 01.12.96г составляло порядка 120000 тыс. тенге

Не выполняется коэффициент К2=СК/Ар. Показатель на 01.12.96г составил (-0,46) при норме 0,08.

Выполнение коэффициентов К1 и К2 зависит от состояния ссудного портфеля и сформированных провизий, которые описаны в таблице №14, т.е. они могут быть выполнены только в случае гашения клиентами просроченных кредитов, доля которых в общем объеме задолженности на 01.12.96г по управлению составила 82,8 (объем кредитных вложений составлял 207862 тыс. тенге, из них просроченных кредитов - 172196 тыс. тенге).

С момента действия Положения о пруденциальных нормативах, т.е. с 01.08.96г данные показатели Алматинским управлением ни разу не выполнялись.

Коэффициент ликвидности (отношение наличных денежных средств и быстрореализуемых активов к обязательствам) по состоянию на 01.12.96г был выполнен и составлял 0,29 при установленной норме 0,2. Выполнение обеспечено за счет получения от Головного банка средств на сумму 115000 тыс. тенге, которые управление направило на поддержание корсчета.

Таким образом, банк поддерживает ликвидность для того, чтобы осуществить свои обязательства, не нанося этим ущерб рентабельности.

Сумма обязательств банка из месяца в месяц уменьшается и по сравнению с 01.11.96г уменьшилась с 128740 тыс. тенге до 83526 тыс. тенге (на 45214 тыс. тенге), причиной чего является неуверенность населения в стабильность банковской системы (закрытие КРАМДС-банка).

Так средства на расчетных и текущих счетах клиентов на 1.12.96 г. (см. табл. №15) по сравнению с ноябрем месяцем 1996 г. уменьшились на 62267 тыс. тенге (56%), вклады и депозиты - на 1774 тыс. тенге (3%), что свидетельствует об оттоке средств со счетов клиентов.

Из таблицы №16 видно, что управлением с августа 1996 г. среднемесячные резервные требования не выполнялись. В октябре-ноябре 1996 г. образовался счет 918 «Расчетные документы, не оплаченные банком в срок». Управление дополнительно запросило в Казтуранбанке кредитные ресурсы в сумме 115000 тыс. тенге, которые направило на поддержание корсчета. С их получением Алматинское управление обеспечило выполнение среднемесячных резервных требований по состоянию на 01.12.96 г. (Рт - среднемесячные резервные требования 20832,45 тыс. тенге, Ра - среднемесячные резервные активы 23969,0 тыс. тенге, превышение составляет 3136,6 тыс. тенге).

Расчеты, произведенные по состоянию на 14.12.1996 г. также показывают выполнение управлением резервных требований (Рт=22264,88 тыс. тенге, Ра=16378,65 тыс. тенге и превышение составляет 5886,0 тыс. тенге).

Межбанковские кредитные ресурсы. Займы коммерческих банков у других кредитных учреждений являются одним из способов поддержания платеже­способности баланса коммерческого банка, обес­печения бесперебойности выполнения его обязательств является получение кредитов у других кредитных институтов. Решение о предоставлении кредита принимается на основе анализа финансово­го состояния коммерческого банка, перспектив погашения кредита, с учетом фактического формирования собствен­ных ресурсов и привлечения банком средств на расчетные, текущие, депозитные и другие счета предприятий и организаций, коопе­ративов. Выдача ссуд осуществляется на условиях и в суммах, ого­воренных в кредитном договоре, заключенном между банками. Кредитный договор содержит взаимные обязательства и ответствен­ность сторон, срок и размер кредита, порядок выдачи и погашения ссуды, уровень процентной ставки, условия ее изменения, порядок обеспечения кредита (залог, поручительство, гарантии) и другие параметры.

Управление по состоянию на 1.12.1996 г. приобрело в других банках кредитных ресурсов на сумму 206790,0 тыс. тенге, из них:

·      115000 тыс. тенге - ресурсы Национального банка, полученные Управлением от Головного банка (счет 893). Управление направило средства на поддержание корсчета. Проценты Казтуранбанку на истекший период частично уплачены в сумме 3750 тыс. тенге и причитающаяся плата в сумме 759,7 тыс. тенге числится на счете 948704 Алматинского управления.

·      42200,0 тыс. тенге (2100,0 тыс. тенге погашено в декабре), остаток по состоянию на 20.12.1996 г. составляет 40100 тыс. тенге. Данные кредитные ресурсы приобретены (счет 813) в Реабилитационном банке (договор №22 от 17.01.1996 г.) и выделены Алмалинскому отделению (счет 896). Кредитные ресурсы, купленные у других учреждений банков и передаваемые филиалам, должны были отразиться на счете 895, а не на счете 896.

Кредитные ресурсы выделялись Реабилитационным банком сроком на 3 месяца. По просьбе Алматинского управления Реабилитационный банк продлил срок возврата до 28.06.1996 г. Однако ресурсы согласно договора не возвращены и на сегодняшний день остаток по договору в сумме 40100 тыс. тенге является просроченным. Проценты по договору не уплачены в полной сумме с даты заключения договора, то есть с 17.01.1996 г. по 28.06.1996 г. уплачено 15084,7 тыс. тенге, а за период с 29.06.1996 г. по 31.12.1996 г. проценты не уплачены и причитается заплатить 10142,0 тыс. тенге.

Кроме того Управлением выделялись за счет собственных средств Алмалинскому отделению (счет 896) кредитные ресурсы в сумме 12309 тыс. тенге.

- 37000 тыс. тенге - ресурсы Казтуранбанка. Средства, выделены МЧП «Абылайхан». Из них 22000 тыс. тенге числятся за Управлением с прошлого года, 15000 тыс. тенге выделены 7.02.1996 г. Данные кредитные ресурсы многократно пролонгировались, снижалась процентная ставка, на сегодняшний день они полностью просрочены и плата по ним не уплачена. Причитающаяся плата за кредитные ресурсы отражена на счете 948704 в сумме 16916,0 тыс. тенге

- 12500 тыс. тенге - кредитные ресурсы, полученные Московского отделения Туранбанка на поддержание корсчета.

- 90 тыс. тенге - бесплатные кредитные ресурсы Национального банка (счет 893), выделенные на мобилизационные резервы. Данные кредитные ресурсы направлены на покрытие счета 820 «Кредиты на мобрезервы». По состоянию на 1.12.1996 г. имеется разница между выделенным лимитом (счет 893) и задолженностью (счет 820), которая прокредитована за счет собственных средств, что противоречит инструкции Госкомитета по матрезерву «О порядке финансирования, кредитования и бухгалтерского учета матрезервов» от 1.12.1992 г.

Достаточность средств на приобретение основных средств. При проблемах с текущей ликвидностью большую роль играет размер основных средств и достаточность средств на приобретение основных средств, которые показаны в таблице №17

Для покупки основных средств необходимо соблюдать соотношение, установленное Национальным банком. Данное соотношение не соблюдено и разница превышения счетов актива над счетами пассива растет. Основной причиной невыполнения достаточности является состояние кредитного портфеля Алматинского управления.

В соответствии с указаниями Национального банка в случае превышения суммы указанных счетов актива баланса над счетами пассива, основные средства необходимо либо получить в финансовый лизинг, либо получить долгосрочный кредит на их покупку.

О состоянии и использовании кредитных ресурсов, выполнении экономических нормативов и мероприятий по оздоровлению деятельности Управления

Направление ресурсов за 1996 г. характеризуется следующими данными, приведенными в таблице №18.

Как видно из таблицы, объем активных операций по Алматинскому Управлению по сравнению с 1.07.1996 г. снижен на 6,9 пунктов и на 1.11.1996 г. составил 373,5 млн. тенге, в том числе кредиты - 220,8 млн. тенге, из них в национальной валюте - 129,5 млн. тенге (58,6% от объема кредитования), в инвалюте - 83,3 млн. тенге (37,7%), долгосрочные кредиты - 8,1 млн. тенге (3,7%) и остальные активы - 152,7 млн. тенге.

Уменьшение объема активных операций в основном связано с уменьшением объема кредитования (на 20,5 млн. тенге), а также с резким уменьшением прочих активов (на 9,1 млн. тенге).

Не обеспечивается своевременное гашение выданных кредитов, в результате продолжает расти сумма просроченной кредитной задолженности. На 1.07.1996 г. размер такой задолженности составляет 11,3 млн. тенге или 46,1% в общем объеме кредитов, в то время как на 1.11.1996 г. просроченная задолженность возросла на 65,7 млн. тенге и составила 176,9 млн. тенге. В результате имеет место резкое ухудшение состояния ссудного портфеля, а, следовательно, увеличился план формирования провизии.

Введенный в июне 1996 г. Казтуранбанком мораторий на кредитование привел к уменьшению объема кредитования и, соответственно, к уменьшению получаемых доходов.

Резко возрос размер просроченных процентов - с 2,4 млн. тенге на 1.07.1996 г. до 30,5 млн. тенге на 1.11.1996 г.

Источники кредитных ресурсов

Источниками кредитования являются средства, мобилизованные на месте, ресурсы, выделенные в централизованном порядке Казтуранбанком, ресурсы, приобретенные у других банков, а также собственны ресурсы. Динамика состава ресурсов характеризуется следующими данными, отраженными в таблице №19.

Объем ресурсов является источником кредитования по сравнению с 01.06.1996 г. сократился на 9,2% и на 01.11.1996 г. составил 375,9 млн. тенге.

Наблюдается снижение объема ресурсов, мобилизованных на месте (на 79,8 млн. тенге или на 25,6%), при увеличении объема приобретенных ресурсов (на 46,2 млн. тенге или на 47,3%).

Размер ресурсов, мобилизованных на месте, снижен с 311,9 млн. тенге до 232,4 млн. тенге или на 25,6%.

Удельный вес ресурсов, мобилизованных на месте, на 01.06.1996 г. составлял 76,2% к общему объему ресурсов по управлению, тогда как на 01.11.1996 г. он уменьшился до 56,7%.

Уменьшение ресурсов, мобилизованных на месте, связано, в основном, с резким уменьшением временно свободных остатков на счетах предприятий и организаций - на 44,6 млн. тенге (210,3 млн. тенге на 01.07.96 г. и 165,7 млн. тенге на 01.11.96 г.).

Ввиду невозврата ссудозаемщиками просроченных ссуд, управление испытывает серьезные проблемы по обеспечению бесперебойного обслуживания расчетных и текущих счетов клиентов. С 30.09.96 в управлении функционирует 918 счет. Данное обстоятельство и вызвало уход клиентов в другие банки.

Другой причиной является резкое уменьшение средств населения на валютных вкладах - на 25,6 млн. тенге, на тенговых вкладах - на 11,9 млн. тенге, а также уменьшение размеров депозитов на 4,6 млн. тенге. Причиной этого является недоверие населения к банковской системе Республики Казахстан.

По состоянию на 01.11.1996 г. объем приобретенных ресурсов составлял 143,8 млн. тенге по сравнению с 97,6 млн. тенге на 01.07.96 г.

Приобретено кредитных ресурсов в Реабилитационном банке на 40,1 млн. тенге, в Почтабанке на 4,1 млн. тенге, в Казтуранбанке - 87,1 млн. тенге и в Московском отделении - 12,5 млн. тенге.

Ресурсы Реабилитационного банка были в январе выделены Аламалинскому и Жетысуйскому отделениям. Срок возврата ресурсов в Реабилитационный банк просрочен с 29.06.1996 г.

Для стабильного обслуживания клиентов Управление 04.10.1996 г. дополнительно приобрело в Казтуранбанке 50 млн. тенге, которые и были в основном направлены на обслуживание расчетных счетов клиентов, закрытие 918 счета, а также на возврат депозитов юридических и физических лиц.

Систематический характер носит несвоевременный возврат Управлением кредитных ресурсов и платы за пользование ими. По состоянию на 01.11.1996 г. просроченная сумма кредитных ресурсов числится в размере 139,7 млн. тенге. По ресурсам Казтуранбанка просроченная плата на 01.11.1996 г. составляет 16,5 млн. тенге.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в РК» и с целью обеспечения финансовой устойчивости банков, стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов вкладчиков Национальный банк установил с 01.06.1996 г. новые экономические нормативы, обязательные для выполнения. Расчет по этим нормативам показан в таблицах №№20-25.

Выполнение коэффициентов К1 и К2 зависит от состояния ссудного портфеля и формирования провизии. А степень формирования провизий - от прибыли банка, то есть коэффициенты К1 и К2 могут быть выполнены только в случае гашения клиентами просроченных процентов.

Основной причиной несоблюдения коэффициента ликвидности К4 является сложное состояние корсчета, которое вызвано невозвратом ранее выданных кредитов и неуплатой процентов за их использование. Эта же причина вызывает и невыполнение норматива среднемесячных резервных требований.

3. Анализ надежности банковской системы Республики Казахстан

Расчет рейтинга надежности банков журнала «Деньги» приведен в приложении (табл. №№26-39).

1. Генеральный коэффициент надежности (k1) равен отношению собственного капитала банка к работающим активам. Он показывает степень обеспеченности рискованных вложений банка к его собственным капиталам, за счет которого будут погашаться возможные убытки в случае невозврата того или иного работающего актива.

Работающие активы =     ценные бумаги + нетто ссуды и лизинги + инвестиции в капитал других юридических лиц + обязательства клиентов по непогашенным акцептам.

2. Коэффициент мгновенной ликвидности (k2) равен отношению ликвидных активов банка к его обязательствам до востребования. Он показывает, использует ли банк клиентские деньги в качестве собственных кредитных ресурсов.

Ликвидные активы =      наличная валюта + счета в Национальном банке + счета в других банках.

3. Кросс-коэффициент (k3) показывает отношение всех обязательств банка к работающим активам.

4. Генеральный коэффициент (k4) равен отношению ликвидных активов и защищенного капитала к суммарным обязательствам банка. Он показывает обеспеченность средств, доверенных банку клиентами, ликвидными активами, недвижимостью и ценностями.

Защищенный капитал =  Монетарные драгоценные металлы + основные средства (за вычетом амортизации) + прочая недвижимость.

5. Коэффициент защищенности капитала (k5) равен отношению защищенного капитала к собственному. Он показывает насколько банк учитывает инфляционные процессы и какую долю своих активов помещает в недвижимость, ценности и оборудование.

6. Коэффициент фондовой капитализации прибыли (k6) показывает соотношение собственных ресурсов банка к уставному фонду. Наряду с эффективностью работы банка характеризует его независимость от отдельных учредителей.

Расчет итогового балла надежности производится по формуле

На рисунках 4-9 показано выполнение коэффициентов представлено в виде диаграмм.

Глава 3. Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности банка

В качестве итогов всего вышеизложенного в данной дипломной работе я хочу представить рекомендации, способствующие повышению ликвидности и платежеспособности банка, который оказался на пределе своей ликвидности, а это возможно из-за ошибок в его политике, недооценки рынка, недостатков в аналитической работе и других причин, и который вынужден прибегать к срочным мерам.

Во-первых, банку с неустойчивым положением можно посоветовать улучшить организационную структуру банка, то есть уделить внимание развитию менеджмента, в частности, создать, например, службу внутреннего аудита, что позволило бы снизить злоупотребления внутри банка.

Во-вторых, банку необходимо оценивать ликвидность баланса путем расчета коэффициентов ликвидности. В процессе анализа баланса на ликвидность могут быть выявлены отклонения в сторону как снижения минимально допустимых значений, так и их существенного превышения. В первом случае ком­мерческим банкам нужно в месячный срок привести показатели ликвидности в соответствие с нормативными зна­чениями. Это возможно за счет сокращения прежде всего межбанковских кредитов, кредиторской задолженности и других видов привлеченных ресурсов, а также за счет увеличения собственных средств банка. Однако следует иметь в виду, что привлечение до­полнительного капитала в форме выпуска новых акций вызовет сокращение дивидендов и неодобрение пайщиков.

С другой стороны, для коммерческого банка, как и любого другого предприятия, общей основой ликвидности выступает обеспечение прибыльности производственной деятельности (выполняемых операций). Таким образом, если фактическое значение основного нормативного коэффициента ликвидности оказывается намного больше, чем установленное минимально допустимое. то деятельность такого банка будет отрицательно оцениваться его пайщиками, с точки зрения неисполь­зованных возможностей, для получения прибыли. В этой связи следует заметить, что анализ ликвидности баланса должен проводиться одновременно с анализом доходности банка. Опыт работы коммер­ческих банков показывает, что банки получают больше прибыли, когда функционируют на грани минимально допустимых значений нормативов ликвидности, т.е. полностью используют предостав­ляемые им права по привлечению денежных средств в качестве кредитных ресурсов.

В то же время особенности его работы как учреждения, основывающего свою деятельность на использовании средств клиентов, диктует необходимость применения показателей ликвидности. Максимальная ликвидность достигается при максимизации остатков в кассах и на корреспондентских счетах по отношению к другим активам. Но именно в этом случае прибыль банка минимальна. Максимизация прибыли требует не хранения средств, а их использования для выдачи ссуд и осуществления инвестиций. Поскольку для этого необходимо свести кассовую наличность и остатки на корреспондентских счетах к минимуму, то максимизация прибыли ставит под угрозу бесперебойность выпол­нения банком своих обязательств перед клиентами.

Следовательно, существо банковского управления ликвидностью состоит в гибком сочетании противоположных требований ликвидности и прибыльности. Целевая функция управления ликвидностью коммерческим банком заключается в максимизации прибыли при обязательном соблюдении устанавливаемых и опреде­ляемых самим банком экономических нормативов.

В-третьих, банк должен определять потребность в ликвидных средствах хотя бы на краткосрочную перспективу. Как уже отмечалось, прогнозирование этой потребности может осуществляться двумя методами. Один из них предполагает анализ потребностей в кредите и ожидаемого уровня вкладов каждого из ведущих клиентов, а другой - прогнозирование объема ссуд и вкладов. Оба рассмотренных метода имеют недостаток: они опи­раются на средний, а не предельный уровень ликвидности. Это может быть достаточным для оценки ликвидно­сти банковской системы в целом, но оно не подскажет руководству отдельного банка, какова должна быть его кассовая наличность на следующей неделе, чтобы покрыть изъятие вкладов и заявки на кре­дит. Только анализ счетов отдельных клиентов банка позволят ему определить потребности в наличных деньгах на данный момент.

В решении этой задачи поможет также предварительное изучение хозяйственных и финансовых условий на местном рынке, специфики клиентуры, возможностей выхода на новые рынки, а также перспективы развития банковских услуг, в том числе, открытие новых видов счетов, проведение операций по трасту, лизингу, факторингу и т.д. Причем, кроме местных факторов, необходимо учитывать также и общенациональные. Например, изменения в денежно-кредитной политике, в законодательстве и т.д.

Изучение всего этого, а также прогнозирование поможет банку более точно определить необходимую долю ликвидных средств в активе банка. При этом банк должен опираться на свой опыт.

Исходя из спрогнозированной величины необходимых ликвидных средств банку нужно сформировать ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера.

В-четвертых, под­держание ликвидности на требуемом уровне осуществляется при помощи проведения определенной политики банка в области пассивных и активных операций, вырабатываемой с учетом конкретных условий денежного рынка и особенно­стей выполняемых операций. То есть банк должен разработать грамотную политику управления активными и пассивными операциями.

При этом в управлении активами банку следует обратить внимание на следующие моменты:

1.    Управление наличностью должно быть более эффективным, то есть необходимо планировать притоки и оттоки наличности и разработать графики платежей.

2.    Сроки, на которые банк размещает средства, должны соответствовать срокам привлеченных ресурсов. Не допустимо превышение денежных средств на счетах актива над денежными средствами на счетах пассива.

3.    Акцентировать внимание на повышении рентабельности работы в целом и на доходности отдельных операций в частности. Так в управлении кредитным портфелем необходимо:

a)    контролировать размещение кредитных вложений по степени их риска, форм обеспечения воз­врата ссуд, уровню доходности. Кредитные вложения банка можно классифицировать с учетом ряда критериев (уровень кредитоспособ­ности клиента, форма обеспечения возврата кредита, возможность страхования ссуд, оценка надежности кредита экономистом банка я др.) Доля каждой группы кредитов в общей сумме кредитных вложений коммерческого банка и ее изменение служат основой для прогнозирования уровня коэффициента ликвидности, показывают возможности продолжения прежней кредитной политики банка или необходимость ее изменения. Группировка ссуд по отдельным заемщикам, осуществляемая при помощи ЭВМ, позволяет ежедневно контролировать уровень коэффициентов ликвидности и анализировать возможности дальнейшей выдачи крупных кредитов самостоятельно банком или путем участия в банковских кон­сорциумах;

b)   анализирование размещения кредитов по срокам их погашения, осущест­вляемое путем группировки остатков задолженности по ссудным счетам с учетом срочных обязательств или оборачиваемости кредитов на шесть групп (до 1 мес.; от 1 до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; от б до 12 мес.; от 1 до 3 лет: свыше 3 лет), которое служит основой для прогнозирования уровня текущей ликвидности баланса банка, рас­крытия «узких» мест в его кредитной политике;

c)    анализировать размещение кредитов по срокам на основе базы данных. В частности, разработан метод анализа предстоящего погашения и предстоящей выдачи кредитов в ближайшие 30 дней по отдельным клиентам и видам ссуд (на основе кредитных договоров и оборачиваемости кредитов), который позволяет конт­ролировать высвобождение ресурсов или возникновение потребности в них. Такой анализ можно делать ежедневно, а также с учетом данных кредитных договоров, находящихся на стадии проработки. Результаты анализа могут использоваться коммерческими банками для опе­ративного решения вопросов по покупке или продаже ресурсов. Такой анализ раскрывает глубинные, скрытые процессы, выявляет те тенденции, которые при прочих неизменных обстоятельствах могут вызывать падение уровня ликвидности и платежеспособности коммерческого банка, дает возможность предупредить эти последствия путем вне­сения коррективов в политику банка.

d)   тщательнее изучать кредитоспособность заемщиков;

e)    ограничить размер кредита, предоставляемого одному заемщику частью собственных средств;

f)     выдавать кредиты возможно большему числу клиентов при сохранении общего объема кредитования;

g)    повысить возвратность кредитов, в том числе за счет более надежного обеспечения;

h)    принять меры по взысканию просроченной ссудной задолженности и начисленных процентов за пользование кредитами;

4.    Применять методы анализа группы расчет­ных счетов клиентов и интенсивности платежного оборота по корреспондентскому счету банка. Результаты такого анализа служат основой для аргументированной перегруппировки активов баланса банка.

5.    Изменить структуру активов, т.е. увеличить долю ликвидных активов за счет достаточного погашения кредитов, расчистки баланса путем выделения на самостоятельный баланс отдельных видов деятель­ности, увеличение собственных средств, получение займов у других банков и т.п.

6.    Работать над снижением риска операций. При этом необходимо помнить, что срочные меры, предпринимаемые кредитными институтами для поддержания своей ликвидности и платежеспособ­ности, как правило, связаны с ростом расходов банка и сокращением их прибыли. Управление рисками несбалансированности баланса и неплатежеспособности банка снижает возможные убытки банков, создает прочную основу для их деятельности в будущем. Система управления рисками несбалан­сированности баланса и неплатежеспособности банка ориентируется на требования Национального банка страны о соблюдении коммерческими банками установленных норм ликвидности и платежеспособности. Для распознавания рисков несбалансированности ликвидности баланса и неплатежеспособности коммерческого банка требуется создание специальной системы ежедневного контро­ля за уровнем приведенных выше показателей ликвидности, анализа факторов, влияющих на их изменение. Для этого целесообразно создание базы данных, позволяющей оперативно получать всю необходимую информацию для выполнения аналитической работы, на основе ко­торой будет формироваться политика банка. В качестве источников для формирования базы данных нами рассматриваются заключенные и прорабатываемые кредитные и депозитные договора, договора о займах у других банков, сведения о потребности в кредите под товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, ежедневная сводка оборотов остатков по балансовым счетам, ежедневная ведомость остатков по лицевым счетам, сведения по внебалансовым счетам, сведения об оборачиваемости кредитов и т.п.

В управлении пассивами банку можно порекомендовать:

1.    Применять метод анализа размещения пассивов по их срокам, который позволяет управлять обязательствами банка, прогнозировать и менять их структуру в зависимости от уровня коэффициентов ликвидности, проводить взвешенную политику в области аккумуляции ресурсов, влиять на платежеспособность.

2.    Разработать политику управления капиталом, ФСН и резервами.

3.    Следить за соотношением собственного капитала к привлеченному.

4.    Проанализировать депозитную базу банка:

a)    обратить внимание на структуру депозитов: срочные и сберегательные депозиты более ликвидны, чем депозиты до востребования;

b)   определить стратегию поддержания устойчивости депозитов. Частью такой стратегии выступает маркетинг - повышение качество обслуживания клиентов, с тем чтобы они оставались верными банку и во время кризисных ситуаций. Повышение срока сберегательных депозитов, их средней суммы также смягчает колебания депозитов во время кризисов.

c)    учитывать не только стабильность, но и источник депозитов, то есть депозиты физических лиц более надежны, чем депозиты юридических лиц, в силу различий в размерах вкладов.

d)   привести в соответствие учет кредитных ресурсов;

e)    оценивать надежность депозитов и займов, полученных от других кредитных учреждений.

f)     сократить обязательства до востребования при помощи перегруппировки пассивов по их срокам.

В целом же, для распознавания рисков несбалансированности ликвидности баланса и неплатежеспособности коммерческого банка требуется создание специальной системы ежедневного контроля за уровнем приведенных в первой и второй главах показателей, анализа факторов, влияющих на их изменение. Для этого целесообразно создание базы данных, позволяющей оперативно получать всю необходимую информация для выполнения аналитической работы, на основе которой будет формироваться политика банка. В качестве источников для формирования базы данных банком могут рассматриваться заключенные и прорабатываемые кредитные и депозитные договора, договора о займах у других банков, сведения о плановой потребности в кредите, ежедневная сводка оборотов остатков по балансовым счетам, ежедневная ведомость по лицевым счетам, сведения по внебалансовым счетам, сведения об оборачиваемости кредитов и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 РЕФЕРАТЫ