бесплатные рефераты

Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

    Рост разви­тия туризма создаёт проблемы в транспортной инфраструкту­ре. Ожида­ется реконструкция транспортной инфраструктуры во всех регионах мира, что потребует новых инвестиций. С развитием туризма особую значи­мость приобретает его безопасность.

    Развитие международных отношений при­вело к увеличению числа сегментов рынка туризма, ориентиро­ванных на определенные потребности с учетом демографиче­ских и социальных изменений, образа жизни и интересов раз­ных групп населения[15].

    Популяр­ными стали поездки в национальные парки, заповедники, на сафари, лыжные курорты. Возросла популярность всемирно известных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировой культуре. Новые технологии в электронике, спутниковой связи и космическом машинострое­нии оказывают значительное влияние на рост рынка туризма. Ожидается рост популярности образовательных туров. Спортивные мероприятия способствуют повышению интереса к путешествию. Частота проведения соревнований по различ­ным видам спорта будет увеличиваться, что повысит спрос на туристские поездки.

    Рост международного туристского рынка выдвигает повы­шенные требования к поставщикам в туризме. Исследования гостиничной индуст­рии «TTG World Hotel Report», проведенные «Miller Freeman Group», показали, что:

Ø     налоговое бремя отелей будет увеличиваться, и доля туриз­ма в общем, объеме налогов повысится с 10,4 (1996 год) до 11 % (2006 год);

Ø     возрастут расходы правительств на пропаганду туризма;

Ø     только 30 % всех отелей Европы относятся к гостинич­ным цепям;

Ø     в гостиничной индустрии ускоряется процесс слияния ком­паний, отмечается увеличение количества договоров франшизы и внешних инвестиций.

    Использование авиатранспорта как самого скоростного средства доставки туристов к месту назна­чения возрастет. Большие изменения произойдут в наземном и водном транс­порте.

    На конференции ВТО в Лис­сабоне по результатам исследования «Tourism: 2020 Vision» провозглашены пять перспективных туристских направлений XXI века – это: приключенческий туризм, круизы, экотуризм, культурно-познавательный туризм и тематический туризм.

    По прогнозу ВТО, в XXI веке ожидается туристский бум: число путешествующих в мире к 2020 году приблизится к 1,6 млрд. (в 1997 году путешествовало 612 млн. человек).

    Крупнейшее британское туристское издательство «Travel & Tourism Intelligence» (TTI), входившее в «Economist Intelli­gence Unit», опубликовало исследования, содержащие долго­срочные, вплоть до 2010 года, прогнозы развития международного туризма. Был проведен анализ данных 30 крупнейших выездных рынков, представляющих 90 % объема мирового туризма, и сде­лан прогноз относительно числа поездок туристов за границу. Согласно прогнозу темпы роста международного туризма будут снижаться (Приложение М). Темпы роста международного туризма в мире составят 4,4 % к 2005 г. и 4,3 % - к 2010 году.

    Для оценки перспектив роста туристских потоков принято использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, высокий и выше среднего.

    Согласно прогнозу «Travel & Tourism Intelligence» (TT1) Ев­ропа как регион выездного туризма имеет хорошую базу роста по всем направлениям, за исключением Южной Азии. Однако рост выездного туризма из Европы и Средиземноморья заметно замедлится, тогда, как темпы увеличения числа поездок за гра­ницу в странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высо­кими, несмотря на недавние экономические трудности в регио­не. В 1989 году туризм из Европы составлял 69 % всего рынка вы­ездного туризма, к 1995 году его объем упал до 58 %, а прогноз на 2010 год дает цифру 49 %. На состояние европейского рынка туризма оказывает влияние тенденция к предпочтению европей­цами путешествий по Европе[16].

    Америка имеет показатель ниже среднего как по перспекти­вам роста внутрирегионального туризма, так и по туристским потокам в Южную Азию и страны Ближнего Востока.

    Южная Азия испытывала политическую нестабильность в 90-е годы, что вызвало спад выездного и въездного туризма. Пер­спективы выездного туризма из Индии можно оценивать сред­ним показателем. Основными регионами по приему выездного туризма из Южной Азии станут Восточная Азия и страны Тихо­океанского бассейна. Перспективы въездного туризма в Южную Азию оцениваются показателем выше среднего.

    Ближний Восток имеет в перспективе условия для роста выездно­го туризма и позволяет оценивать его показателем выше среднего. Оценка перспектив въездного туризма проблематич­на: с одной стороны, стабильность в регионе могла бы уси­лить рост въездного туризма, с другой стороны, привлекатель­ность региона выражена неясно, идет процесс изучения и иссле­дования этой ситуации.

    Африка как регион состоит из множества субрегионов со сложившимися для каждого из них тенденциями развития туризма. Проблемы, присущие этому континенту, ограничивают потенциальный рост регионального туризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов роста перспектив как выездного, так и въездного туризма.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

    Страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна могут быть оценены в перспективе показателем выше среднего, как по выездному, так и по въездному туризму. Эта тенденция сохранится в связи с высоким ростом населения в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Индоне­зия, Малайзия, Таиланд, а также за счет того, что Китай расши­рит поездки в соседние страны.

    Согласно прогнозу ВТО Китай к 2020 году станет ведущим туристским направлением в мире, обо­гнав лидирующую пятерку - Францию, США, Испанию, Ита­лию и Великобританию. Пока Китай занимает шестое место (22 млн. прибытий). Предполагается, что при ежегодном прирос­те 8 % число туристских прибытий в Китай достигнет к 2020 году -  137,1 млн. (Приложение Н).

    Вторым по популярности туристским направлением станут США (102,4 млн. прибытий), затем - Франция (93,3 млн.), Испа­ния (71,0 млн.) и Гонконг (59,3 млн.). Великобритания окажется на седьмом месте (52,8 млн. прибытий).

    Всего к 2020 г. количество международных прибытий соста­вит 1,6 млрд., что в 3 раза превысит показатели 1995 г. Ежедневные расходы туристов, за исключением средств на авиаперевозки, увеличатся до 5 млрд. долл. в день.

    По прогнозу ВТО, ожидается бурное развитие выездного ту­ризма. Крупнейшими странами-поставщиками туристских пото­ков станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания. Россия, население которой получило возможность массовых вы­ездов за рубеж только в 1990 году, поставит на международный рынок 30 млн. туристов к 2020 году[17].

    Большие изменения на крупнейших рынках ожидаются в структуре выездного туризма. Доля межрегиональных по­ездок на дальние расстояния увеличится с 15% в 1995 году до 25 % в 2010 году.  Тенденция роста объясняется тем, что люди бу­дут больше путешествовать, их перестанут устраивать тради­ционные направления, они будут отдавать предпочтение «но­вому».

    Согласно прогнозу ВТО число зарубежных туристских поез­док к 2010 году достигнет 964 млн., но будет расти значительно меньшими темпами (Приложение П). Ожидаются крупные изменения в спросе на многих ведущих рынках - по­ставщиках туристов.

    Экономическая слабость новых политических структур в Восточной Европе является реальным препятствием для вовлечения населения этих стран в зарубежный туризм. Объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет расти в основном в направлении с Востока на Запад. Расшире­нию международного рынка туризма будут способствовать уси­лия стран ЕС, направленные на развитие такого еще недоста­точно освоенного его сектора, как авиаперевозки. Предстоит преодолеть барьеры сопротивления со стороны национальных перевозчиков ряда стран ЕС. Проводимая ЕС политика «откры­того неба» направлена на незначительную корректировку воз­можностей сектора авиаперевозок с целью предоставления пас­сажирам существенного снижения цен и большего выбора на­дежных авиакомпаний.

    Для развивающихся стран международный туризм станет ис­точником не только поступления иностранной валюты, но и ор­ганизации новых рабочих мест. Почти все развивающиеся страны понимают целесообразность развития международного туризма. Правительства этих стран при плани­ровании мер по развитию туризма должны принимать во внима­ние экономические, социальные и культурные потребности на­селения[18].

    Для развития и совершенствования международного туризма, как отрасли экономики необходим тщательный подход в изучении  индустрии туризма, который предусматривает проработку организации и технологий  работы туристских фирм, их взаимодействия с организациями поставщиками услуг.



























Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях

2.1. Организация и технология  работы туристских фирм

    Разработка туристского продукта – достаточно сложный, многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении яда условий: проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды туристского продукта; определение видов, форм, элементов туристского продукта, анализ реальных затрат на разработку и реализацию предполагаемого к продаже туристского продукта; оценка экономической эффективности и целесообразности разработки туристского продукта на основе данных о его предполагаемых доходах и расходах.

    Процесс разработки и реализации туристского продукта потребителю включает четыре этапа.

1.     Исследование рынка, спроса и предложения, разработка программы тура, его экономическая и ценовая проработка.

2.     Экспериментальная оценка разработанной услуги и турпродукта, т.е. первый пробный тур, презентация продукта е его реклама, анализ предполагаемого спроса на данный турпродукт.

3.     Внедрение туристского продукта; проработка технологической документации (договоров, графиков заезда, программа обслуживания и др.); обучение персонала его стимулирование.

4.     Формирование системы управления производством и сбытом нового турпродукта, обеспечивающей его реализацию и постоянное совершенствование в соответствии с запросами потребителей.

    Планирование туров – изначальная функция турфирмы, которая должна обеспечить создание привлекательного и конкурентоспособного турпродукта для его последующей реализации на рынке. Для этого необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса, а именно: территориальные границы рынка (город, район, область, регион); социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, пенсионеры, домохозяйки и др.); виды туризма и цели путешествий; возможные объемы и сезоны поездок и т. п.

    На основе тщательного изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса фирма должна определить содержание своего турпродукта, куда входят: страна путешествия и вид туризма, сезон и продолжительность поездок, маршрут, общее количество групповых или индивидуальных туров, пакет и классность услуг.

    На основе всех вышеуказанных оценочных данных туристской фирме следует подготовить (в письменной форме) набор конкретных туров или серий туров для последующего обсуждения с иностранным партнером (принимающей фирмой) и поставщиками услуг.

    При формировании турпродукта важно учитывать требования потенциальных клиентов, поэтому фирме необходимо выделить ту целевую группу потребителей, на которую направлен её продукт, т.е. выбрать иностранного партнера. Реализовать вновь разработанные туры турфирма может через уже существующие каналы сбыта, т.е. тех партнеров в стране, с которыми она работала ранее.

    Если российская турфирма впервые выходит на международный рынок или на какое-то новое направление, то перед ней стоит задача поиска подходящего партнёра (контрагента). Контрагентами в международной торговле называют стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг. К критериям выбора фирмы-контрагента относится наличие юридического основания (лицензии) заниматься продажей туруслуг, её деловая характеристика – деловое реноме, а также учет  опыта прошлых сделок[19].

    На основании данных критериев туристская организация выбирает 3-4 фирмы-партнера для последующего длительного изучения и работы с ними. Это позволяет её в дальнейшем в меньшей степени зависеть от какого-либо одного партнера и проводить более гибкую рыночную политику.

    Следующий момент деятельности по формированию турпродукта – согласование с контрагентом программы обслуживания.

    При заключении договора между туроператором и турагентом (либо между отправляющим туроператором и принимающим туроператором) сначала составляется программа обслуживания туристов в виде набора услуг, без распределения по конкретным дням обслуживания.

    При проведении переговоров между принимающей и отправляющей фирмами обсуждаются маршрут тура, его программа, пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам.

    Перед заездом туристов турфирмы составляют маршрут по дням,  вручают туристу путевку или ваучер.

    Технология организации и проведения тура определяется качеством обслуживания, что включает формирование программы обслуживания и составления, ежедневных экскурсионно – досуговых программ.

    Оптимальная программа обслуживания – это  программа, которая учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания (вид туризма) с точки зрения содержания, состава услуг, их количества и порядка предоставления. Каждый из видов туризма (деловой тур, конгрессный тур, фольклорный тур, тур с целью отдыха и экскурсионно-познавательный тур и др.) предполагает определенный уровень комфортности обслуживания и соответствия программы обслуживания цели путешествия.

    К принципиальным вопросам сделки с турфирмой-контрагентом относятся условия расчетов за туристов. Для расчетов между фирмами используются банковские переводы, дорожные чеки, наличная валюта, которую привозит сопровождающий группы и по прибытии в первый пункт страны-пребывания сдает её представителю принимающей фирмы. Российские турфирмы, осуществляющие операции как по направлению российских туристов за границу, так и по приему иностранных туристов через одну и ту же иностранную фирму, могут вести с ней расчеты на основе взаимозачета. По окончании всех операций подсчитывается сальдо, которое выплачивается одной из сторон другой стороне.

    В международном турбизнесе в большинстве случаев применяется предварительная оплата и  определяется день платежа. Санкции за просрочку платежей или пени, размер которых составляет 0,05% суммы задолженности за каждый день задержки платежа. Следует также учитывать ответственность за аннуляцию тура. В соответствии с действующими в международном туристском бизнесе правилами и обычаями потерпевшая сторона может настаивать на компенсации расходов, понесенных в связи с аннуляцией (затраты фирмы на оплату труда персонала, связь, транспорт итп.)[20].

    Все предприятия и организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов во время прохождения тура, в туристской практике принято называть поставщиками услуг. К ним относятся предприятия, предоставляющие средства размещения, предприятия питания, экскурсионные фирмы, транспортные компании и предприятия, шоу-, кино-, видео- и другие подобные организации, спортивные предприятии и сооружения, рекреационные предприятия, бытовые фирмы, торговые организации и многие другие. Поставщики услуг подбираются по региональному интересу, виду туризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребителей в возрастном, социальном и экономическом плане. Каждый сегмент потребителей требует определенной специфики обслуживания и, следовательно, соответствующих поставщиков услуг (Приложение Р).

    Следующим моментом организации работы туроператора по формированию туров является этап расчета стоимости тура и согласования с контрагентом цены пакета услуг.

    К основным факторам, влияющим на уровень цен на туруслуги, относятся следующие:

1.     внешние факторы: соотношение спроса и предложения, уровень и динамика конкурирующих цен, государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности, политическая ситуация в стране, потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы;

2.     внутренние факторы или цели ценообразования: выживание – используется, когда доходность бизнеса резко падает; максимизация текущей прибыли (проведение анализа спроса и затрат при различных ценах, выбирается тот уровень, который даёт максимально высокую прибыль);  лидирующее положение на рынке способствующее наращиванию рыночной доли; достижение высокого качества обслуживания – для этого требуется высококвалифицированный персонал; покрытие будущих затрат (реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта); издержки на производство, распределение и продвижение турпродукта.

    Существует три метода ценообразования:

1.     На основе издержек, или затратный метод. Он построен на калькулировании полной себестоимости турпродукта. Оно используется теми турфирмами, которые стремятся в первую очередь получить прибыль от инвестиций.

2.     С ориентацией на уровень конкурентов – метод, достаточно характерный для туристских организаций. При нем цены устанавливаются ниже, выше или на уровне рыночных в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной или предполагаемой реакции конкурентов. Его отличительная особенность – отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.

3.     С ориентированный на спрос – метод, основанный на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Он применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении турпродукта клиентами. При этом выявляется потолок цен – максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу.

    При разработке ценовой стратегии турфирма должна использовать три перечисленных метода ценообразования во взаимосвязи, поскольку ориентация только на один из них не способствует проведению гибкой ценовой стратегии и может привести к косвенным или прямым убыткам.

    Цена имеет два предела – нижний и верхний: нижним пределом выступают понесенные затраты, т.е. себестоимость турпродукта; верхний определяется спросом на данный вид турпродукта[21].

    Затратный метод подразумевает, что себестоимость турпродукта отражает все затраты турфирмы на организацию поездки. Это сумма цен, тарифов, расценок на услуги, предоставленные туристам:  визы и страховки, проживание, питание, транспортные услуги, экскурсионная программа, услуги гида-переводчика, косвенные расходы (затраты на содержание и управление туристской организации).

    Продажная  цена включает, кроме полной себестоимости, косвенные налоги и прибыль. Норма прибыли для туристских организаций составляет 20 %, её величина корректируется с учетом спроса, предложений и уровня конкуренции на рынке туруслуг. Туристские  организации применяют также скидки со стоимости турпродукта. Например, сезонные скидки, скидки для детей и т.д.

    При разработке продажных цен на турпродукт учитывается   комиссионное вознаграждение посредникам. Практика туристского бизнеса различает следующие виды комиссионного вознаграждения посредникам:

1.     комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредников (комиссия для оптовиков);

2.     розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера.

     Структура продажной цены на туристский продукт состоит из: себестоимости туристских услуг, косвенных налогов (по отдельным видам услуг), прибыли туроператора, скидки для отдельных групп туристов по отдельным видам услуг, надбавки или скидка (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента.

    При заключении договора между туроператором и турагентом возможны следующие варианты:

1.     Туроператор продает турагенту пакет услуг по цене, которую он должен получить с последнего. В данном случае турагент делает в свою пользу надбавку не цену туроператора. Туроператор не вмешивается в процесс установления этой надбавки.

2.     В целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагенту пакет услуг для реализации по твердой фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.

    Метод ориентации на цены основных конкурентов и уровень потребительского спроса позволяет выходить на зарубежные рынки с реальными ценами, учитывающими конкуренцию и стимулирующие спрос. В это же время эти цены должны обеспечивать получение производителям туруслуг определенной прибыли.

    Для определения цены рассчитывается средний уровень цен на рынке на основе справочников туруслуг, каталогов, рекламных проспектов турфирм и гостиниц. Цены отражают колебание спроса в различные периоды года, когда затраты и прибыль распределены неравномерно. Цены падают в «мертвый сезон» и растут в «пиковый сезон» с учетом прибыли. Разница между сезонными и несезонными ценами достигает 20-25%.

    При фиксировании цены пакета услуг могут использоваться три варианта: цена пакета в расчете на одного туриста, цена пакета в расчете на группу, дифференцированные цены на одного туриста в зависимости от численности группы (используются как компромисс в соглашении между отправляющей и принимающей фирмами).

    Все многообразие способов реализации туристских услуг можно свести к двум типам каналов сбыта: прямым и косвенным. Прямые каналы сбыта обеспечивают непосредственную связь туристской организации-производителя с потребителем. В связи с развитием информационных технологий организации осуществляют продажу туруслуг через глобальные компьютерные системы резервирования, через Интернет и прочие системы бронирования[22].

    Другим каналом сбыта туруслуг является косвенный, т.е. через посредника. Роль посредника между организациями – производителями туруслуг и потребителем осуществляет туроператор, в функции которого входит закупка в больших объемах туруслуг у производителей, формирование на их основе турпродуктов и их реализация либо самостоятельно, либо через посредников.

    В настоящее время крупные турфирмы при осуществлении сбытовой политики используют следующие каналы сбыта своей продукции: открытие собственного представительства, агентств в различных районах города или в других городах страны и за рубежом; заключение франчайзингового соглашения с независимым турагенством; заключение агентского соглашения, при котором стороны берут на себя определенные обязательства-ограничения; заключение между турфирмами агентского соглашения, не имеющего каких-либо ограничений.

    Чаще всего туроператоры используют разветвленную турагентскую сеть (Приложение С). Существует три условных агентских сетей туроператора:

Ø     туроператор – турагенство – турист;

Ø     туроператор – турагенство-оптовик – агент  – турист;

Ø     туроператор – турагенство-оптовик – турагенства  – турист.

    Сотрудничество турфирм оформляется либо франчайзинговым соглашением, либо агентским договором. В настоящее время в России наиболее часто используется договор, который имеет форму агентского соглашения. В нем два участника: принципал – лицо, поручающее выполнить определенные услуги, агент – лицо, принимающее поручение принципала выполнить эти услуги на определенных условиях за агентское вознаграждение. Принципал оговаривает с агенством его обязанности, но и принимает ряд своих обязанностей.

    Правила продажи должны содержать условия бронирования и продвижения тура, его стоимость и порядок оплаты, требования к паспортам и визам, условия изменения и отказа от подтвержденного тура, обязательства и ответственность сторон, действия в случае возникновения претензий, условия страхования. Частные же условия путешествия по конкретно приобретенному туру излагаются в туристской путевке, которая в этом случае обретает статус письменного акцепта публичной оферты продавца. Кроме путевки в практике туристской деятельности имеет хождение  туристский ваучер.

    Договор продавца тура с клиентом (покупателем тура) – договор о туристском обслуживании. Он является основным документом, устанавливающим взаимные обязательства сторон. Продавец должен подписать с каждым туристом договор на туристское обслуживание. Туристская путевка является документом, в котором устанавливаются конкретные условия предоставления и потребительские свойства туристкой  услуги.

    В практике международного туризма ваучер является документом, подтверждающим в местах пребывания на маршруте поездки право туриста на получение услуг. Документом, подтверждающим факт оплаты покупателем приобретенной услуги за наличный расчет, является квитанция к приходному ордеру, которая должна содержать ссылки на номер выданной туристской путевки. При безналичной форме оплаты туристской путевки документом, подтверждающим оплату, является копия платежного поручения с отметкой банка покупателя об исполнении. В момент бронирования клиент выплачивает залог, а остальная сумма вносится по усмотрению организатора за несколько дней до начала поездки. Полная стоимость тура рассчитывается на основе базовой цены, к которой прибавляются доплаты за услуги, выбранные дополнительно, и вычитаются возможные скидки[23].

    Договор на туристское обслуживание – договор розничной купли-продажи турпродукта, относится по своему типу к категории публичных договоров. Клиент заполняет заявку на бронирование тура по установленной форме. После оплаты им полной стоимости тура сотрудник фирмы заполняет форму договора, который после его подписания обеими сторонами вступает в силу.

    Туристы самостоятельно заключают договор со страховой компанией, оплачивают страховку на период турпоездки за рубеж. Если турист имеет такую страховку, он обязан предъявить страховой полис турагенству при оформлении заявки на бронирование тура и иметь его при себе во время совершения турпоездки.

    Многие турагенства являются агентами страховых компаний и продают их услуги одновременно с продажей туров. В этом случае страховой полис, выдаваемый туристу до начала путешествия, должен содержать следующую основную информацию: название страховой компании, данные для связи при наступлении страхового случая, информацию-памятку об основных условиях и типах страхования.

    Кроме этого следует учитывать туристские формальности. Туристические формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

    Въезд в страну пребывания требует получения визы. Виза – это специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию. Визы бывают: одноразовые и многоразовые, индивидуальные и групповые, студенческие, въездные, транзитные, выездные, шенгенские и другие.


2.2. Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг

    Транспортные услуги – один из основных видов обслуживания в туризме. Затраты на транспорт составляют большую часть от стоимости туристского пакета.  Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. Для перевозки пассажиров в распоряжении туристских организаций имеются различные виды транспорта.

    Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООН, приведена в Рекомендациях по статистике туризма (ВТО, 1994г.). Эта классификация состоит из двух уровней – категории (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство (Приложение Т).

    Авиация – самый быстрый и удобный вид транспорта при перевозках на дальние расстояния, сервис на авиарейсах в настоящее время удовлетворяет потребности туристов, авиационные компании, имея международные сети бронирования, выплачивают турфирмам комиссионные, тем самым, мотивируя их к совместной работе, а, следовательно, популярность авиаперевозок растет.

    Полет, выполняемый в воздушном пространстве другого государства, считается международным полётом. Международные полёты подразделяются на виды: регулярные, дополнительные,  эпизодические: чартерные и специальные.

    Регулирование международных авиаперевозок осуществляет Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA).

    Турфирмы участвуют в деятельности IATA через её специальное отделение – Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network – IATAN). Каждой турфирме, прошедшей аккредитацию и соответствующей определенным требованиям, присваивается специальный номер, служащий для осуществления расчетов с авиакомпаниями.   IATAN регулирует соблюдение правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турфирм, продающих авиабилеты на международные рейсы, и выполняет функции связующего звена между турфирмами и авиакомпаниями – членами  IATA.

    Если у турфирмы оформлено специальное агентское соглашение с авиакомпанией о продаже билетов или турфирма реализует билеты через глобальные компьютерные системы резервирования (например, AMADEUS, SABRE и др.), то сотрудники турфирмы могут самостоятельно оформлять для своих туристов авиабилеты, запросив свободные места на рейс в системе. В этом случае система резервирования, через которую работает турфирма, обеспечивает её специальным оборудованием[24].

    Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг зависит от класса обслуживания. Существует три класса обслуживания: экономический, бизнес и первый.

    Турфирмы заключают с авиакомпаниями договоры двух видов: договор на квоту мест и агентское соглашение с авиакомпанией. Квота может быть жесткой или мягкой, от этого зависят специальные льготы и скидки. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест ложится на турфирму, независимо от причин нереализации. Все финансовые потери несет она же. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа турфирмы от квоты или части квоты мест по причине нереализации турпутевок.

    Агентское соглашение с авиакомпанией – это деятельность турфирмы по реализации авиабилетов, когда турфирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продажам, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов.

    Стоимость авиабилета зависит в первую очередь от тарифа, который к нему применен. Различают нормальные и специальные тарифы. Для всех классов существует нормальные тарифы, от которых идет отсчет разного рода скидок. Специальные тарифы не сказываются на качестве сервиса. Все специальные тарифы можно разделить на две категории: рекламные  и специальные. Рекламные скидки предоставляются конкретной авиакомпанией на основе своих внутренних правил. Например,  авиакомпания SAS разработала программу «Евробонус» для пассажиров, летающих евроклассом. Специальные скидки регулируются международными тарифными правилами и действуют во всех авиакомпаниях без исключения. Существуют такие тарифы, как: детский тариф, семейный тариф, экскурсионный тариф,  молодежный тариф, тариф для групп школьников, супружеский тариф итд.

    Чартер – договор фрахтования, согласно которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Чартерные рейсы организуются конкретной фирмой или авиакомпанией для перевозки конкретной группы людей, выполняются нерегулярно как по маршрутам, совпадающим с существующими на внутренних и международных авиалиниях, так и по любым другим. Цена чартерной перевозки значительно ниже рейсовой и зависит от арендной платы за самолет, коэффициент загрузки, количество рейсов итд. В цену чартерной перевозки для пассажира включается также два холостых перелёта: первый – когда самолет возвращается пустым после отправки первой группы и второй – когда пустой самолет отправляется за последней в сезоне группой.

    Одним из самых распространенных видов водных путешествий являются круизы. В понятие круиз входит организация морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран.

    Принято различать две системы организации круизных поездок: европейскую и американскую.

    Европейская система предусматривает путешествие по морю с заходом в различные порты и предоставление в них экскурсионной программы. Данная система круизных поездок охватывает в настоящее время до  60% всех круизов. Наряду с европейской системой организации круизов все большую популярность завоевывает американская система, предусматривающая предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту. Кроме этого широко распространены морские и речные прогулки, а также яхт-круизы.

    Крупнейшим рынком – поставщиком круизных туристов является рынок США. Американцы в основном пользуются услугами крупнейшей круизной компании «Royal Carribean». Компания располагает своим флотом из уникальных океанских лайнеров высшего класса и перевозит ежегодно около 800.000 туристов[25].

    Суда для путешествий турфирмами арендуются по специальному договору (фрахт-контракту), заключенному между турорганизацией и морским пароходством. Туроганизация несет ответственность перед пароходством за просрочку платежей за аренду судна, срок выплаты которых установлен договором.

    По расчетам специалистов, стоимость круиза и   аналогичного по времени и направлению наземного тура другими видами транспорта примерно равны.

    Железные дороги с различной плотностью сети и уровнем технической оснащенности существуют в большинстве стран. Для поднятия популярности  использования железнодорожного транспорта создаются сети высокоскоростных магистралей. Например, на маршруте Париж – Лион после начала его эксплуатации авиакомпании понесли  потери, так как от билетов отказались 18% пассажиров, туннель под Ла-Маншем – данный маршрут позволяет добраться из Лондона до Парижа за 3часа.

    Железнодорожный тур – путешествие организованных туристов с использованием железнодорожного транспорта. Это вид туризма подразделяется на использование для путешествия части мест в поездах, следующих по расписанию и специальных туристских поездах, арендованных составах, предназначенных для организации путешествия с использованием спальных мест как средств размещения, а вагонов-ресторанов – как точек питания.

    Автобусный туризм – сравнительно молодой вид туризма. В зависимости от целей перевозки пассажиров весь автобусный парк делиться на следующие группы: городские и пригородные автобусы для перевозки пассажиров, автобусы для перевозки туристов к крупным транспортным узлам, специальные, единичного изготовления автобусы вместимостью до 200 человек, автобусы для экскурсионных целей, автобусы для дальних регулярных рейсов и перевозки туристов (чартерные и рейсовые) итд.

    Индустрия проката автомобилей заняла должное место наряду с другими видами услуг, образующих совокупный туристский продукт. Прибыв из другой страны с помощью средств дальней перевозки, турист может тут же взять на прокат автомобиль. В настоящее время услуги по прокату автомашин прочно вошли в сферу туризма и стали обычной дополнительной услугой турфирм[26].

    В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (Приложение У).       Под коллективным средством размещения понимается «любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении, однако число номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум», определяемый каждой страной самостоятельно.     

    К коллективным средствам размещения туристов относятся: гости­ницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

    Специализированные предприятия, помимо предоставления услуг размещения, выполняют еще какую-либо другую специализированную фун­кцию, например, организацию конференций, лечение и т. д. К числу предприятий данного вида относятся оздоровительные заведе­ния, лагеря труда и отдыха, конгресс-центры и т. д.

    Прочие коллективные средства размещения предоставляют ограниченные гостиничные услуги. Они могут состоять не из номеров, а представлять собой единицы типа «жили­ща», «площадки для кемпинга» или «коллективные спальные помещения (общежития)».

    Все средства размещения классифицированы по отдельным группам. Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» включает гости­ницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гос­тиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, ту­ристские общежития.

    Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, ла­герей труда и отдыха, размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах), а также конгресс-центрах.

    Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комп­лексы домов и бунгало, организованные в качестве жилищ, предназначен­ных для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ