Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности
В настоящее
время состояние на рынке внутренних перевозок можно оценить следующим образом:
авиакомпания «Аэрофлот» пока значительно уступает другим компаниям на внутреннем
рынке. В 2001 году его услугами воспользовались всего 129 тыс. пассажиров (что
составляет 2 % от общего объема перевозок компании), основную же часть
перевозок по стране осуществляют «Внуковские авиалинии», «Пулково» и
«Трансаэро». По данным ФАС, настоящую экспансию проводят на российском рынке
авиакомпании «Lufthansa», «British Airways»,
«Finn-air», вывозя пассажиров не только из
Москвы, но и из крупнейших региональных центров[39].
Россия
обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети
железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать
разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров.
Железные
дороги преимущественно расположены в европейской части страны, менее развита
Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток). Всего в России насчитывается 17
железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением (Приложение Ц).
Среди
большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что
железнодорожный транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно
авиации и автобусам. Если обратиться к цифрам и сравнить показатели 1985 и 2001
годов, это мнение подтверждается: раньше 70 % туристов пользовались услугами
железной дороги, 15 % - «Аэрофлотом», а в 2001 году доля железнодорожных
перевозок снизилась до 35 %.
Снижению
туристского потока на железнодорожном транспорте есть ряд объективных причин: значительное
уменьшение числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства
путей сообщения; низкое качество обслуживания туристов в пути следования; высокие
тарифы и пр.
Железнодорожный
и автомобильный виды транспорта являются основными в приграничных туристских
перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в
республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что
железная дорога - это основной путь в Россию из этих государств.
В 1990 года
доля российских автоперевозчиков на международном рынке составила 75 %, в 1996
году сократилась до 27 %. Доля перевозок в 2001 году составила 15,4 %. Сокращение
доли автомобильных перевозок идет за счет увеличения удельного веса в транспортных
путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее, автомобильный транспорт до
сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции: 1)
самостоятельный вид путешествий и экскурсий; 2) вспомогательный транспорт.
В настоящее время
только в Москве работает более 30 фирм-перевозчиков, специализирующихся на
международном туризме: «Интуртранс», «Автотур-Спутник», «Автотур-транс» и т.
д. Популярными маршрутами являются: Москва - Минск - Варшава - Берлин Париж -
Москва; Москва - Стамбул - Москва; Москва - Лондон - Москва; Москва - Рим - Москва;
Калининград - Берлин - Калининград и др. Наиболее популярный маршрут
автобусных туров по России – это города «Золотого кольца России».
Основной
проблемой в настоящее время при организации автобусных туров является
недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса на российском
туристском рынке - это большая редкость, а отечественные автобусы, к сожалению,
отстают от мировых стандартов качества.
Перевозка
туристов водным транспортом в России имеет небольшой удельный вес - около 5 %
общего объема транспортных путешествий. Снижение объема водных туристских
путешествий обусловлено также тем, что после распада СССР целый ряд портов,
водных артерий и бассейнов отошли от России. Это же касается и судостроительных
заводов. В России на водных маршрутах в 2001 году было задействовано около 100
больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных многопалубных
пассажирских лайнеров.
Несмотря на то,
что круизный бизнес - самый динамично развивающийся и прибыльный на
сегодняшний день сектор мирового туристского рынка, в 2001 году из 4,1 млн.
выехавших за рубеж российских туристов, по данным Госкомстата, круизные
путешествия предпочли лишь 15 тыс. человек.
Сегодня на
российском рынке работают всего лишь несколько фирм, предлагающих круизный
отдых. Наиболее известные из них: «Ланта-тур», «СВО туры и круизы», «Нептун»,
«Голден-тур», которые продают круизы западных компаний, и «При-мэкспресс» -
единственная круизная компания, предлагающая отечественный продукт собственного
производства в течение всего года[40].
На
сегодняшний день большое количество россиян предпочитают российские круизные
компании. Это объясняется низкой стоимостью туров по сравнению с турами,
предлагаемыми западными круизными компаниями. Также огромное значение имеет
привычная для российского путешественника языковая среда.
Около 80 %
всех используемых на данное время пассажирских судов СНГ принадлежит
Черноморскому морскому пароходству. За последние 15 лет состав круизных
теплоходов не обновлялся. Многие компании-судовладельцы имеют большие
задолженности, и нет гарантий, что судно не арестуют в одном из портов мира.
Плохое
техническое состояние судов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие
сложившегося спроса на круизы тормозят развитие в России круизного бизнеса.
Рынок
гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России
стал складываться с 1993 года. Своих гостиничных цепей в России до того времени
не было. Согласно данным Госкомстата РФ, в 1997 году в России насчитывалось
более 5 тыс. гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих, из них 4 тыс. -
гостиницы. На одну среднестатистическую российскую гостиницу (включая мотели и
общежития гостиничного типа - далее гостиницы) приходилось 40 номеров на 78
мест. Цена на
25-50% ниже средней по региону при хорошо оборудованном номере; питание -
только завтрак; этот тип гостиниц предназначен для туристов со средним
достатком.
В гостиничной индустрии России
употребляются следующие понятия:
Ø
гостиница
- имущественный комплекс, в котором предоставляют питание и проживание любому
человеку;
Ø
место
(койко-место) - площадь с кроватью, предназначенная и пригодная для
пользования одним человеком;
Ø
номер -
помещение, состоящее из одного или нескольких мест (единичный элемент
бронирования); размер и обозначение номера приводятся в туристской путевке.
Основные данные и финансовые
показатели гостиничного хозяйства России за 2001 год приведены в приложение Ш. Наибольшее число гостиниц
расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы
Москвы и Санкт-Петербурга. В Москве гостиницы насчитывали в среднем 203 номера
на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге -203 номера на 375 мест каждая.
Москва обладает колоссальным
туристским потенциалом, следовательно, рассмотрения гостиничного комплекса
столицы является наиболее важным, так как столичный статус города, его большой
экономический, научный, культурный и коммерческий потенциал ежегодно привлекают
в Москву миллионы иногородних граждан. Из общего числа ночевок, предоставленных
отечественными гостиницами российским и иностранным гражданам, на долю столицы
приходится около 22%, т.е., каждый пятый человек, совершающий поездку в
пределах Российской Федерации, посещает в ходе этого путешествия Москву.
Посетители из Дальнего зарубежья, в целом по России, составляют 33,8% общего
туристского потока. В Москве этот показатель находится на уровне 57,5%. Основная
часть потока международных посетителей города Москвы осуществляет ночевки в
средствах размещения столицы.
В целом за почти десятилетний
период статистических наблюдений количество иностранных посетителей,
пользующихся услугами московских гостиниц, увеличилось почти в 2,5 раза. Однако
в относительных показателях эта динамика имеет иной характер, поскольку в
последние годы наметилась тенденция к увеличению разрыва между числом
иностранных граждан, прибывших в Москву, и их количеством, зарегистрированным в
гостиницах города.
Наиболее востребованы отели
города у граждан Дальнего зарубежья, прибывающих в Москву с туристскими целями:
82,8% посетителей этой категории размещается в гостиницах города. Для деловых
путешественников этот показатель находится на уровне 59,74%. Для граждан стран
СНГ этот показатель составляет 23,7%[41].
В 2002 году столицу посетило
более 2,25 млн. иностранных граждан, зарегистрированных пограничными службами
международных аэропортов Московской воздушной зоны. Это на 31,7% больше, чем в
предыдущем 2001 году. Из диаграммы видно, что отрицательная динамика
туристского потока, отмеченная после финансово-экономического кризиса августа
1998 года, уже в 2000 году перешла в положительную стадию.
Сегодня в Москве объемы
въездного туризма растут темпами, почти в 4 раза превышающими среднероссийский
показатели и в 10 раз общемировые. Это дает основание прогнозировать к 2010
году увеличение количества иностранных гостей города в 2,2 раза, т.е. до 5 млн.
человек ежегодно.
В 2002 году из общего числа
иностранных граждан, посетивших Москву, 42,5% составляли жители стран СНГ. В
целом по России этот показатель находился на уровне 66,2%. В Москве, как и по
России в целом, проявляется тенденция к увеличению удельного веса граждан стран
СНГ в общем потоке международных посетителей: в 1999 году они составляли 36,5%
от общего потока, в 2001 году - 41,6%. Если тенденция первого полугодия 2003
года сохранит существующую динамику то к концу года этот показатель составит
величину в 53%. Это говорит об ориентации внешнеэкономической политики РФ на
углубление сотрудничества со странами СНГ.
В отличие от предыдущих
лет, в 2002 году в потоке международных посетителей из стран СНГ заметно
сократилась доля граждан Закавказских республик. Так, с 1999 по 2001 год
граждане Азербайджана лидировали по количеству прибытий в Москву, генерируя
17-18% только 11%. По сравнению с предыдущим 2001 годом сократилось
относительное количество поездок в Москву граждан Армении (на 27%) и
Узбекистана (на 35,7%). Частично эти процессы были вызваны усложнением формальностей
при въезде в РФ для жителей некоторых стран СНГ, ростом стоимости транспортной
составляющей при поездках на дальние расстояния и укреплением мер безопасности
в связи с угрозой террористических акций.
Количество посетителей города
Москвы из стран Дальнего зарубежья значительно превышает аналогичный показатель
по странам СНГ. По России в целом сегодня складывается обратная ситуация (доля
посетителей из стран СНГ составляет 66,2%, а из ДЗ - 33,8%). На долю 10-ти
ведущих стран, генерирующих максимальное количество поездок в Москву,
приходится 64,18% всего их объема.
В структуре потока
международных посетителей столицы, прибывающих из стран Дальнего зарубежья, в
последнее время произошли определенные изменения, связанные с увеличением
количества посетителей из стран Юго-восточной Азии и Китая. Тем не менее,
группа абсолютных лидеров по-прежнему представлена странами, которые являются
основными экономическими партнерами города Москвы (США, Германия, Италия и
Франция).
За последние
годы возрос интерес к турпоездкам в столицу России всех категорий посетителей,
что подтверждается увеличением удельной доли туристских целей в общем объеме
прибытий, В 2002 году каждая пятая (или 21,5%) поездка в Москву предпринималась
с туристскими целями[42].
За последние
годы получила широкое распространение практика сдачи общей площади в аренду. В целом в России от общего числа
гостиниц в городской местности находится 66 % и в сельской местности - 34 %.
По форме собственности 60 % гостиниц, расположенных в городской местности, -
это предприятия, принадлежащие местным органам власти, и гостиницы, находящиеся
в российской собственности в составе смешанной собственности (без иностранного
участия). В сельской местности 51 % гостиниц находится в руках частных владельцев.
Коэффициент
загрузки по России в целом находится на уровне 39 %, при этом в гостиницах
Москвы - 64 %. Для сравнения приведем коэффициенты загрузки по регионам мира:
Европа - 61 %, Северная Америка - 65 %, Азия и Австралия - 70 %.
С 1992 года
наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу
вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в
большинстве регионов России.
Развитие
рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической
обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы, коренные изменения в
политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались
на состоянии гостиничного хозяйства России.
Действующие
сегодня на территории РФ стандарты были введены в 1995 году. Существующая
система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются
по категориям от 1 до 5 звезд.
Объективно в
России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории
можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи.
Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся в гостиничном
совладении иностранных компаний или полностью управляются ими.
Около 40
российских отелей соответствуют категории 3-4 звезды. На сегодняшний день
большинство отелей такого класса акционированы и находятся в долевом владении
государства или города. Хотя некоторые ведомственные гостиницы подтвердили
свою категорию 2-3 звезды, многие из них не соответствуют международным
стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим
оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.
Весьма важно
и актуально деление гостиничного хозяйства по форме собственности. В 1997 году
в РФ имелось: муниципальных гостиниц - 1551, или 31% общего числа гостиниц;
частных - 1420, или 28%; гостиниц, находившихся в смешанной собственности (без
иностранного участия), - 1232, или 2%; ведомственных гостиниц - 818, или 16%; гостиниц, принадлежащих общественным
организациям, - 84, или 2%; гостиниц, находившихся в российской собственности с
иностранным участием, - 74, или 1%. Гостиницы с иностранным участием резко
выделяются по размерам доходной и расходной части. В процентном отношении к
общероссийскому уровню это составляет соответственно 29 и 24%. Причем их
доходность отличается в зависимости от места расположения. 21 гостиница
(совместные предприятия) находится в Центральном районе (20 - в Москве), 12 - в
Дальневосточном, 11 - в Северо-Западном (7 - в Санкт-Петербурге), 9 - в
Северном, 7 - в Северо-Кавказском, 4 - в Восточно-Сибирском, по 3 -в
Поволжском, Уральском и Западно-Сибирском и 1 - в Волго-Вятском районах.
Первые шаги
внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 90-х
годов. Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции
гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге
(Приложение Щ)[43].
В России
планируется создание собственных гостиничных цепей. Например, ВАО
«Интурист» создает гостиничную цепь «Интурист Корона». Создана гостиничная цепь
«Интуротель -ЕвроАзия», учредителями которой стали члены Ассоциации «ЕвроАзия»;
в Орле - АО «Орелинтурист», в Сочи - АО «Гостиничный комплекс «Жемчужина» и т.
д[44].
Деятельность
гостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания. По данным
Госкомстата РФ, число мест в предприятиях питания России достигло 8581 тыс.
Средняя их вместимость составляет около 73 мест. Типизация предприятий питания
в России осуществляется в зависимости от формы обслуживания потребителей,
характера деятельности, ассортимента реализуемых блюд. Из общего числа мест
предприятий питания более 83 % приходится на столовые, около 5 % - на
рестораны, почти 12%- на кафе и закусочные. Средняя списочная численность
работников столовых составляет 481 тыс., ресторанов - 128 тыс., кафе и
закусочных - 157 тыс. человек.
Индустрия
гостеприимства неразрывно связана с развлечениями. В настоящее время не
существует ни одной гостиницы, где бы не было условий для развлечения. К
индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья
основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в
развлечениях. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные
театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы, также
обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической
культурой и спортивно-зрелищные мероприятия. Приобщение к культурным
ценностям также связано с развлечением.
Современная
ситуация в России характеризуется разрушением индустрии развлечений,
сформированной за последние десятилетия, и возникновением новых тенденций. Растет
число музеев, профессиональных театров при сокращении числа посещений. Увеличилось
число национальных природных парков.
В настоящее
время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление -
анимация, т. е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от
личного участия в мероприятиях. Очень популярны тематические парки (типа
Диснейленда, Леголенда, и т. д.) с ожившими персонажами, с которыми можно
пообщаться. Стали появляться так называемые шоу-музеи с «живыми»
представителями экспонируемой тематики.
К сожалению,
в России еще не осознали, что такой вид развлечений является очень
притягательным для клиентов. Из-за отсутствия подобных развлечений у нас в
стране большинство туристов предпочитают отдых за рубежом. Однако руководители
туристских фирм в некоторых регионах нашей страны уже поняли, что такого рода
предприятия способны внести большой вклад в развитие туризма и экономики
области[45].
Первые шаги в
этом направлении уже делаются. Например, на северо-западе Подмосковья
(Истринский, Волоколамский, Клинский районы) строится первый сафари-парк. Одним
из отечественных примеров «шоу-музея» может служить Бородино.
3.2. Специфика российского туристского предприятия
В настоящее
время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и
турагенты. Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме России , так как
именно они пакетируют различные услуги в единый туристский продукт, который и
реализуют потребителю через агентскую сеть. Туроператор также может продавать
услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по
другой необходимости. Туристские пакеты, известные как инклюзив-туры,
отличаются друг от друга составляющими элементами.
Обычно
выделяют четыре типа туроператоров: массового рынка; специализированного
сегмента рынка; внутреннего рынка; внешнего рынка.
Туроператоры
массового рынка наиболее распространенный тип. Они продаю пакеты на популярные
курорты. Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на
предоставлении определенного направления. Туроператоры внутреннего рынка
(местные) продают тур-пакеты внутри страны проживания, т, е. организуют туры по
своей стране. Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают тур-пакеты в
разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.
На практике
по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на
инициативных и внутренних (рецептивных) операторов. Инициативные туроператоры
- это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по
договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с
поставщиками услуг. Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры
на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и
обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг
(гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и
т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.
Турагент -
это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора,
работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою
деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие
от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.
В реальном
туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что
характерно для туристского рынка. Например, ОАО «ЦСТЭ - Интур - Центральный
совет по туризму» одновременно выступает и как оператор по отправке российских
туристов за рубеж, и как оператор по приему иностранных туристов в России,
имеет собственные отделы продаж (агентства), совмещая указанные функции. А
некоторые другие компании, например «Натали-турс», «Инна-тур», называя себя
туроператорами, выполняют чисто инициативные функции («Натали-турс» -
туроператор по Испании), формируя туры в различные страны мира по договорам с
принимающими туроператорами по приему, добавляя к этому ряд других услуг
(авиа, прокат автомашин, комплектация и комбинирование туров
«отдых/путешествие» и т. д.).
В последнее
десятилетие значительно активизировались международные связи туристских
организаций России. Реорганизованы и иную структуризацию получили предприятия
и учреждения «Интуриста», Центрального совета по туризму и экскурсиям, Бюро
молодежного туризма «Спутник», возникло множество больших и малых туристских
учреждений, туроператоров и турагентов.
Войдя в
международный рынок на общих началах, российские туристские организации
включились в так называемую межрегиональную конкуренцию, т. е. конкуренцию с
другими гостеприимно принимающими странами и городами, курортами. Эту
конкуренцию, состоящую не только из ресурсной и материальной частей, но и из
разнообразного количества дополнительных услуг. На настоящий момент эту конкуренцию
за иностранного посетителя нашей страны мы проигрываем.
Основная доля
туроператоров в России работает с преимущественной ориентацией на выезд. Это
объясняется еще и тем, что их деятельность строится на использовании
наработанных схем и возможностей зарубежного туроперейтинга.
Наблюдения
последнего времени показывают, что некоторые туристские фирмы России начали
постепенно проявлять интерес к въездному туризму. Это связано с тем, что во
многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания въездного
туризма. В рамках каждой страны въездной туризм способствует стабильному положению
национальной экономики. Создание привлекательного российского туристского продукта,
насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является
самой важной задачей развития туристского рынка России[46].
Туроперейтинг
на приеме не имеет в России активных форм развития. Хотя исторически он развит
достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий
отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень
серьезным параметрам.
Во-первых,
недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие
разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое
разнообразие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по
ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых
услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками
гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и
несовершенством современного российского туристского законодательства[47].
Во-вторых,
важными моментами, повлиявшими на опережающее развитие в современной России
именно инициативного туроперейтинга, являются: некоторое снижение спроса
иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и
соображениям безопасности); отсутствие серьезной материальной поддержки
продвижения России на международном туристском рынке со стороны государства и
отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на
финансирование такого продвижения.
Разбирая
причины неуспеха российского въездного туризма, нельзя не признать, что здесь
играет свою роль и отсутствие необходимой финансовой поддержки со стороны как
федеральных, так и местных властей. Более того, национальные туристские фирмы
функционируют в достаточно тяжелой обстановке из-за непомерных налогов,
постоянного роста стоимости коммунальных услуг и т. д.; нет и государственной
поддержки в области развития приоритетности национального туристского бизнеса.
В Проекте нового положения о лицензировании туристской деятельности в РФ,
подготовленного к рассмотрению в Государственной Думе, отсутствует такая
«мелочь», как разница в стоимости оплаты лицензии для национальных и зарубежных
туристских предпринимателей. Теперь на нашем рынке все равны. Также
целесообразно было бы ввести отдельное лицензирование туроператорской и
турагентской деятельности.
Опыт развитых в туристском плане
стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от его
государственной поддержки. Разработанные в ряде стран государственные программы
стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении,
упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для
инвестиций, предоставление льготных ссуд и кредитов для национальных
предпринимателей, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры,
рекламу, подготовку кадров.
До 1998 году в России
существовало более 7,5 тыс. туристских фирм, 90 % из которых - турагенты, а 10
% - туроператоры. Хотя следует отметить, что фактически трудно провести грань
между туроператорами и турагентами. Это вызвано тем, что туристская фирма
получает общую лицензию на туристскую деятельность.
После августовского кризиса 1998
году число туристских фирм значительно сократилось. В основном попали под удар
малые и средние туристские фирмы, что еще более укрепило позиции крупных
российских туроператоров. Однако, несмотря на это, на российском туристском
рынке наблюдается острая конкурентная борьба, поскольку число фирм все еще
превышает спрос на туристские услуги. Так на данный момент туристский рынок
России насчитывает более 10100 туристских фирм, в том числе только в
Санкт-Петербурге и Ленинградской области сосредоточено 1310 фирм, в Москве и
Московской области 4290 туристских фирм, в остальных регионах находится около
5000 фирм[48].
Распределение числа поездок
российских граждан за границу по регионам представлено в следующих направлениях:
42%-страны Западной Европы, 27%- страны СНГ, 20%-страны Азии, 6%-страны Африки,
3%-страны Прибалтики, 1%- США и 1%-страны Персидского залива. Цель поездки
российских граждан за рубеж в 2003 году состояли в следующем: только отдых –
47%, поездка с деловой целью – 22%, поездка с друзьями, родственниками,
совмещенная с отдыхом – 13%, поездка с другой целью - 12%, поездка с
друзьями, родственниками, не совмещенная с отдыхом – 6%.
Если рассматривать направления предполагаемых
поездок российских граждан за рубеж в ближайшие три года (в % от числа
планирующих поездки за рубеж в данный период времени), то страны Европы – 94%,
страны Восточной Азии – 4,4% и другие регионы 57,8%[49].
Международный туризм является
на сегодняшний день важным объектом изучения. Туризм можно изучать как науку,
заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом
мирового хозяйства. И, наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии
туризма как крупному сектору экономики страны.
Анализ
современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость
развития программ въездного туризма. До недавнего времени значение туризма в
политической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере
определено. Но в последнее время в России наблюдается интерес именно к
международному туризму. Может быть, туризм является именно той отраслью,
которая способна вывести нашу страну из кризиса.
Анализ
современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции
его развития:
1.
преобладание
выездного туризма объясняется нежеланием туристских фирм разработать схему
национального туроперейтинга, поскольку действовать на основе использования
западных схем намного проще. Всё это в результате приводит к оттоку туристского
капитала за границу;
2.
число
туристских фирм превышает спрос на туристские услуги – отсюда острая
конкурентная борьба на рынке;
3.
существующая
материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в
настоящее время она не соответствует мировым стандартам;
4.
из-за
снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и
номерного фонда;
5.
сохраняется
тенденции убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;
6.
происходит
процесс внедрения иностранных гостиничных компаний на российский рынок.
Государственные организации, занимающиеся управлением туризма на федеральном и
региональном уровнях, не уделяют должного внимания развитию въездного туризма.
Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского
продукта играют национальные общественные организации.
3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области:
анализ и пути развития
Тамбовская
область является одним из привлекательных регионов для развития как въездного,
так и выездного туризма, которые в совокупности представляют собой
международный туристский рынок региона. Тамбов является одной из уникальных
глубинок России. Его неповторимая архитектура середины XIX века, купеческий центр, церкви и
монастыри, создают особый облик провинциального городка. Историческое наследие
Тамбова широко представлено в Областной картинной галерее, Краеведческом
музее, Дом - музее Г.В.Чечерина.
В области имеется
достаточный потенциал для развития туристской отрасли, в сфере въездного
туризма. Большое значение имеет географическое положение области, которая
расположена в центральной части России и граничит на юге и юго-западе с
Воронежской областью, на западе - с Липецкой областью, на севере - с Рязанской
областью, на северо-востоке и востоке - с Пензенской областью, на востоке и
юго-востоке - с Саратовской областью.
На территории Тамбовской области сосредоточены основные
транспортные узлы: железнодорожные пути, направления Центр-Юг России,
Центр-Поволжье-Урал; автомобильные дороги, в том числе федерального значения:
Москва-Волгоград-Астрахань (расстояние от Москвы до Тамбова - 480 км.),
Тамбов-Орел, Тамбов-Воронеж, Тамбов-Рязань; авиасообщение, существует и
действует Тамбовский аэропорт, способный обеспечивать чартерные рейсы. Парк
подвижного состава транспортных средст тамбовской области крайне изношен.
Приоритетным остается автомобильный вид сообщения, который составляет 60 % от
всех видов перевозок. В западной Европе популярность транспортных средств при
реализации туристских путешествий тяготеет к высокому комфортабельному и
скоростному транспорту: авиационному, скоростному железнодорожному и
автомобильному транспорту.
Огромное значение для развития туризма
в Тамбовской области имеют так же климатические и природные богатства региона. Климат
в Тамбовской области умеренно-континентальный, средняя температура января -11
градусов, средняя температура июля +20 градусов; количество осадков - около 500
мм в год. Тамбовская область располагает большими природными ресурсами. Лес (сосна,
дуб, береза, осина, ольха, ясень) – основное богатство региона, часть которого
охраняется государством. Что является важным для создания хорошей базы для
развития международного экотуризма.
Уникальный историко-музейный
комплекс, известен далеко за рубежом. Определенный интерес в этом смысле
представляет сам Тамбов, в котором находятся следующие музеи строения –
памятники культуры: Краеведческий музей, Дом-музей Г.В.Чечерина, Музей истории
медицины, Народный музей образования, Комната-музей А.Н. Лодыгина, Кукольный
театр, Драматический театр, Картинная галерея.
Стало традицией проведение ежегодных
международных конкурсов в Музей-усадьбе С.В. Рахманинова, проведение подобных
мероприятий увеличивает поток въездного туризма Тамбовской области. С 1982
года и по настоящее время в Ивановке ежегодно проходят музыкальные фестивали
имени С.В.Рахманинова. Конкурсанты - представители всех европейских государств.
Проведение подобных мероприятий вызывает интерес мировой музыкальной
общественности, что стимулирует развитие международного туризма. Особый
интерес международных туристов привлекает Музей-усадьба С.В. Рахманинова.
Однако въездной поток международных туристов ограничен из-за плохо развитого
гостиничного хозяйства, предприятий питания и ограниченными возможностями
транспортного сообщения села Ивановки с Тамбовом. Отсутствие комплексной
рекламно-информационной работы по созданию имиджа Музей-усадьба С.В.
Рахманинова не дает возможности организовать и направить потоки международных
туристов в данный комплекс. Развитие туристской индустрии данного комплекса могло
бы привести к очевидным позитивным результатам.
Планируется открытие в Тамбове
музея, посвященный одному литературному герою. Вернее, героине поэмы Лермонтова
"Тамбовская казначейша". Музей разместится в доме, где жил прототип
поэмы – губернский казначей, проигравший в карты заезжему бравому улану молодую
и красивую жену Дуню. Местные краеведы считают, что необычный музей не только
даст широкую панораму жизни губернского города прошлого века, но и привлечет
массу романтически настроенных туристов.
В настоящее время Тамбовская область
не входит в десятку ведущих туристских регионов России. Из-за неразвитой инфраструктуры
туристского бизнеса и соответствующей подготовки профессиональных кадров в
международном туризме, обладающих знаниями международного сервиса и
финансирования. Решение данного рода проблем могло бы поспособствовать развитию
в данном регионе въездного туризма. Один из факторов отсутствия въездного
потока туристов в Тамбовскую область является недостаток услуг.
В Тамбовской области можно развивать
следующие виды туризма: развлекательный, так как существует много разнообразных
баров, развлекательных центров, ресторанов и другие; поломнеческий, в связи с
наличием большого количества монастырей, церквей, соборов, храмов и святых
мест; познавательный, в области находятся исторические места, музеи, и целые
музейные комплексы; экстремальный туризм (в настоящий момент бюро молодежного
международного туризма «Спутник-Тамбов» уже предоставляет туры Off-Road).
Все
эти новые направления развития для Тамбовской области международного туризма
требуют тщательного рассмотрения поставщиков услуг. В настоящее время на Тамбов
приходится 10 гостиниц. Конечно, не все из них можно классифицировать по
установленным стандартам гостиничной индустрии. Многие из них нуждаются в
срочной реконструкции. На одну тамбовскую гостиницу (включая мотели и общежития
гостиничного типа - далее гостиницы) приходится 40 номеров на 78 мест. Жилая
площадь одного номера составила в среднем 18,1 м2, причем в
городской местности - 18,1 м2 и в сельской местности - 18,8 м2.
Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются в городе
Тамбова. Муниципальные и частные предприятия в основном имеют небольшие по
размерам номерного фонда гостиницы. Муниципальные - примерно по 36 номеров на
66 мест каждая, а частные—24 номера на 53 места.
Однако за последние три года
произошли кардинальные перемены. Например, постройка таких гостиниц, как гостиница
«Славянская», «Бастион» и «Державинская» УПЦ ТГУ им. ГР. Державина. Данные
гостиничные предприятия отвечают всем требованиям европейского образца. Гостиничный комплекс «Державинская» УПЦ ТГУ им.
ГР. Державина
включает: гостиницу европейского уровня, ресторан «Наместник», кафе «Фаворит»,
а также конференц-зал. Гостиница «Славянская» располагает не меньшим
пакетом предоставляемых услуг, это: комфортабельные номера европейского уровня,
оснащенные телефоном, спутниковым ТВ, санузлами с ванной/душевой кабиной, кафе,
сауна, бильярд, охраняемая автостоянка, кроме этого работает служба
бронирования номеров. На гостиничном рынке Тамбова также присутствуют и такие
средства размещения, как гостиница «Отель», гостиница «Театральная», гостиница
«СОК», гостиница «Спортивная», гостиница «Тамбов», туристический комплекс
«Турист», гостиница «Тамак» и другие.
Туристический комплекс
«Турист» один из символов современного Тамбова, расположен в Пригородном лесу, на
берегу реки Цны. Данный комплекс располагает 1-2-3-х местными номерами со всеми удобствами и
номерами класса «люкс». Данное предприятие располагает: столовой, буфетом,
кинозалом, спортивными площадками, сауной, коферент-залом[50]. Туристический комплекс «Турист»
развивает познавательный туризм, организует маршруты выходного дня, разрабатывает
разнообразные экскурсии по городу и за его пределы, в том числе:
Ø село Ивановка (Дом - музей
С.В. Рахманинова);
Ø город Мичуринск (Дом-музей
И.В. Мичурина и народного художника А.М. Герасимова с выставочным залом);
Ø село Мордово (Архангельская
церковь с фарфоровым иконостасом) Тамбовской области;
Ø «Дом-музей Г.В.Чичерина» в г.
Тамбове;
Ø в города Елец и Задонск
(Музей И.А. Бунина, мужской и женский монастыри) Липецкой области;
Ø село Константиново (Дом-музей
С. Есенина) Рязанской области;
Ø село Тарханы (Музей –
заповедник «Тарханы». Лермонтовские места) Пензенской области.
Стоимость выше
перечисленных экскурсий, а также стоимость предоставляемых услуг гостиницы
«Турист» отражена в приложение Э.
Деятельность гостиничной
индустрии не может существовать без предприятий питания. Целью работы
предприятий питания является удовлетворение потребностей человека в пище. Процесс
потребления пищи совпадает отчасти с процессом общения людей, развлечений. К основным типам предприятий питания
относят: ресторан, кафе, бар, буфет, столовую и прочие. Наиболее
комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд
считается ресторан. Из общего числа мест предприятий питания приходится на кафе
и закусочные их в городе – 35, а также 5 баров и 4 – ресторана.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|