Объекты интеллектуальной собственности
Оформление права на рационализаторское предложение. Решение задачи может считаться рационализаторским предложением лишь с
момента официального признания его таковым, которое происходит в установленном
законом порядке. В предшествующие годы этот порядок устанавливался едиными
общесоюзными нормативными актами, утверждавшимися
Патентным ведомством.1 Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по развитию
изобретательства и рационализаторской деятельности в РСФСР» от 22 июня 1991 г.
установило, что «предприятия, объединения, организации и учреждения
самостоятельно определяют порядок рассмотрения заявлений на рационализаторские
предложения».
После
вынесения решения о признании предложения рационализаторским и принятия его к
использованию в течение месячного срока каждому из
соавторов предложения выдается удостоверение на рационализаторское предложение.
Права авторов рационализаторских предложений. Для стимулирования рационализаторской деятельности авторы рационализаторских
предложений наделяются личными неимущественными и имущественными правами,
которые обеспечивают общественное признание их заслуг и удовлетворение
имущественных интересов. Указанные права достаточно разнообразны и
предоставляются:
а) в связи с самим
фактом создания нового и полезного для предприятия решения (право на подачу
заявки, право на закрепление первенства, право на официальное оформление
предложения путем выдачи на него удостоверения);
б)
в связи с официальной квалификацией предложения в качестве рационализаторского
(право авторства, право на авторское имя, право на участие в работах по
внедрению предложения);
в)
в связи с использованием предложения (право на получение вознаграждения, право
пользоваться в течение определенного времени старыми нормами и расценками и
др.). Кроме того, действующее законодательство предоставляет рационализаторам
ряд льгот и преимуществ в области налогообложения, жилищного и трудового права,
поступления в высшие и средние специальные учебные заведения и т.д.
Одним
из важнейших прав каждого рационализатора является право авторства, которым
обеспечивается возможность лица считаться и именовать себя действительным
создателем сделанного им рационализаторского предложения. Однако в отличие,
например, от права авторства изобретателя, действие исключительного права
авторства на рационализаторское предложение ограничено сферой того
предприятия, которому оно было подано и которое выдуто автору удостоверение на
рационализаторское предложение.
Особым
правом рационализаторов, предоставленным им действующим законодательством (п.
127—132 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях
1973 г.), является их право на участие в осуществлении работ по использованию
их предложений (разработка технической документации, изготовление и испытание
опытных образцов, организация производства и т.п.).
Автор
рационализаторского предложения имеет право на получение вознаграждения за
использование его предложения. До недавнего времени вопросы о размере, порядке
и сроках выплаты вознаграждения решались в централизованном порядке.1 В
настоящее время в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 22
июня 1991 г. предприятия самостоятельно по соглашению с автором определяют как
размер, так и порядок выплаты вознаграждения.
Заслуживает упоминания и такая предоставляемая авторам
рацпредложений льгота, как возможность пользоваться в течение 6 месяцев
прежними нормами и расценками, если внедрение предложения .приводит к их
пересмотру (ст. 106 КЗоТ РСФСР).
Предприятия
имеют право вводить и иные льготы и преимущества для рационализаторов, если они
не противоречат действующему законодательству. Предприятия, принимающие
рационализаторские предложения к использованию, не получают на них каких-либо
особых монопольных прав. Однако их интересы могут быть ограждены правилами о
защите служебной и коммерческой тайны и борьбе с недобросовестной конкуренцией.
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
§1.
Защита авторских и смежных прав.
В
общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному
лицу возможность применения мер правоохранительного характера для
восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Правовая квалификация
данной возможности вызывает споры в литературе. Согласно традиционной
концепции, право на защиту является составной частью самого субъективного права
наряду с правом на собственные действия, а также правом требовать определенного
поведения от обязанных лиц.1
Такому пониманию права на защиту противостоит
получающее все большее распространение среди специалистов мнение, в
соответствии с которым право на защиту представляет собой самостоятельное
субъективное право2 .
Данное
право в качестве реальной правовой возможности появляется у обладателя
регулятивного гражданского права лишь в момент нарушения или оспаривания
последнего и реализуется в рамках возникшего при этом охранительного
гражданского правоотношения. Эта позиция представляется наиболее верной.
Одним
из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства является не
только признание за создателями творческих произведений и лицами, которые их правомерно используют, определенных
субъективных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой защитой.
Действующее
законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и
способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, не все возможности,
заложенные в нормах права, реализуются на практике.
Следует
констатировать, что в последние годы в России наблюдается резкий рост нарушений
авторских прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм
звукозаписи, видео залов, средств массовой информации и т. д. Особенно часто и
грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению,
практически не обращают внимание органы власти. В этих условиях знание форм,
средств и способов защиты авторских прав, которые предоставляет российское
законодательство, имеет особую актуальность.
Предметом
защиты являются не только субъективные авторские и смежные права, но и
охраняемые законом интересы (ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР).
Субъективное авторское право и охраняемый законом интерес являются очень
близкими и зачастую совпадающими правовыми категориями, в связи с чем они не
всегда разграничиваются в литературе и на практике.
Однако
субъекты авторского или смежного с ним права могут обладать и такими
интересами, которые не опосредуются субъективными правами, а существуют
самостоятельно в форме охраняемых законом интересов и как таковые подлежат
судебной защите в случае их нарушения. Примером могут служить требования об
учете интересов всех соавторов при определении способов использования
произведения и о признании авторского договора недействительным.
Субъектами
права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки,
литературы и искусства, обладатели смежных прав, а 'также их наследники и иные
правопреемники.
На
основании ст. 41 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР иска интересах автора
может быть заявлен прокурором. Права на произведения, созданные несколькими
соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.
После
смерти автора требования, вытекающие из нарушения его Авторства, неправильного
указания имени автора, неприкосновенности произведения могут быть заявлены
наследниками автора, лицом, на которое автор в своем завещании возложил охрану
своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или
прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают
последним право на защиту своих имущественных интересов.
Если
автор или его наследники по авторскому договору о передаче /исключительных прав
переуступили свои права на использование произведения третьему лицу
(издательству, театру, студии и т.д.), защита нарушенных прав в соответствии
со ст. 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах» возлагается на это лицо.
Нарушителем
авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо,
которое не выполняет требований Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах». Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и иных
законодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения.
Защита
авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в
предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы,
средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне
согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и
охраняемых законом интересов.1 Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и
неюрисдикционную.
В
рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и
специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему
правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов
осуществляется в судебном порядке.
Специальной
формой защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов в
соответствии со ст. II ГК РФ следует признать административный порядок их
защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо
указанных в законе случаях.
Неюрисдикционная
форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите
авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются
ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным
компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные
средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных
действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых
законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые
в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой
области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела
сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах
неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение
изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу
от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.
Наибольшую
практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты
имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках
юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом
способов защиты.
Способы гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав. В соответствии со ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах» обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от
нарушителя: 1) признания прав; 2) восстановления положения, существовавшего до
нарушения права; 3) прекращения действий, нарушающих право или создающих
угрозу его нарушению; 4) возмещения убытков; 5) взыскания дохода, полученного
нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; 6) выплаты
компенсации в определенных законом пределах. Указанные способы защиты не
исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший
для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов.
Следует
учитывать, что помимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном
смысле действующее авторское законодательство предусматривает возможность
применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Так, согласно п. 2
ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения
убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме
суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает
штраф в размере, 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом
сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в
соответствующие бюджеты.
Обратимся к анализу
конкретных гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.
а) Признание авторских и смежных прав. Необходимость
в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или
смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается,
отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую
неопределенность авторского или смежного права приводит к невозможности его
использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование.
Признание
права авторства как раз и является средством устранения неопределенности во
взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и
предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному
осуществлению.
Признание
права как средство его защиты по самой своей сути мажет быть реализовано лишь в
юрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом каких-либо
самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права
обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить
наличие или отсутствие у истца данного права. В большинстве случаев требование
о признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иных
предусмотренных законом способов защиты. Например, чтобы взыскать убытки,
связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что
он обладает авторским правом на это произведение.
б) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Данный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное
авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает своего
существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий
правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его
произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать
восстановления произведения в его первоначальном виде.
В
тех случаях, когда произведение уже обнародовано и стало известно
неопределенному кругу лиц, восстановить нарушенные
авторские права в полном объеме уже практически
невозможно. Для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления
прав автор может потребовать публикации сведений о
допущенном нарушении.
Восстановление
нарушенных прав автора может быть достигнуто и иными способами,
удовлетворяющими интересы потерпевшего.
в) Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его
нарушения. Как и признание права, данный способ
защиты может применяться в сочетании с другими
способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное
значение. Например, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего
использования, так и возмещения убытков, которые он
понес в связи с таким использованием. Однако интерес
автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить
(пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его
нарушения. Так, писатель Б. потребовал прекращения использования
отрывков из его произведения «В августе сорок четвертого» для чтения с эстрады.
Свое требование автор обосновал тем, что читались произвольно взятые из произведения фрагмента детективного
плана, не связанные с основным содержанием романа и его идейно-художественной
направленностью. Специальным указанием Министерства культуры РСФСР было
запрещено использовать роман Б. для публичного чтения с эстрады1 . Типичными примерами реализации
данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на
выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения,
запрет на использование перевода или переработки и др.
г) Принуждение к исполнению обязанности в натуре.
Принуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным
исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав
характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего
должен реально выполнить те действия, которые он
обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре
обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что
интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть
удовлетворен такой заменой.
Лишь
в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно либо
нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным
средством защиты по выбору потерпевшего.
В
частности, автор может потребовать от заказчика реального исполнения обязанности
по выдаче причитающихся ему бесплатных экземпляров произведения; собственник
произведения изобразительного искусства, препятствующий осуществлению
авторских прав создателя произведения, может быть принужден к предоставлению
автору реальной возможности для их реализации и т. п.
д) Возмещение
убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется
за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая
5 компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда
(возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным образом (взыскание
незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата
компенсации).
В
соответствии с п. 1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»
основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является
возмещение убытков. Под убытками разумеются расходы, произведенные лицом, право
которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а
также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях
оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В
рассматриваемой области в соответствии с общим правилом убытки возмещаются в
полном объеме.
Обоснование
размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду, является задачей самого потерпевшего.
Им же доказывается сам факт нарушения принадлежащих ему авторских или смежных прав, а также причинная связь
между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного
условия ответственности, то нарушитель авторских или смежных прав
предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.
Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер,
особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда
просто, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет
потерпевшим возможность компенсировать понесенные
ими убытки двумя другими, более простыми способами.
Во-первых,
они могут взыскать с нарушителя в свою пользу весь доход, полученный им
вследствие нарушения авторских и смежных прав. Нетрудно заметить, что в данном
случае ответственность нарушителя существенно повышается, так как речь идет о
всем его незаконном доходе, а не о полученной им прибыли.
Во-вторых,
обладатели нарушенных авторских иди смежных прав могут поступить еще проще,
потребовав от нарушителя выплаты компенсации. Размер компенсации определяется
по усмотрению суда или арбитражного суда на основании иска потерпевшего в сумме
от 10 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых
законодательством РФ.1
Наряду
с возмещением убытков, взысканием незаконно полученного дохода иди компенсации
обладатели нарушенных авторских или смежных прав
вправе требовать от виновного нарушителя компенсации причиненного им
морального вреда. Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья
151 ГК РФ, которая имеет общий характер, а значит, применяется и в
рассматриваемой сфере. Форма и размер компенсации морального вреда определяются
судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
е) Прекращение или изменение правоотношения. Данный
способ защиты субъективных авторских и смежных прав и охраняемых законом
интересов в рассматриваемой области, особенно в договорной сфере, находит
достаточно широкое применение.
Чаще
всего указанный способ защиты реализуется в юрисдикционном порядке, так как
связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения, но в принципе
не исключается и его самостоятельное применение потерпевшим. Важно, однако,
чтобы возможность прекращения или изменения правоотношений была прямо
предусмотрена законом или договором.
Как
правило, реализация рассматриваемого способа защиты
прекращает (изменяет) права и обязанности участников авторских правоотношений
на будущее время. Иногда, однако, возникшее правоотношение может быть признано
недействительным с самого начала. Например, если при заключении авторского
договора допущены серьезные нарушения действующего законодательства, данный договор
признается недействительным с момента его заключения.
ж) Признание недействительным не соответствующего законодательству
ненормативного акта органа государственного управления или местного органа
государственной власти. Это означает, что
гражданин или юридическое лицо, авторские или смежные права которых нарушены
изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в
суд (арбитражный суд) без каких бы то ни было дополнительных
указаний закона на этот счет. Важны лишь два обстоятельства: во-первых,
нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых,
административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с
точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может
быть принят не уполномоченным на то органом.
Требование
о признании административного акта недействительным может сочетаться с другими
мерами защиты, например требованием о возмещении убытков, либо носить
самостоятельный характер, если интерес субъекта
авторского или смежного права сводится лишь к самой отмене указанного акта как
препятствия в реализации права.
Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Объектом данного преступления являются не
все охраняемые законом авторские и смежные с ними права, а лишь право
авторства, а также право на использование, т.е. вся совокупность принадлежащих
обладателям авторских и смежных прав правомочий имущественного характера.
Нарушение иных прав авторов, в частности, права на имя, права на
обнародование, право на защиту репутации и т. д., уголовно наказуемого деяния
не образуют.
Объективная
сторона рассматриваемого преступления может состоять из одного или нескольких
действий, подпадающих под ст. 146 УК РФ, а именно
заключаться: а) в присвоении авторства на произведение (исполнение, постановку), т. е. в выдаче чужого результата творческого труда за
собственный; б) в совершении любого действия, связанного с незаконным
использованием произведения или объекта смежных
прав, т. е. их незаконное воспроизведение, распространение, передача в эфир и
т. д. Состав данного преступления имеет материальный характер, т. е. сам факт
совершения указанных выше действий еще не заключает в себе состава окончательного
преступления. Лишь при действительном причинении этими действиями крупного
ущерба преступление считается совершенным.
Субъективная
сторона преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ, характеризуется прямым
умыслом. Это означает, что лицо не только сознает, что, например, совершает плагиат или незаконно использует чужое
произведение, но и желает этого.
Уголовную
ответственность за нарушение авторских или смежных прав несут лица, достигшие
16 лет. Данное преступление наказывается штрафом в размере от двухсот до
четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы иди иного дохода осужденного за
период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста
восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением
свободы на срок до двух лет.
Те
же действия, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
наказываются штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Возбуждение
и рассмотрение в суде дел о нарушении авторских прав имеет ряд важных
процессуальных особенностей.
Прежде
всего они являются делами так называемого частного обвинения, т. е. делами,
которые возбуждаются не иначе, как по желанию потерпевшего.
Дела
о нарушении авторских прав не подлежат прекращению в случае примирения
потерпевшего и обвиняемого, что в целом не характерно для дел частного
обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. с
проведением предварительного расследования, которое производится органами прокуратуры.
В
реальной жизни меры уголовной ответственности за нарушение авторских прав
реализуются на практике крайне редко.
Охрана произведений российских авторов за рубежом. Важной особенностью авторских прав является их строго территориальный
характер. Иными словами, по общему правилу, действие авторских прав на
произведение ограничивается территорией того государства, где это произведение
было создано.
Для
того чтобы произведение, охраняемое на территории одного государства, получило
охрану на территории другого государства, необходимо, чтобы между этими государствами был заключен соответствующий
двусторонний договор или чтобы оба эти государства были участниками
многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким
образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны
произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того,
связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет
использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского
права.
Если
произведения российских авторов на территории соответствующего иностранного
государства не охраняются, определенные гарантии соблюдения авторских прав
могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае
обязанности перед автором будет нести только его
контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать
произведение, если только авторское законодательство
соответствующей страны не гарантирует охрану всех
без исключения произведений.
Когда
права российских авторов признаются на территории иностранного государства,
необходимо учитывать, что объем субъективных прав авторов определяется не
российским законодательством, а законами данного иностранного
государства и правилами международных договоров. Поэтому, например, российские
авторы на территории других государств могут пользоваться и такими правами,
которых они не имеют на территории России.
Так,
в соответствии ( с авторским законодательством Испании срок охраны произведений
составляет период жизни автора и 60 лет после его смерти, однако произведения
российских авторов будут охраняться лишь в течение жизни авторов и 50 лет после
их смерти.
Участие России в международных соглашениях по охране авторских и
смежных прав. Наилучшее условие для обеспечения охраны
прав отечественных авторов за рубежом создаются при участии страны в
международной системе охраны авторских прав. Как уже указывалось в параграфе 2 главы 2, Российская Федерация с настоящее время
участвует почти во всех основных международных конвенциях об охране авторских
прав, в частности, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных
произведений в редакции 1971 г. (с 13 марта 1995 г.), во Всемирной конвенции
об авторском праве (в редакции 1952 г.—с 27 мая 1973 г., и редакции 1971 г. — с 13 марта 1995 г.), в Конвенции
1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного
воспроизводства их фонограмм (с 13 марта 1995 г.), а также в Конвенции 1974 г. о
распространении несущих программы сигналов,
передаваемых через спутники (с 13 ноября 1988 г.). Вопрос о присоединении
России к Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей,
производителей фонограмм и организаций вещания
продолжает изучаться, хотя принципиальная
готовность РФ подписать эту конвенцию неоднократно подтверждалась руководством
страны.
Следует
отметить, что в настоящее время уровень авторско-правовых гарантий, требуемый и
Бернской, и Всемирной конвенциями, практически совпадает, что, конечно, не
означает отсутствия различий между ними. Не вдаваясь в их анализ, который
достаточно тщательно проведен в литературе1 , укажем лишь на то, что хотя присоединение России к Бернской
конвенции и ратификация редакции 1971 г. Всемирной конвенции произошли
одновременно, их правила распространяются на разный круг произведений
российских авторов.
Что
касается такого специального договора, как
Конвенция 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного
воспроизводства их фонограмм, то он действует в отношении России лишь с 13
марта 1995 г.
Основным
обязательством, накладываемым на государства, участвующие в Конвенции о распространении несущих программы
сигналов, передаваемых через спутники, является обязанность «принимать
соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей
территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом,
для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не
предназначается (пункт (1) ст. 2). При этом государства-участники свободны в
выборе способов исполнения принятого на себя обязательства.1
Охрана
произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области
охраны авторского права и смежных прав от 24
сентября 1993 г.
Участники
соглашения заявили о своем намерении предпринять необходимые меры для
разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и
смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и
художественных произведений. Женевской конвенции об охране интересов
производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм и Римской
конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и
вещательных организаций. В ряде независимых государств—республик бывшего СССР
шаги в этом направлении уже предприняты.
Порядок передачи произведений российских авторов для использования за
рубежом. До недавнего времени российские авторы
практически были лишены возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с
передачей прав на использование произведений за рубежом.
Исключение
было сделано для агентства печати «Новости», Государственного комитета СССР по
телевидению и радиовещанию, а также для тех авторов, которые публиковали за
рубежом прочитанные там лекции, доклады, выступления на конференциях, съездах,
симпозиумах и т.п.
В
последующем положение дел в рассматриваемой области коренным образом
изменилось. Монополия ВААП, связанная с заключением договоров об уступке
авторских прав на использование произведений советских авторов за границей, с 1
января 1991 г. была ликвидирована Постановлением Совета Министров СССР от 26
октября 1990 г. «О мерах по демонополизации в области экспорта и импорта
авторских прав»2 .
Советские
авторы и их правопреемники получили право распоряжаться принадлежащими им
авторскими правами за границей самостоятельно.
Сейчас
заниматься такого рода посреднической деятельностью могут практически любые
российские организации при условии, что эта деятельность соответствует их
уставной правоспособности.
Действующее
российское авторское законодательство вообще не устанавливает каких-либо
ограничений или дополнительных условий для передачи прав на использование
произведений российских авторов иностранным пользователям.
Размер
вознаграждения за использование произведений российских авторов за рубежом
определяется авторским договором. Вознаграждение
может выплачиваться как в рублях, так и в иностранной валюте. Гонорары,
полученные российскими авторами, учитываются в составе их совокупного годового
дохода и подлежат налогообложению. Доходы,
полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в
рубли по курсу Центрального банка России, действующему на дату получения
дохода. Для устранения двойного налогообложения
суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством
иностранных государств, учитываются при внесении авторами
(их правопреемниками) подоходного налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых
сумм налогов, выплаченных за пределами России,
может превышать сумму
налога, подлежащего уплате этими лицами в России. Зачет может был» произведен лишь при условии
представления автором (правопреемником) заключения об уплате им налога за
пределами России, подтвержденного налоговым органом соответствующего
иностранного государства.
§2. Защита прав авторов и патентообладателей
Одним
из важнейших показателей эффективности патентного законодательства является
гарантированность и защищенность прав и законных интересов действительных создателей разработок и патентообладателей. С
сожалением приходится констатировать, что по этому показателю изобретательское
законодательство бывшего Советского Союза было всегда крайне неэффективным.
Советские изобретатели
и новаторы были не только лишены возможности приобретения исключительных прав на использование
создаваемых ими разработок, но очень часто не могли фактически реализовать и реально защитить
и те субъективные права, которые предоставлялись
им действующим законодательством.
Как
отмечалось в литературе, среди руководителей предприятий даже бытовало мнение,
что недоплата или невыплата автору причитающегося ему по закону вознаграждения
— это не нарушение закона, а чуть ли не забота о государственных интересах. 1
По
приводимым в юридической литературе статистическим
данным, в целом в масштабах бывшего Союза ССР
ежегодно во всех судах рассматривалось не более 250 дел, связанных с изобретательством и рационализацией. 2
К
сожалению, новый Патентный закон РФ, как и ранее действовавшее
законодательство, такого механизма не содержит. Более того, можно
констатировать, что раздел VII «Защита прав патентообладателей и авторов»
Патентного закона РФ является самым слабым и бессодержательным в новом законе.
Он имеет лишь две статьи, в одной из которых перечислены примерные виды
патентных и изобретательских споров, разрешаемых в судебных органах, а вторая
носит декларативный отсылочный характер к уголовному законодательству, которое
вообще не реализуется на практике.
Можно
лишь надеяться, что в ближайшее время в Патентный закон РФ в этой части будут
внесены соответствующие изменения. Это несложно сделать, так как законодательный
опыт более эффективного решения этих вопросов уже имеется, например, в Законах
РФ «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и
баз данных» и «О правовой охране технологий интегральных микросхем». Однако
пока этого не сделано, приходится опираться лишь на общие положения российского
гражданского права, касающиеся защиты нарушенных прав.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|