Наследники и иные правопреемники. Субъектами
авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование
авторских прав в соответствии с общим правилом может осуществляться либо по
закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследниками авторских
прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных
наследников. Если умерший автор не имел законных наследников и не оставил
завещания, его авторские права, в отличие от иной наследственной массы, к
государству не переходят, а прекращаются (ст. 552 ГК). При наследовании по
завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину, независимо от
его гражданства и наличия родственных отношений с
умершим, или юридическому лицу, независимо от профиля его деятельности и
местонахождения.
Следует
отметить, что действующее законодательство — и авторское, и наследственное — не
содержит четкой регламентации авторских прав 1 наследников. Поэтому конкретные
правила приходится выводить путем толкования многих норм закона, а также
анализа сложившейся судебной и нотариальной практики.
Остановимся
вкратце на тех особенностях наследования авторских прав, которые представляют
наибольший практический интерес.
В
отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный
характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком.
По ныне действующему законодательству авторские права наследников действуют в
течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом
его смерти.
Важной
особенностью наследования авторских прав является то, что субъективные
авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке. Иными словами,
авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни
разделу. Распоряжение перешедшим по наследству произведением осуществляется
наследниками совместно и только по взаимному согласию. При отсутствии такого
согласия, например при отказе кого-либо из наследников дать согласие на
переиздание произведения, спор наследников рассматривается в суде. Исключение
составляет, однако, переходящее по наследству право на получение гонорара.
Гонорар может делиться между наследниками в любой пропорции в соответствии с
завещательным распоряжением либо соглашением наследников о разделе наследства.
Наряду
с авторами и наследниками субъектами авторского права выступают иные
правопреемники. Указания на них как на особых носителей авторского права
появились в российском законодательстве лишь в 1974 г. после присоединения
Советского Союза к Всемирной конвенции об авторском праве. Это нововведение
вызвало полярные оценки в юридической литературе и в значительной мере оживило
давнишний спор о возможности передачи авторских прав другому лицу в порядке
правопреемства. Поскольку данная дискуссия прямо связана с природой авторского
договора, ее сущность будет раскрыта в главе 6. Сейчас лишь отметим, что
выделение наряду с наследниками иных правопреемников авторов вытекало не
только из подписания Советским Союзом Женевской конвенции, но и из правил
внутреннего законодательства, которое всегда предусматривало возможность
переуступки отдельных авторских правомочий иным субъектам.
В
роли таких иных субъектов прежде всего выступают издательства, театры,
киностудии и иные организации, занимающиеся использованием произведений науки,
литературы и искусства. Они приобретают авторские права на основании
заключенных с авторами и их наследниками авторских договоров. Становясь
обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и
распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными договорами
и в их пределах.
Разумеется,
к правопреемникам авторские права переходят не в полном объеме. Так, не могут
перейти ни по наследству, ни по договору, ни по другим указанным в законе
основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на
имя. Объем иных переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом,
либо договором и зависит от типа последнего.
Правопреемниками
российских авторов могут быть как российские, так и иностранные юридические
лица и граждане. При этом договоры с последними могут заключаться как при
посредничестве авторско-правовых организаций, так и напрямую. Правомерно
приобретенные авторские права правопреемников признаются и охраняются наравне с
правами самих авторов.
Организации, управляющие имущественными правами автора на коллективной
основе. Важными субъектами авторского права являются
организации, управляющие имущественными правами авторов и обладателей смежных
прав на коллективной основе. В соответствии со ст. 44 Закона РФ «Об авторском
праве и смежных правах» такого рода организации могут создаваться
непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих
прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке
затруднено (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении,
воспроизведение путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и
другие случаи).
Функции
по регистрации публичного исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за
их использование выполнялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП),
а в последующем — Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС).
Указом Президента РФ №10 «О государственной политике в области охраны авторских
и смежных прав» от 7 октября 1993 г.1 РАИС было упразднено и одобрено
создание авторами, имеющими договоры с РАИС об управлении их имущественными
правами. Российского авторского общества (РАО) с целью реализации и защиты
авторских прав. Российское авторское общество признано правопреемником РАИС в
отношении имущества и внебюджетных финансовых средств на всех рублевых и
валютных счетах, а также, с согласия сторон, по договорам, заключенным РАИС или
перешедшим к РАИС в порядке правопреемства с российскими и зарубежными
авторами, по соглашениям с зарубежными авторско-правовыми организациями и
иными юридическими лицами.
Разумеется,
наряду с РАО могут быть созданы и другие организации, управляющие
имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон передает решение
этого вопроса на усмотрение самих авторов и обладателей смежных прав.
Организации,
управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе, действуют в
пределах полученных от авторов полномочий на основе устава, утверждаемого в
порядке, установленном законодательством. Они не вправе заниматься коммерческой
деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений и
объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе.
Деятельность организаций, управляющих имущественными правами на коллективной
основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав,
предоставляемых такой организации. В отличие от организаций, приобретающих
авторские права на использование произведений на основании авторских договоров
и становящихся в силу этого полноправными обладателями этих прав, организации,
убавляющие имущественными правами на коллективной основе, владельцами
авторских прав не становятся. В отношениях с третьими лицами они выступают как
представители авторов и действуют от их имени и в их интересах.
Наряду
с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав на
основании заключенных договоров, организации, управляющие имущественными
правами авторов на коллективной основе, в соответствии с п. Зет. 45 Закона РФ
«Об авторском праве и смежных правах» вправе выступать также от имени тех
авторов и обладателей смежных прав, которые не передали организации полномочия
на управление принадлежащими им правами.
Среди
функций организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе,
которые закреплены статьей 46 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»,
можно выделить три основные. Прежде всего эти организации предоставляют
лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и
объектов смежных прав. При этом в законе подчеркивается, что условия таких
лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории, а
отказ в выдаче лицензий без достаточных оснований но допускается. Далее,
задачей организаций, управляющих имущественными правами на коллективной
основе, является сбор вознаграждения за использование произведений и объектов
смежных прав. Наконец, важнейшей функцией подобных организаций является
распределение и регулярная выплата собранного вознаграждения обладателям
авторских и смежных прав. Из собранного вознаграждения вычитаются суммы на
покрытие фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого
вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды,
создаваемые этими организациями с согласия и в интересах представляемых ими
обладателей авторских и смежных прав. Вся оставшаяся часть собранных сумм
распределяется между авторами и обладателями смежных прав пропорционально фактическому
использованию произведений и объектов смежных прав. Одновременно с выплатой
вознаграждения организации представляют обладателям авторских и смежных прав
отчеты, содержащие сведения об использовании их прав.
5. Права авторов произведений науки, литературы и
искусства
В
результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор
приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и
имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и
в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности
авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной
литературе1 и воплотилась в законе 1911 г. Хотя
природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства
ученых, эта конструкция обозначала прежде всего монополию обладателя авторского
права на использование произведения2. В советский период оценка
исключительности авторских прав существенно изменилась. Во многих работах
прослеживалось предубежденное отношение к этой черте авторских прав, которая,
однако, нашла отражение в Основах авторского права 1925 и 1928 г. Большинство
советских юристов смущало то обстоятельство, что
термин «исключительные права» используется в
авторском законодательстве капиталистических стран. В связи с этим в советской
юридической литературе подчеркивалось, что исключительный характер авторского
права в советском гражданском праве, с одной стороны, и в буржуазном
гражданском праве, с другой, не имеют между собой ничего общего, кроме названия3
.
Действующее
законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно широкий
круг гарантированных государством возможностей. В разных статьях Закона РФ «Об
авторском праве и смежных правах» эти возможности именуются то авторским правом
в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой
связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию
конструкции субъективного авторского права. Большинство специалистов считает,
что создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно
праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных
авторских правомочий1 . К числу таких правомочий относятся
право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на
обнародование произведения и т.д. По мнению других ученых, автору произведения
принадлежит ряд конкретных субъективных прав, и о едином авторском праве в
субъективном смысле можно говорить только условно.
Представляется,
что данный спор носит в значительной степени надуманный характер, поскольку
совершенно очевидно, что законодатель использует термин «авторское право» в
разных статьях закона в различном значении. Чаще всего им охватываются все
предоставляемые автору возможности, в других случаях в него включаются
некоторые авторские правомочия (например, когда закон говорит об авторских
правах правопреемников автора), иногда он служит для обозначения отдельных
авторских прав, например, права на перевод, права на обнародование и т.д.
Поэтому содержание, которое вкладывает законодатель в данный термин, необходимо
каждый раз устанавливать путем толкования закона. Такое же положение
наблюдается в авторском законодательстве других стран, а также в важнейших
международных конвенциях.
В
российской юридической науке отсутствует также единое понимание терминов
«авторское право» и «авторское правомочие».
Иногда,
однако, правомочиями предлагается именовать лишь те закрепленные за авторами
возможности, которые связаны с совершением самими носителями авторских прав
определенных положительных действий2
.
Новое
авторское законодательство России содержит значительно более полный перечень
субъективных авторских прав по сравнению с ранее действовавшим
законодательством.
Во-первых,
те личные неимущественные и имущественные права, которые,
на первый взгляд, перечислены в ст. 15—16 Закона РФ «Об авторском праве и
смежных правах» исчерпывающим образом, в действительности круг авторских прав
не ограничивают. Тот же Закон указывает, в частности, на право доступа и право
следования, которые закрепляются за авторами
произведений изобразительного искусства (ст. 17), на право автора музыкального
произведения на получение особого вознаграждения за
публичное использование его музыкального произведения при публичном исполнении
аудиовизуального произведения (ст. 13) и т.д.
Во-вторых, само по себе неуказание в законе на конкретное
субъективное право еще не означает отсутствия самого права. Например, как
известно, в течение многих лет в советском авторском законодательстве не было
прямо закреплено одно из основных прав создателей творческих произведений —
право авторства. Однако и в научной литературе, и на практике наличие данного
права практически никем не ставилось под сомнение.
В-третьих,
нельзя, безусловно, расценивать как исчерпывающий содержащийся в законе
перечень конкретных действий по использованию произведений. В п. 2 ст. 16
Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» перечисляются лишь наиболее
распространенные способы использования произведений. Принципиально же вопрос
решен в первом пункте той же статьи, который закрепляет за авторами право на
использование произведения в любой форме и любым способом. В этой связи можно
говорить о том, что закон закрепляет за авторами не только те способы
использования произведений, которые существуют в
настоящее время, но и те, которые могут появиться в
дальнейшем. Таким образом, действующее авторское законодательство хотя и
содержит весьма полный перечень конкретных
авторских прав, но не описывает их исчерпывающим образом.
Виды авторских прав. Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией
авторских прав является деление их на личные неимущественные и имущественные.
Новый
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» указывает на то, какие из
авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют
имущественное содержание. В соответствии сост. 15 Закона к личным
неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на
обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на
защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на
использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают
право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на
публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир,
право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право
на переработку (ст. 16 Закона). Безусловно,
закрепление законом подразделения авторских прав на личные и имущественные с
теоретических позиций трудно признать безупречным. Практически любое из
авторских прав включает в себя как личные, так и имущественные элементы.
Так,
нарушение неприкосновенности произведения, в частности сокращение его объема
без согласия автора, может затрагивать как личные неимущественные, так и
имущественные интересы автора.
Закон
исходит из того, что личные неимущественные права во всех случаях принадлежат
лишь непосредственному создателю произведения. Они являются неотчуждаемыми от
личности автора и не могут передаваться другим лицам. В лучшем случае эти лица,
и прежде всего наследники, приобретают право на охрану личных неимущественных
прав, обладателем которых был умерший автор. Право авторства, право на имя и
право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
Напротив,
имущественные права на использование произведения могут свободно переходить к
другим лицам на основании авторских договоров. В случаях, прямо указанных в
законе, права на использование произведения изначально возникают не у их
авторов, а у других лиц, в частности у работодателя (ст. 14), издателя газет,
журналов и других периодических изданий (ст. II), изготовителя аудиовизуальных
произведений (ст. 13). Имущественные права носят срочный характер, так как
период их действия ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его
смерти.
Личные неимущественные права авторов. Одним из
главных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки,
литературы и искусства, является право авторства. В юридической науке право
авторства обычно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица
считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать
признания данного факта от . других лиц.
Право
авторства является неотделимым от личности автора.
Право
авторства является правом абсолютным, поскольку ему корреспондируют
обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия
автора.
Право
авторства охраняется против всякого нарушения, независимо от того, знал или не
знал нарушитель о том, что совершает неправомерные действия.
Право
авторства, неразрывно связанное с личностью создателя произведения, действует
в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. Оно признается и
охраняется и после смерти автора, но уже не как субъективное право, а как
общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.
Право
авторства является важнейшим правомочием автора еще и потому, что от него
производны все другие права как личного неимущественного, так и имущественного
характера. Иными словами, все остальные права предоставляются автору лишь
постольку, поскольку он имеет право авторства.
С
правом авторства тесно связано право на авторское имя, содержание которого
раскрывается в ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Согласно
данной статье автор может использовать или разрешать использовать произведение
под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без
обозначения имени (анонимно).
Право
на авторское имя является личным неимущественным правом автора, которое
последний не может передать кому бы то ни было.
Право
на авторское имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти
охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в
качестве общественно значимого интереса.
Как
уже отмечалось, закон указывает на три возможных способа, с помощью которых
автор реализует принадлежащее ему право на авторское имя. Чаще всего создатели
произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени.
При
опубликовании произведений, созданных несколькими лицами, имена соавторов
указываются в последовательности, оговоренной соавторами. Правом на указание
своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесенного в
произведение творческого вклада.
При
использовании в России произведений иностранных авторов их имена приводятся в
русской транскрипции, которая должна быть согласована с автором оригинала. При
таком способе использования произведения, как издание, имена иностранных
авторов нередко указываются и на языке оригинала на обороте титульного листа.
Нарушением
права на имя при данном способе его реализации будет неуказание имени автора, а
также его искажение.
Следующий
способ обозначения авторского имени и реализации
рассматриваемого права — выступление автора под вымышленным именем
(псевдонимом). Он также нередко используется на
практике.
Закон
не предусматривает каких-либо условий или порядка для приобретения права на
псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также определяются самим
автором. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не должен искажаться.
В
некоторых случаях право автора выступать под псевдонимом может быть ограничено.
Так, едва ли допустимо пользоваться таким псевдонимом, который нарушает нормы
нравственности или носит оскорбительный характер. В равной мере автор не может
избрать такой псевдоним, который явно вводит публику в заблуждение, например,
когда он совпадает с именем, под которым давно выступает другой автор.
Право
на авторское имя может быть реализовано путем опубликования произведения без
указания имени создателя произведения, т. е. анонимно. В данном случае воля
автора направлена на то, чтобы не связывать созданное им произведение со своим
именем.
Проблема
состоит лишь в том, чтобы доказать авторство на анонимно опубликованное
произведение. Как и псевдоним, аноним может быть раскрыт без согласия автора
только по запросу суда.
Наряду
с непосредственными создателями произведений правом на обозначение своего имени
пользуются предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию
которых создано произведение (ст. 3 п. 14 Закона РФ «Об авторском праве и
смежных правах»). Так, учебное заведение или научное учреждение может
настаивать на том, чтобы их наименование было обозначено на произведениях,
созданных их сотрудниками в рамках порученной им работы.
С
момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту
произведения, включая его название, от всякого искажения или иного
посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15
Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).
Содержание
данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином
использовании произведения воспрещается без
согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в
его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без
согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями,
предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было
пояснениями.
Право
на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и
прекращающееся со смертью автора, имеет особое значение на стадии подготовки
произведения к обнародованию.
Право
на защиту репутации автора, как и всякое
субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи,
когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его
неприкосновенность. Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе
в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из
правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью
цитирования. Возможно воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на
радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных
произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Во всех случаях
произведения используются не в том виде, который им придан авторами, однако
нарушением права на защиту репутации автора это, по
прямому указанию закона, не считается. Не рассматривается как нарушение данного
права и творческая интерпретация произведения исполнителем иди
режиссером-постановщиком, если при этом не вносится изменений в форму и
содержание произведения. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на
защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих
пародий и стилизаций, а также преградить дорогу критикам и комментаторам.
Ст.
( 29 Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах» подчеркивает, что право на защиту репутации автора, как и право
авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники вправе
осуществлять защиту указанных прав.
На
практике наследники, а также специально назначенные автором
для охраны неприкосновенности лица выходят за рамки чисто охранительных функций и выдают разрешения на внесение в
произведение изменений и дополнений. В литературе сделан вывод, что такая
практика не противоречит смыслу закона, если только при этом не происходит
коренное изменение творческого замысла создателя произведения1 .
Несколько иначе решается вопрос об охране
неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для
утилитарного использования. Так, владельцы зданий и сооружений, произведений
декоративно-прикладного искусства и дизайна могут вносить в них изменения в
соответствии со своими разумными потребностями. Лишь в том случае, если будет
установлено, что собственник совершает эти действия специально в целях
нарушения прав автора, это может быть признано злоупотреблением права, и
автор приобретет право на защиту.
Право
автора на обнародование принадлежит к числу важнейших его прав, поскольку оно
обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для
вынесения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы.
Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному
изменению правового режима произведения.
Право
на обнародование как выражающее особый охраняемый законом интерес автора
является самостоятельным правом создателя произведения. &го обстоятельство
необходимо специально подчеркнуть в связи с тем, что рассматриваемое право
всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом
деле, обнародовать произведение, т.е. сделать его доступным для всеобщего
сведения, нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора., например, право на опубликование, право на
публичный показ, право на публичное исполнение и т.д. А если, например,
опубликование осуществляется путем издания произведения, одновременно
осуществляются права на воспроизведение и на распространение произведения.
Однако очевидно, что названные правомочия представляют собой, хотя и тесно
взаимосвязанные, но совершенно самостоятельные права. Каждое из них выражает
самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к
нарушению других правомочий.
Существенным
нововведением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является
закрепление в нем права на отзыв произведения, которое отсутствовало в ранее
действовавшем законодательстве. Согласно п. 2 ст.
15 этого закона, автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об
обнародовании произведения либо, если произведение уже было
обнародовано, может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего
сведения, публично оповестив о его отзыве. В качестве единственного условия
реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю
причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.
На
практике рассматриваемое право может вступить в коллизию с правами лиц, которые
приобрели право собственности на материальные носители произведений, подлежащих
отзыву. Как представляется, действующее законодательство не предоставляет
автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами
права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. От.
15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» говорит лишь о возмещении
убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц,
приобретающих права на основании авторских договоров. Поэтому, например, автор
не может истребовать созданную им картину или
скульптуру у их владельцев, ссылаясь на свое право отзыва.
В
отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование способно
переходить к другим лицам, что еще раз подчеркивает условность деления
авторских прав на личные имущественные и неимущественные. В частности, оно
переходит к наследникам автора, что никем не ставится под сомнение.
Одним
из субъективных прав, принадлежащих создателям
творческих произведений, в российском авторском праве традиционно признавалось
право на опубликование. Как уже отмечалось, новый авторский закон о нем особо
не упоминает. Независимо от того, является ли это результатом упущения
составителей проекта закона или выражением их сознательной позиции,
право на опубликование продолжает оставаться в числе важнейших авторских
правомочий1 .
Рассматриваемое
право следует отнести к числу личных неимущественных прав автора, хотя в нем
более, чем в каком-либо ином личном праве автора, представлены имущественные
элементы. Но все же основное его содержание состоит в самостоятельном решении
автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без
согласия автора никто, в том числе и работодатель, если речь идет о служебном
произведении, не может совершать подобных действий.
Реализация
права на опубликование имеет своим последствием изменение правового режима
произведения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно может без
согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным
указанием имени автора и источника заимствования репродуцироваться в единичных
экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ «06 авторском
праве и смежных правах»), отдельные виды произведений могут воспроизводиться в
газетах, передаваться в эфир (п. 3 ст. 19 того же закона) и т.д.
Имущественные права авторов. Право на
использование произведения есть не что иное, как возможность авторов самим
решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к
произведениям и с их использованием. Открывая третьим лицам доступ к
произведению, автор определяет и те способы, с помощью которых его произведение
будет использовано. При этом произведение может быть использовано как в своей первоначальной, так и в
измененной форме (например, в переводе или в переработанном виде), с
воспроизведением той материальной формы, с которой связано произведение
(например, переиздание книги), или без такового воспроизведения (например,
публичное исполнение) и т.д.1
В
соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»
исключительные права автора на использование произведения означают право
осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
— воспроизводить произведение;
— распространять экземпляры произведения любым способом;
— импортировать экземпляры произведения в целях распространения;
— публично показывать произведение;
— публично исполнять произведение;
— сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и
последующей передачи в эфир;
— сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или
с помощью иных аналогичных средств;
— переводить произведение;
— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.
Исключительные
права автора на использование дизайнерского, архитектурного,
градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую
реализацию таких проектов.
Перечень
конкретных авторских правомочий, конкретизирующий принадлежащие автору
исключительные права на использование произведения,
охватывает собой лишь типичные случаи использования произведений и, как уже
отмечалось, не носит исчерпывающего характера. Любые другие способы
использования произведений, как существующие ныне, так и те, которые могут
появиться в дальнейшем, должны применяться лишь с согласия автора иди его
правопреемников.
Право на воспроизведение. С принятием Закона
РФ «Об авторском праве и смежных правах» понятие воспроизведения существенно
изменилось и свелось лишь к изготовлению одного или более экземпляров
произведения или его части в любой материальной форме. Публичное исполнение,
передача в эфир и иные способы использования произведения, не связанные с его
повторной фиксацией на материальном носителе, рассматриваются законом в
качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения.
Право
на воспроизведение чаще всего реализуется одновременно с правом на
опубликование, однако происходит это отнюдь не всегда. Воспроизведением в
точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой
материальной форме, независимо от того, где и когда они будут выпущены в
обращение и произойдет ли это вообще. Кроме того, для воспроизведения не
требуется изготовления такого количества экземпляров произведения, которое бы
удовлетворяло разумные потребности публики. Им будет считаться изготовление
нескольких или даже одной копии произведения.
Конкретные
способы воспроизведения действующее законодательство не перечисляет, в чем,
собственно, и нет необходимости, так как им признается любая повторная фиксация
произведения на материальном носителе.
Закон
не определяет условий осуществления и пределов рассматриемого права, кроме
единственного указания на то, что от собственника произведения нельзя требовать
доставки произведения автору.
Право на распространение и право на импорт. Самостоятельным
способом использования произведения является его распространение. Под
распространением, понятие которого в ранее действовавшем законодательстве не
раскрывалось, большинство российских ученых понимало пуск в гражданский оборот
тех материальных носителей произведения, которые размножены на основе
принадлежащего автору права на воспроизведение1 .
Закон
РФ «Об авторских и смежных правах» определяет рассматриваемое право очень
скупо, указывая лишь на то, что автор может распространять экземпляры
произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т. д.
(п. 2 ст. 16). Но, опираясь даже на эту формулировку, можно сделать некоторые
выводы. Прежде всего закон связывает распространение только с теми
произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе, &то следует
хотя бы из того, что продать и сдать в прокат можно лишь сам материальный
носитель, на котором зафиксировано произведение, а не само произведение как
таковое. Поэтому публичное исполнение, публичный показ, передача в эфир и иные
аналогичные способы использования произведения распространением не являются.
Далее,
распространение предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются в
гражданский оборот.
Новый
закон подчеркивает, что если экземпляры правомерно опубликованного произведения
введены в гражданский оборот посредством их ^продажи, то допускается их
дальнейшее распространение без согласия 'автора и
без выплаты авторского вознаграждения (п. 3 ст.
16).
Наряду
с правом на распространение Закон «Об авторском праве и смежных правах» особо
выделяет исключительное право автора импортировать
экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры,
изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на
импорт). В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность
осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав
экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей.
Основанием для специального выделения права на
импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав.
Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может
там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут
доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение
охраняется, это будет нарушением авторских прав. Речь идет, разумеется, лишь о
произведениях, зафиксированных на материальных носителях и воспроизведенных
хотя бы в нескольких копиях.
Право на публичный показ и право на публичное исполнение. В новом авторском законодательстве содержание рассматриваемых прав
несколько изменилось. Под показом произведения понимается демонстрация
оригинала или экземпляра произведения непосредственно иди на экране с помощью
пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также
демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их
последовательности. Исполнением произведения признано его представление
посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью
технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их
последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Публичный
показ и публичное исполнение имеют место лишь
тогда, когда показ или исполнение осуществляются в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует
значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Демонстрация
произведения перед специалистами или его исполнение для избранного круга
близких друзей не образуют публичного показа и
публичного исполнения и, соответственно, не влекут предусмотренных законом
правовых последствий.
Право на передачу в эфир и право на сообщения дм всеобщего сведения по
кабелю. Право на передачу в эфир как особое
имущественное правомочие автора характеризуется
следующими основными особенностями. Прежде всего данному праву, как никакому
другому, свойствен элемент публичности. Произведение
доводится до всеобщего сведения посредством специальных радиосигналов
(радиоволн), которые предназначены для приема самой
широкой публикой. Аудитория еще более расширяется при передаче произведения в
эфир через спутник. Под такой передачей понимается прием сигналов с наземной
станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых
произведение доводится до всеобщего сведения. При
этом во внимание принимается сама возможность восприятия произведения
публикой, независимо от того, осуществляется ли она фактически.