бесплатные рефераты

Организация управления налогообложением в условиях рынка (на примере ГНИ Октябрьского района г. Орск...

·          инспектор налоговой службы I ранга;

·          инспектор налоговой службы II ранга;

·          инспектор налоговой службы III ранга;

Присвоение каждого классного чина производится в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы.

Работникам налоговой службы, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей присваивается соответствующий данной должности классный чин (прил. 4).

Присвоение классных чинов производится по ходатайству начальника ГНИ по подчиненности.

Установлены следующие сроки пребывания в классовом чине (табл. 4.2).

Сроки пребывания в классном чине работников ГНИ.

Таблица 4.2

Классный чин

Срок, лет

инспектор налоговой службы III ранга;

2 года

инспектор налоговой службы II ранга;

2 года

инспектор налоговой службы I ранга;

3 года

советник налоговой службы III ранга;

3 года

советник налоговой службы II ранга;

4 года

советник налоговой службы I ранга;

4 года

Присвоение очередного классного чина производится только в случаях повышения в должности и за особые отличия в работе.

Вновь принятые работники представляются к классному чину инспектор налоговой службы III ранга при наличие высшего или среднего специального образования и стажа работы в налоговых органах не менее одного года.

Начальникам ГНИ в пределах их полномочий предоставляется право в отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей и достигнутые успехи в работе:

·          присвоить работникам очередные классные чины до истечения срока, указанного выше;

·          при выдвижении на высшую должность производить в классный чин без соблюдения очередности, но не более чем на два классных чина выше того, в котором состоит работник.

Работники государственной налоговой службы, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. Лишение классного чина может иметь место при увольнении работника из ГНИ за порочащие проступки. В случаях совершения работником ГНИ грубых нарушений служебных обязанностей он может быть понижен в классном чине.

Лишение классного чина и понижение в классном чине начальника ГНИ по Октябрьскому району производится руководителями вышестоящих государственных налоговых служб. Для ГНИ Октябрьского района такой службой является ГНИ по городу Орску или ГНИ  Оренбургской области.

4. Выплаты ежемесячных надбавок за выслугу лет производятся дифференцировано в зависимости от общего стажа работы и определяются в следующих размерах:

Выплата ежемесячных надбавок за выслугу лет в зависимости от стажа работы

Таблица 4.3

4.1 Руководителям и специалистам

размер надбавки (в процентах к месячному должностному окладу)

При стаже работы:


            от 1 до 5 лет

10

            от 5 до 10 лет

20

            от 10 до 15 лет

30

            от 15 и выше

40

4.2 Служащим:


При стаже работы:


            от 3 до 8 лет

10

            от 8 до 13 лет

15

            от 13 до 18 лет

20

            от 18 до 23 лет

25

            от 23 лет и выше

30

В общий стаж работы, дающий право на получение ежемесячных надбавок за выслугу лет включается время работы:

·          в аппаратах органов государственной власти и управления РФ всех уровней;

·          в органах народного контроля, государственного арбитража, суда и прокуратуры всех уровней;

·          в организациях, созданных на базе ликвидированных территориальных и местных органов исполнительной власти и управления;

·          в посольствах, представительствах органов государственной власти и управления за границей.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет выплачивается с момента возникновения права на назначение или изменение размера этой надбавки.

Назначение надбавки производится на основании приказа руководителя территориального органа, принятого по представлению комиссии по установлению трудового стажа.

5. Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ образован для финансирования мероприятий по обеспечению сбора налогов и контроля за соблюдением законодательства о налогах и иных обязательных платежах в бюджеты всех уровней и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и фонды, а также для финансирования мероприятий, осуществляемых Службой внешней разведки РФ.

Предельный размер средств, направляемых на материальное стимулирование работников органов Государственной налоговой службы РФ не может превышать 25%  общей суммы средств фонда, предусмотренных для этой Службы.

К материальному стимулированию работников ГНИ по Октябрьскому району относятся выплаты ежемесячных надбавок за особые условия ГНИ и премии по результатам работы.

Работники ГНИ по Октябрьскому району получали премию по результатам работы из этого фонда только один раз, что снижает эффективность работы ГНИ.

6. Выделение целевым назначением ассигнований на строительство объектов непроизводственного назначения, приобретения вычислительной и копировальной техники, оборудования и инвентаря, а также капитальный ремонт служебных помещений. Выделение государственной налоговой инспекции служебные помещения из расчета не менее 10 кв. метров не одного работника. Обеспечивает выделением жилой площади и улучшение жилищных условий работников ГНИ, установка в их квартирах телефонов, предоставление мест в дошкольных учреждениях.

В ГНИ по Октябрьскому району созданы хорошие условия труда. Для удобства и оперативности работы создана компьютерная сеть. Практически для каждого работника имеется персональный компьютер. Все документы и другая необходимая информация внесена в компьютеры. Это повышает эффективность работы ГНИ.

7. Все сотрудники ГНИ подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств ре6спубликанского бюджета РФ.

Страховые платежи, включая расходы органов государственного  страхования на его проведение в размере 6 процентов от сумм этих платежей, перечисляются на специальный счет Госстраха Российской Федерации.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы:

1.        в случае гибели (смерти) застрахованного в период работы либо до истечения одного года после увольнения в следствие телесных повреждений, полученных при исполнении служебных обязанностей,– его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) в размере 12,5-кратного годового должностного оклада и доплат за классный чин и выслугу лет работника;

2.        при установлении застрахованному инвалидности в связи с осуществлением служебной деятельности до истечения одного года после увольнения со службы:­

·          инвалиду I группы – в размере 7,5-кратного годового должностного оклада и доплат за классный чин и выслугу лет;

·          инвалиду II группы – в размере 5-кратного годового должностного оклада и доплат за классный чин и выслугу лет;

·          инвалиду II группы – в размере 2,5-кратного годового должностного оклада и доплат за классный чин и выслугу лет;

3.        В случае получения застрахованным в связи с осуществлением им служебной деятельности :

·          тяжкого телесного повреждения – в размере годового должностного оклада и доплат за классный чин и выслугу лет;

·          менее тяжкого телесного повреждения – в размере полугодового должностного оклада и доплат за классный чин и выслугу лет.

8. В случае гибели сотрудника государственной налоговой службы в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам  выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания из средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении сотруднику ГНИ тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течении десяти лет – разница между размером его должностного оклада и пенсией.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника ГНИ в связи со служебной деятельностью, возмещаются в полном объеме из средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Годовое денежное содержание сотрудников ГНИ, используемое для исчисления размеров единовременных пособий, включает все виды денежных выплат, полученных сотрудниками за работу в ГНИ за год, предшествовавший гибели или причинению ущерба здоровью

Выплаты единовременных пособий производятся ГНИ, в которой работал до момента гибели или получения травм потерпевший.

9. Форменная одежда выдается работникам ГНИ, которым присвоены классные чины. Форменная одежда имеет знаки отличия в зависимости от классного чина сотрудника. Перечень одежды, которая выдается работнику: фуражка, шапка-ушанка из каракуля, однобортный пиджак с петлицами, брюки (юбка), туфли мужские (женские), полусапожки мужские (сапожки женские), рубашки, галстуки, пальто демисезонное с петлицами, печатки кожаные черные.

10. Существуют следующие дополнительные льготы для сотрудников ГНИ:

1.        бесплатный проезд в городском транспорте по предъявлении служебных удостоверений, на основании решения местных органов власти.

2.        бесплатный проезд железнодорожным и авиационным транспортом один раз в год по предъявлению служебного удостоверения на основании распоряжения Правительства Российской Федерации №758-Р от 16.05.1996 года.

11. Начальник ГНИ проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров. Проводится аттестация сотрудников ГНИ не реже одного раза в два года.

Мы рассмотрели все основные факторы системы мотивации труда персонала ГНИ по Октябрьскому району.

Какие-то нетрадиционные вознаграждения в ГНИ не применяются т.к. это бюджетная организация, она не получает свою собственную прибыль, а распоряжается только средствами, выделяемыми из республиканского, федерального и местного бюджета.

Из рассмотренных выше мотивирующих факторов мы видим, что это в основном денежные вознаграждения. Деньги – это наиболее очевидный способ, которым организация может вознаградить сотрудников. Деньги удовлетворяют многие потребности различного типа – физиологические, потребности в будущем и признании.

Но также есть несколько факторов мотивации, удовлетворяющие социальные потребности людей. Такой фактор, как обучение и переподготовка кадров, который повышает уровень компетентности, удовлетворяет потребность в самовыражении.

Для одних более важным являются вознаграждения материально-экономического характера. У других сотрудников ГНИ социальные потребности ведут к усилению мотивации.

Глава 3. Совершенствование системы налогообложения юридических лиц в современных условиях.

3.1. Методы, обеспечивающие предотвращение уклонения от уплаты налогов.

Законодательство Российской Федерации устанавливает обязанность предприятий и других налогоплательщиков уплачивать налоги и другие обязательства, связанные с их исчислением и уплатой. В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение обеспечивается в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы», мерами административной, уголовной ответственности, а также финансовыми санкциями. При этом ответственность налогоплательщика наступает только в случае нарушения им налогового законодательства.

Таким образом, действующее законодательство определяет неисполнение юридическими лицами обязательств по уплате налогов как правонарушение и устанавливает ответственность в зависимости от тяжести совершенного деяния и наступивших последствий.

Рассмотрим подробнее меры ответственности в случае нарушения налогоплательщиками налогового законодательства.

Нарушение налогового законодательства налогоплательщиком влечет применение к нему финансовых санкций. Основания, виды и порядок применения таких санкций определяются налоговым законодательством и другими нормативными актами. Ответственность предприятий установлена статьей №13 Закона «Об основах налоговой системы».

В соответствии с названной статьей предусмотрены следующие виды ответственности:

·          за сокрытие или занижение дохода (прибыли) - взыскание всей суммы сокрытого дохода (прибыли) и штрафа в размере той же суммы;

·          за сокрытие или неучет иного, кроме дохода (прибыли), объекта налогообложения – взыскание суммы налога и штрафа в размере той же суммы.

Указанные штрафные санкции увеличиваются:

·          за сокрытие или занижение объекта налогообложения, совершенное повторно (в течение года после наложения штрафа за предыдущее нарушение), взыскиваются соответствующая сумма и штраф в двукратном размере этой суммы;

·          когда судом установлен факт умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли), приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурором может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).

Законодательство возлагает на налогоплательщика обязанность вести бухгалтерский учет в установленном порядке, своевременно представлять в налоговые органы финансовые документы и своевременно уплачивать налоги. Неисполнение этих обязанностей также наказывается штрафными санкциями. Ответственность за подобное нарушение способствует укреплению финансовой дисциплины и одновременно служит средством предупреждения сокрытия и занижения дохода (прибыли).

Ответственность в виде применения финансовых санкций  предусмотрена в размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм налога  за последний отчетный квартал за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета с нарушением установленного порядка, привлекшим за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, а также за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога.

За задержку уплаты налога взыскиваются пени в размере 0,7 процентов неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры.

Взыскание сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке.

За сравнительно небольшое время с момента принятия новой налоговой системы в предпринимательской деятельности накоплен значительный опыт различных способов сокрытия прибыли от налогообложения. Как показывает практика, этот опыт постоянно пополняется и совершенствуется.

Например, при проверках ГНИ Октябрьского района небольших частных предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью, вскрываются факты уклонения от уплаты налогов путем сокрытия коммерческой деятельности, безлицензионного занятия ею, безакцизного производства и сбыта продукции. При этом, как правило, для расчетов с поставщиками используют неоприходованные по учету наличные деньги.

С целью сокрытия (занижения) прибыли широко используются такие нарушения, как:

·          неполное отражение в учете и налоговых расчетах выручки от реализации продукции;

·          занижение объемов реализованной продукции в отчетных документах;

·          необоснованное завышение затрат, образующих себестоимость продукции, работ и услуг.

Далеко не всегда нарушения налогового законодательства носят умышленный характер. По мнению специалистов, уклонение от налогообложения вызвано:

1.        жестокостью налогового пресса;

2.        связано с недостаточной подготовленностью руководителей и счетно-бухгалтерских работников, с невосприятием или новой налоговой системой.

В результате таких обстоятельств происходит занижение налогооблагаемого оборота, доходов от внешнеэкономической деятельности, неправильное применение льгот и ставок налога, а также допускаются финансовые правонарушения. Рассмотрим доначисленные суммы за 1997 год ГНИ по Октябрьскому району г. Орска по госпредприятиям и АО.

Доначисленные суммы за 1997 год ГНИ по Октябрьскому району г. Орска по ГП и АО, млн. руб.

Таблица 3.1

Вид платежа

Всего
доначислено

Доначислено платежей камеральными проверками

Налог

Финансовая санкция

НДС

106297

28

4296

6850

Налог на прибыль

23274

487

496

1821

Налог на имущество

3587

33

202

343

Акцизы

61357

0

0

0

За 1997 год по НДС всего доначислено – 106297 млн. руб. из доначислено камеральными проверками 28 млн. руб., налог составляет 4296 млн. руб., финансовая санкция за занижение налога составляет 6850 млн. руб. Занижение НДС и применение финансовой санкции за 1997 год произошло по следующим причинам: предприятиями выделен НДС расчетным путем при не выделение его счетах-фактурах и счетах, отнесены на расчеты с бюджетом суммы НДС фактически неуплаченные поставщиками за приобретенные ТМЦ, несоответствие данных бухучета с представленными декларациями. По налогу на прибыль за этот период доначислено всего 23274 млн. руб., выявлено камеральными проверками 487 млн. руб., налог составляет 496 млн. руб., финансовая санкция составляет 1821 млн. руб.

Занижение налога на прибыль и применение финансовой санкции произошло по следующим причинам: необоснованное отнесение затрат на себестоимость, занижение выручки, неправильное применение льгот.

По налогу на имущество за 1997 год всего доначислено 3587 млн. руб., выявлено камеральными проверка 33 млн. руб., налог составляет 202 млн. руб., финансовая санкция составляет 343 млн. руб.

Причины, по которым применена финансовая санкция следующие: неправильное исчисление среднегодовой стоимости имущества.

Плательщикам акциз, стоящим на учете в ГНИ Октябрьского района является одно предприятие: акцизы на бензин ОАО «ОНОС». Акциз всего доначислено 61357 млн. руб., финансовых санкций по этому налогу не применено.

Основанием административной ответственности за нарушение налогового законодательства является административное правонарушение.

В соответствии с действующим законодательством административно-наказуемыми нарушениями налогового законодательства признаются:

1.        сокрытие (занижение) должностными лицами прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения; отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушениями установленного порядка и искажение бухгалтерских учетов; представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, бланков, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

2.        непредставление предприятиями, учреждениям, организациями справок и документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика; отказ допустить к обследованию помещений предприятия, учреждений; непринятие мер по устранению выявленных налоговыми инспекциями нарушений законодательства о различных обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности; невыполнение требований налоговых органов о приостановлении операций предприятий по расчетным и другим счетам в банкам и иных финансово-кредитных учреждениях.

К административным правонарушениям, посягающим на налоговую систему, следует отнести и нарушение Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и Положения о применении контрольно-кассовых машин: ведение предприятием денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины; осуществление торговых операций предприятием после приостановления его деятельности; невыдача чека лицом, обязанным выдать его или выдача чека с указанием суммы, менее уплаченной.

За совершение правонарушений, предусмотренных налоговым законодательством, налоговая инспекция может применить штрафы от двух до семи минимальных размеров оплаты труда. Законом же «О применении контрольно-кассовых машин» установлен гораздо больший размер штрафа, налагаемого на юридических лиц,– в 700-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.

Порядок наложения административных штрафов должностными лицами налоговой службы регламентируется Указом Президента Российской Федерации «О Государственной налоговой службе».

Налоговые преступления являются наиболее опасным видом правонарушений в сфере налогового законодательства. Такие действия причиняют значительный ущерб финансовым интересам государства и зачастую способствуют криминализации экономики. По этому законодательству не ограничиваются применением к виновным только финансовых санкций или наложением административных наказаний и устанавливают в ряде случаев уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства.

Уголовное законодательство устанавливает ответственность налогоплательщика за уклонение от подачи декларации о доходах, либо несвоевременная подача декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения,–наказываются исправительными работами на срок до двух лет или штрафом от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах является наиболее жестким и в то же время эффективным средством предупреждения налоговых преступлений.

Налогоплательщик не может быть привлечен к уголовной ответственности, если непредставление декларации или несвоевременная ее подача связана с болезнью или другими исключающими вину обстоятельствами.

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. Сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных размерах – наказывается штрафом в сумме до трехсот пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством.

В случае умышленного сокрытия доходов в крупных или особо крупных размерах помимо финансовых санкций, прилагаемых к налогоплательщику – юридическому лицу, руководители и другие должностные лица предприятий, организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности.

К налоговым преступлениям относятся такие деяния, как противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов. Устанавливается ответственность за уклонение от неявки в органы ГНИ для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках дохода (прибыли) и фактическом их объеме, а равно за непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов налоговой службы. Такие действия при применении уголовного закона наказываются штрафом в сумме от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Также существует уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением налогового законодательства, может наступить и по другим статьям уголовного кодекса.

Так, в соответствии с уголовным кодексом преступным признается незаконное предпринимательство, т.е. за предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, а также с нарушением, а также с нарушением условий лицензирования в течении года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Совершение таких действий влечет уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от одного года, либо штраф от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией имущества или без таковой.

Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность за самовольное осуществление предпринимательской деятельности, разрешенной исключительно государственным предприятиям.

Уголовный закон, устанавливая ответственность за подобные нарушения, как бы повышает действенность и эффективность финансовых и административных санкций, применяемых органами налоговой службы.

Эффективность деятельности органов налоговой службы по контролю за соблюдением налогового законодательства во многом зависит от следующих факторов:

a)        правильного и единообразного толкования основных понятий налогового законодательства;

b)       формирования устойчивой практики применения финансовых санкций за сокрытие или занижение дохода (прибыли);

c)       повышение правовой квалификации сотрудников ГНИ;

d)       совершенствования и унификации действующего законодательства.


3.2 Совершенствование налоговой системы, как фактор повышения эффективности системы налогообложения.

Налоговая политика страны органически взаимосвязана с ее экономическим развитием. Налоги играют решающую роль в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода общества. Так, в структуре ВВП налоги, контролируемые государственной налоговой службой России, составили в 1996 и 1997 годах соответственно 24 и 22%.

Основной недостаток налоговой системы России заключается в том, что она плохо увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов-предприятий. Налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании.

В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизации налоговой системы России выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику.

Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит от массы производимой продукции. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Поэтому сегодняшняя близость критической точки налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налогов.

В первую очередь, это касается налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Необходимо снизить реальные изъятия из прибыли предпринимательства хотя бы до уровня 50% или, как оптимум, до размеров собственного налога на прибыль, т.е. 35%.

Что касается преобразований по НДС, то они необходимы по следующим причинам. Ситуация с НДС в России противоречит элементарным требованиям мировой теории налогообложения. Так, в России базой НДС является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные вычисления. В базу этого налога включается так же акциз и таможенная пошлина, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. По сути,  одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж – акциз. В следствие всего этого НДС практически превращается в налог с продаж, выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, многократно увеличивающего цену.

Таким образом, если выпустить «налоговый воздух» из цены, то она снизилась бы в три-пять раз. Это особенно относится к товарам, облагаемым акцизом. Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле увеличивается его дефицитность, поскольку инфляционный фактор в еще большей степени влияет на его расходы.

По этим причинам необходимо значительно уменьшить ставку НДС (в среднем до 8-12% налоговых ставок), а также изменить методику его построения – из налоговой базы убрать элементы, не образующие добавленную стоимость.

Потребуется также широкая дифференциация налоговых ставок, чтобы избежать налогообложения социально-значимых товаров первой необходимости.

Однако, сокращая ставки налогов, необходимо помнить о состоянии доходной части бюджета и об альтернативных источников компенсации налоговых потерь.

Один из них – расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных и неоправданных налоговых льгот. Общая масса существующих налоговых льгот достигает приблизительно двухсот. Это нарушает принцип справедливости налоговой системы, поскольку льготы для одних неизбежно означают дополнительное бремя для других. Разумеется, полностью отказаться от налоговых льгот нереально, но их число следует резко сократить, оставив лишь самые необходимые.

Компенсировать потери бюджета в результате снижения ставок НДС и налога на прибыль возможно и за счет иных источников. Например, за счет увеличения налогов на собственность и имущество, рентных платежей за природные ресурсы, использования лицензионных платежей.

Необходимо внести специальный налог на превышение темпов роста фонда потребления над темпами роста фонда потребления над темпами роста производительности труда. В основу построения этого налога могут быть заложены следующие принципы. Государство устанавливает нормативное соотношение роста фонда потребления и производительности труда, дифференцированное по отраслям и видам деятельности. При этом соотношении взимается определенная сумма налога по базовой (минимальной) ставке. При фактическом изменении ставка налога прогрессивно изменяется в соответствии с изменением этого коэффициента.

Таким образом, налоговые альтернативы снижению изъятия из прибыли предпринимательства в современной России существуют. Но возможности усиления в системе налогообложения России иных, не фискальных задач прямо зависят от общей экономической ситуации в стране. Только в условиях преодоления спада производства, его оживления и подъема, а в результате значительного расширения базы налогообложения может стать реальностью перестройка налоговой системы России в соответствии с требованиями нормальной рыночной экономики. Решающим условием этого является сочетание стимулирующих мер налогообложения с активной промышленно политикой .

Важнейшим этапом проводимой реформы и совершенствования действующей системы налогообложения должно стать принятие Налогового кодекса РФ. По своей важности и объему Налоговый кодекс можно поставить в один ряд с такими законодательными актами, как Конституция и Гражданский кодекс. Он не только закрепляет правоотношения, связанные с формированием основных источников доходов государства – налогов, но и затрагивает права, интересы и материальное благосостояние всех без исключения граждан и организаций. Он представляет собой единый документ, охватывающий всю совокупность налоговых правоотношений и раскрывающий их содержание.

Налоговый кодекс призван устранить недостатки действующего законодательства (запутанность нормативной базы, наличие противоречий, отсутствие единого понятийного аппарата и различные толкования одних и тех же терминов в разных законах, огромное число подзаконных актов, иногда противоречащих законам, множество не раскрытых положений). После принятия кодекса все ранее действовавшие федеральные законы о налогах и сборах должны утратить силу.

Общая часть Налогового кодекса уже находится в высокой степени готовности и вопрос состоит в том, чтобы Федеральное собрание в ближайшее время обсудило принятие этого проекта. Параллельно идет работа над так называемой специальной частью кодекса, которая будет посвящена конкретным видам налоговых платежей, механизмом исчисления и уплаты того или иного налога. Это – громадная работа, в ходе которой придется учитывать не только сегодняшний день, но и заглядывать вперед. Поэтому предстоит поэтапное принятие указанного проекта. Это необходимо еще и для того, чтобы все участники налоговых правоотношений могли досконально ознакомиться с данным документом до его вступления в силу.

При этом цели и содержание Налогового кодекса не должны сводится только к унификации и упорядочению нынешнего налогового законодательства. В нем должны быть развиты и реализованы концептуальные идеи следующего этапа налоговой реформы, предусматривающие:

1.        дальнейшее снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет исключения из нее неэффективных налогов и отчислений в отраслевые внебюджетные фонды;

2.        расширение налоговой базы за счет отмены не оправдавших себя налоговых льгот, расширения круга плательщиков налогов и состава источников налогообложения;

3.        решение комплекса мер, связанных с повышением собираемости налогов и улучшением контроля за соблюдением налогового законодательства.

Таким образом, меры по совершенствованию налоговой системы будут направлены в основном на ослабление ее фискального перекоса, устранение несоответствий и противоречий, создание для законодательных плательщиков «режима наибольшего благоприятствования» при уплате налогов, а также на общую либерализацию налогового законодательства России.

Итак, первоочередная задача налоговой политики, предусмотренная в проекте Налогового кодекса, – это облегчение налогового бремени производителей за счет уменьшения изъятий из прибыли и недопущения двойного налогообложения. С этой целью предусматривается сокращение количества налогов путем их укрупнения и отмены нерыночных целевых налогов, тормозящих либо искажающих побудительные мотивы экономической и инвестиционной деятельности. Так, предлагается отмена всех налогов с выручки (в частности, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание соцкультбыта и др.). Поскольку налоги, уплачиваемые с валовых поступлений, не учитывают наличие реальной прибыли у предприятия, а также создают кумулятивный эффект – чем больше этапов от начальной до конечной стадии производства, тем больше общая сумма таких налогов. Кроме того, предусматривается отменить налоги, дающие незначительные поступления, и налоги, взимание которых сопряжено с большими материальными издержками, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Это, например, налог на операции с ценными бумагами и налог на приобретение транспортных средств.

Предполагается объединить налоги, имеющие сходную налогооблагаемую базу и налогоплательщиков. Это платежи за право пользования природными ресурсами и акцизы на моторное топливо, отчисления в государственные внебюджетные фонды (кроме Пенсионного).  Взамен трех платежей в указанные фонды – обязательного медицинского страхования, занятости и социального страхования – вводится один платеж – социальный налог, уплачиваемый по единым правилам и в единые сроки. Это не только более удобно для налогоплательщиков, но и обеспечивает унификацию учета и отчетности, системы ответственности и размеров пеней, а также  действенный контроль за государственными ресурсами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ