Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период
Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период
Государственный
университет
Высшая школа
экономики
Факультет Мировой Экономики
Кафедра Мировой Экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему «Основные черты и особенности
экономичсекого развития Западной Европы в послевоенный период».
Студент группы № .
Константин .
факультета
Мировой Экономики
(страна
специализации – Франция)
Научный руководитель
Данилина В. Н.
Москва – 2004
План
Введение. 4
Краткая
история послевоенного развития стран Западной Европы.. 4
1. Особенности экономического развития ФРГ в
послевоенный период. 5
Восстановление
экономики. 5
«План
Маршалла». 6
Денежная
реформа Л. Эрхарда. 7
Экономическое
развитие ФРГ в 50-х – 80-х годах. 8
Объединение
Германии. 9
Особенности
немецкой национальной экономической модели. 9
Отраслевая
структура экономики ФРГ.. 9
Промышленность. 10
Обрабатывающая
промышленность. 11
Металлургия. 11
Машиностроение. 11
Химическая
промышленность. 12
Пищевая
промышленность. 12
Текстильная
и швейная промышленность. 12
Сельское
хозяйство. 12
Сфера
услуг. 13
Внешнеэкономические
связи и место ФРГ в мировом хозяйстве. 13
2. Особенности экономического развития Франции в
послевоенный период. 15
Временный
режим. Начало периода «Голлизма». 15
Социально-экономическое
развитие Франции в годы Четвертой республики. 16
Пятая
республика. Дальнейшее экономическое и социальное развитие Франции. 17
Общие
тенденции экономического развития Франции. 20
Отраслевая
структура хозяйства Франции. 21
Промышленность. 21
Сельское
хозяйство. 22
Сфера
услуг. 22
Внешнеэкономические
связи и место Франции в мировой экономике. 22
3. Особенности экономического развития
Великобритании в послевоенный период. 24
Послевоенное
положение. 24
«Английская
болезнь» в 50-х – 70-х годах. 26
Период
«Тетчеризма». 29
«Новые»
лейбористы.. 30
Особенности
британской экономической модели. 32
Отраслевая
структура экономики Великобритании. 32
Промышленность. 33
Сельское
хозяйство. 33
Сфера
услуг. 34
Внешнеэкономические
связи и место Великобритании в мировом хозяйстве. 34
Заключение. 35
. 35
Список использованной литературы.. 36
Приложения.. 37
Целью данной курсовой работы является рассмотрение
проблем, появившихся после Второй Мировой войны в Западной Европе, и способов
их решения, которые не только весьма интересны для нашей страны, но и заметно
влияют на жизнь в новом веке. Именно мощный упадок общей экономики Европы, ее
инфраструктуры и промышленности явился стимулом к созданию новых, качественно
более эффективных методов организации человеческой деятельности; к интенсивно
развивающимся экономикам многих стран и более совершенным демократическим
институтам. Естественно, что не одно это послужило всеобщему прогрессу: свое
влияние оказывали и США, и СССР, а иногда даже и развивающиеся страны (ОПЕК). В
ходе данной работы по мере возможности будут раскрываться подобные случаи; также,
достаточно полно будут описываться причины происхождения большинства наиболее
значимых экономических процессов в этом регионе, предпосылками которых являлись
особенности экономической структуры европейских стран, связанные с послевоенным
периодом.
Основными государствами, на основе которых проводится
исследование, являются ФРГ, Франция и Великобритания. Однако определенные
особенности рассматриваются и на примере других стран (в этих случаях
используется обобщающая формулировка Западная Европа). В анализ входят
как общеевропейские процессы, так и конкретные данные развития экономик трех
вышеперечисленных стран. Целью данного анализа является поиск и исследование
факторов, по причине которых развитие Западной Европы шло по собственному пути,
отличному от прочих направлений капиталистического развития.
Охват данного исследования соответствует периоду
послевоенного развития стран Западной Европы, и чаще всего занимает период с
1944-1945 гг. по наше время. В работе достаточно избирательно и немного в
ограниченном объеме затрагиваются отдельные политические и географические
особенности исследуемых регионов. В подавляющем большинстве своем это факторы,
повлиявшие в свое время на избрание пути экономического развития различными
странами.
Также, в работе затрагиваются (правда, не в полном
объеме, т. к. это уже тема отдельной курсовой) и отдельные периоды истории
западноевропейской интеграции, которые оказали ощутимое влияние на развитие
экономики Западной Европы. В конце работы приводятся также некоторые мысли и наблюдения
автора по данной проблеме, связанные, в том числе, и с одним из возможных путей
дальнейшего экономического и геополитического развития Европейский Союза.
Сама работа представляет собой наиболее объективное
выражение субъективного мнения автора по данной проблеме за всю его
предшествующую данному событию учебную деятельность. Основные умозаключения
были сделаны в ходе анализа просто огромного объема информации, полученной из
различных источников (учебников по экономике, периодических экономических
изданий, интернета), прямо или косвенно, в большинстве своем, имевших отношение
к ГУ–ВШЭ. Достаточно высокую степень, как надеется автор, имеет и литературное
оформление работы.
Помимо всего прочего целью данного исследования
является также и потенциально высокая по десятибалльной шкале оценка
преподавателя.
Первый этап (1945-1950 гг.) связан с восстановлением довоенного уровня
экономического развития региона. Этот уровень был достигнут уже в 1949 г. Но к
этому времени удельный вес Западной Европы в промышленном производстве
капиталистического мира успел снизиться. Важным событием в течение
рассматриваемого периода во многих странах явились непопулярные экономические
реформы, получившие название «шоковой терапии». Но, несмотря на свою
непопулярность, именно они впоследствии и привели к наиболее позитивным
результатам.
Второй этап (1950-1974 гг.) характеризуется длительным,
почти 25-летним подъемом экономики стран западноевропейского региона практически
без серьезных перерывов или спадов. За весь этот период совокупный ВНП стран
западной Европы увеличился почти в 4 раза. Однако подобные высокие темпы
экономического роста Западной Европы носили больше экстенсивный характер и
требовали значительного наращивания применяемых в производственной деятельности
капитала и труда. Тем не менее, на этом не акцентировалось особого внимания,
поскольку экономика Западной Европы в тот момент широко ориентировалась на
дешевое сырье и дешевую иностранную рабочую силу. Значительно более негативным
(хотя и социально объяснимым) явлением стало уделение меньшего внимания, по
сравнению с США, таким качественным процессам, как НТП, преимущественное
развитие высокотехнологичных отраслей, укрепление связи науки с производством.
Второй этап послевоенного экономического развития
Западной Европы связан также с формированием процесса широкой европейской
интеграции. Уже в 1951 г. Был создан ЕОУС, а в 1957 г. – был заключен Римский
договор о создании ЕЭС, членами которого недавно стали и многие
постсоциалистические страны.
Третий этап (1974-1984 гг.) связан с серьезным замедлением как темпов
экономического роста, так и интеграционных процессов. Причина этого – «нефтяные
шоки», искусственно созданные странами ОПЕК, а также последовавший за ними крах
Бреттон-Вудской системы, еще более ускоривший темпы инфляции. Именно размах
инфляционных процессов нанес первый ощутимый удар по кейнсианству и дал толчок
к усилению либерализма в экономической политике очень многих европейских стран
(в частности, к монетаризму). Вместе с тем, во Франции, Австрии, Испании,
Португалии, Швеции, Греции и Финляндии все еще сохранили свои позиции
сторонники социал-реформизма – более широкого государственного регулирования
экономики.
В четвертый период (1985-1990 гг.) вновь начался достаточно быстрый экономический
рост стран Западной Европы, стали укрепляться ее позиции в мировой экономике.
Завершился переход к интенсивному типу экономического развития. Особенностью
экономического подъема с середины 80-х гг. в Западной Европе являются его
гармоничность и сбалансированность. Помимо количественных показателей очень
важно учитывать и ускорившийся рост эффективности производства на базе его
интенсификации
Объединение Германии (1989 г.) дорого обошлось всей
Западной Европе в краткосрочном периоде, но само по себе явилось многообещающим
и перспективным событием. Сейчас экономика бывшей ГДР все еще немного отстает
от экономики ФРГ, но уже не лежит таким тяжким бременем, как это было вначале.
Однако, учитывая размеры и население ЕС и присоединенной к нему страны (даже с
социалистическим устройством), хотелось бы заметить, что сам масштаб
негативного эффекта от принятия одной только неподготовленной страны в ЕС (рост
безработицы и инфляции, ухудшение состояния платежного баланса и бюджетного
дефицита), не может не настораживать. Особенно это стоит учитывать в связи с
совсем недавно состоявшимся (и самым большим за всю историю) принятием в ЕС
новых членов, в т. ч., и многих постсоветских стран, некоторые из которых
вышли (уже из РФ) всего лишь чуть более десятилетия назад и еще не до конца
развили собственные демократические институты.
Пятый этап (1990 – …) послевоенного экономического развития Западной
Европы начался с экономического кризиса (1990-1993 гг.) Но уже с 1994 г. экономика
снова вступила в фазу оживления и подъема. Важный фактор, способствовавший
этому – расширение внешней торговли. На этом этапе был подписан Маастрихтский
договор (1992 г.) о постепенном переходе на ЕВС, который произошел в 1999 г. А
в 2004 г. произошло уже упоминавшееся выше расширение ЕС с 15 до 25 членов.
В настоящее время экономика западноевропейских стран
находится в состоянии достаточно медленного роста (а в некоторых странах – даже
застоя), причинами чего являются как демографические проблемы (в большинстве
европейских стран в последнее время наблюдается постоянный спад рождаемости),
так и достаточно медленный рост производительности в большинстве европейских
фирм и корпораций. Последнее связано, в первую очередь, со все еще
сохраняющимся большим государственным сектором и часто нерыночной экономической
политикой, проводимой правительствами многих стран. Также, не последнюю роль
здесь играет и мощное движение профсоюзов, что, отчасти, и вынуждает многие
европейские проводить политику аутсорсинга, в результате чего экономический
рост в Европе еще больше замедляется. Единственным позитивным последствием
этого является лишь чрезвычайно низкий за последние годы рост инфляции в
странах Западной Европы (граф.3.1. – 3. 3.).
Безусловно, что вставшие перед европейскими
государствами проблемы уже заставляют многие государства делать выбор между
дальнейшими социальными уступками населению и поддержкой национальных
корпораций. Решения, которые будут приняты, во многом покажут то будущее, в
котором будет жить Европа: либо она все же станет больше «рынком», чем
государством, либо при помощи экономического пространства ЕС западноевропейские
государства, пытаясь не потерять свои позиции в мировой экономике, будут
стараться и дальше сохранять масштабное «социально-рыночное хозяйство».
В результате войны Германия понесла катастрофические
потери. Страна потеряла четвертую часть территории бывшего рейха (на Востоке),
все свое имущество за границей, войной были разрушены 20% промышленности, 40%
транспорта и 25% жилого фонда. Державы-победительницы постановили, что
индустриальный уровень Германии должен составлять не более половины от уровня
1938 г., для чего приступили к демонтажу и вывозу оставшихся заводов (правда, в
западных зонах это составило 8% мощностей, а в советской – 45%).
В сентябре 1949 г. на базе «Тризонии» было создано
новое западногерманское государство – ФРГ. А 7 октября 1949 г. уже на основе
советской зоны (в восточной части Германии) была провозглашена ГДР. Развитие
этих государств в дальнейшем пошло абсолютно разными путями: ГДР взяла курс на
построение социализма; ФРГ, в свою очередь, под наблюдением капиталистических
стран пошла по пути рыночных преобразований.[2]
Демилитаризация ФРГ проходило неспешно, экономика
страны все еще находилась в упадке. Требовался резкий толчок, чтобы сдвинуть
дело с мертвой точки. Ими и стали денежная реформа и «план Маршалла»,
которые были разработаны при участии экспертов США.
В 1947 г. была создана специальная комиссия при
президенте США по анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в своем
докладе отметила, что:
§
Объем производства в
странах Западной Европы значительно ниже довоенного с критическим уровнем
добычи угля;
§
Потребность в импорте
очень высока;
§
Европа потеряла крупный
источник иностранной валюты в форме платежей за услуги (туризм, банковские
операции и др.);
§
Произошел сильный сдвиг в
соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством в пользу
последнего;
§
Наблюдалось разрушение
единой системы торговли этих стран – как внутренней, так и внешней.
В докладе комиссии отмечалась необходимость денежной
реформы. Вместе с тем указывалось, что последняя не может быть эффективной
только за счет уменьшения предложения денег. Необходимых товаров не хватало
даже на то, чтобы прокормить рабочих наиболее важных отраслей и тем самым
«запустить» производство. Не хватало и резервов, которые можно было бы
использовать, чтобы подтолкнуть рост производства.
Немедленное сбалансирование бюджетов
западноевропейских стран было признано неосуществимым. Вместе с тем комиссия
указывала на необходимость продвижения в этом направлении одновременно с
наращиванием выпуска продукции. Другими словами, укрепление финансовой системы
рассматривалось не как предварительная или заключительная стадия
экономического возрождения, а как процесс, в котором оздоровление национальных
финансов могло способствовать подъему производства и само, в свою очередь,
зависит от этого подъема.
«План Маршалла» был утвержден конгрессом 2 апреля 1948
г. и действовал с 3 апреля 1948 г. по 30 декабря 1951 г. Его осуществление
проводилось в рамках Закона о четырехлетней программе помощи иностранным
государствам.
Важным аспектом реализации «плана Маршалла» стал
вопрос об источниках финансирования отдельных элементов программы. Его решение
увязывалось с характером и видом поставок.
Поставки первого вида охватывали предметы важнейшей
жизненной необходимости – те, что требовались для предотвращения голода. Каждую
весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Год от
года по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования
сокращались. Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде дотаций,
а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была
использоваться правительством европейских стран для уменьшения дефицита
госбюджета (а следовательно, и темпов инфляции), для наращивания производства.
Второй вид поставок – промышленное оборудование. Здесь
в финансировании преобладали займы Международного банка.
Третий вид – сырье, сельскохозяйственные машины,
промышленные товары, запасные части и т.д. Эти поставки финансировались под
гарантии американского правительства через Экспортно-импортный Банк США,
создавший для этих целей специальное отделение.
В апреле 1948 г. в Париже министрами 16 европейских
государств и представителями союзников от Германии была подписана конвенция. В
соответствии с «Планом Маршалла», его европейские участники должны были:
§
Предпринять меры по
облегчению обмена товарами и услугами между собой, ускорить развитие
внутриевропейской торговли;
§
Через межстрановую
кооперацию обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных
мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции;
§
Предпринять финансовые и
другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним;
§
Придать европейской
кооперации организационное обеспечение.
Формой такого обеспечения стала ОЕЭС - Организация
Европейского Экономического сотрудничества, объединившая 16 государств.
За первые годы реализации «плана Маршалла» Германия
получила от США почти столько же, сколько Великобритания и Франция, вместе
взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия.
Денежная реформа была разработана также американскими
специалистами в тесном сотрудничестве с группой немецких экспертов, среди
которых особо выделялся Людвиг Эрхард, в течении 14 лет
бывший потом министром хозяйства. Суть реформы заключалась в том, что
существовавшие деньги гитлеровских времен – рейхсмарки (в дальнейшем РМ) – были
заменены немецкими марками («дойч марками», в дальнейшем ДМ).
Юридическим лицам и гражданам РМ были обменены,
включая вклады в банках, на ДМ в соответствии с количеством возвращенных денег
и размером вкладов в финансовых учреждениях – так называемых старых долговых
исков.
Сразу после реформы был принят закон о блокированных
вкладах, «заморозивший» еще 70% вкладов на этих счетах. Окончательное
соотношение между РМ и ДМ составило 6,50 ДМ за каждые 100 РМ. Денежное
обращение регулировалось следующим образом:
§
Физическим лицам
выделялось по 60 ДМ на каждое лицо в соотношении 1:1;
§
Юридическим лицам,
предпринимателям и представителям свободных профессий выделялись денежные
средства на коммерцию, размер которых определялся количеством работников: из
расчета 60 ДМ на каждого из них;
§
По отношению к тем, у кого
старые долговые иски были низкими, действовали особые правила, учитывающие
социальное положение;
§
Старые долговые иски
региональных организаций (железных дорог, почтовых отделений, финансовых
учреждений) не обменивались, а были просто упразднены. Земли ФРГ и
муниципалитеты получали деньги из расчета их среднемесячного дохода за
последние 6 месяцев, предшествующих реформе, а железные дороги и почтовые
отделения – в размере 50% ежемесячных доходов. Для финансирования учреждений
действовал особый метод покрытия общих обязательств: все обязательства в РМ
были обменены на ДМ в соотношении 10:1;
§
Наконец, для снятия
социальной напряженности такие регулярно повторяющиеся операции, как заработная
плата, плата за квартиру, различного вида пособия, в том числе по социальному
страхованию, были пересчитаны в соотношении 1:1.
§
Актив финансовых
учреждений (в отличие от небанковских организаций) не был пересчитан в ДМ.
Вместо этого банки получили «запись в кредит» на счете Земельного центрального
банка, соответствующего определенному проценту общего объема их обязательств,
возникших после пересчета на ДМ.
Важнейший результат денежно-валютной реформы –
установление фиксированного курса ДМ по отношению к доллару США. Для того чтобы
привлечь в экономику страны свободный капитал, 19 сентября 1949 г. была
проведена девальвация марки на 20% с одновременным установлением нового
паритета к американскому доллару, равного 4,2 ДМ.
Вот как о последствиях этой реформы писали тогда
видные французские экономисты Жак Зюэфф и Андре Пьетр: «Черный рынок
внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы
задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин
уступило место шуму строй площадок. И как бы ни удивителен был размах этого
подъема, еще более удивляла его внезапность. Он начался во всех областях
экономической жизни в день валютной реформы как бы по удару колокола... Еще за
вечер до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть
скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их
лица выражали безысходность, а на утро вся нация с надеждой смотрела в будущее.
Поэтому нет сомнений в том, что решающий подъем в немецкой экономике начался с
валютной реформы».
Однако не следует думать, что после принятия «плана
Маршалла» и введения новой «немецкой марки» западногерманская экономика
покатилась, как по автобану. Уже в феврале 1950 г., всего через четыре месяца
после создания ФРГ, ее постиг кризис: производство упало, число безработных
составляло 13,5%. Причин тому было много: эффективность американской помощи еще
не сказалось в полной мере, страна не могла «переварить» гигантское количества
беженцев (расходы на устройство, а также на инвалидов войны опустошали
госбюджет), в результате чего половину всего импорта составляло продовольствие,
и денег не хватало даже на ввоз необходимого сырья. Через два года ФРГ пришлось
выплатить 3 миллиарда марок Израилю в качестве возмещения ущерба, нанесенного
ущерба в годы нацизма. Налоги на трудящихся выросли почти до 32%.
И все же в октябре 1953 г., когда К. Аденауэр вторично
возглавил кабинет, и сам канцлер и его министр хозяйства Эрхард своими
приоритетами провозгласили дальнейшее развитие «социальной рыночной экономики»
с упором на жилищное строительство и производство массового автомобиля.
Благодаря этому уже в 50-ые гг. ФРГ достигла огромных
успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывающуюся конъюнктуру.
Во второй половине 50-х гг. в ФРГ почти не было безработицы.
В 1952 г. ФРГ вместе с Францией, Италией и странами
Бенилюкса подписала договор о создании Европейского оборонительного сообщества
(ЕОС). После провала планов ЕОС в октябре 1954 г. были подписаны Парижские
соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. С 1957 г. ФРГ – соучредитель и член ЕЭС.
Особенно интенсивно в 50-60-е гг. проводилась
индустриализация аграрного производства, она была подготовлена активной
инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоемкую
отрасль экономики.
За 10 лет ФРГ обогнала Англию по объему промышленного
производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США. Правда,
нельзя не отметить, что ФРГ до 1957 г. не расходовала на оборону ни единого
пфеннинга, что, естественно, помогало ей быстро возрождать отрасли гражданской
промышленности и выходить с их товарами на мировой рынок.
Но уже в начале 60-х гг. источники экономического
роста были в значительной мере исчерпаны (а всего за шестидесятилетний период
осуществления принципов социального рыночного хозяйства экономика ФРГ четырежды
переживала спад). Первый экономический кризис произошел в 1966-1967 гг.,
одновременно вызвав и структурный кризис, который поразил ряд традиционных
отраслей западногерманской экономики. При замедлении экономического роста стало
заметно не хватать рабочих рук, начиналась вербовка иностранных рабочих. В 1966
г. западногерманская промышленность пережила общий кризис перепроизводства
(выпуск продукции впоследствии упал на 6%). Следствием всех этих кризисов
стали отставка Л. Эрхарда, переход правительства к концепции «глобального
регулирования» и замена неолиберальной политики неокейнсианством. В 1967 г.
экономика стала оживать.
В 1969 г. политический спектр сдвинулся влево в связи
с новыми выборами в парламент. Не отказываясь от рыночной экономики, было
решено усилить ее государственное регулирование и внести в нее элемент
плановости. Был принят план развития народного хозяйства на 1975-1985 гг.,
предусматривавший государственное стимулирование экономики и поддержание темпов
экономического роста не менее 5-6% в год.
Но кризис 1974-1975 гг., вызванный странами ОПЕК,
сорвал этот план. 70-е гг. вошли в историю ФРГ как период валютных потрясений,
высоких темпов инфляции и феномена стагфляции. Кризис перепроизводства
1974-1975 гг., наиболее глубокий в истории ФРГ, поразил все отрасли
западногерманской экономики, вызвал сокращение ВВП на 5%, промышленного
производства на 12%, внутренних частных инвестиций на 18,5%. Уже в декабре 1974
г. правительство приняло антициклическую программу, поощрявшую частные
инвестиции путем сокращения налогов на корпорации; стимулировался внутренний
спрос. В 1975 г. был принят закон об улучшении структуры бюджета: сокращались
расходы на социальные нужды. Заработная плата в конце 70-х впервые в истории
ФРГ стала снижаться.
В 1980-1982 гг. экономика ФРГ испытала третий
экономический кризис, в ходе которого наиболее ярко проявилось переплетение циклического
перенакопления капитала с долгосрочными факторами ухудшения условий
воспроизводства. Уровень занятости к 1981 г. сократился на 4%, безработица
увеличилась до 2,5 млн. человек, по стране прокатилась волна банкротств
(АЭГ-Телефункен и др.). Кризис затронул почти все основные отрасли
индустриального производства. Единственной положительной стороной этого
энергетического кризиса 80-х стало только то, что впоследствии из-за него
экономика ФРГ приобрела общую тенденцию к ресурсосберегающему направлению
технического прогресса. Именно с 80-х гг. в ФРГ стал осуществляться переход к
интенсивному типу экономического роста.
Тем не менее, все это означало кризис хозяйственного
механизма, основанного на кейнсианских рекомендациях. Он обусловил смену
правительства (в 1982 г. канцлером ФРГ был избран Г. Коль), был осуществлен
новый поворот в экономической политике. Однако если в США и Великобритании в
это время утвердилась неоконсервативная (либеральная) модель экономики, то в
ФРГ - ее «смягченный» вариант.
Одной из важных составляющих нового экономического
курса стала кампания приватизации государственного сектора. Она рассматривалась
как важный фактор укрепления рыночных сил, способ решения проблем занятости,
экономического роста и упорядочения государственных финансов. Со второй
половины 80-х гг. экономика вступила в фазу подъема, а в 1988-1989 гг. начался
бум: возросла производительность труда, возросли прибыли корпораций, увеличился
потребительский спрос, упали цены на энергоносители. Благодаря новой политике
удалось добиться снижения доли государства в ВВП, сократить бюджетный дефицит,
снизить уровень инфляции, добиться умеренных темпов экономического роста.
Важной частью неоконсервативной политики государства в 80-е гг. стала налоговая
реформа. В ходе ее реализации были снижены прямые налоги на прибыль компаний и
на доходы граждан (правда, увеличились косвенные налоги). В итоге усилился
инвестиционный процесс, вскоре увеличились также и субсидии частному сектору.
Но массовая безработица все же сохранялась на уровне 2 млн. человек.
Правящая партия выступала за интеграцию в Западную
Европу. Во внешней политике наконец-то было преодолено противоречие в положении
ФРГ как экономического гиганта и «политического карлика», ФРГ стала
рассматриваться как близкий союзник США.
В начале 90-х лидеры ФРГ воспользовались кризисной
ситуацией в СССР и ГДР для решения германской проблемы на выгодных для себя
условиях. Г. Коль уже в начале 1990 г. предложил гражданам ГДР перейти на
единую валюту – марку ФРГ. В феврале он получил от М. С, Горбачева согласие на
объединение Германии как на «дело самих немцев».
В мае 1990 г. был подписан государственный договор
между ФРГ и ГДР о валютном, экономическом и социальном союзе, вступивший в силу
1 июня 1990 г. 31 августа 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии:
ГДР вошла в состав ФРГ.
Внешнеполитические аспекты германской проблемы были
урегулированы по формуле «2+4» (два немецких государства и 4 державы).
Территория ФРГ после объединения увеличилась почти на 110 тыс. кв. км, а
численность населения составила 78,7 млн. человек (сейчас уже более 84 млн.
человек). В целом в 1990 г. объем экспорта объединенной Германии составил 680
млрд. марок, импорта – 573 млрд. марок (табл. 8.1). Доля территории
бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9 млрд. марок. Хозяйственная мощь
Германии обуславливает высокий уровень жизни населения и насыщение рынка
товарами производственного и потребительского назначения. Правда, ситуация в
новых землях неоднозначна, чрезвычайно высок уровень безработицы.
Западная Германия встретила объединение хорошо
подготовленной в экономическом и финансовом отношении. В то же время, резкость
преобразований обусловила и появление множества проблем, особенно социальных
(этот процесс трансформации экономики Восточной Германии до сих пор идет с
немалыми трудностями). Экономическое положение бывшей ГДР в результате
объединения с ФРГ оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось в начале.
Переход от жесткой плановой экономики к социальному рыночному хозяйству привел
к глубокому структурному кризису, развалу целых отраслей производства, оттоку
наиболее квалифицированных кадров, быстрому росту безработицы, сокращению
социальных льгот населению. Проблема заключалась в первую очередь в обеспечении
самоподдерживающегося роста, что делало (и делает) необходимым, прежде всего,
повышение конкурентоспособности восточногерманских предприятий путем снижения
издержек на заработную плату на единицу продукции и стимулирования
инновационной деятельности.
Объединенная Германия играет ведущую роль в процессе
экономической и политической интеграции стран Европы. ФРГ подписала
Маастрихтский договор, ввела в действие Шенгенскую конвенцию о единой въездной
визе стран-членов ЕС. ФРГ также перешла на единую европейскую валюту (евро).
Канцлерство Г. Коля было результативным с точки зрения
экономического роста, укрепления позиций страны на мировой арене,
восстановления полного суверенитета в результате вывода с немецкой земли
иностранных войск. Но не были существенно улучшены условия жизни населения, не
была решена проблема безработицы.
Новый канцлер, Г. Шредер – сторонник концепции
«третьего пути». Новое правительство намерено решить ряд
социально-экономических проблем: создание новых рабочих мест, улучшение условий
жизни населения, особенно в новых землях, принятие мер по оздоровлению
экологической обстановки, развитие образования. Намечено урегулировать
положение иностранных рабочих в Германии, вплоть до признания двойного
гражданства.
Во время Косовского кризиса ФРГ активно поддерживала
позицию США и НАТО и участвовала в их военных акциях в отношении Югославии
(весна-лето 1999г.). Тем не менее, спустя всего несколько лет, ФРГ вместе с
большей частью других европейских стран отказались поддержать США во время (на
мой взгляд, еще продолжающейся) войны последних в Ираке.
Своеобразие экономики ФРГ заключается в том, что
послевоенное устройство Германии было сформировано в соответствии с
неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей
как альтернатива тоталитарной экономике фашисткой Германии.
Основой этой политики стали следующие принципы:
государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных
процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в
условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты.
Таким образом, старые либеральные идеи свободного
рынка были дополнены новыми: об ответственности государства за решение
социальных проблем, что позволило назвать эту политику неолиберализмом (т. е.,
новым либерализмом).
ФРГ относится к тем странам мира, которые, не
располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными
условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального
экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического
роста, как достижения научно-технического прогресса, высокое качество
«человеческого капитала», активное участие в мировых хозяйственных связях,
разумная внутренняя экономическая политика.
На протяжении многих лет одним из традиционных центров
притяжения рабочей силы являлась Западная Европа. По оценке Международной
организации труда, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы
мира. Ее средний ежегодный прирост составляет здесь 600 тысяч человек. Хотя в
80-х гг. и произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных
рабочих, приток рабочей силы в страны ЕС практически не замедлился, причем ФРГ
продолжает лидировать по масштабам иммиграции. Лишь в середине 90-х стала
наблюдаться тенденция понижения.
В течение длительного периода послевоенного развития в
ФРГ поддерживался высокий уровень занятости населения, что было следствием, с
одной стороны, высоких темпов экономического роста, а с другой – активной
политики занятости, которая сегодня является важной частью
социально-экономической политики государства. Тем не менее, в последние
несколько лет проблема безработицы выдвинулась в центр социально-экономической
жизни страны: в 1997 г. уровень безработицы превысил 11% трудоспособного
населения (свыше 4 млн. человек). Наиболее чувствительной к колебаниям деловой
активности оказалась производственна сфера, особенно обрабатывающая
промышленность, где идет интенсивная структурная перестройка. Изменение
отраслевой структуры связано со значительными передвижками рабочей силы между
отдельными отраслями, массовыми увольнениями из неперспективных производств.
Свою лепту в рост безработицы вносит конверсия военной промышленности и
интенсивное сокращение вооруженных сил.
Для ФРГ всегда было типично высокое качество
«человеческого капитала», которое определяется образовательным уровнем,
профессиональной структурой, социальным составом, состоянием здоровья,
способностью к восприятию нововведений. В условиях НТР доля
высококвалифицированных рабочих в ФРГ одна из самых высоких в мире и составляет
около 50%.
Весьма важным фактором экономического развития
выступает для ФРГ научно-технический прогресс. Германия обладает развитой базой
научных и технических знаний, начало которой было положено еще в 19 веке.
Достижения в научных исследованиях дают германским компаниям большие
конкурентные преимущества. Германские промышленные фирмы владеют большим числом
патентов, чем фирмы других западноевропейских стран ЕС, вместе взятые, впрочем,
уступая американским и японским.
По величине затрат на НИОКР в ВВП (около 3%) и по их
абсолютной величине ФРГ входит в первую пятерку стран мира. Такой результат был
достигнут не сразу. Как и Япония, после второй мировой войны ФРГ не тратила
много средств на собственные научные исследования, большая часть технологий
приобреталась на зарубежных рынках. В последние же десятилетия политика в
отношении научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР)
сделала резкий поворот в сторону укрепления собственного научного потенциала.
Государство взяло на себя заботы об осуществлении большей части фундаментальных
исследований, участии в межгосударственных научных программах в рамках
Европейского Союза, о стимулировании НИОКР в малом бизнесе. Активное содействие
научно-техническому прогрессу способствует поддержанию на высоком уровне
конкурентоспособности немецких товаров.
С точки зрения обеспеченности природными ресурсами ФРГ
нельзя отнести к числу богатых стран. Она располагает немногими видами топлива
и сырья. К их числу относятся каменный и бурый уголь, калийная соль, небольшие
запасы железной руды, легирующих и цветных металлов. Подавляющая часть топлива
- нефти и газа, а также атомного сырья – ввозится из-за рубежа.
Природно-климатические условия ФРГ весьма
разнообразны, ее характерной чертой является также высокая степень освоенности
территории. 90% населения страны проживает в городах.
К настоящему времени ФРГ представляет собой типичное
для развитых стран постиндустриальное общество, в котором созданы основы
информационного общества. Тем не менее, Германия имеет некоторые отличия от
других стран. Доля занятых в промышленности и строительстве (45% экономически
активного населения) значительно выше, чем в других западноевропейских странах.
Промышленность ФРГ
преимущественно определяет результат работы экономики в целом, даёт более трети валового национального
продукта, от неё зависит экономическое положение страны (табл. 5.1. и 10.1.).
Тем не менее, за самое последнее время стал наблюдаться и некоторый спад в этой
важнейшей для ФРГ отрасли (табл.6.1.).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|