|
Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период
Тем не менее, английское правительство активно
содействовало принятию «плана Маршалла» странами Западной Европы. Оно явилось
инициатором создания Западного союза, который был оформлен подписанием
Брюссельского пакта 17 марта 1948 г. Англия рассчитывала использовать этот
военно-политический блок не только против сил общественного прогресса в Европе,
но и для обеспечения своей руководящей роли в европейских делах. В 1949 г.
Западный союз фактически был поглощен Североатлантическим блоком, руководство
которым взяли в свои руки США. В 1949 же году Великобритания стала членом НАТО.
Благодаря увеличению сбыта военно-стратегического
сырья в связи с войной с Кореей Англия накопила в 1950 г. некоторый запас
золота и долларов. В связи с этим, лейбористское правительство решило по
истечении 1950 г. отказаться от американской «помощи» по «плану Маршалла».
Улучшение финансового положения страны оказалось временным и непрочным.
Политика перевооружения привела к сокращению золотых и долларовых резервов и
углублению финансового кризиса во второй половине 1951 г.
Английские правящие круги рассчитывали преодолеть
финансовые трудности путем получения больших доходов от расширения экспорта
товаров на мировых рынках. В первые послевоенные годы Англия добилась
значительного увеличения экспорта по сравнению с довоенным уровнем. Этому
способствовало временное устранение германской и японской конкуренции и
нехватка долларов в странах стерлинговой зоны. Но возросший экспорт не мог
покрыть стоимости вздорожавших импортных товаров. Тем не менее, рост экспорта
стимулировал увеличение промышленного производства. Другим важным фактором
промышленного развития была гонка вооружений.
В 1948 г. английская промышленность достигла и
превзошла довоенный уровень выпуска продукции, а в 1951 г. производство
превысило почти на треть показатели 1937 г. Однако промышленность развивалась
неравномерно. Новые отрасли (электроэнергетика, машиностроение, химия)
переживали подъем, в то время как старые отрасли (угольная, текстильная) таки
не достигли к 1951 г. довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в
1947 и в 1951 гг.) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на
работе большинства предприятий. Капиталовложения в английскую промышленность,
сделанные после окончания войны, способствовали увеличению производительности
труда, но не устранили растущий разрыв между Великобританией и США в этой
области.
В целях расширения производства продовольствия внутри
страны правительство приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития
сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и
выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и
продуктивности животноводства. В 1951-1952 гг. сельскохозяйственное
производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины
потребностей в продовольствии Англия по-прежнему покрывала за счет импорта.
Несмотря на старания, реформы лейбористов не вызвали
улучшения экономического положения. Налоги выросли, в стране сохранялась
карточная система распределения. В рядах самих лейбористов возникали
разногласия относительно дальнейшей политики. Положение в стране оставалось
по-прежнему бедственным, тем более что в стране заметно выросли цены на
продукты питания – в особенности из-за того, что она лишилась традиционных
дешевых источников продовольствия в странах Содружества.
В области внешней политики у Великобритании все еще
оставалось два основных направления: соперничество с СССР и попытка сохранить
Британскую Империю.
В первом вопросе лейбористы были полностью согласны с
мнением Черчилля о советской угрозе, высказанным им в Фултоне, и оставались союзниками
США. Но в 1947 г. были вынуждены отказаться от соперничества с СССР из-за
кризисного положения в государстве.
Во втором вопросе перед страной стала еще более
тяжелая проблема, требовавшая незамедлительного решения: начался кризис
Британской Империи. Великобритании пришлось предоставить независимость Индии,
Цейлону в 1947 г. и Иордании и уйти из Палестины. Утратив политическую власть в
своих бывших колониях в Азии, английские империалисты стремились всеми
средствами сохранить там экономические позиции. Одновременно монополии
рассчитывали восполнить потери в Азии широкой эксплуатацией ресурсов и
населения африканских колониальных владений. Но нараставшее освободительное
движение народов черного континента опрокинуло и эти планы.
В 50-е гг. Европа «переживала» всеобщий экономический
рост, к которому присоединилась и Великобритания. Но темпы ее развития были
намного меньшими, чем в остальной Европе среди передовых стран. После войны по
экономической мощи Британию обошли ФРГ, Франция и Япония. Италия вплотную приблизилась
к Великобритании. Экономический застой в Англии начался, как только произошел
распад Империи, а ведь именно с Империей связано былое процветание
Великобритании. Если раньше Великобритания по низкой цене закупала в своих
колониях сырье, «аккумулировала» богатства мира, то теперь это стало
невозможным, так как бывшие колонии соглашались поддерживать экономические
отношения только на гораздо более выгодных условиях. В связи с этим
Великобритании необходимо было почти полностью перестраивать свою экономику,
тогда как в других странах Европы этой проблемы не существовало. И тенденции
развития их страны грозили англичанам превратиться в граждан третьеразрядного
государства. Началась так называемая «английская болезнь», о которой в стране
шли дискуссии. Лейбористы считали, что средство против этой болезни –
расширение государственного контроля над экономикой, и обвиняли предпринимателей
в неспособности использовать современные методы бизнеса, а банки в том, что те
предпочитали вкладывать деньги за границей. Консерваторы, в свою очередь,
винили профсоюзы в установлении непомерно высокой заработной платы и в чинении
препятствий рационализации, что, по их мнению, и послужило отталкивающей
причиной для иностранных инвестиций. Однако обе эти партии, находясь у власти,
проводили сходную политику, получившую название «стоп-вперед». Сначала
предпринимались меры по стимулированию развития экономики, то есть рост
вложений государственного капитала в промышленность и увеличение зарплаты и
вело к инфляции. Как только она достигала уровня, способного вызвать
существенное падение курса фунта стерлингов, а это значило бы удорожание всего
импорта (прежде всего продовольствия), субсидии прекращались, инфляция
уменьшалась, рост приостанавливался.
Но видимо, ни те, ни другие не были правы. «Английская
болезнь» была во многом следствием специфического развития страны. Ранее
хозяйство Великобритании развивалось в благоприятных условиях свободного рынка
Империи, где Британия практически была монополией. Она дешево скупала сырье в
колониях. Эти условия можно сравнить с «парниковыми». А после войны, с распадом
Британской Империи ослабли выгодные торговые связи с колониями, и эти
благоприятнейшие условия исчезли, а английская промышленность попала в сферу
жестокой конкуренции.
В 1951 г. 77-летний Уинстон Черчилль, глава
консерваторов, возглавил правительство. Черчиллем были сделаны определенные
выводы из поражения консерваторов в 1945 г., правительство уже не посягало на
бесплатное медицинское обслуживание и систему социального обеспечения. Были денационализированы
только сталелитейная промышленность и транспорт. В 1952 г. Великобритания, не
пожелавшая отставать от сверхдержав, обзавелась ядерным оружием, в чем ей
существенно помогли США.
В 1952 г. умер король Георг VI , и его дочь Елизавета
вступила на престол. Но, так как монархия в Великобритании сохраняется лишь в
качестве традиции, то произошедшая смена монархов никак не повлияла на политику
(Великобритания – парламентская монархия, и Конституции здесь нет, а законодательство
основывается на многовековых конституционных обычаях и прецедентах; это значит,
что парламентарии смотрят только на то, каким образом был когда-то решен
аналогичный случай – настолько отшлифованы за многие сотни лет парламентские
законы и процедуры).
За 13 лет пребывания у власти консерваторов (1951-1964
гг.) противоречия английского империализма еще более обострились. Экономика
страны неоднократно переживала кризисные падения и застой, рост промышленного
производства происходил медленнее, чем в других развитых капиталистических
странах. Англия столкнулась с возрастающей японской и западногерманской
конкуренцией на мировых рынках. По объему промышленной продукции и по экспорту
ФРГ вырвалась вперед к началу 60-х гг. и заняла второе место в
капиталистическом мире, оттеснив Великобританию на третье место. Доля Англии в
мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 10,2% в 1948 г. до 8,3% в
1960 г. Расширились масштабы проникновения американского капитала в английскую
экономику. Неравномерность экономического и политического развития капитализма,
распад Британской колониальной империи, огромные расходы на непроизводительные
цели, связанные с гонкой вооружений и проведением агрессивной внешней политики,
– все это обусловило падение роли Англии в капиталистическом мире.
Однако по размерам заграничных капиталовложений и по
военной мощи Великобритания все еще занимала второе место среди капиталистических
стран. Она возглавляла крупное валютно-финансовое объединение в
капиталистическом мире – стерлинговую зону, – английский флот перевозил
значительную часть внешнеторговых грузов капиталистических государств.
Пытаясь выйти из трудностей, консервативное
правительство разработало программу финансового «оздоровления» страны, которая
выразилась в сокращении расходов за счет уменьшения ввоза продовольствия и
промышленного сырья. Это привело к росту цен на предметы первой необходимости.
Одновременно правительство продолжало гонку вооружений, осуществляя ее в ущерб
гражданским промышленным отраслям: прямые военные ассигнования достигли трети
всей расходной части государственного бюджета. Но милитаризация не улучшила
состояния английской экономики, а напротив, уменьшила экспортные возможности
страны и ухудшила ее платежный баланс. Правительство неоднократно прибегало к
иностранным займам, чтобы восстановить сократившиеся валютные резервы. Для
монополий гонка вооружений явилась источником небывалого обогащения. Прибыли
английских компаний возросли с 1,8 миллиардов фунтов стерлингов в 1949 г. до
3,8 миллиарда фунтов стерлингов в 1960 г. В интересах магнатов металлургической
промышленности национализированные лейбористами сталелитейные заводы в 1953 г.
были возвращены прежним владельцам.
«Политика сжатия», провозглашенная правительством,
которое после ухода Черчилля в отставку с апреля 1955 г. возглавил бывший
министр иностранных дел А. Иден, означала сокращение капиталовложений,
удорожание кредита, уменьшение расходов на социальные нужды. Но покончить с
кризисом платежного баланса и стабилизировать развитие экономики так и не
удалось. Консерваторы усилили наступление на жизненный уровень людей.
Правительство отменило контроль над квартирной платой, повысило налоги и
транспортные расходы, прекратило выдачу субсидий на некоторые виды
продовольствия. Вновь проводилась политика замораживания заработной платы.
Только с 1953 г. по1961 г. стоимость жизни выросла на 26%.
В конце 60-х гг. обострилась и ирландская проблема.
После предоставления независимости Ирландии в составе Великобритании остались
шесть графств Северной Ирландии с преимущественно протестантским населением.
Католическое меньшинство начало в 1968 г. борьбу за гражданское равноправие,
которая вылилась вскоре в массовые беспорядки. На следующий год правительство
ввело туда части британской армии, в ответ Ирландская республиканская армия –
тайная террористическая организация, выступающая от имени католиков, – начала
кампанию террора против английских солдат. Волна насилия выплеснулась за
пределы Ольстера: загремели взрывы в Лондоне, других городах. В начале 70-х гг.
Великобританию стали рассматривать как главного «больного» Европы,
экономическое положение страны неуклонно ухудшалось: промышленное производство переживало
застой, становился хроническим рост инфляции, обесценивался фунт стерлингов.
Нарастание экономических трудностей вызвало обострение
и социальных конфликтов. С каждым годом росло забастовочное движение
трудящихся. Наиболее мощными в 1970-х гг. были выступления британских шахтеров,
железнодорожников, докеров. Большой размах получила борьба широких слоев
населения за мир, за разрядку международной напряженности, против непомерных
военных расходов, за налаживание взаимовыгодного сотрудничества между
государствами с различными социально экономическими системами.
В области международных отношений Великобритания
продолжала играть активную роль в агрессивном блоке НАТО и других
военно-политических группировках. В 1954 г. Англия приняла активное участие в
создании агрессивного блока СЕАТО, а в 1955 г. – в организации Багдадского
пакта, последствии переименованного в СЕНТО. В октябре 1956 г. Великобритания
вместе с Францией и Израилем совершила военное нападение на Египет,
правительство которого национализировало компанию Суэцкого канала. Агрессия
закончилась поражением интервентов, пытавшихся вернуть утраченные колониальные
позиции и разгромить национально-освободительное движение на Арабском Востоке.
Временное прекращение судоходства по Суэцкому каналу вызвало серьезные
экономические трудности в стране. Резко обострилось внутриполитическое
положение. В правящей партии развернулась борьба между сторонниками открытого
колониализма и сторонниками более гибкого курса.
Не считаясь с уроками агрессии против Египта,
английские империалисты предприняли в 1958 г. вооруженную интервенцию в
Иорданию, также закончившуюся поражением колонизаторов. Отчасти в результате
этого правящие круги Великобритании вскоре официально признали невозможность
проведения независимой политики, как в сфере экономики, так и в военной и
внешнеполитической областях, и уже в феврале 1958 г. было подписано соглашение
между США и Англией о размещении на английской территории американского
ракетного оружия.
Великобритания активно содействовала ремилитаризации
Западной Германии и ее включению в НАТО. В мае 1955 г. СССР аннулировал
англо-советский договор 1942 г., как утративший силу вследствие вступления
Англии в военный союз с ФРГ.
Серьезным конкурентом Англии на мировом
капиталистическом рынке выступило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС),
созданное в 1957 г. В противовес ему Англия образовала в 1960 г. под своей
эгидой Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Членами этого
международного государственного монополистического союза, кроме Великобритании,
стали Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Хозяева
английских монополий полагали, что созданием ЕАСТ они укрепят свои
экономические позиции и добьются усиления конкурентоспособности товаров с
маркой «сделано в Великобритании». Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно
бороться против «общего рынка».
Неоднократные попытки Англии присоединиться к
Европейскому экономическому сообществу встречали противодействие Франции и
других стран «шестерки». Президент Франции Шарль де Голль дважды накладывал
вето на прием Великобритании в ЕЭС, аргументируя это слишком тесными связями
англичан с американцами. Только в 1973 г. униженная Великобритания была
«допущена» в Европу на весьма тяжелых для нее условиях и уже значительно
отставая по мощи от ведущих стран ЕЭС – ФРГ и Франции.
Впоследствии Великобритания стала участницей ряда
заключенных международных договоров и соглашений, призванных ослабить гонку
вооружений, уменьшить опасность возникновения мировой термоядерной войны.
Во второй половине 60-х гг. усилился процесс слияния
промышленных компаний и образования суперконцернов. Возросла и централизация
капитала. Правительство Вильсона содействовало росту экономической мощи
монополий, значительных масштабов достигло проникновения американских
корпораций в экономику Великобритании: к концу 60-х гг. фирмы, находившиеся под
контролем американского капитала, производили более четверти всей промышленной
продукции страны. В автомобильной, электронной, химической, энергетической и некоторых
других отраслях американский капитал овладел важными позициями.
В области внешней политики правительство Вильсона
проводило курс на укрепление военно-политических блоков и поддержку
американской агрессии во Вьетнаме, правительство усилило также и сотрудничество
с ФРГ. Вместе с США и ФРГ оно поддержало агрессивные действия Израиля против
арабских стран летом 1967 г.; Великобритания оказывала поддержку расистскому
режиму Южной Родезии.
В начале 70-х гг. в экономике Великобритании
наблюдался значительный подъем. Однако в 1974-75 гг. на нее обрушился тяжелый
экономический кризис, вызванный политикой стран-членов ОПЕК. Этот кризис
поразил все мировое капиталистическое хозяйство, но в Великобритании он
проявился гораздо раньше, чем в других капиталистических странах, так как она
тесно связана с мировыми рынками топлива и сырья. В период кризиса валовой
внутренний продукт уменьшился на 5,6%, объем промышленного производства – на
10,6%. Курс акций упал на 63%, резко сократились капиталовложения, возросли инфляция,
безработица. Особенно сильно от кризиса пострадали автомобилестроение,
текстильная промышленность и строительство. Темпы роста промышленного
производства в 70-е гг. были крайне низкими.
Резко возросла безработица, достигшая в 1972 г. 1 млн.
человек. Правительство направило свои усилия на ограничение роста заработной
платы и потребительских расходов. В результате этого финансовое положение
несколько улучшилось: возросли золотые и валютные резервы, сократилась внешняя
задолженность. Стремясь укрепить позиции фунта в условиях кризиса американского
доллара, правительство ввело «плавающий» курс фунта стерлингов, что означало
его фактическую девальвацию. Тем самым консерваторы фактически ликвидировали
валютные преференции, которые привязывали страны содружества к Великобритании.
Переход к «плавающему» курсу фунта, однако, не оградил население от роста цен и
усиления инфляции. Это особенно проявилось, когда монополии подняли цены на
топливо, используя в своих интересах обострение энергетического кризиса.
В 1970-1974 гг. новое правительство консерваторов
стало постепенно проводить денационализацию путем передачи частным владельцам
наиболее доходных секторов национализированных отраслей. Были ликвидированы
некоторые министерства, созданные лейбористами, чтобы уменьшить сферу
государственного вмешательства в дела промышленности. Дотации и субсидии
правительство заменило налоговыми льготами, что было особенно выгодно крупным
компаниям. В интересах монополий были снижены налог на корпорации, наивысшая
ставка подоходного налога, был отменен дополнительный налог на сверхприбыль.
Одновременно правительство урезало программу расходов на социальные нужды.
Однако лейбористское правительство 1974-1979 гг. вновь
провело целый ряд социальных реформ: повысило пенсии, заморозило повышение
квартирной платы. Первым практическим шагом в деятельности нового правительства
Великобритании явилось удовлетворение основных требований бастовавших 270 тыс.
британских горняков.
Главной целью экономической политики Вильсона стала
борьба с инфляцией. За год было принято три бюджета: текущий – в марте, и
дополнительные – в июле и ноябре. Были несколько повышены пенсии и пособия по
безработице, одновременно были существенно подняты цены на продукцию
национализированных отраслей британской промышленности, в особенности, на газ и
электричество.
Лейбористскому правительству так и не удалось
преодолеть тяжелые кризисные явления в экономике. Спад деловой активности вел
к огромному росту безработицы. В январе 1976 г. в стране имелось свыше 1,4
миллиона безработных, 6,1% всего трудоспособного населения страны.
Однако, несмотря на все экономические трудности,
которые переживала Великобритания, с 1965 по 1977 гг. ее внешнеторговый оборот
увеличился почти вчетверо. С одной стороны, удвоился экспорт капитала, с другой
– быстро росли вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.
Вывозилось около трети производимой в Великобритании продукции, причем большая
часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности:
автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической
промышленности и текстиль. Менялась и география британской внешней торговли:
падала роль стран Содружества, и росло значение капиталистических стран Европы.
Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем, т.к., вступив в «Общий рынок», Великобритания
отказалась от системы преференций – взаимных таможенных льгот, существовавших
между ней и другими странами Содружества с 1932 г. К 1977 г. были ликвидированы
все таможенные тарифы между Великобританией и другими странами–членами ЕЭС, что
привело к дальнейшему увеличению доли стран–членов этого объединения во внешней
торговле Великобритании. Увеличение экспорта в эти годы считается одним из
главных средств решения экономических проблем страны, подготовившим фундамент
для экономического роста в 80-е гг.
Постепенно менялся и состав ввозимых товаров. Начиная
с 1969 г., общая стоимость импорта готовых изделий и полуфабрикатов превышала
стоимость закупаемых за границей сырья и продовольствия. Но, хотя Великобритания
все еще оставалась крупнейшим в мире импортером продовольствия, за два
десятилетия доля продуктов питания в импорте сократилась более чем вдвое и составила
15%. Страна продолжала ввозить топливо (в основном нефть), натуральный каучук,
почти все цветные и редкие металлы, более половины железной руды. Однако в
целом зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшалась в связи с
переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в частности
с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья.
Зависимость от ввоза топлива также уменьшалась по мере увеличения добычи нефти
в Северном море.
Крупнейшим торговым партнером страны оставались США,
на которые приходилось 15% всего британского импорта и экспорта. Однако в
поисках новых рынков Великобритания расширяла торговлю и с социалистическими
странами.
В 1975 г. Маргарет Тэтчер стала лидером
партии консерваторов. В лейбористской партии, которая дважды в 1964-1970 и в
1974-1979 гг. возвращалась к власти, усилилось левое крыло, выступающее за
дальнейшую национализацию, выход из ЕЭС и одностороннее ядерное разоружение. На
парламентских выборах 1979 г. платформы партий оказались прямо противоположными
по содержанию: одна выступала за сохранение государства благоденствия, вторая
видела в нем источник кризиса. Избиратели отдали предпочтение консерваторам.
Тэтчер стала премьер-министром и оставалась на этом посту 11 лет, больше чем
кто-либо другой в ХХ веке. Многие эксперты считают, что причиной этому послужила
идеологическая пропаганда консервативной партии. Консерваторы воззвали к
«истинным ценностям британского общества», среди которых назвали трудолюбие и бережливость,
самостоятельность и стремление к индивидуальному успеху, уважение законна,
религии, устоев семьи, содействие сохранению и приумножению национального величия
Британии. «Наша политика заключается в том, чтобы каждый, имеющий доход, стал
собственником... Мы строим демократию собственников» – так Тэтчер сформулировала
свою программу.
Главным направлением ее внутренней политики стало
возрождение частного предпринимательства. Для этого были предприняты
решительные шаги по сокращению государственного регулирования экономики. Налоги
были снижены, бизнесу было разрешено действовать в национализированных
отраслях. Правительство открыто готовилось к приватизации этих отраслей.
Одновременно было ужесточено трудовое законодательство, ограничена стачечная
активность профсоюзов. Во внешней политике консерваторы заняли однозначную
позицию атлантической солидарности. С началом обострения международной
обстановки в 1979 г. они присоединились к жестким антисоветским мерам, военные
расходы увеличились. После избрания Рейгана президентом, между ним и Тэтчер
установились тесные партнерские отношения на основе общей приверженности
консерватизму и антикоммунизму. Это, впрочем, не помешало ей по достоинству
оценить поворот во внешней политике, произведенный М. С. Горбачевым, и
поддержать его. Она твердо и последовательно отстаивала интересы Великобритании
в ЕЭС. Жесткость на переговорах дала повод назвать ее «железной леди».
Сочетая уступки жителям Ольстера в сфере
самоуправления с жесткой борьбой с Ирландской республиканской армией, удалось
сбить волну терроризма. Лейбористская партия признала необратимость многих преобразований.
Сама партия вступила в полосу кризиса, часть ее откололась и создала
самостоятельную партию, влияние левых упало.
Но в 1979-1981 гг. экономика Великобритании оказалась
в состоянии нового глубокого кризиса, масштабы которого могут сравниться лишь с
«Великой депрессией» 1929-1933 гг. Наибольшей остроты кризис достиг в 1981 г.
Особенно сильно от кризиса пострадали машиностроение, металлообработка, и
судостроение. Среднемесячное число безработных возросло с 1,3 млн. в 1979 г. до
2,5 млн. в 1981 г. В 1982 г. промышленность Англии находилась в состоянии
глубокой депрессии. Впоследствии некоторое увеличение объема промышленного
производства произошло, прежде всего, за счет нефтедобычи. Обновление основного
капитала происходило крайне медленно. Капиталовложения в обрабатывающую
промышленность были на 25% ниже, чем в1979 г., что было связано, прежде всего,
с относительно низкой нормой прибыли в промышленности Англии. Масштабы
безработицы продолжали расти, в 1982 г. произошло около 12 тысяч банкротств.
Несмотря на отставание в темпах роста, промышленный
потенциал оставался Англии значительным. По объему промышленного производства в
начале 80-х гг. Великобритания находилась на пятом месте в капиталистическом
мире (после США, Японии, ФРГ, Франции), Великобритания до сих пор остается
экспортером высококачественной промышленной продукции во многие страны
капиталистического мира
В 1982 г. произошел инцидент, который резко поднял
престиж Великобритании на мировой арене и Маргарет Тэтчер у себя на родине –
это была Фолклендская война. Аргентина, претендующая на Фолклендские острова в
Южной Атлантике, населенные двумя тысячами англичан, нарушив международное
право, оккупировала их. Великобритания разорвала с Аргентиной дипломатические
отношения и отправила к островам эскадру. Англичане организовали морскую
блокаду, затем высадили десант и заставили аргентинский гарнизон капитулировать.
После этого инцидента авторитет Тэтчер внутри страны и
за рубежом повысился. Воспользовавшись победой, она провела внеочередные парламентские
выборы и, получив еще более решительный перевес, приступила к реализации своей
главной задачи – приватизации государственного сектора экономики. Она коснулась
и государственных компаний, и государственного жилого фонда.
80-е гг. стали свидетелями широкомасштабной
приватизации государственных предприятий, которые были национализированы в
предыдущие годы. Также поднялся средний уровень жизни, хотя по-прежнему
осталось деления на более преуспевающие территории юго-восточной части страны,
включая Лондон, и менее богатые территории запада и севера. Уровни безработицы
и инфляции постепенно были снижены, хотя все еще оставались достаточно
высокими. Начался экономический
подъем, причем более быстрый, чем в остальных странах Запада. Страна играла роль мирового финансового
лидера, что, наряду с открытием месторождений природного газа и нефти в
Северном море снизило зависимость экономики от более традиционных источников
энергии и значительно оздоровило внутреннюю экономику страны.
Но перемены в экономической политике носили не только
количественный характер. Произошла модернизация промышленности, ее структура
изменилась в пользу наукоемких отраслей. К 1990 г. была приватизирована 21
государственная компания, 9 миллионов англичан стали акционерами, 2/3семей –
владельцами домов и квартир. Выросла производительность труда, возродился
предпринимательский дух. Великобритания стала притягивать иностранные
капиталовложения - «английская болезнь» ушла в прошлое.
В 1990 г. Тэтчер ушла в отставку с поста лидера партии
и премьер-министра, ее сменил Д. Мейджор. В 1992 г. консерваторы на очередных
парламентских выборах подтвердили свой статус правящей партии.
В области международных отношений Великобритания
продолжает играть активную роль в военно-политической группировке
Североатлантического договора (НАТО), Европейском экономическом сообществе
(ЕЭС) и других военно-политических и экономических группировках. Как одна из
стран-основательниц Организации Объединенных Наций (ООН), Великобритания
является постоянным членом Совета Безопасности.
Прошедшие в мае 1997 г. выборы принесли неожиданную
победу лейбористской партии – притом, что в последние несколько лет британская
экономика явно находилась на подъеме, количество безработных снижалось, фунт
заметно прибавил в весе, а уровень инфляции стал одним из самых низких в Европе
(табл. 7.3.). Но если посмотреть глубже, отчетливо вырисовываются
очертания трех причин, которые, по-видимому, привели консерваторов к поражению.
Первая кроется в ошибках во внутренней и внешней
политике, допущенных консерваторами в последние несколько лет. В 1992 г. страна
была вынуждена выйти из европейского соглашения о валютном регулировании (в это
же время начался период так называемого «евроскептицизма» в английской внешней
политике, доминирующий в ней и в настоящее время). Сделано это было с целью
укрепления фунта на международных валютных биржах, однако параллельно привело к
тому, что в результате последовательных изменений в налоговой политике и роста
процентных ставок и цен на недвижимость британцы, покупавшие дома в рассрочку,
были вынуждены платить во много раз больше реальной стоимости того же дома на
момент заключения сделки.
Вторая причина – жесткая позиция, занятая по вопросу
предоставления автономных прав Шотландии и Уэльсу, – в итоге привела к тому,
что консерваторы полностью лишились поддержки в этих регионах. В новом
парламенте их места достались либеральным демократам, представителям малых
национальных партий и лейбористам, которые, умело сыграв на неутоленной тяге горцев
к независимости, пообещали учредить в Шотландии однопалатный парламент.
Но наиболее серьезная причина поражения консерваторов,
по-видимому, кроется в самой партии. Перспектива вступления Великобритании в
систему единой европейской валюты в 1999 г. расколола консерваторов на два
лагеря: «евроскептиков» и сторонников евровалюты. Прийти к единому мнению и
занять, хотя бы на время предвыборной кампании, четкую позицию по евровалюте
«тори» так и не смогли, и даже сам лидер консерваторов Д. Мейджор не сумел усмирить
разбушевавшихся евроскептиков.
Британские избиратели справедливо рассудили, что
партия, которая не может навести порядок в своих рядах, вряд ли окажется в
состоянии управлять страной. Способности Д. Мейджора как администратора, очень
полезные в ежедневной жизни партии, оказались совершенно непригодными для
лидера разрываемых противоречиями консерваторов накануне выборов. Его
противник, молодой напористый Т. Блэр, бывший во главе лейбористов всего два с
небольшим года, сумел за это время радикально реформировать свою партию.
Помимо известных демократических изменений в
программных и политических установках лейбористов (отказ от национализации,
отмежевание от ряда не устраивающих бизнес требований профсоюзов, взятие на
вооружение принципов «мягкого тэтчеризма» в экономике), очень важную роль в
поддержке большим бизнесом лейбористов сыграло и такое обстоятельство, как
более определенная их позиция по отношению к Европейскому союзу. Не будучи ни
догматиками – «еврофилами», каковыми являются либеральные демократы, ни тем
более догматиками – «евроскептиками», лейбористы стали той политической силой,
чей прагматический европеизм в наибольшей мере импонирует бизнесу и чья позиция
может легче всего корректироваться и в его собственных интересах и в интересах
британской экономики в целом.
Одним из основных направлений реформы является
предоставление большей автономии Шотландии и Уэльсу. Вопрос о Шотландском
парламенте и ассамблеи Уэльса уже был решен в ходе прошедших в сентябре 1998 г.
референдумов. Также, есть и существенные разногласия между лейбористами и
либерал-демократами: если целью последних является «федеративная Британия», то
лейбористы не склонны идти так далеко, и намерены сохранить сильную
централизованную власть.
Немалую роль играет и их обоюдное стремление более
органично «вписать» Великобританию в политическую структуру ЕС. Одним из
приоритетных направлений деятельности последнего является активная региональная
политика, нацеленная не только на помощь слабо развитым регионам, но и на все
более органичное вовлечение региональных властей в систему ЕС. А это, помимо
прочего, означает, что чем сильнее в той или иной стране будут регионы, тем
основательнее будут ее позиции влияние в союзе.
Конечно, «федерализация» Британии может иметь и иные
последствия, и утверждения консерваторов, что это только первый шаг к развалу
страны, вряд ли так уж беспочвенны, особенно учитывая активизацию шотландских
сепаратистов. Однако перераспределение власти между центром и регионами в
государствах ЕС носит объективный характер, и попытки воспрепятствовать этому
неизбежно ведут не только к усилению политического дисбаланса внутри страны, но
и к ее дистанцированию от «остальной» Европы.
Важным направлением конституционной реформы является
сейчас также система мер, направленных на лишение «верхней» палаты британского
парламента наследственного статуса и постепенное превращение ее в орган,
представляющий всех избирателей.
В области внешней политики правительством Т. Блэра в
данный момент проводится курс на достижение общих с США геополитических целей.
В связи с этим Великобританией была поддержана и агрессия НАТО в Югославии, и
расколовшая ЕС на два лагеря война США в Ираке. Однако, учитывая отрицательное
отношение большей части населения Великобритании к такому курсу, пока что единственными
очевидными политическими и экономическими (английские нефтекомпании в Ираке еще
не получают тех прибылей, на которые рассчитывало правительство) дивидендами от
такой политики для Великобритании может рассматриваться лишь серьезное
улучшение взаимоотношений с США.
Особенностями экономической политики правительства
Великобритании являются регулирование и частая перемена процентных ставок,
постепенное снижение прямого налогообложения, снижение роли и влияния профессиональных
объединений, повышение уровня фактической подготовки учащихся образовательных заведений
к работе в реальном мире. Значительные усилия предпринимаются для того, чтобы
улучшить производительность труда и конкурентоспособность товаров и услуг.
Экономика Великобритании часто страдает от
культурно-исторических факторов: по традиции образованные и квалифицированные
люди не идут работать в производство и торговлю, рабочая сила Великобритании
проигрывает другим странам по производительности труда; недостаточно капитала
привлекается в промышленный сектор экономики; управленческий персонал слаб и не
профессионален, слишком мало денег вкладывается в развитие науки и техники.
Великобритания на сегодняшний день представляет собой высокоразвитое индустриальное государство,
одна из ведущих держав (граф.1.3.). По объему промышленного производства
она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции. По объему
заграничных инвестиций Великобритания уступает только США, а по затратам на
НИОКР – лишь США, ФРГ и Японии.
Лондон – один из крупнейших мировых финансовых
центров, Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за
границей. В английских фунтах производится около 20% всех мировых торговых операций,
а по объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире.
В общей сложности, восстановление экономики страны
после Второй Мировой Войны заняло почти сорок лет. Кроме внутренних ресурсов,
процесс восстановления подхлестнуло вступление Великобритании в Европейское
Сообщество в 1973 г., это способствовало подъему конкурентоспособности страны.
Сейчас Великобритания находится в первых рядах среди развитых стран по уровню
прироста производства, производительности и конкурентоспособности.
Доля производства и машиностроения за годы после
Второй Мировой Войны упала с одной трети до одной пятой, в то время, как сфера
услуг значительно расширилась и стала приносить значительную часть дохода
страны. США и Япония – наиболее значительные торговые партнеры Великобритании,
а японские компании часто выбирают именно Великобританию в качестве своей базы
в Европе. Другие развивающиеся страны Восточной Азии с
экспортно-ориентированной экономикой также активно участвуют на открытом рынке
Великобритании. Таким образом, Великобритания активно сотрудничает не только со
странами-членами Содружества, но и с Европой, Азией и Северной Америкой (табл.
9.3.).
Работоспособное население составляет почти половину
всего населения Великобритании. Около 2/3 наемных работников занято в сфере
услуг, причем наибольшее их количество работает в финансовом секторе.
Производство, хотя и уменьшившееся за последние полвека, занимает одну пятую
всех работников. Меньшие доли наемных работников заняты в строительстве,
энерго- и добывающих отраслях, сельском хозяйстве. Значительно увеличилось
количество работников, занятых неполный рабочий день.
Промышленность Великобритании дает 27% ВВП (табл.5.3.),
на неё приходится около 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное
сырье, и все более ориентируется на внешний рынок (табл. 10.3.). С одной
стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей,
использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда,
новейшее оборудование и современные методы управления, а с другой – отставание
старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие
отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической
промышленности, ко второй – добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная
промышленность, судостроение, черная металлургия.
В настоящее время доля угледобывающей промышленности в
Великобритании неизменно снижается, а энергетический сектор экономики в свое
время был преобразован внутренними залежами природного газа и нефти (хотя
потребление угля в Великобритании увеличилось в последние годы в связи с резким
повышением цен на нефть). В целом, сфера производства продолжает сокращаться
как в плане работников, занятых в этой области, так и в плане доли в ВВП (табл.
5.3. и 6.3.). Этот сектор экономики был главной причиной стремительного
увеличения уровня безработицы в начале 80-х гг. Когда же производство снова
стало расти, произошло значительное увеличение в производительности труда и
прибылях. Наиболее важными секторами промышленности являются машиностроение,
пищевая промышленность (включая производство безалкогольных и спиртных
напитков), табачная и химическая промышленности, бумажная и печатная
промышленности, легкая промышленности. Наиболее быстро развивающимися секторами
промышленности стали химическая, лесная, мебельная, резиновая промышленности и
производство пластиков. Внутри химической промышленности особенно активно стала
развиваться фармацевтическая индустрия. Пищевая и легкая промышленности, а
также машиностроение в целом работают ниже среднего.
Великобритания занимает восьмое место в мире по
выплавке чугуна и стали, почти вся сталь страны производится государственной
корпорацией «Бритиш стил». Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных
условиях: железную руду содержали часто сами пласты угля, либо она добывалась
поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии – известняки –
имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, в близи которых
развивались металлургические центры, расположены недалеко друг от друга и от
крупнейших портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из
зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции. Сталеплавильная
индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому
современные сталеплавильные заводы также обычно привязаны к крупным
промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.
Британская цветная металлургия – одна из крупнейших в
Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных
металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости
намного превышает экспорт чугуна и стали. Великобритания – также один из
основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий,
германий и др., которые используются в атомной промышленности, самолетостроении
и электронике. Главные покупатели этих металлов – это США и Германия.
В самой крупной отрасли британской промышленности —
машиностроении работает 25% всех занятых в обрабатывающей промышленности.
Преобладает транспортное машиностроение. Около трети капитала, затрачиваемого
на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые
закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой
отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов
Великобритании.
Почти все серийные автомобили выпускаются несколькими
крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной
американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами
«Воксхол» и «Форд».
Старейшая традиционная отрасль Великобритании –
текстильная промышленность. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи самое
древнее на Британских островах. Шерстяные ткани британских текстильщиков и в
наши дни высоко ценятся на внешнем рынке.
Великобритания выделяется в сельском хозяйстве среди
европейских стран тем, что в этом секторе экономики у нее занято всего около 3%
работающего населения страны, а сама доля сельского хозяйства в ВВП в последние
годы неуклонно и стремительно сокращается (табл. 5.3. и 6.3.).
При коммерческой интенсификации урожаев и высоком
уровне механизации по некоторым позициям объемы агропромышленного производства
превзошли уровень спроса в стране. Постепенно снижается уровень занятости в
этой области. Чтобы создать альтернативную работу для людей в сельской
местности, правительство предпринимает попытки перебросить рабочую силу в
другие отрасли. Площадь земли, используемой в сельском хозяйстве (около трех
четвертей всей площади), тоже уменьшается, при этом земли, пригодные для
выращивания злаков отдают под пастбища.
Большинство ферм Великобритании – это
высокомеханизированные товарные хозяйства капиталистического типа. Однако
себестоимость фермерской продукции весьма высока. Британское фермерство нуждается
в высоких закупочных ценах, поэтому регулирование общего аграрного рынка в
пределах ЕЭС, установление единых цен на сельскохозяйственную продукцию
отрицательно сказались на экономике мелких и средних хозяйств.
Государственная политика по отношению к сельскому
хозяйству предполагает и дальнейшее повышение уровня производительности и
уровня жизни занятых в агропромышленном комплексе людей, в то же время сохраняя
разумные цены на товары. Чтобы этого достичь, была создана система минимальных
цен на внутренние товары и пошлин на импорт. Производителям говядины и баранины
специально доплачивается, чтобы сделать их товар конкурентоспособным на
европейском рынке. Из недавно принятых мер можно упомянуть ограничения на
производство молока и компенсации фермерам за неиспользуемые земли.
Великобритания производит более половины
сельскохозяйственных продуктов, потребляемых её населением, но полностью
обеспечиваются потребности только в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице,
свинине, яйцах и свежем молоке. Многие важные продукты Великобритании
приходится ввозить из других стран, она импортирует 80% сливочного масла,
более 60% сахара, половину пшеницы и бекона, 25% потребляемых в стране говядины
и телятины.
Природные условия Великобритании более благоприятны
для развития животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство
дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.
Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более
влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых крупных
поставщиков овечьей шерсти.
Наиболее примечательным феноменом, характеризующим
экономику Великобритании, стал рост сферы услуг (табл. 5.3. и 6.3.). Он
отражает повышение реальных доходов населения, а также соотношения между
расходами на товары и услуги.
Особенно развиты в Великобритании финансовый сектор и
сектора развлечений и туризма. Множество других секторов, ранее занимавших
незначительную долю рынка или не существовавших вовсе, стали гораздо более
значительными. Они включают производство компьютеров и программного обеспечения,
рекламу, исследование рынка, проведение выставок, презентаций и конференций. В
последнее время Великобритания также активно развивает сектор обучения
иностранным языкам, в особенности английскому, сектора среднего и высшего
образования, в т. ч., привлекая туда иностранных студентов.
Оборот внешней торговли увеличился в Великобритании за
20 последних лет в 3 раза (табл. 8.3. и 10.3.), а рост реального ВВП за
последнее десятилетие составил 30% (граф. 7 и 8). С одной стороны, удвоился
экспорт капитала, с другой – быстро растут вклады иностранных монополий в
экономику Великобритании. Большая часть стоимости экспорта приходится на
изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия,
электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.
За последние десятилетия в Великобританию значительно
увеличился импорт промышленной продукции, и, несмотря на то, что Великобритания
продолжает экспортировать значительную часть своих товаров, баланс все равно
остается в пользу импорта (табл. 10.3., граф. 5.3. и 6). Тем не менее,
поддержка конкурирующей промышленности считается первостепенно важной для
международной торговли, где она имеет больший вес, чем сфера услуг.
В ходе достаточно объективного, на мой взгляд,
исследования, проведенного в данной работе, можно сделать несколько достаточно
важных, а иногда, возможно даже, неоднозначных (не видимых с первого взгляда)
заключений.
В первую очередь, исследование полувекового
экономического развития трех ведущих стран Западной Европы показало, что в данном
регионе преобладающей экономической моделью является «рыночное
социально-ориентированное хозяйство». В целом, подобные сценарии экономического
развития имели место и во многих других странах Западной Европы, с различными
по своей силе отклонениями в сторону «рынка» или же «плановости» (начиная с
Дании, где уровень свободы по статистике выше, чем в США, и заканчивая Швецией,
где уровень налогов выше 50%).
В частности же, исследование показало, что Германия,
Франция и Англия (до реформ «тэтчеризма»), в отличие от США, имели гораздо
более «социалистическую» историю, что всегда отражалось на их экономиках. И чем
неустойчивее был политический климат в стране, чем чаще сменялись
правительства, тем сильнее социалистические завоевания оказываются в этих странах
(Франция действительно обладает гораздо менее рыночной экономикой, чем
Германия; последняя же в данный момент по степени либерализации экономики
несколько отстает от Англии).
Основная причина подобного «социализирования»
заключается в огромных разрушениях, оставшихся после Второй мировой войны,
способствовавших дезорганизации общественной жизни и снижению уровня
благосостояния в обществе. Именно война наложила тот социальный отпечаток на
экономику стран Европы, который остается виден до сих пор. Без своевременной
помощи государства населению ни одна европейская страна не смогла бы так быстро
и настолько эффективно восстановить свой экономический потенциал. А отбирать у
населения его социальные льготы по причине непопулярности подобных мер до конца
не решилось еще ни одно правительство (за исключением, разве что,
Великобритании, и то не полностью).
Тем не менее, нельзя не отметить, что за 60-летний
период Западная Европа научилась – в отличие от СССР – относительно эффективно
с помощью аппарата государства регулировать рыночные механизмы (насколько это
вообще возможно сделать эффективно), стараясь минимизировать потери от своих
действий. Наиболее ярко выраженным позитивным последствием подобного
регулирования является очень развитый сектор социальной поддержки населения.
Проводя аналогию с нашей страной, осмелюсь сделать
утверждение о том, что, скорее всего, и в России в ближайшем будущем будут
происходить весьма похожие рыночные изменения. И не исключено, что нынешний,
достаточно авторитарный режим (власть Путина) в России может являть собой не
что иное, как аналог «голлизма» во Франции или «тэтчеризма» в Англии, которые
потребовались в свое время как раз для того, чтобы насильно «орыночить»
экономики этих стран. В этом случае, учитывая наше социалистическое прошлое,
экономика России будет скорее похожа на французскую модель экономики
«голлизма».
Также, в течение периода данного исследования
достаточно четко прослеживается и постепенный отход западноевропейских стран от
госрегулирования экономики. Сейчас уже невозможно себе представить, чтобы во
Франции (как это было в 50-х – 60-х гг.) или в ФРГ (как это случилось в 70-х –
80-х гг.) ввели бы новый «пятилетний план», или были бы национализированы
частные предприятия. Активная внешняя торговля способствует выживанию только
наиболее конкурентоспособных фирм и отраслей, что помогает (даже при отсутствии
желания государства) проводить «естественный отбор» среди государственных и
частных предприятий, в подавляющем большинстве случаев в пользу последних.
Данному процессу, как это было отмечено во Франции и Великобритании, в
последнее время не могут помешать даже многочисленные митинги и забастовки
сокращенных рабочих: правительство вынуждено выбирать между скорым банкротством
убыточного предприятия и его приватизацией, которая, чаще всего, и приводит к
сокращению рабочих мест (снижению издержек). Все это во многом способствует
постепенному приходу «рынка» в страны Западной Европы.
Вполне возможно, что именно такая своеобразная связь
между плановостью и рыночными механизмами наряду с давней европейской идеей
объединения и привела, в свое время, в Европе к созданию и продолжающемуся
успешному функционированию ЕС: во многом, его создание было вызвано не только
экономическими, но и политическими причинами. «Именно Франция стояла у истоков
западноевропейской интеграции, именно она активно лоббировала идею принятия
новых членов. Теперь же, едва доведя дело до конца, французы разочаровались в
полученном результате. Причина – для Франции расширение ЕС всегда было мерой
вынужденной, во многом обусловленной стремлением сохранить свое политическое
лидерство в Европе после воссоединения Германии, учитывая немецкие интересы в
Центральной и Восточной Европе»[4].
В связи с этим, мне кажется вполне возможным, что
любое противоречие этих предпосылок (экономики и политики) все еще может
заметно затормозить (хотя и не остановить) процесс западноевропейской
интеграции. И в будущем именно эту проблему придется решать многим странам,
входящим сегодня в ЕС.
1.
Авдокушин Е. Ф.
«Международные экономические отношения» – М.: Юрист, 1999 г.
2.
Алексашкина Л.Н. «Новейшая
история 1945 - начала 1990-х гг.: СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ». - М.: Дело, 1995 г.
3.
Григорьева И.В., Рогилев
Ю.В., Смирнов В.П. и др., под редакцией Языкова Е.Ф. «История новейшего времени
стран Европы и Америки: 1945–1990 гг.» – М.: Высшая школа, 1993 г.
4.
Киреев А. «Международная
экономика» – М.: Международные отношения, 2001 г.
5.
Корнекова С.Ю., Семенов
С.П. «Социально-экономическая география» – С-Пб.: Питер, 2001 г.
6.
Кредер А.А. «Новейшая
история XX век» – М.: Центр гуманитарного образования, 1997 г.
7.
Кудров В. М. «Мировая
экономика» – М.: БЕК, 2002 г.
8.
Липсиц И.В. «Экономика» –
М.: Вита-пресс, 2001 г.
9.
Ломакин В.К. «Мировая
экономика» – М: Инфра, 2000 г.
10.
Слезингер Г.Э. «Социальная
экономика» – М.: Дело и сервис, 2001 г.
11.
журнал «Мировая экономика
и международные отношения» (1998, № 3)
12.
журнал «Новое время»
(1997, №22)
13.
#"_Toc73946812">Приложения
Таблица 1
Рост экономики в отдельных регионах мира (реальный ВВП в %
к предыдущему году)
|