Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период
Новым президентом стал Ж. Помпиду, который определил
основное направление своей политики как «преемственность и диалог». Этим он
хотел сказать, что намерен продолжать политику президента де Голля, но готов
идти на сближение с теми буржуазными группировками, которые при де Голле
находились в оппозиции.
Учитывая, что часть буржуазии недовольна политикой
дирижизма, правительство обещало пересмотреть роль государства в руководстве
экономикой в духе «либерализации», т. е., предоставить больше возможностей частному
капиталу. Шестой план экономического и социального развития (1970-1975 гг.)
предусматривал ослабление регулирующей роли государства и усиление влияния
рыночной экономики. Он исходил из принципа: оказывать помощь частному капиталу
тогда и там, когда и где тот пожелает.
Во внешней политике правительство Помпиду в основном
следовало курсу, намеченному де Голлем. Президент Помпиду уделял большое
внимание развитию франко-советских отношений. Одновременно правительство
Помпиду стремилось улучшить отношения Франции с Соединенными Штатами Америки.
Во многих областях возобновилось прерванное при де Голле франко-американское
внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям
«атлантистов», отказалась вернуться в интегрированную военную организацию НАТО.
Французское правительство вновь высказалось за вывод
американских войск из Индокитая и осудило налеты американской авиации на
территорию Демократической Республики Вьетнам. Французская дипломатия
способствовала успеху переговоров между США и Вьетнамом, которые происходили в
Париже и в январе 1973 г. завершились соглашением о прекращении войны и
восстановлении мира во Вьетнаме.
В области европейской политики правительство Помпиду,
идя навстречу «европеистам», сняло выдвинутые де Голлем возражения против
вступления Англии в ЕЭС. В апреле 1972 г. во Франции состоялся специальный
референдум по этому вопросу. Большинство избирателей одобрило предложение
правительства согласиться с вступлением Англии и связанных с нею стран в
«Общий рынок».
Большое внимание правительство Помпиду уделяло
развитию французского ядерного оружия. В начале 70-х гг. Франция уже
располагала всеми основными видами ядерного оружия: баллистическими ракетами,
ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами.
Французские ядерные силы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании,
хотя далеко уступали силам США и СССР.
В 1973 г. во Франции, как и в других капиталистических
странах, происходит падение экономики в связи с мировым нефтяным кризисом.
Впервые после войны понизился индекс индустриального производства. Ежегодные
темпы экономического развития резко снизились. Если в 1950–1973 гг. они
составляли в среднем почти 6% в год, то в 1973–1980 гг. не превышали 1,4%.
Напротив, цены в отличие от предыдущих кризисов продолжали быстро расти,
увеличиваясь ежегодно на 10–12%. Во Франции, как и во всем капиталистическом
мире, обнаружилось новое явление – «стагфляция», т. е. сочетание стагнации
экономики с инфляцией.
В мае 1974 г. президентом был избран Жискар Д’Эстен,
правительством проводились антикризисные мероприятия. По мысли Ж. Д'Эстена,
Франция должна была оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены
при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества» В
соответствии с пожеланиями крупнейших монополий правительство объявило о дальнейшей
«либерализации» экономики, т. е. сокращении сферы государственного планирования.
Одновременно оно провело ряд реформ, которых давно требовали трудящиеся.
Тем не менее, со второй половины 70-х гг. стало
очевидным отставание некоторых отраслей французской экономики от зарубежных
конкурентов. Особенно тревожным было положение в угольной, сталелитейной, судостроительной
и автомобильной промышленности. Часть нерентабельных предприятий была
закрыта, объем производства сократился. Сокращение темпов промышленного
развития и закрытие ряда предприятий привели к усиленному росту безработицы.
Если в 50–60-е гг. число полностью безработных во Франции не превышало 200
тыс. в год, то в 1977 г. оно достигло 1 млн., а в 1980 г. – 2 млн. человек.
Одной из главных целей внешней политики правительства
Ж. Д'Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими
странами. Оставаясь членом Североатлантического пакта и по-прежнему
отказываясь вернуться в его военную организацию, Франция стала укреплять
экономические, политические и военные связи с США. Было облегчено проникновение
иностранных капиталов во французскую экономику. В 1975 г. доля иностранных инвестиций
составила 14% от общего объема капиталовложений. Транснациональные корпорации
с преобладанием американского капитала внедрялись в важнейшие отрасли
французской промышленности – информатику, энергетику, автомобилестроение.
Французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО.
В 80-е гг. экономическое развитие Франции
характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими
сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный
кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали
сильное влияние на промышленное производство (после этого кризиса французская
промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.).
В 1981 г. президентом Франции был избран социалист Ф.
Миттеран, что оказало большое влияние на экономическую политику и, прежде
всего, проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г.
правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний
и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16%
занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению
данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль
иностранного капитала.
Застой в экономике продолжался в течение ряда лет. За
три года деятельности правительства левых сил (с 1981 по 1984 г.) цены выросли
почти на 35% (табл. 7.2.), а промышленное и сельскохозяйственное
производство увеличивалось лишь на 1–1,5% в год. Рост безработицы замедлился,
но не прекратился. Валюта оставалась неустойчивой. В течение 1981–1984 гг.
франк девальвировали четыре раза. В 1982 г. правительство левых сил отказалось
от проведения новых социальных реформ и перешло к политике жесткой экономии.
Правительство блокировало доходы и цены, затем повысило налоги на товары
массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино.
Пришедший впоследствии к власти блок правых и
центристских партий во главе с Жаком Шираком в 1986 г. принял программу
денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний.
Активизировались рыночные механизмы в экономике, притом, что в стране все еще
сохранился крупный государственный сектор экономики, и продолжала действовать
система индикативного государственного планирования. Существовало также
государственное регулирование социального страхования и социального
обеспечения. Это был французский вариант консервативной политики – монетаризма,
«политики равенства шансов».
Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства
в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого
рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы
налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества.
Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах
интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее
конкурентные позиции не высоки.
В области внешней политики правительство продолжало
линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы, особенно
с ФРГ. Французские войска регулярно участвовали в военных маневрах НАТО и совместных
франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции с ФРГ были сняты
ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки обещаниям совместной
программы, Франция увеличивала свои военные расходы, продолжала
совершенствовать ракетно-ядерное оружие. В условиях роста международной напряженности
и усиления конфронтации СССР и США в первой половине 80-х гг. ухудшились и
франко-советские отношения.
В 1988 г. новое правительство М. Рокара продолжало
курс на «жесткую экономию». Оно отказалось от начатой правительством Ширака
распродажи национализированных предприятий, но и не расширяло национализированный
сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, доходы от
которого предназначались для финансирования пособий лицам, лишенным средств к
существованию. Одновременно правительство сократило налоги на прибыль.
В 1990 г. Франция участвовала в войне в Персидском Заливе,
это стало началом глубокого экономического кризиса 1990-1993 гг., самого
продолжительного после Второй мировой войны, а по глубине уступающего лишь
кризису 1974-1975 гг. По стране прокатилась волна банкротств и массовых
увольнений трудящихся. В промышленности и торговле произошло снижение цен.
Компании пострадали от снижения доходов, что обернулось для них острой
нехваткой собственных средств и ростом задолженности. Циклическое падение
промышленного производства составило 7,1%.
В 1992-1993 гг. влияние внешнего спроса в качестве
фактора, улучшающего конъюнктуру, падало и в 1994-1995 гг. было отрицательным.
С 1993 г. увеличился объем экспорта в страны, не входящие в Европейский Союз
(ЕС). В конце 1993 г. стала улучшаться экономическая ситуация у западноевропейских
торговых партнеров, что позволило французским экспортерам отвоевать часть
европейского рынка. И хотя французская промышленность с опозданием
отреагировала на изменение условий конкуренции после девальвации фунта
стерлингов, лиры и песеты в 1992 г., французские товары сохранили конкурентоспособность
на европейских рынках благодаря высокому качеству и хорошему послепродажному
обслуживанию. Также, хотя объем промышленного производства превышал кризисный
уровень, уже завершилась волна банкротств. Тем не менее, хозяйство избавлялось
от последствий кризиса крайне медленно. Кратковременный, но сильный толчок к
выходу экономики из кризиса дало увеличение экспорта в страны континентальной
Европы (табл. 4.2.). На протяжении года оживление стимулировалось слабым
повышением личного потребления и государственных заказов. В стране было
характерно скачкообразное расширение внутреннего и внешнего спроса, выводящее
экономику страны из кризиса и последующей депрессии, но не создающее еще устойчивую
тенденцию роста.
Сокращение занятости, давление на зарплату, рост
налогов, дороговизна потребительского кредита привели к уменьшению сбережений,
а затем и личного потребления населения. Государственный бюджет и кредитная
политика носила антикризисный характер. Однако эффективность правительственных
мероприятий по улучшению финансового положения компаний, а также уменьшению
дефицита государственного бюджета была невысокой.
Главной заботой правительства было состояние
государственных финансов, а важнейшей среднесрочной задачей – уменьшение дефицита
госбюджета и долга. Антиинфляционная кредитно-денежная и валютная политика была
направлена на сдерживание роста зарплаты и доходов трудящихся, поддержание
стабильного курса франка, обслуживание и погашение государственного долга. Был
введен ряд налоговых льгот и мер по стимулированию долгосрочных сбережений
частных лиц. Но, несмотря на это, темпы роста цен во Франции оставались одними
из самых низких среди развитых капиталистических стран.
Одной из острейших социально-экономических проблем
остается безработица (12,8%). Численность безработных увеличилась до начала
1994 г., затем стабилизировалась и в 1995 г. составила 3,4 млн. человек. В
общей сложности, с 1990 по 1995 г. число не имеющих работы более одного года
увеличилось на 62,7% и составило 38,6% резервной армии труда.
Правительство продолжало мероприятия по повышению занятости.
Парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям
за найм молодежи на работу и за возвращение сокращенного персонала.
Тем не менее, в конце осени 1996 г. правительство
объявило о планах по глубокому сокращению бюджета 1997 г. Это явилось очередной
попыткой уменьшить национальный дефицит, что позволило бы ввести к 1999 г.
единую европейскую валюту (среди других критериев, соглашение Европейского
Союза требовал, чтобы уровень дефицита бюджета не превышал 3% к 1997 г.). Меры,
включившие сокращение нескольких тысяч служащих общественного сектора и
реорганизацию национальной транспортной системы, были очень непопулярны, и
рабочие по всей стране ответили, организуя большие забастовки.
В 1995 г. новое правительство консерваторов, которое
провело кампанию на платформе сокращения высокого уровня безработицы во
Франции, пыталось ускорить буксующие экономические реформы, бывшие необходимыми
для входа в зону единой европейской валюты. Экономический рост усилился,
госбюджет был направлен на выполнение рекомендаций ЕС и МВФ. Темпы роста ВВП
сохранялись на уровне 3% в год, инфляция не превышала 1,5%, а дефицит
госбюджета – 3% (табл. 3.2., 4.2. и 7.2., граф. 5.2.). Но, несмотря на
это, оставалась серьезной проблема безработицы.
Сделав ряд шагов в сторону укрепления отношений с
НАТО, Франция не вернулась, однако, в ее военную организацию. Несмотря на то,
что в 1999 г. Франция участвовала в военной операции НАТО в Югославии, спустя
всего несколько лет она уже оказалась в числе тех европейских стран, которые
жестко осудили агрессию США в Ираке.
Франция является одним из примеров стабилизации
экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным
для развитых стран. Эта страна – одна из ведущих западных держав, занимает
седьмое место среди всех стран мира – 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По
размерам территории (551 тыс. км2) и населения (59 млн. чел.), она
принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического
развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии,
Люксембургу) (табл. 2). На долю Франции приходится 17% промышленного и
20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.
Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли
(1980 г. – 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР
сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг., уменьшились экспортные возможности.
Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет
недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся
спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата
связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е
гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое
место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей
колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в
структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную
осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.
Во Франции активно протекают процессы перестройки
социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и
капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного
производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к
максимальной. Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки
экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации
производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощи ТНК.
Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг., в
основном ориентируются на сферу услуг и торговли.
Функционирование экономической системы происходит под
мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени активного
участия государства в регулировании и программировании экономики, в распространении
государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно
развитых стран.
В государственном секторе обеспечивается 70%
производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80%
авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и т. д. Государственный
сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление
основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях
хозяйства непосредственно решается государством.
Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его
долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские
работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в
научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами.
Франция – экономически высокоразвитая
капиталистическая страна. Широкое развитие получили такие прогрессивные отрасли
промышленности, как нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная,
электротехническая и электронная, производство строительных материалов. Ряд
отраслей завоевали международное признание: ядерная энергетика, информатика,
ракетостроение.
Для страны характерна высокая концентрация
производства. Мелкие и средние предприятия сохраняют наиболее значительные
позиции в металлообрабатывающей промышленности и в отраслях общего
машиностроения, станкостроении, текстильной и швейной промышленности.
Промышленная продукция занимает основную часть
внешнеторгового оборота Франции (табл. 10.1), страна является крупным
поставщиком автомобилей, электротехнического оборудования, а также лекарств,
медикаментов и парфюмерно-косметической продукции. Во французском импорте
преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, продукция
электронной промышленности, целлюлозно-бумажные товары, бытовые приборы, ткани
и одежда, лесоматериалы и мебель.
Под влиянием НТР происходят существенные изменения в
отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой
приходится 25,6% ВВП (табл. 5.2.). В промышленном производстве выросла
доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом, за счет прироста в
электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении.
Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием
производства в традиционных отраслях. Однако во Франции остается еще довольно
высоким удельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживает
конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых
западных и, особенно, «новых индустриальных стран». Большое место занимает
пищевая промышленность (12%), такую долю имеет только Великобритания.
По доле продукции отраслей машиностроения в
промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание
отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию
производственного аппарата на базе новейшей техники. Это, прежде всего,
производство станков, ряд отраслей промышленной электроники и средств
информатики, микроэлектронной техники. На Францию приходится только 8,9%
совокупного производства товаров передовой технологии одиннадцати наиболее
развитых стран (ФРГ — 11%, Великобритании — 7,8%). Она значительно отстает от
ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового
оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз.
Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой
долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.
Ведущее место в структуре промышленного производства
занимают общее (12%) и транспортное (10%) машиностроение. Автомобильная
промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры.
Две крупнейшие в стране компании — частная «Пежо-Ситроен» и государственная
«Рено» – обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых
автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии,
по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается
ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс»
обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников, на его
долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.
Переход к энергосберегающему типу производства,
высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию
в энергетической стратегии. Основное внимание уделялось развитию атомной
энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие
ядерной энергетики привело к заметному изменению структуры производства
электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей
электроэнергии, на ТЭС — 65% и на ГЭС — 27%, в 1987 г. доля АЭС составила 76%,
доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень
самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в
1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на
жидком топливе, сокращался импорт нефти.
Франция — крупнейший производитель
сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства
приходится примерно 3% ВВП (табл. 5.2.) и 6% самодеятельного населения
страны, но оно дает 25% продукции в ЕС. В 1996 г. продукция агропромышленного
комплекса составила 15% экспорта и менее 10% импорта (табл. 10.2.). По
объему сельскохозяйственного экспорта страна отстает только от США, занимая
первое место в Западной Европе. Тем не менее, во французской внешней торговле
аграрной продукцией имеются уязвимые места: увеличение экспорта во многом
происходило благодаря сырью, а не переработанной продукции; ухудшился баланс
торговли со странами ЕС, которые также добились самообеспеченности или даже
стали экспортерами. Товарный экспорт превратился в один из самостоятельных и
решающих факторов экономического развития Франции. По объему экспорта и импорта
Франция занимает 4-е место в мире – после США, ФРГ, Японии.
Главные торговые партнеры Франции – страны ЕС (табл.
9.2.), особенно ближайшие соседи: Германия, Италия, Испания, Бельгия,
Великобритания, Люксембург, а также США и Япония. Большое влияние на выработку
структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной
ориентации. Развиваются внешнеторговые отношения со странами Азии.
Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По
насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только
Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры
хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в
сельскохозяйственных продуктах. Ведущей отраслью является животноводство, на
долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции.
Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению
отрасль экономики Франции; на нее приходится более 70% ВВП (табл. 5.2.)
и свыше 69% всех занятых. Услуги – наиболее динамично развивающаяся и
единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти.
Крупными подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское
и страховое дело.
В абсолютных показателях сократилось число рабочих
мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания.
Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако
технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы
обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших
городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор сегодня – один из самых
активных в перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных
стран.
По объему экспорта Франция уступает в Западной Европе
только ФРГ. Структура французского экспорта имеет определенные
особенности: более высокий удельный вес сельскохозяйственных товаров и сырья. В
80-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции
заметно ослабли. Снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей,
конторского оборудования и вычислительной техники, специального промышленного
оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определилось
особенностями отраслевой структуры хозяйства и характером страновой специализации
в международном разделении труда, а также снижением конкурентоспособности
промышленности. В настоящее же время ликвидирующие позиции во внешней торговле
страны занимают машины и оборудование. По экспорту авиационной техники,
локомотивов, вагонов Франция занимает второе место; автомобилей, химических
товаров – третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает
второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения
являются военные корабли, самолеты и армейское вооружение.
Необходимо отметить высокую концентрацию внешней
торговли Франции в руках небольшого числа крупнейших компаний. 50% французского
экспорта и импорта осуществляют соответственно 25 и 500 фирм. 20 первых
французских экспортеров контролируют 21% вывоза из страны, а 20 крупнейших
импортеров – 18% ввоза.
Экспортная специализация Франции значительно уступает
другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство
относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд — к
умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные
электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование,
сельхозмашины).
В последнее десятилетие в экономике страны значительно
возрос импортный компонент (21% ВВП), что связано с усилением международного
разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров.
Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и
химической промышленности. Это в значительной мере связано с особенностями
развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений
в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП.
Характерной чертой научно-исследовательской деятельности выступает ее военная
направленность. Доля средств, направляемая на военные исследования, достигает
19% всех расходов на НИОКР, (в ФРГ — около 5%).
Франция проводит исследования по широкому кругу тем.
По целому ряду из них она занимает ведущие позиции — атомная энергетика,
авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники
промышленного назначения. По другим сильно отстает – информатика, электроника,
биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической,
автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтической
приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в таких
отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и
др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР
значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.
Многие французские компании относятся к рынку ЕС как
своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС (табл. 9.2.),
это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным
торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится
16% экспорта и 20% импорта, на втором месте – Италия (12%). Среди других стран
важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся
стран в торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за
80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является
значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.
Французские компании прилагают большие усилия для
расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает
экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных
прямых инвестиций, при этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.
Внешняя торговля Франции выступает серьезным фактором
ее экономического роста. На экспорт идет около 25% ее конечного продукта (в
1970 г. — 19,4%). Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно
развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная
Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы
приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась
до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В
80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных
инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях
– металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве
автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала
инвестированы в ФРГ и Великобритании.
В развивающихся странах сосредоточено примерно 30%
общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский
континент занимал ранее и продолжает занимать особое место, на его долю
приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они
сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование
осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или
автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.
Франция также является крупным импортером капитала.
Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%), инвестиции
каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.
Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е
гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3
товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших
отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в
нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в
химической – 55%, сельскохозяйственном машиностроении – 50%, производстве ЭВМ и
средств информатики – 49%, точном приборостроении – 36%. Большинство
иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят
в число первых десяти фирм в отрасли.
В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний
на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической
помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государства компании
компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи
Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все
ведущие страны. Также, несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в
связи с членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсторонней
помощью.
Торговый и платежный баланс Франции в последнее время
сводится с положительным сальдо (табл. 8.2. и граф. 5.2.). Тем не менее,
в последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами,
крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией.
Франция выступает как чистый импортер технологических
достижений. Свыше 70% всего дефицита технического обмена приходится на долю
таких отраслей, как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов
на покупку патентов и лицензий идет в США.
В области внешнеэкономической политики приоритет
отдается развитию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей
«нового завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завоевания
западноевропейского рынка».
Углубление общего кризиса мировой капиталистической
системы, произошедшее в результате Второй мировой войны, привело к ослаблению
экономических и политических позиций английского капитализма. Расходы Англии на
войну превысили 25 миллиардов фунтов стерлингов. Людские потери Англии
составили 245 тыс. человека убитыми, 278 тыс. ранеными и 53 тыс. пропавшими без
вести. Впервые в истории это государство стало жертвой опустошительных
бомбардировок и сильных ракетных ударов, в результате которых Великобритания
потеряла значительную часть своего торгового флота. Если в довоенные годы
Англия получала от судоходства чистый доход в сумме свыше 100 миллионов фунтов
стерлингов, то в 1946 он составил всего лишь 29 миллионов фунтов стерлингов. Ее
внутренний долг вырос за годы войны втрое, а внешняя задолженность достигла 3,3
миллиардов фунтов стерлингов.
В 1946 г. уровень британской промышленности достиг 90%
уровня 1937 г. За годы войны Великобритания истратила на покрытие военных
расходов и оплату поставок из США значительную часть своих золотовалютных
резервов и 25% своих заграничных инвестиций. Хотя Англия не была оккупирована,
на ее территории не было наземных боев, но города Великобритании подвергались
бомбардировке, а колонии (Бирма, Египет, Малайя и др.) были оккупированы
вражескими войсками. Именно это впоследствии послужило причиной кризиса Британской
империи. Великобритания все еще оставалась великой державой, но соперничество с
США и СССР стало для страны недосягаемой мечтой. После войны англичанам
пришлось надолго расстаться с мыслью о мировом господстве, ее позиции на
международной арене сильно пошатнулись. Она оказалась низведенной на роль
«младшего партнера» США и утратила свое первенство на мировых рынках.
В то же время, война стала источником обогащения
крупных английских промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные
прибыли от военных заказов. Усилилась концентрация производства и капитала, еще
более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны.
Образование мировой социалистической системы сузило
сферу действия монополистического капитала, в том числе и английского. США
воспользовались зависимостью Англии, получавшей в годы войны американское
вооружение, чтобы овладеть многими британскими экономическими позициями в
разных районах земного шара. Англия не смогла противостоять немецкой агрессии в
Европе и японскому натиску в Азии. Руководство боевыми операциями союзных
войск, как на западноевропейском, так и на тихоокеанском театре принадлежало не
Великобритании, а США. Все это в немалой степени предопределило серьезное
ухудшение военно-стратегического положения Англии в результате войны.
Постепенно возрастала самостоятельность британских
доминионов, а их экономические связи с метрополией стали слабее. Резко уменьшились
возможности проведения политики «равновесия сил» в Европе, к которой Англия
раньше широко прибегала, чтобы разделять и ослаблять своих противников.
Создание ядерного оружия и межконтинентальных ракет также серьезно подорвало
стратегические позиции Великобритании, извлекавшей прежде немалые выгоды из
своего островного положения.
Международные соглашения, заключенные Англией с
другими державами антифашистской коалиции во время войны, предусматривали ее
участие в создании справедливого, демократического послевоенного мира. Однако
правящие круги Великобритании встали на путь пересмотра согласованных решений
военного времени, усиления гонки вооружений и проведения политики «холодной
войны». Этот курс осложнил положение Англии в послевоенном мире и затруднил
разрешение стоявших перед нею проблем. Англия осталась великой державой, но ее
международные позиции заметно ослабли, а роль в мировой политике и
международных отношениях уменьшилась. Она не могла тягаться по мощи с США и
СССР.
После шести лет изнурительной войны англичане меньше
всего думали о претензиях на мировое господство. Это особенно отчетливо
проявилось на первых после войны парламентских выборах 26 июля 1945 г.
Англичане поддержали лейбористскую партию, которая четко сформулировала свою
главную задачу: создать в Великобритании «государство благоденствия», и
отвергли консерваторов во главе с Уинстоном Черчиллем, делавших в предвыборной
кампании упор на то, что они – организаторы победы над Германией и хранители
величия Великобритании. Впервые в истории лейбористская партия получила
абсолютное большинство мест в палате общин парламента.
После войны в Великобритании началось осуществление
плана лейбориста У. Бевериджа, который предполагал создание всеобъемлющей
системы социального обеспечения и введение бесплатного медицинского обслуживания.
Этот план был дополнен решением о национализации ряда отраслей экономики.
Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой
промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего
внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи.
Национализация преследовала цели укрепления государственно-монополистического
капитализма и повышения конкурентоспособности английских товаров на мировых
рынках. Реформа отвечала интересам промышленников и банкиров, избавленных от
необходимости вкладывать капиталы в переоборудование предприятий, пришедших в
упадок (угольные шахты, газовые заводы), и реорганизацию запущенного
железнодорожного транспорта. Все расходы по реконструкции перекладывались на
английских налогоплательщиков.
В августе 1945 г. США без предварительного уведомления
прекратили поставки по ленд-лизу, Великобритания должна была впредь оплачивать
наличными все, что она приобретала в США. Англия испытывала нехватку долларов
для оплаты возросшего импорта из стран долларовой валюты. Кризис английского
платежного баланса стал хроническим. Главной его причиной были большие военные
расходы за границей. Лейбористы решили выйти из создавшихся трудностей с
помощью американских кредитов.
Надежды правительства Эттли на покрытие дефицита
платежного баланса в течение пяти лет с помощью американского займа оказались
тщетными. В 1946 г. в США был отменен контроль над ценами, экспортные товары
подорожали, и Англия израсходовала полученный заем за один год. В июле 1947 г.
английское правительство ввело свободный обмен фунта на доллар. Экспортеры
потребовали расчетов в долларах, но Англия оказалась не в состоянии была
удовлетворить их претензии. Через месяц английское правительство отказалось от
свободного обмена валюты, страна переживала острый финансовый кризис,
правительство сократило импорт. Уменьшение ввоза продовольствия нанесло удар по
жизненному уровню трудящихся.
Кабинет Эттли намеривался просить у США новый заем,
но, поскольку американское правительство выдвинуло «План Маршалла», лейбористы
ухватились за него. В июле 1948 г. было подписано двустороннее соглашение о
реализации «плана Маршалла» в Англии. За американскую «помощь» пришлось
расплачиваться новыми большими уступками, ущемлявшими экономические интересы и
суверенитет страны. В период действия «плана Маршалла» Англия получила 2351
миллион долларов в виде поставок и 337 миллионов долларов в качестве займов. Но
финансово-экономическое положение страны не улучшилось. Напротив, возросла
зависимость английской экономики от США. «План Маршалла» ограничивал развитие
тех отраслей промышленности, которые конкурировали с американской индустрией.
Усилилась милитаризация экономики Англии.