бесплатные рефераты

Основы современных экономических знаний

 Основы современных экономических знаний
 Основы современных экономических знаний
 

 


 Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний Т

 Основы современных экономических знаний
 

 

 


 Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний Д

 Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний
 

 


 Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний П

 Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний
 

 

 

 


Стремительно нарастает дефицит материалов и энергии всех видов. Цена же производимой продукции до тех пор, пока товар находится в производстве, его просто не интересует. Это приводит к тому, что рынок начинает катастрофически сужаться. Наступает кризис, порождённый не перепроизводством продукции, а стремительным ростом стоимости цен при непрерывном падении производства. Цена произведённого товара начинает заботить производителя лишь тогда, когда он стремится продать свой товар. Следовательно, необходимо рассмотреть второй уровень по оси ОУ, обозначенный на схеме как Д. Здесь товаропроизводитель смотрит на деньги как на меру стоимости и средство обращения.  Именно такой взгляд на  деньги заставляет производителя стремиться продать свой товар как можно дороже, для того чтобы получить как можно больше денег, а затем, снова пустив их в обращение, приобрести на них товары, но уже иного рода (например, предметы потребления для своих рабочих). Но поскольку каждый производитель монополист, в данном случае, каждая отрасль производства действует именно в такой логике (иной просто в рамках рассматриваемой парадигмы не существует), цены непрерывно растут, соответственно, растёт заработная плата в денежном выражении. Реальное же её выражение непрерывно падает, поскольку товарная масса на потребительском рынке не возрастает. Если же рассматривать движение капиталов с точки зрения потребителя, то нам необходимо двинуться вверх по оси ОУ, уже от категории «потребление». В этом случае мы обнаружим, что потребитель смотрит на деньги как на средство платежа или как на средство накопления сокровищ. Такая логика касается как потребителей средств производства (гр. А и гр. Б), так и потребителей предметов потребления. Только в первом случае речь идёт о безналичных деньгах, находящихся на счету предприятий, а во втором - о наличных деньгах, которые выплачиваются при выдаче заработной платы. Именно здесь производитель и потребитель встречаются между собой. Первый, естественно, стремится продать товар подороже, второй –  купить его подешевле. Это совершенно безразлично, идёт ли речь о покупке новых средств производства или о предметах потребления. Между покупателем и продавцом начинается торг. В результате его побеждает продавец, а не покупатель, так как монополизация собственности достигает почти абсолютной величины. На практике это выглядит так: тот, кто покупает товар, вынужден платить столько, сколько запросит продавец, то есть производитель. Это ведёт к ещё большему превышению цены над стоимостью и значительно усиливает взгляд на деньги как на средство накопления сокровищ. Но безналичные деньги или бумажные деньги – это плохие сокровища. Если речь идёт о средствах производства, то такими сокровищами становятся станки и оборудование. Предприятия просто начинают приобретать оборудование про запас. Объёмы неустановленного оборудования растут. Такое поведение предприятий усиливается ещё тем, что рынок испытывает постоянный товарный голод. И это будет продолжаться до тех пор, пока экономическая система, действующая в рамках экономической парадигмы, не ориентированной на производство стоимости, не столкнётся с другой аналогичной системой. Тогда начнётся конкуренция, и системы взаимно ограничат друг друга. Но степень монополизации собственности настолько высока, что практически такое столкновение исключено. Тогда появляется идея приватизации, разгосударствления собственности, т.е. понижение уровня монополизации собственности административным путём. На практике это ведёт к разрушению хозяйственного механизма и углублению кризиса. Если же сталкиваются системы, не равные друг другу по силе, то более сильная автоматически поглощает более слабую, и таким путём, старый уровень монополизации собственности автоматически восстанавливается. Всё начинается сначала. Круг замкнулся. Но поскольку товар всё же когда-нибудь должен быть продан (не может же в реальной жизни производство работать только на себя),  то производитель-монополист и оптовый покупатель всё же находят общий язык. Торговая сделка всё же состоится. Тогда средства производства снова возвращаются в производство, где производственный цикл повторяется снова. Рассматривать его второй раз нет необходимости. Нам нужно проанализировать производство и потребление предметов потребления (гр. Б). Для этого снова обратимся к схеме на стр.10 (уровни Т и Д). Как показывает эта схема, производство предметов потребления в силу монопольного положения производителя поднимается ещё на два порядка по сравнению со стоимостью. Но и это ещё не всё. Как показывает всё та же схема, производители имеют объективную возможность «накручивать» стоимость на свой товар непосредственно в процессе производства, для того чтобы взять за него максимально возможную цену. И всё то, что было описано выше относительно средств производства, повторяется снова. Но на этот раз на качественно ином уровне. Процесс накручивания стоимости здесь сразу же принимает кольцеобразный характер, который, в принципе, может продолжаться бесконечно. Таким образом, можно  бесконечно долго времени гонять товар гр. Б внутри производства, накручивая стоимость, для того чтобы взять за него максимально возможную цену, не улучшая при этом потребительские свойства самого товара. Это приводит к тому, что производитель смотрит на деньги как на средство обращения и стремится взять с покупателя как можно больше этих самых денег. Только на этот раз речь идёт о наличных деньгах, так как в конечном итоге все, что произведено в гр. Б, поступает в розничную торговлю, а в ней деньги уже выступают как средство платежа. Именно отсюда возникает проблема цен с индексом «Н» или «Он», «М» и т. д. Существенного же улучшения потребительских свойств товаров при этом не происходит, точно так же, как и не растёт их количество. В условиях сверхвысокой монополизации собственности такое положение производителя нисколько не волнует, т. к. какой бы товар и по какой бы цене не выбросили в торговлю, всё равно раскупят. Производитель-то - монополист. Другого просто нет. Взвинчивая цены на товары (а производитель просто не может действовать иначе, ибо такова экономическая парадигма), он начинает заботиться о своих рабочих, поднимая им заработную плату. При этом совершенно забывают о том, что точно такой же заботой окружают своих рабочих и все остальные производители-монополисты. В итоге стоимость накручивается до таких огромных размеров, что цены скачут до небес. Но продать-то товар нужно, другого ведь нет. И тогда покупатель начинает всеми возможными способами сбивать цены, и добивается своего, хотя производство от этого нисколько не увеличивается. Среди способов ограничения роста цен могут использоваться административные, так называемые фиксированные цены. Появление фиксированных цен сразу связывает по рукам и ногам производителя. Можно не ограничивать цены, но тогда придётся постоянно повышать заработную плату. Начинает работать печатный станок, растёт инфляция. На потребительском рынке начинается паника и ажиотажная скупка всего, что можно скупить. Потребитель смотрит на деньги как на средство платежа и как на средство накопления сокровищ. Однако более подробно мы рассмотрим этот вопрос в §2 настоящей главы, где будем анализировать движение товаров в рамках старой экономической парадигмы. Логика движения капитала в рамках старой экономической парадигмы, ориентированной на производство стоимости, неизбежно ведёт к  положению, когда производителем является одно лицо (предприниматель), а потребителем другое - рабочий. Они сталкиваются, т. к. смотрят на одни и те же вещи с разных позиций.  Иначе и быть не может - такова экономическая парадигма. Конфликты между ними растут, они приобретают чрезвычайно острый характер в условиях сверх монополизации собственности. Не будем забывать, что производитель - монополист, а потребитель поголовно организован в профсоюзы. Для того что бы как-то сгладить этот конфликт, появляется идея социальной защиты населения, которая, однако, не может быть реализована в полной мере.  И эта возможность тем меньше, чем выше цены. Первыми страдают пенсионеры, студенты, дети и люди так называемой «непроизводственной сферы», т. е. образования и здравоохранения. Если встать на точку зрения производителя, то от социальной защиты нам нужно отказаться, ибо это мешает производству. Если стать на точку зрения потребителя, то нужно непрерывно повышать цены, а это инфляция и гибель экономики. Следовательно, анализ мыслительного экономического пространства, в котором движется капитал в рамках старой экономической парадигмы, ориентированной на производство стоимости, показывает, что ни одной из проблем решить нельзя. Попытка же взятся за частности, взятые изолировано от всей системы, ведут к развалу экономики. Следовательно, существует настоятельная необходимость создания и анализа экономической парадигмы, ориентированной на производство потребительной стоимости, чему и посвящена вторая глава настоящей книги. На этом анализ старой экономической парадигмы можно было бы и завершить, однако он будет далеко не полным, если мы подробно не рассмотрим движение товаров, проблемы ценообразования, заработной платы, налогообложения, зависимость между фондами предприятия и проблемами технического прогресса, находясь в рамках той же экономической парадигмы. Итак, продолжим наш анализ.

                                 

§2. Движение товаров (формула П-Т-Д-Т1)

Комаров В.О. osnovisc@mail.ru  yaroslavv@ukr.net.

           В основу анализа движения товаров положен всё тот же метод категориального синтеза, ориентация экономической парадигмы на производство стоимости и виды товаров. Дело в том, что свойства товара не могут фигурировать при анализе движения товаров, так как они положены в основу ориентации экономической парадигмы.

             Товары, как известно, делятся на две большие группы: предметы потребления и средства производства. Эти последние, в свою очередь, подразделяются на землю как такое средство производства, без которого  никакое иное производство просто невозможно, машины и рабочую силу. Таким образом, получаем четыре большие группы товаров, которых вполне достаточно для осуществления категориального синтеза. Поскольку составные элементы формул П-Д-Т-Д1 и П-Т-Д-Т1 одни и те же, то процедуру построения будущего  мыслительного пространства мы не проводим. Это вполне понятно. Меняется только один лишь порядок их расположения. Итак, построим соответствующую мыслительную модель и проанализируем её таким же образом, как мы поступили ранее по отношению к движению капиталов.

 

Модель 2.  Мыслительное пространство движения товаров (формула П-Т-Д-Т1)

 

                               К                                                                  С

 Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний Куб:                   У
                         

 Основы современных экономических знаний
 

 

 


 Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний          Z

    Т1

 Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний        

        О3       

   Д  

 Основы современных экономических знаний
 


 Основы современных экономических знаний         О2   

    Т                             У

 Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний                               У   У                                                               М

 Основы современных экономических знаний  Основы современных экономических знаний         О1

    П

 Основы современных экономических знаний
 


          О                                                                       Х

                   П               Т                 Д               Т1

 

     Применив метод категориального синтеза, выявим все возможные связи между категориями политической экономии, отражающие движение товаров в рамках данной модели, составим соответсвующую таблицу.

 

Таблица 2. Взаимосвязи категорий экономической науки при анализе формулы П-Т-Д-Т1 – движение товаров

 

№ п.п.

диагональ

связь категорий

1.

ОС

производство-распределение-распределение-земля

2.

 

земля-предметы потребления-предметы потребления-мера стоимости

3.

 

мера стоимости-средство обращения-срелство обращения-земля

4.

ХК

потреблление-обмен-обмен-предметы потребления

5.

 

предметы потребления-земля-земля-средство накопления сокровищ

6.

 

средство накопления сокровищ-средство платежа-средство платежа-предметы потребления

7.

УН

потребление-обмен-обмен-предметы потребления

8.

 

предметы потребления-земля-земля-средство накопления сокровищ

9.

 

средство накопления сокровищ- средство платежа-средство платежа-предметы потребления

10.

М/

производство-распределение-распределение-земля

11.

 

земля-предметы потребления-предметы потребления-мера стоимости

12.

 

мера стоимости- средство обращения-средство обращения-земля

                     Формула Т-Д-Т1.

13.

О1С

земля-машины-машины-мера стоимости

14.

 

змля-средство накопления сокровищ--средство накопления сокровищ- земля

15.

 

земля-машины-машины-земля

16.

Х1К

предметы потребления-рабочая сила-рабочая сила средство накопления сокровищ

17.

 

средство накопления сокровищ- мера стоимости-мера стоимости-предметы потребления

18.

 

предметы потребления- рабочая сила -рабочая сила-предметы потребления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


© 2010 РЕФЕРАТЫ