|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
l Себестоимость проданной продукции составляла в 2006г. 147153,71руб., а к 2007г. выросла на 145822,78 руб. до 292976,49руб., что также является отрицательным моментом; l Сумма прибыли/убытка от продаж увеличилась с 89794 в 2006г. до 216450,23 в 2007г., т.е. на 126656,23руб., что естественно является положительным моментом; l Сумма чистой прибыли осталась неизменной и составила на 2007г. 175915,46руб. 1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса 1.1. Роль и место малого бизнеса в современных рыночных условиях В современных рыночных условиях малое предпринимательство имеет большое значение и исполняет роль: а) важного потребителя, осуществляющего значительные закупки для собственных производственных нужд; б) гибкого производителя, оперативно реагирующего на изменения конъюнктуры рынка и придающего рыночной экономике необходимую эластичность; в) крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов) и выполняющего в силу этого важную социальную функцию. г) в формировании конкурентной среды; д) амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования “среднего класса” и, следовательно, ослабления присущей рыночной динамике тенденции к социальной дифференциации; е) источника обученных кадров, охватывающего подавляющее большинство мест производственного обучения. В целом же развитие малого предпринимательства способствует оздоровлению экономики, создает дополнительные рабочие места, устраняет лишние управленческие звенья, позволяет более полно использовать местные сырьевые ресурсы и расширяет потребительский сектор. Согласно Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» № 88-ФЗ от 14.06.1995г. к предприятиям малого бизнеса относились коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): · в промышленности — 100 человек; · в строительстве—100 человек; · на транспорте—100 человек; · в сельском хозяйстве—60 человек; · в научно-технической сфере—60 человек; · в оптовой торговле—50 человек; · в розничной торговле и бытовом обслуживании населения—30 человек; · в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности—50 человек. В странах с развитой рыночной экономикой помимо малых также выделяют средние предприятия, которые стали узаконены и в российском законодательстве с введением в действие Федерального закона «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» № 209-ФЗ от 24.07.2007г. Согласно действующему законодательству к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), единый государственный реестр юридических лиц, также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые отвечают следующим критериям: 1) для юридических лиц в уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%; 2)средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: · от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий · до 100 человек включительно для малых предприятий; · среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; 3) балансовая стоимость основных средств не должна превышать 100 млн. руб.; 4) суммы выручки по совокупности за 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 15 млн. руб. Ранее вопросу развития малого бизнеса в России не уделялось должного внимания. Однако на современном этапе развития рыночных отношений в России этот вопрос стал особенно актуален. На уровне Президента и Правительства разрабатываются меры государственной поддержки малого предпринимательства, которые закрепляются российским законодательством, в том числе Федеральным законом «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» № 209-ФЗ от 24.07.2007г. Применяются следующие меры государственной поддержки малого предпринимательства: · упрощенный порядок регистрации; · упрощенный порядок лицензирования; · льготы при обязательной сертификации; · налоговые льготы; · упрощенный порядок бухгалтерского учета и отчетности; · упрощенный порядок статистической отчетности; · резервирование доли заказов на производство и поставку отдельных видов товаров, работ, услуг для государственных нужд; · иные меры, предусмотренные федеральным законодательством. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства: разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства; · проводят анализ состояния малого предпринимательства, эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации; · организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд; · подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства; − оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства; − координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства. Предусмотрено кредитование субъектов малого предпринимательства, которое осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи. Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. Разрабатываются и осуществляются меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией. Разрабатывается и осуществляется комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями. Осуществляются меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства. Обеспечивается развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Осуществляется государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства. 1.2. Формы бухгалтерского учета Бухгалтерский учет является одной из важнейших подсистем и играет огромную роль в управлении предприятием, т.к. является источником информации и содержит сведения, необходимые для реализации основных функций управления. Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета, исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих, при этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета. Наиболее распространенными формами бухгалтерского учета на малых предприятиях в настоящее время являются: · Мемориально-ордерная форма учета; · Простая форма учета: С применением реестров учета имущества; Без применения реестров учета имущества. · Журнально-ордерная форма учета: Единая; Сокращенная. При мемориально-ордерной форме учета (рис. 1) по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу. Широко используются стандартные формы аналитических регистров. учет ведется в карточках, записи в которые делаются на основании первичных или сводных документов. По окончании месяца по данным синтетических и аналитических счетов составляются оборотные ведомости, которые сверяются между собой. Документы
Кассовая книга
Группированные и …ведомости
Мемориальные карточки (книга) ордера аналитического учета
Регистрационный журнал Оборотная ведомость на аналитические счета Главная книга
Оборотная ведомость на синтетических счетах
Баланс Примечание: запись сверка Рис. 1. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками. Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются: 1)Трудоемкость учета, вызываемая, прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей; 2)отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета; 3)формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности. В связи с этим имеет сравнительно низкое познавательное значение, а для составления отчетности приходится производить выборку и группировку данных текущего учета. В настоящее время мемориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно небольших организациях. Малое предприятие, осуществляющее производство продукции и работ, может применять простую форму учета с использованием регистров (ведомостей) учета имущества — ведомостей учета (см. рис. 2): • основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) по форме № В-1; • производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям по форме № В-2; • затрат на производство по форме № В-3; • денежных средств и фондов по форме № В-4; • расчетов и прочих операций по форме № В-5; • реализации (оплата и отгрузка) по форме № В-6; • расчетов с поставщиками по форме № В-7; • заработной платы по форме № В-8; • шахматная ведомость по форме № В-9. Ведомости ф. № В-1 – В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. документы
кассовая книга ведомости формы № В-1, В-2, В-3, В-4, В-5, В-6, В-7, В-8
шахматная ведомость (форма № В-9)
оборотная ведомость
баланс и другие формы отчетности Рис. 2. Простая форма учета с использованием регистров (ведомостей) учета имущества Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении. Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте). Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций. Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса. При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме № В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом ведомости – в порядке увеличения их номеров. Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. № 1-8 переносят в ведомость ф. № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости. Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо. Оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса. Статистическая отчетность будет состоять из 7 – 8 показателей: численность работников, экономические и финансовые показатели. Стоимость основных фондов плюс услуги, оказываемые населению. Для малых предприятий, совершающие незначительное количество хозяйственных операций, не осуществляющие производство продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов, могут вести простую форму учета без применения регистров (ведомостей) учета имущества (см. рис. 3), а учет всех операций — путем их регистрации только в Книге (журнале) учета хозяйственных операций, которая является комбинированным регистром синтетического и аналитического учета. документы
расчетно-платежные книга (журнал) учета кассовая книга ведомости хозяйственных операций
баланс и другая форма отчетности Рис. 3. Простая форма учета без применения регистров (ведомостей) учета имущества Ведение книги учета хозяйственных операций (форма К-1) (см. табл.2) и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае книга учета хозяйственных операций является регистром не только синтетического, но и аналитического учета. Таблица 2. Книга учета хозяйственных операций (форма К-1) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Дата и № документа |
Содержание операции |
Сумма |
01 |
50
|
51 |
И т.д |
Итого |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
Кт |
Дт |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Сальдо на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
приходный кассовый ордер № 1 и т.д. |
Получено в кассу с р/сч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Оборот за месяц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сальдо на конец отчетного периода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В книге учета хозяйственных операций по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. Форма книги учета хозяйственных операций приведена ниже. При открытии книги в ней записывают остатки по каждому счету. Книга (журнал) учета хозяйственных операций открывается записями сумм остатков (сальдо) на начало отчетного периода по каждому счету по учету каждого имущества, обязанности и иных средств, по которым они имеются, подсчитывают итоги по каждому счету (по дебету и кредиту). После этого проверяется правильность этих подсчетов (сумма оборотов по дебету должна быть равна сумме оборотов по кредиту).
По окончании месяца подсчитываются суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников.
После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов бухгалтерских счетов за месяц выводится сальдо по каждому счету на 1-е число следующего месяца.
Переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету.
По окончании месяца в книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.
Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.
Наряду с Книгой (журналом) учета хозяйственных операций для расчетов по оплате труда с работниками, по налогу с доходов физических лиц малые предприятия должны вести ведомость учета заработной платы. Поэтому предполагается ведение Кассовой книги и расчетно-платежных ведомостей.
Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, отраженных в ведомостях, производится в шахматной ведомости на основании которой составляется оборотная ведомость. Данная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия. Обе формы основаны на системе двойной записи.
Кроме данных форм малые предприятия могут применять и полную журнально-ордерную форму бухгалтерского учета.
Основными особенностями единой журнально-ордерной формы учета являются:
1)применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;
2)совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;
3)объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;
4)отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
5)сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.
Журнально-ордерная форма учета основана на применении журнала-ордера. Записи в данный регистр производятся ежедневно на основе данных проверенных первичных документов. Они открываются на месяц на отдельный синтетический счет или на группу счетов и построены по кредитовому признаку в разрезе корреспондирующих счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер. Затем месячные итоги каждого журнала-ордера переносятся в Главную книгу.