Ответы на билеты к госэкзаменам (Международный независимый эколого-политологический университет)
Счета, между которыми возникает взаимосвязь, наз-ся
корреспондирующими.
№ 28. Учетная политика предприятия.
Учетная политика
представляет собой выбор предприятием конкретных методик, формы, техники
ведения организации бух. учета исходя из установленных правил и особенностей
деятельности. Законодательство в области бух. учета совершает переход от
жесткой императивности (можно делать только то, что разрешено) к диспозитивности
(можно всё, что прямо не запрещено). Поэтому некоторые принципиальные моменты в
организации бух. учета предоставлены для самостоятельного выбора руководством
предприятия. Совокупность этих организационно-методических вопросов наз-ся
учетная политика предприятия (УПП). УПП должна отвечать следующим требованиям,
изложенным в положении по бух. учету, утвержденному 28.07.94 №100: полноту
отражения в бух. учете всех фактов хоз. деят-ти; осмотрительность, т.е.
приоритет потерь (расходов) над доходами, предприятие с большой доходностью
должно отражать возможные потенциальные убытки , а не потенциальные доходы, к
учету должны приниматься лишь те доходы, кот. уже получены, а потери могут
учитываться не только состоявшиеся, но и потенциальные; приоритет содержания
перед формой, экономическому смыслу фактов хоз. деят-ти при ведении учета
отдается предпочтение перед их правовой формой; непротиворечивость, означает
тождество данных аналитического учета счетам синтетического учета, а также
показателей бух. отчетностей данных синтетического и аналитического учета;
рациональность, означает экономию ведения бух. учета на предприятии. УПП должна
оформляться указом, кот. применяют с 1-ого января года, следующего за годом
издания приказа. В ряде случаев в течение года возможна корректировка отдельных
положений приказа об УПП. Положение о бух. учете и отчетности в РФ
устанавливает основные правила ведения бух. учета. Среди этих правил: 1.
Имущество, обязательства и хоз. операции подлежат оценке, кот. осуществляется в
денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов; 2.
Ответственность за организацию бух. учета на предприятии несет руководитель
организации; 3. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов,
списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов:
по средней себестоимости первых по времени закупок (фифо - fifo - first is
first out), по себестоимости последних по времени закупок (lifo - last is first
out); 4. Готовая продукция отражается в балансе по фактической или нормативной
производственной себестоимости; отгруженные товары отражаются в балансе по
полной фактической или нормативной себестоимости, включая расходы по сбыту,
подлежащие возмещению покупателем сверх договорной цены. при документальной
прверке первичных документов, проверяющий обязан предварительно
проанализировать приказ по учетной политике. Таким образом, этот приказ яв-ся
вторым по важности после учредительных документов на любом предприятии.
№ 29. Порядок формирования финансовых
результатов.
Финансовый результат
представляет собой прирост ( уменьшение) стоимости капитала предприятия,
образовавшийся в процессе его хоз. деят-ти за отчетный период. В бух. учете
результат хоз. деят-ти определяют путем подсчета и балансирования всех прибылей
и убытков за отчетный период. Для этой цели служит счет прибылей и убытков
(сч. 80). Сальдо на этом счете (дебетовое - убыток, кредитовое - прибыль )
характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности с начала
отчетного периода. Операции отражаются на счете прибылей и убытков по так
называемому кумулятивному принципу: показатели прибылей и убытков накапливаются
на счете нарастающим итогом с начала отчетного года. Сальдо по счету получают,
балансируя все прибыли и убытки с начала отчетного года. Конечный финансовый
результат слагается из финансового результата от 1) реализации продукции,
основных средств и иного имущества предприятия, 2) доходов от внереализационных
операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Различие между ними
в тои, что прибыль или убыток от процесса реализации предварительно выявляется
на отдельных счетах реализации, а затем общей суммой переносится на счет
прибылей и убытков. Внереализационные доходы , убытки и потери прямо отражаются
по кредиту или дебету 80-го счета без предварительной записи на каких-либо иных
счетах. 1) прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница
между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов и
затратами на ее производство и реализацию. Предприятия, осуществляющие
экспортную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от реализации
исключают экспортные тарифы. Для целей налогообложения выручка от реализации
продукции определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров и
предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки
устанавливается самим предприятием. Результаты от реализации готовой продукции,
полуфабрикатов, работ и услуг собственного производства выявляются на счете
Реализации продукции (сч. 46). Счет 46 ежемесячно закрывается и сальдо не
имеет. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия, имеющие ярко
выраженный цикл производства продукции (у них 46 счет закрывается 1 раз в конце
года). На счете Реализации продукции сопоставляются доходы и расходы по
реализованным продуктам. Поэтому на счет прибылей и убытков зачисляется
ежемесячно сумма прибыли, полученная от реализации и делается запись Д46 К80
(если убыток - Д80 К46). 2) Внереализационные финансовые результаты - прибыли
и убытки, не связанные с операциями реализации (купли-продажи). Их можно
подразделить на доходы то участия в других предприятиях, включая и дочерние;
прибыли и убытки от финансовых операций, а также случайные для данного
предприятия прибыли и убытки. Доходы от участия в других предприятиях
появляются в рез-те получения части прибыли предприятий и дивидендов по акциям,
держателем которых яв-ся данное предприятие. К этой группе доходов можно также
отнести доходы то сдачи имущества предприятия в аренду. В бух. учете возможны
два варианта отражения этих доходов: по фактическому поступлению денег или
путем предварительного начисления доходов на счетах. Доходы и убытки от
финансовых операций складывается из курсовых валютных разниц, доходов от
процентов за средства, переданные взаймы, а также расходов, связанных с
приобретением облигаций, валюты, иных финансовых ценностей. Курсовые валютные
разницы возникают в связи с пересчетом по действующему курсу наличной валюты на
банковских счетах и расчетов, осуществляемых в конвертируемой валюте; могут
быть как положительные, так и отрицательные. Предприятия, создающие резерв на
погашение сомнительных долгов, сумму начисленного резерва списывают на
уменьшение балансовой прибыли отчетного года. К сомнительным долгам относится дебиторская
задолженность, не погашенная в установленный по договору срок или в течении
нормального времени для банковского документооборота и зачисления денежных
средств на расчетный счет, а также не обеспеченная установленным
законодательством гарантиями платежа. Нехарактерные внереализационные доходы и
убытки многочисленны и разнообразны. Наиболее часто встречающиеся их виды:
поступления от уплаты штрафов, пени, неустоек и др. видов санкций, а также
возмещение убытков, все такие поступления зачисляются на кредит счета 80 в
корреспонденции со счетами денежных средств и расчетов в дебиторами. К этому
виду следует отнести и расходы предприятия на судебные издержки, уплаченные
добровольно или присужденные судом в пользу других физических и юридических
лиц, штрафы, пени ,неустойки и т.д. , которые записывают в расход на дебет
счета 80; на К80 зачисляется прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году:
поступающие от поставщиком суммы по перерасчетам за материальные ценности и
услуги, полученные и использованные в прошлом году , перерасчеты по продукции,
товарам, работам и услугам, реализованным в предыдущие годы, поступления по
расчетам, ранее списанным на убыток как безнадежная дебиторская задолженность.
На Д80 фиксируется также следующие потери и убытки, каждый из которых можно
считать случайным для данного предприятия: затраты на производство, не дешевле
продукции, и по аннулированным производственным заказам; убытки от списания
безнадежных долгов, дебиторской задолженности по истечении сроков исковой
давности, по которой не создавался резерв на погашение сомнительных долгов;
убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году: дополнительные
затраты по заказам, сделанным в прошлые годы, возврат покупателям стоимости
продукции, реализованной в прошлом году и т.п.; некомпенсируемые убытки от
хищений имущества: потери от стихийных бедствий и в результате экстремальных
ситуаций, представляющие стоимость утраченного, уничтоженного и испорченного
имущества, не компенсированную страховыми органами или государством. К этим
потерям относятся и расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных
бедствий.
№30 Финансовая система
России. Функции Министерства финансов
Понятие “финансовая система”
явл. развитием более общего понятия “финансы”. Финансы представляют
собой экон. отношения, связанные с формированием, распределением и
использованием централизованных и децентрализованных фондов ден. ср-в в целях
выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного
воспроизводства. Каждое звено фин. ситемы представляет собой опред. сферу фин.
отношений, а фин. система в целом - совокупность различных сфер
фин. отношений, в процессе которых образуются и используются фонды ден. ср-в.
Фин. система - это система форм и методов образования, распределения и использования
фондов ден. ср-в гос-ва и предприятий. Финансовая система РФ включае
след. звенья фин. отношений: гос. бюджетную систему; внебюджетные спец.
фонды; гос. кредит; фонды страхования; финансы предприятий разл. форм собс-ти
(т.е. финансы хозяйствующих субъектов: государственных, муниципальных, частных,
акционерных, арендных, общественных), финансы населения (домашних хозяйств).
Первые три блока фин. отношений относятся к централизованным финансам и
используются для регулирования экономики и соц. отношений на макроуровне, а
последующих блоков - на микроуровне. *В соотв-и с Законом РСФСР “Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. и
рядом других законов и постановлений Прав-ва РФ гос. бюдж. система России
была коренным образом перестроена и в наст. время включает три звена:
*республиканский бюджет РФ,
или федеральный бюджет;
*бюджеты национально-гос-х и
административно-территориальных образований - это бюджеты субъектов Федерации;
*местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют
автономно. *Второе звено фин. системы - внебюджетные спец. фонды. Они
имеют строго целевое назначение - расширить соц. услуги населению,
стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить
дополнительными ресурсами приоритетные отрасли эк-ки. Важнейший среди соц.
фондов - Пенсионный фонд, ср-ва которого формируются за счет страховых взносов
работодателей и работающих, дотации из фед бюджета и ресурсов, получаемых от
собств. инвестиций фонда. К соц. фондам относятся также Фонд соц. страхования,
Гос. фонд занятости населения, Федер. и территориальный фонды обязательного
медицинского страхования. *Гос. кредит представляет собой особую форму
кредитных отношений между гос-вом и юрид. и физ. лицами, при которых гос-во
выступает главным образом в кач-ве заемщика ср-в. гос. кредит отражает
кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных ден. ср-в
предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования
гос. расходов. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь
возникающей задолженности.Политику в отношении гос. внутр. долга определяет
Фед. Собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении фед.
бюджета на предстоящий фин. год. Увеличение внутр. долга за последние годы
связано с эмиссией банкнот Центр. Банком России для покрытия бюджетного
дефицита и явилость мощным инфляционным фактором. Гос. внешний долг - это
задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
В 1993 г. для покрытия бюдж. дефицита были выпущены новые ценные бумаги - гос.
краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые
сертификаты Мин-ва финансов со сроком обращения один год. В 1995 г. были
выпущены облигации Фед. займа (ОФЗ) и Гос. сберегательного займа (ОГСЗ), что
привело к развитию рынка гос. ц. бумаг. В наст. время внутр. гос. долг России
состоит из гос. ц. бумаг, выпущенных Мин-вом финансов РФ от имени Прав-ва
России, а также в виде кредитных соглашений с ЦБ России. Все виды заимствований
явл. срочными и по ним выплачиваются проценты. *Фонд страхования обеспечивет
возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а
также способствует их предупреждению. В условиях административно-командной
системы действовала гос. монополия на страховое дело. С переходом к рыночной
эк-ке созданы объективные условия для активного развития страхования. *Финансы
предприятий разл. форм собст-ти составляют основу финансов. Они
представляют собой совокупность ден. отношений, проявляющихся в особых формах
доходов и расходов, а через это - в формировании и использовании
децентрализованных ден. фондов в процессе кругооборота производственных фондов
и участия в воспроизводстве рабочей силы. Здесь формируется преобладающая часть
фин. ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее фин.
положение страны. В условиях рын. отношений предприятия осущ-ют свою деят-ть на
началах комм. расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за
счет собственных доходов. Главным источнкиком производственного и соц. развития
трудовых коллективов становится прибыль. Предприятия стали обладать реальной
фин. независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации
продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производсвтенные
и соц. фонды, изыскивают необходимые им ср-ва для инвестирования, используя в
том числе и ресурсы фин. рынка. *Финансы домохозяйств представляют
собой совокупность ден. отношений, проявляющихся в формировании и использовании
бюджета каждого домохозяйства в целях удовлетворения личных и семейных
потребностей. ***Система финансов призвана обеспечивать сбалансированное
движение стоимостных и натурально-вещественных потоков в процессе
воспроизводства общественного продукта и рабочей силы. Достижение и поддержание
должной сбалансированности обеспечивается эффективным функционированием
относительно автономных фин. подсистем, каждой из которых присущи свои
специфические особенности и закономерности образования, накопления и
использования фин. ресурсов.
Управление финансами в РФ
прежде всего осущ-ют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное
Собрание и его две палаты - Гос. Дума и Совет Федерации. Важнейшим органом,
осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерство финансов
России и его органы на местах.
Министерство финансов РФ
выполняет след. функции:
1. Участвует
в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов
функционирования эк-ки, определяет потребность в гос. централизованных
ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между фед. бюджетом и
гос. фед внебюджетными фондами;
2. Организует
работу по составлению проекта фед. бюджета;
3. Обеспечивает
исполнение фед. бюджета, а таеж гос. фед. внебюджетных фондов;
4. Разрабатывает
с участием Гос. налог. службы, Фед. службы налоговой полиции РФ предложения по
совершенствованию нал. политики и налоговой системы;
5. Принимает
участие в определении ценовой политики;
6. Принимает
участие в работе по совершенствованию страховой деят-ти в стране;
7. Разрабатывает
предложения по выпуску и размещению, а также осущ-ет выпуск гос. внутр. займов
РФ;
8. Разрабатывает
предложения по формированию и развитию фин. рынка;
9. Осущ-ет
по поручению Прав-ва РФ сотрудничество с межд. фин. организациями;
10. Разрабатывает
проекты программ внешних заимствований РФ;
11. Участвует
в работе по комплексному анализу развития эк-ки, финансов и налогового
стимулирования предпринимательской деят-ти;
12. Анализирует
ход проведения экон. реформ, состояния эк-ки.
№ 31. Финансовая политика РФ
Совокупность гос.
мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих
функций представляет собой финансовую политику. Содержание фин.
политики достаточно сложное, т.к. охватывает широкий комплекс мероприятий: 1)
разработку общей концепции фин. политики, определение ее основных направлений,
целей, главных задач; 2) создание адекватного фин. механизма; 3) управление
фин. деятельностью гос-ва и др. субъектов эк-ки. Фин политика гос-ва призвана
обеспечить нормальное функционирование фин. системы общ-ва и на этой основе
эффективнее осущ-ть всои функции - соц., экон., экологические, оборонные.
Отсюда фин. политика явл. составной чатью, сегментом соц.-экон. политики.
Важнейшей целью фин. пол-ки явл. увеличение объема фин. ресурсов на базе экон.
роста, соответствующее наращивание гос. финансов, необходимых для более полного
удовлетворения потребностей общ-ва. Современная фин. пол-ка РФ. В 1991
- 1996гг. и по наст. время проводится принципиально новая фин. политика,
базирующаяся на использовании элементов рын. механизма и системе гос.
регулирования эк-ки. Необходимо не только обеспечивать условия для создания
нужного объема фин. ресурсов, но и создать в кратчайшие сроки принципиально
новый механизм во всех сферах и звеньях фин. системы. Основа совр. фин.
пол-ки - это признание свободы предпринимательской деятельности,
введение разнообразных форм хозяйствования, приватизации гос. собст-ти и
переход к смешанной эк-ке, базирующейся на умелом сочетании частных и гос.
хозяйствующих субъектов. На этой основе разрабатывается принципиально новый
фин. механизм. Гос-во отказывается от директивного руководства внутрихоз.
отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую
основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. В этих условиях
всю тяжесть налогового бремени несут налогоплательщики. Снижение налогового
изъятия доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в
основном зависит от широты выполняемых гос-вом функций. Поэтому важнейшей задачей
стало изменение расходов бюджета. Эта проблема имела 2 главных аспекта:
- сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита; - изменение
порядка предоставления бюджетных ср-в. Получила новое направление система гос.
кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита.
Изменяется в последнее время организация бюджетной системы. На смену
централизованной бюдж. системе пришла бюджетная система, основанная на
реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Большое
значение в плане активизации фин. пол-ки имеет изменение практики
перераспределения фин. ресурсов. Фин ресурсы перераспределяются в наст.
время между экон. субъектами исходя из спроса и предложения через фин. рынок, а
не посредством бюджета. Широкое распространение получила система
внебюджетных фондов гос-ва. Она позволяет сконцентрировать необходимые
ср-ва для целевого финансирования соц. расходов. Развитие рыночных методов
управления привело к демонополизации страхового дела и появлению страхового
рынка - созданию независимых частных страх. Компаний, введению новых
отраслей и видов страхования. Кардинально изменилась система управления
финансами. На смену единому органу управления - Минфину пришла целая
система специализированных фин. и контрольных органов: Гос. налог. служба, Фед.
служба налог. полиции, Счетная палата, Гос. тамож. комитет и т.д. Широкое
развитие получил независимый аудиторский фин. контроль. Процесс
совершенствования фин. пол-ки носит постоянный характер. В 1995 - 1998 гг.
намечен ряд мероприятий по совершенствованию фин. пол-ки. Осн. задача на этом
этапе - снижение дефицита фед. бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его
финансирование за счет внутр. и внешних источников не тормозило экон. развитие
страны в целом и способствовало снижению инфляции. Осн. задача следующего этапа
(с 1998 г.) по мере накопления фин. ресурсов - полная сбалансированность
доходов и расходов фед. бюджета. В этот же период будет осущ-ся налоговая
реформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшение реального
формирования доходов бюджета. Будет продолжаться гос. поддержка структурной
перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной
политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Дальнейшее развитие получат
расходы бюджета на соц. нужды. Осн. направление здесь - повышение
эффективности использования ср-в. Продолжается совершенствование бюджетного
устройства РФ. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:
реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и
равноправия всех бюджетов; установление регламента бюдж. процесса; уточнение
системы межбюджетных отношений; укрепление доходной базы региональных и местных
бюджетов. Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка
ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке
гос. и корпоративных ц. бумаг, что позволит, с одной стороны, обеспечить
потребности гос-ва в ср-вах покрытия бюджетного дефицита, а с другой стороны,
создаст условия для нормального переливаа фин. ресурсов между отд.
предприятиями и отраслями экономики. Важным представляется повышениие кач-ва
работы гос. фин. органов.
В разработанной Прав-вом РФ
концепции среднесрочной программы на 1995-1997 годы “Реформы и развитие
экономики” отмечается, что проводимая умеренная фин. и ден. пол-ка исчерпала
себя, и поэтому решение проблемы оздоровления эк-ки видится в принятии жесткого
бюджета. Суть его заключается в осущ-нии жестких бюджетных ограничений на всех
уровнях с тем, чтобы подавить инфляцию и создать условия для роста инвестиций,
стабилизации и оживления производства. В рамках финансово-кредитной политики
правительством проводятся след. меры: 1. С 1995 г. прекращено покрытие
бюджетного дефицита за счет кредитов ЦБ и обеспечен переход к неинфляционным
источникам финансирования путем увеличения масштабов реализации гос. ц. бумаг и
внешних заимствований; 2. Последовательное сокращение нерациональных гос.
расходов, прежде всего дотаций и льгот; 3. Повышение роли налогов как соц.
регуляторов, стимулирующих эффективное производство и ограничивающих
расточительное потребление, упрощение налоговой системы и снижение нал.
бремени для хоз. субъектов. Исходя из концепции фин. пол-ки, фед. прав-вом
определены осн. направления и задачи на 1995 г.:
*осущ-ние и завершение бюдж.
реформы;
*укрепление доходной базы
бюджета путем совершенствования нал. зак-ва, развития нал. службы и повышения
уровня собираемости налогов;
*проведение фесткого
контроля за целевым хар-ром расходования ср-в бюджета, уровнем его дефицита,
явл-ся осн. причиной инфляции;
*активное развитие рынка
гос. ц. бумаг, в том числе путем размещения т.н. “еврооблигаций” на мировом
фин. рынке и т.д.
***Осущ-е гос-вом своих
функций, более полное удовлетворение потребностей общ-ва зависит от наличия фин
ресурсов. Поэтому при планировании доходов и расходов бюджета и внебюджетных
фондов необходимо реально подходить к оценке фин. возможностей, избегать "п“литизированных"
”ценок динамики ВВП и главных бюджетообразующих показателей.
№ 32. Виды и формы фин. контроля
Формой реализации контрольной
функции финансов выступает финансовый контроль. Его содержание и назначение
сводится к проверке фин. деят-ти хозяйствующих субъектов и субъектов
отраслевого (ведомственного) и территориального управления. Объектом фин.
контроля явл. распределительные отношения на стадии образования и в процессе
использования фин. ресурсов, централизованных и децентрализованных ден. фондов,
фин. контроль также включает оценку экон. эффективности финансово-хоз. операций
и целесообразности произведенных расходов. Фин. проверке подвергаются
стоимостные показатели - выручка от реализации товаров и услуг, себестоимость,
оплата труда, амортизационные отчисления, издержки обращения, цены и тарифы,
прибыль, доходы от прочей реализации, внереализационные доходы и расходы,
обязат. отчисления во внебюдж. фонды, использование прибыли и др. Фин. контроль
охватывает правильность формирования стоимостных показателей и фин. результатов
деят-ти хоз. субъектов, составления и исполнения бюджета и внебюджетных фондов,
расходования смет некомм. организациями, целевое использование бюджетных ср-в,
полноту и своевременность налоговых платежей и неналоговых отчислений.
Нарушение фин. дисциплины карается экономически посредством фин. санкций и в
административном порядке (в отношении должностного лица). Существует
несколько видов фин. контроля: государственный, внутрифирменный и
независмый (аудит). Гос. фин. контроль охватывает общегос. контроль,
осущ-мый соотв. органами гос. и исполнит. власти в любой сфере эк-ки и
управления, и ведомственный конроль, проводимый министерствами в отношении
подведомственных предприятий. Субъектами фин. контроля выступают в
первом случае Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ,
Главное управление казначейства Синфина, Гос. таможенный комитет,
Госналогслужба, Фед. служба налоговой полиции, Фед. комиссия по рынку ц. бумаг
РФ. Ведомственный контроль осущ-ся контрольно-ревизионными службами
министерств. Внутрифирменный фин. контроль осущ-ся фин. службой
предприятия, а в АО, в кооперативной и общественной организации - ревизионной
комиссией. Независимый фин. контроль (внешний аудит) выполняют
аудиторские фирмы в соотв-и с заключаемым договором и за определенное
вознаграждение. Заключение аудиторской фирмы охватывает фин. отчетность и
достоверность информации, публикуется в открытой печати.Фин. менеждер в крупной
комм. структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так
называемый “постаудит”, который включает сравнение фактических фин.
результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деят-ти с
прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин
их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов фин.
прогнозирования. След-но, фин. контроль - важный элемент системы управления
финансами. Наиболее распространенными формами фин. контроля явл.
проверки и ревизии. Проверки проводятся по отдельным аспектам
финансово-хозяйственной деяетльности предприятия за отчетный период. Ревизия
- это комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деят-ти предприятия за
отчетный период. Ревизия проводится по соотв. программе (цель, объект, перечень
осн. вопросов) и завершается составлением акта документальной проверки
предприятия, в котором отражаются выявленные недостатки фин.-хоз. деят-ти
предприятия, определяются фин. санкции за нарушение фин. дисциплины, меры по
предупреждению подобных нарушений в будущем и мобилизации внутрихоз. резервов
укрепления фин. базы. Другими формами фин. контроля явл. предварительный
фин. контроль - предусматривает оценку обоснованности фин. программ и
прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования
средств; текущий (оперативный) фин. контроль производится в момент
совершения денежных сделок, фин. операций, выдачи ссуд и субсидий, он
предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств,
способствует соблюдению фин. дисциплины и своевременности осущ-я финансово-ден.
расчетов; последующий фин. контроль, проводимый путем анализа и ревизии
отчетной фин. и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов
фин. деят-ти экон. субъектов, сопоставления фин. планов и прогнозов с
результатами оценки эффективности осущ-я предложенной фин. стратегии, сравнения
фин. издержек с прогнозируемыми; обследование в отличие от проверки
охватывает более широкий спектр финансово-экон. показателей обследуемого экон.
субъекта для определения его фин. состояния и возможных перспектив развития; надзор
производится контролирующими органами за экон. субъектами, получившими лицензию
на тот или иной вид фин. деят-ти, и предполагает соблюдение ими установленных
правли и нормативов; анализ фин. деятельности как разновидность фин.
контроля предполагает детальное изучение периодической или годовй
финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов фин.
деят-ти, оценки фин. состояния и обеспеченности собств. капиталом и
эффективности его использования; наблюдение (мониторинг) - постоянный
контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и
фин. состоянием предприятия-клиента, неэффективное использование полученной
ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий
кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды; ревизия - наиболее
глубокий и всеобъемлющий метод фин. котроля. Организованная казначейством
система постоянного контроля призвана способствовать сокращению числа нарушений
в сфере использования фед. бюджетных средств. Кроме того, по поручению Фед.
Собрания РФ и Счетная палата осуществляет жесткий контроль за целевым и
эффективным использованием бюджетных ресурсов.
№ 33.
Бюджет государства и его основные функции. Задачи бюджетной политики в РФ.
В любой стране гос. бюджет - ведущее
звено фин. системы. Он объединяет главные доходы и расходы гос-ва. Бюджет есть
единство основных фин. категорий (налогов, гос. кредита, гос. расходов) в их
действии, т.е. через бюджет осущ-ся постоянная мобилизация ресурсов и их
расходование. Бюджет явл. формой образования и расходования ден. средств для
обеспечения функций органов гос. власти. Сосредоточение фин. ресурсов в бюджете
необходимо для успешной реализации фин. политики гос-ва. Совокупность всех
видов бюджетов образует бюджетную систему гос-ва. Взаимосвязь между ее
отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы
принято называть бюджетным устройством. Гос. бюджет представляет собой
осн. фин. план гос-ва на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается
зак-ным органом власти - парламентом. Республиканский бюджет РФ (или
федеральный бюджет России) - главное звено бюджетной системы. Он выражает
экон. ден. отношения, опосредующие процесс образования и использования
централизованного фонда ден. ср-в гос-ва, и утверждается Фед. Собранием РФ как
закон. Через этот бюджет мобилизуются ср-ва предприятий разл. форм собст-ти и
частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хоз-ва,
соц.-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на
содержание органов гос. управления, фин. поддержку бюджетов субъектов
Федерации, на погашение гос. долга, создание гос. материальных и фин. резервов.
В целом бюджетная система РФ сотоит из 3 звеньев: *федеральный бюджет
РФ; *бюджеты субъектов федерации (региональные); *местные бюджеты. Основными
функциями бюджета являются: *перераспределение нац. дохода и ВВП, *гос.
регулирование и стимулирование экономики, *фин. обеспечение соц. политики,
*контроль за образованием и использованием централизованного фонда ден.
средств. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования
и стимулирования эк-ки и инвестиций, повышения эффективности производства.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных ср-в. Культура в
широком смысле - одни-из центральных компонентов экон. развития. В соц. пол-ке
приоритеты - поддержка наименее защищенных слоев населения, а также
функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны
быть существенно усилены гарантии соц. и экон. прав граждан России. Гос. бюджет
выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хоз-ве.
Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, он влияет на размеры
накоплений, определение оптимальной структуры доходов по фин. планам
предприятий и отраслей хоз-ва. В процессе бюджетного планирования и исполнения
бюджета осущ-ся контроль за фин.-хоз. деят-тью народного хоз-ва,
устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и
децентрализованными фондами ден. ср-в, определяются размеры фин. ресурсов,
концентрируемых в фин. планах предприятий, а также степень участия предприятий
в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего фед. бюджета РФ. В
условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контрля в процессе
мобилизации ресурсов и их использования усиливается. С помощью бюджета
реализуются гос. и местные программы по развитию и нормальному функционированию
отраслей народного хоз-ва, по проведению конверсии военно-промышленного
комплекса, охраны окружающей природной среды, по укреплению научного потенциала
и культуры, материального уровня жизни населения, поддержке социально-экон.
развития субъектов федерации. В условиях углубления рыночных реформ основные
задачи бюджетной политики РФ состоят в следующем: 1) удержать экономику
от спада производства; 2) обеспечить фин. стабилизацию. Для этого необходимо
прежде всего предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как
основы успешного проведения экон. реформ. Только в условиях устойчивого и
хорошо функционирующего ден. обращения возможно реализовать связи между всеми
участниками и составными частями хоз. механизма. Как известно, инфляция -
многофакторный процесс. В РФ на развитие инфляционного процесса наиболее
воздействие оказали крупные бюджетные дефициты и илиберализация цен,
проведенная в январе 1992 г. Для укрепления ден. обращения необходимо снижать
бюджетный дефицит, уменьшать военные расходы, затраты на содержание гос.
аппарата управления, установить жесткий контроль над динамикой ден. массы.
Только подавление инфляции позволит рассчитывать на удешевление кредита, на
массовый приток инвестиций в производство; 3) стимулировать инвестиционную
активность, добиваться увеличения доли накопления в нац. доходе; 4) сократить
непроизводительные расходы бюджета на гос. дотации отдельным отраслям сферы
материального производства; 5) укрепить доходную базу бюджета за счет
совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты
налогов; 6) создать сисетму действенного фин. контроля за эффективным и
целденаправленным использованием гос. расходов; 7) усилить контроль за
величиной гос. долга. В Послании Президента РФ Правительству РФ “О бюджетной
политике в 1997 г.” подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики
состоят в полноценном финансировании соц. сферы, стимулировании инвестиционной
активности, безусловном выполнении гос-вом своих финансовых обязательств.
№ 34.
Понятие бюджетной классификации. Основные этапы бюджетного процесса.
Составление и исполнение бюджета
базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления
гос. деят-ти, вытекающие из основных функций гос-ва.Бюджетная
классификация - это обязательная группировка доходов и расходов
бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам
классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация (БК) используется
при планировании и исполнении бюджетов, ведении учета и составлении отчетности.
На основе БК обеспечивается единообразие составления проектов бюджетов всех
уровней, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, учет и контроль за
поступлением доходов и расходованием средств согласно утвержденным показателям
(бюджетным назначениям). В Фед. законе “О бюджетной классификации”, подписанном
Президентом РФ 15 августа 1996 г. отмечается, что бюджетная классификация
включает:
Главным группировочным признаком
доходов явл. источники формирования каждого из них, а у расходов - направление
финансов на выполнение функций органов гос. власти и местного самоуправления.
Доходы в БК подразделяются на разделы и параграфы. В разделе объединены доходы
(или источник) одного вида, а параграф конкретизирует наименование дохода (или
источника). Самый большой - раздел 12 - “Прочие налоги, сборы и другие
поступления” объединяет 98 параграфов. Расходы в БК подразделяются на разделы,
главы, параграфы и статьи. Наиболее важными разделами явл.: 100 - народное
хоз-во, 200 - народное образование, профессиональная подготовка кадров; 203 -
здравоохранение; 207 - соц. обеспечение; 254 - ср-ва, передаваемые другим
бюджетам. С 1 января 1997 г. введен в действие Фед. закон “О бюджетной
классификации РФ”. Состав расходов построен в соответствии с осн. функциями
гос-ва (функциональная классификация) и в разрезе ведомств - конкретных
получателей бюджетных ср-в (ведомственная классификация). Экон. классификация
расходов явл. группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экон.
содержанию. По новой классификации выделены источники покрытия бюджетного
дефицита, сгруппированные на внутр. и внешние: кредиты ЦБ РФ (инфляционный
источник, связанный с эмиссией денег), выпуск и размещение гос. ц. бумаг в
стране и зарубежом, займы у комм. банков, иностранных правительств и межд. фин.
организаций (МВФ, МБРР). Новая классификация выделяет гос. долг, в составе
которого все долговые обяз-ва группируются на внутренние и внешние.
Утвержденный или исполненный бюджет считается сбалансированным, если его доходы
полностью сооветствуют расходам.