бесплатные рефераты

Ответы на билеты к госэкзаменам (Международный независимый эколого-политологический университет)

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную зак-вом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и регионального/местных бюджетов. Его содержание определяется гос. и бюджетным устройством страны, бюджетными првами соотв органов власти и юрид. лиц. Его составной частью явл. бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение фин. ресурсов между бюджетами разных уровней. Бюджетный процесс охватывает четыре этапа бюджетной деятельности: 1. Составление проекта бюджета осущ-ся исполнительными органами власти. Ему предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный фин. баланс гос-ва по терр. России (СФБ). В ден. форме он выражает соц-экон. развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и нац. дохода, учитывать все фин. ресурсы, определяя их объем и направления использования. Между СФБ и фед. бюджетом сущ-ет тесная связь: СФБ выражает фин. программу в общем виде, а бюджет - конкретно, развернуто; СФБ отражает требование фин. пол-ки, а бюджет обеспечивает проведение ее в жизнь; структура доходв и расходов СФБ приближается к бюджету. Вместе с проектом Фед. закона “О фед. бюджете” Прав-во РФ вносит в Гос.Думу проекты фед. законов о бюджетах гос. внебюджетных фондов, а также предложения о повышении мин. размера пенсий и мин. размера оплаты труда; 2. Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах - Фед. Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов федерации и местных самоуправлениях. Проект федю. Бюджета и документы, полученные Советом Гос. Думы, направляются в его Комитет по бюджету, налогам, банкоам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает вопрос о принятии проекта фед. закона “О фед. бюджете” к рассмотрению в Гос.Думе. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение. Получив заключение от каждого комитета, Комитет Гос Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту фед. бюджету и представляет его на расмотрение в Гос. Думу, которая начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях. При рассмотрении фед. бюджета в первом чтении Гос. Дума обсуждает концепцию и прогноз соц.-экон. развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, осн. принципы взаимоотношений фед. бюджета с бюджетами субъектво федерации. Кроме того, рассматриваются осн. хар-ки фед. бюджета на предстоящий год. По итогам рассмотрения проекта фед. бюджта в первом чтении принимается постановление Го. Думы о фед. бюджете на предстоящий год в первом чтении и об осн. хар-ках этого бюджета. При рассмотрении проекта фед. бюджета во втором чтении Гос. дума утверждает расходы фед. бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов фед. бюджета, утвержденного в первом чтении. В третьем чтении Гос. Дума обсуждает расходы фед. бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомслвенной классификации, фед. целевым программам. В четвертом чтении Гос. Дума рассматривает поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходдов, расходов и дефицита фед. бюджета. На пленарном заседании Гос. Думы законопроект о фед. бюджете ставится на голосования в целом. Принятый Думой закон “О фед. бюджете на предстоящий год” в течение пяти дней со для принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Принятый Фед. закон о бюджете в теч. Пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. 3. Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодат-ми органами и подписи Президентом РФ. Эта стадия включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а такж финансирование мероприятий в пределах установленных в бюджете сумм. Непосредственная работа по исполнению фед. бюджета проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а аткже Госналогслужбой РФ и Гос. тамож. комитетом РФ и их органами на местах. При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного фед. бюджета, осущ-мое по бюджетной росписи доходов и расходов. Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на новую структуру Минфина РФ - Фед. казначейство РФ. 4. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в зак-ныз органах власти. Вся работа по сотавлению отчетов возложена на Мин-во финансов РФ и его фин. органы, Госналогслужбу и ее налоговые инспекции, Гос. тамож. комитет и его органы. Эти отчеты направляются соотв. органами гос. власти. Отчет о фед. бюджете рФ докладывается Фед. Собранию РФ, которое его утверждает. Для осущ-я контроля за исполнением фед. бюджета Совет Федерации и Гос. Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деят-ти которой определяют фед. законом. ***Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и явл. прямым отражением не только экон. жизни общ-ва, но и политической культуры. Продолжительность бюджетного процесса: более года первая и вторая стадии; год (с 1 января до 31 декабря) - исполнение бюджета; около полугода - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.


№ 35. Связи между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы.

Важным звеном фин. системы явл. внебюджетные фонды гос-ва - совокупность фин. ресурсов, находящихся в распоряжении центр. или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется фин. правом. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения нац. дохода органами власти в пользу опред. соц. групп населения. Гос-во мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнит. ср-вами приоритетных сфер эк-ки и расширение соц. услуг населения. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде спец. фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального ден. фонда гос-ва - бюджета. В совр. условиях наряду с бюджетом повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются кол-во и объем этих фондов. Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один - это выделение из бюджета опред. расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собств. источниками доходов для опред. целей. Спец. внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев фин. системы, явл. нац. доход. Осн. методы мобилизации нац. дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - спец. налоги и сборы, ср-ва из бюджета и займы.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями фин. системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние фин. связи. При односторонних связях ден. ср-ва идут в одном направлении: от фин. звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центр. бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим фин. звеньям. При двусторонних связях ден. поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями фин. системы в двух направлених. Так, фонды соц. страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центр. бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают гос. ц. бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными фин. звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные фонды в фин. системе России созданы в соотв-и с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общ-ва расходов и обеспечение их самост. источниками дохода. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Фед. Собрание РФ, а также гос. представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать спец. фин. ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хоз-ва (например, фонды НИОКР), а также оказывать соц. помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых соц. фондов). Внебюджетные фонды находятся в собственности гос-ва, но явл. автономными. В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных соц. и экон. фондов, в том числе: социальные: Пенсионный фонд РФ, Фонд соц. страхования, Гос. фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд обязательной соц. поддержки населения и др.; экономические - Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды фин. регулирования.

 

№ 36. Государственные и муниципальные ценные бумаги (ц.б.). Их роль в покрытии государственных расходов.

Гос. ц.б. - это долговые обязательства эмитента (государства, чаще всего в лице казначейства) пред приобретателем данных обязательств в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся %-ы, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, кот. оговорены в договоре. Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные в зависимости то того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном и вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть гос. ц.б. составляют рыночные. Виды: облигации федерального займа (для юрид. лиц). Срок обращение более 1 года, безбумажная форма выпуска; государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО); облигации государственного сберегательного займа (ГКСЗ), форма - бумажная, срок обращения 1 год; облигации государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991г. , именуемые гос. долговыми облигациями (ГДО), срок обр. - 30 лет.  Высокий уровень инфляции и многое другое сделали неизбежным выпуск государством ценных бумаг. Для государства они стали инструментом для получения капитала через фондовый рынок. 1. Государственные краткосрочные облигации. Главной задачей эти ц.б. является финансирование дефицита гос. бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом выступает  Минфин. Эмиссия производится на срок 3, 6, 12 месяцев в безбумажной форме. 2. Казначейские обязательства. Возникновение их связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. КО выпускаются сроком на 1 год в безбумажной форме - в виде записей на счетах “депо” в уполномоченных депозитариях. Доход составляет 40% годовых. Владельцы в праве производить с ними следующие операции; погашать кредиторскую задолженность, оплачивать без ограничений товары и услуги, продавать их юридическим и физическим лицам, совершать залоговые операции, погашать с получением процентов. 3. Облигации  внутреннего валютного займа. Эмитент - Минфин. Купонная ставка - 3% годовых, выплачивается 14 мая каждого года. 4. Облигации федерального займа с переменным купонным процентом. Эмитент - Минфин. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону за 7 дней до даты начала размещения. 5. Государственный сберегательный займ. ГСЗ выпускается в документарной форме, в виде облигаций на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска равен 102.7% годовых. Облигации займа свободны в обращении, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица. Номинал облигаций - 100 и 500 руб. рынок ц.б. в России всегда будет подвижным, отражая существующие в стране экономические и политические реалии. В 1992 г. в России началось восстановление рынка муниципальных ц.б. Крупные займы сделаны Москвой, Тюменью, Санкт-Петербургом. Выпуск облигаций органами власти субъектов РФ , а также органами местного самоуправления регулируется не специальными, а общими для выпуска всех ценных бумаг нормативными актами. МБ делятся: для общего покрытия и доходные облигации (целевые). Первые предназначены для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих расходов. Преобладают целевые займы. Наибольшую группу среди этих займов составляют жилищные займы, а также займы, имеющие социальную направленность. Муниципальные облигации эмитируются в форме либо краткосрочных (1-12 мес.), либо среднесрочных (1-3, максимум 10 лет) обязательств. Почти во всех случаях гарантами выступают сами эмитенты. Исключение составляют жилищные займы, гарантами которых выступает региональная администрация, а в некоторых случаях - коммерческие банки.


№ 37. Основные виды операций коммерческих банков.

Комм. банки сосатвляют костяк кредитной системы любой страны с рыночной экономикой и концентрируют основную часть ее кредитных ресурсов. Сегодня комм. банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Важнейшими функциями комм. банков явл.: *аккумуляция временно свободных ден. средств, сбережений, накоплений; *кредитование предприятий, организаций, гос-ва и населения; *организация и осущ-е расчетов в хоз-ве; *учет векселей и операций с ними; *операции с ц. бумагами; *хранение фин. и материальных ценностей; *управление имуществом клиентов по доверенности (трастовые операции). Операции комм. банков делятся на активные и пассивные. Пассивные операции комм. банков  - это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отражаются в пассиве его баланса. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собств. ц/б и проведении других операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы. Ресурсы комм. банков образуются из двух источников: 1. Собств. капитал и приравненные к нему ресуры; 2. Привлеченные средства. Характерной особенностью банковского бизнеса явл. то, что он работает преимущественно на чужом капитале. Собств. капитал обычно составляет менее 10% ресурсов комм. банка, привлеченные ср-ва - более 90%. Собств. капитал банка состоит из акционерного капитала и резервов. Акционерный капитал включает: простые акции, привилегированные акции, избыточный капитал (разница между суммой курсовой цены акций и их номиналом) и нераспределенную прибыль. Резервы включают: резерв на случай непредвиденных обстоятельств, резерв на выплату дивидендов, резерв на покрытие потерь от непогашенных ссуд или лизинговых операций. Привлеченные ср-ва банка составляют подавляющую часть ресурсов комм. банка; основную часть этих ср-в составляют депозиты, т.е. деньги, внесенные в банк клиентами. К пассивным операциям относятся: *прием вкладов, *открытие и ведение счетов клиентов, *выпуск собств. ц/б (акций, облигаций), фин. инструментов (векселей, депозитных сберегательных сертификатов), *получение межбанковских кредитов и кредитов от других кредитных учреждений, в т.ч. кредиты Центр. банка по ставке рефинансирования. Виды депозитных счетов в мировой практике очень разнообразны и число их быстро растет. Основное деление зависит от срока депозита. Две важнейшие разновидности: депозиты до востребования и депозиты на срок (срочные). Вклады до востребования дают возможность владельцам получать деньги в любое время по первому требованию и производить расчеты с помощью выписки счета или электронной системы платежей. Срочные депозиты имеют две разновидности: срочные вклады и сберегательные вклады. Они могут быть изъяты только в соотв-и со сроком хранения, в противном случае клиент лишается процентов или уплачивает банку штраф. Быстрый рост вкладов несколько снижает доходность банка, но повышает уровень ликвидности баланса. Сберегательные вклады в России подразделяются на срочные, целевые, накопительные, срочные депозиты, денежно-вещевые, выигрышные и др. С начала 1993 г. широкое распространение получили операции по привлечению средств путем выпуска банковских векселей. Многие банки начали выпускать собственные простые векселя, или, как их называют - “соло-вексель”. По Закону о налоге на операции с ц/б операции с простыми векселями не облагаются налогом.

Размещение мобилизованных ресурсов банка с целью получения дохода и обеспечения ликвидности определяет содержание его активных операций.Активные операции комм. банков можно разделить на 4 большие группы: 1. Кредитные  операции (ссуды, факторинговые и лизинговые сделки), 2. Инвестици в ц/б, 3. Кассоыве операции, 4. Посреднические и доверительные операции. Важнейшим направлением активных операций комм. банков всегда было и остается до сих пор кредитование, т.е. выдача ссуд клиентам. Инвестиционная деят-ть - в процессе которой банки выступают в кач-ве инвестора, вкладывая ресурсы в ц/б или приобретая права по совместной хоз. деят-ти (акции). Банки обязаны обеспечить четкое кассовое обслуживание своих клиентов, выполняя кассовые операции. Содержание кассовых операци - прием, выдача и хранение ден. ср-в.

 

№ 38. Административные и финансовые санкции налоговых органов в отношении налогоплательщиков.

Ответственность предприятий возникает при сокрытии (занижении) прибыли (дохода), сокрытии объектов от налогообложения, при несвоевременном перечислении налогов (платежей) в соответствующие уровни бюджета, при неисправном (неточном) ведении учета затрат и др.

Государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам предоставлено право применять к предприятиям, организациям и учреждениям установленные законом санкции.

а) финансовые санкции. Финансовые санкции, предусмотренные подпунктом “а” п.1 ст.13 Закона РФ от 27.12.91 г. “Об основах налоговой системы РФ”, применяются за установленные этой статьей нарушения налогового зак-ва, допущенные с момента введения закона в действие, т.е. с 01.01.92 г. Эти санкции применяются в том случае, если при проверке налогоплательщиков будут установлены нарушения налогового зак-ва, допущенные ими при составлении годового отчета о финансово-хозяйственной или другой деятельности за 1991 г., т.е. в период действия названного закона. Основанием для применения санкций является неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей, возникающих при наличии у него объекта налогообложения и в предусмотренных статьей 8 закона “О гос. налоговой службе РФ” и ст.13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” в случаях нарушения налогового зак-ва. Финансовые санкции применяются только по результатам документальных проверок в следующем порядке: 1. За сокрытие или занижение дохода (прибыли) налоговым органом взыскивается вся сумма сокрытого или заниженного дохода и штраф в размере той же суммы; 2. За иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения (кроме сокрытия дохода) с предприятия взыскивается сумма налога и штраф в размере такой же суммы; 3. За повторное нарушение, допущенное предприятием в течение года с момента применения санкций за аналогичное нарушение к предприятию применяются налоговые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода, либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в двукратном размере этой суммы; 4. За отсутствие ведения учета объектов налогообложения и составление отчетов о финансово-хозяйственной деятельности с нарушением установленного порядка, что влечет за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, предприятие уплачивает штраф за каждое нарушение в размере 10% доначисленных сумм налога; 5. За непредставление или несвоевременное представление предприятием в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налогов; 6. За невнесение исправлений в бух. отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода, выявленного проверками налоговых органов; 7. Если предприятие, осуществляющее хоз. деятельность, не может уплатить установленные зак-вом налоги и другие платежи в бюджет, налоговый орган в соотв-и с зак-вом имеет право обратиться в арбитражный суд о признания предприятия несостоятельным (банкротом). Зак-вом установлена система санкций к хоз. субъектам за несвоевременность отчисления ден. ср-в в гос. внебюджетные фонды. Если предприятия и предприниматели не соблюдают условия работы с денежной наличностью, а также порядок ведения кассовых операций в РФ, то к ним применяются след. виды фин. санкций (штрафы): 1) за осущ-е расчетов наличными ден. ср-ми с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм; 2) за неоприходование в кассу денежной наличности; 3) за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов. Вышеназванные санкции и недоимки с предприятий взыскиваются в бесспорном порядке. Органы Гос. налоговой службы РФ обязаны осуществлять контроль и применять санкции за неуплату платежей лишь в том случае, когда ответственность плательщиков установлена законом или другими нормативными актами РФ. За каждое в отдельности нарушение применяются штрафные санкции, предусмотренные пп.б п.1 закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ”.

б) административные санкции.  Права налоговых органов по применению санкций в административном порядке предусмотрены ст.7 закона РФ “О гос. налоговой службе РФ” от 25.02.93г. одной из форм проявления ответственности предприятий является изъятие документов, свидетельствующих о нарушении. В соотв-и с действующими положениями в объем и состав документов, подлежащих изъятию у предприятия, входят следующие: первичные документы, ден. документы, планы, сметы, декларации, справочные материалы, расчеты, а также иные документы, связанные с начислением и уплатой налогов и других обязательных отчислений в бюджет. Административные штрафы применяются в тех случаях, когда в результате проверки предприятий, учреждений, организаций и физ. лиц выявлены нарушения в:

1)         сокрытии (занижении) дохода (прибыли) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения;

2)         отсутствии бух. учета или ведении его с нарушениями установленного порядка, а также искажении бух. отчетов, балансов;

3)         непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бух. отчетов, балансов и т.д.;

4)         нарушении гражданами зак-ва о предпринимательской деят-ти, в отношении которой имеется спец. запрещение;

5)         непредставление декларации о доходах, а также в представлении ее с искаженными данными.

Руководители банков и кредитных учреждений несут административную отв-ть за нарушения налогового зак-ва, допущенные в деят-ти банков в соответствии:

*открытия расчетного или иного счета налогоплательщиком без предъявления документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а также за несообщение налоговому органу об открытии указанных счетов;

*сокрытие (занижение) доходов банка;

*задержку исполнения поручений налогоплательщику по перечислению налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов.


№ 39. Налог на прибыль: нормативная база, плательщики, объект обложения.

Нормативной базой для налога на прибыль является Инструкция Гос. налоговой службы РФ “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” от 10 августа 1995 г. №37, изданная на основании: Закона РФ от 27 декабря 1991 г. “О налоге на прибыль предприятий и организаций”; Закона РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в РФ”; Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. “О Гос. налоговой службе РСФСР”. Плательщиками налога являются: 1. Предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юрид. лицами по зак-ву РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также межд. объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; 2. Филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; 3. Комм. банки разл. видов, включая банки с участием иностр. Капитала, получившие лицензию ЦБ РФ; Банк внешней торговли РФ; Центр. Банк РФ и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного оборота; 4. Филиалы банков и кредитных учреждений, имеющие отд. баланс и корреспондентский субсчет, включая филиалы иностр. банков-нерезидентов, получившие лицензию ЦБ на проведение банк. операций, за исключением филиалов (отделений) Сбер. банка РФ; 5. Предприятия, организации и учреждения, занимающиеся страховой деятельностью (имеющие лицензию на осущ-е этой деят-ти), а также их филиалы, имеющие баланс с конечным фин. результатом деят-ти и отд. расчетный счет. Не являются плательщиками налога на прибыль: 1) предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими с/х и охотохозяйственной продукции, за исключением с/х предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодат. органами субъектов РФ; 2) Центр. банк РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деят-ти, связанной с регулированием ден. обращения; 3) малые предприятия (численность работающих до 15 человек), применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и т.д. Объектом обложения явл. валовая прибыль предприятия (кредитовое сальдо по счету 80 “Прибыли и убытки”). Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки) иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг) группируются в соотв-и с их экон. содержанием по следующим элементам:

*материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов). К ним относятся затраты на приобретение сырья и материалов, используемых в процессе производства; топлива и энергии, необходимых для процесса производства; оплату работ и услуг производственного хар-ра, выполняемых сторонними предприятиями и т.д.;

*затраты на оплату труда, которые включают затраты на оплату основного производственного персонала, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты;

*отчисления на соц. нужды, отражающие обязательные отчисления по установленным зак-вом нормам органам гос. соц. страхования, Пенсионного фонда, гос. фонда занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников;

*амортизация осн. фондов отражает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление осн. произв. фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соотв-и с зак-вом;

*прочие затраты, к которым относятся налоги, сборы, платежи, отчисления в страх. фонды и др. обязат. отчисления, платежи за выбросы загрязняющих веществ, затраты на командировки, затраты на организационную охрану, за подготовку и переподготовку кадров, амортизация по нематериальным активам и т.д.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы:

*доходов, полученных  в виде дивидендов по акциям и иным ц. бумагам и процентов по гос. ц. бумагам, принадлежащим предприятию;

*доходов, полученных от долевого участия в др. предприятиях;

*разницы между выручкой и расходами, включая расходы на оплату труда, от услуг (включая доходы от аренды и др. видов использования) казино, другого игорного бизнеса, видеосалонов, видеопоказа и т.д.;

*прибыли от посреднических операций;

*прибыли от страховой деятельности;

*прибыли от реализации произведенной с/х и охотохозяйственной продукции и т.д. 

С 1 апреля 1999 года ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, снижена с 13 до 11%. В региональные бюджеты налог зачисляется по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Эти ставки теперь не могут превышать 19%. В общей сложности базовая ставка налога на прибыль = 30% (19%+11%). Для предприятий, получивших прибыль от посреднических операций и сделок, а также для страховщиков, бирж, брокерских контор, банков и др. кредитных организаций, региональными органами власти может быть установлена ставка налога на прибыль в размере, не превышающем 27%.


№ 40. Акцизы: экономическая сущность, объект и мотивы обложения.

Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Акцизы устанавливаются на дефицитную, высокорентабельную продукцию и на отдельные виды товаров, на которые сохраняются монопольные права государства, с целью изъятия в бюджет возникающей при производстве этих товаров сверхприбыли. В Росс. Федерации для товаров отечественного производства акцизы введены с 01.01.92г. Законом РФ “Об акцизах” от 06.12.91г. Основной нормативный документ по акцизам - Инструкция Гос. налоговой службы РФ “О порядке исчисления и уплаты акцизов” от 10 августа 1998г. №47. Плательщиками акцизов явл. производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Акцизами облагаются след. товары: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия (бриллианты - 10%), грузовые автомобили, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением), меховые изделия (35%), изделия из хрусталя (20%), одежда из натур. кожи (35%), нефть, включая гаховый конденсат.  Не облагаются акцизами: спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства; сппиртосодержащие препараты ветеринарного назначения; парфюмерно-косметическая продукция; спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, подлежащие дальнейшей переработке. В наст. время устанавливаются след. льготы по акцизным платежам. Акцизами не облагаются подакцизные экспортируемые товары (за пределы стран СНГ), а также подакцизные в РФ товары, поступившие с терр. стран СНГ, при ввозе на территорию РФ. Объектом налогообложения  по акцизам раньше являлась отпускная цена товаров, куда входили акцизы. В наст. время объектом налогообложения явл. ст-ть товаров без акцизов. Для определения облагаемого оборота принимается ст-ть реализуемых подакцизных товаров, исчисленная из цен реализации без учета НДС. Объектом налогообложения явл.:

а) по товарам, производимым на территории РФ: *для организаций, производящих и реализующих подакцизные товары, на которые установлены адвалорные (в %-тах) ставки акцизов, за исключением подакцизных товаров из давальческого сырья, а также для организаций, использующих произведенные подакцизные товары для производства товаров, не облагаемых акцизами, и (или) для собств. нужд, - ст-ть подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза; *для организаций, производящих подакцизные товары из давальческого сырья, для организаций, осущзествляющих первичную реализацию конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, а также товаров, которые ввезены на терр. РФ без таможенного оформления и на которые установлены адвалорные ставки акцизов, - ст-ть этих товаров, определяемая исходя из рын. цен без учета акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде;

б) по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов и которые производятся за пределами территории РФ из давальческого сырья, принадлежащего организациям-налогоплательщикам в РФ, - ст-ть реализуемых подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза; в) по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения), для всех организаций, включая организации, производящие и реализующие подакцизные товары из давальческого сырья, - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

2 осн. мотива обложения товаров акцизами: *высокая доходность по подакцизным товарам; *монополия гос-ва на производство подакцизных товаров.

Во многих отношениях по своей природе акцизы напоминают НДС, поэтому как и в отношении НДС, так и по акцизам, действует принцип зачета по платежам в бюджет. Это означает, что если при производстве подакцизных товаров были использованы сырье или к-л др. товары (ресурсы), по которым был уплачен акциз, то сумма акциза, подлежащая взносу в бюджет, есть разница между суммой акциза, полученного от покупателя, и суммой акциза, уплаченного продавцом. Учет расчетов с бюджетом по акцизам  должен осущ-ся на счете 68 “Расчеты с бюджетом” по отд. субсчету “Расчеты по акцизам”. Сумма акциза, учтенная по счету реализации в составе выручки, отражается по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и кредиту счета 68. Перечисление акциза в бюджет показывается по дебету счета 68 в корреспонденции со счетом 51 “Расчетный счет”. Отв-ть за правильность исчисления и своевременность уплаты акцизов в бюджет возлагается на плательщиков. Расчеты по акцизам составляются на основании данных накопительных ведомостей реализации подакцизных товаров. В накопительных ведомостях должны содержаться данные о кол-ве реализованных товаров, их ст-ти по отпускным ценам, включая акциз, отдельно по каждому наименованию на основании первичных расчетных документов. Подсчет ведомостей реализации производится в сроки, необходимые для уплаты акциза за опред период. Накопительные ведомости реализации подакцизных товаров ведутся плательщиками по товарам и группам товаров в разрезе установленных ставок. Сроки платежей. Предприятия, производящие и реализующие спиртные напитки, ликеро-водочные изделия, пиво, авт. бензин, должны уплачивать акцизы подекадно, а именно: за первую декаду - до 15 числа текущего месяца, за вторую - до 25, за третью декаду - до 5 числа след. месяца.

 

№ 41. Подоходный налог с физических лиц: нормативная база, плательщики и объекты налогообложения.

Нормативная база: подоходный налог взимается на основании Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, принятого Верховным Советом РФ 7 декабря 1991 г. Основным нормативным документом яв-ся Инструкция Государственной налоговой службы РФ по применению Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” от 29 июня 1995 г. №35. Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане РФ, граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ. К гражданам, кот. рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в РФ, относятся граждане, находящиеся в РФ в общей сложности не менее 183 (полгода) дней в календарном году. Объектом налогообложения у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в РФ, яв-ся совокупный доход, полученный в календарном году как на территории РФ, так и за ее пределами как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой получения дохода в календарном году яв-ся дата выплаты  дохода (включая авансовые выплаты), дата перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме физическому лицу. Доходы физ. лиц, не имеющих постоянного местожительства в РФ, подлежат обложения налогом, если только они получены из источников на территории РФ в денежной и натуральной форме. Помимо оплаты труда в денежной или натуральной форме, в состав совокупного дохода физических лиц включается стоимость материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учреждениями, организациями и др. работодателями этим лицам, в частности: оплата коммунально-бытовых услуг, абонементов. Подписки на газеты, журналы, питания, проезда к месту работы и обратно, кроме случаев, предусмотренных законодательством; суммы единовременных пособий физическим лицам, уходящим на пенсию; внесение (возмещение) платы за родителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также оплаты за обучение детей в учебных заведениях; разница в цене товаров, реализованных физическим лицам по цене ниже рыночных; если предприятие или организация отпускает физическим лицам продукцию собственного производства бесплатно, сумма стоимости такой продукции должна быть включена в совокупный доход физических лиц исходя из рыночных цен на эту продукцию; суммы пенсий назначаемых и выплачиваемых за счет средств предприятий; суммы отчислений производимых в негосударственные пенсионные фонды; стоимость имущества, распределяемого в пользу физических лиц при ликвидации организаций и доходы от продажи имущества ликвидируемых предприятий. В совокупный годовой доход не включаются: государственные пособия (по безработице, по беременности иродам и т.д.), за исключением пособий по временной нетрудоспособности; все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования; все виды установленных в соответствии с законодательством  компенсационных выплат физическим лицам в пределах установленных норм, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, переездом на работу в другую местность, возмещением командировочных расходов, возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья, увольнением работников, гибелью военнослужащих и т.д.    Ставка подоходного налога зависит от размера совокупного дохода. Минимальная ставка - 12%. До 1 января 1999г. , если совокупный доход не превышал 20000 рублей, он облагался по ставке 12%. С 1.01.99 произошли изменения - размер совокупного дохода, облагаемого по минимальной ставке вырос до 30000 руб. Для доходов свыше 30000 руб. существует прогрессивная шкала ставок подоходного налога:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 РЕФЕРАТЫ