Ответы на билеты к госэкзаменам (Международный независимый эколого-политологический университет)
-нн~трифирменный оГ~мен (движение товаров и услуг внутри ТНК) суживает
сферу межд. торговли
~н~,~мс~ия ее оГ~ычным вттри фирменным обменом.
-д“тгельность ТНК капитали носит наднациональный характер и приобретйет
незав-сть в
воспроизводственных процессов стран.
- происходит -~кономи-ий предел мирового хозяйгтва м/у сферами влияния
разл-х ТНК (крупнейших)
Т1%- иксе.чератор научно-технического прогресса, Возрастающая доля ТНК в
мировом производстве и
п~~г~вг~С
Основные вопросы соглашения м/у ТНК и странами принимающие ТНК:
1 п.чатежи и начоги в 6юджет
2.,'1ивиденды с рызмещенных акщФ
~1овышение квалификыции местных людей путем
предоставления работы в ТНК
4. ! 1ерсдыча технологий от ТНК местному хозяйству.
Основные критерии в деятельности ТНК:
· лбъсм
продаж на мировом рынке
· ПС!'ИВЬ1 ~с3'5МСП(СННЬ1~ '5Ы~УГ1СЖОМ
· и~и~~~кгиви“кт~,
”(всстацФ =прибыль на вложенный капитал
';1,~И~'~~.!с~,~И1Ы~11!'Б(Ь1С ДЬИИИ В.10ЖСНИЯ
КЫПГГЫЛМ Д1Я ТЕЖ:
· рчнок деловых ус.чуг и компыотерной техники
· ~~ынок высоких технопогий и фармщевтика, офисное оборудование.
№ 59. НИС - общее и особенное в
экономике развивающихся стран.
НИС - республика Корея,
Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина, Тайвань. В Азии
наблюдаются самые высокие в мире темпы экономического роста, повышается уровень
экономического развития, растет уровень дохода на душу населения, снижается
уровень нищеты и улучшаются другие социальные показатели. Эти страны делают
ставку на расширение использования мирового рынка и приток прямых иностранных
инвестиций с сопутствующим ему расширением притока капитала, передачи
технологий и торговли и в некоторых случаях со значительной ролью государства в
экономике при наличии активного частного сектора.
Проведение политики, ориентированной
на развитие внешних связей, ведет к усилению зависимости от мирового рынка.
Кроме того произошли изменения структуры экспорта этих стран: НИС перешли от
экспорта простых промышленных товаров к экспорту более капиталоемкой продукции.
По мере роста зависимости этих стран от внешнего мира они становятся менее
защищенными от стихийного развития мировой экономики.
Экономическая политика этих
стран:
1)долгосрочное планирование
2)стимулирование развития свободного
рынка и частного предпринимательства
3)использование государственной
правительственной интервенции.
Происходит концентрация производства
и капитала, складывается широкая монополистическая структура, деятельность ТНК
принимает международный характер. Происходит интенсивное экономическое развитие
за счет оптимального задействования всего комплекса внутренне экономического,
сырьевого, людского потенциала. Происходит активная интеграция с развитыми
странами.
Общие черты развивающихся
стран:
1)зависимое положение в системе
мирового хозяйства
2)переходный характер внутренних
социально-экономических структур, хотя общее развитие этих стран десятилетиями
ориентировано на формирование развитых рыночных отношений
3) все еще низкий уровень развития
производства, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной
и социальной инфраструктуры по сравнению с индустриальными странами,
региональные диспропорции.
60. Теория соотношения и размещения
факторов производства (Хекшер-Олин, Леонтьев).
В начале 19в. шведские экономисты Хекшер и Олин предположили, что страны
будут иметь сравнительные преимущества в производстве, а следовательно будут
экспортировать те товары и услуги, производство которых требует интенсивного
производства тех факторов производства, которые имеются в стране в избьггке,
при условии включения в анализ сравнительных преимуществ капитала наряду с
трудом. Так страна, имеющая относительный избыток труда по отношению к капиталу
будет иметь сравнительные преимущества и, следовательно, экспортировать те
товары, которые требуют в большей мере применения труда, чем капитала, и,
наоборот, страна, имеющая в относительном избытке капитал, будет экспортировать
те товары, которые требуют большего применения капитала чем труда.
По словам Олина, смысл теории в том, что товары, требующие для
производства значит. затрат (избыточных факторов производства) и небольших
затрат (дефицитных факторов), экспортируются в обмен на товары, производимые с
использованием факторов в обратной пропорции. Так в скрытом виде экспортируются
избыточные товары и импортируются дефицитные товары производства, страны
экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов и
импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов.
Теория Хекшера-Олина, объясняющая структуру межд. торговли, начинает со спец.
раздела, посвященного причинам межд. различий в ценах, не имеющим прямой связи
с внешней торговлей. Причин может быть множество: климатические, исторические,
традиционные, порождающие более высокий спрос на опред. товар. Различия в ценах
могут быть связаны с особенностями технологий производства товара, используемых
лишь в нац. рамках При этом Хекшер и Олин считали, что эти и иные нац.
особенности не объясняют в полном объеме межд. различия в ценах. Они
утверждали, что источником разного уровня сравнительных издержек явл-ся
соотношение факторов производства. Экономисты подвергают рассматриваемую теорию
самым разнообразным проверкам. В 1954г. была опубликована статья америк.
экономиста Василия Леонтьева, где была сделана попытка проверить теорию
Хекшера-Олина на основе расчета полных затрат труда и капитала на экспорт и
импорт США, которые в то время считались капиталоизбыточной страной.
Предполагалось, что США экспортирует капиталоемкие товары, а импортирует
трудоемкие. Результат оказался обратным и получил название "парадокс
Леонтьева". Выводы, полученные на основе использования метода
"затрат-выпуск " по двум факторам - капиталу и труду, оказались прямо
противоположными. Разрешение "парадокса Леонтьева" заключается в том,
что корректное исследование требует не двухфакторной, а многофакторной модели
внешней торговли. Оказалось, что относительный избыток капитала в США не
отражается на амер. внешней торговле. США экспортировали более трудоемкую и
менее капиталоемкую продукцию, чем импортировали. В. Леонтьев предположил, что
в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год амер. труда
эквивалентен 3 человеко-годам иностр. труда, т.е. большая производительность
амер. труда связана с более высокой квалификацией амер. рабочих.
№ 61. Внешняя торговля
России
В советский
период в России существовала государственная монополия внешней торговли, и
заключалась в том, что государство присваивает себе исключительное право
осуществлять внешнеэкономические связи. Право на внешнеторговые операции
частному сектору давало государство. Таким образом, только уполномоченные
компании могли заниматься внешней торговлей. Возникают внешнеторговые
объединения, которые выступают в качестве посредника и занимаются
экспортно-импортной торговлей. Они создавались по двум признакам:
1. объединения, которые
специализировались на какой-то группе товара; 2.объединения, к-ые
создавались по принципу географической ориентации с кем торговать.
Внешнеторговые объединения входили в структуру Министерства внешней торговли.
Вначале существовал Народный комиссариат внешней торговли, затем Министерство
внешней торговли (МВТ) затем слито с Государственным комитетом по
внешнеэкономическим связям (ГКЭС) и образовалось Министерство
внешнеэкономических связей (МВЭС).Раздел между ГКЭС и МВТ проходило по критерию
специализации в ВЭД. МВТ- чисто торговая деятельность; ГКЭС- движение кап-ла в
форме инвестиционных ценностей. В составе ГКЭС было также военное
подразделение. В 88 году МВТ и ГКЭС были объединены, чтобы повысить
эффективность ВЭД. На этот период берет начало либерализация, т.е. отход от
жесткой монополии государственного сектора. С начала 92 г. начал действовать
приказ "О либерализации внешней торговли экономической деятельности на
территории РСФСР". Этот указ отменял обязательную регистрацию российских
фирм в качестве участников ВЭД; разрешал предприятиям оставлять у себя 50%
валютной выручки; отменены и снижены некоторые таможенные пошлины; расширение
использования свободной цены рубля; снижение кол-ва товаров, экспорт которых
лицензировался и квотировался. Изменилась структура внешней торговли. Раньше
основная доля - импорт машин, оборудования, сырья, полуфабрикатов,
продовольственных товаров. Сейчас резкий рост импорта продовольственных
товаров, снижение доли машин и оборудования и еще больше доли сырья и
полуфабрикатов. Географические изменения: на промышленно-развитые страны
-примерно 1/2 внешнеторгового оборота(советский период),значительная доля
развивающихся стран. Сейчас объем экспорта в развитые страны увеличился, доля
соц. стран уменьшилась, доля развивающихся стран снизилась. В настоящее время
основные партнеры -развитые страны, далее идут бывшие соц. страны, находящиеся
на нашей границе, а с развивающимися странами сохраняются отношения с Индией,
Сирией,
Египтом, Ираном, Малазией.
После
распада СССР ряд задач:
-ВЭД
направлена на преодоление трудностей, связанных с неплатежеспособностью и
улучшение положения в международном разделении труда;
-стратегические
цели развития ВЭС:
1.восстановление и развитие
экспортного потенциала России улучшение структуры экспорта;
2.рационализация импорта:
обеспечение такой структуры импорта при к-ой ввозятся товары, которых не
хватает и которые нужны для развития страны;
3.повышение
конкурентоспособности товаров РФ на мировом рынке;
4.преодоление тех трудностей,
которые мешают преодолению названных задач, например не конкурентоспособность
продукции, наличие огромного внешнего долга, неразвитость финансовой,
технической, информационной инфраструктуры.
Эти задачи
государство пыталось решить на путях либерализации. Итог: очень активное
вовлечение РФ в ВЭД и очень большая зависимость РФ от внешнего рынка. Также в
98 г было ликвидировано Министерство внешних связей и слияние его с
Министерством промышленности и торговли.
№ 62. Кредитная деятельность
международного валютного фонда
МВФ- межправительственная
организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений
между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных
затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления
кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд -
специализированное учреждение ООН - практически служит инстуциональной основой
мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой
конференции ООН в Бреттон- Вудсе (1-22 июля 1944 ).
В Уставе Фонда для идентификации его
кредитной деятельности используются 2 понятия:
1. сделка- предоставление валютных
средств странам из его ресурсов
2.операция- оказание посреднических
финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет
кредитные операции только с официальными органами - казначействами, ЦБ,
стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного
баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-
членов.
Доступ стран-членов к
кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями:
1. сумма валюты, полученной страной-
членом за 12 месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая
требуемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны;
2. общая сумма валюты данной страны
в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты. В пересмотренном в
1978 году уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет
странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течении более
короткого срока, чем 5 лет, кот. нужны были для этого прежде.
МВФ взимает со стран-заемщиц разовый
комиссионный сбор в размере 0.5% от суммы сделки и определенную плату, или
%-ную ставку за предоставляемые им кредиты.
По истечении установленного периода
страна-член обязана произвести обратную операцию- выкупить национальную валюту
у фонда, вернув ему средства в СДР( спец. права заимствования) или иностранных
валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей
излишней для фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения
валютных резервов.
Приобретаемая страной-членом в МВФ
первая порция иностр. валюты в размере до 25% квоты называется резервной
долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над
суммой находящегося в распоряжении фонда запаса национальной валюты данной
страны. Сумма займов, предоставленных страной-членом фонду в рамках
дополнительных кредитных соглашений, образует ее кредитную позицию. Резервная
доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена
в фонде. Использование этой позиции не требует о страны %-ных и комиссионных
платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные
средства.
Механизм кредитных долей. Средства в иностранной
валюте, кот могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли делятся
на 4 кредитные доли (транши) по 15% квоты. Предельная сумма кредита, кот.
страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных
долей сост. 125% размера ее квоты. Использование первой кредитной доли м.б.
осуществлено как в форме прямой покупки иностранную валюты, при которой страна
получает всю сумму немедленно после одобрения фонда ее запроса, так и путем
заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.
Соглашение о резервном кредите, или
соглашение стэнд-бай, обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет
получить иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствие с
договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.
Главным назначением кредитов
стэнд-бай является кредитование макроэкономической стабилизации программ
стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая фондом в виде резервного кредита в
рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами)
через установленные промежутки времени в течении срока соглашения.
Основанием для обращения страны к
МВФ о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования м. б.
серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными
расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. С
ноября 1992 года действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам
МВФ: предоставление кредитов на протяжении года- до 68% квоты страны-члена;
кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам,
предельная величина-300% квот
№ 63. Формы международной торговли.
Выделяют следующие формы
международной торговли:
регулируемые
формы международной торговли
1.соглашения между субъектами
торговли - межгосударственный торгово-экономические соглашения
2.встречные формы
международной торговли:
· бартер (безвалютный, но
сбалансированный по стоимости обмен товарами; производится по международным
договорным ценам)
· компенсационные соглашения
(соглашения о возмещении кредитов и услуг в определенные сроки и на
определенных условиях); 1)коммерческая компенсация - компенсация товарами;
2)промышленная компенсация -оказание строительных и других промышленных услуг,
поставка оборудования.
· клиринг (система безналичных
расчетов за товары и услуги)
3.товарное соглашение-вступают
страны, торгующие на мировом рынке однотипным сырьем.
Основные вопросы:
· сколько каждая страна должна
экспортировать
· квоты на экспорт
· квоты на производство
· инвестиции в развитие
экспортных отраслей
· сбор информации
Формы
международной торговли, свободные от государственного регулирования.
международные
торги (конкурсная
форма размещения заказов на закупку товара и на размещение ). Порядок торгов:
страна объявляет тендер, в котором участвуют все страны (компании). Страны
делают тендерные предложения. Работает комиссия, которая определят победителя. Роль
международных торгов в международной торговле: 20-40% торговли
осуществляется за счет международных торгов (товарами и услугами)
аукционы (поочередная продажа
реального товара на основе конкурса покупателей). Они могут быть: региональные
и аукционы специфических товаров.
биржа -
коммерческий, регулярно функционирующий рынок товаров с определенными
характеристиками.
а)сделки с реальными товарами на
бирже (хлопок, зерно) -5-7% от всех биржевых сделок
б)основные сделки по правам
собственности на товары (спекуляции контрактами на право собственности);
Фьючерсная торговля= срочные сделки по фиксированной в момент сделки цене с
исполнением через определенное время
в) страховые операции (хеджирование)
64. Роль Всемирного банка в
международном кредите.
В поддержании стабильности международных расчетов важнейшее место
принадлежит межд. фин-кредитным институтам. Крупнейшим специализированным межд.
фин-кредитным институтом явл-ся Международный банк реконструкции и развития
(Всемирный банк), созданный на основе Бреттон-вудсских соглашений в 1945г.
Это межправительственная фин. организация, основной задачей которой
явл-ся стимулирование экон. развития стран-членов МБРР (в настоящее время
главным образом развивающихся стран), содействие развитию межд. торговли и
поддержанию платежных балансов, стимулирование структурных хоз. реформ в
странах. Основной деят-тью МБРР явл-ся предоставление долгосрочных займов под
достаточно высокий процент (6-7%). Кредиты выдаются целевые, с льготным
периодом погашения (до 20 лет). Займы предоставляются как гос-ным, так и
частным предприятиям при наличии гарантий их правительств. Значительная часть
кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые
перераспределяют полученные от МБРР средства. За свое существование МБРР
выделил 300 млрд. долларов (в год выделяет приблизительно 15 млрд. долларов).
Членами МБРР могут быть только страны-члены МВФ.
Источниками финансирования являются:
·
уставный капитал банка
(165 млрд. долларов);
·
заемные средства;
·
выпуск ценных бумаг.
С начала 70-х гг. в развитии МБРР (и МВФ) можно выделить два этапа. Дело
в том, что в этих организациях вес страны при голосовании зависит от ее фин.
квоты в МВФ или доли акционерного участия в капитале МБРР. В то же время к
концу 80-х гг. здесь произошли существенные изменения в сторону более
сбалансированного распределения голосов: доля США сократилась с 30% в 1984г. до
19% в 1988г., а удельный вес за этот же период с 19% до 34%. Т.о. МБРР явл-ся
одним из центральных звеньев единой общемировой системы важнейших областей
мирохозяйственных связей.
При решении вопроса о предоставлении средств банк требует широкой
информации об экон. и фин. положении этих стран, направляет туда свои экон.
миссии. Такие миссии, сотоящие в основном из представителей промышленно
развитых стран, проводит осбледование эк-ки и финансов стран-членов, влияют на
составление и выполнение нац. программ их экон. развития. В рекомендациях
миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора эк-ки и привлечению
иностр. кап-ла в развивающиеся страны. Общая сумма кредитов, предоставленных
банком за 47 лет его деят-ти, достигла 235 млрд. долл. Осн. задача МБРР - кредитование
конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных - транспорт, связь,
энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х гг. в кредитах
банка все большую роль играют соц. аспекты развития, особенно борьба с
бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образования,
планирования семьи, развития с/х, особое внимание уделяется охране окруж. среды
и приватизации. Новым явлением с 80-х гг. стал сдвиг в кредитной стратегии
МБРР, который, как и МВФ, стал предоставлять кредит на структурную адаптацию в
соотв-и с программой экон. реформ и перехода страны-заемщика к рын. эк-ке. При
этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и
страны-заемщики могут свободно распоряжаться заемными ср-ми. МБРР стал
кредитовать и гос. предприятия в развивающихся странах, но лишь при наличии
гарантий их правительств и если рук-во банка убедится, что частный капитал
отсутствует, а участие прав-ва не нанесет ущерба расширению предпринимательства
в данной стране. Для развития с/х банк выделяет около 1/5 своих кредитных
ассигнований, для промышленности ассигновано не более 1/5 кредитов МБРР,
который стремится превратить этот важнейший сектор развивающейся эк-ки в
ключевой объект приложения частного кап-ла. Большинство кредитов МБРР выдается
на срок 15-20 лет (льготный период 5 лет), причем наименьшие сроки характерны
для кредитования пром-ти. К сер. 1993 г. основная ставка МБРР равнялась 7,43%
годовых, поэтому кредитами МБРР могут пользоваться не все развивающиеся страны,
и лишь крупные или наиболее развитиые из них: Мексика, Бразилия, Индия,
Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия. Именно
эти 10 стран получили наибольшую сумму кредитов - более 7 млрд. долл. Каждая, а
всего 137 млрд. долл. или около 60% всех кредитов МБРР к середине 1993 года.
Особенно актуальной новая кредитная политика МБРР стала в отношении
реформируемых хоз. структур восточноевропейских стран и республик бывшего СССР:
для кредитования крайне необходимого импорта, реконструкции нефтедобывающих
областей (Зап. Сибирь), поддержка приватизационной программы, развития служб
занятости и ситемы соц. защиты.
65. Парижский и Лондонский клубы.
Институциональная структура
валютно-кредитных отношений включ. и неформальные международн. организации,
такие как Парижский и Лондонские клубы.
Парижский клуб стран-кредиторов -
неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы
урегулирования, отсрочки платежей по госуд. долгу стран. Для избежания
одностороннего моратория ( отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с
должниками лицом к лицу об условиях пересмотра внешних займов. Начало его
деятельности относится к 1956 году, когда кредиторы Аргентины были приглашены в
Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в
70-х годах сменились активной работой в 80-90-х годах в связи с обострением
проблемы погашения госуд. долга развивающихся стран, а затем стран Восточной
Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ,
МБРР(междунар. банк реконструкции и развития), ЮНКТАД и обычно
рассматривается вопрос о той части внешнего долга, кот. должна быть погашена в
текущем году. Парижский клуб по другому называется Джи 10 или Группа десяти. В
парижский клуб входят: Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада,
Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония и др.
Парижский клуб предоставляет кредиты
госуд. структурам. Парижский клуб финансирует программу ОФР (официальное
финансирование развития). Для развивающихся стран механизм ОФР имеет три вида:
1. 58% всех ср-в ОФР поступает от
Парижского клуба
2. многостороннее сотруднечество на
основе международных финансовых организаций
3. получение кредита от стран за
пределами Парижского клуба ( Арабские страны и др. )
ОФР включает 2 вида кредита:
1. официальная помощь развития (ОПР)
2. прочие ОФР
Ср-ва, предоставляемые в качестве
ОПР до 25% должны быть безвозмездными. В настоящее время доля безвозмездности
растет и для некоторых стран сост. уже 70%. Прочие ОФР не предоставляются на
безвозмездной основе и имеют более жесткие %-ные ставки
СОгласно распоряжения президента РФ
N 378 РТ от 16.19.97 " О присоединение РФ к деятельности Парижского клуба
кредиторов в качестве гос- ва участника".
В целях дальнейш. интеграции РФ в
международную валютно финанс. сис-му, обеспечение эконом. и полит. интересов
РФ, повышению эффективности использования росс. внешних фин. активов и в
развитие договоренностей, достигнутых на встрече 8 ведущих индустриальных стран
мира в июне 97 г. ( г. Денвер США ): 1. признать целесообразным присоединение
РФ к деят-ти Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника. 2.
Правительству РФ обеспечить в 97 г. присоединение РФ к деятельности Парижского
клуба кредиторов в качестве полноправного участника.
Лондонский клуб создан в 50-х годах.
В Лондонском клубе, кот. объединяет примерно 600 коммерческих банков,
обсуждаются проблемы урегулирования задолженности частным кредитно-финансовым
институтам. Лондонский клуб предоставляет кредиты как госуд, так и частным
предприятиям. Лондонский клуб не педоставляет кредиты на льготной и
безвозмездной основе, т.к. это частные коммерческие банки. В Лондонский клуб
входят банки Японии, США и Европы.
С середины 70-х годов разработка
проблем межгосударственного урегулирования перенесена на уровень совещания глав
государств и правительств семерки и группы десяти, которая кроме семерки
включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию и Швецию ( Швейцария, хотя она и не
явл. членом МВФ стала членом общего соглашения о займах МВФ, заключенного странами
Джи 10 для расширения кредитных возможностей фонда). На этих совещаниях большое
внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается
принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес цнтробежным
тенденциям " каждый за себя".
№ 66. ЕС: этапы развития и
перспективы интеграции.
Процесс сближения взаимопереплитения
нац. эк-к, направленных на образование единого хоз. комплекса в рамках
группировок, нашел выражение в ЕЭС. Европейское экономическое сообщество
(ЕЭС) - наиболее развитое региональное интеграционная группировка стран
Западной Европы; функционирует с 1 января 58 г. на основе Римского договора,
подписанного в марте 57 г. 6-ю странами: ФРГ, францией, Италией, Бельгией,
Нидерландами, Люксембургом.
Цель ЕС:
1. создать
экон. и пол. союз на базе межгосударственного регулирования хоз. жизни;
превратить ЕС в супер гос.;
2. укрепить
позиции заподноевропейского центра для противоборства с США и Японией на
мировом рынке;
3. коллективными
усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны - бывшие колонии
заподноевропейских держав.
Основные эл-ты валютной
интеграции:
1. режим
совместно плавающих валютн. курсов;
2. валютн.
интервенция, в т. ч. коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в
пределах согласованного отклонения от центрального курса;
3. создание
коллективной валюты как международного платежно-резервного ср-ва;
4. совместные
фонды взаимного кредитования стран- членов для поддержания курсов валют;
5. международные
региональные валютно-кредитные и фин-ые организации для валютного и кредитного
регулирования.
Заподноевропейской интеграции
предшествовали соглашения о многосторонних валютных компенсациях между
Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к
ним с 1947 г. западными окупационными зонами Германии;соглашения 1947-49 гг. о
внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 странами: Европейский
платежный союз (ЕПС)- многосторонний клиринг 50-58гг.; введение
конвертируемости валют 58-61гг. Процесс интеграции включ. несколько этапов,
направленных на создание единого рынка и на этой базе эк-ого и валютного союза.
В 58-68 гг. ("переходный
период") был образован таможенный союз. Были отменены таможенные пошлины и
ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф на ввоз
товаров из третьих стран в целях ограждения ЕЭС от иностранной конкуренции. К
1967 г. сложился аграрный общий рынок. Введен особый режим регулирования с-х
цен.Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования эконом.
и валютной пол-ки. Были сняты многие ограничения для движения кап-ла и рабочей
силы. Страны ЕС приняли в 1971 г. программу поэтапного создания эконом. и
валютного союза к 1980 г. При разработке ее проекта столкнулись позиции
"монитористов " (во главе с Францией), кот. считали, что в начале
надо создать валютный союз на базе фиксированных валютных курсов и
"эконом-ов " (в основном представителей ФРГ), кот. предлагали начать
формирование эконом. союза и предпочитали режим плавающих валютных курсов. Этот
спор завершился компромиссным решением глав правительств ЕЭС в 1969 г. в Гааге
о параллельном создании экономич. и валютного союза. Поэтапный "план
Вернера", принятый 22.03.71 года советом министров ЕЭС, был расчитан на 10
лет. На первом этапе (1971-1974) предусматривались сужения пределов колебаний
валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, согласование
экономической, финансовойи денежно-кредитной политики. На втором этапе
(1975-1976) намечалось завершение этих мероприятий. На третьем этапе (77-79гг.)
предполагалось передать наднациональным органам "Общего рынка"
некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать
европейскую валюту в целях выравнивания валютных курсов и цен. Планировались
создание единой бюджетной системы, гармонизация деятельности банков. Процесс
валютной интеграции в этот период развивался по следующим направлениям:
* межправительственные консультации
в целях координации валютно-экономической политики;
* совместное плавание курсов ряда
валют ЕЭС в суженных пределах ("европейская валютная змея");
* валютная интервенция не только в
долларах, но и в европейских валютах;
* формирование системы
межгосударственных взаимных кредитов;
* создание бюджета ЕЭС;
* введение системы компенсационных
валютных сумм- налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на
аграрные товары;
* учреждение межгосударственных
валютно-кредитных и финансовых институтов- Европейского инвестиционного банка,
Европейского фонда развития, Европейского фонда валютного сотрудничества и др.
В конце 1970-х годов
активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. 13
марта 1979 года была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ее цели
следующие: обеспечить достижение экономич. интеграции; создать зону европейской
стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе,
основанной на долларовом стандарте; оградить общий рынок от экспансии доллара.
Структурные принципы ЕЭС:
* ЕВС базируется на экю- европейской
валютной единице. Условная стоимость экю опред. по методу валютной корзины.
Доля валют в карзине экю зависит от удельного веса стран в совокупном ВНП
государств-членов ЕС, их взаимном товарообороте и участие в краткосрочных
кредитах поддержки.
* ЕВС использует золото в качестве
реальных резервных активов.
* Режим валютных курсов основан на
совместном плавании валют в форме "европейской валютной змеи" в
установленных пределах взаимных колебаний.
* ЕВС осуществл. валютное
регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия
временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной
интервенцией.
Важной вехой в развитии валютной
интеграции в ЕЭС явился единый европейский акт, принятый в мае 1987 года.
Новый этап- программа создания
валютного экономического союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле
1989г. План Делора предусматривал:
* создание общего рынка, поощрение
конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание
злоупотреблений монопольным положением, политикой соглашения, слиянием, госуд.
субсидий;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|