бесплатные рефераты

Ответы на вопросы для коллоквиума по дисциплине «Банковское дело»

Ответы на вопросы для коллоквиума по дисциплине «Банковское дело»

Масютин Максим

Ответы на вопросы для коллоквиума по дисциплине «Банковское дело»


1.        Кредитная система, ее структура и развитие в современных условиях. 1

2.        Основные функции и операции Национального банка Молдовы. 2

3.        Коммерческий банк и его сущность исходя из Закона РМ «О финансовых  учреждениях» и организационно-правовое устройство. 3

4.        Виды банковских  лицензий и признаки их классификации. 5

5.        Порядок открытия и закрытия счетов в коммерческом банке. 6

6.        Расчеты путем прямого дебетования: определение, условия расчетов,  документооборот. 8

7.        Расчеты кредитовым переводом: определение, условия расчетов, документооборот. 9

8.        Расчеты документарным безотзывным и покрытым аккредитивом: определение, условия расчетов, документооборот. 10

9.        Расчеты инкассовыми поручениями: определение, виды, условия расчетов, документооборот. 12

10.            Расчеты пластиковыми карточками: определение, виды, условия расчетов, документооборот. 14

11.            Кассовые операции коммерческих банков. 15

12.            Пассивные операции коммерческих банков. 15

13.            Собственные средства коммерческого банка. Совокупный нормативный капитал, порядок его расчета. 16

14.            Уставный капитал коммерческого банка, порядок его формирования и значение. 16

15.            Привлеченные средства коммерческого банка. 17

16.            Порядок установления, начисления и уплаты процентов по привлеченным средствам. 17

17.            Сущность и виды активных операций коммерческих банков. 17

18.            Инвестиционная деятельность коммерческих банков. 17

19.            Пакет документов, предоставляемый заемщиком для получения кредита. 17

20.            Фомы и виды обеспечения кредита и их характеристика. 17

21.            Определение кредитоспособности клиента и процедуры выдачи кредитов коммерческим банком. 17

22.            Условия и порядок пролонгации и погашения кредита. 17

23.            Процент за кредит и методы его начисления и уплаты. 17

24.            Порядок предоставления долгосрочного кредита, включая ипотечный. 17

25.            «Крупный» кредит и порядок его предоставления. 17

26.            Особенности кредитования малого и среднего бизнеса. 17

27.            Порядок предоставления консорциальных кредитов. 17

28.            Классификация кредитного портфеля по риску и порядок резервирования средств в  фонд риска. 17

30.            Валютное регулирование в РМ, ее задачи и значение. 17

31.            Валютные счета и условия их открытия. 21

32.            Корреспондентские отношения коммерческих банков. 23

33.            Способы и формы расчетов по экспортно-импортным операциям. 23

34.            Сущность обменных валютных операций. 23

35.            Порядок предоставления коммерческими банками кредитов в иностранной валюте. 23

36.            Факторинг, его сущность и значение. 23

37.            Лизинг, его сущность и значение. 23

38.            Трастовые (доверительные) операции коммерческих банков. 24

39.            Основные источники формирования доходов и основные статьи расходов коммерческого банка. 24

40.            Порядок определения банковской прибыли и ее распределение. 24

41.            Понятие ликвидности  банка и ее значение. 24

42.            Управление банковской ликвидностью. 25


1.        Кредитная система, ее структура и развитие в современных условиях.

Банковская система - это совокупность банков: центрального (национального) банка и коммерческих. Зачастую понятие «банковской системы» отождествляют с понятием «кредитная система». Кредитная система это - банковская система (банки), и (небанковские) учреждения: страховые компании, инвестиционные фонды, финансовые компании, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные кооперации, пенсионные фонды, ломбарды. Понятие «кредитная система»  шире, чем понятие «банковская система». Всё это   институциональные признаки. Функциональные признаки кредитной системы - это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Небанковские учреждения не имеют право осуществлять расчетно-кассовые операции  своих клиентов, поскольку они не располагают корреспондентским счетом (в настоящее время согласно Регламенту по открытию и закрытию счетов в банках Республики Молдова этот счет называется счетом «Loro») в Расчетном центре Национального банка Молдовы (НБМ),  как и другим экономическим агентам в коммерческих банках им открываются текущие счета. 

 Известно, что

-           во-первых, в соответствии с Законом «О финансовых учреждениях» все банки в Республике Молдова, за исключением НБМ, являются акционерными;

-           во-вторых, акционерная форма организации банка - это более высокая стадия по сравнению с коммерческой.

        Акционерный банк всегда подразумевает и его коммерческий характер. Коммерческий банк, если зарегистрирован как паевой банк,   не является акционерным банком.   Название АКБ является  не грамотным. Мы используем понятие «коммерческий банк», как ВТОРОЕ звено банковской системы, отличное от центрального банка, а не его организационно-правовое устройство.

          Процессы развития:

1.        Концентрация и централизация  банковского капитала.

2.        Сращивание банковского с промышленным и образование финансового капитала.

3.        Усиление конкуренции между различными видами финансовых учреждений.

4.        Интернационализация деятельности банков и появление совместных с иностранным капиталом банков.

           Концентрация банковского капитала характеризуется увеличением общей суммы банковского капитала и размером капитала, приходящегося на один банк. 

           Концентрация банковского капитала происходит на основе концентрации производства, поскольку:

1)        чем больше размеры предприятий, компаний, тем больше размеры высвобождающихся из оборота денежных средств, которые аккумулируются на счетах в банковской системе;

2)        крупные предприятия, компании могут удовлетворять свои потребности в дополнительном денежном капитале, только получив его в виде кредита в крупном банке.

         Это объективные факторы, которых в Республике Молдова  практически нет. Отечественная экономика испытывает глубокий финансовый и экономический кризис.    

       Поэтому концентрация банковского капитала происходит за счет субъективного фактора: по требованию Национального банка Молдовы (НБМ). Согласно законам  Республики Молдова «О Национальном банке Республики Молдова» и «О финансовых учреждениях» Национальный банк имеет право изменять минимальный размер совокупного нормативного капитала коммерческого банка. Этим правом он успешно пользуется. Так, если в 1994 г. этот капитал составлял 1 млн. леев (рассматриваем с момента введения национальной денежной единицы – молдавского лея), то в 1995 г.  – 4 млн. леев, в 1998 г. – 8 млн. леев, 1999 г. – 16 млн. леев, 2000 г. – 32 млн. леев, 2007 г. – 50 млн. леев.

         Согласно требованиям НБМ уставный капитал (фонд) коммерческого банка должен формироваться  за счет только собственных денежных средств акционеров, имущественные и другие  взносы не могут использоваться для покупки акций банка. Однако данное условие и по настоящее время не соблюдается  банками, которые были созданы по условиям права имущественного взноса. По-видимому, в целях обеспечения ликвидности банков это должно быть доведено до нормативного положения, поскольку банк представляет собой специфическое предприятие, которое работает только с деньгами, денежными средствами.

          Одновременно с процессом концентрации банковского капитала происходит его централизация, которая означает вытеснение и поглощение мелких банков более крупными, создание крупнейших банков. Процессы концентрации и централизации банковского дела охватывают все страны, но темпы и масштабы различны.

Существует открытая и скрытая формы концентрации и централизации банковского капитала.        

   Открытая форма характеризуется:

-          увеличением банковских ресурсов при уменьшении числа банков,

-          крах мелких банков, поглощение их крупными,

-          слияние крупных банков в крупнейшие,

-          развитие филиальной сети,

-          выделение числа банков – гигантов, сосредотачивающих у себя подавляющую часть банковских средств.

         Анализ проводимой политики НБМ по отношению к СНК коммерческих банков, позволяет сделать вывод о том, что именно такая форма концентрации и централизации используется НБМ.

         Скрытая форма характеризуется фактическим превращением юридически самостоятельных банков в дочерние компании крупных банков.

         На основе концентрации и централизации банков образуются банковские объединения, которые могут выступать в следующих формах:

1.        Картель – соглашение между банками (как правило, тайное) о единообразном применении к клиентуре более жестких условий выдачи кредитов с целью получения дополнительных доходов.

2.        Синдикаты или консорциумы – носят обычно временный характер. Они создаются для проведения крупной финансовой операции (размещение ценных бумаг, предоставление займов и т.д.).

3.        Банковские тресты – гигантские банковские акционерные общества, объединяющие банки, потерявшие юридическую самостоятельность на основе «слияния».

4.        Концерны – объединения ряда формально независимых банков под контролем одного банка или другого учреждения. Для этой формы контроля используются холдинг – компани, скупающие контрольные пакеты акций банков.

    Из перечисленных форм в Республике Молдова узаконенной является консорциум, поскольку согласно Положению НБМ «О предоставлении коммерческими банками консорциальных кредитов» (от 03 февраля 1995 г.) для поддержания ликвидности банков, уменьшения возможного риска и потерь в случае неплатежеспособности заемщика банки для кредитования крупномасштабных мероприятий и проектов, требующих больших затрат, могут создавать консорциумы и объединять кредитные ресурсы для предоставления консорциальных кредитов. Консорциальный кредит – это крупный кредит, предоставляемый долями несколькими банками-кредиторами одному заемщику (экономическому агенту).

     В перспективе появятся банковские тресты в соответствии с Регламентом НБМ  «О слиянии или присоединении банков Республики Молдова» (Решение №143 от 02 июня 2000 г.).

     Наряду с созданием банковских объединений, происходит слияние банковского капитала с промышленным и образование финансового капитала, финансово-промышленных групп.

      Мировой опыт показывает, что образование финансового капитала осуществляется на основе:

 а) внедрения банковского капитала в промышленный путем:

-           кредитования банками промышленных компаний;

-           ведение текущих счетов и расчетных операций промышленных компаний;

-           эмиссионно-учредительная деятельность банков, связанная с размещением и покупкой акций промышленных компаний;

-           личной унии банков с промышленностью и т.д.

б) внедрение промышленного капитала в банковский, что достигается благодаря:

-           покупки акций банков промышленными компаниями, которые становятся совладельцами крупных банков;

-           промышленные компании сами учреждают новые банки.

       Для Республики Молдова характерны все эти процессы.

            Кроме того, в нашем государстве действует Закон  «О финансово - промышленных группах» (№ 1418-XIV от 14.12.2000г.), который призван обеспечить объединение капитала финансовых учреждений (прежде всего банков) с предприятиями реального сектора экономики для оживления инвестиционных процессов в отраслях национальной экономики и создания конкурентоспособных производств. Этим законом (ст.26, пункт 2) разрешено НБМ предоставлять банкам-участникам финансово-промышленных групп льготы в виде снижения норм обязательного резервирования, изменения других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности. 

            В современных условиях экономики больший результат, может быть  достигнут за счет государственной помощи предприятиям реального сектора экономики в виде предоставления кредитных ресурсов под более низкий процент (например, 7% - 12%), чем действуют сейчас в банковской системе. В условиях высоких процентных ставок по кредитам инвестиционные проекты становятся невыгодными, так как затраты по их осуществлению очень высокие. Так, если процентная ставка 16% годовых, то через шесть лет стоимость кредитуемого проекта  удвоится. 

          Развитие банковских объединений, кредитных отношений, звеньев кредитной системы сопровождается усилением конкуренции на рынке ссудных капиталов за привлечение свободных денежных средств. Если до 1995 г. достаточно   было  банку повысить процентную ставку по депозитам и осуществить при этом интенсивную рекламу, то в настоящее время данные действия не достигают желаемого результата, поскольку за десятилетний период развития новой банковской системы прекратили свою деятельность около 10 банков (Бассарабиябанк, Капиталбанк, Интрепринзбанк, Банкосинд, Букуриябанк, Гинея, Виас, МБИР, БанкCооp, Огузбанк). Поэтому при выборе банка в первую очередь берется его имидж, устойчивость на финансовом рынке.

       Конкуренция, известно, является одним из инструментов развития демократических отношений, в том числе и на рынке ссудных капиталов. Однако, политика НБМ, проводимая с целью сокращения количества банков, приведет к существованию 6 - 8 крупных банков, которым легко будет достичь соглашения во всех областях банковской деятельности.

      Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация банковской системы, обусловленная:

1)           отсутствием национального денежного капитала, необходимого для поддержания соответствующей банковской лицензии в условиях постоянного повышения минимального размера СНК;

2)           интересом иностранных инвесторов в более прибыльном приложении своего свободного капитала, поскольку размер дивидендов, выплачиваемых нашими банками, превышает размер дивидендов в западных странах.

3)           Кроме того, банки, имеющие иностранные инвестиции в своем капитале, имеют льготы при налогообложении  прибыли.

       Таким образом, в банковской системе Республики Молдова  происходят процессы, которые свойственны и странам с развитыми рыночными отношениями.

2.        Основные функции и операции Национального банка Молдовы.

В соответствии с законом о Национальном банке Молдовы от 12.10.95:


Правовой статус Национального банка Молдовы

(1) Национальный  банк  Молдовы  (равнозначное наименование - Национальный банк) является центральным банком Республики Молдова.

(2) Национальный   банк является самостоятельным публичным юридическим лицом и несет ответственность перед Парламентом.

(3) Национальный банк не подлежит внесению в Государственный регистр предприятий и Государственный регистр организаций.

(4) Национальный банк может по своему усмотрению открывать филиалы и представительства в стране и за ее пределами.


Основная задача

(1) Основной задачей Национального банка являются обеспечение и поддержание стабильности цен.

(2) Без ущерба для своей основной задачи Национальный банк развивает и поддерживает финансовую систему, основанную на рыночных принципах, и содействует общей экономической политике государства.


Цель «обеспечение и поддержание стабильности цен» была принята в соответствии с поправкой к закону от Национальном банке Молдовы от 30.06.06. До этой даты, основной задачей   Национального   банка   было   достижение   и поддержание стабильности национальной валюты. Для реализации этой задачи Национальный   банк  устанавливает  и  поддерживает  условия  денежного, кредитного  и  валютного  рынков, способствующие  последо  вательному  и устойчивому   экономическому  развитию  государства,  и  в   особенности финансовой и валютной системы, основанной на законах рынка.

Основные функции

Национальный банк осуществляет следующие основные функции:

а) определяет и осуществляет денежную и валютную политику государства;

b) действует как банкир государства и его фискальный агент;

с) проводит экономический  и денежный анализ и на его основе  вносит Правительству  свои предложения, доводит результаты анализа до  сведения общественности;

d) лицензирует,  осуществляет  надзор и  регулирование  деятельности финансовых учреждений;

е) предоставляет кредиты банкам;

f) осуществляет   надзор   за  системой  платежей  в  республике   и способствует   эффективному   функционированию   системы   межбанковских платежей;

g) выступает как единственный эмиссионный орган национальной валюты;

h) устанавливает, после консультаций с Правительством, режим обменного курса национальной валюты;

i) хранит валютные резервы государства и управляет ими;

j) от имени Республики  Молдова  принимает  на  себя  обязательства, выполняет   операции,   вытекающие  из  участия  Республики  Молдова   в деятельности международных публичных организаций,в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров;

k) составляет платежный баланс государства.

l) осуществляет валютное регулирование на территории Республики Молдова.

Операции на открытом рынке

Национальный банк может осуществлять на финансовых рынках операции с долговыми обязательствами, выпущенными государством, Национальным банком или  с любыми другими долговыми обязательствами путем их купли, хранения и продажи (\"спот\" и \"форвард\").

Валютные операции

Национальный банк имеет право:

а) покупать,  продавать  и  негоциировать  золотые  монеты,  золотые слитки и другие драгоценные металлы;

b) покупать, продавать и негоциировать иностранную валюту, используя активы, указанные в части (1) статьи 53;

с) покупать и  продавать казначейские обязательства и другие  ценные бумаги,   выпущенные  или  гарантированные  правительствами  иностранных государств и международными финансовыми публичными организациями;

d) устанавливать   курс,   по  которому  он  покупает,   продает   и осуществляет валютные операции.

Обязательные резервы, устанавливаемые финансовым учреждениям

(1) Национальный    банк   устанавливает   финансовым    учреждениям требование  поддержания  обязательных резервов в отношении  депозитов  и других   определенных  с  этой  целью  подобных  пассивов.  Эти  резервы поддерживаются    путем   удержания   наличности   в   кассах   или   на корреспондентских  счетах  банков либо на специальных счетах  финансовых учреждений в Национальном банке.

(2) Национальный  банк  устанавливает одинаковые нормы  обязательных резервов  на  однородные  пассивы и порядок  их  исчисления.  Требования поддержания обязательных резервов и их увеличения вступают в силу в срок не менее 10 дней после уведомления финансовых учреждений.

(3) Национальный   банк  оплачивает  часть  обязательных   резервов, превышающую  5  процентов от пассивов, на основании которых  исчисляются эти  резервы, или большую часть, установленную регламентом Национального банка.

(4) При несоблюдении    финансовыми    учреждениями    установленных требований  об  обязательных резервах Национальный банк налагает на  них штраф  в  размере  дневной базисной ставки на дату  недостачи  плюс  0,2 процента,  умноженной на сумму недостачи за весь период нарушения. Штраф взыскивается   в   государственный  бюджет  путем  списания   со   счета финансового учреждения в Национальном банке в бесспорном порядке.

Предоставление кредитов банкам

(1) Национальный банк может предоставлять кредиты банкам на условиях периодически устанавливаемых Национальным банком и гарантированных:

а) ценными бумагами, выпущенными Правительством и являющимися частью государственной эмиссии, со сроком погашения не более одного года со дня их приобретения Национальным банком;

b) ценными бумагами, выпущенными Национальным банком;

с) простыми или переводными векселями, выпущенными и выставленными в добросовестных коммерческих, промышленных или сельскохозяйственных целях имеющими   два   или  более  индоссамента,  из  которых  хотя  бы   один принадлежит  одному из банков, со сроком платежа не более девяти месяцев со дня их приобретения Национальным банком;

d) титульными   документами,   выпущенными  на  основании   товарно- материальных  ценностей,  полностью застрахованными от риска и потерь  в установленном Национальным банком объеме;

е) депозитами  и  другими  счетами в Национальном банке  или  другом финансовом учреждении, акцептованном банком, представляющими собой любые активы, которые Национальный банк может купить, продать и негоциировать.

(2) Кредиты,  указанные  в части (1), могут предоставляться  в  виде аванса,   займа,   купли,  продажи,  учета  и  переучета   негоциируемых инструментов на конкурсной или бесконкурсной основе.

(3) Национальный  банк  может предоставлять  необеспеченные  кредиты только  в  исключительных случаях, когда это необходимо  для  сохранения целостности банковской системы.

(4) Национальный   банк  устанавливает  и  периодически  доводит  до сведения общественности:

а) минимальную   процентную  ставку,  по  которой  он  предоставляет кредиты банкам;

b) объективные критерии, в соответствии с которыми банки допускаются к конкурсу для получения кредитов.

(5) Национальный   банк   может   устанавливать   дифференцированные процентные  ставки,  лимиты по различным категориям этих сделок и  сроки погашения.


3.        Коммерческий банк и его сущность исходя из Закона РМ «О финансовых  учреждениях» и организационно-правовое устройство.


Основные понятия


банк - финансовое   учреждение,   принимающее   от   физических   или юридических   лиц  депозиты  или  их  эквиваленты,  которые  могут   быть переведены  посредством различных платежных инструментов, и  использующее эти  средства полностью или частично для предоставления кредитов или  для инвестирования за свой счет и на свой риск;


Ограничения

(1) Ни одно лицо  не может осуществлять финансовую деятельность, включающую прием депозитов или их эквивалентов, без лицензии Национального банка.

(2) Ни одно лицо,  за  исключением банков, не имеет права  принимать личные депозиты или их эквиваленты.

(3) Ни одно лицо  не  может использовать без лицензии  Национального банка  слово  \"банк\" и его производные в отношении  своей  деятельности, кроме случаев, когда их использование признано законом или международным соглашением  либо  когда  из контекста  вытекает, что это  слово  и  его производные не относятся к финансовой деятельности.

(4) Ни один  иностранный  банк не может непосредственно осуществлять финансовую  деятельность  в  Республике  Молдова иначе  как  через  свои филиалы и отделения на основании лицензии Национального банка. Иностранный банк может открывать представительства в Республике Молдова только после письменного уведомления об этом Национального банка в соответствии с принятыми им нормативными актами. Деятельность представительств иностранных банков ограничивается предоставлением информации, установлением связей и выполнением представительских функций. Представительства не осуществляют ни один из видов деятельности, предусмотренных статьей 26.

(5) Ни одно лицо  не  может привлекать депозиты путем  представления недостоверных  сведений,  создания  видимости деятельности,  введения  в заблуждение или манипулирования иным способом.


 Создание и независимость банков


Банки создаются  в  виде  акционерных обществ в  соответствии  с законодательством   об   акционерных  обществах. Банки создаются в форме акционерного общества открытого типа.

(2) Банк обладает     юридической,     операционной,     финансовой, административной  независимостью по отношению к любому лицу, в том числе к   Национальному   банку,  Правительству  и  иным  органам   публичного управления,  если законодательством не предусмотрено иное. Ни одно  лицо не  имеет права ограничивать независимость банка, оказывать  воздействие на  его руководителей при выполнении ими своих функций или вмешиваться в деятельность  банка, за исключением выполнения определенных обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством.

(3) Банк вправе свободно заключать договоры, владеть и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, быть истцом и ответчиком в суде.

(4) Банки могут открывать филиалы и представительства на территории Республики Молдова и других государств только с предварительного разрешения Национального банка, на условиях, установленных принятыми им нормативными актами.


Минимальная сумма,  которую  банк  должен  поддерживать  в  качестве регламентированного  капитала, и минимальная сумма, которая должна  быть подписана и внесена в капитал банка, устанавливаются Национальным банком. Стоимость акций выплачивается полностью из собственных денежных средств.


Банк должен    иметь   устав,   содержащий   его   наименование, местонахождение,   цель  деятельности,  функции  совета  банка,   размер капитала,  виды, количество и номинальную стоимость акций и связанное  с ними  право  голоса.  Изменения  в устав могут  быть  внесены  только  с письменного согласия Национального банка.


(2) В своей деятельности     банк    руководствуется     внутренними положениями, утвержденными его советом, которые в соответствии с уставом банка устанавливают:

а) организационную  структуру и функции банка, порядок образования и компетенцию его руководящих и контрольных органов;

b) функции структурных   подразделений  банка,  их  руководителей  и служащих;

с) пределы полномочий    руководителей   и   служащих   банка    при осуществлении финансовой деятельности от имени банка и в его интересах;

d) функции ревизионной комиссии и других постоянных комиссий.

(3) Банки представляют Национальному банку заверенные копии устава и положений  банка, список должностных лиц, которые вправе действовать  от имени  банка, документ, устанавливающий пределы их полномочий, и образцы их подписей.

Органы управления и контроля

(1) Руководящими органами банка являются общее собрание акционеров, совет, исполнительный орган и ревизионная комиссия. Совет является органом управления банка, который выполняет функции надзора, разрабатывает и обеспечивает осуществление политики банка. Функции совета определяются уставом банка и его внутренними регламентами.

(2) Органом контроля    банка    является   ревизионная    комиссия, осуществляющая контроль за его деятельностью.

 Совет банка

(1) Совет банка  создается  в составе нечетного числа членов, но  не менее  трех человек. Члены совета избираются общим собранием  акционеров банка  на  срок до четырех лет. Члены совета могут назначаться на  новый срок.  Общее собрание акционеров банка может устанавливать оплату  труда членов совета. Большинство членов совета должны составлять лица, не состоящие в положении аффилированности по отношению к банку, за исключением аффилированности, определенной качеством члена совета банка.

(1) Совет банка  создается  в составе нечетного числа членов, но  не менее  трех человек. Члены совета избираются общим собранием  акционеров банка  на  срок до четырех лет. Члены совета могут назначаться на  новый срок.  Общее собрание акционеров банка может устанавливать оплату  труда членов совета.

(2) Членом совета  банка не может быть избрано или по решению общего собрания  акционеров банка может быть освобождено от обязанностей  члена совета лицо, которое:

а) является или может стать членом совета двух и более банков Республики Молдова;

b) лишено права быть членом совета банка;

с) является членом  Административного совета Национального банка или занимало эту должность в течение двенадцати предыдущих месяцев;

d) являлось субъектом  по  делу  о неплатежеспособности  и  не  было освобождено от уплаты долгов.

(3) Совет банка  и  его члены не могут передавать  свои  обязанности другим лицам.

Ревизионная комиссия

(1) Ревизионная  комиссия  состоит из нечетного числа, но не менее трех членов,  избранных  общим собранием акционеров банка на срок до четырех лет. Члены совета банка не могут быть одновременно членами ревизионной комиссии. Большинство членов ревизионной комиссии должны составлять лица, не являющиеся работниками банка.


(1) Ревизионная  комиссия  состоит из нечетного числа, но не менее трех членов,  избранных  общим собранием акционеров банка на срок до четырех лет. Члены совета банка не могут быть одновременно членами ревизионной комиссии.

(2) Ревизионная комиссия:

а) устанавливает процедуры бухгалтерского учета и контроля для банка в  соответствии с регламентами Национального банка, осуществляет  надзор за соблюдением этих процедур, проверяет счета и иные документы банка;

b) осуществляет  контроль  за  исполнением  законов  и  регламентов, применяемых к банку, и представляет совету банка соответствующие доклады;

с) представляет  заключения  по  запросам совета банка и  по  другим необходимым, по ее мнению, вопросам.

(3) Ревизионная  комиссия  проводит очередные заседания один  раз  в квартал  и созывается на внеочередные заседания советом банка или  двумя его  членами. Решения принимаются большинством голосов членов  комиссии, которые не имеют права воздерживаться при голосовании.

Требования к руководителям

Лица, избираемые  или назначаемые на должности руководителей  банка, должны  соответствовать требованиям, установленным Национальным банком в отношении  квалификации  и  опыта работы, репутации  в  деловых  кругах, отсутствия  судимости,  отсутствия  доказательст  в  ответственности  за возникновение  финансовых или административных проблем на прошлых местах работы,  отсутствия свидетельств финансового мошенничества, уклонения от уплаты налогов и т.п. Руководителями банков могут быть только физические лица, за исключением членов ревизионной комиссии, полномочия которых могут быть переданы аудиторской организации, если она не осуществляет аудиторский контроль банка. Эти лица должны быть утверждены Национальным банком до начала выполнения ими своих должностных обязанностей. Решение о таком утверждении принимается в соответствии с частью (2) статьи 7.

Коммерческая тайна и трастовые обязательства


(1) Настоящие и бывшие руководители, служащие и агенты банка обязаны хранить  коммерческую тайну, не использовать информацию, полученную  при исполнении  служебных  обязанностей, в личных интересах или в  интересах третьих  лиц,  за  исключением интересов банка, в котором  работают  или работали, и не допускать других лиц к этой информации.

(2) Данные сведения  могут  быть представлены  только  Национальному банку,  его  инспекторам и внешним аудиторам, одобренным им, судебным органам и органам уголовного преследования, исполнительным бюро Исполнительного департамента в пределах, необходимых для исполнения исполнительного документа,  Счетной  палате, Службе информации и безопасности Республики Молдова, соответствующим налоговым органам, Центру по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией,  в  порядке,   установленном законодательством,  а также в случае, когда для защиты интересов банка в суде   требуется раскрытие коммерческой тайны. Коммерческие банки обязаны представлять органам уголовного преследования материалы о сомнительных и безнадежных кредитах,  определенных  ими как таковые в соответствии  с  нормативными актами  Национального  банка,  для принятия  мер  согласно  действующему законодательству. Коммерческие банки обязаны также в пятидневный срок со дня открытия банковских счетов представлять  налогоплательщику документы, подтверждающие их открытие.


(2) Данные сведения  могут  быть представлены  только  Национальному банку,  его  инспекторам и внешним аудиторам, одобренным им, судебным органам и органам уголовного преследования,  Счетной  палате, Службе информации и безопасности Республики Молдова, соответствующим налоговым органам, Центру по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией,  в  порядке,   установленном законодательством,  а также в случае, когда для защиты интересов банка в суде   требуется раскрытие коммерческой тайны. Коммерческие банки обязаны представлять органам уголовного преследования материалы о сомнительных и безнадежных кредитах,  определенных  ими как таковые в соответствии  с  нормативными актами  Национального  банка,  для принятия  мер  согласно  действующему законодательству. Коммерческие банки обязаны также в пятидневный срок со дня открытия банковских счетов представлять  налогоплательщику документы, подтверждающие их открытие.

(2) Данные сведения  могут  быть представлены  только  Национальному банку,  его  инспекторам и внешним аудиторам, одобренным им, судебным органам и органам уголовного преследования,  Счетной  палате , соответствующим налоговым органам, Центру по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией,  в  порядке,   установленном законодательством,  а также в случае, когда для защиты интересов банка в суде   требуется раскрытие коммерческой тайны. Коммерческие банки обязаны представлять органам уголовного преследования материалы о сомнительных и безнадежных кредитах,  определенных  ими как таковые в соответствии  с  нормативными актами  Национального  банка,  для принятия  мер  согласно  действующему законодательству. Коммерческие банки обязаны также в пятидневный срок со дня открытия банковских счетов представлять  налогоплательщику документы, подтверждающие их открытие.

(2) Данные сведения  могут  быть представлены  только  Национальному банку,  его  инспекторам и внешним аудиторам, одобренным им, судебным  и следственным   органам   и  Счетной  палате , соответствующим налоговым органам, Центру по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией,  в  порядке,   установленном законодательством,  а также в случае, когда для защиты интересов банка в суде   требуется раскрытие коммерческой тайны. Коммерческие банки обязаны представлять следственным органам материалы о сомнительных и безнадежных кредитах,  определенных  ими как таковые в соответствии  с  нормативными актами  Национального  банка,  для принятия  мер  согласно  действующему законодательству. Коммерческие банки обязаны также в пятидневный срок со дня открытия банковских счетов представлять налогоплательщику документы, подтверждающие их открытие.

(2) Данные сведения  могут  быть представлены  только  Национальному банку,  его  инспекторам и внешним аудиторам, одобренным им, судебным  и следственным   органам   и  Счетной  палате , соответствующим налоговым органам, Центру по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией,  в  порядке,   установленном законодательством,  а также в случае, когда для защиты интересов банка в суде   требуется раскрытие коммерческой тайны. Коммерческие банки обязаны представлять следственным органам материалы о сомнительных и безнадежных кредитах,  определенных  ими как таковые в соответствии  с  нормативными актами  Национального  банка,  для принятия  мер  согласно  действующему законодательству. Коммерческие банки обязаны также в пятидневный срок со дня открытия банковских счетов представлять сведения о них соответствующим налоговым органам налогоплательщику документы, подтверждающие их открытие.

(3) Банки должны  устанавливать  такие процедуры, которые  исключают возникновение  конфликтных  ситуаций, когда обязанности руководителей  и служащих   по  отношению  к  одному  клиенту  входят  в  противоречие  с обязанностями  по  отношению к другому клиенту или когда их  собственные интересы входят в противоречие с обязанностями по отношению к клиенту.

Отмывание денег

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ