Ответы на вопросы для коллоквиума по дисциплине «Банковское дело»
(1)
Банк не имеет права утаивать, конвертировать или переводить деньги либо
иные ценности, если ему известно, что они получены в результате
преступной деятельности, для сокрытия их незаконного происхождения и
оказывать помощь лицу, участвующему в такой деятельности для избежания законных
последствий его деяний.
(2)
Считается, что банк знает о незаконном происхождении денег или иных
ценностей, если это вытекает из объективных обстоятельств,
подтвержденных фактами.
(3)
Банк обязан представлять компетентным органам информацию об известных
ему фактах получения денег или иных ценностей в результате преступной
деятельности в порядке, установленном законодательством. Указанное
представление информации не признается нарушением положений статьи 22.
Конфликт
интересов
(1)
Любой руководитель банка, являющийся стороной заключенного или предложенного
банку договора, затрагивающего его материальные интересы, или являющийся
руководителем лица, представляющего одну из сторон заключенного или
предложенного банку договора, или имеющий материальные интересы по отношению
к такому лицу, обязан письменно заявить банку о своей материальной
заинтересованности, когда он узнает или должен узнать о таком договоре.
(2)
Любой руководитель обязан не реже одного раза в год представлять совету банка
письменное заявление, содержащее сведения, достаточные для выявления
конфликта интересов. Признается достаточным для выявления конфликта
интересов указание имен и адресов компаньонов руководителя, существенные
сведения о его деятельности, об интересах его семьи, которые
подтверждают, что у него есть материальные интересы, связанные с заключением
договоров с каким-либо лицом, указанным в заявлении.
(3)
Руководитель, материальные интересы которого затрагиваются каким-либо
договором, должен покинуть любое заседание, на котором обсуждается
данный договор. В то же время его присутствие на заседании учитывается при
установлении кворума, а при голосовании он считается воздержавшимся. При
разделении голосов поровну голос председателя на заседании является решающим.
(4)
В целях применения частей (1) и (2) материальными признаются интересы, если
они связаны с имущественными, коммерческими или семейными интересами
(родственники первой и второй очереди) заинтересованного лица.
Заинтересованным признается лицо, имеющее материальный интерес в компании, в
которой оно обладает прямо или косвенно существенной долей или является ее
руководителем, а также в полном либо коммандитном товариществе, членом
которого является.
(5)
Если руководитель не заявил о конфликте интересов:
а)
суд по требованию банка, одного или нескольких его акционеров или
Национального банка может приостановить действие договора на
установленный им срок;
b) Национальный банк на
основании распоряжения может отстранить руководителя от должности на срок
не более одного года или освободить его от занимаемой должности.
(6)
Помимо трастовых обязательств, предусмотренных частью (3) статьи 22,
руководитель банка выполняет трастовые обязательства по отношению к банку, в
котором работает, и к клиентам банка, ставя интересы банка и его клиентов выше
своих собственных интересов.
Опубликование
баланса, заключения внешнего аудитора и годового отчета
Банк
в четырехмесячный срок по окончании финансового года публикует в газетах,
распространяемых по всей территории республики, а также в местностях, в
которых у банка есть территориальные подразделения, баланс и заключение
внешнего аудитора, а также и здает годовой отчет, копии которого
предоставляет общественности бесплатно.
В
соответствии со статьей 26 Закона о финансовых учреждениях существуют три
категории банковских лицензий.
А.
Лицензия уровня А дает право осуществлять виды финансовой деятельности, указанные
в пунктах а) - i) и n) части (1) статьи 26.
B.
Лицензия уровня В дает право осуществлять виды финансовой деятельности,
указанные в пунктах а) - j) и n) части (1) статьи 26.
C.
Лицензия уровня С дает право осуществлять виды финансовой деятельности, указанные
в пунктах а) - n) части (1) статьи 26.
Банки
не вправе осуществлять виды финансовой деятельности, не предусмотренные
лицензией.
Требования
к минимально необходимому совокупному нормативному капиталу
Согласно
требований «Регламента о лицензировании банков» от 13.11.2003, минимальный
размер совокупного нормативного капитала устанавливается в размере 50 млн.
леев.
Плата
за акции может быть внесена только собственными денежными средствами.
Имущественные взносы и другие неденежные взносы не могут использоваться для
покупки акций банка.
B.
Для получения лицензии уровня A банки должны иметь капитал от минимального до
двукратного размера совокупного нормативного капитала.
C.
Для получения лицензии уровня B банки должны иметь капитал от двукратного до
трехкратного размера совокупного нормативного капитала.
D.
Для получения лицензии уровня C банки должны иметь капитал, превышающий
трехкратный размер совокупного нормативного капитала.
E.
Новые лицензируемые банки, вне зависимости от того, лицензией какого уровня они
владеют, должны поддерживать минимальный коэффициент совокупного нормативного
капитала по отношению к активам, взвешенным с учетом риска, в размере по
меньшей мере двенадцати процентов (12%).
F.
Методы расчета совокупного нормативного капитала и коэффициента совокупного
нормативного капитала по отношению к активам, взвешенным с учетом риска, даны в
разделе III "Правила о достаточности капитала с учетом риска".
Финансовая
деятельность, разрешенная банкам
(1)
Банки могут осуществлять, в пределах полученной лицензии, следующую
деятельность:
а)
прием процентных и беспроцентных депозитов (на предъявителя, срочных и
др.);
b)
предоставление кредитов (потребительских и ипотечных, факторинг с правом
регресса или без него, финансирование коммерческих сделок, выдача гарантий и
поручительств и т. п.);
с)
заем средств, купля-продажа за счет банка или за счет клиентов (за
исключением андеррайтинга):
- инструментов финансового рынка (чеков, векселей, депозитных сертификатов
и т. п.);
- финансовых фьючерсов и опционов по негоциируемым ценным бумагам и процентным
ставкам;
- инструментов, связанных с процентной ставкой;
- негоциируемых ценных бумаг;
d)
расчетно-кассовое обслуживание;
е)
выпуск и управление платежными инструментами (кредитными и платежными
карточками, дорожными чеками, банковскими векселями и т. д.);
f)
купля-продажа денежных средств (в том числе иностранной валюты);
g)
финансовый лизинг;
h)
оказание услуг в отношении кредитования;
i)
оказание услуг в качестве финансового агента или консультанта, за исключением
указанных в пунктах а) и b);
j)
операции в иностранной валюте, в том числе фьючерсные договоры о ее продаже;
k)
оказание трастовых услуг (инвестирование и управление трастовыми фондами,
хранение ценных бумаг и других ценностей и управление ими и др.);
l)
оказание услуг по управлению портфелем инвестиций и
предоставление консультаций по инвестициям;
m)
андеррайтинг и размещение негоциируемых ценных бумаг и акций и операции с
акциями;
n)
иные виды финансовой деятельности, разрешенные Национальным банком.
(2)
Банки могут осуществлять финансовую деятельность на основании лицензии в
следующем порядке:
а)
банки, капитал которых составляет от минимального до двукратного размера
минимально необходимого капитала, могут осуществлять виды деятельности,
указанные в пунктах а) -i) и n) части (1), только в молдавских леях, за
исключением деятельности, предусмотренной в пункте f) части (1), и открытия
счетов/размещения средств в других банках на территории Республики Молдова;
b)
банки, капитал которых составляет от двукратного до трехкратного размера
минимально необходимого капитала, могут осуществлять виды деятельности,
указанные в пунктах а) - k) и n) части (1);
с)
банки, капитал которых превышает трехкратный размер минимально
необходимого капитала, могут осуществлять все виды деятельности,
указанные в части (1).
(3)
Банк не вправе осуществлять виды финансовой деятельности, не предусмотренные
лицензией.
Минимальный
нормативный капитал
Капитал первого уровня является основной составной совокупного
нормативного капитала, включающий:
Общую сумму:
а) простых акций;
b) привилегированных акций с нефиксированными дивидендами и
привилегированных некумулятивных акций с фиксированными дивидендами, выпущенных
без определенного срока;
с) избытка капитала (денежные средства, полученные от реализации
акций по сверхноминальной (фиксированной) стоимости, включенных в пп. а) и b);
d) нераспределенной прибыли и полученных или увеличенных резервов
в результате распределения прибыли;
минус общая сумма:
е) несформированной величины скидок на потери по кредитам и
финансовому лизингу (фонда риска);
f) чистых нематериальных активов.
В
соответствии с регламентом «по открытию и закрытию счетов в банках Республики
Молдова» от 30 декабря 1999 года:
Общие
положения
Предприятия,
учреждения и организации, независимо от их организационно-правовой формы,
обязаны хранить денежные средства в банке.
Каждое
юридическое или физическое лицо может открыть несколько счетов в молдавских
леях и/или в иностранной валюте в любом банке Республики Молдова и при его
согласии независимо от административно-территориального размещения, соблюдая
рамки закона.
Необходимые
для открытия счета документы предоставляются в банк главным бухгалтером
владельца счета или другим уполномоченным лицом. В случае осуществления
некоторых изменений в соответствующих документах копия изменений, нотариально
заверенная, предоставляется в банк в 5-дневный срок со дня их регистрации.
Для
открытия счета физические лица могут предоставлять необходимые документы лично
или при посредничестве уполномоченного лица.
Банк
обязан информировать налоговые органы по месту регистрации владельца счета в
сроки, предусмотренные действующим законодательством, об открытии и изменении
счетов, за исключением счетов физических лиц, не осуществляющих
предпринимательскую или прочий вид деятельности.
При
открытии счета адресом владельца счета считается адрес, указанный в уставе
(регламенте) и в копии свидетельства о регистрации предприятия или в других
документах, подтверждающих регистрацию клиента. Адрес, указанный в карточке с
образцами подписей и оттиском печати, должен соответствовать адресу, указанному
в вышеперечисленных документах.
Адресом
физического лица, не осуществляющего предпринимательскую или прочий вид
деятельности, основным считается адрес, указанный в заявлении об открытии
счета.
Открытие
текущих счетов юридическим лицам-резидентам
(1)
Для открытия текущего счета юридические лица- резиденты представляют следующие
документы:
а)
заявление об открытии счета (согласно образцу приложения №1).
Заявление
об открытии счета подписывается руководителем и главным бухгалтером владельца
счета. В случае, когда согласно действующему законодательству должность
бухгалтера не предусмотрена, заявление подписывается руководителем
(собственником) или лицом, уполномоченным решением учредителей;
b)
копия свидетельства о регистрации предприятия, выданного Государственной
регистрационной палатой Департамента информационных технологий, или другие
документы, подтверждающие государственную регистрацию в соответствии с
действующим законодательством, нотариально заверенная;
с)
копия учредительного документа (устав, регламент, учредительный договор и др.),
нотариально заверенная;
d)
копия сертификата о присвоении фискального кода, нотариально заверенная;
е)
свидетельство о постановке на налоговый учет (представляется отдельно по
каждому счету согласно требованиям законодательства и налоговых нормативных
актов);
f)
карточка с образцами подписей и оттиском печати (2 экземпляра согласно
приложению № 2);
g)
выписка из Государственного коммерческого регистра, подтверждающая лицо,
уполномоченное руководить предприятием, выданная Государственной
регистрационной палатой или ее территориальными структурами;
h)
другие документы на усмотрение банка.
Филиалы и
представительства местных предприятий
Для осуществления
деятельности филиалов и представительств местных предприятий, помимо
документов, предусмотренных в ст. 4 п.(1) настоящего регламента, при открытии
текущего счета владелец счета представляет ходатайство предприятия об открытии
текущего счета филиалу или представительству с указанием перечня операций,
разрешенных к осуществлению, с/на этом счете соответствующим подразделением,
его местонахождения, а также другая информация на усмотрение банка.
Открытие
текущих счетов юридическим лицам-нерезидентам
(1)
Для открытия текущего счета юридические лица- нерезиденты представляют все
документы, указанные в ст. 4 п.(1), за исключением абзаца g). В отсутствие
копии свидетельства о регистрации предприятия, выданного Государственной
регистрационной палатой Департамента информационных технологий, или других
документов, подтверждающих государственную регистрацию, согласно действующему
законодательству, можно представить копию выписки из коммерческого регистра
страны происхождения о регистрации предприятия в качестве юридического лица.
Особенности
открытия текущих счетов некоторым юридическим лицам-нерезидентам
(1)
Юридические лица-нерезиденты, счета в молдавских леях
Для
открытия текущего счета в молдавских леях юридические лица-нерезиденты согласно
уставу и осуществляемой деятельности, кроме документов, перечисленных в ст.6
п.(1) настоящего регламента, представляют дополнительно документы, указанные в
Регламенте о валютном регулировании на территории Республики Молдова с
последующими изменениями.
(2)
Дипломатические и консульские миссии иностранных государств
Для
открытия текущего счета дипломатические и консульские миссии иностранных
государств, кроме документов, предусмотренных в ст.4 п.(1) а), d), e), f), h),
представляют также копию документа, подтверждающего законный статус в
Республике Молдова.
(3) Международные
межправительственные организации non-profit
Для
открытия текущего счета международные межправительственные организации
non-profit, кроме документов, предусмотренных в ст.4 п.(1) а), d), e), f), h),
представляют копию документа, подтверждающего законный статус в Республике
Молдова. Организации, действующие на основе двусторонних договоров, заключенных
между странами и претендующие на иммунитет и некоторые привилегии, могут
представлять документ, подтверждающий законный статус в Республике Молдова,
выданный дипломатической миссией соответствующей страны в Республике Молдова.
(4)
Международные неправительственные организации и другие частные правовые
ассоциации non-profit
Для
открытия текущего счета международные неправительственные организации и другие
частные правовые ассоциации non-profit, кроме документов, предусмотренных в
ст.4 п.(1) а), d), е), f), h), представляют копию документа, подтверждающего
регистрацию в Республике Молдова, выданного Министерством юстиции, нотариально
заверенную.
(5)
Представительства иностранных предприятий
Для
открытия текущего счета представительства иностранных предприятий, кроме
документов, предусмотренных в ст.4 п.(1), представляют выписку из коммерческого
регистра соответствующей страны.
Открытие
текущих счетов физическим лицамрезидентам и нерезидентам
(1)
Физические лица-резиденты и нерезиденты, практикующие предпринимательскую или
прочий вид деятельности
а)
Для открытия текущего счета физические лица-резиденты и нерезиденты,
практикующие предпринимательскую деятельность, представляют документы,
предусмотренные в ст.4 п.(1) (для резидентов) или в ст.6 (для нерезидентов).
b)
Для открытия текущего счета физические лица-резиденты и нерезиденты,
практикующие прочий вид деятельности, представляют следующие документы:
-
заявление об открытии счета (согласно образцу приложения №1);
-
удостоверение личности;
-
копия документа, подтверждающего право на осуществление деятельности;
-
копия сертификата о присвоении фискального кода, нотариально заверенная (для
лиц, которым согласно действующему законодательству присваивается фискальный
код);
-
свидетельство о постановке на налоговый учет (для лиц, которым согласно
действующему законодательству присваивается фискальный код);
-
карточка с образцами подписей и оттиском печати, нотариально заверенная;
-
другие документы на усмотрение банка.
с) В
отсутствие печати физические лица-резиденты и нерезиденты, практикующие
предпринимательскую или прочий вид деятельности, могут представлять карточку
только с образцами подписей, нотариально заверенную, или ставят подпись в
присутствии работника банка на бланке, который разработан банком
самостоятельно.
(2)
Физические лица-резиденты и нерезиденты, не практикующие предпринимательскую
или прочий вид деятельности
а)
Для открытия текущего счета физические лица-резиденты и нерезиденты, не
практикующие предпринимательскую или прочий вид деятельности, представляют
следующие документы:
-
заявление об открытии счета (согласно образцу приложения № 1);
-
удостоверение личности;
-
копия сертификата о присвоении фискального кода, нотариально заверенная (для
физических лиц-нерезидентов);
-
другие документы на усмотрение банка.
Владелец
счета в присутствии банковского работника, уполномоченного руководством банка
открывать счет, ставит свою подпись на бланке, который разрабатывается банком
самостоятельно.
b)
Для несовершеннолетних лиц, недееспособных лиц открытие и ведение счетов
осуществляется их родителями или опекунами, имеющими на это право согласно
законодательству.
(3)
Физические лица-нерезиденты, счета в молдавских леях
Для
открытия текущего счета в молдавских леях физические лица-нерезиденты, кроме
документов, перечисленных в ст.8 п.(1) или п.(2) настоящего регламента,
представляют дополнительно документы, указанные в Регламенте о валютном
регулировании на территории Республики Молдова с последующими изменениями.
Закрытие
счетов
(1)
Банковские счета могут быть закрыты:
а)
на основании заявления владельца счета;
b)
на основании решения учредителей предприятия, учредительного органа или
согласно требованиям учредительных документов предприятия (в случае наличия
специальных полномочий);
с)
на основании решения судебной инстанции;
d) в
других случаях, предусмотренных законодательством Республики Молдова.
(2)
При наличии расчетных документов в “Регистре расчетных документов, взысканных в
бесспорном порядке’’, счет закрывается только после представления инициатором
закрытия счета информации об исполнении данных документов.
(3)
При закрытии счета владелец счета обязан вернуть чековую книжку “Для получения
наличных денег’’ с неиспользованными чеками.
(4)
Номера закрытых счетов не присваиваются другим счетам определенный период
времени, который должен быть не менее срока исковой давности.
(5)
При закрытии счета юридическое дело об открытии счета хранится в архиве банка.
Условное
закрытие счетов
(1)
В целях избежания причинения ущерба интересам владельцев счетов и если это не
противоречит требованиям, предусмотренным в договоре, счета, по которым
длительное время (2 года) не осуществлялось движение денежных средств, могут
быть условно закрыты. Остатки по этим счетам консолидируются на отдельном
централизованном счете с заполнением “Регистра условно закрытых банковских
счетов’’, который включает:
-
наименование владельца счета;
-
номер и наименование счета;
-
остаток по счету;
-
дата первоначального открытия счета;
-
дата условного закрытия;
-
дата окончательного закрытия;
-
другая информация на усмотрение банка.
В
“Регистре аналитических счетов, открытых в банке’’ делается соответствующая
запись.
(2)
Централизованный счет открывается по тому же синтетическому счету. Номера
условно закрытых счетов не разрешается присваивать другим открываемым счетам.
Выдача денежных средств с этого счета осуществляется только с разрешения уполномоченных
лиц банка в полной сумме после тщательной проверки. В обоих вышеперечисленных
регистрах делается запись об окончательном закрытии счета.
Расчетные
документы, находящиеся в “Регистре расчетных документов, взысканных в
бесспорном порядке”, по счетам, подлежащим условному закрытию, будут храниться
в том же журнале с указанием централизованного счета.
(3)
Если владелец условно закрытого счета желает восстановить отношения с банком,
ему открывается новый счет в порядке, установленном настоящим регламентом.
В соответствии с Регламентом о прямом дебетовании от
15.12.2005:
2.
Прямое дебетование, порядок организации
2.1.
Прямое дебетование представляет собой порядок оплаты, состоящий в дебетовании
банком-плательщиком банковского счета плательщика на сумму, указанную в
платежном требовании, выставленном бенефициаром, и соответствующем кредитовании
банком-бенефициаром банковского счета бенефициара.
2.2.
Дебетование банковского счета плательщика банком-плательщиком осуществляется
согласно поручению на прямое дебетование, а соответствующее кредитование
банковского счета бенефициара банком-бенефициаром - согласно обязательству по
прямому дебетованию.
2.3.
Поручение на прямое дебетование является сделкой, посредством которой
плательщик дает полномочия определенному бенефициару на выставление платежных
требований и банку-плательщику на дебетование своего счета на суммы, указанные
в платежных требованиях.
2.4.
Поручение на прямое дебетование составляется в 3 экземплярах в соответствии с
требованиями приложения 1 к настоящему регламенту, заверяется подписями
уполномоченных лиц плательщика и бенефициара и представляется плательщиком в
банк-плательщик.
2.5.
Банк-плательщик проверяет, заверено ли поручение на прямое дебетование лицами,
уполномоченными плательщиком распоряжаться денежными средствами, находящимися
на его счете, и в случае согласия исполнить поручение на прямое дебетование
акцептует его, заверяя все его экземпляры подписями своих уполномоченных лиц.
2.6.
Первый экземпляр поручения на прямое дебетование хранится в банке-плательщике,
а второй и третий экземпляры поручения на прямое дебетование возвращаются
плательщику.
2.7.
Второй экземпляр поручения на прямое дебетование хранится у плательщика, а
третий его экземпляр передается плательщиком бенефициару.
2.
8. Обязательство по прямому дебетованию является договором, заключенным между
бенефициаром и банком-бенефициаром, оговаривающим их обязанности при
использовании прямого дебетования.
2.
9. Обязательство по прямому дебетованию составляется бенефициаром в 2-х
экземплярах в соответствии с требованиями приложения 2 к настоящему регламенту
и заверяется подписями уполномоченных лиц бенефициара и банка-бенефициара.
2.10.
Первый экземпляр обязательства по прямому дебетованию хранится в
банке-бенефициаре, а второй - у бенефициара.
2.11.
Посредством прямого дебетования могут осуществляться платежи в молдавских леях
от резидентов или нерезидентов Республики Молдова в пользу резидентов за любой
вид оказанных услуг, выполненных работ и поставленных товаров.
3. Составление и подача
платежного требования
Платежное
требование представляется в 2 экземплярах бенефициаром или его уполномоченным
лицом. Первый экземпляр платежного требования заверяется подписями лиц, имеющих
право подписи, и печатью бенефициара.
3.4.
Платежное требование должно быть представлено в банк-бенефициар за 3 рабочих
дня до наступления даты завершения платежа. Дата завершения платежа указывается
бенефициаром в платежном требовании и представляет собой дату, на которую
банк-бенефициар должен кредитовать счет бенефициара.
3.5.
Банк-бенефициар принимает к исполнению платежное требование, если соблюдены
следующие условия:
a) бенефициар имеет банковский
счет, открытый в соответствии с требованиями действующих нормативных актов;
b) платежное требование
составлено в соответствии с требованиями настоящего регламента;
c) банк располагает
обязательством бенефициара по прямому дебетованию.
4.
Исполнение платежного требования банком-плательщиком
4.1.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения платежного требования из
АСМП, банк-плательщик устанавливает возможность его исполнения, проверяя:
a) правильность указания
банковского счета и фискального кода плательщика;
b) соответствие платежного
требования поручению на прямое дебетование;
c) возможность дебетования
банковского счета плательщика на всю сумму, указанную в платежном требовании;
d) отсутствие ограничений по
использованию средств, находящихся на счете плательщика, со стороны
законодательно уполномоченных органов.
4.2.
В случае если платежное требование не принято к исполнению, банк-плательщик
посылает в АСМП уведомление об отказе его исполнения.
4.3.
В случае если платежное требование принято к исполнению, банк-плательщик
дебетует банковский счет плательщика, а АСМП осуществляет клиринг и расчет
платежного требования.
4.5.
В день дебетования банковского счета плательщика банк-плательщик распечатывает
два экземпляра платежного требования, на которых проставляет необходимые
отметки в соответствии с пп. 1.15 - 1.20 приложения 5 к настоящему регламенту.
4.6.
Первый экземпляр платежного требования подшивается банком-плательщиком в дело.
Второй экземпляр платежного требования передается плательщику вместе с выпиской
со счета.
5.
Завершение прямого дебетования банком-бенефициаром
5.1.
Банк-бенефициар не позднее рабочего дня, следующего за днем получения из АСМП
информации по клирингу и расчету платежного требования, кредитует счет
бенефициара на сумму, указанную в платежном требовании, и проставляет
необходимые отметки на первом и втором экземплярах платежного требования в
соответствии с пп. 1.18 - 1.20 приложения 5 к настоящему регламенту.
5.2.
Первый экземпляр платежного требования подшивается банком-бенефициаром в дело.
Второй экземпляр платежного требования передается бенефициару вместе с выпиской
со счета.
5.
3. В случае если банк-бенефициар получает из АСМП информацию о неисполнении
платежного требования, он информирует об этом бенефициара в согласованном с ним
порядке.
Поручение на прямое дебетование должно содержать:
a) идентификационные данные плательщика/бенефициара
(наименование/фамилия и имя, фискальный код, номер банковского счета);
b) наименование и код банка-плательщика/банка-бенефициара;
c) отзывное полномочие на выставление платежных требований к
счету плательщика, открытому в банке-плательщике, данное плательщиком
бенефициару, а также разрешение на дебетование счета плательщика на суммы,
указанные в платежных требованиях, выставленных бенефициаром данному
банку-плательщику;
d) заранее установленные ограничения по времени (например,
еженедельно, ежемесячно, в установленные промежутки времени, в установленные
дни или при наступлении определенного случая) и по сумме (фиксированная, переменная
или максимальная сумма);
e) срок и способ предварительного уведомления плательщика
бенефициаром о сумме платежа и дате завершения платежа, за исключением случая,
когда плательщик и бенефициар договорились об отказе от предварительного
уведомления;
f) право плательщика в любой момент отменить или изменить
поручение на прямое дебетование на основании уведомления бенефициара и
банка-плательщика;
g) способ представления бенефициару поручения на прямое
дебетование;
h) подписи уполномоченных лиц бенефициара, плательщика,
банка-плательщика;
i) другие данные в соответствии с действующими нормативными
актами, относительно которых могут договориться стороны.
Обязательство по прямому дебетованию должно содержать:
a) обязательство бенефициара представлять для исполнения в
банк-бенефициар платежные требования, составленные в соответствии с поручениями
на прямое дебетование, акцептованными банком-плательщиком и действительными на
момент составления платежных требований;
b) обязательство бенефициара возместить банку-бенефициару любые
убытки, понесенные банком по вине бенефициара вследствие исполнения какого-либо
платежного требования;
c) обязательство бенефициара относительно достоверности
информации, указанной в платежном требовании;
d) обязательство бенефициара представить банку-бенефициару, по
его требованию, копию поручения на прямое дебетование, акцептованного
банком-плательщиком;
e) подписи уполномоченных лиц бенефициара и банка-бенефициара;
f) другие данные в соответствии с действующими нормативными
актами, относительно которых могут договориться стороны.
Типы
кредитовых переводов
2.1.
Кредитовый перевод представляет собой ряд операций, который начинается с
выписывания платежного поручения эмитентом и его исполнения банком-плательщиком
с целью предоставления в распоряжение бенефициара определенной суммы денежных
средств и завершается зачислением банком-бенефициаром соответствующей суммы на
счет бенефициара.
2.
2. Кредитовый перевод может быть осуществлен как в молдавских леях, так и в
иностранной валюте в соответствии с действующими нормативными актами. В
зависимости от специфики использования кредитовый перевод классифицируется в
обычный перевод и бюджетный перевод.
2.
3. Обычный перевод используется в целях осуществления всех платежей, которые не
относятся к национальному публичному бюджету, и может быть инициирован как
клиентом банка (владельцем банковского счета), так и непосредственно банком от
своего имени и за свой счет, а также при перечислении полученных сумм наличными
от физических лиц.
2.
4. Бюджетный перевод используется в целях осуществления платежей, относящихся
только к национальному публичному бюджету, и может быть инициирован как
клиентом банка (владельцем банковского счета), так и непосредственно банком от
своего имени и за свой счет, а также при перечислении полученных сумм наличными
от физических лиц.
2.
5. Как обычный перевод, так и бюджетный может быть использован и при
осуществлении платежей периодического характера в запрограммированные дни и на
установленные суммы (запрограммированный перевод), осуществляемый банком от
имени владельца банковского счета в определенных промежутках времени в
соответствии с условиями договора-поручения.
3.
Требования по составлению и представлению платежного поручения
3.
1. Кредитовый перевод осуществляется на основании платежного поручения,
составленного его эмитентом.
3.
2. При осуществлении кредитового перевода в молдавских леях эмитент платежного
поручения, в зависимости от наличия технических средств, использует формуляр
платежного поручения, представленный в приложении 1 или приложении 2 к
настоящему регламенту.
3.
3. При осуществлении кредитового перевода в иностранной валюте эмитент
платежного поручения использует формуляр, установленный самостоятельно
банком-плательщиком. Банк-плательщик может разрабатывать формуляр платежного
поручения согласно образцу, представленному в приложении 3 к настоящему
регламенту.
3.
4. Платежное поручение, используемое при осуществлении кредитового перевода в
молдавских леях, составляется в соответствии с Порядком составления платежного
поручения (приложение 4 к настоящему регламенту).
3.
5. При составлении платежного поручения, используемого для осуществления
кредитового перевода в иностранной валюте, указываются элементы, приведенные в
приложении 5 к настоящему регламенту.
3.
6. Платежное поручение составляется на государственном языке. При составлении
платежного поручения, используемого для осуществления кредитового перевода в иностранной
валюте, используемые элементы в международных системах платежей заполняются на
одном иностранном языке в соответствии с международной практикой. В платежном поручении не допускаются
исправления и/или подчистки.
3.
7. Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в
платежном поручении, возлагается на эмитента.
3.
8. Платежное поручение составляется:
a) в одном экземпляре - в
случае его составления банком-плательщиком при осуществлении кредитового
перевода от своего имени и за свой счет;
b) в двух экземплярах - в
случае его составления владельцем банковского счета, а также
банком-плательщиком при осуществлении перевода от имени владельца банковского
счета;
c) в трех экземплярах - в
случае его составления владельцем банковского счета при осуществлении
кредитового перевода в адрес государственного предприятия "Poşta Moldovei", к которым
прилагается, при необходимости, и список получателей денежных средств в трех
экземплярах.
3.
9. Платежное поручение представляется для исполнения в банк-плательщик
эмитентом или уполномоченным им лицом в день его составления, а в случае
составления платежного поручения подразделением Государственного казначейства
оно представляется для исполнения в банк-плательщик датой его составления на
протяжении текущего бюджетного года.
3.
10. Первый экземпляр платежного поручения, а в случае перевода в адрес
государственного предприятия "Poşta Moldovei" и первый экземпляр списка получателей денежных
средств заверяются подписями лиц с правом подписи и оттиском печати эмитента.
3.
11. Эмитент может отозвать платежное поручение до момента его исполнения
банком-плательщиком.
4.
Акцепт и исполнение платежного поручения банком-плательщиком
4.
4. Банк-плательщик списывает сумму, указанную в платежном поручении,
акцептованном для исполнения в день его представления, и передает его в тот же
день:
a)
через автоматизированную систему межбанковских платежей в адрес
банка-бенефициара;
b)
через внутреннюю систему банка в адрес бенефициара, в случае если плательщик и бенефициар
обслуживаются в том же банке;
c)
через другую систему, используемую банком в случае перевода в иностранной
валюте.
6.
Прием платежного поручения банком-бенефициаром
6.
1. Банк-бенефициар после приема платежного поручения от банка-плательщика через
автоматизированную систему межбанковских платежей осуществляет в тот же рабочий
день контроль правильности указания банковского счета и фискального кода
бенефициара.
6.
2. В случае если банковский счет и фискальный код бенефициара в платежном
поручении указаны правильно, кредитовый перевод считается завершенным и
банк-бенефициар осуществляет следующее:
a) зачисляет в тот же рабочий
день денежные средства на банковский счет бенефициара;
b) печатает два экземпляра
платежного поручения, первый экземпляр отправляет бенефициару, проставляя
релевантные отметки в соответствии с внутренними процедурами банка, второй
экземпляр включает в дело.
6.
3. Если банк-бенефициар обнаружил в полученном платежном поручении от
банка-плательщика ошибочно указанный банковский счет и/или фискальный код
бенефициара или отсутствие счета бенефициара, кредитовый перевод считается
незавершенным.
6.
4. В случае если кредитовый перевод не завершен, банк-бенефициар возвращает
банку-плательщику соответствующую сумму не позднее рабочего дня, следующего за
днем, когда она была получена, составляя платежное поручение в соответствии с
настоящим регламентом. В платежном поручении, составленном банком-бенефициаром,
указывается соответствующий код транзакции и делается ссылка на платежное поручение,
ошибочно переданное банком-плательщиком.
В
соответствии с регламентом о безналичных расчетах в Республике Молдова от
12.07.96:
АККРЕДИТИВ - представляет собой
обязательство банка об уплате определенной суммы денег бенефициару за
отпущенные товары или оказанные услуги при предъявлении документов,
подтверждающих отправку товара или оказание услуг в установленный период.
В
соответствии с регламентом об использовании документарного безотзывного и
покрытого аккредитива на территории Республики Молдова:
Документарный
аккредитив
является, независимо от наименования или описания, обязательством, посредством
которого банк (банк-эмитент), действуя по поручению и в соответствии с
указаниями своего клиента (распорядителя) либо от своего имени, осуществляет
выплату на основании документов третьему лицу (бенефициару) или по его
указанию, либо акцептует и оплачивает векселя, переведенные получателем, либо
уполномочивает другой банк осуществить такую выплату или акцептовать и оплатить
такие векселя.
Безотзывный
аккредитив
является аккредитивом, который не может быть изменен или аннулирован без
согласия распорядителя, бенефициара, банка-эмитента и банка-бенефициара.
Покрытый
аккредитив
является аккредитивом, при открытии которого банк-эмитент перечисляет со счета
плательщика или кредита, предоставленного плательщику сумму аккредитива
банку-бенефициару на балансовый счет "Creditori privind decontări documentare"
при условии использования этих денежных средств для оплаты аккредитива.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|