бесплатные рефераты

Ответы на вопросы для коллоквиума по дисциплине «Банковское дело»


Условия расчетов

Банк-эмитент - банк, который, на основании договора, заключенного в письменной форме с организатором системы платежей посредством банковских карточек, эмитирует банковские карточки, обслуживает держателей эмитированных им банковских карточек и дает разрешение на осуществление операций по банковским карточкам.

Банк-акцептант - банк, который, на основании договора, заключенного в письменной форме с организатором системы платежей посредством банковских  карточек, предоставляет торговцу услуги по приему карточек к оплате в соответствии с  договором об обслуживании торговца и/или выдает наличные денежные средства держателям банковских карточек.

Торговец - юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность или другой вид деятельности, которое принимает банковские карточки в качестве инструмента безналичной оплаты за отпускаемые товары, оказываемые услуги, выполняемые работы на основании договора, заключенного с банком-акцептантом.

Специальное устройство - устройство, посредством которого осуществляются операции с физическим использованием банковских карточек, которое может быть:

·          банкоматом, предназначенным для снятия наличных денежных средств с карточных счетов, переводов денежных средств, внесения денежных средств на счета, а также получения информации о состоянии счетов и об операциях, осуществленных посредством банковских карточек держателями банковских карточек в режиме самообслуживания;

·          импринтером, предназначенным для обслуживания держателей банковских карточек, находящимся в банке или у торговца, позволяющим нанести оттиск рельефных данных банковской карточки на стандартизированный формуляр квитанции;

·          терминалом, предназначенным для обслуживания держателей банковских карточек, находящимся в банке или у торговца, позволяющим считывать данные с магнитной полосы и/или с  микропроцессора  банковской карточки, обрабатывать эти и другие данные, касающиеся инициированной операции.

Персональный идентификационный номер держателя банковской карточки - персональный код, присвоенный банком-эмитентом держателю банковской карточки с целью его идентификации при осуществлении определенных операций с использованием карточки.

Организатор системы платежей посредством банковских карточек -  юридическое лицо, определяющее условия участия в системе платежей посредством банковских карточек, разрабатывающее стандарты и нормы, применяемые в системе, а также обеспечивающее выполнение банками, участвующими в системе, своих финансовых обязательств.


Операции, осуществляемые посредством банковских карточек

На территории Республики Молдова, посредством банковских карточек, могут быть осуществлены следующие операции:

- оплата товаров, приобретаемых у торговца, предоставленных услуг или обязательств перед бюджетом (налоги, пошлины, другие обязательные платежи);

- снятие наличных денег в банкоматах, в кассах банков, в соответствии с ограничениями, предусмотренными действующими нормативными актами;

- другие финансовые операции, в соответствии с положениями действующих нормативных актов (внесение наличных денег на банковский счет, переводы с одного счета на другой и т.д.).


Снятие наличных денег посредством бизнес-карточек для выплаты заработной платы и других выплат социального характера может быть осуществлено только в кассах банка. Банк обязан проконтролировать наличие платежного документа на осуществление обязательных платежей в соответствии с действующими нормативными актами.


Операции, подпадающие под валютное регулирование, выполняемые посредством карточек, эмитированных банками, лицензированными Национальным банком Молдовы/иностранными банками, должны осуществляться в соответствии с положениями нормативных актов в области валютного регулирования и положениями свидетельств о регистрации/разрешений Национального банка Молдовы,  в случае если последние должны быть выданы.


Банк-эмитент выдает выписки из карточных счетов в срок и в порядке, предусмотренные Правилами пользования карточками.


Банк-эмитент составляет выписки из карточных счетов в соответствии с действующими нормативными актами. Выписки из карточных счетов составляются на государственном языке или могут быть составлены на языке, запрашиваемом владельцем счета.


Порядок акцепта банковских карточек


Банк принимает банковские карточки при осуществлении наличных и безналичных операций в кассах банка и в собственной сети банкоматов.


Торговец принимает банковские карточки  к оплате согласно договору об обслуживании торговца, заключенном с банком-акцептантом в соответствии с положениями действующих нормативных актов.


Банк-акцептант обязан обучить торговцев приему к оплате банковских карточек, в том числе процедурам уведомления банка в случае выявления мошеннического использования или попыток мошеннического использования карточки, а также вывешивать на видном месте марки карточек, принимаемые к оплате.


Договор об обслуживании торговца, заключенный между торговцем и банком-акцептантом, должен оговаривать условия, на которых торговец принимает к оплате банковские карточки и содержать, по меньшей мере, следующее:

- порядок принятия карточек к оплате;

- способ составления квитанций и представления их банку;

- сроки возмещения банком платежей, осуществленных посредством карточек;

- банковский счет, на который будут возмещаться платежи, осуществленные посредством карточек;

- права, обязанности и ответственность договаривающихся сторон.


Порядок оформления банковских карт


Банк-эмитент обеспечивает ознакомление заявителя на получение банковской карточки с условиями эмиссии и использования карточек (в дальнейшем - Правила пользования карточками), а также с тарифами банка касающимися эмиссии и использования карточек, до момента получения карточки заявителем. Банк устанавливает Правила пользования карточками в соответствии с положениями настоящего Регламента,  Регламента по валютному регулированию на территории Республики Молдова и других действующих нормативных актов.


Банк-эмитент обязан выдать банковские карточки вместе с Правилами пользования карточками, а также с тарифами банка, касающимися эмиссии и использования карточек, и предоставить держателю карточки персональный идентификационный номер и/или другие коды, позволяющие его идентифицировать, генерируемые сторонним процессинговым центром, в котором обслуживается банк, или непосредственно банком. Правила пользования карточками вместе с тарифами банка выдаются заявителю на бумажном носителе или, с его согласия, в электронной форме.


Статистические отчеты


Банк составляет статистический отчет о своей деятельности в системах платежей посредством банковских карточек в  Национальный банк Молдовы по электронной почте, а в исключительных случаях, на магнитном носителе, согласно правилам представления отчетов в Национальный банк Молдовы, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, или в день, предшествующий  20 числу, в случае если 20 число является нерабочим днем.


Indicii activităţii în cadrul sistemului de plăţi cu carduri bancare din Republica Moldova

pe anul 2006


1. Numărul de carduri aflate în circulaţie la sfârşitul perioadei analizate - total 579,052

inclusiv:

1.1. carduri locale 13,111

1.2.carduri internaţionale 565,941

1.3. ponderea cardurilor locale, % (în total r.1.) 2.3

2. Numărul de carduri eliberate pe parcursul perioadei analizate - total 244,816

inclusiv:

2.1. carduri locale 166

2.2.carduri internaţionale 244,650

2.3. ponderea cardurilor locale, % (în total r.2.) 0.1

3. Numărul de carduri retrase din circulaţie pe parcursul perioadei analizate - total 98,255

inclusiv:

3.1. carduri locale 735

3.2.carduri internaţionale 97,520

3.3. ponderea cardurilor locale, % (în total r.3.) 0.7

4. Numărul de operaţiuni cu carduri emise în Republica Moldova efectuate în

Republica Moldova pe parcursul perioadei analizate – total 8,395,718

11.      Кассовые операции коммерческих банков.

12.      Пассивные операции коммерческих банков.

Операции, связанные с формированием ресурсов банков, относятся к пассивным.


Ресурсы коммерческих банков формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств.


К собственным средствам относятся акционерный, резервный капитал и нераспределенная прибыль.


Акционерный капитал (или уставной фонд банка) создается путем выпуска и размещения акций.


Нераспределенная прибыль - часть прибыли, остающаяся после выплаты дивидендов и отчислений в резервный фонд.


Собственные средства имеют важное значение для деятельности коммерческих банков. Снижение доли собственного капитала иногда приводит к банкротству банков. В периоды экономических или банковских кризисов недостаточно продуманная политика в области пассивов и их размещения приводит к банковским крахам.


Привлеченные средства составляют основную часть ресурсов коммерческих банков. Это депозиты (вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета.


Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате ко-торых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах  или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами.

Пассивные операции  играют важную роль в деятельности коммерчес-ких банков.Именно с их помощью банки приобретают  кредитные  ресурсы на рынке.

Существует четыре формы пассивных операций комерческих банков:

1)    первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.

2)    отчисления от прибыли банка на  формирование  или  увеличение фондов.

3)    получение кредитов от других юридических лиц.

4)    депозитные операции.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные  средс-тва, уже находящиеся в обороте.Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций.

С помощью  первых  двух  форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов- собственные ресурсы.Следующие две формы пассивных  операций создают вторую крупную группу ресурсов-заемные, или  привлеченные,  кредитные  ресурсы. Собственные  ресурсы банка представляют собой банковский капитал  и  приравненые  к  нему статьи.

13.      Собственные средства коммерческого банка. Совокупный нормативный капитал, порядок его расчета.

В соответствии с «Регламентом о достаточности капитала с учетом риска» от 17.10.2001

Совокупный нормативный капитал  включает:

общую сумму:

капитала первого уровня

капитала второго уровня

минус:

долевые участия в капитале других банков, имеющих лицензию Национального банка Молдовы.

В расчет совокупного нормативного капитала включены акции банка, находящиеся в обращении.


Капитал первого уровня является основной составной совокупного нормативного капитала, включающий:

Общую сумму:

а) простых акций;

b) привилегированных акций с нефиксированными дивидендами и привилегированных некумулятивных акций с фиксированными дивидендами, выпущенных без определенного срока;

с) избытка капитала (денежные средства, полученные от реализации акций по сверхноминальной (фиксированной) стоимости, включенных в пп. а) и b);

d) нераспределенной прибыли и полученных или увеличенных резервов в результате распределения прибыли;

минус общая сумма:

е) несформированной величины скидок на потери по кредитам и финансовому лизингу (фонда риска);

f) чистых нематериальных активов.

Капитал второго уровня - дополнительная составная совокупного нормативного капитала и включает:

Привилегированные кумулятивные и частично кумулятивные акции без определенного срока.

Избыток капитала за счет привилегированных кумулятивных и частично кумулятивных акций, в т.ч. привилегированные акции, конвертируемые в простые акции или в другие классы привилегированных акций.


Минимальный необходимый капитал - это минимальная сумма капитала первого уровня, установленная Национальным банком, которую банк должен иметь и поддерживать для осуществления финансовой деятельности согласно ст. 26 Закона о финансовых учреждениях.


Активы, взвешенные с учетом риска, - это активы банка и некоторые условные счета (представляющие риск для банка), которые классифицируются по категориям с определенной степенью риска. Степень риска, присвоенная конкретному активу или условному счету, определяет процент данного актива, который суммируется с остальными активами, взвешенными с учетом риска, для определения общей суммы активов банка взвешенных с учетом риска.

По внебалансовым счетам (представляющим риск для банка) до применения степени риска применяется фактор кредитной трансформации, после чего каждой преобразованной категории присваивается определенная степень риска в соответствии с видом активов или партнера, с которым осуществляется сделка.


Коэффициент достаточности капитала - используется при оценке достаточности капитала банка с учетом риска, где совокупный нормативный капитал является числителем, а активы, взвешенные с учетом риска, - знаменателем:


Нормативный капитал

--------------------------------- * 100 = достаточность капитала

Всего активы с учетом риска


Банки должны иметь и поддерживать коэффициент достаточности капитала с учетом риска в размере не менее двенадцати процентов (12%).

14.      Уставный капитал коммерческого банка, порядок его формирования и значение.

Согласно Ст. 14 Закона «о финансовых учреждениях» от 21.07.95,Минимальная сумма,  которую  банк  должен  поддерживать  в  качестве регламентированного  капитала, и минимальная сумма, которая должна  быть подписана и внесена в капитал банка, устанавливаются Национальным банком. Стоимость акций выплачивается полностью из собственных денежных средств.


Согласно Регламента Национального Банка Молдовы от 15.08.96 о «лицензирования банков», Плата за акции может  быть  внесена  только  собственными  денежными средствами. Имущественные взносы и другие неденежные взносы не могут использоваться для покупки акций банка.


15.      Привлеченные средства коммерческого банка.

16.      Порядок установления, начисления и уплаты процентов по привлеченным средствам.

17.      Сущность и виды активных операций коммерческих банков.

18.      Инвестиционная деятельность коммерческих банков.

19.      Пакет документов, предоставляемый заемщиком для получения кредита.

20.      Фомы и виды обеспечения кредита и их характеристика.

21.      Определение кредитоспособности клиента и процедуры выдачи кредитов коммерческим банком.

22.      Условия и порядок пролонгации и погашения кредита.

23.      Процент за кредит и методы его начисления и уплаты.

24.      Порядок предоставления долгосрочного кредита, включая ипотечный.

25.      «Крупный» кредит и порядок его предоставления.

26.      Особенности кредитования малого и среднего бизнеса.

27.      Порядок предоставления консорциальных кредитов.

28.      Классификация кредитного портфеля по риску и порядок резервирования средств в  фонд риска.

Условия классификации по риску и источники формирования фонда риска.

Сумма всех выданных, но не погашенных кредитов – КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ (КП).

Классификация кредита по риску:

- состояние кредита (срочный, пролонгированный, просроченный),

- соблюдение условий кредитного договора заемщиком,

- ликвидность залога,

- задолженность по кредиту (сумма) не должна превышать восьми кратного превышения УК.

На основе классификации кредитов по риску – пять категорий

                       (1)                            (2)                            (3)                            (4)

- стандартные                   2%           сумма кредита          4=3Х2/100

- под наблюдением            5%           сумма кредита          4=3Х2/100

- субстандартные              30%          сумма кредита          4=3Х2/100

- сомнительные                 75%          сумма кредита          4=3Х2/100

- безнадежные                  100%        сумма кредита          4=3Х2/100

                                                                      сумма КП                 Ф/Риска

Расчет Ф/Риска - 4=3Х2/100

Фонд риска формируется за счет доходов банка. Например, составил 8,0 млн. лей

Использование фонда риска происходит во время списания безнадежных кредитов – происходит погашение. Претензии к заёмщику сохраняются.


29.      Валютные операции, их сущность.

В соответствии с Регламент Национального Банка Молдовы «ПО ВАЛЮТНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА» от 13.01.94., Валютными операциями являются:

а) операции в иностранной валюте, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

b) операции в молдавских леях, за исключением операций между резидентами, которые предусматривают осуществление платежей и переводов на территории Республики Молдова, и операций резидентов, которые предусматривают осуществление односторонних переводов на территории Республики Молдова.

Операции, указанные в подпунктах а) и b) данного пункта, включают также ввоз в Республику Молдова/вывоз из Республики Молдова банкнот, монет и чеков в национальной валюте, а также банкнот, монет и дорожных чеков в иностранной валюте.


ВАЛЮТНЫЙ КУРС - цена одной валюты, выраженная в другой валюте, которая в соответствии с положениями настоящего регламента устанавливается Национальным банком Молдовы (официальный курс) или уполномоченными дилерами (курс, обменный курс, курс покупки и продажи).


УПОЛНОМОЧЕНННЫЙ ДИЛЕР - уполномоченный банк или обменная валютная касса.


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК - банк, имеющий выданную Национальным банком Молдовы лицензию на осуществление финансовой деятельности, которая разрешает покупку/продажу иностранной валюты или проведение любых операций в иностранной валюте. Банк осуществляет только те операции в иностранной валюте, которые разрешены ему в соответствии с категорией лицензии, которой он обладает.


ОБМЕННАЯ ВАЛЮТНАЯ КАССА - экономический агент, созданный для осуществления операций по валютному обмену физическим лицам на территории Республики Молдова, и имеющий соответствующую лицензию Национального банка Молдовы.


ПЛАТЕЖИ/ПЕРЕВОДЫ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕКУЩИМ ОПЕРАЦИЯМ - платежи/переводы (в молдавских леях и в иностранной валюте) между резидентами и нерезидентами в иных целях чем перевод капитала, которые включают, но не ограничиваются ими:


1) Любые платежи, осуществляемые в связи с внешней торговлей и другими текущими операциями, включая оказание услуг и выполнение работ, а также банковские кредитные услуги (посредством аккредитивов, овердрафтов, овернайтов, кредитных карточек) с первоначальными сроками погашения менее одного года.

2) Платежи, представляющие собой проценты по займам и чистый доход от других капиталовложений.

3) Платежи в погашение ссуд и в счет амортизации прямых инвестиций.

4) Переводы средств, предназначенных на расходы на содержание семьи (далее - семейные расходы).


КОТИРОВКА ВАЛЮТ - установление курса национальной валюты к иностранным валютам.

30.      Валютное регулирование в РМ, ее задачи и значение

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:

- контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей;

- контроль за валютными операциями;

- контроль за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.


В РМ основным документом в сфере валютного релулинования является Регламент Национального Банка Молдовы «ПО ВАЛЮТНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА» от 13.01.94.


ВВОЗ В РЕСПУБЛИКУ МОЛДОВА/ВЫВОЗ ИЗ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА БАНКНОТ, МОНЕТ И ЧЕКОВ

2.1. Ввоз в Республику Молдова/вывоз из Республики Молдова физическими лицами-резидентами и нерезидентами банкнот, монет и чеков в национальной валюте, а также банкнот, монет и дорожных чеков в иностранной валюте осуществляется в соответствии с положениями Закона № 1569-XV от 20.12.2002 г. о порядке ввоза в Республику Молдова и вывоза с ее территории имущества физическими лицами.

2.2. На основании подпункта с) абзаца (1) ст.3/1 закона, упомянутого в пункте 2.1 настоящего регламента, Национальный банк Молдовы устанавливает следующие документы, на основании которых физические лица могут вывезти из Республики Молдова банкноты, монеты и чеки в национальной валюте, а также банкноты, монеты и дорожные чеки в иностранной валюте:

a) разрешения на вывоз валюты за границу, выданные уполномоченными банками, в случаях, указанных в пунктах 4.4.7 и 5.5.5 настоящего регламента;

b) разрешения на вывоз валюты за границу, выданные Национальным банком Молдовы в случаях и на условиях, предусмотренных Инструкцией о переводе/вывозе из Республики Молдова денежных средств отдельными категориями физических лиц (утвержденной Постановлением Административного совета Национального банка Молдовы № 184 от 13.07.2006 г.).

2.3. В рамках своей финансовой деятельности, осуществляемой в соответствии с лицензиями, выданными Национальным банком Молдовы, банки могут осуществлять операции по ввозу в Республику Молдова/вывозу из Республики Молдова наличной национальной или иностранной валюты. Данные операции осуществляются в соответствии с положениями Инструкции о ввозе/вывозе банками наличных денег в Республику/из Республики Молдова (утвержденной Постановлением Административного совета Национального банка Молдовы № 340 от 18.11.1998 г., с последующими изменениями и дополнениями).


РЕПАТРИАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ХРАНЕНИЕ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ В КАССЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА-РЕЗИДЕНТА

3.1. Резиденты обязаны переводить (репатриировать) в Республику Молдова все суммы (в иностранной валюте и молдавских леях), полученные от внешних операций, за исключением комиссионных и других банковских расходов (в соответствии с международными банковскими правилами).

Исключение из вышеуказанной обязанности составляют:

а) уполномоченные банки - в отношении сумм, полученных в рамках деятельности, осуществляемой на основании лицензии, выданной Национальным банком Молдовы;

b) резиденты-юридические лица - только в случаях, предусмотренных Инструкцией об осуществлении перевода капитала в форме инвестиций (утвержденной постановлением Административного совета Национального банка Молдовы №186 от 29 июля 2004 г., с последующими изменениями и дополнениями, а также в случаях, если разрешение Национального банка Молдовы специально оговаривает это исключение;

c) резиденты-физические лица - в отношении сумм, полученных за границей в течение их временного пребывания за рубежом, и только на этот период.

d) экономические агенты-резиденты - в случае предусмотренных Законом о регулировании репатриации денежных средств, товаров и услуг, полученных в результате внешнеэкономических сделок (№ 1466-XIII от 29.01.1998 г.).

Перевод (репатриация) денежных средств в Республику Молдова юридическими лицами-резидентами осуществляется на их счета, открытые в уполномоченных банках.

3.2. Экономические агенты - резиденты Республики Молдова обязаны обеспечить поступление на свои счета в уполномоченных банках денежных средств (как в иностранной валюте, так и в молдавских леях), полученных от экспорта или от других внешнеэкономических сделок, в сроки, предусмотренные Законом о регулировании репатриации денежных средств, товаров и услуг, полученных в результате внешнеэкономических сделок (№1466-XIII от 29.01.98 г.).

3.3. Гостиницы и другие организации, которые получили лицензии/разрешения Национального банка Молдовы, разрешающие прием от физических лиц наличной иностранной валюты, обязаны продать ее уполномоченному банку, если иное не предусмотрено в разрешении НБМ.

Организации, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право конфисковывать (изымать) иностранную валюту, также продают ее уполномоченному банку, если иное не установлено специально законодательными актами Республики Молдова или Национальным банком Молдовы.

3.4. Наличная иностранная валюта может храниться в кассе юридического лица-резидента в случае, если:

а) наличная иностранная валюта была выдана со счета юридического лица-резидента в соответствии с пунктом 4.4.5 настоящего регламента;

b) наличная иностранная валюта была получена от физических лиц на основании соответствующей лицензии/разрешения Национального банка Молдовы, позволяющего прием от физических лиц наличной иностранной валюты.

Национальный банк Молдовы может установить лимит наличной иностранной валюты, которая может храниться в кассе юридического лица-резидента, имеющего вышеупомянутую лицензию/разрешение Национального банка Молдовы. Суммы, превышающие установленный лимит, подлежат сдаче в уполномоченный банк для продажи.

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

Национальный банк Молдовы проводит операции купли - продажи иностранной валюты с уполномоченными дилерами, иностранными банками и Правительством Республики Молдова.

Уполномоченные дилеры имеют право покупать и продавать иностранную валюту как резидентам, так и нерезидентам в соответствии с лицензиями, выданными Национальным банком Молдовы, а также положениями нормативных актов Национального банка Молдовы.

6.1.2. Правительство Республики Молдова может покупать и продавать иностранную валюту через Национальный банк Молдовы и уполномоченные банки.

6.1.3. Национальный банк Молдовы и уполномоченные банки осуществляют операции покупки и продажи иностранной валюты на межбанковском рынке Республики Молдова в соответствии с положениями Соглашения о межбанковском рынке валютных операций Республики Молдова.

6.1.4. Национальный банк Молдовы устанавливает официальный курс молдавского лея к иностранным валютам (официальный курс).

Способы установления официального курса молдавского лея к иностранным валютам, а также перечень котируемых иностранных валют определяется соответствующим нормативным актом Национального банка Молдовы.

6.1.5. В результате установления официального курса молдавского лея Национальный банк Молдовы составляет Информационный бюллетень об официальном курсе молдавского лея к иностранным валютам, который распространяется уполномоченным банкам и широкой общественности посредством различных средств сообщения.

6.1.6. Официальный курс, установленный Национальным банком Молдовы, используется в бухгалтерских и статистических расчетах, если законодательство не предусматривает иное. Применение официального курса при осуществлении операций покупки и продажи иностранной валюты не является обязательным.

6.1.7. При осуществлении Национальным банком Молдовы операций покупки и продажи иностранной валюты со своими клиентами, за исключением уполномоченных банков, применяются курсы покупки и продажи, установленные в соответствии с внутренними правилами Национального банка Молдовы.

6.1.8. Уполномоченные банки самостоятельно устанавливают курсы покупки-продажи иностранной валюты по сделкам с юридическими лицами. При этом, эти курсы могут быть установлены как единые для всех клиентов-юридических  лиц, так и для каждого клиента-юридического лица в отдельности в зависимости от суммы сделки или других критериев, установленных уполномоченным банком. Это правило применяется при покупке/продаже иностранной валюты как за молдавские леи, так и за другую иностранную валюту.

6.1.9. Уполномоченные банки и обменные валютные кассы могут производить сделки купли-продажи банкнот, монет и дорожных чеков в иностранной валюте с физическими лицами по курсу покупки-продажи, определяемому самостоятельно данными уполномоченными дилерами в соответствии с положениями Регламента № 10018-20 об организации и функционировании на территории Республики Молдова обменных валютных касс и обменных пунктов при гостиницах (утвержденного решением Административного совета Национального банка Молдовы от 06.05.1994 г., протокол № 22, с последующими изменениями).

Уполномоченные банки самостоятельно устанавливают курсы покупки и продажи иностранной валюты по сделкам покупки и продажи иностранной валюты, осуществляемым в безналичном порядке с физическими лицами. Эти курсы могут быть установлены как единые для всех клиентов - физических лиц, так и отдельно для каждого клиента в зависимости от суммы сделки или других критериев, установленных уполномоченным банком. Это правило применяется при покупке/продаже иностранной валюты как за молдавские леи, так и за другую иностранную валюту.

6.2.1. Юридические лица-резиденты (за исключением уполномоченных банков) имеют право покупать и продавать иностранную валюту за молдавские леи или за другую иностранную валюту только через уполномоченные банки.

Физические лица-резиденты имеют право покупать и продавать иностранную валюту за молдавские леи или за другую иностранную валюту через уполномоченные банки и обменные валютные кассы.

Юридические лица-нерезиденты имеют право покупать и продавать в Республике Молдова иностранную валюту за молдавские леи или за другую иностранную валюту только через уполномоченные банки.

Физические лица-нерезиденты имеют право покупать и продавать в Республике Молдова иностранную валюту за молдавские леи или за другую иностранную валюту через уполномоченные банки и обменные валютные кассы.

6.2.2. Юридические лица-резиденты (за исключением уполномоченных банков) имеют право покупать иностранную валюту за молдавские леи только в случае, если иностранная валюта необходима для:

a) осуществления платежей/переводов в пользу нерезидентов согласно положениям настоящего регламента;

b) осуществления платежей/переводов за рубеж в пользу резидентов - только в случае, если эти платежи/переводы могут быть осуществлены согласно действующему законодательству;

c) оплаты командировочных расходов и других расходов, связанных с командировкой;

d) погашения кредитов в иностранной валюте, полученных от уполномоченных банков, и осуществления платежей, связанных с уплатой процентов и других причитающихся платежей, предусмотренных кредитным договором;

e) осуществления обменными валютными кассами операций по валютному обмену физическим лицам.

6.2.3. Если в соответствии с законодательными актами/подтверждающими документами предусмотрено осуществление платежа/перевода в молдавских леях, юридические лица-резиденты не имеют права покупать иностранную валюту за молдавские леи на валютном рынке.

6.2.4. Юридические лица-резиденты (за исключением уполномоченных банков) обязаны использовать иностранную валюту, купленную согласно положениям пункта 6.2.2 настоящего регламента, в течение 7-ми рабочих дней со дня зачисления купленной иностранной валюты на их счета.

Если купленная иностранная валюта не была использована по назначению в установленный срок, юридические лица обязаны предложить ее для продажи за молдавские леи уполномоченным банкам.

Исключением от вышеуказанных положений являются случаи, когда нормативные акты Национального банка Молдовы предусматривают иное.

6.2.5. Иностранная валюта/молдавские леи, полученные резидентами и нерезидентами в результате операций по продаже денежных средств со своих счетов, используются в соответствии с  правилами осуществления операций со счетов резидентов и, соответственно, нерезидентов, предусмотренными настоящим регламентом, а также другими нормативными актами Национального банка Молдовы.

ПЛАТЕЖИ И ПЕРЕВОДЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ

7.1. Резиденты не имеют права переводить денежные средства со своих счетов в иностранной валюте, открытых в уполномоченных банках, на счета в иностранной валюте других резидентов, находящиеся в этом или другом уполномоченном банке, за исключением:

a) переводов, осуществляемых уполномоченными банками, а также в пользу уполномоченных банков;

b) переводов в иностранной валюте между участниками биржевой торговли в рамках внешних сделок, заключенных на Универсальной товарной бирже Молдовы, осуществляемых в соответствии с положениями Инструкции об осуществлении валютных расчетов по сделкам, заключенным на Универсальной товарной бирже Молдовы с участием нерезидентов (утвержденной решением Административного совета Национального банка Молдовы № 195 от 5.08.2004 г., с последующими изменениями и дополнениями);

c) случаев, предусмотренных пунктом 7.2 настоящего регламента.

7.2. Денежные средства со счетов физических лиц-резидентов в иностранной валюте, открытых в уполномоченных банках, не могут быть переведены на счета в иностранной валюте других резидентов, находящиеся в этом или другом уполномоченном банке, за исключением случаев их передачи по наследству, на основании соответствующего решения суда, а также в других случаях в соответствии с законодательными актами Республики Молдова.

Перевод иностранной валюты осуществляется на основании обосновывающих документов, которые представляются в оригинале и в фотокопиях. Упомянутые документы в оригинале возвращаются соответствующему лицу, а их фотокопии, заверенные ответственным лицом банка, хранятся в уполномоченном банке.

7.3. Резиденты, за исключением уполномоченных банков, не имеют права переводить денежные средства со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, на находящиеся за рубежом счета других резидентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7.5 и 7.8 настоящего регламента.

7.4. Положения пунктов 7.1 - 7.3 настоящего регламента применяются и в случаях, когда физические лица-резиденты осуществляют переводы в соответствии с положениями упомянутых пунктов без открытия счетов, а также в случае, если денежные средства по переводам получены их бенефициарами без открытия счетов.

7.5. Юридические лица-резиденты имеют право осуществлять платежи/переводы в иностранной валюте/молдавских леях за границу в пользу других резидентов, если данные платежи/переводы осуществляются в целях:

a) содержания находящихся за рубежом дипломатических миссий, консульских учреждений и других официальных представительств Республики Молдова, которые финансируются за счет средств национального публичного бюджета;

b) оплаты в пользу официальных представителей Республики Молдова расходов, связанных с выполнением данными представителями определенных служебных поручений за границей;

c) осуществления в соответствии с действующим законодательством перевода денежных средств в качестве дарения в различных формах: подарка, дара, безвозмездной помощи и т.д. (далее - "дарение") в пользу находящихся за рубежом дипломатической миссии, консульского учреждения и другого официального представительства Республики Молдова, финансируемых за счет средств национального публичного бюджета;

d) осуществления в соответствии с действующим законодательством единовременного перевода в качестве дарения в пользу физического лица-резидента, находящегося за рубежом, в сумме, не превышающей 10000 евро (или их эквивалент);

e) содержания, находящихся за рубежом представительств юридических лиц-резидентов;

f) выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам юридических лиц-резидентов, которые осуществляют трудовую деятельность за рубежом;

g) выплаты расходов, связанных с командировкой, работникам юридических лиц-резидентов, находящимся в командировке за рубежом;

h) в других целях - на основании разрешения Национального банка Молдовы.

7.6. Резиденты имеют право осуществлять платежи/переводы в иностранной валюте/молдавских леях в пользу нерезидентов в рамках международных текущих операций, а также в рамках операций, относящихся к переводу капитала (которые в соответствии с нормативными актами Национального банка Молдовы могут быть осуществлены при наличии или без разрешения Национального банка Молдовы), в том числе:

a) перевод денежных средств нерезидентов, полученных в результате ликвидации или продажи инвестиций, осуществленных нерезидентами в Республике Молдова;

b) возврат денежных средств, полученных от нерезидентов в аванс, в случае, если операция, для осуществления которой были получены соответствующие денежные средства, не была осуществлена или была осуществлена частично;

c) осуществление платежей/переводов без разрешений, если такое положение специально предусмотрено законодательными актами Республики Молдова.

7.7. Юридические лица-резиденты могут осуществлять платежи/переводы в пользу нерезидентов и за границу в пользу резидентов по представлению уполномоченному банку подтверждающих документов, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами Национального банка Молдовы.

Юридические лица-резиденты могут осуществлять платежи/переводы, упомянутые в пункте 7.5 настоящего регламента, в частности те, которые указаны в:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ