Построение экономической модели с использованием симплекс-метода 
		 Построение экономической модели с использованием симплекс-метода 
  
  
  
Курсовая работа  
  
Тема: Построение экономической
модели с использованием симплекс-метода . 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
                                                     
Работу выполнил 
                                                     
студент УТФ-4-2   
                                                     Кулаков
О. А. 
  
  
  
  
  
Оглавление . 
  
Введение 
  
Моделирование 
как метод научного познания. 
  
Введение в симплекс-метод 
  
1. Словесное описание  
2. Математическое описание  
3. Ограничения 
4. Переменные 
5. Целевая функция 
  
Симплекс-метод . 
  
1. Представление пространства решений стандартной
задачи линейного программирования 
2. Вычислительные процедуры симплекс-метода 
  
Анализ результатов . 
  
1. Оптимальное решение 
2. Статус ресурсов 
3. Ценность ресурса 
4. Максимальное изменение запаса ресурса 
5. Максимальное изменение коэффициентов удельной 
прибыли
( стоимости ) 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Моделирование  как метод научного познания. 
  
  
     Моделирование в научных исследованиях  стало 
применяться еще в  глубокой  древности  и постепенно
захватывало все новые области научных знаний :  техническое  конструирование , 
строительство и архитектуру
, астрономию , физику , химию ,
биологию и , наконец , общественные науки
.  Большие успехи и
признание практически во всех отраслях современной науки принес методу
моделирования ХХ в .  Однако методология моделирования долгое
время развивалась независимо отдельными науками .  Отсутствовала единая система понятий, единая терминология . Лишь постепенно стала осознаваться  роль  моделирования как
универсального метода научного познания . 
     Термин "модель"  широко  используется 
в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество 
смысловых  значений . Рассмотрим  только такие
"модели",  которые являются инструментами получения знаний . 
     Модель - это такой материальный или мысленно
представляемый объект,  который в  процессе  исследования  замещает 
объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале . 
     Под моделирование понимается процесс построения ,
изучения и применения моделей .  Оно тесно связано с
такими категориями , как абстракция , аналогия , гипотеза и др .
Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций
,  и умозаключения по аналогии,  и  конструирование научных
гипотез. 
     Главная особенность моделирования в том ,  что 
это  метод опосредованного познания с помощью
объектов-заместителей .  Модель выступает как своеобразный инструмент  познания
,  который исследователь ставит  между собой и объектом и
с помощью которого изучает интересующий его объект .  Именно эта  особенность метода моделирования  определяет специфические формы использования
абстракций ,  аналогий , гипотез , других категорий и методов познания . 
     Необходимость использования метода моделирования 
определяется тем,  что  многие объекты ( или проблемы ,  относящиеся к этим
объектам ) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это
исследование требует много времени и средств. 
     Моделирование - циклический процесс . Это
означает , что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй , 
третий и т.д.  При этом знания об исследуемом объекте  расширяются  и
точняются, а исходная модель постепенно совершенствуется . Недостатки ,
обнаруженные  после  первого  цикла   моделирования , бусловленные малым 
знанием  объекта  и ошибками в построении модели , можно исправить в
последующих  циклах .  В  методологии моделирования , таким образом , заложены
большие возможности саморазвития . 
  
  
Словесное описание 
  
  
            Фирма , производящая некоторую продукцию
осуществляет её рекламу двумя способами через радиосеть и через телевидение .
Стоимость рекламы на радио обходится фирме в 5 $ ,
а стоимость телерекламы - в 100$  за минуту .  
            Фирма готова тратить на рекламу по 1000 $ в
месяц . Так же известно ,  что фирма готова рекламировать свою продукцию по
радио по крайней мере в 2 раза чаще , чем по телевидению .  
             Опыт предыдущих лет показал , что
телереклама приносит в 25 раз больший сбыт продукции нежели радиореклама .  
              Задача заключается в правильном
распределении финансовых средств фирмы .  
  
Математическое описание . 
  
  
X1 -
время потраченное на радиорекламу . 
X2 - время потраченное на телерекламу   . 
Z
- искомая целевая функция
, оражающая максимальный сбыт от 2-ух видов рекламы . 
X1=>0 ,
X2=>0 , Z=>0 ; 
Max
Z = X1 + 25X2 ; 
5X1 + 100X2 <=1000
; 
X1 -2X2 => 0 
Использование графического способа удобно только при
решении задач ЛП с двумя переменными . При большем числе переменных необходимо
применение алгебраического аппарата . В данной главе рассматривается общий
метод решения задач ЛП , называемый симплекс-методом . 
            Информация , которую можно получить с
помощью симплекс-метода , не ограничивается лишь оптимальными значениями
переменных . Симплекс-метод фактически позволяет дать экономическую
интерепритацию полученного решения и провести анализ модели на чувствительность
.  
           Процесс решения задачи линейного
программирования носит итерационный характер : однотипные вычислительные
процедуры в определенной последовательности повторяются до тех пор , пока не
будет получено оптимальное решение . Процедуры , реализуемые
в рамках симплекс-метода , требуют применения вычислительных машин - мощного
средства решения задач линейного программирования . 
           Симлекс-метод - это характерный пример
итерационных вычислений , используемых при решении большинства оптимизационных
задач . В данной главе рассматриваются итерационные процедуры такого рода ,
обеспечивающие решение задач с помощью моделей исследования операций .   
          В гл 2 было показано , что правая и левая
части ограничений линейной модели могут быть связаны знаками <= , = и => .
Кроме того , переменные ,
фигурирующие в задачах ЛП , могут быть неотрицательными или не иметь
ограничения в знаке . Для построения общего метода решения задач ЛП
соответствующие модели должны быть представлены в некоторой форме , которую
назовем стандатрной формой линейных оптимизационных моделей . При стандартной
форме линейной модели  
1.   
Все ограничения
записываются в виде равенств с неотрицательной правой частью ; 
2.   
Значения всех
переменных модели неотрицательны ; 
3.   
Целевая функция
подлежит максимизации или минимизации . 
Покажем , каким образом любую линейную модель можно
привести к стандартной . 
  
  
           Ограничения    
  
1.   
Исходное
ограничение , записанное в виде неравенства типа <= ( =>) , 
можно представить в виде равенства , прибавляя
остаточную переменную к левой части ограничения ( вычитая избыточную переменную
из левой части ) .  
      Например , в левую часть исходного ограничения  
5X1 + 100X2 <= 1000 
вводистя остаточная переменная S1 > 0 , в результате чего исходное неравенство
обращается в равенство  
5X1 + 100X2 + S1 = 1000 , S1 => 0 
Если исходное ограничение определяет расход некоторого
ресурса , переменную S1 следует интерпретировать как остаток , или
неиспользованную часть , данного ресурса . 
      Рассмотрим исходное ограничение другого типа : 
X1 - 2X2 => 0 
Так как левая часть этого ограничения не может быть
меньше правой , для обращения исходного неравенства в равенство вычтем из его
левой части избыточную переменную S2 > 0 .
В результате получим  
X1 - 2X2 - S2 = 0 , S2 => 0 
2.  
Правую часть
равенства всегда можно сделать неотрицательной , умножая оби части на -1 . 
Например равенство  X1 - 2X2 - S2 = 0
эквивалентно равенству - X1 + 2X2 + S2 = 0 
3.  
Знак неравенства
изменяется на противоположный при умножении обеих частей на -1 . 
     Например можно вместо 2 < 4
записать - 2 > - 4 , неравенство X1 - 2X2 <= 0 заменить на - X1 +
2X2 => 0  
  
  
         Переменные  
  
      Любую переменную Yi , не
имеющую ограничение в знаке , можно представить как разность двух
неотрицательных переменных :  
Yi=Yi’-Yi’’, где
Yi’,Yi’’=>0. 
Такую подстановку следует использовать во всех
ограничениях , которые содержат исходную переменную Yi , а
также в выражении для целевой функции .  
      Обычно находят решение задачи ЛП , в котором
фигурируют переменные Yi’ и
Yi’’ ,
а затем с помощью обратной подстановки определяют величину Yi . Важная особенность переменных Yi’ и
Yi’’ состоит в том , что при любом допустимом
решении только одна из этих переменных может принимать положительное значение ,
т.е. если Yi’>0 , то Yi’’=0,
и наоборот . Это позволяет рассматривать Yi’ как
остаточную переменную , а Yi’’ - как избыточную переменную , причем лишь одна
из этих переменных может принимать положительное значение . Указанная
закономерность широко используется в целевом программировании и фактически
является предпосылкой для использования соответсвующих преобразований в задаче
2.30  
  
  
         Целевая функция  
  
      Целевая функция линейной оптимизационной модели
, представлена в стандартной форме , может подлежать как максимизации , так и
минимизации . В некоторых случаях оказывается полезным изменить исходную
целевую функцию . 
      Максимизация некоторой функции эквивалентна
минимизации той же функции , взятой с противоположным знаком , и наоборот .
Например максимизация функции  
Z = X1 + 25X2 
эквивалентна минимизации функции  
(
-Z ) = -X1 - 25X2 
Эквивалентность означает , что при одной и той же
совокупности ограничений оптимальные значения X1 , X2 , в
обоих случаях будут одинаковы . Отличие заключается только в том , что при
одинаковых числовых значениях целевых функций их знаки будут противоположны . 
Симплекс-метод . 
              В вычислительной схеме симплекс-метода
реализуется упорядоченный процесс , при котором , начиная с некоторой  исходной
допустимой угловой точки ( обычно начало координат ) , осуществляются
последовательные переходы от одной допустимой экстремальной точки к другой до
тех пор , пока не будет найдена точка , соответствующая оптимальному решению .  
               Общую идею симплекс-метода можно
проиллюстрировать на примере модели , посроенной для нашей задачи .
Пространство решений  этой задачи представим на рис. 1 . Исходной точкой
алгоритма является начало координат ( точка А на рис. 1 ) . Решение ,
соответствующее этой точке , обычно называют начальным решением . От исходной
точки осуществляется переход к некоторой смежной угловой точке .  
     Выбор каждой последующей экстремальной
точки при использовании симплекс-метода определяется следующими двумя правилами
.  
1.  
Каждая последующая
угловая точка должна быть смежной с предыдущей . Этот переход осуществляется по
границам ( ребрам ) пространства решений .  
2.  
Обратный переход к
предшествующей экстремальной точке не может производиться .  
Таким образом , отыскание  оптимального
решения начинается с некоторой допустимой угловой точки , и все переходы
осуществляются только к смежным точкам , причем перед новым переходом каждая из
полученных точек проверяется на оптимальность . 
Определим пространство решений и угловые точки
агебраически . Требуемые соотнощшения устанавливаются из указанного в таблице
соответствия геометрических и алгебраических определений . 
  
  |