Построение экономической модели с использованием симплекс-метода
Построение экономической модели с использованием симплекс-метода
Курсовая работа
Тема: Построение экономической
модели с использованием симплекс-метода .
Работу выполнил
студент УТФ-4-2
Кулаков
О. А.
Оглавление .
Введение
Моделирование
как метод научного познания.
Введение в симплекс-метод
1. Словесное описание
2. Математическое описание
3. Ограничения
4. Переменные
5. Целевая функция
Симплекс-метод .
1. Представление пространства решений стандартной
задачи линейного программирования
2. Вычислительные процедуры симплекс-метода
Анализ результатов .
1. Оптимальное решение
2. Статус ресурсов
3. Ценность ресурса
4. Максимальное изменение запаса ресурса
5. Максимальное изменение коэффициентов удельной
прибыли
( стоимости )
Моделирование как метод научного познания.
Моделирование в научных исследованиях стало
применяться еще в глубокой древности и постепенно
захватывало все новые области научных знаний : техническое конструирование ,
строительство и архитектуру
, астрономию , физику , химию ,
биологию и , наконец , общественные науки
. Большие успехи и
признание практически во всех отраслях современной науки принес методу
моделирования ХХ в . Однако методология моделирования долгое
время развивалась независимо отдельными науками . Отсутствовала единая система понятий, единая терминология . Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как
универсального метода научного познания .
Термин "модель" широко используется
в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество
смысловых значений . Рассмотрим только такие
"модели", которые являются инструментами получения знаний .
Модель - это такой материальный или мысленно
представляемый объект, который в процессе исследования замещает
объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале .
Под моделирование понимается процесс построения ,
изучения и применения моделей . Оно тесно связано с
такими категориями , как абстракция , аналогия , гипотеза и др .
Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций
, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных
гипотез.
Главная особенность моделирования в том , что
это метод опосредованного познания с помощью
объектов-заместителей . Модель выступает как своеобразный инструмент познания
, который исследователь ставит между собой и объектом и
с помощью которого изучает интересующий его объект . Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования
абстракций , аналогий , гипотез , других категорий и методов познания .
Необходимость использования метода моделирования
определяется тем, что многие объекты ( или проблемы , относящиеся к этим
объектам ) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это
исследование требует много времени и средств.
Моделирование - циклический процесс . Это
означает , что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй ,
третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и
точняются, а исходная модель постепенно совершенствуется . Недостатки ,
обнаруженные после первого цикла моделирования , бусловленные малым
знанием объекта и ошибками в построении модели , можно исправить в
последующих циклах . В методологии моделирования , таким образом , заложены
большие возможности саморазвития .
Словесное описание
Фирма , производящая некоторую продукцию
осуществляет её рекламу двумя способами через радиосеть и через телевидение .
Стоимость рекламы на радио обходится фирме в 5 $ ,
а стоимость телерекламы - в 100$ за минуту .
Фирма готова тратить на рекламу по 1000 $ в
месяц . Так же известно , что фирма готова рекламировать свою продукцию по
радио по крайней мере в 2 раза чаще , чем по телевидению .
Опыт предыдущих лет показал , что
телереклама приносит в 25 раз больший сбыт продукции нежели радиореклама .
Задача заключается в правильном
распределении финансовых средств фирмы .
Математическое описание .
X1 -
время потраченное на радиорекламу .
X2 - время потраченное на телерекламу .
Z
- искомая целевая функция
, оражающая максимальный сбыт от 2-ух видов рекламы .
X1=>0 ,
X2=>0 , Z=>0 ;
Max
Z = X1 + 25X2 ;
5X1 + 100X2 <=1000
;
X1 -2X2 => 0
Использование графического способа удобно только при
решении задач ЛП с двумя переменными . При большем числе переменных необходимо
применение алгебраического аппарата . В данной главе рассматривается общий
метод решения задач ЛП , называемый симплекс-методом .
Информация , которую можно получить с
помощью симплекс-метода , не ограничивается лишь оптимальными значениями
переменных . Симплекс-метод фактически позволяет дать экономическую
интерепритацию полученного решения и провести анализ модели на чувствительность
.
Процесс решения задачи линейного
программирования носит итерационный характер : однотипные вычислительные
процедуры в определенной последовательности повторяются до тех пор , пока не
будет получено оптимальное решение . Процедуры , реализуемые
в рамках симплекс-метода , требуют применения вычислительных машин - мощного
средства решения задач линейного программирования .
Симлекс-метод - это характерный пример
итерационных вычислений , используемых при решении большинства оптимизационных
задач . В данной главе рассматриваются итерационные процедуры такого рода ,
обеспечивающие решение задач с помощью моделей исследования операций .
В гл 2 было показано , что правая и левая
части ограничений линейной модели могут быть связаны знаками <= , = и => .
Кроме того , переменные ,
фигурирующие в задачах ЛП , могут быть неотрицательными или не иметь
ограничения в знаке . Для построения общего метода решения задач ЛП
соответствующие модели должны быть представлены в некоторой форме , которую
назовем стандатрной формой линейных оптимизационных моделей . При стандартной
форме линейной модели
1.
Все ограничения
записываются в виде равенств с неотрицательной правой частью ;
2.
Значения всех
переменных модели неотрицательны ;
3.
Целевая функция
подлежит максимизации или минимизации .
Покажем , каким образом любую линейную модель можно
привести к стандартной .
Ограничения
1.
Исходное
ограничение , записанное в виде неравенства типа <= ( =>) ,
можно представить в виде равенства , прибавляя
остаточную переменную к левой части ограничения ( вычитая избыточную переменную
из левой части ) .
Например , в левую часть исходного ограничения
5X1 + 100X2 <= 1000
вводистя остаточная переменная S1 > 0 , в результате чего исходное неравенство
обращается в равенство
5X1 + 100X2 + S1 = 1000 , S1 => 0
Если исходное ограничение определяет расход некоторого
ресурса , переменную S1 следует интерпретировать как остаток , или
неиспользованную часть , данного ресурса .
Рассмотрим исходное ограничение другого типа :
X1 - 2X2 => 0
Так как левая часть этого ограничения не может быть
меньше правой , для обращения исходного неравенства в равенство вычтем из его
левой части избыточную переменную S2 > 0 .
В результате получим
X1 - 2X2 - S2 = 0 , S2 => 0
2.
Правую часть
равенства всегда можно сделать неотрицательной , умножая оби части на -1 .
Например равенство X1 - 2X2 - S2 = 0
эквивалентно равенству - X1 + 2X2 + S2 = 0
3.
Знак неравенства
изменяется на противоположный при умножении обеих частей на -1 .
Например можно вместо 2 < 4
записать - 2 > - 4 , неравенство X1 - 2X2 <= 0 заменить на - X1 +
2X2 => 0
Переменные
Любую переменную Yi , не
имеющую ограничение в знаке , можно представить как разность двух
неотрицательных переменных :
Yi=Yi’-Yi’’, где
Yi’,Yi’’=>0.
Такую подстановку следует использовать во всех
ограничениях , которые содержат исходную переменную Yi , а
также в выражении для целевой функции .
Обычно находят решение задачи ЛП , в котором
фигурируют переменные Yi’ и
Yi’’ ,
а затем с помощью обратной подстановки определяют величину Yi . Важная особенность переменных Yi’ и
Yi’’ состоит в том , что при любом допустимом
решении только одна из этих переменных может принимать положительное значение ,
т.е. если Yi’>0 , то Yi’’=0,
и наоборот . Это позволяет рассматривать Yi’ как
остаточную переменную , а Yi’’ - как избыточную переменную , причем лишь одна
из этих переменных может принимать положительное значение . Указанная
закономерность широко используется в целевом программировании и фактически
является предпосылкой для использования соответсвующих преобразований в задаче
2.30
Целевая функция
Целевая функция линейной оптимизационной модели
, представлена в стандартной форме , может подлежать как максимизации , так и
минимизации . В некоторых случаях оказывается полезным изменить исходную
целевую функцию .
Максимизация некоторой функции эквивалентна
минимизации той же функции , взятой с противоположным знаком , и наоборот .
Например максимизация функции
Z = X1 + 25X2
эквивалентна минимизации функции
(
-Z ) = -X1 - 25X2
Эквивалентность означает , что при одной и той же
совокупности ограничений оптимальные значения X1 , X2 , в
обоих случаях будут одинаковы . Отличие заключается только в том , что при
одинаковых числовых значениях целевых функций их знаки будут противоположны .
Симплекс-метод .
В вычислительной схеме симплекс-метода
реализуется упорядоченный процесс , при котором , начиная с некоторой исходной
допустимой угловой точки ( обычно начало координат ) , осуществляются
последовательные переходы от одной допустимой экстремальной точки к другой до
тех пор , пока не будет найдена точка , соответствующая оптимальному решению .
Общую идею симплекс-метода можно
проиллюстрировать на примере модели , посроенной для нашей задачи .
Пространство решений этой задачи представим на рис. 1 . Исходной точкой
алгоритма является начало координат ( точка А на рис. 1 ) . Решение ,
соответствующее этой точке , обычно называют начальным решением . От исходной
точки осуществляется переход к некоторой смежной угловой точке .
Выбор каждой последующей экстремальной
точки при использовании симплекс-метода определяется следующими двумя правилами
.
1.
Каждая последующая
угловая точка должна быть смежной с предыдущей . Этот переход осуществляется по
границам ( ребрам ) пространства решений .
2.
Обратный переход к
предшествующей экстремальной точке не может производиться .
Таким образом , отыскание оптимального
решения начинается с некоторой допустимой угловой точки , и все переходы
осуществляются только к смежным точкам , причем перед новым переходом каждая из
полученных точек проверяется на оптимальность .
Определим пространство решений и угловые точки
агебраически . Требуемые соотнощшения устанавливаются из указанного в таблице
соответствия геометрических и алгебраических определений .
|