бесплатные рефераты

Промышленные отрасли естественных монополий

Промышленные отрасли естественных монополий

 

Глава 2. Состояние механизма контроля и регулирования субъектов естественных монополий промышленных  отраслей региона.

 

 

 

2.1. Анализ механизма регулирования субъектов промышленных естественных монополий, действующего на местном товарном рынке

 

 

 

В период глубоких системных преобразований российской экономики крайне необходим анализ целесообразности, порядка и степени внедрения рыночного механизма хозяйствования в инфраструктурные сектора экономики, в которых по-прежнему главенствующую роль играют субъекты естественных монополий. В промышленно развитых странах эта проблема нашла свое практическое решение [51,57]. В России вопрос государственного регулирования субъектов естественных монополий с сетью коммуникационных инфраструктур, и прежде всего масштабы, формы и эффективность его осуществления в условиях рынка, до недавнего времени находился в стадии теоретических дискуссий.

Не нашла пока адекватного решения данная проблема и в Орловской области. На нынешнем этапе реформирования в регионе государственного и муниципального секторов экономики отсутствуют:

-         механизм распределения ответственности за решения, принимаемые в процессе управления и распоряжения объектами федеральной и муниципальной собственности;

-         нормативная база, определяющая требования к управлению и регулированию субъектов естественных монополий;

-         учредительные документы унитарных предприятий сфер деятельности естественных монополий, в которых должны учитываться отраслевые и региональные особенности их функционирования;

-         внутрифирменная нормативно-правовая регламентация многих сторон финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в новых экономических условиях.

В соответствии с действующим в нашей стране механизмом [43, 72, 75 и др.] регулированию со стороны государства подлежат такие сферы деятельности субъектов естественных монополий, на которых базируется российская экономика - добыча энергоносителей, базовая энергетика, железнодорожный транспорт и др. Деятельность хозяйствующих субъектов местных естественных монополий, связанная прежде всего с обеспечением населенных пунктов любого региона Российской Федерации, в том числе и Орловской области, теплом, электроэнергией, водой, телефонной связью и другими жизненно необходимыми видами услуг, остается вне вышеуказанной системы управления и регулируется на основе разрозненных управленческих решений, принимаемых местными органами исполнительной власти, зачастую не связанных между собой и не учитывающих состояние конкретной сферы рынка. Такого организационно-экономического обеспечения для эффективного функционирования субъектов естественных монополий в рассматриваемых инфраструктурных секторах экономики, а также эффективного контроля за их деятельностью со стороны государства явно недостаточно. При сложившемся положении трудно ожидать позитивных результатов по той причине, что в существующей правовой базе, явно не соответствующей требованиям переходного периода, отсутствует система основополагающих экономических категорий, понятий и типовых мер исполнительного и контролирующего характера, при помощи которой регулируются сферы местных естественных монополий. Такая система мер должна не только стать неотъемлемой частью единого кодекса правил, обязательного для исполнения всеми сторонами рынка товаров, но и обозначить четкие границы рассматриваемого организационно-экономического механизма.

Анализ, проводимый в диссертационном исследовании, позволяет установить наличие ряда причин, серьезно сдерживающих формирование этого механизма. Так, например, на федеральном уровне не определены даже понятия федеральных энергетических систем, федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи. Это не позволяет субъектам Российской Федерации разграничивать предметы ведения и регулирования во всех сферах естественных монополий. Отсутствует также регламентация процесса реализации полномочий соответствующими федеральными органами исполнительной власти по регулированию сфер естественных монополий в части делегирования ряда своих функциональных прав и обязанностей территориальным органам или субъектам Российской Федерации.

На региональном и местном уровнях не разработан организационно-экономический механизм, устанавливающий, какие именно субъекты местных естественных монополий определяют состояние тех или иных местных товарных рынков, компетенцию органов регулирования и контроля их деятельности. Создание организационно-экономического механизма регулирования субъектов местных естественных монополий, как показывает практика, напрямую связано с наличием необходимой информации, поэтому формирование информационного банка данных о субъектах естественных монополий требует к себе самого пристального внимания.

Наличие такой информации позволит сформировать Реестр субъектов естественных монополий, функционирующих на местных товарных рынках (далее - Реестр), являющийся одним из важнейших элементов процесса управления рынками местных естественных монополий. При формировании этого компонента целостной системы государственного регулирования сфер естественных монополий целесообразно использовать методологический опыт антимонопольных органов по составлению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара (работ, услуг) более 35%. Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов установлен Правительством Российской Федерации [79]. Это могло бы означать, что включение в Реестр и исключение из него субъектов естественных монополий (независимо от места их государственной регистрации) должно осуществляться на основе:

-результатов анализа состояния товарного рынка;

-аналитических материалов органов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________правления, общественными организациями, правоохранительными и судебными органами.

Сформированный на основе исследования данной информации Реестр должен носить открытый характер и поэтому содержащиеся в нем сведения при необходимости могут в установленном порядке свободно предоставляться всем заинтересованным юридическим и физическим лицам.


                                                                                Таблица 3.

Реестр субъектов естественных монополий, функционирующих на местных товарных

рынках Орловской области

 

      №  п.п

 

Наиме-

нование

хозяй-

ствую-

щего

субъек-

та

 

Полный юридичес-

Кий

Адрес хозяйству-ющего

Субъекта

 

Наиме-нование

про-

дукции

 и код по ОКДП

Доля хозяйству-ющего

Субъекта

на товарном

рынке продукции (услуг)

Геогра-

фичес-

кие границы товарно-го рынка

Основа-ния для принятия решения о включе-нии в Реестр

№ решения и дата включе-

ния в Ре-естр

№ и дата приня-

тия реше-

ния об  исклю-

чении из Реестра

1

2

3

4

5

6

7

8

     9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.    Производство, передача и распределение электрической энергии

 

Раздел 11.  Производство, передача и распределение тепловой энергии

 


Во многом этому будет способствовать и ежегодная публикация Реестра в средствах массовой информации.

В таблице 3 приведен один из вариантов Реестра, разработанного автором на основе количественного и качественного анализа структурных характеристик Орловской области. В таблице 2 Приложения содержится сформированный по состоянию на 01.01.97г. Реестр. Представленный в таблице 3 Реестр обладает универсальностью действия по отношению к включенным в него предприятиям: в какой бы его раздел (федеральный или региональный) они ни попали, последствия для них в случае монополистических действий и недобросовестной конкуренции будут одинаковыми.

Ответ за такие действия (в порядке, утвержденном Главой администрации субъекта Российской Федерации) им придется держать перед соответствующим территориальным органом по регулированию и контролю естественных монополий. В обязанности этого территориального органа будет входить не только формирование и ведение Реестра, но и подтверждение правильности решений, принимаемых им на основе анализа финансово - хозяйственной деятельности контролируемых предприятий.

Практика становления рыночного механизма хозяйствования в Орловской области показала, что в новых экономических условиях субъекты местных естественных монополий, деятельность которых относится к промышленной сфере, ведут себя дискриминационно по отношению к своим клиентам. Не испытывая на товарном рынке серьезной конкуренции в производстве и сбыте, например, тепло- и электроэнергии (таблица 2, раздел 1.3), такие традиционные монополии, как ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго» и ОАО «Орелэнерго» по-прежнему имеют неограниченные возможности во взаимоотношениях с потребителями, исходя только из своих узковедомственных и отраслевых интересов. Экономические трудности ими адекватно не воспринимаются. Такой характер деятельности субъектов естественных монополий не может оставаться вне сферы государственного регулирования. Государственное регулирование субъектов естественных монополий должно обеспечивать не только балансирование интересов потребителей и производителей, но и создавать для последних условия, необходимые для их нормального функционирования. При этом государство в лице своих соответствующих органов власти и управления должно являться не внешней системой, а составной частью, элементом современной экономики.

Понимание необходимости перехода от прямого управления к государственному регулированию сфер естественных монополий, функционирующих в Орловском регионе, стало преобладающим направлением в экономической политике области, о чем свидетельствуют многие нормативные акты субъекта Российской Федерации по данному вопросу. Создание механизма, регулирующего деятельность субъектов, доминирующих в сети промышленных инфраструктур области, находится в стадии становления и требует создание соответствующей законодательной базы. Этому процессу в должной степени способствует принятый Федеральный Закон «О естественных монополиях» [73]. Однако действие закона распространяется только на субъекты естественных монополий, функционирующих на федеральном уровне и только в таких основополагающих сферах экономики, как: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам,  услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Субъекты местных естественных монополий, в том числе функционирующие на рынке тепло- и электроэнергии, не попав в сферу действия указанного закона, по-своему воспринимают свободу действий, стремясь в большинстве случаев улучшить своё финансовое положение за счет потребителей. Такое поведение хозяйствующих субъектов, доминирующих на региональном рынке жизненно важных услуг, остается вне поля зрения местных властей. Так, например, в компетенцию Региональной Энергетической комиссии (РЭК), созданной при администрации области в соответствии с Федеральным Законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» [72], входит решение таких важнейших вопросов, как регулирование на правах межведомственного органа процессов развития энергетики области, а также координация отношений между производителями, поставщиками и потребителями энергоресурсов. В ведении этой комиссии находятся вопросы установления приемлемых для участников рынка тарифов на тепловую и электрическую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями области (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности).

Такое ограничение функций РЭК приводит к тому, что муниципальные органы власти, устанавливая для своих предприятий-монополистов тарифы на энергоресурсы, зачастую имеют возможность преследовать сугубо местнические интересы, что не способствует проведению в Орловской области единой политики ценообразования и создает предпосылки для неоправданного завышения или занижения тарифов на энергоресурсы. Так, более 50 процентов нарушений антимонопольного законодательства по несоблюдению установленного порядка ценообразования на свою продукцию приходится на субъекты естественных монополий, регулирование тарифов которых осуществляют органы местного самоуправления

Определенные предпосылки для установления экономически необоснованных тарифов на энергоресурсы имеются и у РЭК. Используя в своей практике затратный механизм ценообразования, субъекты естественных монополий имеют возможность рассчитывать свои затраты таким образом, что ни экспертная группа, созданная при РЭК, ни балансовая комиссия, функционирующая при областной администрации, не в состоянии оперативно и в полной мере оценить правильность их расчета. Члены указанных комиссий работают по совместительству, поэтому вполне целесообразно придание РЭК статуса постоянного органа с включением его в штатную структуру администрации соответствующего субъекта Российской Федерации на правах государственной службы. И наконец, значительно повысилась бы в регионах эффективность регулирования естественных монополий в топливно- энергетическом комплексе, в области связи и на транспорте, если бы сформированные на основе указов Президента РФ [82,83,84] федеральные службы по контролю за деятельностью естественных монополий выполнили требование Федерального Закона [73] в части создания своих территориальных органов с наделением их соответствующими полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ имущественного и финансового положения субъектов промышленных естественных монополий

 

 

 

В основе экономического анализа, представляющего собой процедуру мысленного и реального разделения объекта или явления на части, лежит исследование экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного характера. При переходе нашей экономики на рыночные отношения учетно - аналитическая сфера деятельности, основными направлениями которой являются бухгалтерский учет, финансовый анализ и анализ производственно- хозяйственной деятельности, становится неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. При этом в основе экономического анализа при оценке и поиске путей наиболее эффективного использования ресурсов в целях достижения максимального удовлетворения материальных потребностей как отдельного человека, так и общества в целом лежит всестороннее изучение бухгалтерской отчетности и в первую очередь самого баланса. Начиная с 90-х годов, по мере становления рыночных отношений в России, бухгалтерская отчетность и  баланс также становятся основным инструментом при анализе и финансовом управлении предпринимательской деятельностью.

Незаменима бухгалтерская отчетность и при регулировании деятельности субъектов естественных монополий. При этом в качестве базовой информации для проведения необходимых расчетов аналитики чаще всего используют такие формы отчетности, как Бухгалтерский б________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________кому отчету предприятия. Указанная бухгалтерская отчетность, достоверность которой обязательно должна быть подтверждена заключением внешнего аудитора, составляется, как известно, по единым унифицированным в России формам и поэтому может быть использована для анализа имущественного и финансового положения любого предприятия (кроме банков) независимо от его отраслевой принадлежности и к какой бы сфере естественной монополии оно ни относилось. Как это делается практически при исследовании производственно - хозяйственной деятельности и финансового положения субъектов естественных монополий, рассмотрим на конкретном примере, используя при этом бухгалтерскую отчетность ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго».

В процессе деятельности любого хозяйствующего субъекта, направленной на получение определенных конечных результатов, непрерывно осуществляются те или иные хозяйственные операции по привлечению материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью дальнейшего их использования в едином призводственно - технологическом  процессе. Одним из основных отчетных документов предприятия, фиксирующим эти операции на определенный момент времени, является бухгалтерский баланс, трансформированная форма которого приведена в

таблице 4. Представленные в таком виде статьи отчетного баланса, а также наличие дополнительных граф с информацией , характеризующей структуру баланса (графы 4, 6) и структуру динамики изменений показателей его статей за отчетный период (графы 7, 8, 9), дают возможность не только узкому кругу специалистов, но и другим аналитикам сравнительно легко видеть постоянную динамику всех тех структурных изменений в балансе, которые произошли в отчетном периоде. Сопоставляя величины показателей статей и структуру их изменений в активе и пассиве такого трансформированного баланса, без особого труда можно сделать вывод о том, через какие источники был приток новых средств и в какие активы эти средства были вложены. Так, например, по данным, представленным в таблице 4, с большой вероятностью можно говорить о том, что имущество анализируемого  предприятия (ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго»), равно как и источники его покрытия, возросли за отчетный год на 64929580 тыс. рублей, или на 84,8%. Этот рост произошел в основном за счет увеличения оборотных средств, доля которых в  общей величине приращения имущества является максимальной и составляет на конец года 93,6%. Соответственно в сторону увеличения оборотных средств изменилась и структура актива баланса. При снижении доли основных средств и иных внеоборотных активов в общей величине имущества предприятия с 80,9% (на начало года) до 46,7% (на конец года) аналогичный показатель для оборотных средств за этот же период возрос с 19,1% до 53,3%. При этом указанную динамику изменений величины оборотных средств вряд ли можно признать позитивной, так как рост их в отчетном году во многом был обусловлен увеличением дебиторской задолженности. Невозвращенные дебиторами долги, которые не лучшим образом влияют на финансово - экономическое состояние предприятия, возросли за отчетный год с 10773298 до 61857883 тыс. рублей и доля их в общей величине оборотных средств на конец отчетного периода достигла [82,0% (61857883 / 75399797) x 100]. Все это, разумеется, вызывает большие сомнения в правильности ведения предприятием работы с дебиторами и требует дополнительного исследования в части определения структуры сложившейся задолженности, причин и сроков ее возникновения. Значительный рост на конец года материальных оборотных средств (на 203,2%), нематериальных активов


                                                                                                          Таблица 4.

 

Структура и динамика основных групповых показателей стоимости имущества и источников

его покрытия.

 

 

 

 

 

На начало года

На конец года

Отклонение ( + , - )

 

  №

 п.п.

 

       Показатели, коды строк

                     баланса

 

Величина

 (тыс. руб.)

В % к итогу

баланса

(гр.3:гр.3 стр.4)х100

 

Величина

(тыс.руб.)

В % к итогу

баланса

(гр.5:гр.5 стр.4)х100

 

Величина

(тыс.руб.)

гр.5-гр.3

В % к началу

года

(гр.7:гр3)х100

 

В % к итогу графы 7 стр. 4 (стр.7)

(гр.7: гр.7 стр.4(стр.7))х100

 

1

2

3

4

5

6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 РЕФЕРАТЫ