Промышленные отрасли естественных монополий
- услуги общедоступной телефонной связи;
- услуги по снабжению природным газом;
- услуги водообеспечения (вода питьевая, техническая);
- услуги по канализации отходов;
- жилищно-эксплуатационное обслуживание в период проведения
реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Приведенный перечень регулируемых услуг, составляющих, как правило,
базовые сферы деятельности функционирующих в регионе инфраструктурных отраслей,
примечателен еще и тем, что часть из этих услуг относится к ведению федеральных
органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий в области
электроэнергетики, связи и транспорта. И если такая «накладка» действующим
законодательством может быть устранена путем передачи указанными федеральными
органами части своих полномочий и функций Органу регулирования естественных
монополий (по договоренности с администрацией области ), то концепция
взаимодействия территориального управления ГАК России с данным органом
исполнительной власти в силу новизны этой проблемы пока еще недостаточно
исследована. Как будут складываться их взаимоотношения в дальнейшем, покажет
ближайшее будущее, однако уже сейчас представляется вполне очевидным тот факт,
что привлечение теруправления ГАК России к регулированию естественных монополий
нецелесообразно, так как этот орган, решая задачи предупреждения, ограничения и
пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов с целью
создания и поддержки конкурентной среды на конкретных товарных рынках, меньше
всего склонен к микроуправлению эволюцией инфраструктурных секторов экономики.
Деятельность территориального управления ГАК России также как и в передовых
промышленных странах, где данные сектора экономики, будучи естественными
монополиями, регулируются в основном не антимонопольными структурами
исполнительной власти, а специально созданными для этих целей контролирующими
органами, должна быть направлена главным образом на создание и развитие в
регионе конкурентого рынка. Вместе с тем территориальному антимонопольному
органу с целью значительного ослабления на местных товарных рынках
доминирующего воздействия субъектов естественных монополий крайне необходимо
разработать и претворить в жизнь системный комплекс мероприятий, основными из
которых являются:
- разработка комплекса мер по снижению барьеров входа
на рынки новых хозяйствующих субъектов, созданию благоприятных условий для
развития независимых конкурирующих компаний, действующих в сфере естественных
монополий и смежных отраслях. Защита их от проявлений монополистической
деятельности со стороны субъектов естественных монополий, занимающих
доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;
- предупреждение, ограничение и пресечение
монополистической деятельности и злоупотреблений доминирующим положением со
стороны хозяйствующих субъектов, действующих в сфере естественных монополий, в
отношении их поставщиков и потребителей;
- разработка и реализация совместно с областной
администрацией программы демонополизации и развития конкуренции в отраслях
естественных монополий, включая обеспечение реализации ранее утвержденных
отраслевых программ демонополизации, а также соответствующих разделов и
мероприятий региональных программ демонополизации;
- предупреждение и пресечение актов и действий органов
исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение
конкуренции в отраслях естественных монополий. Контроль за предоставлением
необоснованных льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам,
действующим в сфере естественных монополий или являющихся потребителями их
продукции (услуг). Контроль за соблюдением соответствующими органами норм и
правил лицензирования и регулирования деятельности субъектов естественных
монополий;
- проведение государственного антимонопольного контроля
за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в отраслях
естественных монополий с целью недопущения чрезмерного усиления экономической
концентрации и неоправданной диверсификации их деятельности;
- подготовка и анализ предложений по структурной
перестройке отраслей и субъектов естественных монополий с учетом их воздействия
на состояние конкуренции и обеспечение интересов потребителей;
- участие в разработке правовых актов, регулирующих
деятельность естественных монополий на региональном уровне, и в формировании
Реестра естественных монополий, определении механизмов их регулирования и
контроля;
- взаимодействие с органами регулирования
естественных монополий при осуществлении ценового контроля в порядке,
предусмотренном Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» [74].
Вновь создаваемому Органу регулирования естественных монополий необходимо
делегировать такие полномочия, как :
- формирование и ведение Реестра субъектов
естественных монополий, в отношении которых осуществляется регулирование;
- принятие решений по вопросам введения, изменения
или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а
также применения конкретных методов регулирования, предусмотренных действующими
нормативными актами;
- контроль соблюдения субъектами естественных
монополий требований действующего законодательства и нормативных актов,
регламентирующих их деятельность, направление им предписаний о прекращении
выявленных нарушений;
- направление органам исполнительной власти и
местного самоуправления предписаний об отмене (изменении) принятых ими актов,
ущемляющих права субъектов естественных монополий и потребителей их продукции,
а также ограничивающих создание (развитие) конкурентной среды на
товарном рынке;
- принятие решений о наложении штрафов на субъекты
естественных монополий и привлечение к административной (материальной)
ответственности руководителей хозяйствующих субъектов, должностных лиц органов
исполнительной власти и местного самоуправления в случаях, предусмотренных
действующим законодательством и нормативными актами.
Полный перечень функций, полномочий, а также состав и
структура Органа регулирования естественных монополий, порядок его
взаимодействия с исполнительными органами власти на местах и Территориальным
управлением ГАК России должны найти свое отражение в соответствующих
нормативных документах, принимаемых и утверждаемых на уровне областного
законодательного органа и Главы областной администрации. Правовая регламентация
со стороны законодательной и исполнительной власти субъекта Российской
Федерации требуется и в определении способов и методов регулирования
естественных монополий, надежно пресекающих их злоупотребления на рынке
продукции публичного потребления.
Опыт хозяйствования промышленно развитых стран,
позволяет сделать вывод о том, что при определении наиболее перспективного и
эффективного метода регулирования естественных монополий принимаются во
внимание, два типа альтернативных решений [57].
Первый: будет ли контролирующий орган постоянно регулировать деятельность
субъектов естественных монополий или он будет использовать свое право по
регулированию «в порядке исключения», то есть периодически и преимущественно в
тех случаях, когда заинтересованные стороны не смогут достичь соглашения.
Второй: прямо или
косвенно контролирующий орган должен оказывать регулирующее воздействие на те
или иные решения естественных монополий, от правильности принятия которых во
многом зависит достижение баланса интересов производителей и потребителей
(например, при установлении более низких тарифов за оказываемые услуги
контролирующий орган может отрегулировать их непосредственно или же он будет
пытаться решить этот вопрос косвенно путем предоставления определенных льгот
тем потребителям, для которых установление низких тарифов крайне необходимо).
Требует своего определения роль регулирующего органа в стимулировании
инноваций, внедряемых в отрасли естественных монополий. По мнению автора, на
существование имеют право три основные альтернативные концепции:
- регулирующий орган активно способствует получению
немедленного доступа к соответствующим материальным и финансовым ресурсам
организаций, которые скорее всего осуществляют на практике инновационный
процесс;
- регулирующий орган не принимает активного участия в
выборе инновации или организации по ее внедрению, однако старается обеспечить
такое положение, при котором саморегулирование не только не препятствует
внедрению нововведений, но и содействует созданию благоприятной инновационной среды;
- регулирующий орган не имеет никакого отношения к
принятию решения относительно инновации, однако при необходимости (как правило,
по просьбе самих организаций - новаторов) он принимает необходимые меры, в том
числе и по сведению к минимуму бюрократических препонов на пути ее внедрения.
Выбор регулирующим органом концепции в каждом конкретном случае зависит
от того, входит ли в его планы расширение и модернизация сферы по оказанию
услуг или же он будет полагаться на воздействие общего комплекса стимулов,
предназначенных для убеждения естественных монополий самостоятельно решать эти
вопросы. Качеством оценки правильности выбора регулирующим органом стратегии
своего поведения в любом из этих случаев являются такие объективные показатели
полученного конечного результата, как: быстрое расширение инфраструктуры в
оказании тех или иных услуг и высокое качество обслуживания, приемлемая оплата
за пользование услугами для низкооплачиваемых потребителей, создание
эффективной конкуренции в предоставлении определенных категорий услуг и другие.
При выборе основных направлений и методов регулирования естественных
монополий необходимо также четко представлять себе возможное решение задач,
порождаемых системной перестройкой экономики субъекта Российской Федерации.
Целесообразно ли, например, регулировать ту или иную отрасль как единое целое с
вертикальной интеграцией или ее следует дезинтегрировать на отдельные и
конкурентоспособные естественные монопольные части с сведением их регулирования
в сферах производства и распределения услуг? Какова должна быть доля
государственной собственности в регулируемой отрасли естественной монополии и
насколько оправдан выбор системы регулирования в части демонополизации
экономики страны (региона)? Уровень монополизации экономики во многом
обусловливает перечень проблем, с решением которых в своей работе придется
сталкиваться регулирующему органу. Так, при полной монополии ему подлежит
решать следующие проблемы:
-каким образом наиболее эффективно осуществлять
регулирование естественных монополий в условиях, когда доступность и качество
обслуживания значительно ограниченны, а расширение сети оказываемых услуг и
повышение их качества крайне необходимы;
-как добиться того, чтобы давление, оказываемое со
стороны регулируемого органа на монополиста в целях улучшения его экономических
и финансовых показателей, способствовало скорейшему достижению общедоступности
той или иной услуги для всех категорий потребителей, в том числе и для
малообеспеченных слоев населения.
При частично монополизированной экономике у
регулирующего органа на повестке дня фигурируют специфические проблемы,
основными из которых являются:
- определение секторов экономики, в которые разрешается приход
конкурентов, и какие средства регулирования к ним применять;
- определение целесообразности и оптимальных условий для становления
конкурентной среды на рынке услуг и способов пресечения антиконкурентных
действий субъектов естественных монополий по отношению к новым конкурентам;
- выбор критериев при определении разграничительной линии между
монополизированными и конкурирующими секторами экономики и обеспечение
эффективности их функционирования.
В странах с развитой рыночной экономикой политика государства по
регулированию деятельности естественных монополий сводится в основном к обеспечению
эффективного функционирования уже сформированного конкурентного рынка. Там, где
конкуренция не заработала еще в полную силу или со стороны отдельных
хозяйствующих субъектов делаются попытки подавить или ограничить конкуренцию,
принимаются все необходимые меры для предотвращения таких антирыночных
действий.
Не менее актуальным, как показывает практика, является выбор конкретных
направлений и методов регулирования естественных монополий и в странах с
переходной экономикой. По мере развития рыночного хозяйства в субъектах
Российской Федерации, в том числе и в Орловской области, конкретными действиями
со стороны государства по отношению к естественным монополиям, вносящим сегодня
наиболее весомый «вклад» в рост цен и осуществляющим дискриминацию по отношению
к потребителям своей продукции, могли бы быть, такие методы регулирования, как :
- прямое ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения
(установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию
естественных монополий;
- определение групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию,
и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности
удовлетворения в полном объеме их потребностей;
- заключение соглашения между органом исполнительной власти (органом
местного самоуправления) с субъектом естественной монополии по вопросам
качества обслуживания, программирования инвестиций, обязательств
заинтересованных сторон в отношении изменений цен (тарифов) с целью обеспечения
наиболее целостного подхода, ориентированного на среднесрочные и равноправные
согласуемые задачи.
Выбор порядка регулирования естественных монополий зависит от сложившейся
ситуации. Если, например, субъект естественной монополии, злоупотребляя своим
доминирующим положением на товарном рынке, нарушает установленный нормативными
актами порядок ценообразования, а также другими своими действиями вступает в
противоречие с требованиями Закона РФ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» [74], то все
это может быть пресечено функционирующими в нашей стране антимонопольными
органами. В тех же случаях, когда решение вопросов контроля за деятельностью
естественных монополий находится в компетенции специально созданного для этой
цели регулирующего органа, одним из важнейших компонентов его обшей политики
воздействия на их субъекты является надежное пресечение зарабатывания ими
«чрезмерной» прибыли за счет установления необоснованно высоких цен (тарифов).
Всякое ограничение величины прибыли, которую естественные монополии
практически всегда стремятся получить, ущемляя интересы потребителей, должно
быть тесно увязано не только с финансовым положением контролируемых
хозяйствующих субъектов, но и с техническим состоянием их производственной
базы, давно уже у большинства из них не соответствующей современным мировым
стандартам. И так как субъекты естественных монополий при решении задач по
качественному улучшению своего технического потенциала вынуждены в настоящее
время рассчитывать только на денежные средства, взятые из собственной прибыли,
то определение ее оптимальной величины при установлении регулирующим органом
цен (тарифных ставок), приемлемых для потребителей, является одним из важнейших
направлений в его деятельности.
Применение способов и методов регулирования субъектов естественных
монополий затруднено не только находящимся в стадии формирования
организационно-экономическим механизмом, разрабатываемым правовым обеспечением,
но также и отсутствием надлежащего методического обеспечения. Восполнить
последний пробел призваны методические разработки, предлагаемые автором.
3.2 Методические основы определения финансового состояния и
платежеспособности субъектов естественных монополий.
В условиях действия рыночных принципов хозяйствования, обеспечивающих
реальное самоуправление и свободу в принятии хозяйственных решений, стабильная
производственно-хозяйственная деятельность субъектов естественной монополии
во многом зависит от их финансового состояния. Обобщающим показателем,
позволяющим сравнительно просто и точно оценить сложившееся в отчетном периоде
финансовое состояние хозяйствующего субъекта, является показатель «Излишек
(недостаток) источников средств для формирования запасов и затрат»,
представляющий собой разницу между величиной источников средств и величиной
запасов и затрат. В отличие от показателя, характеризующего величину запасов и
затрат, информация о которых имеется непосредственно в бухгалтерском балансе,
для определения необходимых источников формирования предлагаемого показателя
используются следую________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
предыдущего показателя и величины краткосрочных кредитов и заемных средств (за
вычетом ссуд, не погашенных в установленный срок).
В зависимости от наличия финансовых ресурсов (ЕС, ЕТ,
ЕО), предназначенных для формирования запасов и затрат (З),
финансовые ситуации, возникающие на предприятиях естественных монополий
возможно классифицировать по степени их устойчивости на следующие 4 вида:
1. Абсолютная
устойчивость финансового состояния, определяется условиями:
(ЕС-З) >= 0;
(ЕТ-З) >= 0;
(1)
(ЕО-З) >= 0.
2. Нормальная
устойчивость финансового состояния, гарантирующая его платежеспособность, имеет
место при следующих условиях:
(ЕС-З) < 0;
(ЕТ-З) >= 0; (2)
(ЕО-З) >= 0.
3. Неустойчивое
финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором
все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения
источников и увеличения собственных оборотных средств, а также за счет
дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств. Такая
ситуация возникает при следующих условиях:
(ЕС-З) < 0;
(ЕТ-З) < 0;
(3)
(ЕО-З) >= 0;
4. Кризисное
финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства. В
данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская
задолженность предприятия не покрывают даже его кредиторской задолженности и
просроченных ссуд. Условия такой ситуации следующие:
(ЕС-З) < 0;
(ЕТ-З) <
0; (4)
(ЕО-З) < 0.
Систематизация существующих методик на основе анализа, приведенного во
второй главе настоящей работы, позволяет выявить причины, влияющие на
финансовое состояние субъекта естественной монополии, порядок и последовательность
оценки общей финансовой устойчивости и представить их в виде таблицы 10.
В данной таблице представлен порядок расчета указанных выше показателей,
характеризующих потенциально возможные ситуации финансового положения
предприятия. Использование для анализа приведенного в табл. 9 алгоритма
показало, что финансовое состояние анализируемого в разделе 2.2 настоящей
диссертации предприятия в предыдущем и особенно в отчетном годах без сомнения
можно считать кризисным (выполняется условие 4). Создавшаяся на предприятии
ситуация вполне объяснима в виду низкой эффективности использования им своего
производственного потенциала, что было отмечено выше, а также другие факторы,
отрицательно повлиявшие на его финансовую устойчивость.
В странах с развитой рыночной экономикой для оценки устойчивости
финансового положения предприятия в настоящее время широко используется
множество различных показателей, оцениваемых коэффициентами с их эталонными
(нормативными) значениями. В экономике нашей страны использование этих эталонных
значений аналогичных показателей (коэффициентов), характеризующих финансовую
устойчивость предприятия, ввиду неразвитости рыночных отношений, пока, по
мнению диссертанта, себя не оправдывает. Сама же информация о производственно -
хозяйственной деятельности предприятия, заложенная в структуре соответствующих
коэффициентов, может быть с успехом востребована аналитиками для выявления
причин, повлиявших на его
Таблица 10.
Алгоритм
анализа общей финансовой устойчивости предприятия.
|