бесплатные рефераты

Промышленные отрасли естественных монополий

143742692

+102261003

 4

Балансовая прибыль

тыс. руб.

               Стр.090

2

5425527

20717656

+15292129

 5

Фондоотдача основных средств и вне оборотных активов

   руб.

            стр.3 : стр.1

X

3,0

2,2

-0,8

 

 6

Экономия (-), перерасход (+) капитальных вложений в основные средства и вне оборотные активы

 

тыс. руб.

 

    стр.7гр.8 х стр.1гр.7  

 

X

 

        X

 

+6404129

 

         X

 7

Фондоемкость продукции (работ, услуг)

     Руб.

        Стр.1 : стр.3

X

0,3

0,4

+0,1

 8

Рентабельность основных средств и вне оборотных активов

      %

         (стр.4 : стр.1) : 100

X

39,2

32,4

-6,8

Продолжение таблицы  7

  1

                       2

     3

                 4

5

       6

7

          8

 9

Прирост (+), уменьшение (-) балансовой прибыли за счет повышения (снижения) рентабельности основных средств и вне оборотных активов

тыс. руб.

 (стр.8гр.8 х стр.4 гр.7) :100

 

 

X

      

 

        X

 

 

-1408801

 

 

         X

10

Количество дней анализируемого периода

    Дни

                  X

X

360

360

0

11

Однодневная выручка от реализации продукции (работ, услуг)

тыс. руб.

         Стр. 3 : стр. 10

X

115227

399285

+284058

12

Продолжительность одного оборота

    Дни

    (стр.2 * стр.10) : стр.3

X

74,1

112,7

+38,6

13

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в обороте

Обороты

 

            Стр.3 : стр. 2

 

X

 

4,9

 

3,2

 

-1,7

14

Коэффициент загрузки оборотных средств в обороте

     Коп

        (стр.2 : стр. 3) * 100

X

20,6

31,3

+10,7

 

15

Экономия (-), перерасход (+) оборотных средств за счет снижения (роста) коэффициента загрузки оборотных средств в обороте

 

тыс. руб.

 

(стр. 14гр.8 * стр.3 гр.7) : 100

 

X

 

         X

 

+15380468

 

        X

 


платежеспособности ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго». Несмотря на принимаемые меры государственного регулирования, хозяйствующий субъект допускает факты злоупотребления  доминирующим положением, направленным на максимизацию прибыли, получаемой от экономической деятельности. Но даже и в этом случае финансовое состояние ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго», как показывает анализ его деятельности, является кризисным.

Неудовлетворительное финансово-хозяйственное состояние анализируемого хозяйствующего субъекта, функционирующего на товарном рынке естественной монополии, может быть во многом связано с неэффективным механизмом ценообразования, существенным образом отражающемся на его показателях. Проведенный ниже анализ ценовой политики, проводимой предприятием и контролирующими  его деятельность органами, позволит подтвердить справедливость настоящего предположения.


2.3.   Анализ механизма ценообразования и тарифной политики в сферах естественных монополий, имеющих коммуникационную инфраструктуру.

Мировой опыт хозяйствования достаточно убедительно свидетельствует о том, что рыночный механизм ценообразования в условиях присутствия на товарном рынке монополий не является оптимальным. И особенно это касается сфер деятельности естественных монополий, которые, пользуясь доминирующим положением на рынке товаров (услуг), практически не имеющих аналогов по своим потребительским свойствам, обладают неограниченными возможностями улучшения своего финансового положения не путем изыскания внутрихозяйственных резервов, а за счет необоснованного завышения цен на свою продукцию. Подобные дискриминационные действия субъектов естественных монополий по отношению к своим клиентам не лучшим образом отражаются на производственно - хозяйственной деятельности последних, и поэтому такая экономическая категория, как «цена», в равной мере может быть использована не только в качестве инструмента управления, но и в качестве объекта государственного регулирования.

На этапе перехода высокомонополизированной российской экономики к рыночным методам хозяйствования, в основе которых лежит децентрализованное (свободное) ценообразование, все без исключения участники рынка услуг в полной мере почувствовали на себе ценовой диктат со стороны субъектов естественных монополий. Это объясняется в основном рядом объективных причин, заложником которых оказались сами субъекты естественных монополий.

Во-первых, исторически сложилось так, что предприятия, работающие в данных секторах экономики, характеризуются такими производственными технологиями, а следовательно, и издержками, которые способствуют высокой концентрации производства и делают экономически нецелесообразным создание в этих сферах деятельности конкурентной среды.

Во-вторых, при производстве большинства видов услуг до сих пор используются устаревшие технологии и оборудование, что не позволяет создавать конкурентоспособный продукт и надеяться на то, что субъекты международного рынка создадут соответствующее  конкурентное давление на отечественные естественные монополии.

В-третьих, помимо отсутствия на рынке услуг конкурентной среды, способной обеспечивать не только поддержание тарифов на уровне, близком к реальным издержкам, но и создавать стимулы для удержания этих издержек на низком уровне, субъекты естественных монополий вошли в рыночную экономику с такими деформированными (заниженными) ценами (тарифами) на свои услуги, что без существенного изменения своей тарифной политики они вряд ли в состоянии в настоящее время сохранить свой производственный потенциал.

В случае использования субъектами естественных монополий в своей практике рыночного механизма ценообразования с его непременным требованием производить в основном лишь рентабельную для товаропроизводителей продукцию не только не повысило бы их шансы на выживание, но и непременно привело бы к еще большему дисбалансу на рынке услуг. Кстати, по такому пути, однозначно ведущему к невозможности большинством потребителей оплачивать услуги субъектов естественных монополий, установленные с учетом конъюнктуры рынка, не идут даже страны, с давно сложившимися и успешно функционирующими рыночными структурами. Так, например, в большинстве высокоразвитых стран широко практикуется такой не рыночный механизм, как вмешательство со стороны государства в процесс формирования тарифов на многие виды жизненно важных услуг. Убытки же, понесенные в этом случае субъектами естественных монополий по причине превышения их издержек над установленными государством тарифами, в обязательном порядке возмещаются в форме предоставления дотаций, льготных кредитов. В некоторых случаях применяется льготное налогообложение.

Рыночный механизм ценообразования в сферах деятельности естественных монополий не практикуется и в нашей стране. Вместе с тем действующий порядок установления цен (тарифов) на их услуги, в основе которого лежит затратный механизм, не обеспечивает ни нормальное функционирование самих субъектов естественных монополий и их клиентов, ни социальные гарантии населению. Отрицательно зарекомендовавший себя еще при командно-административной системе хозяйствования такой метод ценообразования был навязан советской экономике главным образом по политическим соображениям и явился следствием подмены марксистской трактовки «закона ценности» [55] на «закон стоимости» с последующим трансформированием его в «закон цены» [96]. Это, собственно, и явилось главной причиной того, что вместо таких важнейших ценообразующих факторов, как полезность товара, его качество и степень удовлетворения потребностей, в практике ценообразования стали широко использоваться количественные показатели производства и реализации продукции с включением в ее себестоимость всех статей расходов по максимуму. В доперестроечные времена, когда процесс формирования цен был полностью под контролем государства, такие действия со стороны предприятий, как правило, пресекались. С переходом страны на рыночную экономику такого сдерживающего фактора не стало и небывалый рост цен (тарифов) сразу же спровоцировал кризис сбыта на одних предприятиях при одновременном спаде платежеспособности на других.


 

                                                                                                                                         Таблица 8

 

Динамика

индексов тарифов на услуги естественных монополий, сложившаяся в Орловской

области

(1997 год к 1990 году)

п.п.

 

Показатель

ГУДПП

«Орелобл-

тепло-

энерго»

ГУДПП

«Орелобл-

энерго»

 

АО

«Орелэнерго»

1

2

3

4

5

6

э/энергия

т/энергия

 

1

 

Индекс роста тарифов

 

10434

 

9152

 

9722

 

13031

 

2

Индекс роста затрат по оплате труда на производство единицы продукции

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 РЕФЕРАТЫ