|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в сипу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами: • пенсионным; • обязательного медицинского страхования; • социального страхования; • занятости (до 2001 г.). В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования. В своей теме я раскрываю сущность государственной системы социальной защиты населения, как и каким образом государство берет под свою опеку лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд; а так же сущность введения единого социального налога. Для отражения существенной практики относительно учета и аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению мною в выпускной квалификационной работе использованы материалы. 1.1 Особенности социального страхования Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан в следствии признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. К основным принципам обязательного социального страхования относятся: - устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; - всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий; - государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; - государственное регулирование системы обязательного социального страхования; - паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; - обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; - ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; - обеспечение надзора и общественного контроля; - автономность финансовой системы обязательного социального страхования. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев. Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию. Различают следующие виды социальных страховых рисков: - необходимость получения медицинской помощи; - временная нетрудоспособность; - трудовое увечье и профессиональное заболевание: - материнство; - инвалидность; - наступление старости; - потеряю кормильца; - признание безработным; - смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают: - у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком; - у страховщика — с момента регистрации страхователя; - у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем; - у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование проводит страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат. Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального стахования: - страховые взносы: - дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - штрафные санкции и пени; - денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; - доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; - другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Расчетной базой для начисления Страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ. 1.2 Сущность, необходимость и значение введения единого социального налога В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условии, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан. Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, о чем свидетельствует часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), принятая Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее — Федеральный закон № 117-ФЗ), в соответствии с которой с 1 января 2001 года вводится единый социальный налог. Идея единого социального налога возникла не на пустом месте. Еще в 1998 году МНС России предположило ввести для всех фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству, сохраняя существующий механизм сбора страховых взносов. Однако эти предложения в то время остались невостребованными, но проблемы остались, которые и будут решены с введением единого социального налога. Введенный Федеральным законом № 117-ФЗ единый социальный налог — альтернатива существующему порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные социальные фонды. До 2001 года для всех этих фондов была установлена одна и та же база — выплаты, начисленные в пользу работников, но ставки различаются: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) — 28 %, фонды обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) — 3,6 %, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее — ГФЗН) — 1,5%, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) —5,4 %—и в совокупности составляют 38,5%. Рассмотрим этот вопрос с позиции налогоплательщика. В настоящее время плательщик страховых взносов: - представляет отдельные формы отчетов в каждый фонд в установленные сроки; - производит уплату страховых взносов в сроки, установленные каждым фондом. При этом фонды: - предоставляют отсрочки по просроченным платежам на различных условиях; - каждый фонд проводит отдельные проверки предприятий, работая с одними и теми же документами на выплату заработной платы; - каждый фонд имеет свое мнение, как облагать любую выплату из существующего множества видов различных выплат работникам предприятия, и вводит различные условия их обложения. На данный момент действуют свыше тысячи писем, указаний, разъяснений фондов, и малейшая ошибка бухгалтера может привести предприятие на грань банкротства из-за финансовых санкций. Единый социальный налог снимает вышеназванные проблемы. С введением единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды (кроме ГФЗН) не ликвидируются. Устанавливается единая налогооблагаемая база, снижаются начисления на заработную плату (тариф страховых взносов уменьшается с 38,5 % до ставки единого социального налога 35,6 °/а от налоговой базы с введением регрессивной шкалы налогообложения), сокращается отчетность, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков. Следует отметить, что единый социальный налог не предполагает уплату его части в ГФЗН. Но не стоит опасаться, что с ликвидацией этого фонда трудящиеся лишатся пособий, выплачиваемых за счет его средств. С введением единого социального налога обеспечение такими пособиями будет осуществляться из федерального бюджета. Что касается совершенствования механизма налогового администрирования в части платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” (далее — Федеральный закон № 118-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Кроме того, Федеральный закон № 118-ФЗ установил, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы: - проводят все предусмотренные ПК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды; - осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном НК РФ; - взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ГФЗН, ФОМС), образовавшиеся на 1 января 2001 года, в порядке, установленном НК РФ. Кроме того. Федеральный закон № 118-ФЗ предусмотрел нормы, касающиеся порядка погашения задолженности или возврата излишне уплаченных сумм по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, в соответствии с которыми: - налогоплательщик, в случае излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года, имеет право произвести зачет этих сумм в счет уплаты единого социального налога или произвести возврат в порядке, установленном НК РФ; - недоимка (задолженность по уплате налогов и взносов в ПФР, ФСС, ГФЗН и ФОМС) и соответствующие пени должны уплачиваться в порядке, действующем до введения в действие части второй НК РФ, при этом недоимка, пени и штрафы по взносам в ГФЗН уплачиваются в федеральный бюджет; - порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2000 года определяются Правительством РФ; - отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные ПФР, ФСС, ГФЗН и ФОМС до введения в действие части второй НК РФ, а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в указанные государственные социальные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй НК РФ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены; - с 1 января 2001 года при нарушении налогоплательщиком условий, на основании которых была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, либо условий уплаты налогов органами государственных внебюджетных фондов на основании представления налоговых органов в течение 5 дней будет приниматься решение об отмене предоставления отсрочки (рассрочки). При этом сумма задолженности будет взыскиваться налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ. Статьей 9 Федерального закона № 118-ФЗ особо отмечено, что порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, то есть за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в ФОМС, а именно: - взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования (ст. 11 Федерального закона № 118-ФЗ); - взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в ФОМС производятся органами исполнительной власти за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах (ст. 19 Федерального закона № 118-ФЗ). В настоящее время контроль за поступлением средств по вышеназванным видам страхования осуществляется соответствующими фондами. Теперь рассмотрим более подробно основные положения главы 24 “Единый социальный налог (взнос)” части второй НК РФ. Прежде всего следует отметить, что надежды бухгалтерских работников на то, что при разработке единого социального налога будет применен принцип, заложенный в налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, при котором налог рассчитывается и перечисляется одной суммой, не оправдались. Сумма единого социального налога (далее — налог) должна исчисляться налогоплательщиками отдельно по каждому социальному внебюджетному фонду (ПФР, ФСС, Федеральному и территориальным ФОМС) и, скорее всего, будет перечисляться на счета фондов отдельными платежными поручениями. Налогоплательщики (ст. 235) Глава 24 части второй НК РФ расширила круг плательщиков, а именно: плательщиками единого социального налога стали физические лица, выступающие в качестве работодателей и производящие выплаты наемным работникам. Теперь законодательно закреплена норма (п. 2 ст. 235), в соответствии с которой, если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию, а именно: индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты являются плательщиками социального налога как со своего дохода, так и с дохода, начисленного в пользу наемных работников. В главе 24 сохранена норма, в соответствии с которой не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности. Объект налогообложения (ст, 236) Произошло значительное расширение объектов налогообложения по сравнению с действующими в настоящее время нормами для исчисления страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Так, наряду с ранее облагаемыми выплатами, вознаграждениями и иными доходами, начисляемыми работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждениями по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам, объектом налогообложения с 1 января 2001 года будут выплаты, производимые по лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков (работодателей) (за исключением налогоплателыциков-физических^иц) в пользу физических лиц. не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Что касается ФСС, то в его налогооблагаемую базу не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам (п. 3 ст. 238). Данный подход к налогообложению по ФСС действует и в настоящее время. В отношении индивидуальных предпринимателей сохранился подход к налогообложению, действующий до вступления в силу главы 24, а именно: объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. С 2001 года такой же порядок уплаты установлен и для родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохранена норма, в соответствии с которой объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента. Налоговая база (ст. 237) Главой 24 предусмотрено, что при определении налоговой базы налогоплательщиками (работодателями) учитываются любые доходы (за исключением доходов, указанных в ст. 238 НК РФ), начисленные работникам в денежной или натуральной форме, в виде материальных, социальных и иных благ или в виде иной материальной выгоды. Статья 237 содержит совершенно новую норму, в соответствии с которой вышеуказанные выплаты [выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков (работодателей) в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором] не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Новым является и то, что выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, а также выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, не признаются объектом налогообложения в части сумм, не превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц. Особенностью единого социального налога является то, что работодатель должен будет определять налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Пунктом 2 ст. 237 части второй НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей (то есть по нескольким местам работы). Если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает. Это обусловлено тем, что плательщиком единого социального налога является не сам работник, а работодатель. При этом производится начисление налога на выплаты в пользу работника, а не его удержание с заработной платы, как в подоходном налоге. Что касается налоговой базы для индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, то при ее исчислении имеется отсылочная норма к отдельным статьям главы 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ, в соответствии с которой к расходам могут быть отнесены только “профессиональные налоговые вычеты” (ст. 221). Отнесение к расходам “стандартных налоговых вычетов” (ст. 218 главы 23 НК РФ), “социальных налоговых вычетов” (ст. 219) и “имущественных налоговых вычетов” (ст. 220), которые участвуют в расчете подоходного налога, при расчете единого социального налога законом запрещено (п. 3 ст. 237 главы 24 НК_РФ). Новым является еще и то, что с введением в действие главы 24 НК РФ налоговая база расширяется на сумму дополнительной материальной выгоды, к которой, в частности относятся: — дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника; — дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодате- ля товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами); — материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 НКРФ; — материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 9 п. 1 ст. 238 НК РФ), в случае если страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем. Особо хочется отметить, что до введения единого социального налога его противники говорили, что “социальный налог” может всех оставить без пособий по государственному социальному страхованию, что у ФСС есть сейчас право расходования начисленных страховых взносов 'на выплату пособий по временной нетрудоспособности и других пособий непосредственно на предприятии, а в ФСС перечислять только разницу. Не будет ли означать введение социального налога отмену такого права, не придется ли потом работающим на предприятии идти еще в какие-то учреждения, стоять в очереди за получением своих денег? Так вот, в главе 24 части второй НК РФ сохранен “остаточный принцип” определения налоговой базы по ФСС, а именно: сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 243). Суммы, не подлежащие налогообложению (ст. 238) В НК РФ предусмотрены меры как ужесточающе-го характера, так и предоставления дополнительных льгот по уплате социального налога в отношении сумм, не подлежащих налогообложению, по сравнению с перечнями выплат, на которые не начисляются страховые взносы. Более ограничены виды материальной помощи, оказываемой работникам (п. 3 ст. 238), которые не облагаются социальным налогом. В отличие от ранее действовавших законодательных актов отмечается более широкая социальная направленность Федерального закона № 117-ФЗ. Так, главой 24 (подпунктами 4, 5 п. 1 ст. 238 НК РФ) предусмотрены нормы, в соответствии с которыми в состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются суммы, выплаченные работода- телями за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, а именно: — суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических путевок), выплачиваемые работодателями своим работникам и (или) членам их семей; — сумны, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание. Указанные доходы освобождаются от налогообложения как в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание работников (членов их семей), так и при выдаче денежных средств, предназначенных на эти цели непосредственно работнику (членам его семьи), или зачислении средств, предназначенных на эти цели, на счета работников (членов их семей) в учреждениях банков. На материальную помощь, оказываемую бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в состав доходов не включаются суммы, не превышающие в год 2000 рублей. Удовлетворены долгожданные просьбы и ожидания садоводов в части освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Теперь в соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 238 части второй НК РФ в налогооблагаемую базу не включаются суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческими, садово-огородными, гаражно-строительными и жилищно-строительными кооперативами (товариществами) лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) для указанных организаций. Что касается доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, то в состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются доходы, которые получены в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства. Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного хозяйства (подпункт 7 п. 1 ст. 238). Кроме того, подпунктом 8 п. 1 ст. 238 введена норма, в соответствии с которой в состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, в случае если данные общины зарегистрированы в установленном порядке, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла. В настоящее время страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды на вышеперечисленные доходы начисляются. Налоговые льготы (ст. 239) В отличие от ранее действовавшего порядка главой 24 введены ограничения по льготам, предоставляемым в виде освобождения от уплаты налога. Так, организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами 1, II и III групп. Для других льготных категорий работодателей введен также критерий до 100 000 рублей, но с некоторыми особенностями его исчисления, а именно: таковые освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника, независимо от того, является он инвалидом или нет. Данный критерий установлен для: |
|