бесплатные рефераты

Социальное страхование

Возникновение неплатежеспособных предприятий в свою очередь сужает налоговую базу всей экономики и, по существу, срывает выполнение намеченных реформ, приводит к увеличению социальной напряженности.

В данной обстановке важнейшей задачей аудиторов является оказание помощи предприятию путем тщательной проверки обоснованности взимаемых сумм налогов, разъяснений и консультаций по действующему законодательству и предотвращению вероятных переплат и штрафов. Безусловно, аудиторы не должны ставить своей задачей помощь предприятиям в незаконном сокрытии налогов, однако они многое могут сделать для ограждения предприятий от необоснованных, а порой преднамеренно завышенных требований фискальных органов по суммам, подлежащим взысканию с них налогов. К сожалению, налоговая служба экономически заинтересована в завышении взыскиваемых сумм, поскольку от этого, как ни странно, зависит заработная плата ее работников, а также, учитывая фактор инфляции, в досрочном получении налогов.

При проверке платежей во внебюджетные фонды аудитор прежде всего уточняет базу налогообложения для определения платежей, перечисляемых во внебюджетные фонды (сч. 69): по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, по фонду занятости.                              

Для проверки правильности формирования базы налогообложения аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата РФ (№ 89 от 10.07.95 “О составе фонда заработной платы и выплат социального характера” и инструкциями соответствующих внебюджетных фондов.

Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.

В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие — выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления (т.е. выполнять работу персонала бухгалтерии).

Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, один из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

Выявленные недостатки должны быть отмечены в корректной форме, особенно — замечания в адрес отдельных исполнителей бухгалтерии; Вместе с тем, если у аудиторов сложилось твердое мнение о непригодности того или, иного исполнителя, что наносит существенный ущерб интересам клиента, то об этом аудитор должен сообщить руководству предприятия (устно или в акте). После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, вносят в акт (при необходимости) соответствующие коррективы и подписывают его.

Аудиторское заключение — официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.

В зарубежной практике применяются четыре вида аудиторских заключений:

- заключение без замечаний (безоговорочное заключение);

- заключение с замечаниями (заключение с оговорками);

- отрицательное заключение;

- заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.

Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение предприятия устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Реально ли такое положение, когда квалифицированные аудиторы, рассмотрев значительное количество первичных и сводных бухгалтерских документов, не смогли найти ни одной ошибки или какого-либо другого недостатка? По нашему мнению, такое положение маловероятно. Более вероятны следующие два варианта:

- ошибки аудиторами найдены, но по своим причинам возникновения они не являются результатом мошенничества или фальсификации, а по суммарной величине не приводят к существенным погрешностям в учете. Вносить соответствующие исправления нецелесообразно. Аудиторами принимается решение сообщить об обнаруженных ошибках бухгалтерской службе в устном порядке;

- аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно. К сожалению, не исключены и такие случаи, как выдача положительных заключений практически без проверки бухгалтерского учета и отчетности, причем делается это по взаимной договоренности между аудитором и клиентом за соответствующую, разумеется, плату. Исходя из мирового опыта можно предположить, что подобная практика по мере развития аудита в России будет, несомненно, устранена.

Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности.

По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности (в том числе и фальсификации), в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная. При этом в обоснование своего вывода аудиторы приводят наиболее важные и характерные примеры. Получение предприятием отрицательного заключения вынуждает его произвести основательную организационную и методическую работу по улучшению бухгалтерского учета и восстановлению деловой репутации. В этой работе могут помочь и квалифицированные аудиторы, однако по отдельному договору.

По завершении проведенной работы предприятие, вероятно, будет вынуждено пройти через новую аудиторскую проверку и получить положительное заключение.

И, наконец, последний, четвертый вариант завершения аудиторской проверки, когда предприятию вообще не дается заключение, либо дается так называемое отказное заключение.

Такой вариант возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.

В Российской Федерации на практике нередко применяются только положительные заключения без оговорок, либо заключение вообще не дается. Это вызвано боязнью предприятий из-за возможных санкций со стороны налоговой службы и потери в связи с этим деловых контактов получить даже положительное заключение с оговорками, не говоря уже об отрицательном заключении. Для предприятий в этом случае выгоднее вообще не получать заключение, т.е. “заморозить” проверку и выйти из создавшегося положения, не привлекая излишнего внимания. Безусловно, такое положение говорит о недостаточно отработанной системе аудита в Российской Федерации, необеспеченности ее необходимыми нормами и стандартами.

При проведение аудиторской проверки на предприятие АООТ “Оренбургдорстрой” СУ-829 за 1998 г. было выявлено ряд нарушений, которые были отражены в аудиторском заключение (приложение Ф)


3.3 Современное состояние аудиторской деятельности в Российской Федерации

Как уже упоминалось, аудиторская служба в России находится в начальном периоде развития. Самая первая аудиторская фирма в нашей стране — акционерное общество “Инаудит” — была создана в 1987 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР.

Создание указанной фирмы, равно как и многих других аудиторских фирм, связано с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства (промышленности, строительстве, торговле, науке и т.д.). Иностранные инвесторы были заинтересованы в сохранности и выгодности своих вложений, а следовательно, и в объективной информации о финансово-экономическом положении совместных предприятий. Не доверяя системе контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, сложившейся в бывшем Советском Союзе и формирующейся в последние годы в России, иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и дальнейшее развитие в нашей стране аудиторства, существующего в экономически развитых странах свыше полутора столетий и заслужившего доверие предпринимательских кругов этих стран.

Вслед за акционерным обществом “Инаудит” для проверки предприятий с иностранным участием возникает ряд аудиторских фирм в том числе “Мос-аудит”, аудиторское агентство “Крауд”, акционерное общество “Эссистент”, совместное предприятие “ДРТ Инаудит” и др.

Появляются аудиторские фирмы, специализирующиеся на проверке преимущественно российских предприятий. Например, компания “Русское национальное товарищество”, которая начала свою деятельность с августа 1992 г.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством аудиторские фирмы могут иметь любую организационную форму, кроме акционерного общества открытого типа. Государственная регистрация аудиторских фирм осуществляется по месту их учреждения органами государственной власти.

Если аудиторская фирма организуется как совместное предприятие, то ее регистрация должна осуществляться в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545 “Об иностранных инвестициях в РСФСР”.

Несмотря на быстрый, особенно в последние два года, рост количества аудиторских фирм в России, развитие аудиторского дела в нашей стране существенно задержалось из-за отсутствия должной правовой базы.

Такая база, в определенной мере, впервые была создана лишь в конце 1993 г., когда Указом Президента РФ “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” от 22 декабря 1993 г. № 2263 были утверждены и введены в действие “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

Согласно Указу, в целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Положение с1б этой Комиссии утверждено распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-РП. Данным Положением определены основные направления деятельности Комиссии и ее состав, полномочия Комиссии и ее членов, порядок проведения заседаний и вопросы. Согласно Положению Комиссия своим решением от 25 февраля 1994 г. образовала консультационный совет при этой Комиссии в составе 28 человек.

Комиссия должна была разработать и по согласованию с Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральной прокуратурой РФ представить до 1 октября 1994 г. Президенту РФ для внесения на рассмотрение Федерального собрания РФ проект Закона РФ, регулирующего аудиторскую деятельность, а также проект Закона РФ о внесении соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Арбитражный процессуальный кодекс РФ'. К настоящему времени во исполнение Указа Президента РФ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 6 мая 1994 г. №482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

Этим Постановлением утверждены (в виде отдельных приложений) “Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности” и “Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности”. Установлены также размер платы за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и сбор за выдачу лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Кроме того, решены некоторые другие организационно-правовые вопросы, в том числе определены органы, ответственные за аттестацию аудиторов и лицензирование аудиторов и аудиторских фирм.

Из других, более поздних, руководящих документов по регулированию аудиторской деятельности необходимо указать следующие:

- Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. № 2004 “Об уточнении сроков проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

Этим Указом Правительству РФ предоставлено право уточнения по представлению комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ сроков осуществления мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ, предусмотренных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 (см. соответствующие сноски). Утверждение данного Указа Президентом РФ, безусловно, вызвано невыполнением установленных сроков осуществления предусмотренных мероприятий;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке”.

Аудиторские организации как субъекты контроля распространяют свою деятельность на платной договорной основе прежде всего на предприятия и организации негосударственного сектора экономики, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств, и которые по этой причине не охватываются ведомственным контролем.

Основополагающим вопросом для развития российского аудита в настоящее время, безусловно, является прохождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “Об аудиторской деятельности”. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9.06.99 г. № 890-р данный законопроект был официально внесен в Государственную Думу. 5 апреля 2000 г. проект принят Государственной Думой в первом чтении (с результатами голосования: 358 -за, 28- против, 0 - воздержались), и в настоящее время идет подготовка к его рассмотрению во втором чтении (в частности, 30 мая 2000 г. завершен прием поправок к законопроекту).

Правовое поле для организации аудиторской деятельности будет во многом определено данным законом. Речь идет о месте и роли в этом процессе органов государственной власти, общественных аудиторских объединений и других заинтересованных организаций.

Законопроект “Об аудиторской деятельности” подготовлен рабочей группой с участием представителей Минфина России, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур и практикующих аудиторов, представляющих, в частности, АПР и СПАО, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 6.08.98 г. № 889 “О Соглашении между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о третьем займе для финансирования Проекта структурной перестройки экономики” и от 19.07.99 г. № 829 “О заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации”.

Документ в достаточной для закона степени концептуально очерчивает правовое пространство аудита и значительно расширяет возможности профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов регулирования аудиторской деятельности. В проекте определены понятия аудиторской деятельности и аудита, обязательного и инициативного аудита, независимости аудиторов; общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности; основы конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аудита; принципы страхования гражданско-правовой ответственности; основы контроля качества работы, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности.

В схему регулирования вводится Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности - ФОГРАД. Таким образом, в проекте не предусмотрено функционирование Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и центральных аттестационно-лицензионных аудиторских комиссий Минфина России и Банка России. Предусмотрено создание Совета по аудиторской деятельности при ФОГРАДе с контрольным пакетом голосов за практикующими аудиторами, которые таким образом смогут активно участвовать в подготовке и принятии ключевых решений.

Проектом вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг. Здесь использован положительный зарубежный опыт (в частности, шведский) во взаимоотношениях с профессиональными аудиторскими объединениями. При подготовке законопроекта проанализированы последние изменения в законодательстве, чтобы избежать противоречий в нормативных актах, в частности в связи с выходом Федерального закона от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. от 12.05.2000 г.).

При подготовке законопроекта разработчиками была предпринята попытка усовершенствовать действующую систему регулирования аудиторской деятельности. Так, в законопроекте нет обособленного выделения конкретных видов аудита, как было закреплено ранее в п. 23 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2263 (далее - Временные правила). Это вызвано в значительной степени желанием разработчиков приблизить законопроект к международным стандартам.

Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности согласно законопроекту должен быть определен Правительством Российской Федерации.

С учетом современного правового пространства не исключается активное участие Банка России в этой работе, в том числе в разработке нормативных актов, методических материалов, при проведении контроля качества оказываемых аудиторских услуг, в решении других вопросов, где может быть использован имеющийся опыт Банка России.

В мае 2000 г. в Государственной Думе прошел по законопроекту “круглый стол”, затем были подготовлены поправки (предложения) от различных групп, профессиональных объединений, организаций, ведомств и проведен анализ этих предложений. В Государственной Думе сформирован Экспертный совет, включивший в свой состав более 200 членов, практически в эти же дни он начинает работу, и график работы будет очень плотным.

С учетом обсуждений за прошедший период, на наш взгляд, в настоящее время в проект федерального закона “Об аудиторской деятельности” целесообразно внести определенные изменения и дополнения, в том числе расширительного характера, с соблюдением концептуальных принципов.

Например, дополнить законопроект статьей 1 “Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе”, изложив ее в следующем виде:

а) Понятия и термины гражданского, финансового, бюджетного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

б) Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

- аудит - независимая проверка бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей;

- аудируемое лицо - организация либо индивидуальный предприниматель, которые заключили договор на проведение аудиторской проверки с целью установления степени достоверности своей бухгалтерской отчетности или такая проверка осуществляется по заданию правоохранительных и судебных органов;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

- достоверность бухгалтерской отчетности - такая степень точности данных бухгалтерской отчетности аудируемого лица, которая позволяет пользователю этой отчетности делать на ее основе правильные выводы об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной

деятельности, а также принимать основанные на этих выводах решения;

- мнение о достоверности бухгалтерской отчетности - независимое мнение аудитора, выражающее оценку правильности составления аудируемым лицом бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и ее соответствия во всех существенных аспектах требованиям законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете;

- пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности - руководители и/или участники аудируемого лица (внутренние пользователи), а также любые иные лица (внешние пользователи), имеющие в соответствии с законом право на получение информации об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной деятельности;

- руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации и имеющее полномочия по принятию ключевых решений;

- лицо, принимавшее участие в проведении аудиторской проверки, - лицо, непосредственно участвовавшее в составлении рабочей и итоговой документации по результатам проведения аудиторской проверки:

- правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления, оформления, оценке достоверности информации, к порядку подготовки аудиторов или квалификации, а также регламентация оказания отдельных сопутствующих услуг и подготовки результатов аудиторской экспертизы;

- заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки либо (или) хотя и составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение может быть признано только по решению суда в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

- незаконная аудиторская деятельность - деятельность аудиторской организации или индивидуального аудитора по проведению аудиторских проверок и выдаче аудиторских заключений без наличия лицензии на этот вид деятельности или в случае просроченной явно по его вине лицензии (срок действия которой истек более полугода назад); выдача заведомо ложного аудиторского заключения либо деятельность по лицензии, выданной лицензирующим органом с нарушением законодательства о лицензировании, если упомянутое деяние причинило ущерб аудируемому лицу или государству, либо оно было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере”.

Целесообразно, на наш взгляд, более расширительно дать блок по сопутствующим аудиту услугам, под которыми может пониматься предпринимательская деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по:

а) постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению бухгалтерской отчетности, бухгалтерскому консультированию;

б) налоговому консультированию;

в) анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическому и финансовому консультированию;

г) управленческому консультированию, в том числе реструктуризации организаций;

д) определению соблюдения в организации предписанных процедур и правил;

е) правовому консультированию;

ж) автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

и) оценке имущества и предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

к) разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

л) проведению маркетинговых исследований;

м) проведению исследований, разработок в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространением их результатов, в том числе в печатном и электронном виде;

н) обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Требования по оказанию сопутствующих аудиту услуг регламентируются общероссийскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В правах и обязанностях аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при проведении аудиторской проверки указать, что:

- При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов

Российской Федерации, а также конкретных условий договора с аудируемым лицом;

б) проверять у аудируемого лица в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать устные и письменные разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

в) получать по письменному запросу аудируемыхлиц необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц;

г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке индивидуальных аудиторов, аудиторские организации, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в статье “Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов” проекта данного федерального закона;

д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым аудируемым лицом всей необходимой информации.

- При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации;

б) немедленно сообщать лицу, с которым заключен договор, о проведении аудиторской проверки:

- о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного лица вследствие обстоятельств, предусмотренных настоящим федеральным законом и исключающих возможность проведения аудита;

- о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги;

г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

д) предоставлять аудируемому лицу по запросу информацию о требованиях нормативных актов и общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности относительно проведения аудиторской проверки.

В правах и обязанностях аудируемых лиц при проведении аудиторской проверки определить, что:

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо имеет право:

а) получать от индивидуального аудитора (аудиторской организации) полную информацию о требованиях законодательства, касающегося проведения аудиторской проверки;

б) после ознакомления с заключением индивидуального аудитора (аудиторской организации) получать информацию о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы индивидуального аудитора (аудиторской организации).

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо обязано:

а) создавать индивидуальному аудитору (аудиторской организации) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу индивидуального аудитора (аудиторской организации) разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) оказывать содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки;

г) предоставлять по устному или письменному запросу аудиторских организаций разъяснения и подтверждения, в том числе письменные;

д) аудируемое лицо, подлежащее обязательному аудиту, не вправе уклоняться либо препятствовать его проведению и обязано заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

- Запрещается предпринимать любые действия в отношении аудиторской организации или индивидуального аудитора с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

В статье “Обязательный аудит” следует, на наш взгляд, указать:

“Обязательный аудит заключается в ежегодной обязательной аудиторской проверке ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (индивидуального предпринимателя) и осуществляется в случаях, если деятельность организации (индивидуального предпринимателя) соответствует одному из нижеперечисленных критериев:

- организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

- организация является:

а) кредитной организацией;

б) страховой организацией или обществом взаимного страхования;

в) товарной или фондовой биржей;

г) инвестиционным фондом;

д) внебюджетным фондом, источниками образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

е) фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

- в уставном капитале (уставном фонде) организации имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам;

- объем выручки организации (индивидуального предпринимателя) от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

- финансовые показатели деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, государственные

унитарные предприятия субъектов Российской Федерации, основанные на праве хозяйственного ведения, соответствуют п. 4 настоящей статьи.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, являющимися членами аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Объем обязательной аудиторской проверки должен обеспечивать возможность подготовки аудиторского заключения в соответствии с требованиями общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров на проведение аудита должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа.

При наличии в бухгалтерской (финансовой) отчетности или иной документации аудируемой организации сведений, составляющих военную или государственную тайну, такие организации могут быть проаудированы только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным инвесторам, и которые имеют допуск установленного образца к сведениям, составляющим военную или государственную тайну.

Организации или индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательному аудиту в соответствии с настоящим федеральным законом, обязаны ежегодно при сдаче годовой бухгалтерской отчетности представлять аудиторское заключение об упомянутой отчетности в территориальный налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика. Территориальный налоговый орган обязан требовать наличие аудиторского заключения организации или индивидуального предпринимателя, подлежащего обязательному аудиту, в составе комплекта годовой бухгалтерской отчетности”.

Представляется важным рассмотрение статьи “Аудиторская тайна”:

“На основании этой статьи аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны гарантировать тайну об операциях своих клиентов. Все служащие аудиторской организации обязаны хранить тайну об операциях ее клиентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых аудиторской организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и/или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать содержащиеся в них сведения без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется аудит и оказываются сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях юридических и физических лиц, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или государственным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

Федеральный орган не вправе разглашать сведения о конкретных сделках и об операциях юридических и физических лиц из отчетов аудиторских организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аккредитованные профессиональные объединения, а также их служащие обязаны обеспечивать конфиденциальность сведений, касающихся деятельности организаций, в отношении которых осуществляется аудит и оказывались сопутствующие услуги, ставшие известными им в ходе проведения проверки качества работы индивидуального аудитора или аудиторской организации.

Требование сохранения конфиденциальности информации об аудируемой организации также распространяется на сведения, содержащиеся в аудиторском отчете, подготовленном прежней аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, а также на сведения, которые могут стать известными аудиторской организации или индивидуальному аудитору при проведении предварительного ознакомления с предполагаемым клиентом.

В случае разглашения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, Федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности либо его служащими, аккредитованными профессиональными объединениями либо его служащими сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудируемое лицо либо лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, вправе обратиться в суд с требованием возмещения аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором, Федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности, аккредитованными профессиональными объединениями причиненных убытков”.

В статье “Правила (стандарты) аудиторской деятельности” следует изложить:

“Общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности”.

Целесообразно добавить статьи следующего содержания.

Статья “Планирование и документирование аудита” должна определить:

“Проведение аудита в обязательном порядке планируется и документируется аудиторской организацией (индивидуальным аудитором). Процедуры и формы планирования и документирования аудита разрабатываются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) на основе общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности. Документирование аудита предусматривает составление рабочей документации аудитора и итоговой документации аудита по результатам проведения аудиторской проверки. Итоговая документация включает аудиторское заключение и аудиторский отчет”.

Статья “Рабочая документация аудитора” в случае одобрения может определить:

“Рабочая документация аудитора составляется до начала, в ходе и по завершении аудиторской проверки и должна содержать информацию, необходимую для подготовки достоверного аудиторского отчета и аудиторского заключения. Содержание указанной информации определяется соответствующими общероссийскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Рабочая документация является собственностью аудиторской организации (индивидуального аудитора)”.

Статью “Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов” возможно изложить в следующей редакции: “Аудит не может осуществляться: аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых организаций, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также лицами, состоящими с ними в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов), а также в отношении организаций, работники которых являются учредителями данной аудиторской организации; аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых организаций, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также лицами, состоящими с ними в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов); аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых сами эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с аудиторской организацией учредителей (участников); индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями, оказывавшими ранее в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности юридическим и физическим лицам, - в отношении этих лиц.

Порядок, размер и форма оплаты за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются в договорах и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Чрезвычайно важную, на наш взгляд, статью “Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов” можно предложить в следующей редакции:

“Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны создать и поддерживать внутреннюю систему контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к такой системе, регламентируются общероссийскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими и стандартная форма отчета внешних проверяющих устанавливаются федеральным органом, который такие проверки может как проводить своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников таких объединений.

Внешним проверяющим, не являющимся штатным сотрудником федерального органа, может быть только аттестованный аудитор, работающий на штатной основе в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении. При проверке качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими должен быть обеспечен непреднамеренный отбор рабочих документов для рассмотрения проверяющими.

В случае проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов внешними проверяющими организации и индивидуальные аудиторы, подлежащие такой поверке, обязаны предоставить организациям и лицам, уполномоченным на проведение таких проверок, свою рабочую документацию аудиторов, а при необходимости - также аудиторские заключения и отчеты. При этом проверяющие обязаны обеспечить аудиторскую тайну.

Уклонение индивидуального аудитора (аудиторской организации) от проведения внешней проверки качества или непредоставление проверяющему всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

В случае обнаружения в ходе проверки качества работы фактов неоднократного (два и более раз) существенного нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие, не являющиеся штатными сотрудниками федерального органа, обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено в установленном настоящим федеральным законом порядке взыскание вплоть до аннулирования квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности у индивидуального аудитора или у аудиторской организации, проводивших некачественные аудиторские проверки”.

Необходимо отметить, что в течение нескольких лет Европейское сообщество поступательно продвигается по пути повышения требовательности к профессии, усиления контроля за качеством аудиторских услуг. При этом, думается, шаг за шагом будет повышаться роль российских аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в отношении своих членов. Профессия постепенно сможет самостоятельно очищаться от негативных явлений. Одновременно и в России будут уходить элементы контроля, введенные со стороны государства в настоящих условиях в качестве временной, но необходимой меры. В качестве одного из примеров можно привести опыт Швеции. В этой стране правительственный орган - Комиссия по аудиторской деятельности - практически через два ведущих профессиональных аудиторских

объединения полностью владеет обстановкой в сфере контроля качества на рынке аудиторских услуг Швеции.

Целесообразно дополнить проект предложением следующего содержания:

“Квалификационные экзамены проводятся в аккредитованных при федеральном органе по согласованию с Советом по аудиторской деятельности учебно-методических центрах при непосредственном участии в них (экзаменах) в том числе аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Лицо, квалификационный аттестат которого был аннулирован, не может повторно на общих основаниях обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет”.

По нашему мнению, одним из критериев аккредитации должно являться наличие в профессиональном аудиторском объединении 1000 - 1500 аттестованных аудиторов или(и) 300 аудиторских организаций.

Преложенные позиции проработаны при активном участии профессиональных аудиторских объединений и практикующих аудиторов.

В настоящее время детально прорабатываются предложения, касающиеся Федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Только объединение конструктивных усилий по совершенствованию правового поля, организации этого вида деятельности при непременном повышении качества аудиторских услуг могут в дальнейшем создать действительно значимое для экономики государства направление, каким и должен быть российский аудит.

В связи с задачей повышения качества аудиторских услуг особое значение приобретает организация системы аттестации и лицензирования аудиторских кадров.

По состоянию на 1 января 2001 г. за более чем 6-летний период центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Минфина России, приняты решения о выдаче лицензий на осуществление аудиторской деятельности почти 22,4 тыс. лицензиатов (в том числе аудиторским организациям - 14 тыс. и индивидуальным аудиторам - 8,4 тыс.), из них в области общего аудита -20,3 тыс.; по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов - 1,2 тыс., по аудиту страховщиков -0,9 тыс.

Среди общего количества лицензий число лицензий, выданных по приказам Минфина России, составило почти 7 тыс., отказано в выдаче лицензий 79 организациям и 14 индивидуальным предпринимателям. Аннулировано 13 ранее выданных лицензий, в том числе у 2 организаций и у 11 индивидуальных предпринимателей.

Число действующих лицензий по состоянию на 1 января 2001 г. (с учетом ранее выданных лицензий) составило почти 7,5 тыс., в том числе по направлению общего аудита - 6,8 тыс., по направлению аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов - 451, по направлению аудита страховщиков - 234.

За указанный период ЦАЛАК Минфина России утверждено к выдаче почти 32,9 тыс. квалификационных аттестатов аудитора, из них 30,8 тыс. аттестатов в области общего аудита, 1,25 тыс. аттестатов по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, 823 аттестата по аудиту страховщиков (с учетом ранее принятых решений ЦАЛАК Росстрахнадзора).

Число действующих квалификационных аттестатов аудитора составило 22,9 тыс., в том числе по общему аудиту -21,6, тыс., по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов -815, по аудиту страховщиков - 512 аттестатов.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.97 г. № 907 “О внесении изменений в Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482” ЦАЛАК Минфина России принято решений о продлении срока действия 12 472 квалификационных аттестатов аудитора, из них 11 656 аттестатов в области общего аудита, 440 аттестатов по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, 376 аттестатов страховщиков.

Хотелось бы еще раз обратить внимание на достаточно большой разрыв между количеством выданных и действующих квалификационных аттестатов и аналогично - лицензий. Это говорит, с одной стороны, о сложности профессии аудитора, а с другой - о существовании значительного числа фирм-однодневок. Разрешение данной ситуации должно стать в дальнейшем одним из участков работы профессиональных объединений, и в первую очередь аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.


Заключение

В качестве вывода я бы хотела отметить, что в России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:

- пенсионным;

- обязательного медицинского страхования;

-         социального страхования.

Формирование этих фондов осуществляется путем взносов во внебюджетные фонды посредством единого социального налога.

В заключение я бы хотела отметить, что в последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но тем не менее на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует произ­водить за счет средств, выделенных другим государственным социаль­ным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму пре­мии страховому активу, выплачива­емую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена.  И это не единичный случай.

Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.

По мнению бухгалтеров-практиков данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%. Недостатком данных программ является и то, что в них нет расчетных ведомостей фондов.


Приложение …

Ставки единого социального налога

Налоговая база на каждого
отдельного
работника
нарастающим итогом с начала
года

Пенсионный
фонд Российской
Федерации

Фонд
социального
страхования
Российской
Федерации

Фонды обязательного
медицинского
страхования

Итого

Федеральный
фонд обязательного
медицинского страхования

территориальные фонды обязательного
медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 100 000 руб.

28,0%

4,0%

0,2%

3,4%

35,6%

От 100001
руб.
до 300000
руб.

28000
руб. +
15,8%
с суммы,
превышающей

100000
руб.

4000 руб. +
2,2%
с суммы,
превышающей
100000 руб.

200 руб. +
0,1% с суммы,
превышающей
100000
руб.

3400руб.+1,9%
с суммы,
превышающей
100000
руб.

35 600
руб. +
20,0%
с суммы,
превышающей
100 000
руб.

От 300001
руб. до
600000 руб.

59600 руб. +
7,9%
с суммы,
превышающей
300000
руб.

8400 руб. +
1,1%
с суммы,
превышающей
300000
руб.

400 руб. +
0,1%
с суммы,
превышающей
300000
руб.

7200 руб. +
0,9%
с суммы,
превышающей
300000
руб.

75600
руб. +
10,0%
с суммы,
превышающей
300 000
руб.

Свыше
600000 руб.

83300 руб. +
2,0%
с суммы,
превышающей
600000 руб.

11700 руб.

700 руб.

9900руб.

105600
руб. +
2,0%
с суммы,
превышающей
600 000
руб.


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ