бесплатные рефераты

Социальное страхование

— общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их структурных подразделений;

— организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %;

— учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов (данная категория работодателей ранее от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды не освобождалась).

Аналогичное ограничение установлено для индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, являющихся инвалидами 1, II и III групп, а именно: таковые освобождены от уплаты единого социального налога в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 239 НК РФ введена новая льгота, касающаяся освобождения от уплаты единого социального налога в части сумм налога, зачисляемых в ФСС, индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов. Следует отметить, что ранее в отношении индивидуальных предпринимателей действовал принцип “добровольности”, то есть индивидуальные предприниматели пользовались пособиями по государственному социальному страхованию только в случае уплаты страховых взносов в ФСС. Теперь введенная норма скорее всего не лишает права на обеспечение пособиями по государственному социальному страхованию, так как данная категория отнесена к плательщикам единого социального налога, но при этом ей предоставлена льгота при уплате части налога, подлежащего зачислению в ФСС.

Новым является и то, что НК РФ (п. 2 ст. 239) определены правоотношения с иностранными гражданами, а именно: если иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств ПФР, ФСС, ФОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем, то доходы таких иностранных граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, или выплаты в пользу работника (иностранного гражданина) облагаются единым социальным налогом.

Налоговый период (ст. 240). Порядок исчисления и уплаты налога (ст. 243)

Налоговым периодом единого социального налога признан календарный год.

НК РФ определяет, что налогоплательщики-работодатели должны представлять налоговую декларацию один раз в год, а в течение года производить уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Кроме того, банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.

В свою очередь, налогоплательщики, не являющиеся работодателями, будут обязаны производить уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений:

1) за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками, не являющимися работодателями, за исключением адвокатов, будет производиться налоговым органом в порядке, определенном главой 24.

Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой за ними (налогоплательщиками) также закреплена обязанность представлять сведения в:

— ПФР — в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;

— ФСС — о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному страхованию.

Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована тем, что по ФСС в законодательстве заложен “остаточный” принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд, о котором говорилось ранее (раздел “Налоговая база”).

Ставки налога (ст. 241)

С введением единого социального налога на налогоплательщика-работодателя ложится обязанность по исчислению данного налога в расчете на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года по регрессивной шкале по ставкам, установленным ст. 241 главы 24 для различных категорий плательщиков.

При исчислении суммы социального налога ме' пользуется величина налоговой базы в среднем Н1 одного работника, а затем производится расчм сук' мы налога в зависимости от того, в какой уро”^ регрессивной шкалы попала налогооблагаемая база, то есть: — до 100 000 рублей; — от 100 001 рубля до 300 000 рублей; — от 300 001 рубля до 600 000 рублей; — свыше 600 000 рублей. Следует отметить, что НК РФ предусмотрены следующие необходимые условия для использования регрессивной шкалы налогоплательщиками-работодателями, а именно:

— в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника должно превышать 50 000 тыс. рублей.

Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть умножена на четыре.

Кроме того, при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не должны учитываться 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) — 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы;

— на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть больше суммы, ровной 4200 рублям, умноженным но количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде.

В случае невыполнения вышеназванных условий расчет социального налога производится по ставкам, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 рублей (в данном Федеральном законе они являются максимальными), независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

При введении регрессивной шкалы преследуется цель выведения из “тени” части заработной платы, так как с увеличением начислений в пользу работника снижается размер отчислений единого социального налога, а введение определенных условий ее применения направлено на то, чтобы высокая заработная плата (выплаты в пользу работника) на предприятии выплачивались всем работникам, а не определенной группе лиц либо только руководящему составу.

Необходимо отметить, что с введением в действие главы 24 возникает множество вопросов, связанных с введением единого социального налога, которые должны найти отражение в дополнительных нормативных актах. Должны также быть решены вопросы взаимодействия налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов, а также налогоплательщиков с данными органами.

В заключение следует отметить, что отдельные положения главы 24 требуют существенной доработки, и в настоящее время проводится работа по внесению в нее дополнений и изменений.

2 Учет и анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению

2.1 Порядок расчета и учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения

С сумм начисленной оплаты труда предприятия (до 1.01.2001) производили отчисления в Фонд социального страхования РФ (5,4%), в Государственный фонд занятости населения РФ (1,5%), в фонды обязательного медицинского страхования (3,6%) и в Пенсионный фонд РФ - в размере 28% от сумм оплаты труда.

На предприятие ОАО “СУ-829” до 2001 года учет велся в соответствии с методическими рекомендациями по проведению налоговыми органами документальных проверок полноты и правильности исчисления страховых взносов указанными в  письме ГНС РФ от 24.11.98 № ШС-6-07/851 "О Методических рекомендациях по проведению документальных проверок организаций по полноте и правильности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" и в письме ГНС РФ от 18.09.98 № ШС-6-07/630@.

С 4 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" (далее - Закон), вносящий кардинальные изменения в определение базы для исчисления страховых платежей в отдельные фонды и содержащий ряд других принципиально новых норм.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению производится на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

К счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут быть открыты субсчета:

69-1 "Расчеты по социальному страхованию",

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению",

69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию",

69-4 "Расчеты по Фонду занятости"(до 1.01.2001)

На субсчете 69-1 "Расчеты по социальному страхованию" учитываются расходы по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" учитываются расходы по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

На субсчете 69-4 "Расчеты по Фонду занятости" учитываются расчеты предприятия с фондом занятости (до 1.01.2001).

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут открываться дополнительные субсчета.

Кроме того, по кредиту счета 69 " Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции с со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям отражается сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

При формировании облагаемой базы предприятие опираться на положение Закона и ранее принятые законы (от 08.01.98 № 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов... на 1998 год", от 05.02.97 № 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов... на 1997 год") от 21.12.95 № 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов... на 1996 год.

При осуществлении выплат в пользу граждан, не являющихся работниками организации (не выполняющих для организации работы, услуги), не возникает объекта начисления страховых взносов. При осуществлении выплат гражданам, не являющимся работниками организации в момент выплаты (пенсионерам, ранее работавшим в этой организации; членам некоммерческой организации; нуждающимся в социальной поддержке посторонним гражданам; членам семьи умершего работника и т. п.), страховые платежи не начисляются.

Не начисляются на предприятие страховые взносы на вылиты пенсионерам — бывшим работникам организации, на выплаты членам профсоюзной организации, на средства, переданные вдове умершего работника для изготовления памятника, на суммы выплат наследникам автора за использование ранее созданного им произведения, на дивиденды, начисляемые акционерам.

На предприятие для исчисления страховых взносов в отдельные государственные социальные внебюджетные фонды используются разные базы.

С 01.01.99 в соответствии со ст. 1, 2, 3 и 4 Закона все выплаты в пользу работников в денежной и (или) натуральной форме считаются базой для исчисления страховых платежей в четыре социальных внебюджетных фонда (ПФР, ФСС РФ, ГФЗН РФ, фонды ОМС), а начисленная оплата труда - объектом для исчисления страховых взносов только в фонды ОМС.

Очень важно, чтобы социальные льготы работникам не были признаны соответствующими внебюджетными фондами при проверках за определенные временные периоды завуалированной оплатой труда, на которую следовало начислять страховые взносы. Обязанностью предприятия в этих условиях является создание надлежащей доказательной базы, обосновывающей социальную направленность произведенных выплат при отсутствии их связи с выполнением работниками трудовых обязанностей.

Помимо выплат в пользу работников, принятых по трудовым договорам, объектом начисления страховых взносов в отдельные социальные внебюджетные фонды на предприятие являются также выплаты гражданам по иным видам договоров, содержащим элементы выполнения работ (оказания услуг) собственным трудом гражданина.

С 01.01.99 в соответствии со ст. 1 и 3 Закона при заключении любого гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, следует начислять взносы в три социальных внебюджетных фонда: ПФР, ГФЗН РФ и фонды ОМС.

Выплаты по авторским договорам являются объектом начисления страховых взносов в ПФР и фонды ОМС. Взносы в ФСС РФ начисляются исключительно на выплаты по трудовым договорам.

Таким образом, при оформлении договорных отношений с гражданами на предприятие учитываются отличительные признаки отдельных видов договоров.

Предприятие производит выплаты гражданам по договорам гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг) при этом страховые взносы исчисляются только с суммы вознаграждения за труд, исключая из общей суммы по договору фактически произведенные расходы подрядчика (исполнителя), при соблюдении следующих условий:

- сумма вознаграждения за труд должна быть указана в самом договоре в разделе (пункте договора) о его цене или выделена отдельной строкой в смете расходов, калькуляции  стоимости выполняемых работ, прилагаемой к договору;

- выплаты гражданину в возмещение фактически произведенных расходов (расход материалов, транспортные и другие расходы) должны осуществляться на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, остающихся в организации.

При осуществлении предприятием облагаемых выплат в пользу работников страховые взносы начисляют независимо от источника финансирования таких выплат.

Согласно нормам действующего законодательства объектом начисления страховых взносов являются выплаты в пользу работников по всем основаниям (как в денежной, так и в натуральной форме).

Следовательно, при получении предприятием денежных и материальных средств от спонсоров (дарителей, грантодателей), из бюджета, из всевозможных фондов и от иных сторонних лиц для осуществления целевых выплат в пользу работников начисляются страховые взносы. Однако предварительно определяется, не входят ли данные платежи в перечни выплат, на которые не начисляются страховые взносы.

Материальная помощь, выплаченная организацией своим работникам за счет средств, выделенных спонсорами (дарителями), также учитывается в составе объекта налогообложения при исчислении страховых платежей, если невозможно подобрать подходящую позицию из перечней выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ГФЗН РФ и фонды ОМС.

Если предприятие осуществляет расходы, не носящие адресного характера (когда невозможно персонифицировать произведенные выплаты и установить, в пользу каких именно работников они произведены), страховые взносы не начисляются.

Если предприятие заключило договор с другими юридическими лицами (на лечение сотрудников, питание, предоставление сотрудникам физкультурно-оздоровительных, культурных и иных услуг, являющихся в обычных условиях платными), то суммы оплаты по таким договорам учитываются в составе объекта начисления взносов в ПФР, ФСС РФ, ГФЗН РФ и фонды ОМС.

При указанных обстоятельствах организация предоставляет конкретным работникам социальные льготы за счет собственных средств. Расходы по таким договорам, даже если они осуществлены путем безналичных платежей в адрес другого юридического лица, учитываются при исчислении страховых взносов.

Если расчеты между юридическими лицами не носят адресного характера, то страховые взносы не начисляются.

На предприятие с 01.01.99 исключается из облагаемой базы при исчисление платежей в социальные внебюджетные фонды выплаты в пользу граждан, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ.

Освобождение предусмотрено подл. "а" ст. 6 Закона. Основанием для исключения данных выплат из облагаемой базы будет являться пенсионное удостоверение, подтверждающее назначение гражданину пенсии по инвалидности. Предприятие обращает внимание на то обстоятельство, что при расчетах с ПФР не начисляются 28%, но 1%с работников-инвалидов удерживается.

В то же время выплаты в пользу пенсионеров по возрасту облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Заработная плата за фактически выполненную работу:

- заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;

- заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг) или в соответствии с иными принятыми в организации формами и системами оплаты труда.

Стимулирующие выплаты по системным положениям:

- премии   и   вознаграждения (включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты;

- вознаграждения по итогам работы за год, за выслугу лет, стаж работы;

- стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т. п.).

Компенсирующие выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда:

- выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по районным коэффициентам; коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и высокогорных районах; процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

- доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах;

- доплаты за работу в ночное время;

- доплаты работникам, занятым на подземных работах;

- доплаты за совмещение профессий, за работу в многосменном режиме, за допуск к государственной тайне и т. п.;

- оплата работы в выходные и праздничные дни;

- оплата сверхурочной работы;

- оплата работникам за дни отдыха (отгулы), предоставленные в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством, и т. п. Оплата работы в выходные и праздничные дни без вознаграждения за труд (субботники, воскресники и т. п.), перечисляемая в бюджет или благотворительные фонды, не облагается страховыми взносами в ФСС РФ.

Дополнительные вознаграждения и гонорары штатным работникам:

- комиссионное вознаграждение, в частности, штатным страховым и иным агентам, штатным брокерам;

- гонорар работникам, состоящим в списочном составе работников редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;

- оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению платежей из заработной платы;

- суммы дополнительного вознаграждения, причитающиеся работникам по заключенным договорам с другими организациями, и т. п.

Оплата очередных, дополнительных и учебных отпусков:

- оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск);

- оплата дополнительно предоставленных по коллективному или индивидуальным трудовым договорам отпусков работникам (сверх предусмотренных законодательством);

- оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях.

Оплата за неотработанное время в иных случаях предусмотренных законом:

- оплата льготных часов подростков;

- оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка;

- оплата периода обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям;

- оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей;

- оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха;

- оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

- суммы, выплаченные за счет средств организации, за не проработанное время работникам, вынужденно работавшим неполное рабочее время по инициативе администрации;

- оплата простоев не по вине работника;

- оплата вынужденного прогула и т. п.

 Материальная помощь заранее установленного размера всем работникам.

Если материальная помощь предоставляется всем или большинству работников и предусмотрена в положении об оплате труда, материальном поощрении, коллективном договоре, индивидуальных трудовых контрактах, иных локальных актах, регулирующий трудовые отношения, то имеются веские основания рассматривать ее в составе фонда оплаты труда и соответственно облагать взносами во все государственные социальные внебюджетные фонды.

Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. Не следует начислять взносы на компенсацию за неиспользованный отпуск ни в один социальный внебюджетный фонд. В соответствии со ст. 75 КЗоТ РФ денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается только в случае увольнения работника. Согласно ст. 66 КЗоТ РФ всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Отпуск должен предоставляться ежегодно в установленный срок. В случае отзыва работника из отпуска производится перерасчет выплаченных ему сумм, а оставшаяся часть отпуска используется в согласованный между работодателем и администрацией срок. При этом производится новый расчет заработка. Выплата в этом случае не рассматривается как компенсация, и страховые взносы на нее начисляются (п. II Разъяснений по применению Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утвержденных постановлением Правления ПФ РФ от 15.09.97 № 73).

Органы ГНС РФ при проверках признают налоговым нарушением неправомерное начисление и отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) взносов в ГФЗН РФ на суммы компенсации за неиспользованный отпуск (см. письмо ГНС РФ от 24.11.97 № ВЗ-6-07/820 "О результатах проверки полноты и своевременности уплаты страховых взносов в Фонд занятости").

Единовременные выплаты в денежной и (или) натуральной форме (премии, подарки).

Под единовременными выплатами следует понимать выплаты, производимые не чаще одного раза в год и не предусмотренные заранее системными положениями, регулирующими оплату труда. При единовременных выплатах, как правило, начиняются взносы в ПФР, в остальные фонды взносы не производятся, так как в перечнях выплат, на которые не начисляются страховые взносы, имеются соответствующие позиции:

- п. 12 перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, - "Поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, днями рождения, за долголетнюю и безупречную трудовую деятельность, активную общественную работу и в других аналогичных случаях";

- абзацы 9 и 15 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды ОМС и ГФЗН РФ, - "Поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, за долголетнюю трудовую деятельность" и "Другие выплаты, носящие единовременный характер".

При единовременных выплатах в связи с назначением государственной пенсии, производимых одновременно с увольнением работника, не производятся отчисления ни в один социальный внебюджетный фонд (в дополнение к указанным нормам применяется п. 9 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР). Если работник не расторг трудовые отношения, то на выплаченное ему единовременное вознаграждение страховые взносы в ПФР начисляются (п. 4 Разъяснений по применению Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР).

Юбилейными датами на предприятие являются: пятидесятилетия, столетия и далее через пятьдесят лет со дня существования юридического лица.

Согласно п. 7 Разъяснений по применению Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, взносы не начисляются на стоимость оплачиваемых и бесплатно выдаваемых детям работников организаций кондитерских наборов и билетов на праздничные детские представления к Рождеству Христову и Новому году, независимо от источников финансирования их приобретения.

По договорам подряда и поручения.

По договорам возмездного оказания уедут (аудиторских, информационных) консультационных и т. п.), договорам НИОКР, перевозки, транспортной экспедиции, комиссии агентирования, доверительного управления имуществом, а также аренды транспортного средства с экипажем в части эксплуатации транспортного средства. Особого внимания заслуживает вопрос о начислении страховых взносов на выплаты по гражданско-правовым договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями. Страховые взносы в ПФР на выплаты по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, не начисляются. Гражданин,  являясь субъектом предпринимательской деятельности, самостоятельно рассчитывается по платежам в ПФР. Однако в договоре, заключенном с индивидуальным предпринимателем, должна присутствовать ссылка на номер документа о государственной регистрации предпринимателя и орган, его выдавший (письмо ПФ РФ от 02.04.98 № ЕВ-09-28/2351 "О Федеральном законе от 08.01.98 № 9-ФЗ").

Возмещение вреда, причиненного увечьем, профзаболеванием и иным повреждением здоровья, согласно законодательству РФ. Страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые в соответствии с Постановлением ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1 (в редакции от 24.11.95) в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, в том числе повлекшими смерть кормильца (п. 13 Разъяснений по применению перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР). Возмещение вреда состоит в выплате потерпевшему денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие трудового увечья; в компенсации дополнительных расходов, в выплате в установленных случаях единовременного пособия; в возмещении морального ущерба.

В Федеральном законе от 24.07.98 № 125-ФЗ "06 обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривается переход от возмещения вреда непосредственно работодателем к возмещению вреда на принципах социального страхования. Выплата потерпевшим в возмещение вреда впоследствии будет производиться ФСС РФ за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями. Для пострадавших сохраняется уровень обеспечения, виды и размеры компенсаций, которые они должны получать в соответствии с действующим законодательством о возмещении вреда.

Взносы будут уплачиваться страхователями исходя из страховых тарифов, дифференцированных по отраслям экономики в зависимости от класса их профессионального риска. Такой порядок вступит в силу после принятия Федерального закона о тарифах страховых взносов. В настоящее время ФСС РФ проводит предварительную регистрацию страхователей, учет лиц, имеющих право на получение страховых выплат, и прием от страхователей и страховых организаций сведений о пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также другие организационные мероприятия.

Материальная помощь, оказываемая отдельным работникам. Следует выделять материальную помощь, оказываемую в связи с особыми обстоятельствами, поименованными в п. 8 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР (в связи с постигшим стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, а также в связи со смертью работника или близких родственников). При этом круг близких родственников определяется ст. 5 Федерального закона от 12.01.96 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" - супруг, дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья, родные сестры, внуки, дедушка, бабушка. Взносы в остальные социальные внебюджетные фонды на единовременную материальную помощь любого вида не начисляются на основании:

- п. 3 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ "Различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи";

- абзаца 15 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды ОМС и ГФЗН "Другие выплаты, носящие единовременный характер".

К материальной помощи можно приравнять безвозвратные ссуды, а также суммы, выданные работнику для погашения кредитов.

Взносы в ПФР не начисляются на материальную помощь, оказываемую работникам в связи с особыми обстоятельствами (постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем), только при документальном подтверждении указанных особых обстоятельств.

Если материальная помощь оказана на основании лишь одного заявления работника, к которому не приложены никакие дополнительные документы, подтверждающие наличие особых обстоятельств, указанных в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, то сумму выплаченной материальной помощи следует включать в базу для исчисления пенсионных платежей.

Подтверждающими особые обстоятельства документами могут служить:

- справки правоохранительных органов о факте приема заявления (возбуждения уголовного дела) при похищении имущества;

- справки пожарных инспекций;

- акты о состоянии помещений после пожара, составленные при участии организаций жилищно-коммунального хозяйства, и т. п.

Государственные пособия и иные выплаты в соответствии с законодательством за счет средств социальных внебюджетных фондов. Под выплатами, поименованными в этом пункте, подразумеваются государственные пособия  гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и иные выплаты за счет средств соответствующих фондов, производимые в соответствии с законодательством РФ, К иным выплатам относятся, например, оплата стоимости санаторно-курортного лечения и отдыха, четырех дополнительных дней в месяц, предоставляемых в соответствии со ст. 163.1 КЗоТ РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми — инвалидами с детства, компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпусках за счет средств ГФЗН РФ, и т. д. (п. 12 Разъяснений по применению перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР).

Выплаты по листкам временной нетрудоспособности, оплата путевок и иные расходы, не принятые по каким-либо причинам к зачету ФСС РФ и не удержанные с работников, должны рассматриваться в качестве выплат социального характера за счет организации и включаться организацией в базу для исчисления страховых взносов в соответствующие фонды (как минимум — в ПФР, где в перечне необлагаемых выплат отсутствуют подходящие позиции).

Например, при проведении проверки отделением ФСС РФ сумма, возмещенная работнику за приобретенную им путевку, не была принята к зачету в качестве расходов по социальному страхованию.

Наряду с отнесением оплаченной за путевку суммы на счета учета собственных источников организации следует доначислить страховые взносы в ПФР по ставке 28 % на сумму путевки, а также удержать с получившего путевку работника 1 % в ПФР (в большинстве случаев необходимо удержать и подоходный налог).

Премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ первоначально включается в облагаемую базу при исчислении платежей в социальные внебюджетные фонды. Однако в отношении взносов в ФСС РФ, фонды ОМС и ГФЗН РФ данная премия может быть рассмотрена как единовременная (не чаще одного раза в год). В отношении ПФР данная премия в перечень необлагаемых выплат не включена (к выплатам за счет средств фондов а соответствии с законодательством не относится).

Организацией, выплачивающей по решению отделения ФСС РФ премию страховому активу (членам комиссии, уполномоченным по социальному страхованию), должны быть произведены отчисления в ПФР по ставке 28 % (либо за счет выделенных ФСС РФ средств -если данный вопрос согласован с отделением фонда, либо за счет собственных источников), а также удержаны взносы в ПФР по ставке 1 % с премированных граждан наряду с подоходным налогом.

Как видим, действующие нормативные документы приводят к абсурдной ситуации, когда взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом.

Стоимость спецодежды и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с законодательством. Стоимость выданной работникам специальной одежды и специальной обуви включена во все имеющиеся перечни выплат, на которые не начисляются страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

Имеется в виду выдача специальной одежды в соответствии со ст. 149 КЗоТ РФ по установленным нормам на работах:

- с вредными условиями труда;

- в особых температурных условиях;

- связанных с загрязнением.

При обеспечении работников спецодеждой следует учитывать Типовые нормы для рабочих и служащих сквозных профессий и должностей всех отраслей народного хозяйства, содержащиеся в приложении к постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 12.02.81 № 47/П-2, Типовые отраслевые нормы, а также Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 18.12.98 № 51.

Выданная работникам одежда признается специальной при условии соответствия названия должности и вида одежды указанным нормативным документам.

Во всех остальных случаях на стоимость выданной внутрифирменной одежды следует начислять страховые взносы во все социальные внебюджетные фонды, а также включать стоимость одежды в совокупный доход работников и относить стоимость ее приобретения за счет собственных источников организации.

Прочие компенсационные выплаты, связанные с выполнением работниками трудовых обязанностей. К ним, в частности, относится оплата организацией единых проездных карточек, представительские расходы и т.п.

По мнению уполномоченных ПФР, стоимость проездных билетов может подпадать под действие п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР (суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей), только при соблюдении определенных условий.

В п. 8 Разъяснений по применению перечня выплат, на которые

не начисляются взносы в ПФР указаны два условия:

- наименование должностей лиц, пользующихся проездными билетами, свидетельствующих о разъездном характере их работ;

- необходимость разъездов подтверждена должностными инструкциями и соответствующими распорядительными документами организации.

На практике уполномоченные ПФР нередко требуют соблюдения дополнительных, нигде специально не оговоренных условий. Во избежание споров с органами ПФР при проверках организациям рекомендуется учитывать эти дополнительные условия:

- проездные билеты не являются именными;

- проездные билеты приобретаются непосредственно организацией (а не работниками) и учитываются организацией как бланки строгой отчетности. В случае приобретения проездных билетов через подотчетных лиц желательно, чтобы подотчетное лицо не являлось исключительным пользователем приобретенного проездного билета;

- в организации ведется журнал учета поездок (журнал учета выдачи карточек для служебных поездок), подтверждающий производственную необходимость приобретения организацией данного количества проездных билетов и использование их исключительно для служебных разъездов.

При соблюдении всех указанных условий у организации не должно возникнуть проблем ни с отнесением сумм за единые проездные карточки на себестоимость продукции (работ, услуг), ни с удержанием подоходного налога, ни с исчислением платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.


2.2 Анализ образования и использования средств фондов социального страхования

Фонд государственного социального страхования является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением РФ.

Средства государственного социального страхования направляются на:

а) выплату пособий:

-         по временной нетрудоспособности,

-         по беременности и родам,

-         единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель);

-         единовременного пособия при рождение ребёнка;

-         ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

-         социального пособия на погребение;

-         оплату путевок на санитарно-курортное лечение и отдых работников и членов из семей, лечебное (диетическое) питание, оплату проезда в санитарно - курортные учреждения и в учреждения отдыха;

-         оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. 

Таблица 2.1 - Состояние расчетов предприятия по фондам социального страхования

Показатели

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ